Научная статья на тему 'Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия'

Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2543
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия»

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

О.Ю. Толкаченко, аспирантка кафедры «Финансового менеджмента»

Финансовой Академии при Правительстве РФ

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции- значит будет развитие реального сектора и, как следствие, экономический подъем. Проблема инвестиций является сегодня актуальной. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответственных этапов инвестиционного процесса - это выбор объекта, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в первую очередь влияет такая экономическая категория, как «инвестиционная привлекательность».

В экономической литературе существует достаточное количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания «инвестиционной привлекательности предприятия.

Целесообразно обратить внимание, что в этих научных работах нет единого мнения относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Мнения отечественных авторов по этой теме несколько отличаются, но в то же время и существенно дополняют друг друга.

Поэтому, изучив существующие подходы к сущности «инвестиционной привлекательности предприятия», мы предлагаем систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим признакам:

1). Инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия;

2). Инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;

3). Инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;

4). Инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций.

К первой группе можно отнести Т.Н.Гуськову1, которая в

своей работе определяет инвестиционную привлекательность предприятия как состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиций могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект.

В.А.Толмачев2 придерживается мнения, что инвестиционная привлекательность- динамическая категория, представляющая собой определенный вектор (или систему векторов) инвестиционного развития предприятия.

Савчук В.П. 3 в учебном пособии «Анализ и разработка инвестиционных проектов» определяет инвестиционную привлекательность предприятия как интегральную характеристику отдельных предприятий- объектов предстоящего инвестирования с позиций перспективности развития, объемов и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов, их ликвидности, со-

стояния платежеспособности и финансовой устойчивости.

Вторая группа объединила следующие определения.

В.А. Машкин4 в своей статье показывает, что для него инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

Мозгоев А.5 в своей работе:«О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах» говорит, что инвестиционная привлекательность определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов.

Ройзман И.И.6 в своей статье подчеркнул, что инвестиционная привлекательность- это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал.

К третьей группе можно отнести определение, данное доцентом Орловского государственного аграрного университета, Н.Ю. Трясициной7, которая считает, что инвестиционная привлекательность предприятия- комплекс показателей его деятельности, которое определяет для инвестора наиболее предпочтительных значений инвестиционного поведения.

В том же ключе трактует Иванов А.П. 8, давая в своей работе следующее понимание: инвестиционная привлекательность предприятия- совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств.

Как совокупность показателей, инвестиционную привлекательность, также рассматривает Путятина Л.М9, для которой это экономическая категория, характеризующая, эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

М.Н.Крейнина10 считает, что объективная оценка инвестиционной привлекательности зависит от всех показателей, которые характеризуют финансовое состояние. Но, если сузить проблему то, по ее мнению, инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов.

Продолжая развивать третий подход, Э. И. Крылов, В. М. Власова и М. Г. Егорова11 в своем учебном пособии отмечают, что инвестиционная привлекательность характеризуется не только устойчивостью финансового состояния, но и наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря конкурентоспособности продукции и клиентоориентированности, выражающейся в наибо-

1 Гуськова Т.Н. Методология статистического исследования инвестиционной привлекательности объектов: Автореф. дис. канд. экон. наук . Ростов-на-Дону: 1997, с.9.

2 Толмачев В.А. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием// Собственность и рынок. №3. 2004. с.11

3 Савчук В.П., Применко С.И., Велчико Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов, «Абсолют-В», Эльга: Киев, 1999. с. 23

4 Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. http://b-news.narod.ru/economy/ management.htm.

5 Мозгоев.А. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессов// Инвестиции в России. №6. 2002.с.48

6 Ройзман И.И., Гришина И.В. Сложившаяся перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности// Инвестиции в России. №1.1998. с.37-39

7 Трясицина Н.Ю. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий// Экономический анализ.№18. 2006. с.5

8 Иванов А.П., Сахарова И.В., ХрусталевЕ.Ю. Принципы и факторы определения инвестиционного рейтинга предприятий//Консуль-тант директора. №12. 2005. с31

9 Путятина Л.М., Ванчугов М.Ю. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе его экономического потенциала// Собственность и рынок. №6. 2005. с.21

10 Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. - М.: Дело и сервис, 1994

11 Крылов Э. Н., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. -М.: Финансы и статистика, 2003.

лее полном удовлетворении запросов потребителей.

И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова и В. В. Яновский предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности: «эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот»12.

Разделяя позиции отечественных исследователей о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием, эффективностью инвестиций и инвестиционной привлекательностью (эти категории имеют много общего), Прибытова Г. 13 добавляет, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства.

Следует отметить, что в каждом из приведенных выше определений отражается лишь один из признаков инвестиционной привлекательности. Хотя в некоторых из них: у Савчука В.П. и Путятиной Л.П., например, сочетаются признаки как первой, так и третьей классификационной группы. Как видно, из данных трактовок, единого мнения по поводу определения этого понятия нет. Но в основном ученые-экономисты разделяют подход к оценке инвестиционной привлекательности с позиции надежности финансового состояния анализируемого объекта капиталовложений. Методика оценки инвестиционной привлекательности организаций на основе диагностики их финансового состояния проработана этими учеными довольно глубоко. Но этого недостаточно для потенциальных инвесторов. Поэтому ни одно из предложенных определений полностью не отражает сущность инвестиционной привлекательности.

Таким образом, обобщив предложенную выше классификацию, мы предлагаем следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия. На наш взгляд, наиболее точно отражает сущность этой экономической категории, следующая трактовка: инвестиционная привлекательность предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели(ликвиднос-ти, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и другие), рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем. К ним можно отнести: рынки сбыта, конкурентов и т.д.

Литература:

Книжные издания:

1. Савчук В.П., Применко С.И., Велчико Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов/Савчук В.П., Применко С.И., Велчико Е.Г.- Киев.:Издательство «Абсолют-В», Эльга, 1999.

2. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле/ Крейнина М. Н. - М.: Дело и сервис, 1994.

3. Крылов Э. Н., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия/ Крылов Э. Н., Власова В. М., Егорова М. Г. - М.: Финансы и статистика, 2003. с.192-5000 экз.-КВК 5-279-02645-Х.

4. Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций/ Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. - М.: Финансы и статистика, 2003.- с.400-5000 экз.-КВК 5-279-02362-0.

5. Гуськова Т.Н. Методология статистического исследования инвестиционной привлекательности объектов: Автореф. дис. канд. экон. наук . Ростов-на-Дону: 1997.-с.9.

Журнальные издания:

6. Принципы и факторы определения инвестиционного рейтинга предприятий/ Иванов А.П., Сахарова И.В., ХрусталевЕ.Ю.// Консультант директора- 2005-№12.-с.31

7. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессов/ Мозгоев.А.// Инвестиции в России-2002.- №6.-с.48

8. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе его экономического потенциала/ Путятина Л.М., Ванчу-гов М.Ю.// Собственность и рынок-2005.-№6.-с.21

9. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики/ Прибытова Г.// Инвестиции в России.-2005.- №3.-с.7

10. Сложившаяся перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности/ Ройзман И.И., Гришина И.В.// Инвестиции в России-1998.-№1.-с37-39

11. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием/ Толмачев В.А.// Собственность и рынок-2004.- №3-с.11

12. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий/ Трясицина Н.Ю// Экономический анализ- 2006.- №18-с.5

Электронный ресурс:

13. Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. [Электронный ресурс].-Электрон.дан.-Режим доступа:- http://bnews.narod.ru/economy/ ma.nagement.htm.

12 Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2003

13 Прибытова Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики// Инвестиции в России. №3. 2005. с.7

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Х.З. Халимбеков, д.э.н., доцент, Г.Р. Мусаева, соискатель кафедры ЭиУвСМ ГОУ ВПО ДГТУ

В общем случае эффективная маркетинговая стратегия туристической фирмы должна основываться на следующих трех составляющих:

- правильно выбранные долгосрочные цели;

- глубокое понимание внешнего окружения;

- реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

Что же касается экономической эффективности, то следует заметить, что в настоящее время не существует единой установленной методики (подхода) к оценке эффективности маркетинговой стратегии туристической фирмы и поэтому решение данной задачи сегодня носит многоплановый характер.

При этом, разногласие различных мнений по поводу оценки эффективности деятельности экономических объектов у различных авторов возникает фактически только по экономическому содер-

жанию и методам определения результата и за-трат. В целом же деятельность одних экономистов направлена на создание единого обобщающего показателя эффективности, который можно было бы исполь-зовать при анализе хозяйственной деятельности и принятии решений на всех уровнях управления экономикой туристической фирмы. Деятельность других - на создание ком-плекса или системы эффективности, состоящей из ряда отдельных показате-лей. Однако и в первом и во втором случае эффективность предлагается оценивать по итогам деятельности исследуемого объекта, что затрудняет использование получаемых так образом оценок для выбора наиболее эффективной стратегии из числа имеющихся альтернатив в период их формирования.

Для обхода отмеченных недостатков при оценке эффективности работы туристической фирмы необходимо использовать прогнозные данные с учетом поправки на интенсивность загрузку ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.