Научная статья на тему 'Организация учебного информационного взаимодействия в группе на базе ИКТ при обучении английскому языку курсантов в военном вузе'

Организация учебного информационного взаимодействия в группе на базе ИКТ при обучении английскому языку курсантов в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES (EER) / ЛОКАЛЬНАЯ СЕТЬ / УЧЕБНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ГРУППЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / LOCAL AREA NETWORK / LEARNING INFORMATION INTERACTION IN THE GROUP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герова Наталья Викторовна, Ежик Ирина Григорьевна

Статья посвящена использованию средств ИКТ, функ-ционирующих на базе локальной сети военного вуза, для организации учебного информационного взаимодействия в группе в процессе формирования рецептивных грамматических навыков при обучении английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герова Наталья Викторовна, Ежик Ирина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of educational information group interaction on the base of ICT in teaching English cadets in military high school

Article is devoted to the use of LAN-based ICT tools, operating in military high school, for the organization of educational information group interaction in the formation of receptive grammar skills in teaching English.

Текст научной работы на тему «Организация учебного информационного взаимодействия в группе на базе ИКТ при обучении английскому языку курсантов в военном вузе»

УДК 372.881.1+378.147.88

ББК Ш12р+Ч448.027.6 ГСНТИ 14.35.09 Код ВАК 13.00.02

Герова Наталья Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатизации образования и методики информатики, Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина; 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46; e-mail: nat.gerova@gmail.com.

Ежик Ирина Григорьевна,

старший преподаватель, филиал Ивановского государственного политехнического университета; 390046, г. Рязань, ул. Есенина, 116/1; e-mail: i.yezhik@gmail.com.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ НА БАЗЕ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: локальная сеть; учебное информационное взаимодействие в группе; электронные образовательные ресурсы.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена использованию средств ИКТ, функ-ционирующих на базе локальной сети военного вуза, для организации учебного информационного взаимодействия в группе в процессе формирования рецептивных грамматических навыков при обучении английскому языку.

Gerova Natalia Victorovna,

Candidate of Pedagogy, Assistant Professor, Head of the Chair of the Informatisation of Education and Computer Science Methody, Ryzan State University named after S. A. Esenin.

Yezhik Irina Grigoryevna,

Senior Lecturer, Ivanovsky State Polytechnical University, Subdivision in Ryazan.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL INFORMATION GROUP INTERACTION ON THE BASE OF ICT IN TEACHING ENGLISH CADETS IN MILITARY HIGH SCHOOL

KEY WORDS: Local Area Network; learning information interaction in the group; electronic educational resources (EER).

ABSTRACT. Article is devoted to the use of LAN-based ICT tools, operating in military high school, for the organization of educational information group interaction in the formation of receptive grammar skills in teaching English.

В

настоящее время, с одной стороны, при решении образовательных и будущих

особую актуальность приобретает профессиональных задач. В связи с этим

проблема формирования грамматических вопросы организации образовательного

навыков в связи с утвердившимся пони- процесса с использованием глобальной сети

манием важной роли грамматики в раз- Интернет и локальных сетей представляют

витии коммуникативной компетенции. особый интерес для педагогов.

С другой стороны, информатизация образо- Доведенное до автоматизма употребле-

вания вносит свои коррективы в образова- ние грамматики в устной и письменной ре-

тельный процесс, создавая условия для ин- чи предполагает, что курсанты должны ов-

терактивного информационного взаимо- ладеть определенным рядом навыков. Це-

действия между субъектами образователь- лью закрепления грамматических знаний

ного процесса. В военном вузе участниками является выработка соответствующих уме-

учебного процесса являются преподаватель, ний, которые путем последующей автома-

курсанты и источники распределенного тизации переходят в навыки. По сути

информационного образовательного ресур- формирование грамматических навыков

са (Интернет) и локальной сети. При этом представляет собой неоднородный процесс,

информационно-учебная деятельность на- требующий комплексного подхода при

правлена на поиск, сбор, обработку, проду- рассмотрении. Следуя И. Л. Бим, можно

цирование и передачу учебной информа- выделить в обучении грамматике две ос-

ции, в том числе при обучении курсантов новные цели: научить обучающихся грам-

английскому языку. Использование средств матически правильно оформлять устноинформационных и коммуникационных речевые высказывания, концентрируя при

технологий (ИКТ) способствует совершен- этом основное внимание на содержании;

ствованию форм и методов обучения и на- научить обучающихся распознавать грам-

правлено на формирование у курсантов матические явления при чтении и аудиро-

умений, связанных с осуществлением учеб- вании, направляя основное внимание на

ного информационного взаимодействия извлечение содержательной информации.

Работа выполнена в рамках государственного задания высшим учебным заведениям; регистрационный номер НИР: 6.2012.2011.

© Герова Н. В., Ежик И. Г., 2013

Под рецептивными грамматическими навыками будем понимать доведенные до определенной степени автоматизма навыки распознавания грамматических конструкций и идентификации грамматических явлений по формализованным признакам, прогнозирования синтаксических связей в предложении, соотнесения формы грамматического явления с его лексическим значением. При этом формирование рецептивного грамматического навыка происходит в процессе работы над видами речевой деятельности, а также другими аспектами языка.

Активное внедрение информационных технологий в учебный процесс военных вузов позволяет использовать дидактические возможности средств ИКТ при обучении курсантов английскому языку и способствует поиску новых форм и методов организации занятий, повышению качества образовательного процесса. К дидактическим возможностям средств ИКТ относятся реализация интерактивного диалога; визуализация учебной информации; поддержка учебного процесса с помощью внедрения аудио-и видеофрагментов на занятиях по английскому языку; расширение возможностей представления учебного материала средствами мультимедийных технологий; осуществление поиска и извлечение актуальной информации; организация автоматизированного контроля и самоконтроля результатов учебной деятельности и т. д. Таким образом, целесообразная реализация дидактических возможностей средств ИКТ позволяет решить ряд педагогических задач по формированию умений и навыков у курсантов при обучении английскому языку с учетом особенностей организации образовательного процесса в военном вузе, а именно сочетания учебного процесса с несением воинской службы.

В условиях модернизации высшего образования в России необходимо сохранить лучшие традиции и в области высшего военного образования, которое при реализации положений компетентностного подхода позволит обеспечить подготовку конкурентоспособных выпускников [2].

Вместе с тем следует отметить, что результативность обучения иностранному языку и формирования умений и навыков зависит от эффективности усвоения учебного материала в процессе учебной деятельности. Любая педагогическая методика носит информационный характер, поскольку связана с передачей обучаемым информации. Следовательно, вполне правомерно рассматривать учебную деятельность в процессе обучения иностранному языку на базе ИКТ как информационный процесс, осуще-

ствляемый на основе информационного взаимодействия между участниками учебного процесса: обучающим, обучаемыми и средствами обучения.

Разработка методических подходов к осуществлению учебного информационного взаимодействия (УИВ) участников образовательного процесса и организация информационно-учебной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в том числе и по иностранному языку, приобретают все большую актуальность. Опираясь на понятия информационного взаимодействия и образовательного назначения (И. В. Роберт), учебного информационного взаимодействия (В. А. Касторнова , Ю. А. Прозорова), сетевого взаимодействия (Н. В. Николаева) и педагогического процесса (В. А. Слас-тенин), определим учебное информационное взаимодействие как информационное взаимодействие субъектов педагогического процесса (преподавателя, обучаемого, обучаемых и средств ИКТ), направленное на обеспечение информационно-учебной деятельности обучаемых по освоению, закреплению и применению языковых знаний с целью формирования рецептивных грамматических навыков в процессе обучения английскому языку в специально организованных условиях осуществления коммуникации на базе электронных информационных ресурсов локальной сети. Основываясь на теории формирования грамматических навыков, в том числе и рецептивных (В. П. Бело-грудова, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. М. Филатов, С. Ф. Шатилов и др.), и теоретических подходах к организации УИВ и информационноучебной деятельности (П. Д. Волков, В. А. Касторнова, Ю. А. Прозорова, И. В. Роберт и др.), мы выделяем следующие этапы информационно-учебной деятельности:

- визуальное представление на экране компьютера грамматического явления;

- управление грамматическими явлениями;

- передача по каналам связи файлов, содержащих результаты выполнения заданий по работе с грамматическими явлениями [4].

УИВ в группе позволяет реализовать все три этапа информационно-учебной деятельности, направленной на формирование рецептивных грамматических навыков. На первом этапе курсанты изучают представленные на экране компьютера формальные признаки грамматических форм слов, видовременных форм глаголов, Participle I и Participle II, конструкций сложного сказуемого или конструкций различных типов предложений и пр. Выделение (например,

цветом, шрифтом, графикой, подчеркиванием) обеспечивает более высокую степень наглядности при ознакомлении с грамматическими явлениями в процессе зрительного восприятия и способствует лучшему запоминанию.

На втором этапе осуществляется УИВ курсантов между собой в группе в процессе обсуждения учебных вопросов в чате авторского предметного сайта, а также в ходе выполнения упражнений по управлению моделями готовых словоформ в грамматических конструкциях с целью тренировки и развития навыков практического употребления изученных грамматических явлений в речевой деятельности.

На третьем этапе обучаемые передают результаты выполнения заданий в текстовой, графической и аудиовизуальной формах лидеру группы, который отправляет результирующую информацию о выполнении заданий преподавателю с помощью средств ИКТ, обеспечивающих информационно-учебную деятельность по английскому языку с ЭОР. При этом лидер группы осуществляет прием задания, представленного в виде теста, презентации, текстового файла и т. п., от преподавателя и дальнейшее его распределение между участниками группы, обработку полученных от них результатов и их последующую передачу.

Далее рассмотрим возможности использования локальной сети для реализации видов учебной деятельности, направленной на формирование и актуализацию грамматического навыка.

Современная научно-методическая литература и педагогическая практика отмечают тенденцию все более широкого использования сетевых технологий в образовательном процессе. Локальная сеть позволяет организовать информационное взаимодействие в группе на базе ИКТ при одновременном и взаимосвязанном использовании средств ИКТ и методов их применения для формирования грамматических навыков при обучении иностранному языку, провести мониторинг учебной деятельности, повысить мотивацию и познавательную активность обучаемых.

Использование локальных сетей в обучении иностранному языку связано прежде всего с организацией коллективного и группового обучения, которое предполагает главным образом то или иное распределение педагогических функций между участниками педагогического процесса. К таким функциям относятся передача и прием информации, обмен ею обучаемыми между собой, между обучающим и обучаемыми, обсуждение результатов, генерирование идей и выдвижение гипотез, совместное

моделирование объектов и процессов деятельности, совместное решение задач и др.

Локальная сеть позволяет пересылать задания с компьютера преподавателя на компьютеры обучаемых. В случае групповой работы возможно разделение учебных задач, а обучаемые получают возможность обмениваться результатами работы. Преподаватель со своего рабочего места может параллельно наблюдать за деятельностью обучаемых и при необходимости ее корректировать. Итоги работы всей группы через сеть передаются преподавателю, что дает возможность оперативной обработки и контроля результатов. С экранов своих мониторов обучаемые могут наблюдать за работой преподавателя и наоборот, что позволяет существенно сэкономить время. Это полезно в случае, когда обучаемый нуждается в помощи, но стесняется обратиться к преподавателю. Со своего места вслух или через локальную сеть преподаватель может дать подсказку или указания.

С точки зрения управления обмен данными может осуществляться участниками учебного процесса следующим образом.

Обмен выполняется преподавателем с его рабочего места. Это удобно для передачи информации на рабочее место обучаемого и записи данных обучаемых на общий диск. Неудобство для преподавателя заключается в том, что при разнотипной деятельности по мере продвижения обучаемых от фронтальной к индивидуальной работе возрастает интенсивность «операторской» деятельности преподавателя.

Обмен выполняется при одновременном участии преподавателя и обучаемого. Эта работа также может занимать у преподавателя значительную часть занятия.

Оптимальный вариант решения проблемы обмена - преподаватель может собрать (разослать) данные без привлечения обучаемого, обучаемый может выполнить это сам с рабочего места без преподавателя. Обучаемый может со своего рабочего места выполнить запись (чтение) самостоятельно, без участия преподавателя. Он сам отвечает за своевременное сохранение своих результатов, в целом повышается его активность и самостоятельность. Преподаватель освобождается от рутинных действий и занимается индивидуальной работой с обучаемыми [1].

На базе локальной сети можно выполнять следующие виды учебной деятельности:

- моделирование ситуаций, приближенных к особенностям профессиональной деятельности, с одновременным участием всех обучаемых;

- проведение самостоятельных работ обучаемых с учебным материалом,

представленным на сервере и при необходимости легко обновляемым с рабочего места преподавателя;

- компьютерное тестирование (предметное, психологическое и т. д.) с последующей программной обработкой.

Важным этапом в работе преподавателя является организация контроля знаний обучаемых с использованием средств ИКТ, что позволяет анализировать и фиксировать результаты обучения, возвращать к невыполненному или пропущенному заданию, ограничивать время на один тест и т. д.

В настоящее время существует множество открытых тестовых систем и оболочек, которые можно использовать в локальной сети, например: PikaTest, MyTestX, INDIGO, EasyQueazy, StreamFire и др.

Отметим положительные стороны компьютерного тестирования при обучении иностранному языку: индивидуализация

обучения; сочетание контроля и самоконтроля; низкие затраты времени для проведения тестирования и оценки успехов обучающегося; возможность полного контроля деятельности обучающихся преподавателем; компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

Современные возможности локальной сети позволяет использовать чат-технологии при обучении английскому языку. Как уже было отмечено выше, овладение современными способами информационного взаимодействия, технологиями устного и письменного общения, в том числе средствами электронной коммуникации на иностранном языке, все более актуально в современном мире. Одной из важных задач, стоящих перед каждым преподавателем, является создание мотивированной среды для ролевого взаимодействия - обмена информацией, организации совместных действий, позволяющих организовать качественное неформальное общение. В этом аспекте использование чат-технологии на занятиях по английскому языку имеет следующие преимущества:

- создание мотивированной среды для ролевого взаимодействия участников образовательного процесса, в том числе в группе;

- контроль преподавателем УИВ в чате и осуществление проверки грамматических умений и навыков курсантов;

- формирование у курсантов коммуникативно-речевой компетенции.

Использование чат-технологии в учебном процессе не развивает навык говорения в полном смысле, поскольку обучающиеся не произносят свои высказывания вслух, но, в отличие от устной коммуникации, при таком способе взаимодействия проверяются грамматические умения и навыки [3]. При выполнении задания каждый курсант самостоятельно заносит результаты его выполнения в соответствующую графу журнала, а программа фиксирует их во встроенном журнале. Во время выполнения тренировочных упражнений обучающиеся имеют возможность:

- отработать морфологические и синтаксические темы: образование различных форм (множественного числа существительных, личных форм глаголов, утвердительной, отрицательной и вопросительной формы, полной и усеченной, выражения притяжательности и др.), степени сравнения прилагательных, словообразование, правила пунктуации и т. д.;

- выбрать для себя индивидуальный режим работы;

- узнать уровень качества выполненного задания по его завершении (быстрая обратная связь);

- просмотреть допущенные ошибки и сравнить их с образцом;

- повторить упражнение в случае низкого уровня качества его выполнения.

Таким образом, локальная сеть предоставляет преподавателю возможность организовать информационное взаимодействие в группе на базе средств ИКТ для формирования грамматических навыков при обучении английскому языку. Кроме того, что компьютер является для каждого курсанта индивидуальным средством обучения, он дает возможность участвовать в групповой коллективной деятельности по овладению грамматическими знаниями и навыками. Инструментальные функции интерактивных программ, включающие прием, запоминание и распознавание ответа обучаемого, а также оценку успешности путем сравнения его с вариантом правильного ответа, заложенным в память, обладают значительными преимуществами перед традиционной пятибалльной системой.

Структура информационного взаимодействия участников образовательного процесса на базе ИКТ может быть представлена как модель организации УИВ в группе в условиях военного вуза (рисунок).

Средства персонального общения в локальной сети 4 ► Преподаватель (организатор УИВ)

Средства ИКТ, обеспечивающие УИВ и информационно-учебную деятельность по английскому языку < ► Электронный образовательный ресурс по английскому языку локальной сети военного вуза

Рисунок. Структура информационного взаимодействия участников образовательного процесса в группе

в локальной сети военного вуза

В процессе осуществления информационно-учебной деятельности учебное информационное взаимодействие на базе ИКТ в группе курсантов происходит за счет средств локальной сети. Дидактические возможности ЭОР по английскому языку, представленные в локальной сети военного вуза, направлены на формирование грамматических навыков у курсантов по английскому языку с учетом профессиональной специфики. Курсантам предоставляется возможность самостоятельно осуществлять информационное взаимодействие с ЭОР локальной сети в ходе выполнения заданий во время аудиторных занятий и на занятиях по самоподготовке. В качестве существенных компонентов модели можно выделить группы обучаемых, организатора УИВ (преподавателя), ЭОР по английскому языку локальной сети военного вуза. Взаимодействие обучаемых с преподавателем осуществляется с помощью средств персонального общения в сети в процессе передачи преподавателем на экраны компьютеров обучающихся текстовой, графической и аудиовизуальной информации для изучения экранного представления формальных признаков частей речи, видовременных форм глаголов, грамматических конструкций, структуры предложения, вариантов перевода и т. п.

ЭОР по английскому языку для локальной сети был создан с помощью CMS «Joomla». «Joomla» и представляет собой систему управления контентом, в которой в качестве хранилища содержания используется база данных «MySQL». Одной из главных особенностей «Joomla» является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при разработке информационных программных продуктов. Отметим, что при создании ЭОР локальной сети, кроме основных требований к созданию и применению образовательных ресурсов, необходимо

учитывать соответствие отобранного материала методическим целям каждого конкретного обучающего модуля. При разработке ЭОР по английскому языку для курсантов военных вузов решались следующие образовательные задачи:

- формирование у курсантов представления о модальных глаголах, причастиях, структуре и видах предложения в английском языке;

- закрепление и систематизация полученных знаний;

- организация контроля и самоконтроля уровня усвоения пройденного материала;

- формирование навыков использования справочной литературы (работа со словарем);

- развитие навыков информационноучебной деятельности по английскому языку с ЭОР в процессе УИВ в группе на базе ИКТ в ходе самостоятельной работы.

ЭОР по английскому языку для локальной сети содержит несколько модулей. Справочный модуль представляет собой базу знаний учебного назначения, содержит англо-русский фонетико-лексический словарь. Информационно-обучающий модуль предназначен для представления информации по английскому языку для введения и изучения учебной информации. Тренировочный и контролирующий модули содержат упражнения для занятий в локальной сети: тесты для проверки знаний лексики и грамматики, для проверки понимания устной и письменной речи, навыков чтения. Тренировочный модуль представляет собой тесты по каждой изученной в отдельности теме для проверки усвоения материала; контролирующий модуль - обобщающий итоговой тест для оценки уровня полученных знаний. Модуль взаимодействия представлен в виде чата на каждой странице и отдельно. Предполагается, что при воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

никновении вопросов студенты могут обратиться к преподавателю или, при групповом режиме выполнения заданий, друг к другу. При этом ЭОР по английскому языку предоставляют курсанту возможность выбирать темп работы, обеспечивают различные способы предъявления иллюстративного материала и т. п. Выбор данных средств учебного назначения для обучения грамматике обусловлен методически обоснованными способами организации и предъявления учебного материалам, эргономическими параметрами, принципами компьютерного дизайна и т. д.

В заключение отметим, что использование дидактических возможностей локальных сетей не только открывает широкий доступ к массивам информации образовательного назначения, но и изменяет характер информационного взаимодействия между участниками учебного процесса, способствует повышению эффективности опосредованного взаимодействия, обеспечивает одновременную реализацию двух форм информационного взаимодействия при обучении иностранному языку - совместной информационно-учебной деятельности и общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики : учеб. пособие. Минск : Высшая школа, 1998.

2. Герова Н. В. Проблемы и пути совершенствования системы отечественного высшего профессионального образования // Российский научный журнал. 2010. № 1 (14).

3. Зильберман Н. Н. Использование технологий чат-роботов при формировании говорения в преподавании иностранного языка на примере русского языка как иностранного начального этапа обучения. URL: http://huminf.tsu.ru.

4. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е изд., доп. М. : ИИО РАО, 2008.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. О. А. Скрябина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.