С. А. Фатуева, А. А. Боброва
(Нижний Новгород)
Автономная деятельность студентов по формированию
грамматических навыков иноязычной речи
Вопросы взаимозависимости аудиторной и внеаудиторной форм работы по овладению иностранным языком остаются актуальными в современных образовательных условиях. В статье предлагается идея автономности деятельности студентов по формированию языковых навыков в освоении грамматической стороны иноязычной речи на основе компьютерной поддержки.
Реформирование высшей школы, вызванное переходом России на двухуровневую систему образования, привело к необходимости принципиального изменения организации учебного процесса, в частности изменения соотношения аудиторной и внеаудиторной форм работы. Сокращение аудиторной нагрузки должно привести к существенному возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов, реализуемой в качестве единой системы, включающей информационную компьютерную поддержку.
Несмотря на развитие новых информационных технологий и их все более активное использование в образовательном процессе, новые возможности обучения, предоставляемые ими, не до конца исследованы и внедрены в практику. Основаниями для критики применения компьютера считаются «бессистемность в плане содержания, невстроен-ность в учебный процесс, внешний и декоративный эффект применения ЭВМ» [1, с. 65].
Автономность работы студентов по овладению языком должна обеспечиваться разумным соотношением внеаудиторной и аудиторной форм работы и подразумевать интеграцию информационных технологий в учебный процесс. Такая интеграция - это не просто фрагментарное использование мультимедийных технологий в самостоятельной работе студентов. Это единый, целостный учебный процесс, предполагающий организацию части познавательной деятельности студентов в аудитории под непосредственным руководством преподавателя, в то время как другая часть деятельности выносится на дистанционную форму, с преобладанием самостоятельных видов работ, индивидуально или совместно с партнером. Преподаватель при
этом осуществляет постоянную консультацию и контроль [7, с. 39].
Центральные вопросы в обеспечении автономности работы студентов по овладению иностранным языком связаны с тем, какие виды деятельности могут быть перенесены на внеаудиторное выполнение; какие средства мультимедиа могут обеспечить учебный процесс и его контроль; каковы методические требования к организации такой формы работы. Произведя соответствующее «разделение труда» и поручив педагогу обобщенное управление процессом обучения, а детальное управление работой студента передав какому-то управляющему устройству, можно существенно сократить потоки информации, обрабатываемые непосредственно педагогом, и тем самым поднять уровень управления учебным процессом [2, с. 26].
Принимая во внимание уровни самостоятельной работы, сформулированные Н. Ф. Ко-ряковцевой (а] самостоятельная работа над языковыми средствами (языковым материалом]; б] работа над иноязычным текстом; в] самостоятельная тренировочная работа над языковыми средствами; г] самостоятельная речевая практика], можно говорить о рациональности автономного освоения языковых средств (грамматического или лексического материала] на основе применения мультимедийных технологий. Тем самым возможно освобождение аудиторного времени для выполнения коммуникативных заданий [5].
Известно, что презентация грамматического материала и формирование первичных грамматических навыков требуют большого объема аудиторного времени, а также всеобъемлющего контроля со стороны преподавателя, что представляет определенное за-
труднение в современных условиях. В то же время процесс восприятия информации каждым отдельным студентом носит индивидуальный характер, и усвоение материала может потребовать разное количество времени, также может возникнуть необходимость возвращаться к материалу снова. В условиях нехватки аудиторного времени нам представляется обоснованным автоматизировать данный этап формирования грамматических навыков.
Автономная работа по формированию грамматических навыков должна строиться вокруг компьютерной обучающей программы, включающей следующие этапы: этап презентации нового языкового материала, этап формирования языковых навыков, этап контроля их сформированности.
Структурно такая программа представляет собой самостоятельные разделы (модули], нацеленные на отработку определенного грамматического материала и формирование соответствующих навыков. Каждый модуль содержит систему упражнений, нацеленную на презентацию нового языкового материала, формирование и отработку языковых навыков и контроль уровня их сформированно-сти. В ходе выполнения упражнений каждое грамматическое явление должно прорабатываться несколько раз, меняться должны только способы отработки и степень сложности.
Важным требованием к структуре программы является наличие раздела исправления ошибок студентами с целью определения уровня сформированности навыков.
Структуру обучающей программы можно представить следующим образом: информационный раздел, тренировочный раздел, раздел контроля.
Целью информационного раздела является презентация грамматического материала с помощью аутентичного текста. Этот раздел также содержит комментарий случаев использования изучаемого грамматического явления с примерами и тест, целью выполнения которого является проверка понимания содержания текста.
Тренировочный раздел представляет собой систему языковых и условно-речевых грамматически направленных упражнений, нацеленных на закрепление изучаемых явлений и формирование навыка грамматически правильно оформленной речи. Формирование навыка достигается посредством приме-
нения имитационных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных упражнений.
Контрольный раздел содержит упражнения, аналогичные заданиям тренировочного раздела. Его особенность в том, что программа позволяет переходить к следующему заданию даже при условии неправильного ответа. Однако студенту необходимо исправить все допущенные ошибки при завершении данного раздела. Таким образом, реализуется корректирующая функция контроля.
Что касается контроля данного вида деятельности студентов, он осуществляется как самой программой, так и преподавателем. Программа тестирует студентов по достаточно большому количеству параметров и автоматически протоколирует эти данные, а именно:
- время, затраченное обучающимися на выполнение упражнения;
- количество и характер ошибок;
- число попыток при выполнении заданий;
- общее количество заданий, выполненных обучающимся.
Статистику работы может осуществить как сам студент, так и преподаватель. Это оказывается возможным благодаря наличию журнала работы, в котором отражаются вышеуказанные параметры работы.
Преподаватель, просмотрев журнал работы каждого из студентов, может сделать вывод о наиболее типичных трудностях и ошибках, обсудить результаты работы в аудитории и в случае необходимости предложить студентам еще раз выполнить те или иные упражнения комплекса.
Работа с компьютерной обучающей программой осуществляется студентами в самостоятельном внеаудиторном режиме. Студенты получают задание на самостоятельное выполнение перед началом прохождения данного грамматического материала в рамках аудиторных занятий. Контроль за ходом самостоятельной работы осуществляется как со стороны обучающего комплекса, так и со стороны преподавателя.
Автономная работа студентов по формированию грамматических навыков на основе применения компьютерной обучающей программы должна строиться с соблюдением следующих методических требований:
1. Внедрение информационной технологии
в учебный процесс. Обучающая программа должна соответствовать содержанию и целям обучения.
2. Коммуникативная значимость в отборе грамматического материала. Грамматический материал должен быть разделен по модулям и включать наиболее употребительные речевые клише и грамматические структуры, которые служат материалом для построения речевых образцов, разговорных тем, текстов, диалогов и монологов.
3. Интерактивность обучения. С одной стороны, обучающая программа управляет действиями студентов, дает необходимые инструкции, указывает на наличие ошибок, допускает их к выполнению следующих заданий и т.д. С другой стороны, преподаватель должен иметь возможность регулярно и систематически отслеживать, контролировать и оценивать деятельность учащихся. Наличие журнала работы, содержащего информацию об активности студента, совершенных ошибках, затраченном времени, позволяет реализовать такую возможность обратной связи.
Согласно Н. Ф. Коряковцевой, обратная связь, направленная на преподавателя, носит управленческий характер и выполняет 1] диагностическую, 2] оценочную и 3] корректировочную функции. Обратная связь, направленная на обучаемых, носит учебный характер и выполняет 1] корректировочную, 2] оценочную и 3] мотивационно-стимулирую-щую функции [5].
4. Комплементарность взаимодействия компонентов информационно-методического обеспечения работы. Деятельность студентов по овладению иностранным языком должна быть организована таким образом, чтобы компоненты информационно-методического обеспечения, к которым относятся печатные материалы, информационные технологии, дополняли друг друга и работали в единстве, давая студенту возможность моделировать ситуации иноязычного общения как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.
5. Индивидуализация обучения. Автономность работы по формированию языковых навыков на основе применения компьютера подразумевает индивидуальную работу студентов вне стен вуза, что позволяет создать более комфортную обстановку для обучения и учесть индивидуальные особенности студента.
Работа с обучающей программой осуществляется студентами самостоятельно с любого компьютера, имеющего доступ к Интернету. Студент имеет возможность работать с программой в любое удобное для него время, что, в свою очередь, делает возможным многократное повторение материала и снимает временные ограничения процесса обучения. Эти обстоятельства, а также гарантия конфиденциальности результатов деятельности обеспечивают индивидуальный режим работы студентов и комфортность обучения.
6. Планомерность работы. Работа по формированию грамматических навыков должна носить систематический, планомерный характер.
7. Автоматизированный контроль уровня сформированности языковых лексических и грамматических навыков. Журнал работы позволяет отслеживать и контролировать результаты активности студентов.
Выстроенная с учетом вышеуказанных методических требований автономная работа, организованная на основе применения обучающей программы, ставит целью овладение студентами основами грамматической стороны иноязычной речи. Дальнейшая работа по совершенствованию грамматических навыков и формированию соответствующих умений проходит в аудиторном режиме.
Внедрение в учебный процесс автономной деятельности студентов по формированию языковых навыков представляется нам одной из форм решения проблемы соотношения и взаимозависимости аудиторной и внеаудиторной форм работы в современных образовательных условиях.
Литература
1. Александров К. В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студента лингвистического вуза (на материале немецкого языка] : дис. ... канд.пед.наук: 13.00.02. - Н. Новгород : НГЛУ, 2009. - 227 с.
2. Зимина О. В. Дидактические аспекты информатизации высшего образования // Педагогическое образование в России. -2005. - № 1. - С. 17-101.
3. Бовтенко М. А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов : учеб. пособие. - Новосибирск : НГТУ, 2005. - 111 с.
4. Беспалько В. П. Образование и обучение с помощью компьютера (педагогика третьего тысячелетия) : учеб.-метод. пособие. - М., 2002. - 352 с.
5. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002. - 176 с.
6. Зубов А. В., Зубова И. И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. - М., 2009. -144 с.
7. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. К. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
8. Чувилина О. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием Интернет-технологий [Электронный ресурс]. - http://www.lunn.ru/?id=5011 (дата обращения 25.04.2016).