Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ КАК МЕТОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ КАК МЕТОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
154
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самоделко Л. С.

Экологическое налогообложение является инструментом налоговой политики государства, оставаясь и сегодня одним из векторов социальноэкономического развития. Однако структурного понимания данного механизма в налоговой теории, по сути, еще не сформировалось, в связи с чем целью данной работы является выделение на основе действующего налогового законодательства Российской Федерации налогового инструментария, задействованного в регулировании экологических процессов. Для решения одной из основных задач, а именно, сформировать теоретические основы алгоритма мониторинга и оценки эмпирических данных в рамках проводимой государством налоговой политики, необходимо произвести анализ научных публикаций и синтезировать знания российских и зарубежных практик в области экологического налогообложения. Следующая задача состоит в формулировании выводов о дальнейшей экологизации налогового законодательства Российской Федерации. В результате проведенного исследования предложен авторский подход типологизации налогов и сборов в рамках российского налогового законодательства с позиции использования экологического элемента фискальными инструментами. Под экологическим элементом нами в статье понимается социально-экономическая сущность конкретного налога или сбора, а также наличие в структуре платежа элемента или налогового механизма взаимодействия экологической направленности. В итоге именно элементный анализ платежей и позволил обозначить спектр гипотетически допустимых налоговых регуляторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF TAXES AND FEES AS A METHOD OF SYSTEMATIZATION OF ENVIRONMENTAL TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Environmental taxation is an instrument of the state’s tax policy, remaining today one of the vectors of socio-economic development. However, the structural understanding of this mechanism in tax theory has not yet been formed. In this connection, the purpose of this work is to identify, on the basis of the current tax legislation of the Russian Federation, tax tools involved in the regulation of environmental processes. To solve one of the main tasks, namely, to form the theoretical foundations of the algorithm for monitoring and evaluating empirical data within the framework of the state’s tax policy, it is necessary to analyze scientific publications and synthesize knowledge of Russian and foreign practices in the field of environmental taxation. The next task is to formulate conclusions on the further greening of the tax legislation of the Russian Federation. As a result of the conducted research, the author’s approach to the typologization of taxes and fees within the framework of Russian tax legislation is proposed from the position of using the ecological element of fiscal instruments. In the article the ecological element is understood as the socio-economic essence of a particular tax or fee, as well as the presence of an element or a tax mechanism of interaction of an ecological orientation in the payment structure. As a result, it was the elementary analysis of payments that made it possible to identify the range of hypothetically acceptable tax regulators.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ КАК МЕТОД СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.225.67

JEL H23

DOI 10.26425/1816-4277-2023-3-135-143

Классификация налогов и сборов как метод систематизации экологического налогообложения

в Российской Федерации

Самоделко Людмила Сергеевна

Канд. экон. наук, доц каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0002-6551-5625, e-mail: Samodelko-diplom@yandex.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

Аннотация

Экологическое налогообложение является инструментом налоговой политики государства, оставаясь и сегодня одним из векторов социально-экономического развития. Однако структурного понимания данного механизма в налоговой теории, по сути, еще не сформировалось, в связи с чем целью данной работы является выделение на основе действующего налогового законодательства Российской Федерации налогового инструментария, задействованного в регулировании экологических процессов. Для решения одной из основных задач, а именно, сформировать теоретические основы алгоритма мониторинга и оценки эмпирических данных в рамках проводимой государством налоговой политики, необходимо произвести анализ научных публикаций и синтезировать знания российских и зарубежных практик в области экологического налогообложения. Следующая задача состоит в формулировании выводов о дальнейшей экологизации налогового законодательства Российской Федерации. В результате проведенного исследования предложен авторский подход типологизации налогов и сборов в рамках российского налогового законодательства с позиции использования экологического элемента фискальными инструментами. Под экологическим элементом нами в статье понимается социально-экономическая сущность конкретного налога или сбора, а также наличие в структуре платежа элемента или налогового механизма взаимодействия экологической направленности. В итоге именно элементный анализ платежей и позволил обозначить спектр гипотетически допустимых налоговых регуляторов.

Ключевые слова

Налог, налоговое законодательство, налоговый механизм, экологическое налогообложение, регулирующая функция, экологическая функция, налоговая политика, экологические налоги, экологические платежи, система налогообложения, классификация налогов, экологический элемент

Для цитирования: Самоделко Л.С. Классификация налогов и сборов как метод систематизации экологического налогообложения в Российской Федерации // Вестник университета 2023. № 3. С. 135—143.

© Самоделко Л.С., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

®

Classification of taxes and fees as a method of systematization of environmental taxation in the russian federation

Lyudmila S. Samodelko

Cand. Sci. (Econ.), Assoc. prof. at Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0002-6551-5625, e-mail: Samodelko-diplom@yandex.ru

State University of Management, Moscow, Russia

Abstract

Environmental taxation is an instrument of the state's tax policy, remaining today one of the vectors of socio-economic development. However, the structural understanding of this mechanism in tax theory has not yet been formed. In this connection, the purpose of this work is to identify, on the basis of the current tax legislation of the Russian Federation, tax tools involved in the regulation of environmental processes. To solve one of the main tasks, namely, to form the theoretical foundations of the algorithm for monitoring and evaluating empirical data within the framework of the state's tax policy, it is necessary to analyze scientific publications and synthesize knowledge of Russian and foreign practices in the field of environmental taxation. The next task is to formulate conclusions on the further greening of the tax legislation of the Russian Federation. As a result of the conducted research, the author's approach to the typologization of taxes and fees within the framework of Russian tax legislation is proposed from the position of using the ecological element of fiscal instruments. In the article the ecological element is understood as the socio-economic essence of a particular tax or fee, as well as the presence of an element or a tax mechanism of interaction of an ecological orientation in the payment structure. As a result, it was the elementary analysis of payments that made it possible to identify the range of hypothetically acceptable tax regulators.

For citation: Samodelko L.S. (2023) Classification of taxes and fees as a method of systematization of environmental taxation in the Russian Federation. Vestnik universiteta, no. 3, pp. 135—143.

Keywords

Tax, tax legislation, tax mechanism, environmental taxation, regulatory function, environmental function, tax policy, environmental taxes, environmental payments, taxation system, tax classification, environmental element

© Samodelko L.S., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы выстраивания налоговых механизмов в рамках реализации налоговой политики государства по сей день продолжают оставаться наименее исследованными направлениями, в том числе и в области экологического налогообложения. Как следствие, содержание механизма экологического регулирования в налоговой теории до сих пор не сформировалось. В мировой практике данные вопросы также продолжают оставаться дискуссионными.

В итоге целью исследования стало выделение на основе действующего налогового законодательства Российской Федерации (далее — РФ) инструментария, причастного к регулированию экологических процессов. Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующей совокупности задач, а именно: проанализировать методологическую основу экологического налогообложения и рассмотреть существующие классификационные подходы в налогообложении, предложить классификационный подход с позиции использования в структуре фискальных инструментов экологического элемента.

В качестве метода систематизации налогового инструментария при формирования налогового механизма регулирования экологических процессов был выбран метод классификации. В результате проведенного анализа функционирования действующего налогового законодательства стоит отметить предположение автора о применении в рамках рассматриваемого законодательства так называемого экологического элемента в системе действующих налогов и сборов. В свою очередь, формирование и обоснование выводов исследования опирается на результаты анализа и синтеза методологических основ в области экологического налогообложения. А методы абстракции и гипотезы позволили выделить критерий для классификации российской системы налогов и сборов. Под понятием экологические процессы нами понимается государственное регулирование взаимодействий индивидуума и сообществ индивидуумов (организации) в рамках понятия экология. То есть экономический способ регулирования экологических процессов.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Потребность системного понимания экологического налогообложения в последние десятилетия только возрастала. Так западные страны изначально, заложив экологические платежи в качестве основы собственной модели экономического развития, применяли их лишь в качестве фискальных платежей. В то же время в РФ регулирование потребления природо-ресурсного потенциала также осуществляется посредством налогового законодательства, а платежи экологической направленности признаются фискальным сбором. [1]

Стоит отметить, что достаточно длительное время в научной и политической среде существовало и продолжает существовать сумбурное понимание того, что относить к экологическим налоговым платежам, а что нет. С нашей точки зрения, экологический платеж — это не только регулирование факта осуществления определенных объемов выбросов. Это гораздо более широкое понятие, носящее и в настоящее время дискуссионный характер. В то же время в национальном налоговом законодательстве платеж под названием «экологический» отсутствует, что только подтверждает неоднозначность данного платежа и трудоемкость его претворения в рамках налогового законодательства [2].

Однако регулирующий потенциал налоговой системы РФ практически не задействован, требуются дополнительные исследования [3]. Следовательно, устоявшуюся на данный момент российскую систему налогов и сборов, и сформировавшиеся в налоговой теории классификационные подходы необходимо пересмотреть с позиции именно использования экологического элемента, а не с позиции принципа «загрязнитель платит». Тем более сама суть налогов отражает суждение о том, что фискальные издержки хозяйствующий субъект обязательно переложит на конечного потребителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Концептуальные основы экологизации налогообложения формировали представители англосаксонских школ: А. Пигу, Э. Линдаль, Г. Таллок, Д. Карлтон, Г. Лоури, Д. Пирс, М. Портер, Д. Фуллер-тон, Г. Меткалф, Дж. Стиглиц и др. [4]. В то же время полигоном для апробации основных положений данного механизма стал Европейский союз [5]. В качестве методической основы регулирования экологических процессов было выбрано введение в законодательную сферу так называемых экологических

налогов с целью покрытия издержек, связанных с загрязнением. Их количество не было регламентировано и зависело от налоговой политики каждого из государств, входящих в Европейский союз. Однако инвентаризация экологических фискальных платежей, применяемых в европейских странах, показывает их широкий спектр применения и скорее упор на структуру природо-ресурсного потенциала территории, нежели на экстернальный характер [6]. Так, например, к экологическим налогам относят платежи за добычу щебня или песка, платежи, направленные на поддержание биоразнообразия и регулирование рыбной отрасли и продуктовой составляющей и пр. Среди фискальных платежей экстернальной направленности выделяются налоги, связанные с регулированием отходов различных вариаций выбросов в атмосферу. После обоснования Дж. Стиглицом углеродного налога в качестве основного среди прочих, началось активное навязывание введения фискальных платежей углеродного типа по всему миру и формирование глобального финансового механизма под эгидой климатической доктрины [4; 7].

Определенное отношение к налоговому механизму регулирования сформировалось и в РФ. Так Р. Вессели и М. Бегак рассматривают экологическое налогообложение в качестве инструмента обеспечения устойчивого развития экономики и защиты окружающей среды, основным принципом которого является регулирование хозяйственной деятельности государством на условиях принципа «загрязнитель платит» [8]. Суть данного критерия заключается в принуждении хозяйствующих субъектов посредством экономического инструментария к покрытию издержек, связанных с загрязнением. В рамках государственной политики РФ реализуется национальный проект «Экология» [9]. А проблематика данного направления в рамках экономического развития регулярно находит отражение в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В 2021 г. В.В. Путин заявил, что обществу предстоит ответить на вызовы изменения климата; найти решения в сфере регулирования, в том числе утилизации углеродных выбросов и накопленного вреда; установить контроль, мониторинг и распространить систему квотирования вредных выбросов на все города России; предусмотреть строгую ответственность за соблюдение экологических норм; обеспечить переход к так называемой экономике замкнутого цикла в рамках комплексной модернизации всех отраслей экономики и социальной сферы [10]. Также стоит отметить, что в научной среде обоснование налогообложения в качестве механизма реализации налоговой политики приводится в работах А.Р. Новикова, В.В. Седова, А.А. Голуба, К.Г. Гофмана и др. [7; 11; 12]

При этом системность экологического налогообложения в отечественных научных работах как таковая не рассматривается. Однако стоит отметить попытки структуризации понятия «экологические налоги и сборы» в работах Е.Б. Шуваловой, М.С. Гордиенко, А.О. Титовой, Ю.Н. Солнышковой, Н.Н. Башки-ровой, С.Б. Глобы, А. Метке, Е.В. Ядренниковой и др. [4]. В результате данные работы скорее привнесли адаптационный подход зарубежных концептуальных основ в российское законодательство, нежели обосновали целесообразность их внедрения в правовое поле. В итоге научным сообществом предлагается адаптировать как сами налоги, исходя из определения статистической службы Европейского союза (Евростат), так и внедрить элементные составляющие исходя из критериальных особенностей понятия «экологический налог» [13]. В основу счета экологических налогов и платежей Федеральной службой государственной статистики (Росстат) также заложен данный подход [14].

С методологической точки зрения для выстраивания эффективной системы регулирования посредством налогового инструментария экологических процессов требуется четкое понимание предлагаемых учеными и экспертами принципиальных критериев рассматриваемого механизма.

Так принцип «загрязнитель платит» в качестве основного критерия в рамках налогового механизма регулирования экологических процессов по состоянию на сегодняшний день реализуется через фискальную функцию налоговых платежей. Более того, данный критерий предполагает влияние на хозяйствующие субъекты через маркетинговую стратегию посредством ценообразования, так как фискальные издержки перекладываются в итоге на конечного потребителя [15].

Принцип бюджетной (фискальной) нейтральности заключается в сбалансированности льготно-преференциальной и фискальной составляющих. Однако проанализировать выполняемость данного критерия в РФ не представляется возможным. Требуется структурное понимание категории экологические налоги, сборы и выделение в систему налоговых льгот, преференций. В результате как критериальный аспект в рамках регулирования экологических процессов данный принцип есть, а методической основы пока не существует.

Принципы эффективности, гибкости механизма экологического налогообложения и наилучших существующих технологий подразумевают под собой оперативное корректирование налогового законодательства на основе стратегических приоритетов в рамках экономического развития государства. Однако для этого необходимо понимание механизма и четких целей, озвучиваемых на государственном уровне. В то же время оценка эффективности имеет свои проблемы, так как носит количественно-качественный характер и для этого должна быть статистическая база данных, формируемая Федеральной налоговой службой России.

Таким образом, можно заключить, что экологическое налогообложение в рамках российской системы налогообложения функционирует и осуществляет регулирование через налоги и сборы экологической направленности, взаимодействуя с системой обязательных платежей за причинение ущерба окружающей среде. Однако методы оценки функционирования данного механизма пока еще не выработаны.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В основе выработанных классификационных подходов стоит отметить группирование, исходя из вида экономической деятельности или сферы применения платежей, объекта налогообложения и пр. Среди данных подходов выделяется классификационный подход Европейского агентства по охране окружающей среды (European Environment Agency), основой которого является цель введения экологических фискальных платежей [16]. Так данный подход из существующих, на наш взгляд, наиболее полно характеризует механизм экологического налогообложения, нежели экологические налоги и сборы. В рамках данного подхода выделяются целевые природо-ресурсные и экологические платежи, стимулирующие налоги, фискальные налоги и сборы. Однако данный подход также не раскрывает потенциал экологического налогообложения. А состоятельность данных выводов находит подтверждение в работах С.Б. Глобы, А. Метке, Е.В. Ядренниковой, в которых приводятся структурное понимание механизма, исходя из данного подхода, и отличающиеся мнения по наполняемости групп фискальными инструментами [17].

Многие ученые классифицируют экологические налоги и сборы с позиции отраслевого критерия, но данный подход позволяет выделить лишь фискальные платежи за причинение вреда окружающей среде по отраслевому признаку.

Другие пытаются выстроить классификацию с позиции критерия «загрязнитель платит», а это, на наш взгляд, невозможно реализовать через фискальность налогового законодательства, так как в рамках налога на прибыль все расходы (кроме платежей за загрязнение окружающей среды) включаются в расходную часть при формировании налоговой базы при налогообложении прибыли или включаются в стоимость реализуемых товаров, работ, услуг и покрывают свои некомпетентные расходы за счет конечного потребителя.

Однако остается неохваченным с научной точки зрения такой необязательный элемент налога, как налоговые льготы и/или налоговые преференции. Надо отметить, что данные элементы экологического характера представлены в налоговой системе РФ.

В связи с выявленными недостатками и сложностями автором предлагается: классифицировать национальную систему налогов и сборов с позиции классификационного признака применения экологического элемента в структуре налогов и сборов.

Как результат проведенного исследования метод классификации, применяемый в РФ к системе налогов и сборов, требует корректировки посредством выделения нового классификационного признака. Мы считаем, что классификационный признак «применения экологического элемента в структуре налогов и сборов» позволит систематизировать налоговый инструментарий в рамках экологического налогообложения. Так как особенностью экологического налогообложения является тот факт, что данный механизм в первую очередь направлен на регулирование экологических процессов не только через усиление налоговой нагрузки налогоплательщика, но и через льготно-преференциальный инструментарий.

В рамках классификационного признака предлагается сгруппировать действующие налоги и сборы в три категории в зависимости от используемых механизмов и элементов экологического характера (рис. 1):

— налоги и сборы, являющиеся экологическими инструментами (комплексные налоговые инструменты экологического регулирования в виде экологических налогов);

— налоги и сборы, содержащие экологический элемент, например, в виде преференции или механизма исчисления налога и сбора (налоги и сборы осуществляют экологическое регулирование посредством налоговых льгот и преференций);

— налоги и сборы, не содержащие экологический элемент (налоги, не осуществляющие напрямую экологическое регулирование, но связаны с источником причинения экологического ущерба) [4].

Налоговая политика РФ

Вопросы экологпп

Социальные вопросы

Экономические вопросы

Экологическое налогообложение

Использование экологического элемента

К,'1ассификационный признак на/югов и сборов

Налоги п сборы, являющиеся экологическими инструментами

Экологические налоги и сборы

Налоги и сборы, содержащие экологический элемент

Подоходные, имущественные, косвенные налоги

и сборы

Являются полноценным нсмоговым инструментом экологического регулирования

Оуи/ествляют экологическое регулирование посредством льгот и 1ф

Налоги и сборы, не содержащие экологический элемент

Налоги на отдельные впды деятельности

Не оуи/ествляют экологическое регулирование, но связаны с источником причинения экологического чеЬба

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 1. Классификация налогов и сборов в рамках экологического налогообложения

В итоге предложенный классификационный подход, на наш взгляд, может выступать в качестве комплексного метода систематизации применяемого налогового инструментария в области экологического регулирования. В дальнейшем детализация экологического налогообложения с учетом корректировок декларационных показателей в форме выделения и отражения экологических элементов позволит сформировать основу для мониторинга и оценки налоговой политики РФ в области регулирования экологических процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование методологических основ экологического налогообложения, включая сформировавшиеся классификационные подходы, позволило обосновать необходимость нового подхода к классификации действующей системы налогов и сборов в РФ на базе использования экологического элемента в структуре налога и/или сбора. Под использованием в итоге стоит понимать реализацию налоговой политики в области регулирования экологических процессов через элементное формирование налогов и/или сборов с учетом пх прямого или косвенного взаимодействия.

С исторической точки зрения, все началось с попыток введения экологического платежа в действующее законодательство. Однако нужно констатировать, что данная парадигма длительное время базировалась на том, что увеличение налоговой нагрузки в европейских странах была нацелена на попек альтернативных энергетических ресурсов. При этом технологического прорыва так и не случилось п, как следствие, происходит определенный откат к основополагающим теоретическим основам экологизации.

Отказа от зеленой экономики также не произошло, но определенный результат все-таки имеется — не учитывать экологический фактор больше нельзя. Так изменение стратегии использования данных платежей проявилось по историческим меркам совсем недавно. Например, во Франции в виде применения косвенного экологического налога на топливо для прочих авиакомпаний кроме французских авиалиний, то есть в виде прямого влияния государства на конкурентные преимущества национальных компаний. Помимо всего прочего, пренебрежение льготно-преференциональной составляющей на примере РФ в итоге показывает, что искажение конечных статистических выкладок — это реальность.

Наблюдаемые процессы экологизации подтверждают наличие в российском законодательстве экологического налогообложения в качестве действующего механизма регулирования. Отметим определенные факты, характеризующие функционирование данного механизма:

Во-первых, налоговые инструменты экологического регулирования в налоговой системе РФ присутствуют. К данным налоговым платежам бесспорно необходимо отнести налоговые платежи за природопользование, земельный и транспортный налоги и др;

Во-вторых, преференциальной системой налогообложения учитывается экологический фактор. Так можно выделить стандартные налоговые вычеты в налоге на доходы физических лиц в части подобия компенсации за участие в ликвидации техногенных катастроф, военных испытаниях ядерного оружия и т.д.;

В-третьих, экологический фактор находит отражение в механизме формирования налоговой базы, например, по налогу на прибыль в виде неучета сумм уплаченных экстернальных платежей; в транспортном налоге в виде разрешения устанавливать на региональном уровне ставки с учетом экологического класса и пр.

Однако предложенный классификационный подход определенно потребует решения в перспективе таких задач, как:

— структуризация группы «экологические налоги и сборы;

— систематизация и детализация льгот, преференций в области экологического налогообложения;

— выявление алгоритмов взаимодействия как между фискальными платежами, так и с позиции элементного взаимодействия действующих платежей;

— обоснование целесообразности применения принципиальных критериев в рамках экологического налогообложения, то есть его концептуализации;

— апробация формируемых алгоритмов на базе Федеральной налоговой службы России;

— коррекция форм налоговой отчетности с целью формирования статистических баз данных;

— прочее.

В итоге можно констатировать, что налоговой теории требуется поиск нового критерия, позволяющего каким-либо образом (количественно и/или качественно) оценивать результат производимых изменений в законодательстве. Нами предлагается использовать в основе алгоритма критерий, характеризующий элементное наполнение фискального платежа с позиции понятия «экология».

Более того, для формирования аналитического материала и баз данных требуется четкое понимание категории «экологические налоги и сборы». Также актуализация типологизации налогов и сборов с позиции именно использования экологического элемента в структуре налога и/или сбора поможет по-новому взглянуть на реально существующие проблемы в стране и определиться с собственным подходом при оценке выполняемости задач, поставленных налоговой политикой РФ.

Библиографический список

1. Российская Федерация. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40086/ (дата обращения: 09.01.2023).

2. Российская Федерация. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). https://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19671/ (дата обращения: 09.01.2023).

3. Самоделко Л.С., Карп М.В. Значение и принципы экологического налогообложения. Вестникуниверситета. 2020; (11): 141-147 с. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-11-141-147

4. Самоделко Л.С. Перспективы использования экологического налогообложения в налоговой системе РФ: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10. М.: Государственный университет управления; 2020. 185 с.

5. OECD. Environmental taxation. http://wwwoecd.org/greengrowth/ environmentaltaxation.htm (дата обращения: 11.01.2023).

6. OECD. Database on Policy Instruments for the Environment. https://pinedatabase.oecd.org/ (дата обращения: 11.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Седов В.В. Основы экономической теории: вопросы эколого-устойчивогоразвития экономики: учеб. пособие. Челябинск: Челяб. гос. ун-т; 2005. 79 с.

8. Весели Р., Бегак М. Практика экологического налогообложения. Налоговая политика и практика. 2011; (11): 83—88 с.

9. Сидоров А.А., Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Розенберг Г.С. Национальный проект «экология»: планы и промежуточный ход реализации. АНИ: экономика иуправление. 2020; 3 (32):219—224 с. https://doi.org/10.26140/ anie-2020-0903-0050

10. Президент Российской Федерации. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021. http://wwwkremlin. ru/acts/bank/46794 (дата обращения: 13.01.2023).

11. Голуб А.А., Струкова Е.Б., Сафонов Г.В. и др. Рыночные методы управления окружающей средой: учебное пособие. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ. 2002; 286 с.

12. Новиков Р., Быстрова А. Экологическое регулирование в странах Западной Европы. Экологические проблемы в современном мире. М., 1991. 55 с.

13. Eurostat. Environmental Taxes — A Statistical Guide 2001. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guide-lines/-/KS-39-01-077 (дата обращения: 14.01.2023).

14. Российская Федерация. Приказ Росстата от 31.12.2020 № 872 «Обутверждении Методических указаний по формированию счета экологических налогов и платежей». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_379406/ (дата обращения: 16.01.2023).

15. Карп М.В., Захарова А.В., Самоделко Л.С. Роль и социально-экологический функционал налогового инструментария в условиях парадигмы «Индустрия 4.0». Вестник университета. 2020; (12): 103—111 с. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-12-103-111

16. European Environment Agency. Environmental taxes: recent developments in toolsfor integration. http://www.eea.europa.eu/pub-lications/Environmental_Issues_ (дата обращения: 14.01.2023).

17. Майбуров И.А. Экологическое налогообложение. Теория и мировые тренды: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; 2018. 359 с.

References

1. Russian Federation. The Ruling of the Constitutional Court of the Russian Federation dated December 10, 2002 No. 284-O At the request of the Government of the Russian Federation on the verification of the constitutionality of the Decree of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Procedure for Determining Fees and their Maximum Amountsfor Environmental Pollution, waste disposal, other types of harmful effects" andArticle 7 of the FederalHaw "On the Entry into Force Part one of the Tax Code of the Russian Federation". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40086 / (accessed 09.01.2023).

2. Russian Federation. The Tax Code of the Russian Federation. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 / (accessed 09.01.2023).

3. Samodelko L.S., Karp M.V The meaning and principles of environmental taxation. Vestnik universiteta. 2020; (11): 141—147 pp. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-11-141-147

4. Samodelko L.S. Prospects for the use of environmental taxation in the tax system of the Russian Federation: Diss. ... Candid. Sci. (Econ.): 08.00.10. Moscow: The State University of Management; 2020. 185 p. (In Russian)

5. OECD. Environmental taxation. http://www.oecd.org/greengrowth/ environmentaltaxation.htm (accessed 11.01.2023).

6. OECD. Database on Policy Instruments for the Environment. https://pinedatabase.oecd.org/ (accessed 11.01.2023).

7. Sedov VV Fundamentals of economic theory: questions of ecological and sustainable development of the economy: textbook. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University; 2005. (In Russian)

8. Wessely R. The practice of environmental taxation. Tax policy andpractice. 2011; (11):83—88 pp.

9. Sidorov A.A. National project "ecology": plans and interim progress of implementation. ANI: economics and Management. 2020; 3 (32): 219-224 pp. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0903-0050

10. The President of Russian Federation. The Message of the President of the Russian Federation to the Federal dated April 21, 2021. http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794 (accessed 13.01.2023).

11. Golub A.A., Strukova E.B., Safonov G.V et al. Market methods of environmental management. Moscow: Publ.House of Higher School of Economics, 2002. (In Russian).

12. Novikov R., Bystrova A. Environmental regulation in the countries of Western Europe. Environmental problems in the modern world. Moscow; 1991. (In Russian).

13. Eurostat. Environmental Taxes — A Statistical Guide 2001. https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-manuals-and-guide-lines/-/KS-39-01-077 (accessed 14.01.2023).

14. Russian Federation. Order of Rosstat dated December 31, 2020 No. 872 "On approval of Methodological guidelines for the formation of an account of environmental taxes andpayment". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_379406 / (accessed 16.01.2023).

15. Karp M.V., Zakharova A.V, Samodelko L.S. The role and socio-ecological functionality of tax tools in the context of the paradigm "Industry 4.0". Vestnik universiteta. 2020; (12):103-111 pp. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-12-103-111

16. European Environment Agency. Environmental taxes: recent developments in tools for integration. http://www.eea.europa.eu/pub-lications/Environmental_Issues_ (accessed 14.01.2023).

17. Maiburov I.A. Environmental taxation. Theory and global trends: the monograph. Moscow: YuNITI-DANA; 2018. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.