Рассмотренные классификации компьютерных программ для обучения языку показывают, что современные программы позволяют обучать всем видам речевой деятельности и различным аспектам языка, включать разнообразные виды упражнений и формы предъявления ; материала. Наиболее значимым различительным свойством программ, помимо указанных выше, является их структура, определяемая наличием в программе всех или части этапов работы с учебным ^ат^риалом, а именно: презентации - семантизации - тренировки - контроля.
ЛИТЕРАТУРА
1 I
1. Азимов Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка. // Иностранный язык в школе. - 1997, № 3. , . ■
2. Власов В.А., Юдина Т.Ф. и др. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. - М., 1990. j- ■; ■ ■.. '
3. Дидактические основы компьютерного обучения. Л., 1989.
4. Лаутербах Р. Фрей К. Программное обеспечение процесса обучения. // Перспективы. Вопросы образования. - 1988, № 3.
5. Фадеев C.B. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. - М., 1990.
'V'"'-'^ , В.В. Шолох
ТОВМИ им. С.О.Макарова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ языков] |
Наше общество предъявляет достаточно высокие требования к современному человеку, который должен владеть основными знаниями, умениями и навыками. Одним из таких требований является владение иностранным языком и компьютером. И очень хорошо, что сейчас эти две составляющие довольно часто сливаются в одно целое.
Идеи использования различных машин в процессе преподавания языков появились еще в начале XX века. Изначально и по сей день движущим фактором внедрения технических Средств в учебный процесс является идея повышения эффективности обучения путем передачи машинам отдельных функций преподавателя, то есть автоматизации деятельности обучающего.
Вопросы образования волновали человечество на протяжении тысячелетий. Где конец тому, что называется "образованностью" личности? Над этим трудились педагоги, этот вопрос волновал философов и специалистов отдельных частных наук. Д.И. Менделеев считал, что "настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самостоятельность каждого". По мнению А. Дистервега: "Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир"[1]. ■.■'(■.■:■■ 1 -
Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования.
Одним из таких путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационной технологии в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании, что приобретает все большую актуальность. В отечественных и I зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов Ьрганизации обучения тому или иному предмету. Появление и активное распространение1 дистанционных форм обучения является результатом развития информационных технологий и реакцией систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному Обществу. В системе образования овладение английский языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции, в связи с тем,
что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении.
Вторым путём развития современного образования считается самообразование. Учитывая темпы развития' информационных, компьютерных технологий и педагогических теорий в области активизации познавательной деятельности и познавательной самостоятельности студентов, при изучении иностранного языка, можно предположить, что объединение двух представленных путей развития образования, ведет к необходимости создания условий активизации познавательной самостоятельности на основе компьютерных технологий. Мы предполагаем, что это приведет к повышению эффективности уровня овладения иностранным языком, к развитию автономии в овладении ИЯ, развитию познавательной активности студента в его учебной деятельности в целом.
Процесс обучения английскому языку являемся сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка.
Необходимо помнить, что компьютер не определяет содержание обучения - он является лишь эффективным средством обучения, который адекватно включается в процесс, как самостоятельного изучения, в нашем случае, иностранного языка, так и в общеобразовательный учебный процесс. Поэтому разработка методических основ обучения иностранным языкам через компьютер должна базироваться на глубоком анализе дидактических и методических возможностей, способствующих, реализации основной цели в преподавании иностранных языков -формированию умений и навыков коммуникативной компетенции [2]. Из этого следует, что компьютер позволяет моделировать условия коммуникативной деятельности; овладевать лексико-грамматическими навыками; индивидуализировать и дифференцировать обучение; повышать мотивацию; увеличивать объем языковой тренировки; способствовать выработке самооценки обучаемых; обеспечивать перенос языкового материала в другие виды речевой деятельности.
Одна из актуальных проблем современной методики обучения иностранным языкам -ориентация всего учебного процесса на активную самостоятельную работу обучаемых, создание условий для их самовыражения и саморазвития. Очевидно и то, что перед любым, решившим изучать иностранный язык с нуля или расширить уже имеющиеся познания, встает масса вопросов -начиная с того, к^кую школу, и какую методику следует выбрать, чтобы не разочароваться, впоследствии удержаться на достигнутом уровне, чувствуют психологическую независимость и свободу в принятии решений, что принципам индивидуального обучения.
Может быть выделено два основных направления использования компьютера в изучении иностранных языков: первое - предполагающей статистический анализ, хранение и обработку текстов, лексико-грамматических данных; второе | - моделирование различных интеллектуальных, процессов, например, презентация и объяснение учебного материала, контроль, оценка, обучение языку с использованием всех видов речевой деятельности [3].
ЛИТЕРАТУРА
|
1. www.lang-complcx.narod.ru Х ; !
2. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика, 1988. '
3. Гребенев И. В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. /Педагогика. №5,1994.
заканчивая тем, ^ак
Учащиеся вполне отвечает