Научная статья на тему 'Методика оценки эффективности маркетинговой стратегии развития туристической фирмы'

Методика оценки эффективности маркетинговой стратегии развития туристической фирмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
624
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика оценки эффективности маркетинговой стратегии развития туристической фирмы»

лее полном удовлетворении запросов потребителей.

И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова и В. В. Яновский предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности: «эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот»12.

Разделяя позиции отечественных исследователей о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием, эффективностью инвестиций и инвестиционной привлекательностью (эти категории имеют много общего), Прибытова Г. 13 добавляет, что инвестиционная привлекательность - самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства.

Следует отметить, что в каждом из приведенных выше определений отражается лишь один из признаков инвестиционной привлекательности. Хотя в некоторых из них: у Савчука В.П. и Путятиной Л.П., например, сочетаются признаки как первой, так и третьей классификационной группы. Как видно, из данных трактовок, единого мнения по поводу определения этого понятия нет. Но в основном ученые-экономисты разделяют подход к оценке инвестиционной привлекательности с позиции надежности финансового состояния анализируемого объекта капиталовложений. Методика оценки инвестиционной привлекательности организаций на основе диагностики их финансового состояния проработана этими учеными довольно глубоко. Но этого недостаточно для потенциальных инвесторов. Поэтому ни одно из предложенных определений полностью не отражает сущность инвестиционной привлекательности.

Таким образом, обобщив предложенную выше классификацию, мы предлагаем следующее определение инвестиционной привлекательности предприятия. На наш взгляд, наиболее точно отражает сущность этой экономической категории, следующая трактовка: инвестиционная привлекательность предприятия - это система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности. Данные отношения оцениваются совокупностью показателей эффективности аспектов деятельности предприятия, которые разделяются на формальные показатели(ликвиднос-ти, платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и другие), рассчитываемые на основании данных финансовой отчетности, и неформальные, не имеющие четкого набора исходных данных и оцениваемые экспертным путем. К ним можно отнести: рынки сбыта, конкурентов и т.д.

Литература:

Книжные издания:

1. Савчук В.П., Применко С.И., Велчико Е.Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов/Савчук В.П., Применко С.И., Велчико Е.Г.- Киев.:Издательство «Абсолют-В», Эльга, 1999.

2. Крейнина М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле/ Крейнина М. Н. - М.: Дело и сервис, 1994.

3. Крылов Э. Н., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия/ Крылов Э. Н., Власова В. М., Егорова М. Г. - М.: Финансы и статистика, 2003. с.192-5000 экз.-КВК 5-279-02645-Х.

4. Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций/ Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. - М.: Финансы и статистика, 2003.- с.400-5000 экз.-КВК 5-279-02362-0.

5. Гуськова Т.Н. Методология статистического исследования инвестиционной привлекательности объектов: Автореф. дис. канд. экон. наук . Ростов-на-Дону: 1997.-с.9.

Журнальные издания:

6. Принципы и факторы определения инвестиционного рейтинга предприятий/ Иванов А.П., Сахарова И.В., ХрусталевЕ.Ю.// Консультант директора- 2005-№12.-с.31

7. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессов/ Мозгоев.А.// Инвестиции в России-2002.- №6.-с.48

8. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе его экономического потенциала/ Путятина Л.М., Ванчу-гов М.Ю.// Собственность и рынок-2005.-№6.-с.21

9. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики/ Прибытова Г.// Инвестиции в России.-2005.- №3.-с.7

10. Сложившаяся перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности/ Ройзман И.И., Гришина И.В.// Инвестиции в России-1998.-№1.-с37-39

11. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием/ Толмачев В.А.// Собственность и рынок-2004.- №3-с.11

12. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий/ Трясицина Н.Ю// Экономический анализ- 2006.- №18-с.5

Электронный ресурс:

13. Машкин В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона. [Электронный ресурс].-Электрон.дан.-Режим доступа:- http://hnews.narod.ru/economv/ ma.nagement.htm.

12 Сергеев Н. В. Веретенникова И. Н., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 2003

13 Прибытова Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики// Инвестиции в России. №3. 2005. с.7

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Х.З. Халимбеков, д.э.н., доцент, Г.Р. Мусаева, соискатель кафедры ЭиУвСМ ГОУ ВПО ДГТУ

В общем случае эффективная маркетинговая стратегия туристической фирмы должна основываться на следующих трех составляющих:

- правильно выбранные долгосрочные цели;

- глубокое понимание внешнего окружения;

- реальная оценка собственных ресурсов и возможностей предприятия.

Что же касается экономической эффективности, то следует заметить, что в настоящее время не существует единой установленной методики (подхода) к оценке эффективности маркетинговой стратегии туристической фирмы и поэтому решение данной задачи сегодня носит многоплановый характер.

При этом, разногласие различных мнений по поводу оценки эффективности деятельности экономических объектов у различных авторов возникает фактически только по экономическому содер-

жанию и методам определения результата и за-трат. В целом же деятельность одних экономистов направлена на создание единого обобщающего показателя эффективности, который можно было бы исполь-зовать при анализе хозяйственной деятельности и принятии решений на всех уровнях управления экономикой туристической фирмы. Деятельность других - на создание ком-плекса или системы эффективности, состоящей из ряда отдельных показате-лей. Однако и в первом и во втором случае эффективность предлагается оценивать по итогам деятельности исследуемого объекта, что затрудняет использование получаемых так образом оценок для выбора наиболее эффективной стратегии из числа имеющихся альтернатив в период их формирования.

Для обхода отмеченных недостатков при оценке эффективности работы туристической фирмы необходимо использовать прогнозные данные с учетом поправки на интенсивность загрузку ее

производственного потенциала согласно выбираемой стратегии и риски связанные с ее реализацией. Другими словами оценивать эффективность маркетинговой стратегии туристической фирмы с учетом загрузки потенциала согласно спрогнозированному спросу на турпродукты предусматриваемые в сравниваемых между собой стратегий развития и рисков, связанных с реализацией оцениваемых стратегий. Следовательно, для оценки эффективности выбранной маркетинговой стратегии целесообразно использовать следующий показатель :

Э

k1k 2

ЭФ

где к1 -поправочный коэффициент на загрузку потенциала фирмы, определяемый с учетом неудовлетворенного спроса на предлагаемые турпродукты; к2 - поправочный коэффициент учитывающий риски, связанные с реализацией оцениваемой стратегии; ЭФ - прогнозируемый эффект, получаемый в результате использования оцениваемой стратегии; З - затраты связанные с формированием и реализацией оцениваемой стратегии.

При этом поправочный коэффициент на загрузку потенциала туристической фирмы с учетом неудовлетворенного на предлагаемые турпродкты можно оценить с помощью следующего соотношения:

к, = С^к^/п = &£*)/п,

1=1 1=1 ^

где кп - поправочный коэффициент, учитывающий ьй вид туристического продукта; V - объем неудовлетворенного спроса на

У*

I - объем спроса на ьй вид турпродукта

который может удовлетворить фирма согласно имеющимся у нее потенциальным возможностям, п - количество турпродуктов, которые реализует фирма согласно выбранной стратегии развития.

При этом поправочные коэффициенты по каждому виду турп-родуктов определяются согласно следующему характеристическому уравнению:

1, если V> V

Таким образом, поправочный коэффициент на загрузку потенциала туристической фирмы для оцениваемых стратегий будет принимать значения от нуля до единицы. Величина Ц=1 показывает, что при выборе соответствующей стратегии потенциальные воз-

можности фирмы будут загружены достаточно интенсивно.

Выше отмечено, что при оценке эффективности выбираемой туристической фирмой стратегии необходимо учитывать такой фактор риска внешней среды как изменение интенсивности потока туристов, которая в значительной степени зависит от вида турпро-дукта и времени года. Для формирования методики оценки данного риска рассмотрим следующих пять возможных состояний туристической фирмы:

- фирма получает 100% прибыли при интенсивности потока

туристов равной X,;

- фирма не дополучает 5% прибыли при интенсивности потока

туристов равной X^;

- фирма не дополучает 10 % прибыли при интенсивности пото-

ка туристов равной Х3;

- фирма недополучает 15% прибыли при интенсивности входного потока равной Х4;

- работа фирмы становится неэффективной при интенсивности входного потока равной Х5.

Далее на основе накопленного опыта или построения прогнозных оценок для каждого, сравниваемого турпродукта на заданном интервале времени (отчетный период) формируется гистограмма ее пребывания в различных состояниях согласно изменениям во времени интенсивности входного потока туристов ( см. рис. 3 ).

Используя приведенную диаграмму изменения состояний туристической фирмы в соответствии с изменением интенсивности потока туристов можно найти долю времени ее пребывания в j-том состоянии согласно следующему выражению:

5

kj2

j=1

tj

T

Отсюда средний эффект ЭФф, получаемый туристической фирмой за отчетный период при применении исследуемой стратегии с учетом рисков будет определяться согласно следующему выражению:

Эфср =Х к12ЭФ.

1=1

Таким образом, эффективность стратегии туристической фирмы будет определяться по формуле:

n v ЭФ

Э = (iVV

1=1 Vi Зп

Рис.3. Изменение состояний туристической фирмы во времени.

Затраты же, требуемые для реализации стратегии трактуются, в частности, как величина усилий, необходимых для ее осуществления. При этом действуют и должны быть учтены такие факторы, как ограниченность ресурсов и вероятное сопротивление рынка.

В общем случае финансовые вложения в стратегию включают затраты на стратегическое планирование, обследование рынков, разработку новой продукции. Что же касается вложений в потенциал предприятия, то данная категория включает найм и обучение персонала, приобретение технологии, затраты на создание функциональных служб.

Таким образом, сравнивая полученные оценки эффективности для различных стратегий туристическая фирма может выбирать для себя наиболее выгодную из них.

Литература.

1. Балабанов И.Т., Балабанов И.И. Экономика туризма. - М: Финансы и статистика, 2003.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб: Герда, 2000.

3. Блохин Ю.И. Концепция социально-экономической модели развития туризма в крупном туристском центре или регионе. Выпуск 17. - СПб: Олбис, 1998.

4. Закон РФ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” от 24.11.1996г.

5. Котлер Ф. и др. Маркетинг гостеприимства и туризма. - М: ЮНИТИ, 1998.

6. Кушнер Л.А. К методике оценки экономической эффективности развития туризма в регионе. /Тр. Академии Туризма. Вып.3. -СПб: Невский фонд, 2000.

7. Николаев С.С. Влияние туризма на развитие региона: Труды Академии Туризма. Вып.4. - СПб: Невский фонд, 2002.

8. Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”, 11 ноября 1996 г.

9. Статистическая информация: www.pskovnews.ru

РОЛЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

С.С. Муллахмедова, Т.В. Магомедова, И.М. Гаджиев, Дагестанский государственный технический университет

Место любой отрасли в народно-хозяйственном комплексе и ее роль в общественном производстве определяются воздействием конечных результатов ее функционирования на экономическое и социальное развитие страны, а также связями с другими отраслями.

Главенствующую роль в расширении любого производства (за счет строительства и ввода в действие новых мощностей, реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств) играют строительные организации. Выполнение запланированных объемов строительно-монтажных работ, своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов в ходе реконструкции, технического перевооружения, нового строительства или расширения действующих предприятий с целью повышения технического уровня производства и его эффективности являются непосредственными задачами строительства. Строительство в кооперации с машиностроением осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов отраслей, обеспечивая тем самым экономическое развитие. Кроме того, действующие производства требуют постоянных текущих, средних и капитальных ремонтов, которые также осуществляют строительные организации.

Решение комплекса проблем, связанных с обеспечением населения жильем, повышением его качества и комфортности, реконструкцией и ремонтом эксплуатируемого жилого фонда и объектов культурно-бытового назначения, возможно только при участии строительных организаций.

Строительство органически связано с остальными отраслями экономики не только непосредственным участием в их развитии, но также и потреблением продукции практически всех отраслей. Так, строительные организации потребляют в процессе возведения зданий и сооружений более 30% всех перевозимых грузов, значительную часть продукции машиностроения, сельского хозяйства, практически в полном объеме продукцию промышленности строительных материалов, в значительной мере - черной металлургии, лесной, деревообрабатывающей, химической и других отраслей промышленности.

Роль строительных организаций в экономике муниципалитета, региона, страны в целом определяется также и такими их функциями, как бюджетная (поступление средств в бюджеты разных уровней и во внебюджетные фонды), градообразующая (создание предприятий,

объектов и архитектурных комплексов, благоустройство территории), институциональная, консолидирующая и стабилизирующая.

Совокупность подрядных и специализированных строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, механизации и транспорта, проектных и научно-исследовательских институтов, учебных заведений, строительных бирж, инжиниринговых, консалтинговых, управленческих и других организаций, специализирующихся на выполнении работ и услуг в области строительства, представляют собой строительный комплекс. В его состав можно включить также все субъекты хозяйствования в производственной и инфраструктурной сфере, отраслевые органы управления (федеральные, республиканские, территориальные), которые по своей функциональной ориентации, относятся, участвуют или способствуют в создании строительной продукции.

Строительный комплекс Республики Дагестан относится к числу ключевых отраслей экономики республики, обеспечивая ее устойчивость и социальную направленность, способствуя развитию производственного потенциала республики, решению важнейших социально-экономических задач общества, среди которых приоритет - жилищное строительство. Строительный комплекс республики объединяет около 3 тысячи подрядных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, проектных, научно-исследовательских, инжиниринговых и других структур различных форм собственности, связанных с функционированием строительного комплекса. Численность работников в строительном комплексе республики составляет свыше 45 тысяч человек, или 5,1% общего числа занятых в экономике. В строительстве производится 12% ВРП республики.

Работа строительного комплекса за последние годы характеризуется ростом инвестиционной активности, что повлекло за собой значительное увеличение объемов производства, проектных и строительно-монтажных работ, загрузку мощностей большинства строительных организаций и предприятий промышленности строительных материалов.

Объем работ, выполненных в 2007 году составил 33091,9 рублей, что в сопоставимых ценах на 29,3% больше, чем в предыдущем году (рис. 1).

Рис.1. Динамика объема строительных работ (в % к декабрю 2005 года)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.