Литература:
1. Борзунова Т.Л. Базы данных освоение работы в MS Access 2007: электронное пособие / Т.Л. Борзунова, Т.Н. Горбунова, Н.Г. Дементьева. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2014. — 148 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20700.html
2. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 8-5. - С. 806-808
3. Новиков А.М. Педагогический словарь системы основных понятий. Изд. второе, стереотипное - М.: ЭГВЕС, 2013. - 268 с.
4. Федеральный закон от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. - 2006. - №165 (23 июля).
Педагогика
УДК: 37.01
кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Мазур Елена Александровна Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь); старший преподаватель Мазур Василий Васильевич Государственное образовательное учреждение высшего образования «Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко» (г. Тирасполь)
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие междисциплинарности относительно образования и с учетом специфики основных процессов, изучаемых педагогикой. Выявлено, что междисциплинарность в образовании рассматривается как интеграция методической работы по овладению разных дисциплин с одной стороны и как основа для введения новых междисциплинарных курсов, объединяющих в себе несколько областей научных дисциплин с целью получения обучающимися междисциплинарных знаний, с другой стороны.
На основе анализа сущности понятия междисциплинарности и с учетом методологических основ научных исследований определены два типа междисциплинарных исследований в образовании: исследования на междисциплинарной основе, посвященные проблеме переноса знаний из одной дисциплины в другую и поиску способов интеграции методических средств и приемов обучения таким знаниям и научные исследования, которые проводятся в области двух или более научных дисциплин, интеграция которых основана на конвергенции NBIC.
Ключевые слова: междисциплинарность, междисциплинарные исследования, образование, научная дисциплина, область науки.
Annotation. In the article the notion of interdisciplinarity on education and taking into account the specifics of the underlying processes studied pedagogy. It is revealed, that interdisciplinarity in education is seen as the integration of methodological work on mastering the different disciplines on the one hand and as a basis for the introduction of new interdisciplinary courses that combine several areas of scientific disciplines with a view to obtaining students interdisciplinary knowledge, on the other hand. On the basis of an analysis of the notion of interdisciplinarity and in view of the methodological foundations of research identified two types of interdisciplinary research in education: interdisciplinary research on migration knowledge from one discipline to another and finding ways to integrate the methodological tools and techniques of learning such knowledge and research that is conducted in the area of two or more academic disciplines, whose integration is based on the convergence of NBIC.
Keywords: interdisciplinarity, interdisciplinary studies, education, scientific discipline, scientific area.
Введение. Явление междисциплинарности как основы научных исследований возникло сравнительно недавно. В быстро меняющемся мире современного знания само познание стало носить междисциплинарный характер. Современное образование, призванное выполнять цель социализации человека, не могло остаться в стороне. В построенном дисциплинарном мире появились исследования, предметом и результатом которых стало научное знание, которое строго нельзя отнести к конкретной науке или одной научной области. Актуальность таких исследований подтверждается данными статистики: за последние 10 лет написано более 50 кандидатских диссертаций, в названии которых присутствует понятие междисциплинарности [13].
Образование принадлежит к числу наук о человеке, в изучении этого процесса участвуют многие научные дисциплины, что и является основанием для проведения междисциплинарных исследований. При этом, происходит становление комплексного и целостного предмета в таких исследованиях, "встраивания" получаемых результатов в контекст формирующейся интегративной научной дисциплины [4], что затрудняет процесс оценки качества таких исследований.
Изложение основного материала статьи. Развитие науки и техники, происходящее в последние десятилетия огромными темпами, привело к тому, что образование наполняется не только новыми знаниями из других наук, но и использует при конструировании методический и методологический аппарат разных дисциплинарных областей. Современные исследования в области образования проводятся либо на междисциплинарной основе, либо полностью переходят в разряд междисциплинарных. Качество таких исследований зачастую определить сложно с позиций методологии науки, так как не всегда понятно, что является предметом исследования, для кого они предназначены, какую научную область будет дополнять результат и т.д.
Вместе с тем, по мнению В.М.Полонского [9], переход к интенсивному пути развития науки, по которой она движется сегодня, невозможен без высокого качества исследований. Однако, оценка качества междисциплинарных научных исследований в области образования невозможна, во-первых, без четкого
понимания сущности «междисциплинарности» - как понятия, непосредственно связанного с педагогикой и, во-вторых, без классификации таких исследований и их оценки в соответствии с каждым определенным типом.
С целью анализа понятия «междисциплинарность» нами была проанализирована отечественная и зарубежная словарная и справочная литература, так как в ней представлены в обобщенном и концентрированном виде научные идеи и практики, связанные с этим понятием.
Исследуемый термин был обнаружен в следующих энциклопедических и справочных изданиях: Большой тематический словарь по образованию и педагогике В.М.Полонского, Словарь Уэбстера, словарь «Уорднет» Принстонского университета, Википедия, Энциклопедия эпистемологии и философии науки, Проективный философский словарь, Большой толковый социологический словарь [9; 121.
Библиографический анализ статей вышеуказанных изданий позволил выявить, что под междисциплинарностью в области образования понимают:
> интеграцию этапов научного познания;
> интеграцию деятельности ученых разных научных областей;
> интеграцию двух или более академических, научных или художественных дисциплин;
> интеграцию двух или более профессий, технологий;
> особенность знаний, которые пересекают несколько установленных дисциплин или традиционные области знания;
> осмысление за рамками конкретной одной научной дисциплины.
С целью более детального анализа сущности междисциплинарности в образовании нами были изучены нормативные документы и постановления Правительства России, материалы Министерства образования Российской Федерации и других организаций, касающихся реформы образования, научно-методического, финансового, правового, кадрового обеспечения системы образования, разработки федеральных государственных стандартов, Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года.
Наиболее полно в вышеперечисленных документов понятие междисциплинарности отражено в Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, в которой междисциплинарность рассматривается как элемент научно - технологической политики государства, при этом в качестве важнейшей задачи государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий» и «Развитие образования» определено стимулирование междисциплинарной кооперации [10].
В ФГОС ООО идея «междисциплинарности» представлена не как область пересечения или стыковки различных научных дисциплин, а как область «между», то есть именно область расхождения, которая ставит специфические познавательные и образовательные задачи. Именно на основе междисциплинарности предложено формирование междисциплинарного мышления с помощью приемов и средств междисциплинарной подачи материала. В рекомендациях к ФГОС ВО предложено внедрение в практику обучения в вузе междисциплинарных курсов [14].
Таким образом, анализ нормативных источников позволил определить понятие междисциплинарности в образовании - как интеграцию методической работы по овладению разных дисциплин с одной стороны и как основу для введения новых междисциплинарных курсов, объединяющих в себе несколько областей научных дисциплин с целью получения обучающимися междисциплинарных знаний, с другой стороны.
Проблеме междисциплинарности в образовании в последние годы в научной литературе уделяется большое внимание, данный термин приобрел особую популярность. Нами были проанализированы научные публикации ученых, занимающихся данной проблемой: Г. Бергера, А.Н. Книгина, Х. Якобса, Н. Моти, Д. Дэвида и Дж. Джери, Р. Кёнига, Г.М. Тульчинского, В.М. Полонского, В.В. Краевского, М. Фуко, Г.Б. Клейнер, Б. Капустина, Э.М. Мирского, которые позволили расширить и в то же время уточнить понятие междисциплинарности в научных исследованиях по проблемам образования как «интеграцию научного знания и (или) научных дисциплин» по следующим основаниям:
- методологическая интеграция (вся совокупность методологического аппарата: проблема, объект, предмет, новизна и результаты исследований);
- концептуальная интеграция (обмен теориями и концепциями);
- интеграция обмена идеями (подразумевается совместная творческая работа ученых разных дисциплинарных областей);
- эпистемиологическая интеграция (связанная с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания научных дисциплин).
- терминологическая интеграции (использование «на равных» научного языка различных дисциплин) [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8].
С целью библиографического и терминологического анализа имеющихся научных публикаций в области междисциплинарности в образовании нами был осуществлен поиск таких научных работ.
По запросу «междисциплинарность» в поисковой системе Google было найдено 108000 результатов, при этом на запрос «междисциплинарность в образовании» - 5млн 550 тысяч результатов. Такое количество результатов невозможно обработать для анализа понятия междисциплинарности, так как результаты поиска указывают не только на определение понятия, но и ссылки на статьи, презентации, научные журналы, публикации, курсовые работы, дипломные работы и диссертации. Поэтому нами были проанализированы научные труды, входящие в наукометрические базы: РИНЦ, Scopus , Web of Sciens, а также база диссертаций РГБ.
В РИНЦ [12] было найдено 9782 публикации по запросу междисциплинарность», 12 публикаций по запросу «междисциплинарность в педагогике», 124 публикации по запросу «междисциплинарность в образовании». Большинство публикаций по запросу «междисциплинарность» касалось технических наук и медицины. К наукам об изучении человека, в том числе педагогике и образовании можно отнести лишь около 300.
В базе диссертаций Российской государственной библиотеки им.В.И.Ленина обнаружено 49 диссертаций по искомому понятию [13].
С целью классификации научных исследований, связанных с понятием междисциплинарности, необходимо определить, какие научные исследования считаются междисциплинарными. Мы встретили несколько определений междисциплинарных исследований в области педагогики и образования.
По мнению Л. П. Киященко и В. И. Моисеева, междисциплинарные исследования связаны ситуацией переноса знаний из одной дисциплинарной области в другую, при этом сохраняются так называемые дисциплинарные деления [111.
В.М. Полонский [91 определяет междисциплинарные исследования как исследования в области двух или более научных дисциплин, выполняемое представителями разных наук.
Следуя логике этих двух определений, можно выделить несколько типов исследования в области образования, которые будут считаться междисциплинарными.
К первому типу можно отнести исследования на междисциплинарной основе, посвященные проблеме переноса знаний из одной дисциплины в другую и поиску способов интеграции методических средств и приемов обучения таким знаниям. Их актуальность подтверждается необходимостью использования в образовательном процессе новых путей, которые в полной мере отвечали бы современным вызовам научного знания. В такого рода исследованиях отражена интеграция научных дисциплин на методическом уровне. Нами были выделены следующие виды междисциплинарных исследований первого типа, в основу деления которых была положена степень интеграции научных дисциплин, участвующих в получении результата исследования:
1) междисциплинарные исследования на основе интеграции научных дисциплин внутри одной научной области.
При этом, под научной дисциплиной мы понимали область знаний, характеризующуюся единством содержания. Научные области образуют систему наук, или условное деление наук в зависимости от объекта изучения на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Таким образом, к данному виду мы отнесли научные исследования, в которых интеграция осуществлялась следующим образом:
• интеграция научных дисциплин естественных наук;
• интеграция научных дисциплин общественных наук;
• интеграция научных дисциплин гуманитарных наук;
• интеграция научных дисциплин технических наук.
В научных исследованиях данного вида мы наблюдали интеграцию знаний, которые пересекают несколько установленных дисциплин или традиционные области знания. В результате проведения таких исследований результатом выступал конкретный методический продукт, который эффективно влиял на качество образования. Результатами исследований явились: междисциплинарный подход (24% от общего количества научных исследований данного вида), междисциплинарная модель (20%), междисциплинарный комплекс (17%), междисциплинарная технология (10%), междисциплинарные проекты (10%), междисциплинарный практикум (7%), междисциплинарная среда (3%), междисциплинарные задачи (3%), междисциплинарные тесты (3%), междисциплинарная модульная программа (3%) [12; 13].
2) междисциплинарные исследования на основе интеграции научных дисциплин разных научных областей. В рамках данного вида нами были проанализированы научные исследования, интегрирующие знания и логику этапов познания дисциплин, а также виды деятельности, принадлежащих разным научным областям:
• интеграция дисциплин естественных и технических наук;
• интеграция дисциплин гуманитарных и технических наук;
• интеграция общественных и технических наук.
Анализ исследований позволил определить, что их результатом выступил не только методический продукт (он являлся сопутствующим), а формирование интегративных компетенций у обучаемых, например, лингвокультурной и лингвокомпьютерной компетенции, семиотической компетенции [13].
При этом, результатом такого вида междисциплинарных исследований выступают не только дисциплинарные компетенции, но и общие: исследовательские, коммуникативные, профессиональные и другие.
Ко второму типу мы отнесли научные исследования, которые проводятся в области двух или более научных дисциплин, при этом при проведении таких исследований происходит более тесная интеграция, основанная на конвергенции NBIC (по первым буквам областей: N — нано; В — био; I -инфо; С — когно) [11]. Междисциплинарные научные исследования в образовании такого типа строятся на методологической интеграции, то есть прежде всего, должны иметь общий предмет исследования, методы исследования дисциплин, участвующих в междисциплинарности, должны взаимодополнять друг друга; их теоретическая интеграция основана на использовании и дополнении новыми знаниями теоретических положений интегрирующих дисциплин.
Революция в области информационных, коммуникационных, био- и нанотехнологий, бурное развитие когнитивной науки, а также их взаимовлияние получило название NBIC конвергенции. Именно описание этого феномена и визуализация схемы сети взаимных пересечений новейших технологий дала толчок к появлению новых междисциплинарных областей в образовании, причем исследования таких областей ведутся на стыках пересечения областей нано-, био-, инфо- и когно. Исходя из анализа содержания и феномена конвергенции КВ1С, а также анализа имеющихся зарубежных и отечественных научных исследований второго типа:
1) междисциплинарные исследования, связанные с понятием когнитивистики - комплексом научных дисциплин, таких как теория познания, когнитивная психология, нейрофизиология, когнитивная лингвистика, когнитивная антропология и теория искусственного интеллекта. Когнитивистика позволяет дидактике рассматривать ученика как познающую систему, а обучение — как активный процесс познания, который осуществляется с помощью активации индивидуальных когнитивных структур обучающихся. К таким исследованиям можно отнести исследования связанные с нейропедагогикой, нейродидактикой и всем комплексом научных дисциплин, составляющих когнитивистику.
Общим предметом изучения междисциплинарных исследований такого вида будет выступать процесс освоения нового опыта обучающимися, а результаты таких исследований обогащают каждую из контактирующих дисциплин [11].
2) междисциплинарные исследования, связанные с понятием информатизации. В таких междисциплинарных исследованиях участвуют дисциплины, которые появились в результате интенсивного развития компьютерного оборудования и появления интернета. В исследованиях данного вида объектом исследования выступает процесс управлением познанием. При этом, дисциплины информационного блока
будут являться инструментом для образования, то есть образование будет являться лидирующей дисциплиной, участвующей в таких междисциплинарных исследованиях, а все остальные дисциплины -прикладными. Результатом исследований данного вида может являться компьютерное моделирование процесса получения знаний, управления и контроля процесса познания [5; 9].
3) междисциплинарные исследования, связанные с процессами социализации и социологическими дисциплинами. При проведении междисциплинарных исследований такого вида происходит изучения процессов образования на основе осуществления триединства поддержки, сопровождения и посредничества обучающихся. Результат научных исследований данного вида - это научное знание в логике закрепления отношений с соблюдением норм права и морали в современном обществе [3; 5].
Выводы. Междисциплинарные исследования в области образования становятся все более востребованными и популярными, что подтверждается и нормативными документами в области образования, и требованиями образовательных стандартов, и растущим ростом публикаций и диссертаций в данной области. Однако, отсутствие единой классификации к междисциплинарным исследованиям в образовании, основанной на логике и сущности такого рода исследований с учетом специфики понятия междисциплинарности, приводит к невозможности их качественной оценки. Данное исследование не является законченным, так как предстоит дальнейший анализ классификационных оснований и подбор критериев для оценки качества междисциплинарных исследований в области образования.
Литература:
1. Иванова С.В. Елкина И.М. Education quality in the postindustrial society. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences http://dx.doi.org/10.15405/ epsbs.2017.08.42.
2. Иванцив Л.Г. Междисциплинарнность в обучении профессиям // Электронный научно-практический журнал Культура и образование.2014. №1 (5). С. 38
3. Кореневский А.В., Узнародов И.М. Модернизация образования: индивидуализация и междисциплинарность // Высшее образование в России. 2010. №11. С. 113-118
4. Краевский В.В. Научный статус педагогики и проблемы междисциплинарных исследований // Междисциплинарные исследования в педагогике. / Под ред. В.М. Полонского. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229 с.
5. Междисциплинарные исследования в педагогике. / Под ред. В.М. Полонского. - М.: Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, 1994. 229
6. Мирский Э.М. Междисциплинарные исследования дисциплинарная организация науки. М.: Наука, 1980, 304 с.
7. Осмоловская И.М., Краснова Л.А. Проблема междисциплинарности в исследованиях процесса обучения. Образование и наука. 2017 Т. 19 № 7. С. 9-24.
8. Позднева С.П. Междисциплинарность как тотальный феномен познания XXI века: становление междисциплинарного словаря науки // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т.9 №2. С. 114-123
9. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. — М.: Народное образование, 2017. — 840 с.
10. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
11. Сборник научных отчетов по государственному заданию 2017 года — М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. — 690 с.
12. Снопкова Е.И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование. Педагогическое образование. 2015, №1, С. 19.
13. Официальный сайт научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU - https://elibrary.ru/
13. Официальный сайт Российской государственной библиотеки им.В.И.Ленина - http://diss.rsl.ru/
14. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов - http://www.fgosvo.ru/
Педагогика
УДК 347.147
доктор филологических наук, профессор Киуру Константин Валерьевич
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Попова Екатерина Евгеньевна Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск); кандидат педагогических наук, доцент Агапов Алексей Иванович Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)
КОНЦЕПЦИЯ LONGLIFE LEARNING КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Термин Longlife Learning (LLL) означает последовательность обучения в течение всей жизни в формальных образовательных учреждениях и за их пределами.
Сегодня все более важной становится необходимость продолжения образования и приобретения необходимых навыков для адаптации к постоянно меняющемуся миру.
Сделан вывод о том, что современные студенты хотят и готовы обучаться непрерывно для повышения своих профессиональных навыков, но не могу это делать по причине недоступности данного вида обучения и из-за нехватки времени и материальных ресурсов.
В статье предлагаются пути решения проблемы с учетом европейского опыта реализации концепции Longlife Learning.
Ключевые слова: непрерывное образование, преимущества, выгоды, концепция.
Annotation. The term Longlife Learning (LLL) means the constant learning through all the life in formai educational establishments and outside them.