Научная статья на тему 'Классификация компьютерных программ для обучения иностранному языку'

Классификация компьютерных программ для обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2671
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация компьютерных программ для обучения иностранному языку»

- поиск по двуязычному словарю значений слов; = | |

- извлечение основной информации из текста с последующей ее интерпретацией; |

- сообщение полученной информации своим однокурсникам.

На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию курсантам навыков творческой самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком.

Указанные цели могут быть достигнуты за счет рациональной организации учебных занятий, с помощью дополнительных по объему и индивидуализированных по своему >|ар актеру заданий для самостоятельной проработки таких как: (тренировочные тесты, лабораторные работы), а также использования современных методов обучений, направленных на развитие самостоятельности и творчества курсантов. Одной из форм по привлечению курсантов к творческой деятельности и формированию навыков последней следует считать подключение их к исследовательской работе, например, при выполнении проектов ВНОК. I !

В заключении следует отметить, что проблема организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку является актуальной: и сложной, и ее решение требует значительных совместный усилий со стороны как руководства кафедры, так и всего преподавательского состава.

ЛИТЕРАТУРА

1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках, - М., 1991.

2. Нилъсон O.A. Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе. -Таллин: Валгус, 1986. |

3. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения. Иностранные языки в школе. -- 2000, №9, с. 11-16. г

i

Т.Й. Смолякова TOBjVÜTj им. С.О.Макарова

КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ !

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЬР™

Центральное место в программном обеспечении обучения занимают обучающие программы. Существует огромное разнообразие обучающих программ и их классификаций. Рассматривая обучающие программы в целом, независимо от учебной дисциплины, Р. Лаутербах и К. Фрей (1988) используют в качестве оснований для классификации следующие критерии: 11

• цели обучения; j

• возможность интеграции программ в учебный процесс;

• степень самостоятельности / активности ученика.

В соответствии с этими критериями все обучающие программы подразделяются на четыре основных типа: | I

1) тренировочно-закрепительные программы для обучения отдельным навыкам; такие программы легче всего интегрируются в учебный процесс и совмещаются, с любой стратегией обучения; i .■ j'. .v-j'. .■

2) "тьюторские" программы, включающие материал и виды заданий, которым преподаватель не может уделять много времени в классе, и позволяющие индивидуализировать процесс обучения; оня эффективны в качестве дополнения к аудиторному обучению;

3) моделирующие программы, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов (протяженных во времени, опасных, дорогостоящих); они дают возможность учащимся обучаться в ходе самостоятельной деятельности; стимулируют мыслительные процессы, способствуют развитию логического мышления. До ; начала работы с моделирующими программами учащиеся уже должны иметь определенные ¡знания. Недостатком

таких программ1 является то, что бывает трудно проверить, чему конкретно научился ученик в процессе работы с программой;

4) учебные иг|зы - сходны с моделирующими программами и отличаются от них привнесением элемента соперничества. i

В исследованиях, классифицирующих программы для обучения языку, наряду с представленными общими основаниями учитываются основания, применимые только к программам данной предметной области. ~

Ориентация на методическое назначение программы позволяет выделить программы:

• для изучения различных аспектов языка: фонетики, лексики, грамматики;

• позволяющие формировать умения и назыки в различных видах речевой деятельности: чтении, письме, говорении, аудировании; ! |

• предназначенные для развития языковой, речевой и коммуникативной компетенции учащихся;

Ч лингвострановедческие;

> игровые программы. | '■'"// 'f л''

При этом, как отмечает C.B. Фадеев (1990), нередко указанные типы программ реализуются в органическом единстве. Кроме того, исследователь рассматривает программы на основе соотношения их содержания с существующими учебными курсами. В этом случае программы могут быть:

1) ав тономными - независимыми от учебного курса; ;

2) локальными - связанными с конкретным учебником или учебным пособием и являющимися дополнением к нему.

Е.А. Власов (1990) дополняет приведенные выше классификации такими существенными показателями, как структура программы и тип обратной связи. В зависимости от наличия в структуре таких этапов ¡изучения материала, как инструктаж, презентация, тренировка; коррекция, дополнительные презентация и тренировка; контроль, программы подразделяются на:

i ) контролирующие (содержащие только этап контроля);

2) обучающие (содержащие все этапы);

3) контрольно-корректировочные (включающие этапы коррекции, дополнительной презентации, тренировки и контроля).

Обратная связь может быть представлена:

а) тблько оценкой правильности / неправильности ответа в контролирующе-тренировочных программах; ; I

б) разветвленной системой помощи и включением серии дополнительных корректировочных упражнений и разнообразных тестов в тренировочно-контролирующих программах.

Э.Г. Азимов (1990) предлагает классификацию обучающих программ-на основе соотношения особенностей лингвистического материала и спосЬбов решения учебных задач / типов заданий и выделяет пять типов программ:

1) построенные на заданиях, требующих установления соответствия между словом и его значением; ! |

2) включающие грамматические упражнения;

3) ориентированные на решение коммуникативных задач в различных ситуациях общения;

4) реконструкции текста;

5) создания текста, предназначенные для формирования навыков подготовки текстов заданной структуры — аннотаций, рефератов, рецензий, телеграмм, писем и др.

Классификация программ по типам заданий, существующая в зарубежной теории компьютерного обучения, включает следующие их разновидности:

• заполнение пропусков;

• множественный выбор; j : : '

• восстановление порядка слов в предложении, последовательности предложений / разделов текста; ! :

• установление соответствий; v t

• реконструкция текста. !

Необходимо отметить, что современные программы расширяют рамки видов речевой деятельности и аспектов языка, которым можно обучать с использованием компьютера. Среди новых типов упражнений - различные задания по аудированию, диктанты, работа над произношением, запись речи учащегося и сравнение ее с эталоном и др.

Рассмотренные классификации компьютерных программ для обучения языку показывают, что современные программы позволяют обучать всем видам речевой деятельности и различным аспектам языка, включать разнообразные виды упражнений и формы предъявления ; материала. Наиболее значимым различительным свойством программ, помимо указанных выше, является их структура, определяемая наличием в программе всех или части этапов работы с учебным ^ат^риалом, а именно: презентации - семантизации - тренировки - контроля.

ЛИТЕРАТУРА

1 I

1. Азимов Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка. // Иностранный язык в школе. - 1997, № 3. , . ■

2. Власов В.А., Юдина Т.Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. - М., 1990. j- ■; ■ ■.. '

3. Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.

4. Лаутербах Р. Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения. // Перспективы. Вопросы образования. - 1988, № 3.

5. Фадеев C.B. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. - М., 1990.

'V'"'-'^ , В.В. Шолох

ТОВМИ им. С.О.Макарова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ языков] |

Наше общество предъявляет достаточно высокие требования к современному человеку, который должен владеть основными знаниями, умениями и навыками. Одним из таких требований является владение иностранным языком и компьютером. И очень хорошо, что сейчас эти две составляющие довольно часто сливаются в одно целое.

Идеи использования различных машин в процессе преподавания языков появились еще в начале XX века. Изначально и по сей день движущим фактором внедрения технических Средств в учебный процесс является идея повышения эффективности обучения путем передачи машинам отдельных функций преподавателя, то есть автоматизации деятельности обучающего.

Вопросы образования волновали человечество на протяжении тысячелетий. Еде конец тому, что называется "образованностью" личности? Над этим трудились педагоги, этот вопрос волновал философов и специалистов отдельных частных наук. Д.И. Менделеев считал, что "настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого". По мнению А. Дистервега: "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир"[1]. ■.■'(■.■:■■ 1 -

Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования.

Одним из таких путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, что приобретает все большую актуальность. В отечественных и I зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов Ьрганизации обучения тому или иному предмету. Появление и активное распространение1 дистанционных форм обучения является результатом развития информационных технологий и реакцией систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному Обществу. В системе образования овладение английский языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции, в связи с тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.