Научная статья на тему 'Кластер - как форма реализации государственно-частного партнерства в рамках региональной промышленной политики'

Кластер - как форма реализации государственно-частного партнерства в рамках региональной промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
917
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ЧАСТНЫЙ / ПАРТНЕРСТВО / КЛАСТЕР / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасанов Р. X.

В статье рассматриваются возможности реализации государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода, который бы так же послужил основой реализации политики по экономическому развитию регионов. Анализируется западный опыт реализации государственной политики в области кластерных стратегий. Предлагается процесс моделирования кластеров с учетом особенностей России, определение ядра кластера, модель государственно-частного партнерства в рамках кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластер - как форма реализации государственно-частного партнерства в рамках региональной промышленной политики»

КЛАСТЕР - КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Р. Х. ХАСАНОВ, кандидат экономических наук, доцент Омский филиал Всероссийского заочного финансово-экономического института

Определим возможности реализации государственно-частного партнерства с использованием кластерного подхода, который бы также послужил основой реализации политики по экономическому развитию регионов.

Кластерный подход находит свою основу в трудах А. Маршала и И. Шумпетера, можно даже сказать, что историческими основами кластерного подхода выступают, с одной стороны, Маршаловс-кий «индустриальный район» и экономика агломераций, а с другой стороны, инновации Шумпетера, способствующие экономическому росту внутри региональных агломераций. Таким образом, в кластере одновременно реализуются две основные функции: 1) снижаются расходы за счет близкого соседства связанных фирм; 2) распространяются инновации от одной фирмы к другой, обеспечивая постоянный рост производительности в кластере в целом.

Современный же интерес к кластерной концепции во многом связан с трудами М. Портера, по определению которого «... кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [1].

Отметим, что в России партнерству между государством и бизнесом в настоящее время уделяется довольно большое внимание со стороны органов власти, но в то же время реализация кластерных стратегий развития пока не получила большого распространения. Также немаловажным фактом является то, что в России развитие кластеров сталкивается с серьезными препятствиями исторического характера, а так как большая часть российской экономики создавалась вне рынка, то и нельзя говорить о естественных кластерах,

которые появляются в силу исторических причин, описанных М. Портером. Тем не менее кластерная форма очень перспективна, ее развитие способно серьезно улучшить конкурентоспособность и эффективность экономик регионов России, следовательно, можно говорить о необходимости включения кластеров в проекты регионального промышленного развития. Кроме того, сдерживающими факторами для формирования и развития кластеров в России являются [2]:

• низкое качество управления бизнесом, отсутствие ориентации многих предприятий на международный рынок;

• слабый уровень развития территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей разработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса;

• недостаточный уровень плановых решений по территориальному хозяйственному развитию;

• большие горизонты достижения ожидаемых результатов, так как реальные выгоды от создания кластеров проявляются только через 5—10 лет. Свой взгляд на происходящее в экономике

России М. Портер высказал в выступлении «Российская конкурентоспособность: где мы находимся?» на Российско-американском инвестиционном симпозиуме в Бостоне [7]. Портер отмечает, что в отличие от унаследованной Россией плановой экономики, в которой экономическая политика направлена из центра, а связи покупатель/поставщик видятся с точки зрения национальной перспективы, экономическая политика, основанная на кластере, подразумевает достаточную автономию на региональном и местном уровнях. Кроме того, предполагается специализация регионов в тех сферах, в которых они конкурентоспособны, а

географический выбор основан на экономической привлекательности региона и расположении фирм по отношению к другим компаниям, с целью получения максимальной выгоды от кластера.

Профессор Портер выделяет несколько функций, которые выполняют кластеры в экономическом развитии любой страны:

• кластеры — критические двигатели в экономической структуре национальной и региональной экономики. Процветание региона зависит от значимых позиций в определенном числе конкурентоспособных кластеров;

• кластеры могут определять фундаментальные задачи в национальных или региональных условиях ведения бизнеса: кластеры в большой мере соотносятся с природой конкуренции и микроэкономическими факторами, которые влияют на конкурентные преимущества;

• кластеры обеспечивают новый способ мышления в сфере экономики и усилий по развитию ее организации. Так, кластер заставляет пересмотреть роли частного сектора, правительства, торговых ассоциаций, образовательных и исследовательских учреждений в экономическом развитии, а также определить общие возможности, а не только общие проблемы фирм и компаний всех форм собственности. Особую роль в экономическом развитии региона и страны Портер отводит органам исполнительной власти, задачами которых, по его мнению, являются:

• улучшение макроэкономического, политического, законодательного и социального фона;

• установление стабильного и предсказуемого макроэкономического, законодательного и политического окружения;

• улучшение социальных условий для граждан;

• улучшение условий для ведения бизнеса;

• повышение доступности, качества и эффективности инфраструктуры и образовательных учреждений;

• содействие образованию и развитию кластера (определение существующих и зарождающихся кластеров, а также участие в определении кластерных барьеров и выработка планов по их устранению);

• руководство совместным процессом экономических перемен;

• создание «институтов повышения конкурентоспособности», которые бы информировали граждан и мобилизовали бы частный сектор, органы власти всех уровней, образовательные и другие учреждения, а также все гражданское общество.

Роль частного сектора Портер сводит к активному участию в совершенствовании местной инфраструктуры, появлению «местных» поставщиков и привлечению новых инвестиций, работе в контакте с местными образовательными и исследовательскими институтами, с тем чтобы повышать качество и создавать специализированные программы, отвечающие потребностям кластера, а также обеспечивать органы власти информацией о проблемах и барьерах, которые возникают при развитии кластера. Особую роль М. Портер отводит торговым ассоциациям, которые, по его мнению, могут взять на себя часть затрат при формировании и развитии кластера.

По мнению Г. А. Яшевой [3], существуют национальные особенности кластерной политики:

• нет однозначности в составе средств кластерной политики; они едины только в странах — участницах одного кластерного проекта;

• многообразны методы обеспечения кластерной политики, которые определяются национальными особенностями и принятой концепцией кластерного подхода;

• кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;

• методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

В настоящее время применение кластерного подхода становится одним из ключевых направлений региональной промышленной политики. При этом применение данного подхода для развития региональной экономики, стимулирования занятости, повышения региональной конкурентоспособности, перехода на инновационный путь развития пока еще недостаточно изучено, особенно это касается российского опыта. По нашему мнению, необходимо также глубокое изучение международного опыта применения ориентированной на кластеры промышленной политики.

Согласно докладу OECD (Организация экономического сотрудничества и развития) «Конкурентные региональные кластеры: подходы к национальной политике» [8], проблема кластерной промышленной политики складывается из решения следующих вопросов:

во-первых, как должна оказываться поддержка кластеров со стороны государства — через создание условий функционирования или непосредственную поддержку кластеров;

во-вторых, должны ли государственные средства вкладываться в широкий спектр кластеров или только в ограниченный круг лидирующих региональных кластеров;

в-третьих, что важнее с точки зрения поддержки кластеров — сохранение и развитие рабочих мест или культивирование новых, стратегически важных, технологий.

В том же докладе высказывается мнение о рисках, характерных для программ поддержки кластеров, в частности утверждается, что такие программы могут привести к недостаточной диверсификации региональных экономик, кроме того, долгосрочные инвестиции в те или иные сектора проявляют так называемую проблему невозможности смены приоритетов, также высказываются опасения, что развиваемый кластер может попасть в сильную зависимость от предприятия-лидера — так называемого «ядра кластера».

В европейском союзе программы поддержки кластеров развиваются в рамках: региональной политики, политики по развитию науки и технологий, промышленной политики [8]. Тенденция развития таких программ показывает, что именно кластеры выступают одним из основных приоритетов европейского регионального, научного и промышленного развития. Региональные кластерные инициативы в Европе в основном сосредоточены в регионах промышленной реструктуризации, географически удаленных, переживающих кризис регионах. В свою очередь политика развития науки и технологии во многом строится на поддержке самых передовых, обладающих высоким потенциалом отраслей, которые зачастую находятся в высокоразвитых регионах. Промышленная кластерная политика в основном подразумевает поддержку лидеров промышленных кластеров, а также в области развития малого и среднего промышленного бизнеса — подразумевает развитие инфраструктуры ведения бизнеса (см. таблицу).

Таким образом, западноевропейские правительства активно участвуют в развитии кластеров, а так называемые кластерные инициативы становятся все более и более популярным способом проведения промышленной политики. Государства ЕС определяют:

• во-первых, местоположение создаваемых кластеров;

• во-вторых, отрасль;

• в-третьих, конкретных получателей помощи (фирмы, университеты или иные организации). Сложности поджидают государства на каждом

этапе. Например, в решении вопросов: где следует поддерживать кластерные инициативы—в регионах роста или, наоборот, в отстающих регионах, какие отрасли следует выбирать для развития кластеров — высокотехнологичные или традиционные, каких участников кластера поддерживать и в каких формах?

Другой проблемой является идентификация кластера, которая решается в европейских странах двумя путями: во-первых, статистическим путем, когда кластеры выявляются через принципы географической близости уже существующих предприятий; во-вторых, через «кластерные инициативы» — процесс инициализации создания кластеров. При этом первый подход во многом связан с поддержкой лидеров национального роста — компаний, составляющих ядро кластера, второй же подход в основном направлен на вывод тех или иных регионов из кризисного положения.

Согласно данным «Зеленой книги кластерных инициатив» (Cluster Initiative Green book) [10] всего в мире на 2003 г. было выявлено более 500 различных кластерных инициатив. Авторы исследования отмечают, что наиболее часто кластерные инициативы инициализируются в развивающихся странах

Тенденции развития политики по поддержке кластеров

ТИп политики Старый подход Новый подход Направления кластерных программ

Региональная политика Перемещение ресурсов из развитых в кризисные регионы Строительство конкурентоспособных регионов, совмещая региональные ресурсы и субъекты бизнеса • Цель политики — помощь отстающим регионам; • помощь малым и средним фирмам; • широкий отраслевой подход; • стимулирование «групп развития (actors)» в кластере

Политика науки и технологий Финансирование индивидуальных проектов Финансирование совместных исследований, связанных с производством и имеющих коммерческий потенциал • Политика концентрируется в области высоких технологий; • стимулирование коммерциализации знаний; • помощь как малым, так и крупным фирмам

Промышленная политика Субсидии фирмам — «национальным чемпионам» Поддержка общих потребностей фирм, в особенности фирм малого и среднего бизнеса. • Концентрация на компаниях-лидерах; • помощь малым фирмам в преодолении препятствий на пути освоения технологий и роста; • создание конкурентных преимуществ для привлечения иностранных инвестиций и брендов; • поддержка отраслей, находящихся на переходном этапе

с переходной экономикой, при этом инициаторами выступают: правительства (32 %), бизнес (27 %) и совместно бизнес и государство (35 %); финансирование кластерных инициатив осуществляется государством (54 %), бизнесом (18 %), совместными усилиями бизнеса и государства (25 %). Чаще всего кластерные инициативы выступают как «ускоритель» кластерных процессов, т. е. большинство усилий по развитию кластеров подразумевает поддержку существующих потенциальных кластеров.

Интересные выводы сделаны австралийским исследователем Марком Викхемом [4], который отмечает ведущую роль правительства Тасмании в успешном развитии кораблестроительного кластера в отдаленном австралийском острове. Он предлагает рассматривать роль государства в качестве центрального фактора Портеровского ромба национальной конкурентоспособности, считая роль государства центральной для достижения успеха кластера (рис. 1). Правительство — Government находится в центре модифицированного ромба Портера.

Викхем отмечает 5 факторов успешной роли государства:

1) государство своевременно реагирует на нужды кластера, учитывая предпринимательский, географический и исторический контекст;

2) государство способно усиливать роль основных факторных условий, даже роль шанса (которая в модели Портера (как и роль государства) была экзогенной, во многом не подлежащей предвидению) может быть успешно применена при сосредоточении государственных усилий и средств;

3) роль государства должна варьироваться в зависимости от стадии жизненного цикла кластера, т. е. государственные методы регулирования не должны быть сосредоточены лишь на одном подходе;

4) государство предоставляет необходимую инфраструктуру для кластерного развития, стараясь при этом опередить нужды предпринимательских структур, а не следовать в фарватере бизнеса;

5) поддержка государства должна быть сосредоточена, в том числе, и на фирме-лидере, ядре кластера. Викхем отмечает, что государство должно обеспечивать безопасность поставок, способствовать возникновению вокруг лидера новых поставщиков, покупателей, а, кроме того, способствовать формированию новых фирм-лидеров.

По мнению норвежского исследователя Линды Орведал, основная проблема при определении кластерной политики государства — это собственно определение наличия кластера [6]. Государству чрезвычайно сложно определить, имеет оно дело с кластером или нет, в большинстве случаев ни государство, ни фирмы не обладают необходимой информацией, что приводит к так называемой проблеме асимметричности информации, на основе модели единственно фактора производительности Л. Оведал показывает: при наличии кластера и асимметричной информации возникает так называемый сепаратный эквилибриум, — используемый в теории игр термин, который подразумевает, что каждый агент (работник), делая свой выбор относительно чего-либо, таким образом отделяет свой выбор от выбора других. Таким образом, не обладая информацией, государство не в состоянии сделать правильный выбор относительно того, поддерживать кластер или нет. В этой связи интересно мнение другого экономиста — Кристьяна Кетелса, который считает, что при разработке программ государственного содействия кластерам самый большой риск — это большой срок и высокая стоимость государственных кластерных инициатив, особенно если рассматривать ситуацию неправильного выбора объекта государственного вмешательства, о чем было сказано ранее [5]. По мнению Кетелса, базирующаяся на кластерах экономическая политика отличается от традиционных подходов, во-первых, тем, что все кластеры в той или иной мере важны, так как производительность внутри кластеров определяет стандарты жизни страны или региона, во-вторых, кластерная политика — это не узконаправленные, а широкие усилия органов власти по развитию экономики региона или страны, это инструмент политики, направленный

на создание «локомотивов» экономического роста, и, в-третьих, кластерная политика направлена на стимулирование инноваций прежде всего через стимулирование развития конкуренции. При этом подчеркивается, что создание кластеров — очень опасный инструмент политики, наилучшим подходом является выявление и развитие уже существующих кластерных образований.

Наилучшей политикой по поддержке кластеров Кетелс считает политику «кластерного активирования», которая предполагает, что роль государства должна сводиться к снятию барьеров, мешающих эволюции кластеров, прежде всего, улучшая среду обитания бизнеса, создавая инфраструктуру, с целью дать возможность кластеру развиваться самостоятельно.

На основании рассмотренных теоретических предпосылок, западного опыта и особенностей

Рис. 2. Процесс моделирования кластера в условиях России

России можно предложить следующую методику определения условий и возможностей, а также дальнейшего создания и поддержки развития хозяйственных кластеров (рис. 2).

Представленные мероприятия представляют собой рекомендованную последовательность действий со стороны органов государственной власти и бизнеса, однако некоторые мероприятия нуждаются в дополнительном научном осмыслении и определении. Прежде всего, это касается определения ядра кластера.

Отметим, что понятие «ядро кластера» при всем многообразии литературы пока не получило полноценного определения, возможно, причиной тому служит многообразие кластерных образований во всем мире. Мы считаем необходимым определить понятие «ядра кластера» с учетом особенностей рассмотрения кластеров в России и изученного западного опыта.

Предлагается следующее определение: «Под ядром кластера понимается одно или несколько предприятий конкурентоспособных на мировом рынке, способных производить качественную продукцию для нужд большинства предприятий кластера и на экспорт, являющихся лидерами нарын-ке и способными улучшать конкурентоспособность своей продукции в долгосрочной перспективе».

Предложенное определение опирается, с одной стороны, на теоретические построения М. Портера, связанные с понятиями конкурентного преимущества и конкурентоспособности, а с другой — на практический опыт, полученный в ходе работы автора по исследованию конкурентоспособности предприятий, входящих в кластер химической и нефтехимической продукции Омской области.

В основу кластерной политики должны быть положены сферы деятельности, составляющие основу

Косвенное государственное стимулирование

перспективной специализации экономики региона и имеющие высокий потенциал роста и конкурентоспособности. Например, в Омской области наиболее мощные и конкурентоспособные сектора — авиационно-космический комплекс и нефтехимия. Именно в них формируются кластеры, ядром которых становятся крупные промышленные предприятия.

На наш взгляд, успешное развитие кластеров в России по обозначенным причинам, а также с учетом того, что в России отсутствуют необходимые исторические условия развития кластеров, возможно в рамках государственно-частного партнерства, при этом предлагается существенно модернизировать подход М. Портера за счет поддержки государством как детерминантов кластера, так и самого ядра данной системы. Предлагаемый подход представлен на рис. 3.

Модель Портера, в которой роль государства была не столь значимой, в предлагаемой модели существенно усиливается. Меры поддержки, с одной стороны, состоят в косвенной поддержке детерминантов регионального конкурентного преимущества, а с другой, государство непосредственно поддерживает само создание и функционирование кластера.

Меры косвенной поддержки детерминантов включают в себя мероприятия государственно-частного партнерства в области стимулирования конкуренции, создания факторных условий, формирования спроса и поддержки смежных отраслей.

В то же время государство должно сконцентрировать усилия:

• на собственно поддержке кластера, в частности по устранению барьеров; содействии экспорту за пределы региона; развитии программ обучения и переподготовки; развитии связей с наукой; поддержке инфраструктуры кластера; стандартизации; стимулировании инвестиций; проведении конференций; антимонопольной политике; страховании рисков и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ..: — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 608 с.

2. Родионова Л. Н, Хайруллин Р. Ф. Кластеры как форма интеграции инвестиционных ресурсов. http://www. ogbus.ru/authors/Rodionova/Rodionova_4.pdf.

Государственная поддержка кластера

устранение барьеров; содействие экспорту за пределы региона; программы обучения и переподготовки; развитие связей с наукой; развитие инфраструктуры кластера; стандартизация; стимулирование инвестиций;

проведение конференций; антимонопольная политика; налоговые льготы; страхование рисков и др.

Рис. 3. Модель государственно-частного партнерства в рамках кластера

3. Яшева Г. А. Кластерная политика в повышении конкурентоспособности национальнойэконо-мики: методика формирования. Государственное управление. Электронный вестник. — Вып. № 11. Июнь 2007 г.

4. Dr Mark Wickham. Regional Economic Development: Exploring the 'Role of Government' in Porter's Industrial Cluster Theory. CRIC Cluster conference. Beyond Cluster — Current Practices & Future Strategies Ballarat, June 30-July 1, 2005.

5. Ketels C. 2003, «Clusters of Innovation in Europe», in: Structural Change in Europe 3 — Innovative City and Business Regions, Bollschweil: Hagbarth Publications.

6. Linda Orvedal. Industrial clusters, asymmetric information and policy design. Norwegian School of Economics and Business Administration. Discussion Paper 25/02.

7. MichaelE. Porter. Russian Competitiveness: Where Do We Stand?. Institute for Strategy and Competitiveness. Harvard Business School. U. S.-Russian Investment Symposium. Boston, Massachusetts 13. November 2003. http://www.isc.hbs.edu/pdf/CAON_Russia_ 2003_Harvard_Symposium_11-13-03_CK.pdf.

8. OECD (2007), Competitive Regional Clusters: National Policy Approaches, ISBN 978-92-6402708-4. www.oecd.org/publications/Policybriefs.

9. OECD, 2001, Innovative Clusters: Drivers ofNational Innovation Systems, OECD: Paris.

10. The Cluster Initiative Greenbook: New Findings on the Process of Cluster-Based Economic Development. http://www.ivorytower.se/greenbook/general.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.