Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИДЫ / УРОВНИ / ОСНОВАНИЯ / ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / АКТЫ СУДЕБНОГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нинциева Тамила Магомедовна, Беляев Валерий Петрович, Искевич Ирина Сергеевна

Представлен авторский подход к малоизученной проблеме классификации процессуально-правового регулирования. В его основу положен общетеоретический подход к классификации правового регулирования в целом, вследствие которого методологически обоснована классификация процессуально-правового регулирования по уровням: нормативно-процессуальное, индивидуально-процессуальное и поднормативное процессуальное регулирование, а также по отраслевой принадлежности (предмету процессуально-правового регулирования): конституционно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF PROCEDURAL AND LEGAL REGULATION

The authors' approach to the little-studied problem of procedural and legal regulation classification is presented. It is based on a general theoretical approach to the classification of legal regulation in general, as a result of which the classification of procedural and legal regulation by levels is methodologically justified: normative procedural, individual procedural and subnormative procedural regulation, as well as by industry affiliation (subject of procedural and legal regulation): constitutional procedural, civil procedural, arbitration procedural and administrative procedural.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

УДК 343.1

DOI: 10.17277/pravo.2022.02.pp.144-152

Представлен авторский подход к малоизученной проблеме классификации процессуально-правового регулирования. В его основу положен общетеоретический подход к классификации правового регулирования в целом, вследствие которого методологически обоснована классификация процессуально-правового регулирования по уровням: нормативно-процессуальное, индивидуально-процессуальное и под-нормативное процессуальное регулирование, а также по отраслевой принадлежности (предмету процессуально-правового регулирования): конституционно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное.

Ключевые слова: классификация; виды; уровни; основания; правоотношения; правоприменение; акты судебного правоприменения.

Тамила Магомедовна Нинциева, канд. юрид. наук, доцент, кафедра гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова», Грозный, Россия;

tamila761076@mail.ru

Валерий Петрович Беляев, д-р юрид. наук, профессор, кафедра теории и истории государства и права, ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»,

Курск, Россия; belvp46@mail.ru

Ирина Сергеевна Искевич, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой «Международное право», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет»,

Тамбов, Россия; irina_ 77707@list.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Введение

Представляется, что общетеоретические подходы к классификации правового регулирования в целом, а также сущность, цели, функции, сущность и т.д. процессуально-правового регулирования дают возможность, конечно же, с учетом соответствующих оснований, для его классификации, которая должна выглядеть, с нашей позиции, следующим образом.

По уровням правового регулирования процессуально-правовое регулирование следует классифицировать на нормативное правовое, индивидуальное правовое и поднормативное правовое регулирование [3, с. 112].

Заметим, что подобным образом подразделяет правовое регулирование и М. Ю. Осипов: «... правовое регулирование общественных отношений включает два уровня (курсив - выделено авт.): нормативное регулирование и индивидуальное регулирование» [9, с. 135]. Только им в этом случае не называется поднормативное регулирование, по-видимому, в целях исключения повтора, так как регулирование уже было названо правовым.

В свою очередь, о нормативном и индивидуальном уровнях пишут В. Л. Кулапов и Ю. В. Медная [4, с. 40].

Главная особенность нормативного правового регулирования (его нередко называют общим - прим. авт.) заключается в том, что оно направлено на регулирование (упорядочение, воздействие) отношений неопределенного круга лиц (неперсонифицированность, неоднократная применимость) и охватывает тот круг (спектр) отношений, которые объективно требуют правового опосредования [10, с. 21] - совокупной и взаимосвязанной общности отношений, образующих «единое поле правового регулирования» [11, с. 71].

Нормативное регулирование общественных отношений в первую очередь осуществляется с помощью и на основе права, что не исключает и роль других регуляторов - социальных норм, в том числе. Общеизвестно, что нормативность является определяющим признаком права, поскольку нормы права упорядочивают общественные отношения, отсюда -тесная связь права с правовым регулированием и механизмом правового регулирования (МПР).

В науке отмечается, что нормотворчество играет «первую скрипку» в действии МПР, поскольку выступает элементом в сложном процессе правового регулирования: «Используя телеологический подход к рассматриваемой проблеме, можно сделать следующий вывод: задачей-минимум нормотворческой деятельности является создание соответствующего нормативного документа, направленного на регламентацию конкретных отношений, а задачей-максимум - упорядочение общественных отношений, установление правового порядка и режима законности» [8, с. 25].

Не вдаваясь в подробности относительно соотношения правообразо-вания, нормотворчества, законотворческого (законодательного) процесса, выделим главное: это, прежде всего, процессуальная юридическая деятельность, следствием (результатом) которой становятся нормативные правовые документы разного уровня, являющиеся основой для нормативного правового регулирования общественных отношений.

Обсуждение

Специфика регулирования процессуально-правового в соотношении с нормативно-правовым регулированием заключается в следующем: процессуальная деятельность особого субъектного состава; использование процессуально-правовых средств; производный (обеспечительный) характер процессуально-правового регулирования по отношению к нормативному правовому; наличие (уже принятого в установленном порядке) законодательства, в том числе и процессуального, способного обеспечить достижение материально-правового результата в процессе упорядочения общественных отношений посредством их правового регулирования.

Рассмотрев отправные моменты нормативного правового и процессуально-правового регулирований, обратимся к регулированию индивидуально-правовому, и в целях выработки собственного подхода к уяснению его сущности рассмотрим некоторые точки зрения. Так, И. А. Минникес, автор кандидатской диссертации и других работ по этой проблематике,

в одной из статей отмечает: «В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами: казуальное (Ф. Н. Фаткуллин), поднормативное (А. К. Безина, С. В. Привалова), ненормативное (И. А. Минникес). Представляется, что данные термины не являются взаимоисключающими, каждый из них отражает отдельные черты данного вида правового регулирования, тем самым они взаимно дополняют друг друга. ... Термин «поднормативное» подчеркивает, что такое регулирование осуществляется дополнительно к общенормативному, происходит на основе норм прав и в пределах их предписаний» [6, с. 20]. Таким образом, автор подчеркивает, что унифицированного понятия, определения индивидуального правового регулирования не существует. По его мнению, «индивидуальное правовое регулирование является самостоятельным видом правового регулирования и представляет собой правовое воздействие на общественные отношения, связанное с установлением, изменением или прекращением юридических прав и обязанностей их участников в индивидуальном порядке, направленное на урегулирование конкретных ситуаций, требующих юридического разрешения, и осуществляемое путем совершения односторонних правомерных юридически значимых действий, заключения договоров и соглашений, либо властной правоприменительной деятельности уполномоченных субъектов, результатом которого являются индивидуальные правовые акты» [5, с. 35].

И. Е. Сенников высказывает следующее мнение: «Многие группы общественных отношений в силу присущих им свойств не могут быть упорядочены исчерпывающим образом в результате правотворческой деятельности. Такие отношения, помимо регламентации, осуществляемой юридическими нормами, требуют индивидуального правового регулирования, которое заключается в установлении четких масштабов поведения участников правоотношения, персонификации мер юридической ответственности и так далее применительно к конкретному жизненному случаю» [13, с. 47]. В таком подходе четко усматривается правовой характер, персонификация индивидуального правового регулирования, которое фактически дополняет регулирование нормативное.

Ю. С. Решетов по рассматриваемому вопросу пишет: «Понять подлинный характер деятельности, представляющей собой индивидуальное правовое регулирование, отвлекаясь от правоотношений, нельзя. Индивидуальное правовое регулирование взаимодействует с разными правоотношениями: регулятивными и охранительными, вертикальными и горизонтальными, договорными и правоприменительными» [12, с. 21]. В этом случае ученый подчеркивает характер соотношения индивидуального правового регулирования и правоотношений различного рода, и договорные отношения, наряду с другими, включает в такое регулирование.

Правовое регулирование И. П. Кожокарь классифицирует следующим образом: «Под видами правового регулирования понимают разделение правового регулирования на общее (нормативное) и индивидуальное (саморегулирование). Среди последнего выделяют координационное индивидуальное правовое регулирование, реализуемое участниками общественных отношений без обращения к компетентным юрисдикционным органам (например, заключение частноправовых договоров, мировых со-

глашений, трудовых контрактов), и субординационное индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое при помощи властных органов в отношении конкретных, индивидуально-определенных лиц (индивидуально-судебное и индивидуально-административное)» [3].

Так в чем же заключается сущность, роль и значение индивидуально-правового регулирования, и каковы проявления его специфики в регулировании процессуально-правовом? Зададимся этими вопросами и представим на них свой ответ.

Как принято, для установления сущности объекта (в нашем случае -индивидуального правового регулирования) выделим его признаки (черты, особенности и т.п.). Прежде всего, отметим, что индивидуально-правовое регулирование, как и регулирование общее (нормативное), представляет собой самостоятельный (автономный, отдельный) уровень правового регулирования общественных отношений. В свою очередь, в науке различают его виды:

- автономное индивидуальное правовое регулирование, при котором субъекты права в своих интересах (целях) осуществляют правомерные действия посредством реализации права (примером служат односторонние сделки);

- координационное индивидуальное правовое регулирование имеет место тогда, когда субъекты права - участники общественных отношений -сами договариваются (посредством заключения договоров) о компромиссном решении, позволяющем устранять конфронтацию, прекращать конфликт;

- индивидуально-правовое регулирование на основе субординации, осуществляемое компетентными государственными органами и их должностными лицами, как правило, в правоприменительной деятельности и завершается принятием индивидуального акта (предписания), адресованного персонально определенному лицу (либо кругу лиц).

Следующим сущностным признаком индивидуально-правового регулирования является осуществление его на основе действующего законодательства, следовательно, оно характеризуется подзаконностью (поднорма-тивностью).

Также в качестве признака индивидуально-правового регулирования выступает индивидуализация (персонификация) - оно направлено на установление, изменение либо прекращение юридических прав и обязанностей конкретных субъектов права; одновременно оно направлено на урегулирование жизненных ситуаций (юридических дел, правовых споров), требующих правового разрешения.

Процессуальность (процессуализация) характерна для индивидуально-правового регулирования, которое осуществляется в процессуальной форме. По этому поводу Е. А. Талыкин отмечает: «Процессуальная форма создает стабильность, особую строгость процессуального отношения, выделяя судебное правоприменения среди иных видов индивидуального правового регулирования. ... Наиболее полно сущность процессуальной формы раскрывается в организации процесса судебного правоприменения, направленной на достижение целей и реализацию задач судопроизводства» [14, с. 175]. Конкретно выражает свое отношение к этом аспекту (при-

знаку) Л. А. Морозова: «...индивидуально-правовое регулирование публично-правового характера имеет свою специфику, следовательно, данный вид регулирования должен обладать соответствующей процессуализаци-ей» [7, с. 301]. Полагаем, что она справедливо подчеркнула роль судебного правоприменения, о котором следует сказать особо.

Действительно, являясь органом власти, вместе с тем суды (судьи) в процессе индивидуального правового регулирования рассматривают и разрешают юридические дела и правовые споры, выносят при этом соответствующие акты применения права обязательного характера, содержащие в себе властное правовое предписание, выраженное в официальной форме (приговор, определение, постановление и т.д.). Этот процесс носит название юридического, в чем проявляется специфика процессуально-правового регулирования: юридический процесс и его процессуальная форма являются важным средством процессуально-правового регулирования и главным элементом его механизма.

Таким образом, судебное правоприменение, как разновидность индивидуально-правового регулирования, выполняет функцию упорядочения общественных отношений - их правовую конкретизацию и т.д. К нему предъявляются требования законности, целесообразности, обоснованности и справедливости, что выражает его социальную роль и значение в правовом (в том числе и процессуально-правовом) регулировании общественных отношений.

А. В. Аверин и Ю. А. Гроза пишут: «Суть правоприменения заключается в том, что компетентный субъект, наделенный в соответствии с законом властными полномочиями, разрешая конкретный правовой конфликт, не только согласует свою деятельность с правовыми предписаниями, но и основывает свои выводы на норме (нормах) права, то есть определяет правовую характеристику изучаемых отношений. Следовательно, вступивший в законную силу акт судебного правоприменения, которым правовой конфликт разрешен по существу, имеет силу закона: обязывает всех субъектов воспринимать интерпретацию установленных данным актом отношений и связей, а также исходить из той правовой оценки изученных отношений, которая была им дана» [1, с. 89]. Упомянутый учеными акт судебного правоприменения, как завершающий этап и результат, носит черты актов применения права в целом: властный характер, индивидуальная направленность (значение), формализация содержания, исполняет роль определенного юридического факта, облекается в установленную форму и др.

Со своей стороны отметим, что индивидуальный акт судебного правоприменения нельзя считать нормативным, поскольку он не содержит в себе общеобязательные правила. Вместе с тем он порождает определенные права и обязанности для конкретных лиц (субъектов права).

К следующему уровню правового регулирования общественных отношений мы относим поднормативное правовое регулирование. По поводу его сущности, роли значения и так далее, единого подхода нет, наблюдаются разногласия и дискуссионность. В нашем подходе поднормативное правовое регулирование выведено на отдельный уровень; отсюда проистекают его самостоятельные роль и значение в правовом (процессуально-

правовом) регулировании общественных отношений. Чтобы уяснить сущность и содержание указанного регулирования, рассмотрим некоторые точки зрения.

Так, В. М. Горшенев считал, что поднормативное регулирование подразделяется на правоприменительное, осуществляемое при помощи актов применения права, и автономное, выполняемое с помощью договоров и односторонних сделок [2, с. 170].

Более конкретно по указанному вопросу сказано у И. А. Минникеса: «Термин «поднормативное» подчеркивает, что такое регулирование осуществляется дополнительно к общенормативному, происходит на основе норм права и в пределах их предписаний» [6, с. 20].

Сущностную и содержательную характеристики рассматриваемой категории находим в таком суждении И. П. Кожокаря: «На наш взгляд, представляется перспективным среди видов правового регулирования выделение поднормативного правового регулирования - это «упорядочение общественных отношений, не урегулированных либо недостаточно урегулированных нормами права, которое осуществляется правоприменителем с помощью особых юридических средств путем выработки право-положений, соответствующих действующему законодательству и потребностям юридической практики». Оно связано с использованием правовых презумпций, принципов, фикций, аксиом, преюдиций, аналогии права и закона, формированием прецедентов права и толкования. Такое регулирование, безусловно, воздействует на общественные отношения, однако не может быть отнесено ни к нормативному, ни к строго индивидуальному» [3, с. 121].

Изложение (изучение) отдельных аспектов поднормативного правового регулирования, полагаем, вполне достаточно для уяснения его сущности, содержания, роли и значения как в правовом, так и процессуально-правовом регулировании, которое имеет определенную специфику, отметим ее следующим сюжетом. Следовательно, то что поднормативное правовое регулирование в отечественной правовой системе в значительной степени осуществляется судебными органами посредством правоприменения и, частично, правотворчества. Вследствие сказанного, основаниями для классификации процессуально-правового регулирования выступает отраслевая принадлежность (предмет процессуально-правового регулирования). Исходя из сказанного и принимая во внимание соответствующего свойства научные источники, выделяются следующие виды процессуально-правового регулирования: а) конституционно-процессуальное регулирование; б) гражданско-процессуальное; в) арбитражно-процессуальное; г) уголовно-процессуальное; д) административно-процессуальное регулирование.

Первый из названных видов процессуально-правового регулирования обусловлен и опосредован конституционным судебным процессом, который является видом процессуально-правового регулирования, имеющим в своей основе особое назначение, специфику разбирательства, круга участников, процедур, мер ответственности и т.д.

Другим видом процессуально-правового регулирования является гражданско-процессуальное, правовой основой для которого выступают

Конституция РФ, ФКЗ «О судебной системе» и другие федеральные законы, а также Гражданский процессуальный кодекс РФ.

Арбитражно-процессуальное регулирование (арбитражное судопроизводство) получило свою самостоятельность с введением в Конституцию РФ поправок от 14 марта 2020 г. (№ 1-ФКЗ) и закреплено в ней ст. 118, ч. 2. Данный вид процессуально-правового регулирования имеет свою сферу применения (предпринимательская и иная экономическая деятельность).

Уголовно-процессуальному регулированию, помимо иного законодательства, служит Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года (№ 174-ФЗ) с поправками от 09.07.2020 г. (№ 34-П).

Несколько осложнено административно-процессуальное регулирование по той причине (причинам), что среди ученых-административистов по-прежнему нет консолидированного подхода (подходов) к определению понятия административного процесса, его процессуальной формы, административной юрисдикции и т.д. И, несмотря на принятие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (2015 год), дискуссии по этим вопросам продолжаются, вследствие чего остаются «в тени» отдельные вопросы (либо не получившее полного изучения, решения и т.п.) административно-процессуального регулирования.

Заключение

Таким образом, классификация процессуально-правового регулирования должна проводиться по его уровням: нормативно-правовое, индивидуально-правовое и поднормативное, и по отраслевой принадлежности (предмету процессуально-правового регулирования): конституционно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное.

Список литературы

1. Аверин А. В. Правосудие и право. 2-е изд., доп. М.: Юрлитинформ, 2020. 436 с.

2. Горшенев В. М. Способы и организационные формы правового регулирования. М.: Юрид. литература, 1972. 258 с.

3. Кожокарь И. П. Правовое регулирование: понятие и формы // Государство и право. 2020. № 12. С. 112 - 127.

4. Кулапов В. Л., Медная Ю. В. Поднормативное правовое регулирование. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. 200 с.

5. Минникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. Екатеринбург, 2009. 54 с.

6. Минникес И. А. Индивидуальное правовое регулирование как самостоятельный вид правового регулирования // Российский юридический журнал. 2006. № 2 (50). С. 19 - 25.

7. Морозова Л. А. Избранные статьи: сб. науч. тр. М.: РГУП, 2018. 396 с.

8. Нормография: теория и методология нормотворчества: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Г. Арзамасова. М.: Академический проект, 2007. 560 с.

9. Осипов М. Ю. Механизм правового регулирования и его типы // Право и государство: теория и практика. 2006. № 3. С. 134 - 141.

10. Поляков А. В. Предмет правового регулирования. М.: [б. и.], 1994. 191 с.

11. Петров Д. Е. Отрасль права / под ред. М. И. Байтина. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права» 2004. 192 с.

12. Решетов Ю. С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2 (20). С. 17 - 22.

13. Сенников И. Е. Правовое регулирование и реализация права: проблемы взаимодействия // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 5. С. 46 - 50.

14. Талыкин Е. А. Процессуальная форма в механизме индивидуального правового регулирования спорных отношений // Вестник института экономических исследований. 2021. № 2 (22). С. 172 - 178.

References

1. Averin A.V. Pravosudiye i pravo [Justice and law], Moscow: Yurlitinform, 2020, 436 p. (In Russ.)

2. Gorshenev V.M. Sposoby i organizatsionnyye formy pravovogo regulirovaniya [Methods and organizational forms of legal regulation], Moscow: Yuridicheskaya literatura, 1972, 258 p. (In Russ.)

3. Kozhokar' I.P. [Legal regulation: concept and forms], Gosudarstvo i pravo [State and law], 2020, no. 12, pp. 112-127. (In Russ.)

4. Kulapov V.L., Mednaya Yu.V. Podnormativnoye pravovoye regulirovaniye [Subnormative legal regulation] Saratov: Izd-vo GOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2009, 200 p. (In Russ.)

5. Minnikes I.A. Extended abstract of Doctor's of legal sciences thesis, Ekaterinburg, 2009, 54 p. (In Russ.)

6. Minnikes I.A. [Individual legal regulation as an independent type of legal regulation], Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal [Russian Journal of Law], 2006, no. 2 (50), pp. 19-25. (In Russ.)

7. Morozova L.A. Izbrannyye stat'i: sb. nauch. tr. [Selected articles: collection of scientific papers], Moscow: RGUP, 2018, 396 p. (In Russ.)

8. Arzamasov Yu.G. [Ed.] Normografiya: teoriya i metodologiya normotvorchestva: ucheb.-metod. posobiye [Normography: theory and methodology of rulemaking: teaching aid], Moscow: Akademicheskiy proyekt, 2007, 560 p. (In Russ.)

9. Osipov M.Yu. [The mechanism of legal regulation and its types], Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and state: theory and practice], 2006, no. 3, pp. 134-141. (In Russ.)

10. Polyakov A.V. Predmet pravovogo regulirovaniya [The subject of legal regulation], Moscow: [s. n.], 1994, 191 p. (In Russ.)

11. Petrov D.Ye., Baytin M.I. [Ed.] Otrasl' prava [Branch of law], Saratov: Izd-vo GOU VPO «Saratovskaya gosudarstvennaya akademiya prava», 2004, 192 p. (In Russ.)

12. Reshetov Yu.S. [Normative and individual legal regulation], Vestnik Permskogo universiteta. Yuridicheskiye nauki [Bulletin of the Perm University. Legal Sciences], 2013, no. 2 (20), pp. 17-22. (In Russ.)

13. Sennikov I.Ye. [Legal regulation and implementation of law: problems of interaction], Probely v rossiyskom zakonodatel'stve [Gaps in Russian legislation], 2011, no. 5, pp. 46-50. (In Russ.)

14. Talykin Ye.A. [Procedural form in the mechanism of individual legal regulation of disputed relations], Vestnik instituta ekonomicheskikh issledovaniy [Bulletin of the Institute of Economic Research], 2021, no. 2 (22), pp. 172-178. (In Russ.)

Classification of Procedural and Legal Regulation

T. M. Nintsiyeva, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia;

tamila761076@mail.ru

V. P. Belyaev, Dr. Sci. (Law), Professor, Department of Theory and History of State and Law, Southwest State University, Kursk, Russia;

belvp46@mail.ru

I. S. Iskevich, Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Department International Law, Tambov State Technical University, Tambov, Russia;

irina_ 77707@lis.ru

The authors' approach to the little-studied problem of procedural and legal regulation classification is presented. It is based on a general theoretical approach to the classification of legal regulation in general, as a result of which the classification of procedural and legal regulation by levels is methodologically justified: normative procedural, individual procedural and subnormative procedural regulation, as well as by industry affiliation (subject of procedural and legal regulation): constitutional procedural, civil procedural, arbitration procedural and administrative procedural.

Keywords: classification; types; levels; grounds; legal relations; law-enforcement; acts of judicial enforcement.

© Т. М. Нинциева, 2022 © В. П. Беляев, 2022 © И. С. Искевич, 2022 Статья поступила в редакцию 15.03.2022

При цитировании использовать:

Нинциева Т. М., Беляев В. П., Искевич И. С. Классификация процессуально-правового регулирования // Право: история и современность. 2022. Т. 6, № 2. С. 144 - 152. doi: 10.17277/pravo.2022.02.pp.144-152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.