Научная статья на тему 'Поощрение как метод педагогического взаимодействия в колониях-поселениях'

Поощрение как метод педагогического взаимодействия в колониях-поселениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПООЩРЕНИЯ / СОТРУДНИКИ— ВОСПИТАТЕЛИ / ОСУЖДЁННЫЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / MOTIVATION / EDUCATING OFFICERS / CONVICTS / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мисюрев Андрей Сергеевич

На основе анкетирования и анализа документов в статье показана необходимость использования в колониях-поселениях поощрения не только как правовой нормы, но и как метода конструктивного педагогического взаимодействия осуждённых и сотрудников -воспитателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мисюрев Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation as a method of pedagogical interaction in correctional settlements

The article proves the necessity of application of the method of motivation not only as a requirement of legal documents but also as a method of a constructive interaction of convicts and educating officers in correctional settlements. The conclusion is made on the basis of the analysis of legal documents and questionnaire.

Текст научной работы на тему «Поощрение как метод педагогического взаимодействия в колониях-поселениях»

ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПЕДАГОГИКА

УДК 374(091)

А. С. Мисюрев

ПООЩРЕНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ

На основе анкетирования и анализа документов в статье показана необходимость использования в колониях-поселениях поощрения не только как правовой нормы, но и как метода конструктивного педагогического взаимодействия осуждённых и сотрудников-воспитателей.

The article proves the necessity of application of the method of motivation not only as a requirement of legal documents but also as a method of a constructive interaction of convicts and educating officers in correctional settlements. The conclusion is made on the basis of the analysis of legal documents and questionnaire.

Ключевые слова: метод поощрения, сотрудники— воспитатели, осуждённые, педагогическое взаимодействие.

Key words: motivation, educating officers, convicts, pedagogical interaction.

Процесс реформирования уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года предполагает изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы через усиление психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе. Основным направлением социальной, психологической, воспитательной работы с осуждёнными в настоящее время становится создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению [1]. Через стимулирование позитивного поведения осуждённых администрация исправительного учреждения решает свою основную задачу -организует положительный опыт жизни и деятельности осужденных как главное условие их нравственного изменения, исправления.

Использование поощрений в системе стимулирования как механизмов воспитательного воздействия на осуждённых имеет широкое распространение в правоприменительной практике исправительных учреждений. В соответствии с уголовно-ис-

© Мисюрев А. С, 2012 100

полнительным законодательством Российской Федерации поощрения к осуждённым применяются как поощрительные нормы, управомочивающие сотрудников администрации исправительного учреждения к предоставлению обозначенных в законе нормативных благ осуждённым за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций и проводимых воспитательных мероприятиях при отбывании ими наказания [2]. Определяя значение всех поощрительных мер в уголовно-исполнительном законодательстве, профессор М. П. Мелентьев отмечал, что они выполняют общую социальную задачу: повышение положительной социальной активности осуждённых в процессе отбывания ими уголовного наказания и стимулируют самые разные формы социальной активности осуждённых, направленные на выполнение установленных правил режима, производственных заданий и т. п. [3]

В пенитенциарной педагогике поощрения относятся к воспитательным методам стимулирования положительной активности осуждённых, которые по своей значимости при воздействии на психику и эмоциональную сферу личности осуждённого нередко в отдельных педагогических ситуациях выступают как главные способы влияния на личность осуждённого. Поощрение, хотя бы в форме простой похвалы сотрудника-воспитателя осуждённому, который характеризуется только отрицательным поведением и при этом подвергается разного рода взысканиям, на которые почти не реагирует, может сыграть роль «взрыва», определить тот переломный момент, с которого начнётся исправление личности осуждённого.

В то же время пенитенциарные педагоги отмечают, что сотрудники, осуществляющие воспитательное воздействие на осуждённых, не всегда учитывают педагогические основания и условия применения поощрения к осуждённым. По их мнению, поощрения, применяемые только как меры юридического воздействия, не могут охватить всё индивидуальное своеобразие и социальные особенности личности осуждённых, разновидность возникающих ситуаций, требующих постоянного изменения форм, средств и методов воспитательного взаимодействия [4]. Выдающийся советский педагог-воспитатель А. С. Макаренко одним из первых отказался от определения поощрения как правовой категории с обязательным и строго регламен-

тированным реагированием воспитателя на поступок воспитанника. Он рассматривал поощрения в общей системе методов воспитания [5].

В практической деятельности исправительных учреждений мы обнаруживаем противоречие между необходимостью использования поощрений как методов конструктивного педагогического взаимодействия сотрудников-воспитателей с осуждёнными и фактическим применением поощрений к осуждённым только как норм уголовно-исполнительного законодательства без оценки педагогических требований и последствий от применяемых поощрений.

Это несоответствие особенно ярко прослеживается в исправительных учреждениях так называемого открытого типа, в колониях-поселениях, где осуждённые отбывают наказания в условиях, имеющих значительно меньше нормативных ограничений, чем в исправительных учреждениях закрытого типа. Меры поощрения, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством, не могут в полной мере реализовываться в колониях-поселениях, так как в данных учреждениях содержатся преступники за незначительные преступления, в основном имеющие небольшие сроки отбывания наказания (от нескольких месяцев до пяти лет), и режимные требования позволяют осуждённым колоний-поселений иметь те льготы и свободы (неограниченное количество свиданий, посылок, бандеролей, наличные деньги, свободное перемещение за пределами колоний), которые осуждённые в учреждениях закрытого типа могут получать только в качестве поощрений.

Содержание поощрения как юридической меры, позволяющей получить льготы и условия отбывания наказания для закрепления законопослушного поведения, в колониях-поселениях себя исчерпывает, но открывает большие возможности по применению поощрения как метода педагогического взаимодействия воспитателей и осуждённых

для закрепления их исправления и отказа от дальнейших преступных умыслов. В связи с этим поощрения, применяемые к осуждённым в колониях-поселениях, должны эффективно использоваться, в первую очередь, как воспитательные методы конструктивного взаимодействия сотрудников и осуждённых, и только при оценке положительного педагогического эффекта, свидетельствующего об изменении личностных характеристик осуждённого, к нему может применяться поощрение в виде изменения условий отбывания наказания в виде досрочного освобождения. На основные позиции при этом в колониях-поселениях выходят поощрения осуждённых в виде морального и материального стимулирования.

Полученные статистические данные свидетельствуют, что в последние годы в колониях-поселениях происходит снижение количеств поощрений морального и материального стимулирования осуждённых на фоне возрастающего количества правовых поощрений, изменяющих условия отбывания наказания. Так, при фактически неизменной численности осуждённых в колониях-поселениях ГУФСИН России по Пермскому краю за последние 5 лет произошло сокращение почти наполовину количества поощрений в виде благодарности, досрочного снятия ранее наложенного взыскания, и значительно увеличилось количество поощрений в виде ходатайств о досрочном освобождении, изменяющих условия отбывания наказания и имеющих правовые последствия (табл. 1).

В целях выявления возможностей повышения эффективности применения поощрений в колониях-поселениях как педагогических методов конструктивного взаимодействия, было проведено исследование в 6 колониях-поселениях трёх субъектов Российской Федерации (Пермский край, Свердловская обл., Архангельская обл.). Исследование проводилось методом опросного анкетирования сотрудников и осуждённых и методом изучения

Таблица 1

Статистические данные по видам и количествам поощрений осуждённых в колониях-поселениях ГУФСИН России по Пермскому краю в период с 2006 по 2010 г.

Вид поощрения 2006 2007 2008 2009 2010

Благодарность 5015 4068 3941 3371 2492

Награждение подарком 98 106 59 54 59

Денежная премия 57 70 39 15 53

Досрочное снятие ранее наложенного взыскания 1009 1109 996 846 587

Разрешение на проведение за пределами КП выходных и праздничных дней 58 20 20 5 7

Представление к замене наказаний более мягким видом 0 3 7 5 3

Количество возбуждённых ходатайств о помиловании 0 0 0 107 102

ВСЕГО 6237 5376 5062 4403 3303

дневников индивидуально-воспитательной работы с осуждёнными (далее - ИВР). В анкетном опросе участвовали 360 осуждённых и 147 сотрудников колоний-поселений. Изучено 256 дневников ИВР.

Профессор А. Ф. Сизый, исследовавший проблемы стимулирования правомерного поведения осуждённых, считает, что снижение эффективности поощрений в колониях-поселениях происходит из-за того, что условия отбывания наказания в данных учреждениях приближены к условиям жизни на свободе, у осуждённых, вследствие этого, нет большого стимула к тому, чтобы их изменить [6]. Проведённый количественный анализ дневников ИВР показал, что большая часть респондентов из числа осужденных колоний-поселений (54,8%) имели поощрения за время отбывания наказания, а 45,2% их не имели. Если сравнить данные показатели с исследованиями С. Л. Бабаяна по применению поощрений в исправительных учреждениях закрытого типа [7], то можно увидеть, что количество поощрённых осужденных в колониях-поселениях больше в среднем на 14%, чем в учреждениях общего, строгого, особого режима (табл. 2), что, на наш взгляд, свидетельствует о том, что мотивация в получении поощрений осуждёнными в колониях-поселениях выше, чем в других исправительных учреждениях.

В юридической литературе обращается внимание на тот факт, что сотрудники колоний-поселений, где условия содержания осуждённых не отличаются суровостью, считают поощрения неэффективными методами воспитательной работы, так как осуждённые в данных учреждениях и так имеют достаточно много льгот. Вопрос анкеты сотрудникам-воспитателям колоний-поселений «Как Вы считаете, являются ли поощрения эффективным методом воспитательного воздействия на личность осуждённого?» дает возможность проанализировать отношение сотрудников к эффективности поощрений, применяемых к осуждённым как методам воспитательного воздействия. На рис. 1 представлены результаты опроса, который показал, что большинство респондентов (59%) считают поощрения эффективным методом воспитательного воздействия на личность осуждённного; 12,5% отметили, что наиболее эффективна только часть поощрений: денежные премии, благодарности и краткосрочный отпуск; 2,2% сотрудников указали, что поощрения для части осуждённых эффек-

тивны, а для части нет. В то же время практически каждый четвёртый сотрудник-воспитатель колоний-поселений считает поощрения неэффективным методом воспитательного воздействия на личность осуждённого (26,2%) и, следовательно, не используют данный метод в своей деятельности.

Педагогические исследования профессора М. П. Стуровой доказывают, что эффективность применяемых поощрений к осуждённым определяется системой педагогических требований, и при применении поощрений воспитатель обязан учитывать их воздействие на эмоции и чувства осуждённых, их личностное отношение к применяемым методам. В этом, как считает профессор М. П. Сту-рова, принципиальное отличие общепедагогического подхода от пенитенциарного, при котором поощрения до сих пор рассматриваются как воздаяния за заслуги и как методы дисциплинирования [8]. Это подтверждают ответы сотрудников на вопрос «Как Вы считаете, поощрение в воспитательной работе с осуждёнными - это...». 32,8% сотрудников колоний-поселений ответили, что поощрение осуждённых - это педагогический метод стимулирования осуждённых, а большинство сотрудников (67,2%) считает, что поощрение - это дисциплинарная мера закрепления законопослушного поведения осуждённого.

По мнению С. А. Ветошкина, поощрение при правильном педагогическом подходе способно изменить личностные характеристики осуждённого [9]. Сотрудникам-воспитателям колоний-поселений было предложено выразить своё мнение на вопрос «Как Вы считаете, влияют ли поощрения, применяемым к осуждённым, на изменение их личностным качеств в положительную сторону» (см. рис. 2).

Полученные результаты наглядно свидетельствуют о том, что большая часть сотрудников-воспитателей (81,1%) считают, что поощрения способствуют изменению личностных качеств осуждённых в положительную сторону, а значит, у них есть мотивация для применения поощрений как педагогических методов конструктивного взаимодействия.

Проведённое исследование показало, что у сотрудников-воспитателей колоний-поселений нет единого подхода в выборе оснований для применения поощрения осуждённого, а у осуждённых колоний-поселений нет единого понимания, за что их могут поощрить. Так, на вопрос сотрудникам

Таблица 2

Сравнение количества поощренных осуждённых в исправительных учреждениях разных режимов

Общий режим Строгий режим Особый режим Колония-поселение

Имеют Не имеют Имеют Не имеют Имеют Не имеют Имеют Не имеют

поощрения поощрения поощрения поощрения поощрения поощрения поощрения поощрения

42,4% 57,6% 38,1% 61,8% 40,6% 59,4% 54,8% 45,2%

«Какие позиции при применении или ходатайстве о поощрении осуждённых в своей работе Вы обязательно учитываете?» были получены следующие результаты: 39,8% сотрудников считают, что основанием для применения поощрения служит только положительное поведение осуждённого; 38,9% полагают, что основанием являются личные индивидуальные характеристики; 19,4% респондентов отметили, что вправе применять поощрения, если у осуждённого есть стремление поскорее отбыть срок наказания.

Осуждённые на вопрос анкеты «Как вы считаете, какие из перечисленным критериев являются определяющими при применении поощрений к осуждённому администрацией колонии?» выбрали следующие варианты ответов: хорошие показатели на производстве -53,6%; соблюдение установленного режима отбывания наказания - 43,1%; лояльность к администрации колонии - 3,3%.

Как доказывают проведенные ранее исследования, поощрения не могут одинаково восприниматься всеми осуждёнными. Одного осуждённого привлекает денежная премия, и он прилагает усилия, чтобы заслужить это поощрение, другой ставит цель, чтобы о его успехе сообщили в письме родственникам, одному осуждённому более предпочтительно объявление о поощрении или награждение перед коллективом, другому простое одобрение, похвала мимоходом из уст воспитателя. По этому поводу А. С. Макаренко отмечал: «Одно дело - привлечение подарком, наградой, премией или какими-нибудь благами для отдельной личности, и другое дело - привлечение эстетикой поступка, его красивой внутренней сущностью» [10].

Осуждённым колоний-поселений было предложено выбрать наиболее желанные поощрения. Полученные данные свидетельствуют, что большинство осужденных колоний-поселений считают наиболее предпочтительными поощрения в виде устной похвалы от сотрудника, пользующегося уважением среди осуждённых (34,9%); денежное вознаграждение за труд (29%); краткосрочный отпуск, выходной (22,6%). Эти данные служат доказательством, что поощрения как методы конструктивного педагогического взаимодействия, основанные на базовой потребности личности в признании своей значимости, интеллектуальной и коммуникативной состоятельности, востребованы в значительной степени осуждёнными колоний-поселений.

Признание тех или иных заслуг личности всегда многократно возрастает, когда они сформировались под воздействием общества или в обществе, и для каждой личности общественное признание заслуг способствует достижению определённых целей. Осуждённым и сотрудникам колоний-поселений было предложено выбрать мнение о необходимости общественного признания дей-

ствий и поступков человека. Ответы респондентов представлены в табл. 3.

Данные показывают, что общественное признание действий и поступков человека воспринимается осуждёнными и сотрудниками как необходимая составляющая воспитательного воздействия. Это говорит о том, что поощрение как педагогический метод взаимодействия должно рассматриваться с позиций его социально-психологической природы.

Таким образом, мы пришли к убеждению, что поощрения как педагогические методы конструктивного взаимодействия сотрудников и осуждённых в колониях-поселениях востребованы субъектами воспитательных отношений. Большинство сотрудников колоний-поселений понимают необходимость применения поощрения как педагогического метода стимулирования при воспитательном воздействии на осуждённого, но отсутствие определённых педагогических компетенций не позволяет им использовать эффективно данный метод. Основная причина этой проблемы заключается в отсутствии у части сотрудников-воспитателей психолого-педагогических компетенций по эффективному использованию воспитательных методов и в связи с этим в недооценивании ими роли поощрения как педагогического метода воспитательного взаимодействия с осуждёнными. Это связано с тем, что в последние два десятилетия подготовка специалистов для воспитательных служб по работе с осуждёнными осуществлялась в высших и средних профессиональных учебных заведениях уголовно-исполнительной системы по специальности «Юриспруденция». Основное внимание при подготовке такого рода специалистов уделялось формированию у них специальных юридических профессиональных компетенций, а психолого-педагогические знания, умения и навыки рассматривались поверхностно без учёта дальнейшей специализации и профессиональной деятельности выпускника. В результате сотрудники-воспитатели, в большинстве своем, при осуществлении воспитательных мероприятий с осуждёнными обращают внимание на формальную сторону организации мероприятий, не могут оценивать получаемый педагогический эффект применения воспитательных методов, в том числе стимулирования поведения и деятельности осуждённых. Это подтверждают исследования А. Г. Чирикова по проблеме психолого-педагогической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы. В своей работе он указывает: «Наибольшую озабоченность в низком уровне психолого-педагогической компетентности высказали слушатели-сотрудники уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающие с осужденными (мужчинами и женщинами, приговоренными к различным срокам заключения)» [11].

26,20%

Поощрения - Эффективны только Поощрения Поощрения не

эффективный метод часть поощрений эффективны для части эффективный метод

воспитательного осуждённых воспитательного

воздействия воздействия

Рис. 1. Мнение сотрудников колоний-поселений об эффективности поощрений как методов воспитательного воздействия на личность осуждённого

41,10%

17,70%

5,50%

1,11)70

Да, конечно, Скорее влияют, Скорее всего, Нет, Затрудняюсь

влияют чем нет не влияют однозначно не ответить

влияют

Рис. 2. Мнение сотрудников колоний-поселений о влиянии поощрений на изменение личных качеств осуждённых

Таблица 3

Мнение осуждённых и сотрудников колоний-поселений о необходимости общественного признания действий и поступков человека

Выберите мнение по поводу необходимости общественного признания действий, поступков человека Осуждённые, % Сотрудники, %

Общественное признание необходимо всегда, так как оно способствует самоутверждению в коллективе 33,7 36

Общественное признание способствует формированию самоуважения 32 24,7

Общественное признание способствует проявлению лучших человеческих качеств 23,2 38,1

Общественное признание не оказывает никакого влияния на поведение 11 0

В системе профессиональной подготовки сотрудников воспитательных служб для работы с осуждёнными необходимо создать условия, обеспечивающие личностно-профессиональное освоение обучающимися методов и приёмов конструктивного педагогического взаимодействия с осужденными.

Основным недостатком современной уголовно-исполнительной системы является низкий уровень психолого-педагогического сопровождения осужденных с целью стимулирования и развития положительных качеств личности, способствующих её ресоциализации. Таким образом, возникает необходимость в разработке концептуальной модели применения поощрения как метода конструктивного педагогического взаимодействия между сотрудниками-воспитателями и осуждёнными. Эта модель, на наш взгляд, будет наиболее эффективной в условиях исполнения наказания колониях-поселениях, где наблюдается снижение стимулирующей функции поощрения как юридической нормы.

Примечания

1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года. Пермь: Федеральная служба исполнения наказаний Пермский институт, 2010.

2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 113, 114.

3. Реализация принципа социальной справедливости в правоприменительной деятельности испра-

вительно-трудовых учреждений: учебное пособие / М. П. Мелентьев, В. А. Корчинский. Киев, 1991. С. 20.

4. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ / А. И Зубков, М. П. Стурова. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. С. 112.

5. Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1958. Т. 4. С. 117.

6. Сизый А. Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осуждённых: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (проблемы теории и практики): учебное пособие / Рязанская высшая школа МВД РФ. Рязань, 1993. С. 46.

7. Бабаян С. Л. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания в воспитательном воздействии на осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы: монография / НИИ ФСИН России. М., 2007. С. 70.

8. Стурова М. П., Первозванский, В. Б. Социально-педагогические основы деятельности исправительно-трудовых учреждений / Академия МВД РФ. М., 1993. С. 94-95

9. Ветошкин С. А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. Екатеринбург, 2004. С. 23.

10. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание, поощрение // Макаренко А. С. Собрание сочинений: в 7 т. М.,1958. Т. 5. С. 153.

11. Чириков А. Г. Подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы к обеспечению личной безопасности (психолого-педагогическая составляющая): автореф. дис... канд. пед. наук: (13.00.08). Новокузнецк, 2004. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.