В-четвертых, при компьютерном тестировании специалисты имеют дело только с полученными результатами. Они не видят тестируемого, не общаются с ним, а значит, н:е владеют о нем дополнительной информацией. А ведь именно эта дополнительная информация (как держится человек, как относится к ситуации тестирования, как реагирует на вопросы) о многом может сказать.
В-пятых, когда тестируемый человек не получает обратной связи, возрастает вероятность ошибочных ответов (можно неверно понять инструкцию, перепутать клавиши |для| ответов и др.).Но, несмотря на все это, достоинств у компьютерного тестирования все-таки больше. Кроме того, практически все перечисленные недостатки^ поддаются контролю. Можно с уверенностью предположить, что у компьютерного тестирования большое будущее. С каждым годом будут появляться все новые и новые компьютерные тесты. Значит ли это, что когда-нибудь необходимость участия преподавателя в процессе тестирования вообще отпадет? Подобное вряд ли возможно, ведь использование компьютера совсем не уменьшает роль человеческого фактора. Компьютерная программа выдает только обобщенные, унифицированные данные, которые необходимо правильно «прочитать» и проанализировать. Тут все зависит от интерпретатора - чтобы понять, о чем говорят полученные результаты, и разглядеть за ними конкретного человека, ' необходим высокий профессионализм. Компьютер снижает трудоемкость тестирования, экономит время, позволяя преподавателю более эффективно и творчески решать профессиональные задачи, j ..¡. .
ЛИТЕРАТУРА
1. Бодров В.А., Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
2. Дюк В.А., Компьютерная психодиагностика. С-Пб., 1994. I i
3. Собчик JI.H., Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М., 2000.
4. Тихомиров O.K. и др., Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп. «Вопросы психологии», 1991, № 5.
| Т.Н. Полубоярцева ТОВМИ им. С.О.Макарова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КУРСАНТОВ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОЕННО-МОРСКОМ ВУЗЕ
В настоящее время на кафедре иностранных языков большое | значение придается самостоятельной работе курсантов в процессе приобретения ими знаний, а, следовательно, и поискам рациональных путей ее организации и совершенствования.
На современном этапе Российскому Военно-морскому Флоту как никогда необходимы специалисты, способные работать самостоятельно, активно, творчески. Для их подготовки необходима такая организация учебного процесса, при которой растет удельный вес самостоятельной работы курсантов, они сами оперируют учебным содержанием, при этом развиваются их интеллектуальные и профессиональные качества. ,
Под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную преподавателем активную деятельность курсантов, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время. Она включает поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков определенного вида речевой деятельности, обобщение и систематизацию знаний. !
В ходе обучения курсанты должны сознательно усвоить знания, овладеть умениями, навыками и методами самостоятельного приобретения и творческого их применения на практике. Так работая во ВНОКе, курсанты открывают уже известное'в науке, но процесс самостоятельного приобретения знаний знаменует собой большой скачок в их умственном развитии. Для того, чтобы эффективно организовывать творческий поиск курсантов, преподавателю необходимо систематически изучать их интересы, уровень усвоения ими предыдущего материала, помогать разбираться в логике своего
предмета и его структуре, а также научить приемам самостоятельного выполнения различных заданий, в том числе, и проведение научного поиска, решения познавательных задач и т.д. «Искусство учителя! считает Б.П. Есипов, заключается в том, чтобы вооружить знаниями учащихся, последовательно подводить их к все более усложняющимся задачам и, в то же время, подготовить их к выполнению с таким расчетом, чтобы решение каждой новой задачи требовало от них столько самостоятельноф т|руда и напряжения мысли, сколько могут проявить они с учетом их и индивидуальных различий в данных условиях^ Конечно, эти возможности при правильной постановке обучения непрерывно расширяются» [1; 95].
На первый взгляд кажется, что если курсанты будут работать самостоятельно, то роль преподавателя в учебном процессе будет снижена. Это совсем не так. Наоборот, при самостоятельной работе курсантов руководящая роль преподавателя не только не снижается, но еще больше возрастает. Этот же] автор высказывает мнение о том, что «чем более самостоятельной и успешной мы хотим сделать работу обучаемого, тем более тщательной и всеобъемлющей должна быть его предварительная деятельность» [2; 48].
При решении| вопросов, связанных с повышением эффективности самостоятельной работы курсантов, нельзя не учитывать специфику и сложность каждой конкретной дисциплины, изучаемой в военно-морском вузе, а также цель, которая ставится при ее изучении. При обучении иностранному языку на первый план выдвигается: формирование коммуникативной компетенции, т.е. обучение общению на иностранном языке, которое осуществляется на основе овладения курсантами определенным минимумом фонетического, лексического и грамматического материала. При этом практическое владение языком вызывает необходимость достижения курсантами уровня, предполагающего сформированность творческих по своему характеру умений. Здесь же необходимо отметить, что становление речевых навыков и умений является весьма сложным и многоступенчатым процессом, а работало их формированию - весьма трудоемкой [3].
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что курсанты, поступившие в наш вуз, не в достаточнбй мере владеют навыками и умениями общения на иностранном языке. И не менее важной причиной низкого уровня знаний у некоторых курсантов за курс средней школы следует считать отсутствие у них необходимых навыков самостоятельной работы.
Из вышесказанного абсолютно ясно, что основная роль в развитии навыков самостоятельной работы курсантов, ;В частности, и в овладении языком в целом, принадлежит преподавателю иностранного языка1. К числу задач, которые должны быть решены преподавателем за весь период обучения в институте, следует отнести следующие: I
1) выявление номенклатуры всех возможных, действий курсантов с учебным материалом и их классификация; !
2) установление оптимального количества повторений таких действий;
3) определение тех видов учебных действий, которые следует применять во время занятия и тех, которые целесообразно предоставить выполнять курсантам самостоятельно;
4) определение и установление оптимальной последовательности различных видов деятельности;
5) определение роли и места различных видов наглядности. Здесь же хочется отметить, что имеющийся у нас практический опыт свидетельствует о том, что привитие навыков самостоятельной работы курсантам на начальном этапе следует осуществлять непосредственно на занятиях, причем обязательно под руководством преподавателя. Необходимо в начале обучения объяснить курсантам необходимость соблюдения рациональной последовательности проработки материала в процессе самостоятельной работы и регулярно проводить соответствующие разъяснения по привитию таких навыков на занятиях. После привития элементарных по своей форме и характеру приемов и навыков самостоятельной работы следует приступать к формированию более сложных навыков. Значительное внимание при этом мы уделяем вопросам, связанным с формированием активного словарного запаса. Актуальность данного вопроса является очевидной.
Увеличение словарного запаса в значительной степени способствует овладению курсантами основными средствами словообразования, например, аффиксальным минимумом. Также мы разрабатываем такие методические приемы и | используем такие формы работы, которые обеспечивали бы близкое к свободному владению языком в практических целях на основе исследовательский до своему характеру творческой деятельности курсантов.
Поэтому для 1 формирования указанных выше навыков следует обучать курсантов таким приемам самостоятельной работы, как: 1
- поиск по двуязычному словарю значений слов; = | |
- извлечение основной информации из текста с последующей ее интерпретацией; |
- сообщение полученной информации своим однокурсникам.
На основании сказанного выше, можно прийти к выводу, что работа по привитию курсантам навыков творческой самостоятельной деятельности должна быть направлена на углубленное овладение ими иностранным языком.
Указанные цели могут быть достигнуты за счет рациональной организации учебных занятий, с помощью дополнительных по объему и индивидуализированных по своему >|ар актеру заданий для самостоятельной проработки таких как: (тренировочные тесты, лабораторные работы), а также использования современных методов обучений, направленных на развитие самостоятельности и творчества курсантов. Одной из форм по привлечению курсантов к творческой деятельности и формированию навыков последней следует считать подключение их к исследовательской работе, например, при выполнении проектов ВНОК. I !
В заключении следует отметить, что проблема организации самостоятельной работы курсантов по иностранному языку является актуальной: и сложной, и ее решение требует значительных совместный усилий со стороны как руководства кафедры, так и всего преподавательского состава.
ЛИТЕРАТУРА
1. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках, - М., 1991.
2. Нилъсон O.A. Исследование роли самостоятельной работы учащихся в учебном процессе. -Таллин: Валгус, 1986. |
3. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения. Иностранные языки в школе. -- 2000, №9, с. 11-16. г
i
Т.Й. Смолякова TOBjVÜTj им. С.О.Макарова
КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ !
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЬР™
Центральное место в программном обеспечении обучения занимают обучающие программы. Существует огромное разнообразие обучающих программ и их классификаций. Рассматривая обучающие программы в целом, независимо от учебной дисциплины, Р. Лаутербах и К. Фрей (1988) используют в качестве оснований для классификации следующие критерии: 11
• цели обучения; j
• возможность интеграции программ в учебный процесс;
• степень самостоятельности / активности ученика.
В соответствии с этими критериями все обучающие программы подразделяются на четыре основных типа: | I
1) тренировочно-закрепительные программы для обучения отдельным навыкам; такие программы легче всего интегрируются в учебный процесс и совмещаются, с любой стратегией обучения; i .■ j'. .v-j'. .■
2) "тьюторские" программы, включающие материал и виды заданий, которым преподаватель не может уделять много времени в классе, и позволяющие индивидуализировать процесс обучения; оня эффективны в качестве дополнения к аудиторному обучению;
3) моделирующие программы, предоставляющие уникальные возможности для проведения исследований, имитации различных процессов (протяженных во времени, опасных, дорогостоящих); они дают возможность учащимся обучаться в ходе самостоятельной деятельности; стимулируют мыслительные процессы, способствуют развитию логического мышления. До ; начала работы с моделирующими программами учащиеся уже должны иметь определенные ¡знания. Недостатком