КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К СОДЕРЖАНИЮ ПОНЯТИЯ «ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ» ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА
А.В. КИРИЧЕНКО
Роль индустрии туризма в структуре мировой экономики неуклонно возрастает. Туризм динамично развивается, показывая не только высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям.
Согласно данным Всемирной туристской организации на протяжении последних десятилетий отмечается постоянный рост объемов международного туризма. В среднем мировой туристский бизнес возрастает на 3 - 4% в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы. Таким образом, в целом, развитие туризма в мире в конце XX - начале XXI вв. можно признать устойчивым.
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляет около 1% мирового туристского потока. Несмотря на приоритетное развитие внутреннего, въездного и социального туризма, как это провозглашается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996г., в нашей стране пока преобладает рынок выездного туризма.
Развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма является одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находятся в стадии становления.
Таким образом, несмотря на существенные меры, которые в последние годы были предприняты Правительством Российской Федерации для стабилизации туристской отрасли, темпы развития туризма в России оставляют желать лучшего.
В индустрии туризма Омской области на сегодняшний день еще не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо неразвитая инфраструктура, низкий уровень сервиса, небольшой выбор предложений в сфере туризма.
Вместе с тем, заинтересованность в развитии туризма, как в органах власти, так и в различных кругах бизнеса, обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, сам по себе бизнес в сфере оказания туристских услуг характеризуется достаточно высокой доходностью. Во-вторых, туристский бизнес вовлекает в свою деятельность организации смежных отраслей экономики, например, гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха, учреждения культуры и досуга, предприятия общественного питания, транспортные и ремонтно-строительные компании, рекламные агентства, предприятия связи и другие.
В июле 2005 года Правительством Омской области рассмотрена и принята Концепция развития туризма в Омской области до 2010 года. Принятие такого документа подтверждает тот факт, что Омская область располагает достаточно большим потенциалом для развития туристской отрасли, основой которого являются природные и культурно-исторические ресурсы, а также материальная база и профессиональные кадры.
Инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников ее финансирования. В настоящее время пристальное внимание привлекает такой аспект оценки инвестиционной деятельности предприятий туризма, как гостиничный бизнес, достаточно капиталоемкая часть туристской индустрии.
Наибольший интерес при строительстве средств размещения, как в области, так и в городе Омске проявляют частные инвесторы. Так, например, только в 2006 году сданы в эксплуатацию гостиничный комплекс «Ника» на 30 номеров, мотель ООО «Транссиб - комфорт» на автотрассе Омск - Тюмень, конно-спортивная база отдыха «Белая Вежа» (первая очередь - 6 домиков, 2 очередь - 8 домиков в ноябре 2006 года). Начато строительство гостиницы категории пяти звезд в центральной части города Омска. Инвесторов интересуют и уже действующие объекты для проведения модернизации и реконструкции, например, в гостинице «Маяк» закончена реконструкция номерного фонда и в планах дальнейшая модернизация и расширение спектра сопутствующих услуг, в отеле «Турист» заканчивается реконструкция, гостиницы «Сибирь» и «Октябрь» закрыты с 2006 года на ремонтные работы.
Также отмечается интерес инвесторов к детским оздоровительным лагерям Красноярско-Чернолученской зоны отдыха Омского муниципального района и в других районах области. В планах строительство трасс с подъемниками для горнолыжного спорта, а также катания на лыжах, санях и сноубордах в Крутой Горке и Муромцевском районе. Разработаны и реализуются населению конные туры, сплавы по рекам, другие программы с активными способами передвижения.
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть разными, однако в целом их можно подразделить на три вида:
1) обновление имеющейся материально-технической базы (внедрение современных систем бронирования или улучшение оборудования в номерах (кондиционеры, сантехника и пр.) для повышения класса обслуживания в гостиницах и ресторанах);
2) наращивание объемов продаж и услуг в туризме;
3) освоение новых видов деятельности (выход на рынок туристской индустрии с новым турпродуктом или новым видом услуг).
Следует отметить, что в условиях административно-командной экономики все хозяйствующие субъекты финансировались государством вне зависимости от их имущественного положения, платежеспособности и рентабельности. Не было частных инвесторов и инвестиционных компаний, которые могли бы заниматься инвестированием, не существовал рынок ценных бумаг. Организации не стремились раскрыть о себе информацию в отчетности наилучшим образом для привлечения средств из внешних источников финансирования, то есть не было необходимости в изучении природы инвестиционной привлекательности, ее оценки и поиске резервов повышения.
В настоящее время в экономической действительности все чаще встречается понятие «инвестиционная привлекательность». Это связано с объективным присутствием в экономике России инвестиционных процессов и их интенсивной динамикой.
С переходом к рыночной экономике хозяйствующие субъекты должны были приспосабливаться к новым условиям хозяйствования. Организации перешли от государственного финансирования к самофинансированию. В новых условиях коммерческие организации должны рассчитывать только на себя. Для более полного удовлетворения запросов потребителей, своевременного обновления технической базы производства и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции недостаточно собственных средств, необходимы дополнительные инвестиционные ресурсы. В настоящее время в большинстве отечественных коммерческих организаций кредит банка рассматривается как единственный источник дополнительного финансирования. Однако при получении кредитов банков есть существенные ограничения по размерам денежных сумм, получаемых в кредит, хотя следует отметить, что получить такой кредит среднестатистической российской организации гораздо легче, чем привлечь средства иным способом (например, посредством привлечения инвестиций от различных инвестиционных фондов).
Гораздо более выгодным способом получения средств для коммерческой организации является привлечение средств индивидуальных и институциональных инвесторов. Индивидуальные инвесторы
- это частные лица, целью которых является временное размещение свободных денежных ресурсов. Институциональные инвесторы - это различные финансово-кредитные институты, совершающие операции с ценными бумагами (коммерческие и инвестиционные банки, страховые общества, инвестиционные и пенсионные фонды и т.п.).
В результате тяжелого финансового положения хозяйствующих субъектов, увеличения темпов инфляции, жесткой налоговой системы средства организаций и частных лиц слабо направляются на цели долгосрочного инвестирования, особенно в сферу материального производства с длительным сроком окупаемости, преимущественно эти средства оборачиваются в сфере обращения (например, в спекулятивных операциях), а также в значительных объемах направляются на цели потребления. Таким образом, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов организация должна обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности, достаточным для того, чтобы убедить инвесторов вложить в нее свои деньги.
Сегодня привлечение инвестиций в туристскую сферу - вопрос ее выживания. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответственных этапов данного процесса — это выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор же объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия.
В экономической литературе существует достаточное количество трудов различных ученых, посвященных проблемам определения и понимания инвестиционной привлекательности предприятия.
Целесообразно обратить внимание, что в этих научных работах нет единого мнения относительно определения и оценки инвестиционной привлекательности предприятия. Мнения отечественных авторов по этой теме несколько отличаются, но в то же время и существенно дополняют друг друга.
Поэтому, изучив существующие подходы к сущности «инвестиционной привлекательности предприятия», мы предлагаем систематизировать и объединить существующие трактовки в четыре группы по следующим признакам:
1) Инвестиционная привлекательность как условие развития предприятия;
2) Инвестиционная привлекательность как условие инвестирования;
3) Инвестиционная привлекательность как совокупность показателей;
4) Инвестиционная привлекательность как показатель эффективности инвестиций.
К первой группе можно отнести Т. Н Гуськову, которая в своей работе определяет инвестиционную привлекательность предприятия как состояние его хозяйственного развития, при котором с высокой долей вероятности в приемлемые для инвестора сроки инвестиции могут дать удовлетворительный уровень прибыльности или может быть достигнут другой положительный эффект [2].
О.Ю. Толкаченко отмечает, что инвестиционная привлекательность в современных условиях является одной из важнейших характеристик деятельности хозяйствующего субъекта, поскольку она прямо влияет на его перспективы развития, конкурентоспособность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Привлечение инвестиций в фирму дает ей дополнительные конкурентные преимущества и зачастую является мощнейшим средством роста. Наиболее общей целью привлечения инвестиций является повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, и, следовательно, результатом любого выбранного вложения инвестиционных средств должен быть рост стоимости фирмы и других показателей ее деятельности [16].
Так, у И.А. Бланка инвестиционная привлекательность предприятия определяется как «интегральная характеристика отдельных фирм (объектов) предстоящего инвестирования с позиций перспективности развития, объема и перспектив сбыта продукции, эффективности использования активов и их ликвидности, состояния платежеспособности и финансовой устойчивости» [1, с. 402].
В.Л.Толмачев придерживается мнения, что инвестиционная привлекательность - динамическая категория, представляющая собой определенный вектор (или систему векторов) инвестиционного развития предприятия [15].
В работе Т.С. Колмыковой инвестиционная привлекательность определена как экономическая категория, характеризующаяся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, способностью к развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции [5].
Вторая группа объединила следующие определения.
В.А. Машкин в своей статье показывает, что для него инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования [8].
Мозгоев А. в своей работе: «О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах» говорит, что инвестиционная привлекательность определяется совокупностью свойств внешней и внутренней среды объекта инвестирования, определяющих возможность граничного перехода инвестиционных ресурсов [9].
Ройзман И. И. в своей статье подчеркнул, что инвестиционная привлекательность - это совокупность различных объективных признаков, свойств, средств, возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в основной капитал [13].
Е. Г. Патрушева определяет инвестиционную привлекательность предприятия как «...гарантированное, надежное и своевременное достижение целей инвестора за счет производственных и рыночных результатов деятельности инвестируемого предприятия» [10, с. 139]. В данном определении можно не согласиться с трактовкой инвестиционной привлекательности как достижением целей и, кроме того, прилагательные «гарантированное», «надежное» не совсем подходят к процессу инвестирования, так как ему присуща определенная степень риска, не учтенная автором.
К третьей группе можно отнести определение, данное доцентом Орловского государственного аграрного университета, Н. Ю, Трясициной, которая считает, что инвестиционная привлекательность предприятия - комплекс показателей его деятельности, которое определяет для инвестора наиболее предпочтительных значений инвестиционного поведения [17].
В том же ключе трактует Иванов А.П., давая в своей работе следующее понимание: инвестиционная привлекательность предприятия - совокупность экономических и финансовых показателей предприятия, определяющих возможность получения максимальной прибыли в результате вложения капитала при минимальном риске вложения средств [4].
Как совокупность показателей инвестиционную привлекательность, также рассматривает Путятина Л.М., для которой это экономическая категория, характеризующая, эффективность использования имущества предприятия, его платежеспособность, финансовую устойчивость, способность к инновационному развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции [12].
М.Н. Крейнина считает, что объективная оценка инвестиционной привлекательности зависит от всех показателей, которые характеризуют финансовое состояние. Но, если сузить проблему то, по ее мнению, инвесторов интересуют показатели, влияющие на доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов [6].
Продолжая развивать третий подход, Э.И. Крылов, В.М. Власова и М.Г. Егорова в своем учебном пособии отмечают, что инвестиционная привлекательность характеризуется не только устойчивостью финансового состояния, но и наряду с этим инвестиционная привлекательность формируется благодаря
конкурентоспособности продукции и клиентоориентированности, выражающейся в наиболее полном удовлетворении запросов потребителей [7].
В целом профессор Д.А. Ендовицкий разделяет вышеизложенную позицию, но основа ее - связь инвестиционной привлекательности с финансовым состоянием. Это предположение справедливо как для организаций - проектоустроителей, так и для хозяйствующих субъектов - эмитентов ценных бумаг. Но данное определение не охватывает коммерческие организации, оцениваемые с позиции целесообразности венчурного инвестирования, для которых финансовое состояние не имеет столь большого значения. Так, большой инвестиционной привлекательностью могут обладать организации, не обязательно абсолютно устойчивые и с хорошим финансовым состоянием. Для венчурных инвесторов не столь важен баланс и его структура. В этом случае на инвестиционную привлекательность субъекта влияют другие факторы, такие как: стабильность генерирования денежного потока; отрасль; производимый продукт; применение инновационных технологий в производстве и пр.
Так, например, инвестирование средств в хозяйствующий субъект с привлекательными финансовыми (отчетными) характеристиками может принести меньшую доходность (рентабельность), чем инвестирование средств в менее устойчивую организацию, которая функционирует на перспективном и динамично развивающемся рынке. Вложение относительно небольшой суммы средств в такую организацию может повысить ее производительность и рентабельность в десятки раз.
Под инвестиционной привлекательностью Д.А. Ендовицкий понимаем взаимосвязанные между собой характеристики экономического потенциала, доходности операций с активами и инвестиционного риска хозяйствующего субъекта, обладающего определенной способностью к устойчивому развитию в условиях конкурентной среды и отвечающего допущению о непрерывности деятельности [3].
Многие известные ученые-экономисты разделяют подход к оценке инвестиционной привлекательности с позиции надежности финансового состояния анализируемого объекта капиталовложений. Отметим также, что методика оценки инвестиционной привлекательности организаций базовых отраслей экономики на основе диагностики их финансового состояния проработана этими учеными довольно глубоко.
Например, Шеремет В.В., Павлюченко В.М., Шапиро В.Д. под инвестиционной привлекательностью понимали финансовый анализ предприятия по показателям финансовой устойчивости, прибыльности, ликвидности активов, оборачиваемости активов и др. с точки зрения потенциального инвестирования в виде как капитальных вложений, так и финансовых инвестиций [7].
И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова и В. В. Яновский предлагают определение инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования проводить во взаимосвязи с оценкой эффективности инвестиций и инвестиционной деятельности: эффективность инвестиций определяет инвестиционную привлекательность, а инвестиционная привлекательность - инвестиционную деятельность. Чем выше эффективность инвестиций, тем выше уровень инвестиционной привлекательности и масштабнее инвестиционная деятельность, и наоборот [14].
Разделяя позиции отечественных исследователей о существующей взаимосвязи между финансовым состоянием, эффективностью инвестиций и инвестиционной привлекательностью (эти категории имеют много общего), Прибытова Г. добавляет, что инвестиционная привлекательность -самостоятельная экономическая категория, которая характеризуется эффективностью использования имущества, способностью к саморазвитию на базе повышения доходности капитала и техникоэкономического уровня производства [11].
Следует отметить, что в каждом из приведенных выше определений отражается лишь один из признаков инвестиционной привлекательности. Хотя в некоторых из них: у Бланка И. А. и Путятиной Л.П.. например, сочетаются признаки как первой, так и третьей классификационной группы. Как видно, из данных трактовок, единого мнения по поводу определения этого понятия нет. Но в основном ученые-экономисты разделяют подход к оценке инвестиционной привлекательности с позиции надежности финансового состояния анализируемою объекта капиталовложений. Методика оценки инвестиционной привлекательности организаций на основе диагностики их финансового состояния проработана этими учеными довольно глубоко. Но этого недостаточно для потенциальных инвесторов. Поэтому ни одно из предложенных определений полностью не отражает сущность инвестиционной привлекательности.
Таким образом, проанализировав различные подходы к определению инвестиционной привлекательности (при всей заложенной в самом понятии субъективности ее восприятия разными типами инвесторов), мы предлагаем понимать под инвестиционной привлекательностью совокупность объективных финансово-экономических характеристик, значений и показателей состояния объекта на конкретную дату, соответствующих требованиям каждого типа инвесторов по соотношению «доходность-риск» для инвестирования в соответствующие категории объектов при условии достижения целей инвестора в течение определенного периода времени.
Литература:
1. Бланк, И. А. Основы инвестиционного менеджмента. В 2-х томах. Т. 1 / И. А. Бланк. - Киев: Ника-Центр: Эльга-Н, 2004. - 536 с.
2. Гуськова, Т. Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами / Т. Н. Гуськова, В. М. Рябцев, В. Н. Гениатулин. - М.: Изд-во ГАСБУ, 1999. - 150 с.
3. Ендовицкий, Д. А. Экономическая природа, понятийный аппарат и виды инвестиционной привлекательности организации / Д.А. Ендовицкий // Аудит и финансовый анализ. - 2005. - № 2. -
С. 225 - 230.
4. Иванов, А. П. Финансовые методы управления инвестиционной привлекательностью компании / А.П. Иванов // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - № 1. - С. 124 - 141.
5. Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ: учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. - М.: ИНФРА-М, 2009.
- 204 с.
6. Крейнина, М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле / М. Н. Крейнина. - М.: ДИС: МВ-Центр, 1994. - 256 с.
7. Крылов, Э.И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. / Э.И. Крылов, В.М. Власова, М.Г. Егорова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 192 с.
8. Машкин, В. Управление инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона.
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://bnews.narod.ru/
есопоту/тападетепШт.
9. Мозгоев, А. О некоторых терминах, используемых в инвестиционных процессах / А. Мозгоев // Инвестиции в России. - 2002. - №6. - С. 48.
10. Патрушева, Е. Г. Управление привлечением инвестиций российскими промышленными предприятиями / Е. Г. Патрушева; Мин-во образования Российской Федерации. Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль : Яросл. гос. ун-т, 2002. - 186 с.
11. Прибыткова, Г. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности как основы разработки инвестиционной политики / Г. Прибыткова // Инвестиции в России. - 2005. - № 3. - С. 3 - 9.
12. Путятина, Л. М. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия на основе его экономического потенциала / Путятина Л.М., Ванчугов М.Ю. // Собственность и рынок. - 2005. - № 6. - С.21.
13. Ройзман, И. И. Сложившаяся перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности / И.И. Ройзман, И.В. Гришина // Инвестиции в России. -1998. - № 1. - С. 37 - 39.
14. Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций : учеб. пособие / И.В. Сергеев [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 399 с.
15. Толмачев, В. А. Инвестиционная привлекательность в системе корпоративного управления предприятием / В.А. Толмачев // Собственность и рынок. - 2004. - № 3. - С.11.
16. Толмаченко, О. Ю. Индикативная методика оценки инвестиционной привлекательности фирмы / О.Ю. Толмаченко // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 6. - С. 88 - 98.
17. Трясцина, Н. Ю. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Н.Ю. Т рясцина // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 18. - С. 5 - 7.