Научная статья на тему 'Риск-менеджмент инструмент обеспечения безопасности перевозок в России'

Риск-менеджмент инструмент обеспечения безопасности перевозок в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
448
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SéCURITé DE TRANSPORT / STRATéGIE DE TRANSPORT / BEFöRDERUNGSSICHERHEIT / RISK MANAGEMENT / TRANSPORT SAFETY / TRANSPORT STRATEGY / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / GESTION DES RISQUES / INFRASTRUCTURES DE TRANSPORT / RISIKOMANAGEMENT / TRANSPORTSTRATEGIE / TRANSPORTINFRASTRUKTUR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаев В. А.

Безопасность перевозок в России подвергается целому ряду угроз. Рассматриваются краткие характеристики основных угроз безопасности перевозок. Показаны направления государственной транспортной политики, позволяющей обеспечить безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Предложен перечень инновационных мероприятий и инструменты риск-менеджмента, обеспечивающие повышение уровня безопасности на железнодорожном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT AS TRANSPORTATION SAFETY PROVISION INSTRUMENT IN RUSSIA

Safety of transportation in Russia is subject to a variety of threats. Discussed in the article are characteristics of major threats to transportation security. State transportation policy directions that make it possible to ensure the security of cargo and passenger transportation are shown. A list of activities and innovative risk management tools that provide for improved safety of railway transportation is proposed.

Текст научной работы на тему «Риск-менеджмент инструмент обеспечения безопасности перевозок в России»

МИР

РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ - ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК В РОССИИ

RISK MANAGEMENT AS TRANSPORTATION SAFETY PROVISION INSTRUMENT IN RUSSIA

В. А. Николаев,

доктор экономических наук

Безопасность перевозок в России подвергается целому ряду угроз. Рассматриваются краткие характеристики основных угроз безопасности перевозок. Показаны направления государственной транспортной политики, позволяющей обеспечить безопасность грузовых и пассажирских перевозок. Предложен перечень инновационных мероприятий и инструменты риск-менеджмента, обеспечивающие повышение уровня безопасности на железнодорожном транспорте.

Safety of transportation in Russia is subject to a variety of threats. Discussed in the article are characteristics of major threats to transportation security. State transportation policy directions that make it possible to ensure the security of cargo and passenger transportation are shown. A list of activities and innovative risk management tools that provide for improved safety of railway transportation is proposed. Sécurité des transports en Russie est soumise à une variété de menaces. Dans l'article on considére les charactéristiques des principales menaces pesant sur la sécurité des transportations. Directions de la politique de transport étatiques qui fait possible d'assurer la sécurité de transport du fret de des passagers par voies ferrées sont montrées. Un liste d'activités et d'outils innovateurs de gestion des risques est proposé qui fournissent une meilleure sécurité des transportations par voies ferrées.

Verkehrssicherheit in Russland ist zu einer Vielzahl von Bedrohungen ausgesetzt. Man betrachtet die Besonderheiten der Hauptbedrohungen für die Transportsicherheit. Erörtert in der Artikel sind auch die Richtungen der staatlichen Verkehrspolitik, die die Sicherheit der Fracht-und Personenverkehr gewährleisten können. Eine Liste der Aktivitäten und innovativen Risikomanagementinstrumenten sind vorgeschlagen, die mehr Sicherheit auf die Schienenbeförderung bieten.

Ключевые слова: риск-менеджмент, транспортная безопасность, транспортная стратегия, транспортная инфраструктура. Key words: risk management, transport safety, transport strategy, transport infrastructure. Mots clefs: gestion des risques, sécurité de transport, stratégie de transport, infrastructures de transport. Schlüsselwörter: Risikomanagement, Beförderungssicherheit, Transportstrategie, Transportinfrastruktur.

Глобализация экономики и расширение внутренней и международной торговли обусловили потребность в форсированном развитии транспортной инфраструктуры как базового фактора национальной безопасности, устойчивого и динамичного роста российской экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему. При этом возникает объективная необходимость не только обеспечения физической защиты, но и переосмысления концепций как создания и внедрения средств охраны транспортных объектов от угроз их безопасности, так и взаимодействия сил и средств реагирования с использованием различных инструментов риск-менеджмента.

Транспортная безопасность - комплексное понятие, включающее в себя следующие составляющие: технико-технологическую, антитеррористическую (противодействие актам незаконного вмешательства в транспортную деятельность), организационно-управленческую. Она достигается проведением долгосрочной государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности, системой мер экономического, политического, институционально-организационного и иного характера, адекватных угрозам жиз-

ненно важным интересам личности, общества и государства в целом. Безопасность на транспорте является одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства, поскольку транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических и внешнеполитических целей. При обеспечении транспортной безопасности необходимо учитывать все возможные угрозы техногенного, экономического, природного, террористического и иного характера.

Отметим, что износ основных производственных фондов транспортных отраслей достиг 55-70%. Значительная часть транспортных средств работает за пределами нормативного срока службы. В то же время, финансирование Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в соответствии с законом о Федеральном бюджете 2011 года составило 19.9 млрд. рублей или 57% от утвержденного ранее уровня финансирования, а сокращенные бюджетные обязательства перенесены на 20142015 годы.

ж

ИННОВАЦИИ

МИР

В последнее время самая распространенная угроза транспортной безопасности, по мнению автора, - техногенная: по причине технических неисправностей и неполадок на транспорте происходит до 64% различных аварий и катастроф. Далее следуют угрозы природного характера: из-за стихийных бедствий происходит около 32% различных происшествий на транспорте. Террористическая угроза транспортной безопасности в общем объеме угроз составляет менее 4%.

Происходящее в последнее десятилетие падение общего уровня дисциплинированности и законопослушности, а также усиление внутреннего и международного терроризма определяют современную политику государства в области борьбы с противоправными действиями и терроризмом и в сфере защиты жизни и здоровья людей, и экономики страны.

Негативные изменения криминогенной обстановки характеризуются:

• значительным увеличением количества противоправных действий (хулиганство, кражи, грабежи);

• появлением на карте страны регионов, в которых организовались и активно действуют бандформирования и крупные криминальные структуры;

• деформацией морально-этических и нравственных ценностей, что привело к необходимости усиления охраны важных объектов, к которым, безусловно, относятся и железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки людей и грузов, в том числе особо ценных и опасных.

Мерам по повышению антитеррористической безопасности на транспорте в ведущих государствах мира уделяется особое внимание, поскольку теракты на транспорте наносят серьёзный материальный ущерб, становятся известными широкой общественности и оказывают негативное социально-политическое воздействие на население, вызывая напряжённость в обществе. Решение этой сложной задачи требует не только дополнительных затрат и оснащения транспорта современными техническими средствами, но и адекватных, упреждающих изменений в подходах к технологии и организации перевозочного процесса, оптимизации форм и методов обеспечения безопасности на транспорте.

Задачами транспортной стратегии, направленной на повышение уровня безопасности транспортной системы на современном этапе, являются:

• обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с МЧС на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям;

• обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

• обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса;

• обеспечение безопасности перевозки грузов, требующих особых условий;

• развитие систем профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования или декларирования;

• развитие средств и систем надзора в сфере транспорта;

• обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы;

• сокращение вредного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объема выбросов и сбросов отходов на всех видах транспорта (профессиональная подготовка и рационализация маршрутов);

• мотивация перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;

• снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран.

Следует согласиться с направлениями государственной транспортной политики до 2030 г, предусматривающими более эффективные меры по обеспечению транспортной безопасности. Эти меры, осуществляемые на основе Федерального закона от 9.11.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», предполагают реализацию в сфере транспортного комплекса, то есть на всех видах транспорта, системы правовых, экономических, организационных и иных мер, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства и позволяющих повысить защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий.

Развитие транспортной инфраструктуры должно быть увязано с обеспечением безопасности и обороноспособности страны. Целями единой государственной политики и комплексного подхода к развитию транспортной инфраструктуры с учетом требований оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны являются:

• восстановление объектов двойного назначения, главным образом, за счет координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и оптимизации планирования;

В. А. Николаев

Риск-менеджмент - инструмент обеспечения безопасности перевозок в России

• достижение сбалансированного развития транспортной системы Российской Федерации в части объектов двойного назначения для обеспечения потребности Российской Федерации в мирное и военное время, решения мобилизационных и специальных задач;

• исполнение утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области авиационной и морской деятельности, Военной доктрины и Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации;

• реализация положений законодательства Российской Федерации, регламентирующих вопросы обороны и безопасности государства и определяющих порядок оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны;

• выработка скоординированной системы мер, включая совершенствование законодательно-правовой базы по развитию транспортной системы Российской Федерации, в том числе объектов двойного назначения.

Стратегическими направлениями взаимодействия Минтранса России и Минобороны России определены:

• координация деятельности при разработке схем территориального планирования Российской Федерации и программ в области транспорта;

• создание совместной комиссии по инвентаризации объектов транспортной инфраструктуры, объектов оперативного оборудования территории в целях обороны и объектов двойного назначения, находящихся в ведении Минобороны России и Минтранса России.

Все эти проблемы можно решать только с использованием современных инструментов риск-менеджмента. Для снижения риска возможных происшествий и уменьшения аварийности на всех видах транспорта особенно важно:

• ужесточить контроль выполнения нормативных требований эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры, сделать обязательным условием учет этих требований при сертификации и лицензировании (или декларировании) транспортной деятельности на рынке;

• в целях уменьшения техногенной составляющей аварий и катастроф осуществлять ускоренное списание физически устаревших и отработавших нормативный срок службы технических средств, которые уже не могут обеспечивать требуемую эксплуатационную надежность;

• повысить организационно-технологическую и исполнительную дисциплину при осуществлении грузовой и пассажирской транспортной деятельности;

• повысить антитеррористическую защищенность транспортных средств и транспортных объектов путем оснащения их современными системами видеонаблюдения и другими средствами «входного» контроля пассажиров и несанкционированного проникновения человека, административно усилить режимный подход к организации антитеррористической деятельности с участием правоохранительных органов (МВД, ФСБ и частных охранных структур);

• обеспечить в сложных погодных условиях гарантированное высокоточное местонахождение потерпевших аварию транспортных средств с помощью космических систем, оснащенных спутниковой навигационной аппаратурой ГЛО-НАСС/(GPS), и на этой основе обеспечить формирование региональных специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с МЧС;

• повысить мобилизационную готовность транспортного комплекса за счет создания необходимых резервов и нового пополнения парков транспортных средств, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны в особых условиях;

• с целью снижения влияния природно-климатических угроз разработать программы своевременного предупреждения возникновения природных стихий и катаклизмов, влияющих на транспортную безопасность;

• с целью недопущения угроз для осуществления перевозок опасных и крупногабаритных грузов усилить информационный мониторинг этих перевозок;

• систематизировать случаи возгорания опасных грузов и крушений при перевозке крупногабаритных грузов на всех видах транспорта;

• обеспечить соответствие международным стандартам в области транспортной безопасности при поставке новых транспортных средств, осуществляющих международные экспортно-импортные перевозки грузов и пассажиров.

Для снижения вредного воздействия транспорта

на окружающую среду и возникающих в этой связи

ущербов необходимо:

• уменьшать вредное воздействие транспорта на воздушную и водную среду и на здоровье человека за счет применения более экологически благоприятных видов транспортных средств;

Научно-практический журнал

март-май 2012

МИР

• расширять применение транспортных средств высокой топливной экономичности на уровне мировых образцов;

• стимулировать использование транспортных средств, работающих на альтернативных (не нефтяного происхождения) видах топливо-энергетических ресурсов.

В целях улучшения качества персонала транспортных фирм и повышения его квалификации и ответственности в области транспортной безопасности представляется актуальной организация постоянно действующей системы подготовки и переподготовки кадров среднего и высшего звена по программе подготовки риск-менеджеров. Необходимо снизить долю человеческого фактора в общем количестве угроз за счет разработки программ образования и повышения квалификации транспортного персонала.

Что касается повышения уровня безопасности на железнодорожном транспорте, основными задачами, которые предстоит решить в ближайшей перспективе, являются:

• совершенствование основных положений государственной политики и институциональной основы обеспечения безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и их реализация;

• разработка комплекса мероприятий по реализации положений и приоритетных направлений государственной политики по обеспечению безопасности транспортной системы России в области железнодорожного транспорта;

• разработка методологии и практических методов решения задач обеспечения транспортной безопасности на объектах железнодорожного транспорта;

• определение состава угроз безопасности объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта;

• проведение категорирования и оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта.

Таким образом, транспортную безопасность необходимо обеспечивать проведением единой государственной политики на транспорте, реализацией системы мер экономического, политического, институционального и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства в целом.

Риск-менеджмент является центральной частью стратегического управления организации. Это -процесс, следуя которому, транспортная организация системно анализирует риски каждого вида деятельности с целью обеспечения максимальной эффективности каждого шага и, соответственно, деятельности организации в целом. Как и любую стратегию, стратегию управления факторами рисков необходимо протестировать применительно к различным сценариям развития событий.

Список используемой литературы

1. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» // Собрание законодательства РФ. -16.11.2009. - № 46. - Ст. 5485.

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. № 877-р.

3. Транспорт России. Анализ. Проблемы. Перспективы. Выпуск 1-2. М.: Центр стратегических программ, 2003.

4. Задворный Ю.В. Николаев В.А. Транспортная инфраструктура в экономической интеграции северных регионов. Монография. Мурманск: изд-во МГТУ, 2008.

5. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций: учебник. 5-е изд. М.: Дашков и Ко, 2009.

Николаев В. А. - доктор экономических наук, профессор Института бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и Государственной службы при Президенте Российской Федерации

Nikolayev V. A. - Doctor of Economic Sciences, Professor, Business and Enterprise Management Institute, Russian National Economy and State Service Academy under RF President

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.