Научная статья на тему 'Роль компьютерных технологий в самостоятельной работе курсантов и студентов'

Роль компьютерных технологий в самостоятельной работе курсантов и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
566
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕ И КОНТРОЛИРУЮЩИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Майя Ивановна

В статье рассмотрены дидактические основы использования компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка как вида самостоятельной работы студентов. Отмечаются основные функции и преимущества использования компьютерных технологий как средства управления самостоятельной работой студентов, указаны основные направления совершенствования организации самостоятельной работы с их использованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Майя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль компьютерных технологий в самостоятельной работе курсантов и студентов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№9/2015

ISSN 2410-700Х

3. Гришко Л. В. Методична система навчання основ програмування майбутшх iнженерiв -програмюив : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - теорiя i методика навчання (шформатика) / Гришко Людмила Вешамшвна ; Нащональний педагопчний унiверситет iм. М. П. Драгоманова. - К., 2009. - 20 с

4. Мустафина Д. А. Формирование конкурентоспособности будущих инженеров -программистов в техническом вузе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Мустафина Джамиля Алиевна ; [Волгогр. гос. пед. ун-т]. - Волгоград, 2010. - 164 с.

5. Жалдак М.И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе [Текст] : Дис... в форме науч. доклада д-ра пед. наук: 13.00.02 / Жалдак Мирослав Иванович ; АПН СССР, НИИ содержания и методов обучения. - М., 1989. - 48 с.

6. Семершов С. О. Теоретико-методичш основи фундамешашзацп навчання шформатичних дисциплш у вищих навчальних закладах : дис... д-ра пед. наук : 13.00.02 - теорiя i методика навчання (шформатика) / Семершов Сергш Олексшович ; Нащональний педагопчний ун -т iм. М. П. Драгоманова. - К., 2009. - 536 арк.

7. Стрюк А. М. Хмароорieнтованi засоби навчання шформатичних дисциплш студенев вищих навчальних закладiв [Електронний ресурс] / А.М. Стрюк - Режим доступу: https://www.academia.edu/7374706/Хмароорieнтованi_засоби_навчання_iнформатичних_дисциплiн

8. Коваль М. В. Аналiз доцшьносп використання хмарних технологш у комбшованому навчанш мапс^в з програмно! шженерп / М. В. Коваль, А. М. Стрюк // Теорiя та методика електронного навчання : збiрник наукових праць. Випуск IV. - Кривий Р^ : Видавничий вщдш КМ1, 2013. - С. 134-139.

9. Михайлов Олег Владимирович. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.13.- Москва, 2007.-166 с.

10. Войтович 1гор Станюлавович. Теоретико-методичш засади професшно орieнтованого навчання техшчних дисциплш майбутшх учителiв шформатики : автореф. дис ... д-ра пед. наук: 13.00.02 / 1гор Станюлавович Войтович. - Ки!в, 2013 . - 37 с.

© С.Н. Сейтвелиева, Э.А. Бекирова, 2015

УДК 378.147

Смирнова Майя Ивановна

канд. пед. наук, доцент, профессор КФ КрУ МВД РФ, г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected]

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ КУРСАНТОВ И

СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассмотрены дидактические основы использования компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка как вида самостоятельной работы студентов. Отмечаются основные функции и преимущества использования компьютерных технологий как средства управления самостоятельной работой студентов, указаны основные направления совершенствования организации самостоятельной работы с их использованием.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Информационные технологии, программированное обучение, обучающие и контролирующие компьютерные

программы, самостоятельная работа, Интернет.

Государственная политика в области образования, обучения и занятости населения осуществляется в соответствии с мировыми тенденциями развития непрерывного образования. Массовая компьютеризация, внедрение и развитие новейших информационных технологий предъявляют новые требования подготовки конкурентоспособного специалиста. Обеспечить мировой уровень подготовки специалиста, который умеет самостоятельно усовершенствовать свое профессиональное мастерство, в современных условиях невозможно без обновления арсенала традиционных методических способов, средств, приемов, форм учебного процесса за счет широкого использования информационных технологий обучения (современных компьютерных технологий обучения.. Современная система компьютерного обучения включает не все программы, с помощью которых она функционирует, а лишь те, которые непосредственно управляют учебной деятельностью.

Компьютер, являясь основой новых информационных технологий, имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения. Он позволяет реализовать личностно-ориентированное, индивидуализированное обучение, дает возможность активизировать самостоятельную работу обучающихся на основе деятельностного подхода, дает возможность комплексно использовать и расширить набор используемых в учебном процессе учебных задач и получить доступ большому объему требуемой информации.

При изучении иностранных языков компьютер может выступать в роли:

1) преподавателя (тренировочные обучающие компьютерные программы); 2) эксперта (спеллери, системы анализа); 3) партнера по деятельности (интерактивные программы с системой порождения текста); 4) инструмента деятельности (инструмента информационной поддержки - справочно-информационные системы; инструмента технической поддержки - текстовые редакторы, инструмента общения - Интернет; инструмента дистанционного обучения - компьютерные сети, Интернет); 5) студента.

Особо следует отметить преимущества, которые позволяют отнести компьютер к основным инструментам организации самостоятельной работы студентов:

■ неограниченное время работы, которое определяется потребностями курсанта и студента;

■ свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);

■ исключения действия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-нибудь из студентов, оценки ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других студентов, неограниченное терпение, неразглашении недостатков работы). [1, с.49]

Таким образом, компьютер, компьютерные технологии, компьютерные программы, являясь необходимым средством управления всей учебно-познавательной деятельностью студента, которая носит характер самостоятельной познавательной деятельности, задают алгоритм функционирования и алгоритм управления нею.

Благодаря своим дидактическим возможностям компьютерные учебные программы представляются перспективными для применения в обучении иностранных языков, поскольку имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения иностранных языков. Они позволяют овладеть разными видами речевой деятельности, помогают осознать языковые явления, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать речевые действия, а также обеспечивают возможность учета ведущей языковой системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студентов.

По методическому назначению можно выделить несколько типов компьютерных программ, используемых для обучения иностранным языкам: грамматические программы, направленные на овладение грамматической системой языка, лексические, лингвострановедческие, программы, направленные на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

обучение таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, фонетические программы. Они, в свою очередь, могут быть обучающими, контролирующими, игровыми и комбинированными. Поскольку одним из принципов современной методики преподавания иностранных языков есть принцип комплексности, то нередко указанные типы программ реализуются в органическом единстве.

Выделяют следующие модули средств информационно-компьютерных технологий для обучения иностранному языку: справочный, информационно-обучающий, тренировочный, контролирующий [2]. Справочный модуль представляет собой базу знаний учебного назначения, содержит фонетический и грамматический справочники, встроенные англо-русские и русско-английские словари и формируется за счет соответствующих разделов мультимедийных интерактивных обучающих программ на CD и общих и специальных англо-русских и русско-английских словарей серии ABBYY Lingvo. Информационно -обучающий модуль предназначен для представления информации на английском языке (информационные программные средства) и для введения учебной информации, обеспечения тренировки и контроля процесса обучения (обучающие программные средства). Тренировочный модуль содержит упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания) и дидактические материалы, при работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности. Контролирующий модуль содержит тесты для проверки знаний лексики и грамматики, для проверки понимания устной и письменной речи, комплексных тестов для установления уровня владения языковыми и речевыми навыками и умениями.

Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов и курсантов диктуется основными целями и задачами организации самостоятельной работы студентов, которые, в свою очередь, определяются целями изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Общей целью программы преподавания иностранного языка в современных образовательных условиях является формирование у курсантов профессиональных иноязычных коммуникативных компетенций, что будет способствовать их эффективному функционированию в культурном разнообразии учебного и профессионального сред [3].

Использование компьютерных технологий должно послужить эффективным способом организации СРС в процессе изучения иностранного языка студентами юридических специальностей. Программированное обучение может выступать одной из форм самостоятельной работы, быть действующим средством управления нею, способом ее рационализации. Использование компьютерных обучающих программ в самостоятельной работе при овладении иностранным языком курсантами и студентами юридических специальностей призвано создать условия для формирования навыков и умений работать самостоятельно; дает возможность осуществить дифференцированный и индивидуальный подход, как в выборе материала, так и в темпах работы отдельных студентов.

В особенности важно учитывать специфику обучающей программы по иностранному языку. И. П. Павлова, проанализировав место обучающих программ по иностранным языкам в самостоятельной работе студентов, подчеркнула специфику обучающей программы как учебного пособия особого рода, которое состоит в следующем:

1) должна оказывать содействие реализации всех признаков программированного обучения;

1) должна быть направлена на достижение только одной конкретной цели: формирование определенного понятия, речевого умения и навыка;

2) должна быть предназначена для самостоятельной работы вне аудитории в отсутствие преподавателя, что связано с алгоритмическим, жестким управлением;

3) студентам должны предлагаться алгоритмические задачи, на основе которых они должны учиться выводить алгоритмические правила;

4) в структуре программы должны помещаться компоненты, которые обеспечивают все этапы (фазы) деятельности, направленной на достижение поставленной цели [4].

В особенности актуальной в учебных программах считается реализация основных методических положений: речевой направленности, дифференцированного и взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности, учет влияния родного языка, доминирующая роль упражнений.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_

На основе учета специфики обучающей программы решается вопрос о видах самостоятельных работ, которые могут обеспечиваться этими программами. Мы считаем, что применение обучающей программы целесообразно ограничить самостоятельной учебно-практической работой студентов по иностранному языку, как вне аудитории в отсутствие преподавателя в условиях самоконтроля, так и в условиях жесткого опосредствованного управления. Сферу применения обучающих программ предлагается ограничить решением алгоритмических задач для формирования речевых умений и навыков. Поэтому удельный вес упражнений по отработке и автоматизации употребления языкового материала и развития речевых навыков должен преобладать.

Компьютерное тестирование является наиболее универсальным способом контроля оценки знаний студентов [5].

Учебные и контролирующие компьютерные программы по иностранному языку, которые являются системой тренировочных лексико-грамматических упражнений, следует широко использовать в самостоятельной работе студентов. Они помогут студентам усвоить и закрепить необходимый грамматический материал, осуществить дальнейший контроль навыков его использования; ввести и отработать в текстах профессиональной тематики новую лексику, осуществить контроль усвоения лексического материала. Программные средства дают возможность студенту работать в самостоятельном режиме, соответствующем его уровню подготовки и увидеть собственные успехи в изучении языка.

При программированном обучении языку речь должна идти, в первую очередь, не о программировании процесса передачи студенту определенной суммы знаний, а о программировании процесса тренировка и контроля студентов в употреблении изученных языковых явлений.

Таким образом, обучающие и контролирующие компьютерные программы по иностранному языку, которые являются системой тренировочных лексико-грамматических упражнений, следует широко использовать в самостоятельной работе студентов. Они помогут студентам усвоить и закрепить необходимый грамматический материал, осуществить дальнейший контроль навыков его использования; ввести и отработать в текстах профессиональной тематики новую лексику, осуществить контроль усвоения лексического и грамматического материала. Компьютер в самостоятельной работе студентов выполняет информативную, стимулирующую, организационную, тренировочно-обучающую, контролирующе-корректирующую функции.

Список использованной литературы:

1. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб: Издательство "Союз", 2001. 192 с.

2. Алексеева Т. Е. Педагогические аспекты использования средств информационных и коммуникационных технологий в военно-техническом вузе (на примере английского языка): автореф дисс. ... к. пед. н. Рязань, 2006. 22с.

3. Смирнова М. И., Коршунова И. Г. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как компонента культуры речи сотрудника ОВД: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов Крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации», 13 марта 2015 г. / под общ. ред. С.А. Буткевича. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С.163 - 166.

4. Павлова И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов по иностранному языку. автореф.дисс... докт. пед. наук: 13.00.02 / МГЛУ. М., 1992. 47 с.

5. Смирнова М.И. Роль контроля в организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку в вузе // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно -практической конференции (10 сентября 2014г. г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 93-96.

© М.И. Смирнова, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.