Научная статья на тему 'Классификация ценностей'

Классификация ценностей Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3177
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация ценностей»

Социология

- t.v.-r.-

W:

ваиваются правила жизни заведения, влияние педагогов и воспитателей, сверстников. В группе сверстников индивиды вступают в разносторонние контакты между собой, очень часто эти отношения сохраняются на длительный срок, образуя неформальные группы людей одной возрастной группы,

• Средства массовой информации, такие как телевидение, радиовещание, печать, Интернет, оказывают сильнейшее влияние на сознание человека.

• Активность самой личности в ее деятельности, в реагировании на окружающие изменения, ее самостоятельность в выборе и овладении знаниями, умениями, навыками, в способности их осмыслить, сопоставить различные точки зрения, оценить их. То есть это двуединый процесс интериоризации и экстериоризации.

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрослея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 т. лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 млн, лет своей биологической эволюции. Ни один биологический вид не научился «свертывать» этапы своего развития. Благодаря социализации, слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконечно долгий путь развития [8].

Библиографический список

1. Скиннер Б. Поведение организмов (1938), Мид Дж, От жеста к символу (1934), Интернализованные другие и самость (1934).

2. Giddins F. The Principles of Sociology. An Analysis of Phenomena of Association and of Social Organization. -New York: The Macmillan Company/London: Macmilan & Co., Ltd., 1994.-Pg.-32.

3. Павловский B.B. Ювентология проект интегратив-ной науки о молодежи.- М.: Академический проект, 2001.- С.149.

4. Goslin D. Handbook of socialization theory and research. Ed., 1969; Wentworth W. Context and understanding. An inquiry into socialization theory. N.Y.- Oxford, 1980 и

др.

5. Смелзер H. Социология: Пер. с англ. - М., 1994. - С.94-128.

6. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии,- М., 1969. - С,51.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1988. -С.134.

8. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов, М.: Академический Проект, 2000. - 381с.

9. Современная западная социология. Словарь. -М., 1990,- С. 316.

10. Краткий словарь по социологии. - М„ 1988. -С. 318.

11. Философский словарь. - М., 1996. - С.441.

Статья принята к публикации 22.11.06

Д.С, Леденцов

Классификация ценностей

В научной литературе представлено множество способов классификации ценностей по различным основаниям. Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же, трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность, в определенную графу. Тем не менее, можно дать условно упорядоченную классификацию ценностей. Приведенная в настоящей работе модель построения системы универсальной классификации имеет достаточно общее, широко применяемое представление, реализующее методику последовательного выделения свойств и группировок объектов. При этом, как в выбранных критериях классификации, так и в формируемых объединениях применяется общепринятая логика структурного анализа «от сложного к простому». Такой достаточно универсальный метод, как последовательно-преемственный анализ, позволяет обосновать и

сформировать основные разряды классификации, объединяющие объекты по признакам таксономического, генетического, типологического, видового, группового или иного критериального единства на научной основе. Любая классификация более или менее определенной совокупности объектов начинается с выбора критериев, в качестве которых на первом этапе чаще всего выделяются и применяются явные, внешние или внутренние, признаки [1]. На наш взгляд, наиболее явным признаком, позволяющим разделить все ценностное поле на две большие части, на два класса, является деление на ценности и антиценности. Классы, в свою очередь, делятся на «роды». В них объединяются, идентифицируются и позиционируются совокупности объектов по критериям, прямо или косвенно указывающим на единство происхождения, общность природы или однородность процессов их возникновения, становления, развития [1], Природа человека двойственна, с одной стороны, человек -

229

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

биологическое существо, продукт природы, с другой стороны, человек - существо социальное, т.е. существующие в обществе, в мире взаимодействующих индивидов [3]. Исходя из этого, мы полагаем, что по признаку причастности ценностей к биологической или социальной природе человека ценности должны быть разделены на биогенные и социогенные. Биогенные ценности первичны, а социогенные - вторичны, поскольку «Люди, в первую очередь, должны есть, пить, иметь жилище и одеваться»[2]. Роды делятся на типы. Критерием деления чаще всего выбираются параметры, оценивающие явные, объективно складывающиеся или наглядно выделяющиеся конструктивные характеристики наблюдаемых и исследуемых элементов или им соответствующих множеств. Мы выделили следующие типы ценностей: социальный, витальный, идеальный и материальный тип. При этом социальные и идеальные ценности относятся к социогенному роду, а материальные и витальные к биогенному. Типы ценностей делятся на виды. Социальные ценности мы разделили на статусные и политические, идеальные - на научные, религиозные, моральные и эстетические. Витальные делятся на семейные и телесные, материальные - на экономические и экологические. Окончательные уточнения сущности и содержания рас-

сматриваемых объектов проводятся с помощью применения самых гибких и разнообразных критериев классификации. С их помощью формируются достаточно условные, свободно трансформирующиеся группы, как правило, целенаправленно сориентированные в выделении и применении. Понятно, что представленная в данной работе последовательность может иметь большее число ступеней развития, в том числе и на основе других критериев выделения, но логика ее осуществления, как правило, остается прежней.

Библиографический список

1. Латфуллин Г.Р., Райченко A.B. Теория организаций: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - С. 280 -284.

2. Маркс К. и Энгельс. Ф. Сочинения. Т. 19. Изд, 2-е. - М., Государственное издательство политической литературы.- 1961. - С. 350 - 351.

3. Философия: Учебное пособие для вузов (Издание 2-е, перераб. и доп.). - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 287.

Статья принята к публикации 21.11.06

Социология

И.О. Седых

Специфика быта городской семьи Иркутской области в современном российском обществе _

вашдмдвииидивиамдиюжмюимиишаиииииид^ ии» ■ л утемргу ива—ми I " I циннии н ми 11мшвддаива8явишмшивиаЕИБИИЕамм№аиидмми1

Быт - неоднозначное явление, он является сложным социальным феноменом. На основе обобщения и анализа теоретических подходов к исследованию быта, нами определено, что быт, являясь одним из наиболее значимых явлений общественного прогресса, меняющим жизнь населения страны, представляет собой сферу жизни, опосредствованно связанную с производством, включающую деятельность по удовлетворению материальных потребностей (в пище, одежде, жилье, его обустройстве, лечении, поддержании здоровья) и духовных потребностей (освоение, потребление и создание человеком культурных благ и ценностей, общение, отдых, развлечения), направленную на воспроизводство физических и умственных способностей человека.

Особое место в сложной системе социально-бытовых, нравственно-психологических отношений занимает быт городской семьи. Семейно-бытовая сфера по своим отличительным особенностям не имеет аналогий с другими сферами жизнедеятельности людей. Именно в ней усваиваются первичные социально-культурные и моральные нормы, вырабатываются и закрепляются ценностные ориентации подрастающего поколения, воспи-

тывается и укрепляется потребительская дисциплина человека, сохраняются и передаются психологические ориентации, готовность к восприятию прежних и новых семейных традиций старших поколений.

В данной статье используются материалы анкетного опроса, проведенного автором в июне - августе 2004 г. среди жителей Иркутской области, где выборочная совокупность составила 600 городских семей, в которых возраст супругов от 25 до 45 лет, а также материалы, подготовленные органами государственной статистики как Иркутской области, так и России в целом.

Важно отметить, что специфика быта современной городской семьи Иркутской области обусловлена при-родно-географическими, социально-экономическими, культурологическими, социально-демографическими условиями, характером трудовой деятельности членов семьи, социально-психологическим складом, образом жизни.

Наибольшая устойчивость этнических традиций Иркутской области наблюдается в системе питания - набор пищевых продуктов, способ их обработки и приготовления, последовательность подачи к столу, пищевые огра-

230

ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (29) 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.