Научная статья на тему 'Методы, используемые правоохранительными органами в воспитании подростков (на примере Пермской воспитательной колонии)'

Методы, используемые правоохранительными органами в воспитании подростков (на примере Пермской воспитательной колонии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОДРОСТКИ / PARENTAL METHODS / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / JUVENILES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болховитин Сергей Михайлович, Сачек Денис Викторович

В статье рассматривается социальная и психолого-педагогическая работа с подростками в исправительных учреждениях, в ходе которой применяются методы воспитания, позволяющие подготовить личность к жизни в обществе. Выделены методы создания условий для развития личности каждого воспитанника, формирования его индивидуального правосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods Used by Law Enforcement Agencies for Parenting Juveniles (Perm’s Correctional Facility)

The researchers consider social and psychology-pedagogical work conducted with juveniles in correctional facilities. This work is assumed to involve methods of education facilitating the person’s living in society. The article reveals the methods of creating conditions conducive to develop personality of each juvenile and his individual legal consciousness.

Текст научной работы на тему «Методы, используемые правоохранительными органами в воспитании подростков (на примере Пермской воспитательной колонии)»

УДК 421.269 Б 797

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ (на примере Пермской воспитательной колонии)

С. М. Болховитин, Д. В. Сачек

В статье рассматривается социальная и психологопедагогическая работа с подростками в исправительных учреждениях, в ходе которой применяются методы воспитания, позволяющие подготовить личность к жизни в обществе. Выделены методы создания условий для развития личности каждого воспитанника, формирования его индивидуального правосознания.

Ключевые слова: методы воспитания, правоохранительные органы, подростки.

В воспитательных колониях, в соответствии со ст. 74 УИК РФ, отбывают наказание несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, а также оставленные в воспитательных колониях (да-

лее — ВК) до достижения возраста 21 года. В ВК они привлекаются к труду, учатся в школе, получают профессиональную подготовку. В колониях широко используется социальная и психолого-педагогическая работа с подростками, в которой применяются методы воспитания, позволяющие подготовить личность к жизни в обществе '.

Пермскую воспитательную колонию ГУФСИН России по Пермскому краю предполагается реорганизовать в воспитательный центр. Понадобятся социальные педагоги и психологи, их функции на начальном этапе возьмут на себя студенты педагогического университета, некоторые из них в качестве волонтеров проходят практику в колонии. Они возьмут шефство над осужденными. Тем, кто добьется лучших результатов, официально предложат место в воспитательном центре.

Подростка научат осознанно, без тотальной опеки, двигаться во всех сферах жизни: учебе, получении профессии, обращении к специалистам. Он должен уметь общаться, принимать решения, как на свобо-

де, и может уйти из центра, когда будет готов принимать самостоятельные решения 2. В воспитании подростков примут участие общественные и религиозные организации 3. Совместно с ними будут решаться вопросы и об условно-досрочном освобождении воспитанников.

Остро стоит проблема трудоустройства воспитанников после освобождения, хотя каждый подросток покидает колонию с профессией. Если их обеспечить работой и достойным заработком, уверены сотрудники колонии, рецидив уменьшится намного.

В данной статье мы рассматриваем ряд методов воспитания с различных позиций. Знание этих методов, их положительных и отрицательных аспектов, по нашему мнению, может способствовать работе воспитателей таких учреждений.

Практически в каждом обществе, в образовательных учреждениях, у каждого педагога складывается свое представление о методах воспитания. Например, в системах авторитарного воспитания предпочтение отдается методам внушения, приказания, требования, наказания и пр. Демократическому стилю воспитания более свойственны убеждение, приучение, поощрение, личный пример и др. Трудность классификации методов воспитания объясняется тем, что существует множество критериев: цели воспитания, средства осуществления, последовательность применения, личностный фактор (позиции воспитателя и воспитанника) 4. В педагогической практике и теории традиционными методами воспитания принято считать методы убеждения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере, наказания и пр.

В России после 1917 г. предпринимались попытки разработок новых подходов к методам воспитания (А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий). В процессе дискуссий 60-70-х гг. XX в. выявились значительные разногласия по проблеме содержательных характеристик методов воспитания. Так, в классификации Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова и Ф. Ф. Королёва акцентировалось внимание на методах убеждения, упражнения, поощрения и наказания. Т. А. Ильина и И. Т. Огородников выделяли методы убеждения, организации деятельности учащихся, стимулирования их поведения. В учебном пособии «Педагогика школы» под ред. Г. И. Щукиной (1977 г.) рассматривались методы разностороннего воздействия на чувства, волю и сознание учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполнявшие функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Т. Е. Конникова выделяла методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачёв и Л. Ю. Гордин делали установку на организацию детского кол-

лектива, убеждение и стимулирование. В практике педагог может и не задумываться, каким конкретным методом он пользуется, однако в сложной ситуации он испытывает потребность в овладении системой методов воспитания, которые помогут решить данную задачу 5.

Применение отдельного метода воспитания часто зависит от случайных факторов (состояние ребенка, внешние обстоятельства и пр.) и сложно поддается планированию. Выбор же системы методов воспитания определяется закономерными факторами (уровень зрелости коллектива, возрастные особенности, степень развития воспитанников и др.) и представляет собой качественные изменения основных параметров воспитательного процесса. При выборе системы методов воспитания необходимо учитывать, что воспитательный процесс всегда протекает как взаимодействие воспитателя и воспитанника, которое осуществляется в рамках воспитательной системы. С учетом этого можно выделить три группы методов воспитания: методы изменения деятельности и общения воспитанников (введение новых видов деятельности и общения, усложнение их содержания и совершенствование их форм); методы изменения отношений в коллективе (демонстрация новых отношений, более притягательных для воспи-туемых по сравнению с прежними, — стиля жизни, социально-психологического климата, «поля» коллектива и пр.); методы изменения компонентов воспитательной системы (определение новых педагогических целей, коллективных целей, представлений коллектива о себе самом, своем месте в окружающем мире, перспективах развития и пр.). Все три группы помогают создавать наилучшие условия для развития личности каждого воспитанника.

В настоящее время педагогике известны гуманные и антигуманные методы педагогического воздействия. Первые опираются на осознанное понимание учениками всех выполняемых действий, вторые не принимают этого в расчет. Два диаметрально противоположных подхода при отборе методов воспитания характеризуют отношение педагога к воспитаннику. При первом его рассматривают как объект и субъект воспитания, причем последнее стремятся возвысить по мере того, как воспитанник становится старше. При втором подходе воспитанник — всего лишь объект воспитания, от которого требуется слепое повиновение и послушание 6.

В свою очередь, гуманные методы, рассчитанные на осознанное восприятие педагогических воздействий воспитанниками, подразделяются на методы созидающие, регулирующие и стимулирующие. Первые являются основными, с их помощью ученики включаются в разнообразные виды умственной, трудовой, нравственной, эстетической, физической

деятельности. Вторые позволяют производить ее коррекцию, а третьи по мере необходимости стимулируют ее протекание в заданном направлении.

К созидающим, гуманным методам, опирающимся на сознание воспитуемых, относятся методы убеждения и упражнения. Они очень близки между собой и всегда выступают во взаимосвязи и взаимодействии.

Метод убеждения — это способ воздействия словом и делом на сознание и поведение человека. В перечне приемов убеждения центральное место занимает объяснение, выступающее в таких разновидностях, как рассказ, повествование, описание, ознакомление, осведомление, наставление, обоснование, аргументирование, резюмирование, сообщение. В тесной связи с объяснением находится разъяснение, проявляющееся иногда в пояснении, выяснении, истолковании, иносказании, рассуждении.

Для убеждения учащихся в необходимости того или иного действия воспитатели пользуются таким приемом, как совет. Четко изложенное требование, рекомендация, пожелание — таковы его основные формы выражения.

К нему примыкают просьба и приказ. В первом случае высказывается в мягкой, а во втором — в категоричной форме требование к подросткам выполнить действие.

Особое положение занимает такой прием убеждения, как пример, включающий в себя демонстрацию и иллюстрацию.

Созидающий метод упражнения всегда опирается на осознанное восприятие подростками действительности, и поэтому он носит ярко выраженный гуманный характер.

Метод упражнения — это способ воздействия на личность с помощью деятельности в сочетании со словом. Среди приемов, относящихся к методу упражнения, необходимо прежде всего выделить пробу, приучение и испытание.

Противостоящие методу убеждения способы воздействия на объект воспитания словом и делом, преднамеренно исключающие осознанное понимание воспитанником выполняемых действий, недопустимы. В них сильны антигуманные начала, при их использовании педагог не добивается понимания воспитанником, почему нужно так, а не иначе себя вести.

Поэтому воспитателю не следует применять такие приемы, как навязывание, назидание, поучение, нравоучение, недооценка или переоценка поступка воспитанника, хуление, наущение, искажение в виде дезориентации и дезинформации и т. д. Применение этих приемов укореняет в характере человека черты, чуждые его природе.

Методу упражнения противостоит метод муштры, представляющий такой способ воздействия делом

и словом на воспитанников, когда от них требуется неосознанное, механическое выполнение любой деятельности. Натаскивание, тренаж, дрессура — все эти приемы муштры чужды самой природе российской школы. С их помощью можно воспитать исполнителя с рабской психологией. Человека самостоятельного, творчески мыслящего и действующего можно сформировать только приемами упражнения, устранив из них элементы муштры.

Практика показывает, что деятельность педагогов не всегда сопровождается успехом, ее приходится в отдельных случаях, исходя из обстоятельств, корректировать. Иначе допущенная ошибка в применении метода воздействия может стать крупным просчетом. Правоохранительными органами созданы все условия для того, чтобы вовремя скорректировать поведение воспитанника и тем самым не допустить возникновения разного рода проступков. Для этого в методическом арсенале педагога имеются корректирующие методы попечения и управления. По своей сущности им противостоят методы надзора и диктата.

Метод попечения — это способ влияния на жизнь и деятельность воспитанника особым, участливым отношением. Применение его должно вызвать у подростка правильное понимание требований воспитателя. К характерным приемам попечения относятся наблюдение, уход за воспитанниками, защита, помощь, шефство, присмотр, предохранение, успокаивание, утешение, развлечение, ласка и др. Все эти приемы направлены на то, чтобы создать всем подросткам и каждому из них обстановку комфорта и уюта. Заинтересованное и внимательное расположение к ним не остается незамеченным, оно вызывает ответную реакцию любого воспитанника в виде симпатии, привязанности, откровения.

Метод управления — это способ воздействия на личность средствами организации. К методическим приемам, составляющим его, следует прежде всего отнести установление порядка (упорядочение), планирование, поручение, инструктирование, нормирование, обсуждение, предложение, приглашение, характеристику, руководство, решение, соревнование, подведение итогов и т. д. Указанные приемы используются, когда требуется включить коллектив подростков в педагогически целесообразную деятельность или совершить переход от одного вида занятий к другому. Эта группа приемов наиболее многочисленна и наименее изучена. Именно от результативности их применения в основном зависят порядок в коллективе, уровень организованности, дисциплины и активности воспитанников.

Было бы неправильным не предостеречь воспитателей от использования методов, стоящих по отношению к двум, рассмотренным выше, на другом полюсе. Речь идет о методах надзора и диктата. Исполь-

зование их недопустимо по той причине, что сознательные начала в жизни и деятельности подростков с их помощью подавляются.

Метод надзора — это приемы воздействия на воспитанников особым, пристрастным отношением к их поведению: подслушивание, подсматривание, придирка, нападки, обвинения и т. д. Все они направлены на подавление в воспитанниках любого проявления самостоятельности и инициативы. Опираясь на них, некоторые педагоги тщетно стремятся устранить в самом зародыше предполагаемые проступки в коллективе подростков. В опыте зарубежных школ педагоги прибегают к помощи метода диктата, т. е. такого способа воздействия на детей, который характеризуется желанием любыми путями добиться их безусловной покорности. Этот метод основывается на использовании недостойных средств воздействия, рассчитанных на бессловесных, безропотных подчиненных.

К наиболее употребимым приемам диктата можно причислить насаждение порядков, их рекламирование, притворство, обман, понукание, подталкивание, повеление, подчинение, разобщение, провокацию, шантаж, фискальство, конкуренцию, натравливание, приручение, разжалование, отрешение, подавление и т. д.

Если методами попечения и управления достигается состояние равновесия в отношениях между воспитателем и воспитанниками, утверждаются человеческие начала, то методы надзора и диктата в целях укрепления авторитета власти не брезгуют никакими средствами, добиваясь покорности. Вполне понятно, что методы надзора и диктата в российской школе не имеют права на существование.

В свое время К. Д. Ушинский утверждал, что при правильном воспитании нет необходимости ни в поощрениях, ни в наказаниях. Действительно, при достижении высокой сознательности воспитуемых нет нужды их применять. Одним из непременных условий их использования в педагогической практике являются понимание и осознание детьми справедливости поощрений и наказаний. Оба метода стимулируют воспитанников на активную, целенаправленную деятельность. Они относятся к разряду гуманных.

Метод поощрения — это воздействие на сознание и поведение детей привлекательными средствами. Среди приемов поощрения известны доверие, одобрение, воодушевление, ободрение, похвала, признание первенства, награда, прославление, почет и др.

Наряду с методом поощрения используется метод противоположного назначения. В педагогике он называется наказанием.

Метод наказания — это воздействие на сознание и поведение воспитанников средствами торможения. Воспитатели применяют обычно такие приемы, как замечание, порицание, осуждение, обличение, недо-

верие, выговор, ограничение, огласка провинности, отповедь, развенчивание, лишение чего-либо и т. д. В настоящее время перечень употребляемых в практике приемов наказания значительно сократился. Все это наложило определенный отпечаток на применение наказания. Сейчас воспитатели, как правило, не спешат наказывать воспитанника, так как у них имеется достаточно времени испробовать разнообразные приемы убеждения и упражнения. Как показывают наблюдения, наказание — редкое явление.

В противовес методу поощрения существует метод подкупа. Применение его нежелательно.

Метод подкупа — это способ воздействия на учащихся аморальными средствами для установления контроля над их поведением. С помощью различных приемов пытаются, и небезуспешно, вовлечь воспитанников в деятельность, выгодную тому, кто ими пользуется. В перечень этих приемов входят подзадоривание, искушение, соблазн, прельщение, заигрывание, потворство, потачка, пособничество, посула, привилегия, подачка, поблажка, восхваление, возвеличивание, расхваливание и др. Их существование связано с неверием в собственные силы. Результат их применения один — развращение сознания.

В современной педагогической практике имеет хождение метод, в котором наиболее ярко выражаются крайности воспитания — метод не наказания, а кары. Он опирается на бесчеловечные средства воздействия. С его помощью производится расправа за совершенные отступления от установленного порядка и указаний воспитателей. В характерных для него примерах можно увидеть всю педагогическую несостоятельность тех, кто обращается к их помощи при воспитании подростков.

В этом можно убедиться, внимательно изучив перечень приемов карания: обзывания, травли, преследования, мести, линчевания, истязания, избиения, презрения, запугивания, угрозы, посрамления, опозоривания, опорочивания, бойкота, изоляции, оскорбления и т. д. Вот далеко не полный перечень приемов, которые были рождены педагогикой угнетения. Держать человека в постоянном ожидании кары — таково их назначение.

Особое место среди всех методов занимает метод принуждения. Использование его в воспитательной практике вызвано несовершенством организации воспитательной работы. Этот метод распространяется в основном на отдельных воспитанников, но реализация его возможна лишь в том случае, когда воспитатель апеллирует к сознанию подростка.

Метод принуждения — это способ воздействия при крайней необходимости, когда требуется призвать к порядку воспитанника и вернуть его к полезной деятельности. Состав средств, используемых при этом, разнообразен, но не выходит за рамки уваже-

ния личности ученика. Произвол при принуждении недопустим, иначе воспитанник потеряет веру в своего наставника. Преподанный пример может быть им повторен.

Упрек, укор, уступка, увещевание, указание, предписание, распоряжение, запрещение, отказ, соглашение, критика, усмирение, обуздание, разуверение, предъявление претензий, послабление, участие, пресечение, проверка и т. д. — эти приемы чаще всего употребляются в сочетании с приемами убеждения. В противном случае они малоэффективны и удерживают воспитанника в нужном состоянии лишь на короткое время.

Воспитателям, работающим в системе правоохранительных органов, нужно знать и о методе насилия. В прошлом он имел место в школьной практике. За ним стоит произвол — воздействие сильного на слабого. Его приемы имеют целью отупление, давление, закабаление, угнетение, помыкание, попрание, укрощение, притеснение, уламывание, дознание, допрос, досмотр, обыск, клевету, изуверство, и все они страшны своей бесчеловечностью.

Российская школа, взяв на вооружение все гуманное, что создано прогрессивными педагогами, продолжает развивать добрые традиции в разработке методов воздействия. Мастера педагогического труда своим практическим опытом доказывают, что в вос-

питании подростков должно применяться все доброе, сохраняющее и оберегающее его личность от воздействия антигуманных методов.

Таким образом, задачей воспитателя является пробуждение в самих воспитанниках скрытых нравственных начал и способности к самовоспитанию. Очень важно сформировать коллектив подростков в активный субъект воспитания, чтобы каждому из воспитанников были понятны методы самовоспитания: самоубеждение, самоупражнение, самоуправление, самопоощрение, самонаказание, самопринужде-ние. Принятие этих методов поможет воспитанникам в формировании индивидуального правосознания и позволит влиться в общественную жизнь, стать достойным гражданином Российской Федерации.

1 Астахов А. П. Новейший психолого-педагогический словарь. Минск, 2010. 928 с.

2 Иорданский Н. Н. Основы и практика социального воспитания. 4-е изд., испр., и доп. М., 1925. 390 с.

3 Там же.

4 Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2008. С. 528.

5 Битинас Б. П. Структура процесса воспитания. Каунас, 1984. 190 с.

6 Ежеленко В. Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. СПб., 1992. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.