Классификация валютных правонарушений .
УДК 339.7, 342, 339.72
КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Каранец Снежана Михайловна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.э.н., доцент, e-mail: г1сЬпе2016@уапёех.гц
Статья посвящена вопросам современной классификации правонарушений в области валютного законодательства. Автор предлагает классифицировать валютные правонарушения по следующим классификационным критериям: по объекту, субъекту, санкциям, количеству правонарушений, по сферам приложения, предмету и так далее. Такой подход позволит охватить не только описанные в законодательных актах нарушения, но и существующие схемы вывоза капитала за рубеж
Ключевые слова: классификация; валютное законодательство; нарушение валютного законодательства; валютное правонарушение; санкция
CLASSIFICATION OF MONETARY OFFENSES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Karanets Snezhana M.
Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, PhD, Docent, e-mail: richne2016@yandех.ru
The article focuses on the issues of modern classification of offenses in the field of monetary legislation. Monetary offenses are classified by the following crite-ria:the object, subject, sanctions, the number of offenses and so on. This approach allows the author to cover existing schemes, including the schemes of capital outflow
Keywords: classification; currency law; currency law violations; monetary offence; sanction
Для цитирования: Каранец С.М. Классификация валютных правонарушений в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 51-54.
Несмотря на либерализацию валютного законодательства вопросы выявления и предотвращения валютных правонарушений продолжают оставаться одними из самых актуальных.
По данным ФТС в 2017 г. на исполнении в таможенных органах находилось 6 751 постановление по делам об административных правонарушениях, возбужденным в связи с нарушениями валютного законодательства и переданных в таможенные органы в ходе ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора, на сумму штрафов свыше 350,6 млрд рублей. В 2017 г. взысканы штрафы по 101 постановлению на сумму 12,3 млн рублей [1].
Несмотря на то, что страны ЕАЭС используют различные подходы к выявлению, определению и предупреждению валютных правонарушений, в 2017 г. был разработан проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в государствах - членах ЕАЭС [2].
Цель данного исследования состоит в выявлении современных классификационных критериев валютных правонарушений, совершенных в РФ.
С правовой стороны под правонарушением понимают «родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, ... юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности» [3].
В экономической и юридической литературе принято различать финансовые, бюджетные, налоговые, банковские, таможенные (внешнеэкономические) и валютные правонарушения. Поскольку единого мнения об определении сущности и места валютного правонарушения в структуре экономических и финансовых правонарушений нет, то в настоящее время сложилось два подхода к определению места «валютного правонарушения» в общей структуре правонарушений. Одни ученые считают, что утверждения «о существовании валютного правонарушения являются недостаточно обоснованными, поскольку Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изм. от 7 мая 2013 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержит собственные составы валютных правонарушений и не предусматривает специфические санкции для нарушителей валютного законодательства» [4]. С позиции же, например, Н. Алексеева, в настоящее время «отсутствуют . нормы относительно обязательных признаков валютного правонарушения, в связи с чем вопрос о наличии таковых вынужденно решается судом в каждом конкретном случае» [5].
Несмотря на то что Конституционный Суд Российской Федерации в процессе разрешения споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, под валютным правонарушением понимает любое «противоправное виновное деяние, совершенное
о А
х s
А
.с
S to S
я
А
Cd
>
hi X S hi
А
Е
hi X X О
S«
>
hi Я H
hi >
er X О
n н er
5
умышленно или по неосторожности» [6, 7, 8, 9], Д. Печегин придерживается мнения об отсутствии на законодательном уровне определения, что именно следует считать валютным правонарушением, валютным преступлением. Наличие же в отечественном законодательстве составов преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 193 и п. «в» ч. 2 ст. 1931 Уголовного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о признании со стороны государства массовости нарушений в данной сфере правоотношений [10].
Есть и такое мнение, что валютное правонарушение - это некая разновидность финансового правонарушения. Так, Н.И. Паукова связывает валютное правонарушение с деянием резидента (нерезидента), за которое валютным законодательством установлена юридическая ответственность [11, с. 90]. С позиции А. Арсланбековой такое правонарушение может совершить только участник валютных правоотношений [12, с. 6.], а А.А. Мусаткина характеризует валютное правонарушение как деяние, посягающее на любые «валютные отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность» [13]. В определении Т.И. Губаревой акцент смещен в сторону валютных операций, сделок с валютными ценностями, нарушений деликто-способным лицом законодательства о валютном регулировании и валютном контроле [14].
Авторы всех определений выделяют в качестве основного признака валютного правонарушения - установление ответственности (юридической, финансовой и так далее). Однако главным атрибутом такого правонарушения являются все формы денег: металлические, бумажные, электронные и квазиденьги. Правонарушение заключается в релевантности величины денежного потока, который пересекает таможенную границу. Все валютные правонарушения выявляются в ходе проведения валютного контроля, в основном в документарной форме.
Для изучения специфики валютных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, следует более пристально рассмотреть их современную классификацию.
Валютные правонарушения могут классифицироваться по следующим признакам:
1. В зависимости от субъекта можно выделить правонарушения, совершенные:
а) резидентом, в том числе:
- физическим лицом, включая физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем; физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; физическое лицо, вступившее в трудовые отношения, получающее доход в форме заработной платы и имеющее статус должностного лица;
- юридическим лицом, включая уполномоченные банки;
б) нерезидентом, в том числе:
- юридическим лицом;
- физическим лицом.
Каждый субъект специализируется на определенном виде валютных операций. Так, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не несут ответственности за невыполнение требований репатриации валюты.
2. В зависимости от последствий за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрива-ются следующие формы ответственности либо их сочетание:
а) штраф, в том числе:
- административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- административный штраф на юридических лиц;
- административный штраф на должностных лиц;
- административный штраф на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.4. [15]);
- штраф в размере от 200 тыс. руб. до 1 млн руб.;
- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
- приостановление действия или лишение лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля;
- дисквалификация должностного лица до трех лет (п. 5.1. ст. 15.25 [15]);
- принудительные работы (ст. 193, 193.1 [16]);
- лишение свободы до 10 лет (ст. 193.1 [16]);
- конфискация предмета административного правонарушения (незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза). Незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков свыше 10 000 долл. США, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме;
- иные санкции.
3. В зависимости от совершенных одним субъектом правонарушений, при этом выделяют:
а) валютное правонарушение, совершаемое впервые (единичное, разовое).
б) повторно совершаемое валютное правонарушение:
- в течение одного года;
- после наложения взыскания (за аналогичное административное);
в) неоднократно совершаемые валютные правонарушения одним лицом.
Классификация валютных правонарушений .,
4. В зависимости от поведения субъекта:
а) противоправное действие;
б) бездействие (например, непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии вклада в банке, расположенном за пределами территории РФ) (ст.15.25 п.2.1) [15].
5. В зависимости от сфер приложения валютные правонарушения подразделяются на операции, связанные:
а) с обращением наличной валюты, в том числе:
- со ввозом на таможенную территорию ЕАЭС или вывозом валюты за ее пределы. Таможенному декларированию подлежит сумма, превышающая в денежном эквиваленте 10 000 долл. США (ст. 260 п. 1, пп. 7) [17];
- с переводом валюты. Банк России ограничил размер перевода для физических лиц (резидентов) из Российской Федерации без открытия банковского счета иностранной валюты или валюты РФ суммой, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США (ст. 9 п. 12) [18; 19];
- с пересылкой валюты [20; 21]. На территории РФ пересылка денежных знаков РФ и иностранной валюты в почтовых отправлениях разрешена учреждениям Центрального банка РФ, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в пределах, установленных законодательством РФ полномочий (ст. 22, п. 7) [20]. Почтовые правила относят денежные знаки РФ и иностранную валюту к категории запрещенных предметов пересылки.
б) с конвертируемостью валюты (использование валютной выручки, купля-продажа иностранной валюты);
в) с иностранными инвестициями (ввоз/вывоз предпринимательского капитала, репатриация прибыли, получение/выдача кредитов);
г) с открытием депозитов в валюте.
6. В зависимости от объекта валютные правонарушения подразделяются на правонарушения, где предметом спора выступает:
а) национальная валюта;
б) иностранная валюта;
в) коллективная валюта;
г) внутренние и (или) внешние ценные бумаги;
д) иные средства платежа.
7. В зависимости от используемой формы валюты. Все валютные правонарушения можно подразделить на правонарушения, связанные с использованием:
а) наличных денег, то есть с денежным агрегатом М0;
б) безналичных средств, то есть с остальными денежными агрегатами, за исключением М0;
в) денежных агрегатов М1, М2, М3, М4 (MZM, Money with zero maturity).
Такая классификация позволяет выявить влияние совершенных в течение года валютных правонарушений на денежный рынок, определить уровень инфляции в стране. Следует отметить, что влияние
операций на открытом рынке на курс валюты было исследовано в ХХ в. как зарубежными (К. Маккон-нелл, С. Брю), так и отечественными учеными [22; 23; 24].
В качестве вывода необходимо подчеркнуть, валютное правонарушение совершает деликтоспо-собное лицо, которое может быть как резидентом, так и нерезидентом в результате противоправного виновного действия или бездействия с использованием авуаров, перемещаемых через таможенную границу.
Все многообразие видов валютных правонарушений можно сгруппировать по субъектам, по объектам, в зависимости от характера последствий, по сферам приложения, по видам ответственности. Такой подход позволяет систематизировать не только описанные в законодательных актах нарушения, но и выявить повторяющиеся (наиболее распространённые) и единичные случаи такого рода правонарушений, определить мотивы и причины их совершения, а самое главное - предотвратить появление новых форм валютных правонарушений.
Библиографический список:
1. Таможенная служба в 2017 г. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М.: ФТС, 2018. С. 56.
2. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 697-р «О подписании Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» // Собрание законодательства РФ. 24.04.2017. № 17. Ст. 2623.
3. Письмо ФФОМС от 05.08.1999 № 4036/20-1 // Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ. Т. 10, ФФОМС. М., 2000.
4. Полякова С.А. К вопросу о финансовом правонарушении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2013. № 8. С. 225-229.
5. Алексеев Н. Валютное регулирование и валютный контроль: об изъянах действующего законодательства // Российский экономический журнал. 2011. № 1. С. 95-96.
6. Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»» // Собрание законодательства РФ. 24.05.1999. № 21. ст. 2668.
7. Информационное письмо ВАС РФ от 31.05.2000 № 52 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 7.
8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2001 № А33-9214/00-С3а-Ф02-777/01-С1// URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= аос&сасЬе1а=Е122Л3Л86Л81С02748СВ067Р35Р40С7
7&SORTTYPE=0&BASENODE=30&ts=103467866031 96529133678929&base=AVS&n=5085&rnd=FF1F4F4D 56B4EC0980DF94C8F0EC6C8E#033260411887811103 (дата обращения: 02.01.2019).
9. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.04.2000 № Ф03-А73/00-2/374 // URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=E 122A3A86A81CD2748CBD67F35F40C77&S0RTTYP E=0&BASEN0DE=31&ts=10346786603196529133678 929&base=ADV&n=1346&rnd=FF1F4F4D56B4EC098 0DF94C8F0EC6C8E#03177052483418299 (дата обращения: 02.01.2019).
10. Печегин Д. Объект и предмет валютных преступлений, связанных с уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств. // Финансовое право. 2017. № 11. С. 39. // URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30595407 (дата обращения: 20.01.2019).
11. Паукова Н.И. Юридическая ответственность за нарушения валютного законодательства. // Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию принятии Уголовного кодекса РФ. Воронежский экономико-правовой институт. 2016. С. 88-92.
12. Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: Авто-реф. дис. на соискание ученой степени д.ю.н. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2009. 54 с.
13. Мусаткина А.А. Дискуссионные вопросы понятия финансового правонарушения. // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 4 (19). С. 71-74.
14. Губарева Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. М., 2010. С. 141.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2019).
16. 16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.01.2019).
17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ст. 260 п. 1, пп. 7. // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www. pravo.gov.ru. (дата обращения: 09.01.2018).
18. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 25.12.2018) Ст. 9. п. 12. // URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=314402&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.9044998831884374#02060015358339622 (дата обращения: 04.01.2019).
19. Указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2004 № 5730) // Вестник Банка России. 14.04.2004. № 22.
20. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» // URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=4438B08BDC303828 141B503DF6F0A000&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1 &ts=1019259415021884606611997404&base=LAW&n =301417&rnd=FF1F4F4D56B4EC0980DF94C8F0EC6C 8E#017400950697418915 (дата обращения: 02.01.2019).
21. Почтовые услуги и правила. Официальный сайт ФГУП «Почта России» // URL: https://www.pochta.ru/ support/post-rules/content-package-rules (дата обращения: 04.01.2019).
22. Каранец С.М. Мировая экономика. Владивосток. 2002. С. 37.
23. McConnell Campbell R., Brue Stanley L. Economics: principles, problems, and policies. London, New York: McGraw-Hill. 1999.
24. Перов А.В. Денежно-кредитное и валютное регулирование: теория и практика: (На материалах Франции 70-80-х гг.): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / А.В. Перов. М.: Гос. финансовая акад, 1991.