Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ НОМИНАЦИЙ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АДЫГЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ)'

КЛАССИФИКАЦИЯ НОМИНАЦИЙ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АДЫГЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / МИФОЛОГИЯ / ФОЛЬКЛОР / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / ФИТОНИМИЧЕСКИЙ СИМВОЛ / РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПЕЙЗАЖА / АРТЕФАКТ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / НОМИНАЦИЯ РЕАЛИЙ / ETHNOCULTURAL TRADITION / MYTHOLOGY / FOLKLORE / SEMANTIC PARAMETERS / PHYTONIMICAL SYMBOL / ROLE AND FUNCTION OF LANDSCAPE / ARTEFACT / ARTISTIC CONCEPTION / VOCABULARY SEMANTIC / CLASSIFICATION / NOMINATION OF REALS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хатхе А., Читао И., Аутлева Ф., Хуажева Н., Тешева М.

В статье рассматриваются номинации растительного мира в лингвокультурологическом аспекте, которые служат для описания взаимосвязи человека и природы в фольклорных и художественных произведениях. С позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологии составлена лингвокультурологическая классификация номинаций описаний растительного мира, представленная в произведениях адыгейских писателей. Через отношение персонажа к природе адыгейские писатели выражают состояние души, мироощущение героев, философию их жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOMINATION CLASSIFICATION OF THE PLANT WORLD IN THE LINGUOCULTUROLOGICAL ASPECT (BASED ON THE WORKS OF THE ADYGHE WRITERS)

The paper describes nominations of the plant world in the linguoculturological aspect which are in use for description of interconnection human and nature in folk and work of arts. From a position of cognitive linguistiscs and linguistics culturology linguistics culturological classification of vegetable kingdom nominations are worked out which is presented in Аdygh writers’ work of arts. Trough the heroes’ relation to nature Adygh writers put into words the state of soul, perception of the world, philosophy of life.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ НОМИНАЦИЙ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АДЫГЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ)»

свойств в качестве причины угнетенного состояния. Например: A feeling of isolation depressed her. -«Чувство изоляции угнетало ее»; She was oppressed by fear. - «Ей было неловко из-за страха»; She was weighed down by the heat. - «Ее угнетало тепло».

Кроме того, depress и oppress «угнетать» сочетаются с названиями конкретных вещей и существ в той же роли, что не характерно для weigh down (upon) «угнетать». Например: The Dim's room oppressed her. - «Комната Димы угнетала ее»; She depressed me. - «Она угнетает меня» [3, с. 34].

Таким образом, в нашей работе сделана попытка осветить некоторые аспекты, касающиеся теории синонимии и функционирования глагольных синонимов.

Наши исследования показали, что глагольные синонимы не обладают сочетаемостным ограничением, не все глаголы можно заменить синонимами, и сочетаемостные ограничения между синонимами могут быть как мотивированными, так немотивированными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. Лексикология английского языка: учеб. пособие для студентов. - М.: Дрофа, 1999. - 377 с.

2. Арнольд И.В. Семантическая структура слова в современном английском языке и методика ее исследования. - М.: Просвещение, 1966. - 186 с.

3. Будагов Р. А. Очерки по языкознанию.- М.: Просвещение, 1998. - 267 с.

4. Вилюман В.Г. Английская синонимика. Введение в теорию синонимии и методику изучения синонимов. Библиотека филолога. - М.: Высшая школа, 1980. - 128 с.

5. Ильиш Б. А. Современный английский язык. Изд-во лит-ры на иностранных языках. - М: Дело, 2005. - 416 с.

6. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка.- М.: Языки, 2005. -316 с.

NOMINATION CLASSIFICATION OF THE PLANT WORLD IN THE LINGUOCULTUROLOGICAL ASPECT (BASED ON THE WORKS OF THE ADYGHE WRITERS)

Khatkhe A.,

Ph. D in Philology, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University, Maikop;

Chitao I.,

Ph. D in Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University, Maikop;

Autleva F.,

Ph. D in Philology, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University, Maikop;

Khuazheva N.,

Ph. D in Philology, Associate Professor of Adyghe Philology Department, Adyghe State University, Maikop;

Tesheva M.,

Ph. D in Pedagogy, Associate Professor of Foreign Languages Department, Adyghe State University, Maikop;

Shkhalakhova R.

Ph. D in Philology, Associate Professor of Adyghe Philology Department, Adyghe State University, Maikop. КЛАССИФИКАЦИЯ НОМИНАЦИЙ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

АДЫГЕЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ)

Хатхе А.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Адыгейский государственный университет, Майкоп;

Читао И.А.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Адыгейский государственный университет, Майкоп;

Аутлева Ф.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, Адыгейский государственный университет, Майкоп;

Хуажева Н.Х.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры адыгейской филологии, Адыгейский государственный университет, Майкоп;

Тешева М.М.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Адыгейский государственный университет, Майкоп;

Шхалахова Р.А.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры адыгейской филологии, Адыгейский государственный университет, Майкоп.

Abstract

The paper describes nominations of the plant world in the linguoculturological aspect which are in use for description of interconnection human and nature in folk and work of arts. From a position of cognitive linguistiscs and linguistics culturology linguistics culturological classification of vegetable kingdom nominations are worked out which is presented in Adygh writers' work of arts. Trough the heroes' relation to nature Adygh writers put into words the state of soul, perception of the world, philosophy of life.

Аннотация

В статье рассматриваются номинации растительного мира в лингвокультурологическом аспекте, которые служат для описания взаимосвязи человека и природы в фольклорных и художественных произведениях. С позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологии составлена лингвокультурологиче-ская классификация номинаций описаний растительного мира, представленная в произведениях адыгейских писателей. Через отношение персонажа к природе адыгейские писатели выражают состояние души, мироощущение героев, философию их жизни.

Keywords: Ethnocultural tradition, mythology, folklore, semantic parameters, phytonimical symbol, role and function of landscape, artefact, artistic conception, vocabulary semantic, classification, nomination of reals.

Ключевые слова: Этнокультурные традиции, мифология, фольклор, семантические параметры, фи-тонимический символ, роль и функции пейзажа, артефакт, художественная концепция, лексико-семанти-ческая классификация, номинация реалий.

Кавказ - часть глобального мира. Учитывая, что Кавказ - горная территория, следует помнить, что взаимодействие природы и человека имеет свою специфику. Население этого региона исторически окружено исключительно богатой природой. По словам Л. Гумилева, «каждый этнос входит в биоценоз своего географического региона» [1, с. 29].

Как любая горная территория, Кавказ является домом крайне оригинальных и ценных цивилизаций. В Хартии горных народов отмечается, что мифы, порожденные этими цивилизациями, ценности, на которых они основаны, их социальные и экономические структуры обнаруживают глубокий отпечаток географического положения. Они также породили культуры, оригинальные и долговременные, как результат их территориальной обособленности, благодаря которой происходило их изолированное развитие [2, с. 19].

Диалогичность природы и человека, что составило основу этнокультурных традиций, определяла значимость природы, занимала высокое место в ценностной системе жизни Кавказа. В его социокультурном пространстве этнокультурные традиции определяли характер отношения человека к природе.

В мифологии и фольклоре адыгов особое место занимает мировое дерево, которое выступает как "растительная" модель мира по вертикали, в которой отражены основные элементы мироустройства, выражающие структуру мироздания, совершенство движения от хаоса к космосу, к упорядочению мира. Мировое дерево или древо жизни также символизирует космологическое представление адыгов о трехчастном делении вселенной на зоны: верхняя (ветви) - небесный мир, средняя (ствол) - земной мир, нижняя (корни) - подземный мир. В адыгской мифологии мировое древо выступает в образе огромной чинары или в виде золотого дерева (яблони) с ярко выраженными символами плодородия и относится к универсальным мифологемам. В славянском фольклоре, в адыгейском, и вообще кавказском центральное место занимает

дуб как фитонимический символ. Он наиболее почитаем из всех деревьев, отличается могучим стволом, кроной, корнем, твердой древесиной и своим долголетием. Видимо, не случайно и то, что это единственное исконное название дерева, зафиксированное во всех кавказских языках. Дуб - это символ величия, силы, могущества, устойчивости, часто используемый в сравнениях во всех стилях речи и во всех жанрах и фольклора, и художественной литературы [4, с. 56].

Как пишут М.А. Кумахов и З.Ю. Кумахова, «эпические сказания о нартах донесли до нас культовый характер дуба, его семантические параметры в более целостной форме, отражая архаичные религиозно-мифологические представления древнеады-гских племен» [5, с. 115].

Интереснейшим объектом для художественного анализа на протяжении многих десятилетий является наследие адыгейских писателей. Однако, существует очень мало лингвистических трудов, выявляющих роль и функции пейзажа в произведениях адыгейских писателей как отражение творческой индивидуальности писателей. Одно из самых ярких художественных средств, которыми пользуются адыгейские писатели, - это изображение героев в непосредственной связи с окружающим миром. Их произведения дают большие возможности для поиска и анализа специфики взаимоотношений человека и природы. Изучив характер взаимосвязи героев с окружающей средой, мы выявили художественную концепцию ряда писателей и составили лексико-семантическую классификацию, включив в нее также лингвокультурные составляющие. В эту классификацию входят роль природы, сравнение растений с артефактом, олицетворение растений, традиции, связанные с растениями, отношения между человеком и растениями, сравнение растительного и животного мира, сравнение человека с растениями и наоборот сравнение артефакта с растениями, сравнение растения с другим растением, влияние человека на растения, сакральное в растениях, влияние растений на человека, сравнение произведения искусства с растениями и наоборот,

противопоставление человека и растений, выводы, делаемые по состоянию растительного мира, сравнение растений с неживой природой. Приведём несколько примеров.

Мэзи, гъэхъуни зэкЬ дунаер къэгъагъэу къызэкъуихыщтыгъэ. Гъэхъунэу апэ къифэхэрэр, алрэгьу къолэным фэдэу, нэр пЬпахэу къэгъагьэм зэлъиштагъэх. ... Мэз 1ушъо-лъашъохэм чъыгык1э-тхьапак1эхэр нэм къыкЬджагоу папцЪу тыгъэм пэлыдыщтыгъэ. Мэз ч1эгъыр, тыгъэ нэбзый щэбзащэхэмк1э пхырылык1ыгъэу [6, с. 399].

Вся могучая растительность Закубанья бурно расцветала. Попадавшиеся на пути небольшие поляны были покрыты сплошным ковром из цветов.... На опушках под лучами восходящего солнца искрилась и переливалась молодая зелень [7, с. 325].

Для автора, как мы видим из данного отрывка, восхваление красоты родной земли играет немаловажную роль. В данном фрагменте описание природы имеет субъективно-оценочный характер: автор сравнивает поляну с ковром, а молодая зелень, искрящаяся и переливающаяся, наделяется позитивными качествами. В художественном произведении природа оказывает сильное эмоциональное воздействие. Через картины природы автор выражает состояние души, мироощущение геоев, философию их жизни.

Ъбжъэнак1эм фэдиз псэзехьэ ц1ык1ум чъыг тхьэпэ пшъыгъэми шъоу къыхехымэ, илъэсишъэ хъугъэу орыжъым хэшъухьэрэ чъыг ебэджыгьэр къэзгъэтэджыжьынышъ, идахэ с1озэ, сеубзэзэ, 1э щысфэзэ, лъапсэ езгъэдзыжьын, къутамэ езгьэш1ыжьын, тхьапэ къыпызгъэк1эжьын, икъэгьагъэхэр пымытэкъужьхэзэ, иЬрысэхэр къы-пызгъэзыных [10, с. 96]. Если это созданьице величиной с ноготок моего мизинца может добывать мед даже с поверхности стареющего древесного листка, почему бы мне не поднять из болотного тлена ствол уже сто лет гниющего дерева, очистив его от грязи и тысяч червей и насекомых, приласкать нежными добрыми словами, вернуть ему ветви и зеленые листья, чтобы оно снова зацвело и одарило животворящими плодами? [11, с. 99-100].

Одной из особенностей авторского стиля Н. Куека является использование пейзажных зарисовок. Эмоциональным подтекстом произведения писатель подчеркивает напряженность действия и символическую выразительность.

Таким образом, в кавказском социокультурном пространстве этнокультурные традиции определили характер отношения человека к природе. В мифологии и фольклоре адыгов культ дерева занимает особое место как символ величия, силы, могущества и долголетия. В статье выявлены роль и функции пейзажа в произведениях Т. Керашева, Н. Куека как отражение творческой индивидуальности писателя. Работа над текстами позволила выявить лингвокультурологическую классификацию номинаций растительного мира, состоящую из 18 разновидностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - СПб., 2003.

2. Хартия горных народов // Горы Евразии. Известия. Приложение. 2000. № 2.

3. Федоренко Е.Л. Место фитонимической символики в русском фольклоре // Актуальные проблемы общей и адыгской филологии: Материалы Всерос. науч. конф. - Майкоп, 2002. С.170.

4. Хазбулатов Б.А. Фитонимы в чеченском языке: синхронно-диахронный анализ: Дис. ... докт. филол. наук. - Грозный, 2004. 380 с.

5. Кумахов М.А., Кумахова З.Ю. Нартский эпос: язык и культура. - М.: Наследие, 1998. 312 с.

6. К1эрэщэ Т. Хэшыпык1ыгъэ тхыгъэхэр зыдэт тхылъищ. Ят1онэрэ тхылъ. - Мыекъуапэ, 1988.

7. Керашев Т.М. Дочь шапсугов // Избранное. - Майкоп: Адыг. респ. кн. изд-во,1997. 600 с.

8. Къуекъо Н. Щымы1эжьхэм ясэнэбжъ. Къэбар заулэ зэхэт роман. - Мыекъуапэ, 2005.

9. Куек Н.Ю. Вино мервых. Роман в новеллах. Автоперевод с адыг. яз. - Майкоп, 2002. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.