УДК 342.951
© И. Н. Озеров, А. Н. Александров, Л. В. Столбина, О. В. Панфилова, 2019 DOI: 10.24411/1999-625X-2019-13002
Классификация угроз безопасности на различных видах транспорта
И. Н. Озеров, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина А. Н. Александров, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина
E-mail: [email protected]
Л. В. Столбина, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина. E-mail: [email protected] О. В. Панфилова, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина.
E-mail: [email protected]
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития в настоящее время переходит к новой государственной политике в области национальной транспортной безопасности. При этом реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам, является одним из обязательных условий обеспечения национальной безопасности. В статье определены условия и факторы, которые влекут за собой снижение уровня безопасности на транспорте, причинение ущерба обществу и самому государству в целом, нанесение вреда здоровью, имуществу и жизни граждан, окружающей среде. Авторы выделяют признаки таких угроз безопасности на транспорте. Каждому признаку дается характеристика. Проводится классификация угроз транспортной безопасности в зависимости не только от критериев, но и видов транспорта. Анализируются статистические данные об аварийности на различных видах транспорта.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура; транспортная безопасность; органы МВД России на транспорте;
угрозы безопасности.
Classification of Threats to Security on Different Types of Transport
I. N. Ozerov, the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after Putilin I. D. А. N. Alexandrov, the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after Putilin I. D.
E-mail: [email protected]
L. V. Stolbina, the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after Putilin I. D. E-mail: [email protected] О. V. Panfilova, the Belgorod Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs named after Putilin I. D.
E-mail: [email protected]
In the process of globalization of the world development, international political and economic relations which form new threats and risks to the development of man, society and state, Russia, at present, as a guarantor of successful national development, moves to a new national policy in the field of national transport security. This also implies that implementation of the system of legal, economic, organizational and other measures in the transport complex established by the government and corresponding to these threats is one of the mandatory conditions of providing national security. The paper identifies the conditions and factors leading to the decreased level of transport security, harm to the society and the whole state, harm to the citizens' health, property and life, and damage to the environment. The authors specify the features of such threats to transport security, each feature being characterized. The classification of threats to transport security is made not only according to the criteria but to the types of transport as well. The paper comprises the analysis of the statistical data concerning the accident rate on different types of transport.
Keywords: transport infrastructure; transport security; organs of the Ministry of Internal Affairs on transport; threats to security.
Статья 71 Конституции РФ транспорт, пути сообщения, оборону и безопасность относит к ведению Российской Федерации. Федеральный транспорт и пути сообщения выступают основой транспортной системы Российской Федерации. Она включает в себя железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт, а также федеральные автомобильные дороги.
Транспорт и транспортная инфраструктура являются важнейшими факторами, которые непосредственно оказывают влияние на выполнение государством функций, связанных со свободой перемещения людей, товаров и грузов, территориальной мобильностью трудовых ресурсов, а также с осуществлением задач, направленных на обеспечение безопасности, поддержание обороноспособности, ликвидацию последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.
Обеспечение правопорядка, общественной безопасности, экологической безопасности, борьба с катастрофами и ликвидация их последствий в области транспортной деятельности, согласно ст. 72 Конституции РФ, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Угрозами безопасности на транспорте можно назвать не только обострение межнациональных отношений, возрастание уровня незаконного вмешательства, но и высокую степень износа технических средств, рост аварийности, травматизма [1, с. 57]. Это подтверждают статистические данные Федеральной службы статистики об аварийности на различных видах транспорта (табл. 1) '.
Если сравнить представленные сведения за январь-апрель 2018 и 2019 гг., то можно увидеть, что положительная динамика аварийности наблюдается на морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. На железнодорожном транспорте она ухудшилась, так как в рассматриваемый период в 2018 г. было
зафиксировано 4 происшествия, а в тот же период в 2019 г. на 3 происшествия больше. На воздушном транспорте происшествий и число погибших в 2018 г. было больше, чем в 2019 г. в рассматриваемый период. Что касается внутреннего водного транспорта, то в указанный период 2018 г. Федеральной службой статистики было зафиксировано 2 случая гибели людей. По происшествиям на автомобильных дорогах ситуация существенно не изменилась. Данные статистики указывают на проводимую профилактику и своевременное устранение различного рода угроз транспортной безопасности соответствующими службами и подразделениями.
Угроза, создание опасной обстановки — это не реальные вредные последствия, а определенное состояние, при котором еще только могут наступить конкретные вредные последствия [2, с. 81].
Понятие угрозы безопасности закреплено в Федеральном законе «О безопасности». Согласно указанному закону угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства 2.
Под угрозой транспортной безопасности понимаются противоправные деяния и процессы природного и техногенного характера, которые препятствуют жизненно важным интересам личности, общества и государства в транспортной сфере и приводят к негативным последствиям в транспортном комплексе. Она включает в себя такие факторы, как: акт незаконного вмешательства в деятельность транспорта; текущее состояние объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; безопасность на транспорте при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Согласно Федеральному закону «О транспортной безопасности» акт незаконного вмешательства — это противоправное действие (бездействие) (в том числе террористический акт), угрожающее
Таблица 1. Число происшествий, погибших и раненых на транспорте (январь-апрель 2018 и 2019 гг.)
Происшествия Погибшие Раненые
2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г. 2018 г. 2019 г.
На железнодорожном транспорте общего пользования 1)1 2) 4 7 - - - -
На автомобильных дорогах и улицах, тыс. 3) 56,2 55,7 5,6 5,3 71,2 71,5
На морском транспорте11 4) 22 10 - - - -
На внутреннем водном транспорте 1) 1 - 2 - - -
На воздушном транспорте 5) 11 9 85 49 7 13
Примечания: 1) по данным Ространснадзора; 2) данные за январь-апрель 2019 г.; 3) по данным МВД России; 4) без учета аварийных случаев с рыбопромысловыми судами; 5) по данным Росавиации.
1 Официальная статистика Федеральной службы статистики Российской Федерации. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/about/appeal/ (дата обращения: 08.07.2019).
2 О безопасности : федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Рос. газета. 2010. 29 дек.
безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий 3. Некоторые исследователи высказывают мнение о том, что понятие «транспортная безопасность» порождает непонимание в научном сообществе, и предлагают воздержаться от использования этого термина в других нормативных правовых актах до его разъяснения непосредственно в законе [3, с. 41].
Безопасность на транспорте при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, пассажиров и персонала от данных обстоятельств. Кроме того, необходимо уделить внимание и негативным последствиям, которые являются следствием недостаточной разработанности нормативной правовой базы в области обеспечения транспортной безопасности.
Исходя из практической деятельности подразделений, в том числе органов внутренних дел на транспорте, направленной на обеспечение транспортной безопасности, угрозы можно классифицировать по различным критериям. В качестве первого критерия укажем признак сосредоточения источников угроз. Здесь выделяют внутренние и внешние угрозы транспортной безопасности.
Внутренние угрозы транспортной безопасности, по нашему мнению, зарождаются в самой транспортной отрасли. К ним принадлежат: критическое состояние объектов транспорта и транспортной инфраструктуры; недостатки в регулировании деятельности федеральных органов государственной власти и правоохранительных органов по формированию и организации единой государственной политики в транспортном комплексе; угрозы информационного и экологического характера [4, с. 41]; а также недостаточный уровень подготовки высококвалифицированных кадров в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Некоторые ученые сюда относят физический износ и «моральную» усталость транспортных средств и путей сообщения, недостаточную подготовку экипажа и персонала транспортных средств [5, с. 9].
К внешним угрозам транспортной безопасности можно отнести: международную конкуренцию за обладание транспортными рынками и новейшими технологиями в сфере транспорта, которая растет очень быстрыми темпами; экономическую и национальную безопасность страны в экономическом и геополитическом пространствах; возрастание техноло-
гического отрыва ведущих держав и создание ими конкурентоспособных транспортных технологий; деятельность международных террористических организаций, которые совершают теракты на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
Учитывая особенности экономического развития и политического состояния России, полагаем, большую опасность несут именно внутренние угрозы транспортной безопасности.
Второй признак угроз транспортной безопасности — степень сформированности. Здесь угрозы транспортной безопасности делятся на действительные и возможные (допустимые).
Под действительными угрозами транспортной безопасности понимаются реальные явления, которые уже существуют и способны причинять вред интересам личности, общества и государства.
К возможным угрозам транспортной безопасности относятся возникновение допустимых опасностей, а также их условий, вследствие которых будет причинен вред имуществу, интересам общества и государства (захват, взрыв и т. д.).
Следующим критерием можно назвать степень обобщенности угроз транспортной безопасности, которая делится на общую и особую.
К критериям общей степени относятся угрозы транспортной безопасности для всех видов транспорта и транспортной деятельности. Это несовершенная нормативная база организационного регулирования и обеспечения безопасности на транспорте; продолжительный срок использования транспортных устройств, средств, оборудований и систем, предназначенных для управления движением транспортных средств; акты террористического характера и иные противоправные деяния. Из всех перечисленных угроз данной категории большую опасность представляют именно террористические и иные противоправные деяния.
Особый критерий представляют угрозы регионального и местного характера, которые зависят от объектов транспортной инфраструктуры и определенного вида транспорта.
Учитывая все эти угрозы, можно заключить, что государственно-управленческие усилия главным образом должны быть направлены на улучшение технологической сферы транспорта в целях повышения уровня транспортной безопасности.
Цели государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности должны быть направлены на обеспечение национальной безопасности, защиту и реализацию национальных интересов в сфере транспортной деятельности; стабиль-
3 О транспортной безопасности : федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7, ст. 837.
ность транспортной деятельности; предотвращение обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, их имуществу, окружающей среде и экономическим интересам государства в сфере транспортной деятельности.
Важно обратить внимание, что в зависимости от видов транспорта существует и разделение угроз. Выделяют следующие основные категории транспорта: железнодорожный транспорт; водный транспорт; воздушный транспорт; автомобильный транспорт; электротранспорт (включая метрополитен).
Железнодорожный транспорт — это один из видов транспорта, который функционирует с помощью механической тяги по путям, и основное его назначение — перевозка грузов, пассажиров и багажа.
К наиболее серьезным угрозам безопасности в железнодорожном транспорте относятся: нехватка бюджетных средств, выделяемых для этой отрасли транспорта; несоблюдение правил и порядка технической эксплуатации путей сообщений и подвижного состава; необоснованность и бесперспективность закрытия малодеятельных линий; несоответствующее управление тарифами на тяговые энергетические ресурсы, которое приводит к снижению рентабельности железнодорожного транспорта; устарелость технических средств и технологий железнодорожной перевозки; угрозы террористического характера.
Водный транспорт — это разновидность транспорта, предназначенного для перевозки грузов и пассажиров по водным путям сообщений.
К угрозам данной отрасли транспорта принадлежат: сокращение внутренних судовых водных путей; высокий уровень износа гидротехнических сооружений, которые создают угрозу возникновения опасных ситуаций; сокращение финансирования для реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений, которые находятся в федеральной собственности; распространенность мелких компаний среди хозяйствующих субъектов; отсталость технологического перевооружения и модернизации портов и флота; неэффективность методов и способов транспортного надзора на суднах и портах; дефицит бюджета, который отражается на закупке новых судов взамен старых; отсутствие правовой основы, четко регламентирующей порядок выдачи российским судам под управление иностранных компаний мобилизационных заданий и порядок их отзыва, привлечения плавсостава, а также порядок его специальной подготовки; отсутствие защитных мер российских морских перевозчиков на мировых маршрутах.
Воздушный транспорт представляет собой самую высокоскоростную разновидность транспорта, осуществляющую перевозку грузов и пассажиров по воздушному пути сообщения. На этом виде транспорта безопасность обеспечивают на только органы
внутренних дел на транспорте, но и службы авиационной безопасности. Их совместная деятельность направлена на предотвращение и профилактику возникновения различных угроз. Выполнение совместных задач по обеспечению безопасности на объектах воздушного транспорта возможно только путем грамотной организации совместной деятельности всех субъектов, уполномоченных обеспечивать авиационную безопасность, четкого определения их функций, распределения их полномочий и действий [6, с. 123].
Угрозы транспортной безопасности на воздушном транспорте включают в себя: непоследовательное проведение реформ в сферах управления воздушным движением, организации летной работы, обеспечения полетов поддержания летной годности гражданских судов; высокий уровень изнашивания и старения воздушных судов и оборудований ныне действующих аэропортов и аэродромов; излишнее сокращение парков воздушных судов; использование некондиционных запасных частей и агрегатов на воздушных судах; вероятность актов незаконного вмешательства террористического характера; пробелы в законодательной базе в сфере обеспечения безопасности на воздушном транспорте; незавершенность категорирования по степени уязвимости объектов транспорта и транспортных средств; нехватку своих собственных средств авиаперевозчиков, необходимых выполнению предусмотренных для обеспечения транспортной безопасности мероприятий.
Автомобильный транспорт — разновидность транспорта, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров на разных видах автомобилей: легковых, грузовых, автобусах, автотягачах и прицепных повозках.
К угрозам обеспечения безопасности на автомобильном транспорте относятся: высокий уровень автомобилизации населения и рост числа неопытных водителей; неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог, одной из причин которого является недобросовестное выполнение своих обязанностей строительными работниками; изнашивание автотранспортных средств, выпущенных национальной автомобильной промышленностью; низкий уровень спроса потребителей, который не способствует выпуску современных автотранспортных средств, оснащенных современными устройствами безопасности; наличие коррумпированности среди сотрудников государственных органов, в компетенцию которых входят такие функции, как подготовка водителей, выдача водительских удостоверений, технический осмотр автотранспортных средств, регулирование дорожного движения, предупредительно-воспитательные санкции на дорогах и т. д.; недостаточность финансовых средств, выделяемых для организации деятельности автомобильного транспорта;
Таблица 2. Перевозки пассажиров транспортом общего пользования (млн чел.)
Пассажирооборот Май 2019 г., млрд пасс.-км В % к Январь-май 2019 г., в % к январю-маю 2018 г. Справочно
май 2018 г. в % к январь-май 2018 г., в % к январю-маю 2017 г.
маю 2018 г. апрелю 2019 г. маю 2017 г. апрелю 2018 г.
Транспорт общего пользования 11 в том числе: 45,7 107,9 109,4 107,7 104,7 108,6 106,9
железнодорожный 10,4 106,1 117,8 103,5 103,6 111,2 104,5
автомобильный (автобусы) 9,6 97,8 100,7 99,0 99,4 102,2 98,9
воздушный (транспортная авиация) 2) 25,6 113,1 109,5 113,6 107,7 110,2 112,2
Примечания: 1) включая внутренний водный и морской транспорт; 2) по данным Росавиации.
недисциплинированность как со стороны водителей, так и пешеходов; незащищенность российских автоперевозчиков со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации в ситуациях, возникающих при недобросовестной конкурентной борьбе; несогласованность в деятельности транспортной инспекции, ГИБДД, таможенных, пограничных и других служб в области транспорта; изнашивание технических средств организации и управления дорожным движением; несовершенство нормативной правовой базы обеспечения автотранспортной и дорожной деятельности и их безопасности.
Электротранспорт — это вид транспорта, работающий на основе тягового электродвигателя, использующий в качестве источника энергию электричества.
Угрозы, характерные для данного вида транспорта: дефицит у хозяйствующих субъектов собственных средств, используемых в целях обеспече-
ния безопасности на транспорте; нахождение основного парка транспортных средств в состоянии физического и морального износа; отсутствие должного контроля за техническим состоянием транспортных средств; дефицит и изнашивание технических средств осуществления досмотра и дистанционного контроля потока пассажиров; недостача линейных сотрудников охранной службы.
По статистическим данным Минтранса РФ, перевозка пассажиров и грузов на различных видах транспорта имеет свою специфику. Наличие всех угроз влияет не только на экономические интересы общества и государства, но и на функционирование транспортной системы в целом (табл. 2, 3) 4.
Анализ статистики позволяет заключить, что с каждым годом перевозки пассажиров и багажа различным видом транспорта только увеличиваются. Таким образом, одной из важнейшей задач государ-
Таблица 3. Перевозки грузов по видам транспорта (млн тонн)
Перевозки грузов Май 2019 г., млн тонн В % к Январь-май 2019 г., в % к январю-маю 2018 г. Справочно
май 2018 г., в % к январь-май 2018 г., в % к январю-маю 2017 г.
маю 2018 г. апрелю 2019 г. маю 2017 г. апрелю 2018 г.
Транспорт в целом: 630,0 97,3 101,7 99,8 102,7 104,7 102,4
Железнодорожный 106,4 96,1 99,2 99,2 103,5 101,2 103,5
Фвтомобильный 419,4 97,6 101,4 100,6 102,7 105,0 101,9
Морской 1,5 65,6 98,8 83,9 92,6 117,8 95,3
Внутренний водный 10,5 89,6 в 3,0р. 91,7 96,4 в 3,0р. 97,9
Воздушный (транспортная авиация) 1) 0,09 95,9 98,8 95,2 102,3 100,5 100,7
Трубопроводный 92,1 98,9 98,7 98,1 103,0 98,8 103,8
газ 43,5 101,9 95,4 96,4 106,1 93,8 106,9
нефть 45,6 97,0 102,5 100,3 99,4 103,1 99,6
нефтепр одукты 3,0 85,8 93,9 95,4 119,0 106,1 118,7
Примечания: 1) по данным Росавиации.
4 Официальная статистика Министерства транспорта Российской Федерации. URL: https://www.mintrans.ru/ministry/ results/180/documents (дата обращения: 08.07.2019).
ства является обеспечение транспортной безопасности. Для этого необходимо не только совершенствовать нормативную правовую базу в этой области, но и исключать возможность недооценки состояния защищенности и угрозы транспортной безопасности, которые наблюдаются в настоящее время.
Безопасность на транспорте играет важную роль для всех сфер жизнедеятельности государства, она приобретает еще большее значение при финансовой, экономической нестабильности и мировом экономическом кризисе и влияет на развитие экономики страны. От состояния защищенности транспорта зависят также эффективность выполнения государством функций по обеспечению национальной без-
опасности, общественной безопасности, потребностей населения в перевозках, созданию социально-экономической стабильности и т. д. Для каждого отдельного вида транспорта характерны свои специфические угрозы транспортной безопасности. В связи с большой классификацией угроз транспортной безопасности важно применять меры, специально направленные на пресечение таких угроз на определенном виде транспорта. В этих целях государством принимаются нормативные правовые акты, посредством которых оно уполномочивает деятельность органов государственной власти, территориальных органов МВД на транспорте по выявлению и устранению угроз транспортной безопасности.
Список литературы
1. Саядова А. С. Угрозы транспортной безопасности // Юристъ-Правоведъ. 2012. № 2(51).
2. Куринов Б. А. Научные основы квалификации преступлений. М., 1983.
3. Гудема Г. Х., Степаненко Ю. В. Понятие и содержание транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2005. № 1.
4. Проценко С. В. Угрозы транспортной безопасности Российской Федерации // Рос. юстиция. 2010. № 8.
5. Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12.
6. Лихолет Е. Н., Антонова С. Г. Правовые вопросы взаимодействия служб авиационной безопасности и органов внутренних дел на транспорте по обеспечению авиационной безопасности на объектах воздушного транспорта // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2017. № 4(41).