Научная статья на тему 'Классификация методов педагогического воздействия ^несовершеннолетних осужденных'

Классификация методов педагогического воздействия ^несовершеннолетних осужденных Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2748
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация методов педагогического воздействия ^несовершеннолетних осужденных»

УДК 37.01

С. М. Николаев КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

В педагогической литературе можно найти описание большого количества методов, позволяющих достигать определенные цели. Разобраться в них и выбрать наиболее адекватные и эффективные для применения помогает их упорядочивание и классификация. Классификация методов - это наиболее выстроенная по определенному признаку система методов [3, с. 103].

Начать рассмотрение данного вопроса необходимо с определения классификации методов воспитания в общей и пенитенциарной педагогике. Анализируя данный вопрос. И. П. Подласый указывает, что в большинстве систем логические основания классификации выражены не четко. Этим объясняется тот факт, что в практически значимых классификациях за основу берется не одна, а несколько важных и общих сторон метода. В качестве наиболее объективной и удобной И. П. Подласый представляет классификацию на основе направленности - интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания по Г. И. Щукиной. В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности [3, с. 104].

Методы воспитания осужденных - это те же методы общей системы воспитания, но применяемые в специфических условиях деятельности исправительных учреждений. По словам М. П. Стуровой, нет ни одного общего метода воспитания, которые не могли бы применить к осужденному. В то же время не существует каких-либо особых, присущих только системе перевоспитания методов [2, с. 99].

Исследования различной научной литературы по пенитенциарной педагогике показали, что учеными предлагаются различные классификации методов воспитания осужденных. Профессор М. П. Стурова при рассмотрении данного вопроса приходит к следующим выводам: основу воспитательного воздействия в воспитательной колонии составляют методы убеждения и организации поведения, на основе которых строятся практически все взаимоотношения между администрацией и воспитанниками. С их помощью возможно решение основных педагогических задач - формирование

потребностей, мотивов, сознания, чувств, воли и поведения воспитуемых. Поэтому их можно назвать основными. При педагогическом воздействии на воспитанников, помимо основных, применяются еще и ситуационные методы: стимулирование положительной и торможение отрицательной активности личности. Они сами непосредственно не формируют личность, но активно содействуют этому процессу и являются своеобразной реакцией воспитателей на те или иные поступки осужденных. Их основное назначение — стимулировать социально одобряемые поступки и нейтрализовать противоправные действия осужденных [2, с. 100].

М. В. Соловейчик приводит следующую классификацию методов воспитания несовершеннолетних осужденных:

1. Методы, направленные на формирование сознания воспитанников (убеждение). В эту группу входят методы разностороннего воздействия на сознание и чувства осужденных: беседы, лекции, диспуты, другие словесные методы, метод примера.

2. Методы, направленные на организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения воспитанников: педагогические требования, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитательных ситуаций.

3. Методы, выполняющие функции регулирования, коррегирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые воспитанниками, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять или наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности: соревнование, поощрение и наказание [7, с.84-85].

Объективной основой методов педагогического воздействия являются два основных фактора:

1) цель и задачи воздействия, обусловленные характером современных общественных отношений;

2) особенности психолого-педагогических свойств личности осужденного.

Правильно организованные методы побуждают к размышлению, переживанию и практическому действию, стимулируют внутреннюю активность личности, направленную на развитие и закрепление необходимых форм поведения, влияют на становление личностной позиции правонарушителя к карательным и воспитательным действиям. Тем самым осуществляется коррекция его взглядов, суждений и поведения, стимулирование активности самовоспитания.

Опираясь на исследования И. П. Подласого, мы предлагаем следующую классификацию методов педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных (рисунок).

Рассмотрим сущность методов педагогического воздействия и определить их значимость для нашего исследования.

Классификация методов педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных

Метод формирования сознания (убеждение) пронизывает всю систему воспитательной работы и выступает в качестве как самостоятельного метода, так и части других методов. Наиболее полное определение, по нашему мнению, дает профессор Н. С. Кравчун: «Убеждать - значит, опираясь на логические доводы, данные науки, достоверные факты, личный опыт осужденных, так влиять на их сознание и поведение, чтобы вызвать у них осмысление своих ошибок, заблуждений и стремление освободиться от них, сформировать глубокую и твердую уверенность в объективной обусловленности и необходимости неуклонного соблюдения норм общежития, избавиться от своих недостатков, встать на путь правопорядочного образа жизни» [1, с. 73].

Реализация метода формирования сознания - длительный процесс. С одной стороны, в нем проявляется систематическая целеустремленная деятельность всего коллектива колонии, требующая личной заинтересованности, организаторских способностей, педагогического мастерства, творчества. С другой - это сложная нравственно-психологическая деятельность каждого осужденного, микрогрупп, коллектива осужденных в целом, включающая восприятие, осмысление, переработку, принятие и отрицание педагогических воздействий [1, с. 74].

Нередко применение метода убеждения связано с определенными трудностями. Одна из основных - это деформированное сознание несовершен-

нолетних осужденных. Процесс восприятия в большинстве своем вызывает у осужденных внутреннее сопротивление, возражение, протест, переживания, колебания в принятии решений.

Практика показывает, что успешность применения метода убеждения зависит от следующих педагогических условий: уверенность воспитателя, компетентность, правдивость, ясность и логичность информации, настойчивость, уважительное отношение к воспитанникам, учет их психологических особенностей. В зависимости от объекта и задач педагогического воздействия целесообразно применение различных приемов убеждения: объяснение, разъяснение, наставление, пример, обсуждение, внушение.

А. С. Новоселова выделяет внушение в качестве самостоятельного метода, применяемого во взаимодействии с убеждением: «Метод, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, включающий в себя многообразие приемов и средств, активизирующих всю психическую деятельность человека, способных гасить и стирать негативные и создавать социально нравственные установки поведения и деятельности, переводя их из области неосознаваемого в область осознаваемого в психике, мы называем социально-педагогическим тренингом. Весь воспитательный процесс по этому методу носит тренировочный характер. Исключительной его особенностью является то, что он позволяет подключать воспитываемую личность к собственному социально нравственному преобразованию. Взаимодействие методов убеждения и внушения в социально-педагогическом тренинге базируется на синэргетической связи осознаваемого и неосознаваемого в психике. Процесс воспитывающего влияния методов находится в органической динамике: доминирование внушения - равное их воздействие - доминирование убеждения» [5, с. 86-87].

В целом, назначение метода убеждения состоит в том, чтобы сформировать правильные моральные, эстетические, политические представления осужденных; побудить их переосмыслить свой образ жизни; вызвать желание к правопослушной жизни в обществе. Активное использование данного метода мы будем рассматривать при организации всех видов деятельности.

Несмотря на универсальное значение убеждения, применять его в чистом виде при организации педагогического воздействия нецелесообразно -это может снизить его эффективность. Таким образом, важнейшая задача воспитателей колонии состоит в правильном применении совокупности методов педагогического воздействия.

Метод организации деятельности и формирования опыта поведения выражен в формировании привычек, нравственного поведения и предполагает упражнение в них в процессе реальной жизни. А. С, Макаренко писал; «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные труд-

ности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек» [4, с. 347].

Педагогический процесс в воспитательной колонии предполагает сочетание методов убеждения и организации поведения. Формирование сознания и деятельности в конкретных поступках личности, в системе ее поведения - важнейшая закономерность формирования личности в целом.

Деятельность ВК построена на запретах для осужденных, которые обозначены на законодательном уровне. Т. е. изначально требования по организации поведения изложены в нормативно-правовых актах и выступают гарантом нормальной деятельности исправительного учреждения. Например, воспитанники обязаны соблюдать распорядок дня, быть вежливыми с сотрудниками, содержать в чистоте жилые помещения, соблюдать правила личной гигиены и т. д. [6] Результаты воспитания методами убеждения и организации поведения приобретают устойчивость, если они постоянно закрепляются в социальном опыте, в привычках поведения. Повторяясь каждый день, положительные действия воспитанников приобретают силу привычек и выполняются без особых усилий и напряжений.

Таким образом, под методом организации деятельности и формирования опыта поведения мы предлагаем понимать такую организацию жизни несовершеннолетних осужденных, всех видов деятельности, быта, взаимоотношений, общения, которая, опираясь на другие методы педагогического воздействия, развивает их нравственно-политические и правовые чувства, упражняет волю, подавляет и формирует положительные привычки, опыт и тенденции правильного поведения, единство убеждений и поступков.

Рассмотренные методы и приемы педагогического воздействия могут решить основную задачу исполнения уголовного наказания - исправление осужденных. Однако, для более успешной и эффективной организации педагогического воздействия их применение должно сочетаться с методами, стимулирующими положительную активность личности и тормозящими отрицательную, в качестве которых используются похвала, поощрение, организация перспективных линий; тормозящими отрицательную - обсуждение, предупреждение об ответственности и возможности наказания, наказание, принуждение общественным мнением. При организации педагогического воздействия данные приемы и методы применяются в совокупности. Центральными в данной группе методов коррекции поведения являются поощрение и наказание. М. П. Стурова отмечает, что по своей значимости и способности влиять на личность несовершеннолетнего осужденного во многих случаях данные методы выступают как главные и иногда приобретают статус самостоятельных методов [2, с. 110-111].

Проанализировав ряд исследований по вопросам поощрения и опираясь на исследования Н. С. Кравчуна под поощрением мы понимаем систему

средств и приемов морального и материального стимулирования осужденных, доказавших определенную степень исправления, проявляющегося в строгом соблюдении установленных законодательством норм поведения, добросовестным отношением к труду, учебе, проявлением инициативы, в активном участии в работе самодеятельных организаций и общественной жизни ВК [1, с. 79].

В настоящее время наблюдается поляризация взглядов ученых-пенитен-циаристов к применению метода принуждения: одни выступают за активное применение, другие за полную отмену мер принуждения. Так, А. С. Макаренко настоятельно рекомендовал применять метод принуждения и писал: «Разумная система взысканий не только законна, ной необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [4, с. 206].

Таким образом, помимо стимулирования правопослушного поведения осужденных в местах лишения свободы, метод принуждения несет в себе сдерживающий превентивный характер - удерживает некоторых воспитанников от нарушений режима содержания и помогает администрации учреждений поддерживать надлежащий правопорядок ВК. Меры взыскания с точки зрения использования метода принуждения - это ответная реакция администрации учреждения на неправомерные действия осужденных в период отбывания наказания, посредством применения индивидуальных мер воздействия (санкций) карательного содержания в целях исправления осужденных: и предупреждения преступлений в местах лишения свободы.

Обобщая результаты теоретического анализа методов педагогического воздействия необходимо заметить, что существующая система воздействия на сознание воспитанников недостаточно эффективна и в целом направлена не на исправление воспитанников, а на исполнение уголовного наказания. Данная позиция лишает деятельность уголовно-исполнительной системы гибкостью в выборе методов воздействия на личность осужденного и воспитательной перспективы. Необходимо искать способы косвенного влияния, активно использовать метод внушения и создавать условия, стимулирующие общую психолого-педагогическую активность личности и потребность в саморазвитии и исправлении. Для успешного исправления воспитанников необходима система методов, применение которых будет зависеть от конкретной педагогической ситуации и личности воспитанника.

Библиографический список

3. Гербеев, Ю. В. Педагогика и политико-воспитательная работа с осужденными / Ю. В. Гербеев. - Рязань: изд-во РВШ МВД РФ. - 1985.-359 с.

2. Зубков, А. И., Стурова, М. П. Исправительная (пенитенциарная) педагоги-

ка: Учеб. для слуш. и курсантов учеб. заведений МВД РФ / А. И. Зубков, М. П. Стурова. - Рязань. - 1993. — 398 с.

3. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: Учебн. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания. / И. П. Подласый. - М., 2003. — 1 с.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения: в 8 т. Т. 4. / А. С. Макаренко.— М., 1984.-315 с.

5. Новоселова, А. С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных / А. С. Новоселова. - Москва.: «Центр содействия реформе уголовного правосудия». -2001.-224 с.

6. Приказ Минюста России № 311 от 06.10.2007 г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы». -П. 18

7. Соловейчик, М. В. Гуманизация субъективных отношений в условиях деятельности воспитательной колонии для несовершеннолетних: дис. ... канд. пед, наук.-СПб., 2003.-226 с.

УДК 339.138:796/799

С. В. Сшшии СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Социально-экономические изменения в российском обществе и утверждающиеся рыночные отношения во многом определяют и новые подходы к образованию в сфере физической культуры и спорта. Внедрение инноваций, реализация передовых педагогических технологий становится одной из движущих сил развития системы образования. Возникла острая необходимость в модернизации системы образования в сфере физической культуры и спорта.

Поэтому именно маркетинг способен разрешить обострившиеся противоречия между высокими темпами перемен в обществе и низкими темпами изменений образования в сфере физической культуры и спорта, между спросом (в том числе потенциальным) и фактическим предложением образовательных услуг в сфере физической культуры и спорта.

Необходимость освоения и практического применения маркетинга признается на сегодняшний день на всех уровнях организации и управления физкультурным движением. Однако, несмотря на важность и перспективность развития маркетинга в сфере физической культуры этот вопрос требует конкретной доработки и его усовершенствования в данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.