Научная статья на тему 'Семантика и экономическое содержание категории «Инвестиционная привлекательность» применительно к автотранспортным организациям'

Семантика и экономическое содержание категории «Инвестиционная привлекательность» применительно к автотранспортным организациям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ROAD TRANSPORT / COMPETITIVENESS / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улицкая Н. М., Думина С. С., Белогребень А. А.

В статье рассмотрена эволюция трактовок и подходов к экономической сущности термина «инвестиционная привлекательность», взаимосвязь с категориями «конкурентоспособность» и «инвестиционный климат».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEMANTICS AND THE ECONOMIC CONTENT OF THE CATEGORY OF «INVESTMENT ATTRACTIVENESS» IN RELATION TO ROAD TRANSPORT OPERATORS

The article describes the evolution of interpretations and approaches to the economic substance of the term «investment attractiveness», the relationship with the categories of «competitiveness» and the «investment climate».

Текст научной работы на тему «Семантика и экономическое содержание категории «Инвестиционная привлекательность» применительно к автотранспортным организациям»

УДК 338

СЕМАНТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К АВТОТРАНСПОРТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Улицкая Н.М., д.э.н., проф. кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУВПО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет» (МАДИ) Думина С.С., аспирант кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный

государственный технический университет» (МАДИ) Белогребень А.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономика автомобильного транспорта», ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет» (МАДИ)

В статье рассмотрена эволюция трактовок и подходов к экономической сущности термина «инвестиционная привлекательность», взаимосвязь с категориями «конкурентоспособность» и «инвестиционный климат».

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, автомобильный транспорт, конкурентоспособность, инвестиционный климат.

SEMANTICS AND THE ECONOMIC CONTENT OF THE CATEGORY OF «INVESTMENT ATTRACTIVENESS» IN RELATION TO ROAD TRANSPORT

OPERATORS

Ulitskaja N., Doctor of Economics, professor of the Road transport Economy chair, FSEIHPE «Moscow Automobile and Road Construction

University» (MADI)

Dumina S., the post-graduate student, Road transport Economy chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction University» (MADI) Belogreben A., Ph.D., assistant professor, Road transport Economy chair, FSEI HPE «Moscow Automobile and Road Construction University» (MADI)

The article describes the evolution of interpretations and approaches to the economic substance of the term «investment attractiveness», the relationship with the categories of «competitiveness» and the «investment climate».

Keywords: investment attractiveness, road transport, competitiveness, investment climate.

Активизация инвестиционной деятельности на транспорте, как и в любой другой сфере экономических отношений, определяется уровнем инвестиционной привлекательности объекта и состоянием инвестиционного климата. Инвестиционная привлекательность определяется как интегральная оценка состояния внутренней среды объекта инвестирования и внешней среды, в которой рассматриваемый объем функционирует.

На сегодняшний день отсутствует единый подход к определениям терминов «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционный климат». Так, под инвестиционной привлекательностью понимают и оценку финансового состояния объекта инвестирования, и разницу между инвестиционным потенциалом и инвестиционными рисками, и результирующий показатель инвестиционной активности, и перспективность развития, и спрос на инвестиции, и оценку стоимости бизнеса и добавленной стоимости, ряд экономистов отождествляют ее с инвестиционным климатом. Такое многообразие трактовок термина инвестиционной привлекательности можно объяснить различием подходов к ее определению, разницей в пользователях полученной информации (инвесторов), особенностями ее применения к различным экономическим системам (отрасли, региону, предприятию) и т.п.

Эволюцию трактовок и подходов к определению понятия «инвестиционной привлекательности» можно проследить в табл. 1:

Несмотря на отсутствие единого общепринятого подхода к содержанию и сущности инвестиционной привлекательности, нельзя сказать, что выше представленные определения термина противоречат друг другу. Скорее они дополняют друг друга, делая категорию инвестиционной привлекательности многоаспектной, аккумулирующей в себе следующие наиболее важные аспекты функционирования и устойчивого развития рассматриваемой экономической системы:

• оценку финансового состояния объекта инвестирования;

• оценку конкурентоспособности объекта инвестировании (на различных уровнях: продукции, товаров и услуг, регионов, отраслей и т.п.);

• кадровый и управленческий потенциал;

• эффективность производства;

• устойчивость развития;

• инвестиционную активность;

• уровень инвестиционных, производственных, финансовых, экологических и прочих рисков;

• зависимость объекта от внешней среды и ее приспособляемость

к изменяющимся условиям;

• интегрированность объекта инвестирования в смежные производства, отрасли, другие экономические системы;

• мультипликативность и др.

Изучив различные авторские подходы к содержанию термина инвестиционной привлекательности, мы предлагает в качестве последней рассматривать совокупность факторов и условий функционирования внешней и внутренней среды объекта инвестирования, оказывающих влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности экономических субъектов и их стратегическую устойчивость, а также объективных особенностей оцениваемой экономической системы и субъективных причин, предопределяющие возможность осуществления инвестиций исходя из достижения поставленных инвестором целей.

Зарубежные методики оценки состояния организаций и их инвестиционной привлекательности, главным образом, основаны на двух подходах:

1. Оценка положения организации по рыночным котировкам ценных бумаг, свободно обращающихся на фондовом рынке;

2. Оценка инвестиционной привлекательности организации на основе анализа состояния отрасли, в которой она функционирует, финансового состояния, планов развития компании и качестве менеджмента.

Учитывая общее состояние развития фондового рынка, а также особенности отечественных автотранспортных организаций, ни первый, ни второй подход к оценке инвестиционной привлекательности на данном этапе развития подотрасли не применим, а, следовательно, и заложенные в методики трактовки термина не раскрывают всю сущность данной категории в условиях нестационарности российской экономики и отраслевых особенностей.

Анализируя содержания термина «инвестиционный климат» в научной литературе, так же наблюдаются неоднозначные трактовки понятия.

Всемирный банк определяет инвестиционный климат как «совокупность характерных для каждой местности факторов, определяющих возможности компаний и формирующих у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению своей деятельности» [25].

Финансово-кредитный энциклопедический словарь под редакцией А.Г. Грязновой определяет инвестиционный климат как «совокупность сложившихся политических, социально-культурных, финансово-

Таблица 1. Некоторые подходы к трактовке термина «инвестиционная привлекательность»

Авторы Определение

И.И. Ройзман И.В. Гришина Л.С. Валинурова О.Б. Казакова Совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обусловливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал [6,8,17]

И.А. Бланк Обобщенная характеристика преимуществ и недостатков инвестирования отдельных направлений и объектов с позиций конкретного инвестора [5]

А.М. Мозгоев Определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов [13]

В.А. Толмачев Динамическая категория, представляющая собой определенный вектор (или систему векторов) инвестиционного развития предприятия [20]

Г.Н. Прибытова Самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на управление повышения доходности капитала и технико-экономического уровня производства [16]

Э.И. Крылов В.М. Власова М.Г. Егорова Самостоятельная экономическая категория, характеризующаяся не только устойчивостью финансового состояния предприятия, доходностью капитала, курсом акций и уровнем выплачиваемых дивидендов, но и конкурентоспособностью продукции, клиенториентированностью предприятия, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей [2]

В.П. Савчук Интегральная характеристика отдельных предприятий - объектов предстоящего инвестирования с позиций перспективности развития, объемов и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов, их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости [1]

В.А. Машкин Наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [22]

О.Ю. Толкаченко Система экономических отношений между субъектами хозяйствования по поводу эффективного развития бизнеса и поддержания его конкурентоспособности [19]

Т.Н. Гуськова Состояние хозяйственного развития предприятия, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект [7]

Е.Р. Орлова Изучение инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики направлено на исследование их конъюнктуры, динамики и перспектив развития потребностей общества в продукции этих отраслей [14]

Э.И. Крылов Оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности [10]

В. Теплицкий, Ю. Костюковский Сводится к процессу установления устойчивого совокупного экономического эффекта от производственно-хозяйственной деятельности [18]

Н.Ю. Трясцина Характеризуется как комплекс показателей его деятельности, который определяет для инвестора область предпочтительных значений инвестиционного поведения; имеет ряд аспектов, среди которых: технический, коммерческий, экологический, институциональный, социальный, финансовый [21]

Н.В. Киселева Т.В. Боровикова Г.В. Захарова Интегральная характеристика отдельных предприятий, отраслей, регионов, стран в целом с позиций перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков [9]

экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала» [23]. Недостатком такого определения является отсутствие территориальной привлекательности, что в условиях распределения природных, ресурсных, кадровых активов и их различной плотности распределения имеет большое значение.

Новый экономический словарь формулирует инвестиционный климат следующим образом: «совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, благоприятствующих инвестиционному процессу; равных для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковых по привлекательности для вложения в национальную экономику» [12]. Такое определение с одной стороны позволяет подчеркнуть универсальность инвестиционного климата для любого инвестора, но с другой стороны не принимаются во внимание факторы, ограничивающие инвестиционную активность и риски инвестирования.

Рейтинговое агентство ЯАБХ (Эксперт РА) отождествляет инвестиционный климат с инвестиционной привлекательностью «инвестиционная привлекательность тождественна понятию инвестиционный климат и включает в себя инвестиционный потенциал (объективные возможности страны) и инвестиционный риск (условия деятельности инвестора)» [15].

Согласно точки зрения А. Бакитжанова и С. Филина инвестиционный климат региона представляет собой «систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности политического, социально-психологического, финансово-экономического, законодательного, нормативно-правового, экологического, криминального, ресурсно-сырьевого, производственного, инновационного, трудового, инфраструктурного, потребительского и институционального

характера, подразделяющихся на свои макро-, микро- и собственно региональные уровни управления, отражающие как объективные возможности региона к развитию и расширению инвестиционной деятельности, характеризующие его инвестиционный потенциал, так и условия деятельности инвесторов (инвестиционный риск), создающие предпосылки для появления устойчивых инвестиционных мотиваций, оказывающих существенное влияние на доходность инвестиций и уровень инвестиционных рисков и определяющих целесообразность и эффективность инвестиций» [3]. Комментируя данное определение, Литвинова В.В. [11] не поддерживает трактовку инвестиционного климата как системы отношений, справедливо отмечая, что такая терминология в большей степени подходит категории «инвестиционный рынок».

По нашему мнению, категории инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата не тождественны и имеют ряд принципиальных отличий:

1. Инвестиционный климат выступает более широкой категорией, чем инвестиционная привлекательность и учитывает инвестиционную активность, т.е. по своей сути является понятием, включающим анализ объективно произошедших инвестиционный процессов и является базовой характеристикой инвестиционной среды в целом. В то время как инвестиционная привлекательность - категория субъективная и отражает перспективные возможности инвестиционных процессов в рассматриваемой экономической системе.

2. Инвестиционный климат во многом может и формируется государственной инвестиционной политикой, в части не только регулирующих и законодательных ограничений, но и квот или полного запрета на инвестиции в отдельно взятые отрасли. В то время как инвестиционная привлекательность данные ограничения может не учитывать, а лишь определять уровень привлекательности, пусть и без возможности реального осуществления инвестирования.

Рис. 1. Место инвестиционной привлекательности автотранспортных предприятий в иерархической системе инвестиционной

привлекательности

3. Термин инвестиционный климат представляет собой своего рода «надстройку», уровень, который находится всегда иерархически выше, изучаемой экономической системы. Т.е. если речь идет об оценке инвестиционной привлекательности организации, то инвестиционный климат можно отождествлять с инвестиционной привлекательностью отрасли или региона, если речь идет об оценке привлекательности отрасли, то под инвестиционным климатом можно рассматривать инвестиционную привлекательность страны. Когда же речь идет об инвестиционной привлекательности страны, то инвестиционный климат характеризует общемировое состояние экономических отношений.

4. Инвестиционный климат - показатель динамический, интервальный, который дает оценку состояния инвестирования на основе ретроспективной, исторически сложившейся информации о состоянии

системы факторов и «типичности» основных тенденций. Инвестиционная привлекательность же - это категория более статическая, моментная, которая характеризует текущее состояние привлекательности системы.

5. Термин «инвестиционный климат», по нашему мнению, в наибольшей степени подходит к оценке территориальной привлекательности (на национальном уровне или группы стран, региональном, местном и т.п.), а «инвестиционная привлекательность» применима к отраслям и организациям, как «активным» составляющим элементам территориальной инвестиционной привлекательности. Однако, применение термина «инвестиционный климат» возможно только к сфере предполагаемых вложений, а не к конкретному объекту инвестирования. В этом случае следует употреблять термин инвестиционной привлекательности.

Таблица 2. Сравнение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности автотранспортной организации

Признак Инвестиционная привлекательность Конкурентоспособность

Ключевые слова, определения Способность привлечь, эффективно использовать инвестиции; учет стадии развития предприятия; место в отрасли, регионе Степень устойчивости; место на рынке транспортных услуг; способность на основе своих преимуществ реализовать все функции предприятия

Соподчиненность Часть конкурентоспособности Целое, конкурентоспособность

Родовой признак, описываемый процесс Инвестиции, инвестирование Конкуренция, конкурентная борьба

Родственный признак Конкурентные преимущества Конкурентные преимущества

Содержание конкуренции Борьба за капитал, за инвестора Борьба за рынки транспортных услуг, за пассажира, клиента

Преобладающий характер инвестиций Воспроизводственный Инновационный характер

Вид рынка Рынок капиталов Рынок транспортных услуг

Категория, оценка и акцент в ней Оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная, акцент на внутреннюю среду Оценочная, многоплановая, сравнительная, комплексная, акцент на внешнюю среду

Объекты оценки Услуга, предприятие, отрасль, регион, страна

Субъекты оценки Инвесторы, государственные органы, корпорации, частные лица

Ключевой участник Инвестор, продавец капитала Конкурент, покупатель услуги

Место «наблюдателя» Оценка с точки зрения внешней среды Оценка с точки зрения внутренней среды

Количество сторон в оценке Как минимум две: инвестор и получатель инвестиций Как минимум две: оцениваемый и его конкурент (эталон)

Критерии оценки Рост и развитие потенциала и его эффективности Сохранение и увеличение доли на рынке

Экологичность Учет экологических условий и факторов, критериев оценки

Принципы оценки Системность, динамизм, интегральность, измеряемость, дифференциация, эталонность, цикличность, непрерывность

Методы оценки Факторный, динамический, эталонный

Ключевые элементы Система потенциалов, производственный потенциал; некоммерческие риски Система потенциалов, конкурентный статус; слабости и угрозы

Информация Статистическая, экспертная

Цель управления Стимулирование инвестиций и инноваций (НТП) Обеспечение устойчивого развития автотранспортного предприятия

Объектом инвестирования могут выступать проекты на различных иерархических уровнях, в этой связи, инвестиционную привлекательность на транспорте можно рассматривать как взаимосвязанную систему привлекательности для потенциального инвестора страны, отрасли, региона, организации (рис. 1):

Инвестиционная привлекательность проекта условно выделена на самый низкий иерархический уровень в представленной схеме, и касается только проектов в рамках деятельности отдельной взятого субъекта автотранспортного бизнеса. Если речь идет о крупных инфраструктурных проектах, объединяющие несколько подотраслей транспорта или регионов, то уровень инвестиционной привлекательности проекта будет выше.

Представленная иерархическая система дает наглядное представление о том, что инвестиционная привлекательность РФ создает общий фон для инвестиционной привлекательности объектов, находящихся ниже по иерархической лестнице, а ее оценка служит первостепенным фактором принятия инвестиционных решений для иностранных инвесторов. Вместе с тем, инвестиционная привлекательность объектов, находящихся на более низких иерархических уровнях, может существенно отличаться от инвестиционной привлекательности других иерархических уровней. При этом стоит отметить, что все уровни инвестиционной привлекательности связаны между собой, а совокупность факторов, возникающих и характеризующих функционирование и развитие различных экономических систем (объектов разных уровней), и предопределяет, в большей степени, инвестиционную привлекательность конкретно рассматриваемого объекта. Иными словами, оценка потенциальными инвесторами объекта инвестирования включает в себя взаимосвязанное изучение инвестиционной привлекательности всех иерархических уровней экономических систем, так как успешное функционирование и развитие объектов, находящихся на более низких уровнях (организации, проекты и т.п.), невозможно без благоприятного климата экономических систем более высоких уровней (подотрасли, отрасли, региона, экономики страны и мира в целом). С другой стороны, эффективное развитие отрасли невозможно без успешного функционирования отдельных хозяйствующих субъектов. Данное суждение свидетельствует об обязательном отражении в объективном и адекватном методическом подходе к оценке инвестиционной привлекательности автотранспортных предприятий уровня состояния всех экономических систем, взаимосвязанных с объектом исследования[4].

Повышение инвестиционной привлекательности автотранспортных организаций направлено на стимулирование инвестиционной деятельности для достижения устойчивого положения хозяйствующего субъекта на рынке автотранспортных услуг и повышения его конкурентоспособности. Таким образом, очевидно, возникает вопрос сопоставления категории инвестиционной привлекательности автотранспортной организации с ее конкурентоспособностью.

Данный вопрос уже был рассмотрен в работе Щегловой И.В. [24], поэтому мы считаем достаточным в рамках даннойстатьи привести полученные ею результаты (табл. 2):

Анализируя представленную информацию, мы не можем согласиться с суждением о том, что инвестиционная привлекательность является составной частью конкурентоспособности, и что конкурентоспособность организации есть функция инвестиционной привлекательности. По-нашему мнению, это категории из разных «плоскостей»: если конкурентоспособность направлена на удовлетворение конкретных потребностей по сравнению с аналогичными организациями и на создание собственных преимуществ, то инвестиционная привлекательность служит активатором инвестиционных процессов в организации, которые направлены на повышение конкурентоспособности. Но, сама по себе, инвестиционная привлекательность, на прямую, не свидетельствует о росте конкурентоспособности, а выступает только как измерительная категория преимуществ организации в сравнении с другими хозяйствующими субъектами той или другой отраслевой принадлежности.

Но утверждение, что «управление инвестиционной привлекательностью транспортного предприятия должно быть встроено в систему обеспечения его конкурентоспособности», безусловно, справедливо.

Инвестиционную привлекательность автотранспортных организаций можно рассматривать с позиции влияния внутренних и внешних факторов. Внешние факторы, характеризуют состояние отрасли, региона и страны в целом, и их предприятие может только принимать и учитывать в своей политике, в то время как внутренние факторы характеризуют эффективность функционирования хозяйствующего субъекта и могут быть управляемыми.

Внутренние факторы работы автотранспортных организаций, в

составе которые целесообразно выделять показатели производственно-хозяйственной деятельности, кадрового потенциала, деловой репутации, уровня качества и полноты оказываемых услуг, финансовые показатели, экологичность, инновационность и прочие особые условия функционирования, обеспечивающие конкурентные преимущества, могут быть развиты и управляемы таким образом, чтобы стимулировать повышение инвестиционной привлекательности.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Анализ и разработка инвестиционных проектов: учеб. пособие / В.П. Савчук [и др.]. М., 1999. С. 304.

2. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: Учеб. пособие/ Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова и др. - М., Финансы и статистика, 2003. - 192 с.

3. Бакитжанов А., Филин С. Инвестиционная привлекательность региона: методические подходы и оценка // Инвестиции в России. 2001. № 5. С. 11-15. Режим доступа: http://www.ivrv.ru/2001/rus/p0105/ p010502.htm

4. Белогребень, А.А., Улицкая, Н.М., Улицкая, И.М. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей народного хозяйства РФ и их применимость к подотрасли автомобильного транспорта // Транспортное дело России. 2016. №1 (122)

5. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента. СПб.: Ника-Центр, 2005. С. 265.

6. Валинурова Л. С. Организация инвестиционной деятельности в отраслях промышленности: монография / Л. С. Валинурова. - М. : Палеотип. - 2008 г. - С. 80.

7. Гуськова Т.Н. Методология статистического исследования инвестиционной привлекательности объектов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 9.

8. Инвестирование: учебник для вузов / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. - М.: ВолтерсКлувер, 2010. - 448 с.

9. Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006 - 432 с.

10. Крылов Э. И. Управление финансовым состоянием организации (предприятия) / Э. И. Крылов. - М. :Эксмо. - 2007 г. - С. 416.

11. Литвинова В.В. Инвестиционная привлекательность и инвестиционный климат региона: монография. М.: Финансовый университет, 2013. 116 с.

12. Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2006. С. 323.

13. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах // Инвестиции в России. 2002. № 6. С. 48.

14. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учеб. пособие. - 7-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2012.

15. Официальный сайт рейтингового агентства «RAEX» // Режим доступа: http://www.raexpert.ru/

16. Прибытова Г.Н. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики // Инвестиции в России. 2005. №3. С. 7.

17. Ройзман И.И., Гришина И.В. Сложившаяся перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности // Инвестиции в России. 1998. № 1. С. 37-39.

18. Теплицкий В., Костюковский Ю. Как оценить инвестиционную привлекательность предприятия //Деловая жизнь. - 1993. №9.

19. Толкаченко О.Ю. Классификация подходов к определению инвестиционной привлекательности предприятия // Транспортное дело России. 2008. № 4.

20. Толмачев, В.А. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием // Собственность и рынок. 2004. №3. С. 11.

21. Трясцина Н.Ю. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2006. №18(75). С. 5-7.

22. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона // Север промышленный. 2007. № 9.

23. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. С. 359.

24. Щеглова, И.В. Организационно-экономические методы повышения инвестиционной привлекательности автотранспортных предприятия.: дис.канд.. ,экон.наук.:08.00.05. - СПБ, 2006 - 169 стр.

25. World Development Report 2005: A Better Investment Climate for Everyone (World Development Report) // The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. 2004. P. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.