УДК 930.2
КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВКЛАДА ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ИНДУСТРИАЛЬНУЮ МОДЕРНИЗАЦИЮ СТРАНЫ
© 2010 В. М. Кузьмина
канд. ист. наук, канд.псих. наук доцент каф. психологии и педагогики e-mail:[email protected]
Курский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета
Любое историческое исследование предполагает использование источников. Изучение вклада творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию страны научно значимо, поскольку позволяет максимально всесторонне охватить проблему и осветить ее объективно, несмотря на субъективный характер, присущий некоторым видам источников.
Ключевые слова: законодательные акты, делопроизводственная документация, отчеты, периодическая печать, мемуары, дневники, воспоминания, архивные источники, устные (фольклорные) источники, фото- и кинодокументы, художественные произведения.
Исторические источники, применяемые нами для изучения темы, весьма разнообразны. Они отличаются формой, содержанием, соотношением объективного и субъективного, личного и общественного, природой используемых знаково-смысловых систем. Поэтому мы их классифицировали и систематизировали. Используемая нами типологическая классификация основана на учете фундаментальных свойств документов: их социальных функций и используемых информационно-знаковых систем. Использованные нами источники можно распределить по следующим группам: I группа -опубликованные источники, куда входят: 1) законодательные акты; 2) делопроизводственная документация; 3) отчеты, в том числе статистическая
документация; 4) периодическая печать; 5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, воспоминания); II группа - архивные источники; III группа -устные (фольклорные) источники; IV группа - фото- и кинодокументы, фонодокументы; V группа - художественные произведения.
Законодательные акты. Данная группа источников позволяет выявить концептуальные основы отношения советского правительства к деятельности интеллигенции в связи с привлечением ее к решению основных задач индустриальной модернизации.
Делопроизводственная документация представлена документами РКП(б), ВКП(б), КПСС, которые излагают цели и задачи индустриальной модернизации, стратегию и тактику ее проведения, определяют силы, средства и формы, с помощью которых произойдет преобразование общества. Они дают представление о значимости привлечения интеллигенции к пропаганде индустриальной модернизации, о сложностях кадровой политики государства по формированию советской интеллигенции и по вопросам культурного строительства.
Публицистическая деятельность и выступления В. И. Ленина, И. В. Сталина, Н. С. Хрущева, А. В. Луначарского (наркома просвещения), А. Воронского (заведующим редакционно-издательским подотделом Г лавполитпросвета),
П. И. Лебедева-Полянского (начальник Главлита), И. М. Варейкиса (первого секретаря
обкома ВКП(б) Центрально-Черноземной области), И. А. Волкова (секретаря Тамбовского обкома ВКП(б) значима своими выводами и замечаниями относительно участия буржуазной интеллигенции в социалистическом строительстве.
Отчетно-хозяйственные документы учреждений искусства значительно дополнили картину реальных событий многогранной деятельности интеллигенции, позволили обнаружить хозяйственные механизмы, которые влияли на мотивацию деятельности работников искусств, как буржуазных, так и советских, в условиях индустриальной модернизации.
Периодическая печать. Периодика является одним из важных источников по изучению данной темы, поскольку в прессе находили свое отражение как творческие отчеты о деятельности работников культуры, так и полемические статьи по вопросам культурного просвещения масс в годы индустриальной модернизации. Советская пресса формировала идейно-политические установки граждан, укрепляла их веру в необходимость проведения индустриальной модернизации форсированными методами, разоблачала «врагов народа», мешавших социалистическому строительству, мотивировала к трудовым подвигам через агитацию стахановского движения, социалистического соревнования, при демонстрации жизни и деятельности передовиков производства формировала новый тип советского человека и гражданина. Данные аспекты освещались как в центральной прессе (Правда», «Известия», «Беднота», «Экономическая жизнь», «Труд», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Батрак», «Красная звезда»), так и в региональной («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Ленинец» и др.). Велико публицистическое наследие A. M. Горького, А. В. Луначарского, Л. Д. Троцкого, Н. И. Бухарина, которые искренне восхищались успехами советских людей, старались дать анализ происходящим культурным изменениям в стране, говорили о необходимости активного взаимодействия с представителями буржуазной интеллигенции в плане опыта, профессионализма, а также не боялись говорить о различных настроениях и проблеме выбора интеллигенции в годы нэпа [Троцкий 1923; Бухарин 1923]. В годы «оттепели» появляются журналы, которые доносили до советских граждан новые художественные и публицистические произведения писателей: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Звезда» и «Нева». Эти журналы и газеты становятся центром притяжения интеллигенции.
Мемуары современников, несмотря на их меньшую достоверность по сравнению с документальными источниками, весьма важны для изучения нашей темы. Круг используемых воспоминаний широк: это воспоминания М. Н. Еськова и Л. Корнеева о Е. И. Носове, Ф. Ф. Голубева о В. В. Овечкине, воспоминания современников о Г. В. Свиридове, о А. Платонове и многих других ярких представителях интеллигенции Центрального Черноземья. Воспоминания позволяют увидеть субъективную сторону восприятия своего участия в индустриальной модернизации страны.
Архивные источники представлены несколькими группами
Личные фонды В. И. Ленина (Ф.2, оп. 3, д.1), его секретариата (Ф.5., оп.1.), И. В. Сталина (Ф. 558, on. 1, 3, 11), хранящиеся в РГАСПИ, позволяют
охарактеризовать эволюцию идеологических установок партийных лидеров в отношении интеллигенции.
Инструктивные письма, циркуляры государственных и партийных структур позволяют увидеть в динамике политику в отношении общественных организаций творческой интеллигенции, по вопросам содержания творчества писателей, художников, композиторов. Анализ документов Управления агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) дал возможность рассмотреть вопросы руководства средствами массовой информации, литературой, искусством в первый период индустриальной
модернизации. Изучение приказов, программ, инструктивных писем, стенограмм совещаний, хранящихся в фонде Народного комиссариата просвещения РСФСР, позволило определить роль искусства в формировании трудового и творческого энтузиазма советских людей.
Ознакомление с протоколами заседаний Союза советских писателей, Союза советских композиторов СССР, Литературного фонда России помогло нам разобраться в отношении самих представителей интеллигенции к социалистическому строительству и к своей роли в деле агитации и пропаганды достижений индустриальной модернизации.
Докладные записки сотрудников КГБ, которые вели регулярное наблюдение за мастерами эстрады, актерами, поэтами во время официальных публичных выступлений, говорят о непрерывном цензовом контроле власти над творчеством.
Окружные комитеты ВКП(б) принимали активное участие в обсуждении решений партсъездов и партконференций, касающихся в том числе и усиления пропаганды социалистического строительства, необходимости привлечения к этому процессу представителей интеллигенции. Вклад творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию заключался в пропаганде трудового и творческого энтузиазма рабочих и крестьян, поэтому содержание фондов областных комитетов КПСС г. Орла, г. Воронежа о стахановском движении и соцсоревновании для нас чрезвычайно важны.
Устные (фольклорные) источники. Этот вид источников является отражением реальной действительности в повседневном восприятии индустриальной модернизации. Фольклористами, этнографами, музыковедами, историками собраны частушки Воронежской, Орловской, Тамбовской, Курской областей. Наибольшая часть частушек 1930-х годов была посвящена построению социализма, трудовым делам советского народа. На смену старым лирическим героям пришли новые — колхозник, тракторист, стахановец, комбайнер, агроном, бригадир и др.
Фото-, кино- и фонодокументы. Художественный кинематограф является, пожалуй, одним из важнейших механизмов воспроизводства исторической памяти о советской эпохе.
Мобилизация рабочих и крестьян для решения задач индустриальной модернизации наиболее полно отражена в фильме «Трактористы» (1939). Стахановское движение, широко пропагандируемое представителями творческой интеллигенции, также находит свое отражение в кинематографе, что обеспечивает еще один путь к трудовой мобилизации народа в условиях индустриальной модернизации. Строительство городов, магистралей, освоение целинных земель молодым поколением советских граждан нашло отражение в фильме «Комсомольск-на-Амуре» (С. Герасимов, 1938).
В региональных архивах также сохранились аудиовизуальные свидетельства пропаганды достижений индустриальной модернизации. Так, в Государственном архиве Орловской области интерес представляют фотодокументы о посещении заводов поэтами и писателями: Л. Н. Афониным, Д. И. Блынским, П. Л. Проскуриным и др.
Художественные произведения. В произведениях провинциальных литераторов и поэтов, музыкантов и композиторов, художников были отражены реалии современной им ситуации. Для них XX век, с его противоречиями и контрастами, является важным, поэтому они не могут находиться в стороне от происходящих событий.
Таким образом, для всестороннего исследования проблемы, автором использована значительная источниковая база, которая позволила сделать научно
значимые выводы о вкладе творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию страны.
Библиографический список
Бухарин Н. И. Культурный фронт и интеллигентский пессимизм // Правда. 1923. 6 июня.
Троцкий Л. Д. Партийная политика в искусстве // Правда. 1923. 10 сентября.