Научная статья на тему 'Классификация валютных правонарушений в Российской Федерации'

Классификация валютных правонарушений в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1307
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ВАЛЮТНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / CАНКЦИЯ / CLASSIFICATION / CURRENCY LAW / CURRENCY LAW VIOLATIONS / MONETARY OFFENCE / SANCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каранец С. М.

Статья посвящена вопросам современной классификации правонарушений в области валютного законодательства. Автор предлагает классифицировать валютные правонарушения по следующим классификационным критериям: по объекту, субъекту, санкциям, количеству правонарушений, по сферам приложения, предмету и так далее. Такой подход позволит охватить не только описанные в законодательных актах нарушения, но и существующие схемы вывоза капитала за рубеж

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF MONETARY OFFENSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article focuses on the issues of modern classification of offenses in the field of monetary legislation. Monetary offenses are classified by the following criteria:the object, subject, sanctions, the number of offenses and so on. This approach allows the author to cover existing schemes, including the schemes of capital outflow

Текст научной работы на тему «Классификация валютных правонарушений в Российской Федерации»

Классификация валютных правонарушений .

УДК 339.7, 342, 339.72

КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каранец Снежана Михайловна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры правового обеспечения внешнеэкономической деятельности, к.э.н., доцент, e-mail: г1сЬпе2016@уапёех.гц

Статья посвящена вопросам современной классификации правонарушений в области валютного законодательства. Автор предлагает классифицировать валютные правонарушения по следующим классификационным критериям: по объекту, субъекту, санкциям, количеству правонарушений, по сферам приложения, предмету и так далее. Такой подход позволит охватить не только описанные в законодательных актах нарушения, но и существующие схемы вывоза капитала за рубеж

Ключевые слова: классификация; валютное законодательство; нарушение валютного законодательства; валютное правонарушение; санкция

CLASSIFICATION OF MONETARY OFFENSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Karanets Snezhana M.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Legal Basis for Foreign Economic Activity, PhD, Docent, e-mail: richne2016@yandех.ru

The article focuses on the issues of modern classification of offenses in the field of monetary legislation. Monetary offenses are classified by the following crite-ria:the object, subject, sanctions, the number of offenses and so on. This approach allows the author to cover existing schemes, including the schemes of capital outflow

Keywords: classification; currency law; currency law violations; monetary offence; sanction

Для цитирования: Каранец С.М. Классификация валютных правонарушений в Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 1 (69). С. 51-54.

Несмотря на либерализацию валютного законодательства вопросы выявления и предотвращения валютных правонарушений продолжают оставаться одними из самых актуальных.

По данным ФТС в 2017 г. на исполнении в таможенных органах находилось 6 751 постановление по делам об административных правонарушениях, возбужденным в связи с нарушениями валютного законодательства и переданных в таможенные органы в ходе ликвидационных мероприятий по упразднению Росфиннадзора, на сумму штрафов свыше 350,6 млрд рублей. В 2017 г. взысканы штрафы по 101 постановлению на сумму 12,3 млн рублей [1].

Несмотря на то, что страны ЕАЭС используют различные подходы к выявлению, определению и предупреждению валютных правонарушений, в 2017 г. был разработан проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации в государствах - членах ЕАЭС [2].

Цель данного исследования состоит в выявлении современных классификационных критериев валютных правонарушений, совершенных в РФ.

С правовой стороны под правонарушением понимают «родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, ... юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности» [3].

В экономической и юридической литературе принято различать финансовые, бюджетные, налоговые, банковские, таможенные (внешнеэкономические) и валютные правонарушения. Поскольку единого мнения об определении сущности и места валютного правонарушения в структуре экономических и финансовых правонарушений нет, то в настоящее время сложилось два подхода к определению места «валютного правонарушения» в общей структуре правонарушений. Одни ученые считают, что утверждения «о существовании валютного правонарушения являются недостаточно обоснованными, поскольку Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (с изм. от 7 мая 2013 г.) «О валютном регулировании и валютном контроле» не содержит собственные составы валютных правонарушений и не предусматривает специфические санкции для нарушителей валютного законодательства» [4]. С позиции же, например, Н. Алексеева, в настоящее время «отсутствуют . нормы относительно обязательных признаков валютного правонарушения, в связи с чем вопрос о наличии таковых вынужденно решается судом в каждом конкретном случае» [5].

Несмотря на то что Конституционный Суд Российской Федерации в процессе разрешения споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, под валютным правонарушением понимает любое «противоправное виновное деяние, совершенное

о А

х s

А

S to S

я

А

Cd

>

hi X S hi

А

Е

hi X X О

>

hi Я H

hi >

er X О

n н er

5

умышленно или по неосторожности» [6, 7, 8, 9], Д. Печегин придерживается мнения об отсутствии на законодательном уровне определения, что именно следует считать валютным правонарушением, валютным преступлением. Наличие же в отечественном законодательстве составов преступлений, предусмотренных п. «г» ч. 2 ст. 193 и п. «в» ч. 2 ст. 1931 Уголовного кодекса Российской Федерации, свидетельствует о признании со стороны государства массовости нарушений в данной сфере правоотношений [10].

Есть и такое мнение, что валютное правонарушение - это некая разновидность финансового правонарушения. Так, Н.И. Паукова связывает валютное правонарушение с деянием резидента (нерезидента), за которое валютным законодательством установлена юридическая ответственность [11, с. 90]. С позиции А. Арсланбековой такое правонарушение может совершить только участник валютных правоотношений [12, с. 6.], а А.А. Мусаткина характеризует валютное правонарушение как деяние, посягающее на любые «валютные отношения, за совершение которых установлена финансовая ответственность» [13]. В определении Т.И. Губаревой акцент смещен в сторону валютных операций, сделок с валютными ценностями, нарушений деликто-способным лицом законодательства о валютном регулировании и валютном контроле [14].

Авторы всех определений выделяют в качестве основного признака валютного правонарушения - установление ответственности (юридической, финансовой и так далее). Однако главным атрибутом такого правонарушения являются все формы денег: металлические, бумажные, электронные и квазиденьги. Правонарушение заключается в релевантности величины денежного потока, который пересекает таможенную границу. Все валютные правонарушения выявляются в ходе проведения валютного контроля, в основном в документарной форме.

Для изучения специфики валютных нарушений, причин и условий, способствующих их совершению, следует более пристально рассмотреть их современную классификацию.

Валютные правонарушения могут классифицироваться по следующим признакам:

1. В зависимости от субъекта можно выделить правонарушения, совершенные:

а) резидентом, в том числе:

- физическим лицом, включая физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем; физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; физическое лицо, вступившее в трудовые отношения, получающее доход в форме заработной платы и имеющее статус должностного лица;

- юридическим лицом, включая уполномоченные банки;

б) нерезидентом, в том числе:

- юридическим лицом;

- физическим лицом.

Каждый субъект специализируется на определенном виде валютных операций. Так, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не несут ответственности за невыполнение требований репатриации валюты.

2. В зависимости от последствий за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрива-ются следующие формы ответственности либо их сочетание:

а) штраф, в том числе:

- административный штраф на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

- административный штраф на юридических лиц;

- административный штраф на должностных лиц;

- административный штраф на граждан в размере от одной второй до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ст. 16.4. [15]);

- штраф в размере от 200 тыс. руб. до 1 млн руб.;

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

- приостановление действия или лишение лицензий и разрешений, выданных органами валютного контроля;

- дисквалификация должностного лица до трех лет (п. 5.1. ст. 15.25 [15]);

- принудительные работы (ст. 193, 193.1 [16]);

- лишение свободы до 10 лет (ст. 193.1 [16]);

- конфискация предмета административного правонарушения (незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза). Незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков свыше 10 000 долл. США, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме;

- иные санкции.

3. В зависимости от совершенных одним субъектом правонарушений, при этом выделяют:

а) валютное правонарушение, совершаемое впервые (единичное, разовое).

б) повторно совершаемое валютное правонарушение:

- в течение одного года;

- после наложения взыскания (за аналогичное административное);

в) неоднократно совершаемые валютные правонарушения одним лицом.

Классификация валютных правонарушений .,

4. В зависимости от поведения субъекта:

а) противоправное действие;

б) бездействие (например, непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии вклада в банке, расположенном за пределами территории РФ) (ст.15.25 п.2.1) [15].

5. В зависимости от сфер приложения валютные правонарушения подразделяются на операции, связанные:

а) с обращением наличной валюты, в том числе:

- со ввозом на таможенную территорию ЕАЭС или вывозом валюты за ее пределы. Таможенному декларированию подлежит сумма, превышающая в денежном эквиваленте 10 000 долл. США (ст. 260 п. 1, пп. 7) [17];

- с переводом валюты. Банк России ограничил размер перевода для физических лиц (резидентов) из Российской Федерации без открытия банковского счета иностранной валюты или валюты РФ суммой, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США (ст. 9 п. 12) [18; 19];

- с пересылкой валюты [20; 21]. На территории РФ пересылка денежных знаков РФ и иностранной валюты в почтовых отправлениях разрешена учреждениям Центрального банка РФ, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в пределах, установленных законодательством РФ полномочий (ст. 22, п. 7) [20]. Почтовые правила относят денежные знаки РФ и иностранную валюту к категории запрещенных предметов пересылки.

б) с конвертируемостью валюты (использование валютной выручки, купля-продажа иностранной валюты);

в) с иностранными инвестициями (ввоз/вывоз предпринимательского капитала, репатриация прибыли, получение/выдача кредитов);

г) с открытием депозитов в валюте.

6. В зависимости от объекта валютные правонарушения подразделяются на правонарушения, где предметом спора выступает:

а) национальная валюта;

б) иностранная валюта;

в) коллективная валюта;

г) внутренние и (или) внешние ценные бумаги;

д) иные средства платежа.

7. В зависимости от используемой формы валюты. Все валютные правонарушения можно подразделить на правонарушения, связанные с использованием:

а) наличных денег, то есть с денежным агрегатом М0;

б) безналичных средств, то есть с остальными денежными агрегатами, за исключением М0;

в) денежных агрегатов М1, М2, М3, М4 (MZM, Money with zero maturity).

Такая классификация позволяет выявить влияние совершенных в течение года валютных правонарушений на денежный рынок, определить уровень инфляции в стране. Следует отметить, что влияние

операций на открытом рынке на курс валюты было исследовано в ХХ в. как зарубежными (К. Маккон-нелл, С. Брю), так и отечественными учеными [22; 23; 24].

В качестве вывода необходимо подчеркнуть, валютное правонарушение совершает деликтоспо-собное лицо, которое может быть как резидентом, так и нерезидентом в результате противоправного виновного действия или бездействия с использованием авуаров, перемещаемых через таможенную границу.

Все многообразие видов валютных правонарушений можно сгруппировать по субъектам, по объектам, в зависимости от характера последствий, по сферам приложения, по видам ответственности. Такой подход позволяет систематизировать не только описанные в законодательных актах нарушения, но и выявить повторяющиеся (наиболее распространённые) и единичные случаи такого рода правонарушений, определить мотивы и причины их совершения, а самое главное - предотвратить появление новых форм валютных правонарушений.

Библиографический список:

1. Таможенная служба в 2017 г. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. М.: ФТС, 2018. С. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 697-р «О подписании Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации» // Собрание законодательства РФ. 24.04.2017. № 17. Ст. 2623.

3. Письмо ФФОМС от 05.08.1999 № 4036/20-1 // Сборник законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих обязательное медицинское страхование в РФ. Т. 10, ФФОМС. М., 2000.

4. Полякова С.А. К вопросу о финансовом правонарушении // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2013. № 8. С. 225-229.

5. Алексеев Н. Валютное регулирование и валютный контроль: об изъянах действующего законодательства // Российский экономический журнал. 2011. № 1. С. 95-96.

6. Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 № 50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»» // Собрание законодательства РФ. 24.05.1999. № 21. ст. 2668.

7. Информационное письмо ВАС РФ от 31.05.2000 № 52 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 7.

8. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.04.2001 № А33-9214/00-С3а-Ф02-777/01-С1// URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= аос&сасЬе1а=Е122Л3Л86Л81С02748СВ067Р35Р40С7

7&SORTTYPE=0&BASENODE=30&ts=103467866031 96529133678929&base=AVS&n=5085&rnd=FF1F4F4D 56B4EC0980DF94C8F0EC6C8E#033260411887811103 (дата обращения: 02.01.2019).

9. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.04.2000 № Ф03-А73/00-2/374 // URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=E 122A3A86A81CD2748CBD67F35F40C77&S0RTTYP E=0&BASEN0DE=31&ts=10346786603196529133678 929&base=ADV&n=1346&rnd=FF1F4F4D56B4EC098 0DF94C8F0EC6C8E#03177052483418299 (дата обращения: 02.01.2019).

10. Печегин Д. Объект и предмет валютных преступлений, связанных с уклонением от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств. // Финансовое право. 2017. № 11. С. 39. // URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30595407 (дата обращения: 20.01.2019).

11. Паукова Н.И. Юридическая ответственность за нарушения валютного законодательства. // Уголовный закон: современное состояние и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию принятии Уголовного кодекса РФ. Воронежский экономико-правовой институт. 2016. С. 88-92.

12. Арсланбекова А.З. Финансово-правовые санкции в системе мер юридической ответственности: Авто-реф. дис. на соискание ученой степени д.ю.н. Саратов: Сарат. гос. акад. права, 2009. 54 с.

13. Мусаткина А.А. Дискуссионные вопросы понятия финансового правонарушения. // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2014. № 4 (19). С. 71-74.

14. Губарева Т.И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации. М., 2010. С. 141.

15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2019).

16. 16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 02.01.2019).

17. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ст. 260 п. 1, пп. 7. // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www. pravo.gov.ru. (дата обращения: 09.01.2018).

18. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 25.12.2018) Ст. 9. п. 12. // URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=LAW&n=314402&fld=134&dst=1000000001,0&r nd=0.9044998831884374#02060015358339622 (дата обращения: 04.01.2019).

19. Указание Банка России от 30.03.2004 № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2004 № 5730) // Вестник Банка России. 14.04.2004. № 22.

20. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» // URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=4438B08BDC303828 141B503DF6F0A000&S0RTTYPE=0&BASEN0DE=1 &ts=1019259415021884606611997404&base=LAW&n =301417&rnd=FF1F4F4D56B4EC0980DF94C8F0EC6C 8E#017400950697418915 (дата обращения: 02.01.2019).

21. Почтовые услуги и правила. Официальный сайт ФГУП «Почта России» // URL: https://www.pochta.ru/ support/post-rules/content-package-rules (дата обращения: 04.01.2019).

22. Каранец С.М. Мировая экономика. Владивосток. 2002. С. 37.

23. McConnell Campbell R., Brue Stanley L. Economics: principles, problems, and policies. London, New York: McGraw-Hill. 1999.

24. Перов А.В. Денежно-кредитное и валютное регулирование: теория и практика: (На материалах Франции 70-80-х гг.): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / А.В. Перов. М.: Гос. финансовая акад, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.