Научная статья на тему 'Участие творческой интеллигенции Центрального Черноземья в социально-экономической жизни советского общества на этапе форсированной индустриальной модернизации'

Участие творческой интеллигенции Центрального Черноземья в социально-экономической жизни советского общества на этапе форсированной индустриальной модернизации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
225
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОВЕТСКОЕ РУКОВОДСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ФОРМЫ УЧАСТИЯ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ / INDUSTRIAL MODERNIZATION / SOVIET LEADERS / CREATIVE INTELLIGENTSIA / FORMS OF PARTICIPATION IN SOCIALIST BUILDING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

В статье рассматриваются различные формы участия творческой интеллигенции в социально-экономической жизни страны в 1920-1930-е гг., в период индустриальной модернизации. Реализовать планы советского правительства возможно было как экономическими и политическими методами, так и внеэкономическими, связанными в первую очередь с консолидацией населения на решение основных задач индустриальной модернизации, а также благодаря формированию нового типа советского человека, чья жизнь и деятельность направлена на социалистическое созидание во имя процветания советского государства. Именно эти задачи и решала творческая интеллигенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кузьмина Виолетта Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION OF CREATIVE INTELLIGENTSIA OF CENTRAL CHERNOZEM REGION IN SOCIAL AND ECONOMIC LIFE OF SOVIET SOCIETY AT THE STAGE OF FORCED INDUSTRIAL MODERNIZATION

The article reviews the various forms of participation of intellectuals in social and economic life of the country in 1920-1930-ies, during the period of industrial modernization. Implement plans of the Soviet Government may be both economic and political methods, as well as non-economic related primarily to the consolidation of the population to solve major problems of industrial modernization, as well as through the creation of a new type of Soviet person, whose life and activities focus on building up socialist in the name of prosperity the Soviet state. It is these problems solved and the creative intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Участие творческой интеллигенции Центрального Черноземья в социально-экономической жизни советского общества на этапе форсированной индустриальной модернизации»

УДК 94 (470.323).084.5 Кузьмина Виолетта Михайловна

кандидат исторических наук,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии и педагогики

Курского института социального образования

(филиала) Российского государственного

социального университета

[email protected]

УЧАСТИЕ

ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА НА ЭТАПЕ ФОРСИРОВАННОЙ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Kuzmina Violetta Mikhailovna

Candidate of History, Candidate of Psychology, associate professor of the chair of psychology and pedagogy, Kursk Institute of Social Education (affiliate) of Russian State Social University [email protected]

PARTICIPATION OF CREATIVE INTELLIGENTSIA OF CENTRAL CHERNOZEM REGION IN SOCIAL AND ECONOMIC LIFE OF SOVIET SOCIETY AT THE STAGE OF FORCED INDUSTRIAL MODERNIZATION

Аннотация:

В статье рассматриваются различные формы участия творческой интеллигенции в социально-экономической жизни страны в 1920-1930-е гг., в период индустриальной модернизации. Реализовать планы советского правительства возможно было как экономическими и политическими методами, так и внеэкономическими, связанными в первую очередь с консолидацией населения на решение основных задач индустриальной модернизации, а также благодаря формированию нового типа советского человека, чья жизнь и деятельность направлена на социалистическое созидание во имя процветания советского государства. Именно эти задачи и решала творческая интеллигенция.

Ключевые слова:

индустриальная модернизация, советское руководство, творческая интеллигенция, формы участия в социалистическом строительстве.

The summary:

The article reviews the various forms of participation of intellectuals in social and economic life of the country in 1920-1930-ies, during the period of industrial modernization. Implement plans of the Soviet Government may be both economic and political methods, as well as non-economic related primarily to the consolidation of the population to solve major problems of industrial modernization, as well as through the creation of a new type of Soviet person, whose life and activities focus on building up socialist in the name of prosperity the Soviet state. It is these problems solved and the creative intelligentsia.

Keywords:

industrial modernization, Soviet leaders, creative intelligentsia, forms of participation in socialist building.

Многочисленные реформы, проводимые в современной России, идут под знаком модернизации. В СМИ, на онлайн-конференциях, конгрессах, симпозиумах с участием государственных деятелей, экономистов, политологов, историков, философов, социологов понятие «модернизация» стало настолько распространенным, понятным, для всех приемлемым в силу своей нейтральности и универсальности, что совсем забыли не только о различных дефинициях, трактовках данного понятия, разных подходах к его определению, но и об имеющемся историческом опыте проведения модернизации в нашей стране.

В современных условиях модернизация выступает жизненно необходимой, а не просто желательной мерой.российское общество, независимо от принадлежности к историческим эпохам, соответствующим образом реагирует на модернизационные импульсы, идущие сверху. Среди основных характерных черт можно выделить неприятие, пассивное сопротивление новациям, медленное накопление противоречий и потенциала недовольства, народный протест, обращенный в прошлое [1, а 84]. Опыт подсказывает нам, что на протяжении всей отечественной истории интеллигенция являлась важной созидательной силой,

способной преобразовать общество и влиять на состояние умов. Руководство страны, социальные группы, партии небезосновательно считали, что от деятельности интеллигенции зависел прогресс в областях науки, техники, искусства, образования и т. д. Еще Ф.М. Достоевский отметил роль интеллигенции в обществе: «Люди, люди - это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а... только веками выделываются... Человек идеи и науки самостоятельной, человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнью нации, вековым многострадальным трудом ее - одним словом, образуется всею историческою жизнью страны...» [2, с. 81]. Поэтому труд интеллигенции важен и социально значим, поскольку способствует творческому решению практических проблем в той или иной области. Чем активнее ее участие в социально-экономических реформах, тем быстрее и организованней совершается переход к цивилизованным формам социального бытия. И сегодня будущее страны будет во многом определяться той общественно-политической, гражданской позицией, которую осознанно займет образованная часть общества.

В связи с этим, в условиях современной модернизации общества важно обратиться к опыту советского руководства по привлечению творческой интеллигенции к решению проблем индустриальной модернизации страны на протяжении ХХ века.

Партийно-государственному руководству на протяжении второй половины 1920-1930-х гг. удавалось поддерживать высокий жизненный тонус народа, трудовой энтузиазм. В новом строящемся социалистическом обществе необходимо было совершить экономический рывок, суметь выйти на один уровень с развитыми европейскими странами, и правительство выбрало курс форсированной индустриализации.

Всеобщий трудовой энтузиазм, а он был в течение многих десятилетий, поддерживался системой пропаганды и культурно-массовой просветительской работы. Они были ориентированы на максимальное освещение трудовых достижений, формирование устойчивой ценностной ориентации на труд, усердие, энтузиазм. В духовной культуре существовал особый «производственный» жанр, который был и в литературе, и в театре, и в живописи, во всех других видах искусства.

Успехи индустриальной модернизации зависели от готовности народа к бескорыстному труду на благо отечества, для построения социализма, а для этого необходимо было формировать новую систему ценностей у человека, которая в конечном счете должна была стать основой гармонично развитой личности.

Можно назвать произведения писателей, которые оказали влияние на многие поколения людей, которые воспитывали и о которых с ностальгией вспоминают сейчас. «Доменная печь» (1925) Н. Ляшко, «У станков» (1924) А. Филиппова, «Домна» (1925) П. Ярового и «Стройка» (1925) А. Пучкова - повести о начальном этапе индустриализации государства. Свобода и жизненная сила советского гражданина должны были быть сосредоточены в труде, и потому писатели создают целую череду произведений, которые объясняют, почему так надо.

А.П. Платонов принимал не только активное участие в литературной жизни Воронежа, выступая на дискуссиях о пролетарской и буржуазной культуре в Коммунистическом союзе журналистов, но и печатался в коммунистических газетах и журналах «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь», «Призыв» и др. А.П. Платонов, благодаря своему творчеству, старался в доступной форме пропагандировать мероприятия советской власти, направленные на индустриальную модернизацию. Например, в 1921 г. в Воронеже выходит небольшая книга «Электрификация», в 1922 г. в Краснодаре - книга стихов «Голубая глубина». Читатель чувствовал, что А.П. Платонов - в душе не только сын своего слесаря-отца, но и вообще русского рабочего.

Тема освобожденного творческого труда, раскрепощающего человека, - давняя, заветная тема Ф. Гладкова, своего рода «открывателя» этой темы в советской литературе. Человеческая личность, взращенная социалистическим строем, человек-труженик во всем великолепии его человеческих качеств ускользал от проникновенного взора художника, любующегося главным образом плодами трудов человека. По словам Гладкова, замысел произведения родился у него еще в 1926 г. В 1927 г. писатель посетил Днепрострой. Он побывал затем на Волховской, уже действовавшей электростанции, вернулся на Днепрострой, длительное время принимал активное участие в жизни партийной организации стройки.

Художники активно пропагандировали рост индустриальной мощи страны. Так, картина Б.Н. Яковлева «Транспорт налаживается» (1923) являлась программным произведением, утвердившим в советском пейзаже индустриальную тему. Художник сумел в поэтическом образе передать тему борьбы рабочего класса за восстановление народного хозяйства. К индустриальному пейзажу обращаются в те же годы многие художники. В 1923-1924 гг. А.В. Моравов совершает поездки на Волховстрой, чтобы отобразить строительство первенца советской электрификации.

Именно те образы, которые были созданы в творчестве поэтов и писателей, художников и драматургов, дали основание Л. Фейхтвангеру иронизировать над идеологией советского народа. «Мне нравится наивное патриотическое тщеславие советских людей, -пишет Фейхтвангер. - Молодой народ ценой неслыханных жертв создал нечто очень великое, и вот он стоит перед своим творением, сам еще не совсем веря в него, радуется достигнутому» [3, с. 62].

Но ведь на самом деле творческая интеллигенция сделала гораздо больше, чем просто пропаганда достижений индустриального развития страны. Она сформировала новый тип советского человека, который на долгие десятилетия чувствовал свое единство с партией, государством и народом. Именно это единство лежало в основе тех трудовых подвигов, которые совершали простые советские люди на всех участках работы.

Несмотря на активизацию деятельности творческой интеллигенции, в обществе в 1928-1929 гг. начало нарастать напряжение. На рубеже 1920-1930-х гг. Сталин и его окружение отказались от НЭПа и взяли на вооружение стратегию форсированного развития. В основе данной программы находился выбор одного приоритетного направления в развитии экономики - тяжелой индустрии. Все ресурсы страны концентрировались на этом магистральном направлении. Для перекачки средств из сельского хозяйства в промышленность был создан специальный механизм - совхозы и колхозы.

Главным результатом коллективизации стал осуществленный со многими неоправданными издержками индустриальный скачок. Жизненный уровень населения резко упал, что сказалось на социально-психологическом напряжении. Происходили кратковременные забастовки, правда, не отличавшиеся значительным числом участников. Прямых антисоветских выступлений на предприятиях не наблюдалось. На ряде рабочих собраний принимались резолюции представителей левой оппозиции, содержавшие требования повышения заработной платы, отмены новой тарифной сетки, пересмотра норм и расценок.

В Постановлении президиума ВСНХ СССР «О перспективах развития промышленности ЦЧО» было отмечено, что 5-летний план по ЦЧО недоучел внутренних ресурсов области и перспектив ее развития, и оставил неразрешенными важнейшие задачи индустриальной модернизации» [4, с. 96]. К внутренним ресурсам относились не только людские, экономические, природные факторы, но и идеологические. Это означало, что необходимо было активизировать работу комсомольских, партийных ячеек и, конечно же, представителей интеллигенции по вопросам мобилизации населения на решение задач социально-экономического развития региона. Поскольку районы были аграрными, то

необходимо было стимулировать переход крестьян в рабочие, а для этого вести непрерывную агитацию и пропаганду.

В условиях индустриализации и массового раскулачивания необходимо было создать у народа впечатление, что власть поддерживает крестьянство, а проводимые мероприятия необходимы для успешной индустриализации страны. Коллективизация, проводимая в годы индустриальной модернизации, являющаяся ее составной частью и источником финансовых поступлений, нашла отражение в ярких произведениях литературы 1930-х гг.: в «Поднятой целине» (1932) М. Шолохова и в поэме А. Твардовского «Страна Муравия» (1936). Именно демонстрация такого единения партии и народа благодаря произведениям творческой интеллигенции должна была являться прочной основой для проведения индустриальной модернизации.

Тема поддержки крестьянства нашла отражение и в изобразительном искусстве. Об этом свидетельствует творчество столичных художников, например С.В. Герасимова. Еще в 1920-х гг. он пишет ряд портретов крестьян, выявляя их типические черты. Написанный в 1933 г. портрет «Колхозный сторож» подытоживает жизненные наблюдения художника. Аналогичные полотна создают и художники Центрального Черноземья. Очень живые зарисовки делает в это время художник Н.А. Отнякин в колхозах Сампурского района.

В Воронеже в редакции областной газеты ЦЧО «Новая деревня» первый номер вышел в свет 1 января 1929 г. под лозунгом: «Крепи союз рабочих и крестьян». Ольга Кретова становится сотрудницей нового издания, предназначенного для крестьян Черноземья. Работая литературным сотрудником, обрабатывая множество заметок селькоров, она обогащалась знанием удивительных фактов о жизни советского села. Вскоре О.К. Кретова написала документальную повесть «Выбор». В 1930 г. она была опубликована в Москве отдельной книгой вместе с другим произведением писательницы «Вывих». В повести рассказывалось о выборе советскими крестьянами своего нового пути.

В произведениях, опубликованных на страницах литературно-художественного журнала «Подъем», издававшегося с 1931 г. по инициативе первого секретаря обкома ВКП (б) Центрально-Черноземной области И.М. Варейкиса, нашла отражение вся эпоха социализма, включая и предреволюционные годы, когда борьба за социализм только начиналась. О революции, гражданской войне, об индустриализации и начинающейся коллективизации в начале 1930-х гг. писали в «Подъеме» современники этих драматических событий: Петр Прудковский, Михаил Сергиенко, Виктор Петров, Василий Карпов. Имена, по нынешним оценкам, во многом ортодоксальные, но представить писательскую жизнь 1930-х гг. без них невозможно.

В общем литературном процессе предвоенных лет лучшие произведения о деревне, о труде колхозника, о новых приметах времени сыграли свою положительную роль. И хотя этих произведений было немного, но в них закладывались те зерна, которые дали свои всходы позднее, в послевоенной литературе о колхозном строительстве (очерки В. Овечкина, В. Тендрякова, рассказы С. Антонова, роман и повесть Г. Николаевой).

Правдивостью изображения довоенной колхозной жизни, актуальностью и смелостью постановки вопросов отличались рассказы и очерки В. Овечкина. Простого труженика рассказы В. Овечкина подкупают убедительностью показа нового, колхозного быта, который уже стал органическим, привычным в жизни деревни. Новое становится особенно очевидным при сопоставлении с еще недавним прошлым: на этом строится рассказ «Родня» (1938). Живо передано Овечкиным новое в жизни деревни в известном рассказе «Гости в Стукачах» (1940), рисующем соревнование двух колхозов. Но колхозная жизнь в рассказах Овечкина не идиллия. В них немало изображено плохих руководителей, разва-

ливающих колхозное хозяйство, нерадивых колхозников, летунов, спекулянтов. Писатель рассказывает, как трудно иной раз приходится передовым людям деревни.

Особенностям социалистического строительства в Черноземье посвящен сборник стихов Н. Асеева «Наша сила» (1939). В стихах автору удалось создать гармоничный облик советского человека-строителя своего будущего вместе с преображающейся природой.

Писатели также стремились показать социальные противоречия, которые неизбежно возникают в процессе трудовой деятельности. Среди цикла произведений второй половины 1930-х гг., посвященного социалистическому строительству, соревнованию, стахановскому движению, по свежести и остроте поставленных вопросов, сюжетно-композиционному своеобразию выделялась повесть молодого писателя Ю. Крымова «Танкер Дербент» (1938). Борьба за стахановские методы труда показана одновременно как классовая борьба. Тема труда, коллектива органически сливается в повести с вопросами этики, новой, коммунистической морали, ее превосходства над «моралью» людей старого мира.

Эта важная тема - формирования нового человека благодаря вовлечению в социалистический труд - была поднята Б. Горбатовым в его незавершенном романе «Донбасс» (1951). Роман Б. Горбатова посвящен событиям 1930-х гг., когда развертывалось стахановское движение, породившее «новых, особенных» людей. На эти события писатель смотрит глазами современника 1950-х годов, и это определило актуальность, современность романа. Рассказывая о прошлом, о делах, небывалых по своему размаху, о «крылатых днях» наступления социализма, Горбатов рассказывает главное: «По-моему, - пишет Горбатов, -именно в эти тридцатые годы уже стал явственно обозначаться характер нового человека на земле - советского человека, строителя коммунизма» [4]. Писатель ставит своей задачей проследить, исследовать сложный и нелегкий путь формирования в труде новых людей.

Подавляющее большинство мастеров советского искусства обращается к актуальным темам современности. Основным содержанием художественных произведений становится жизнь народа, его героическая борьба за построение социализма. Всесоюзные художественные выставки и в этот период строятся по тематическому принципу: «XV лет РККА» (1933), «XX лет РККА» (1938), «Индустрия социализма» (1939) и другие. На выставке «Индустрия социализма» среди произведений на колхозную тему метко оха-растеризованными образами крестьян выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937) С.В. Герасимова. Живописец создал правдивую картину настоящего народного празднества, красочного, яркого, жизнерадостного. В подобных выставках участвовали художники и Центрального Черноземья. Так, тамбовские художники участвовали на проходившей в Москве XI выставке АХР «Искусство в массы» (1929).

Одной из форм связи искусства с жизнью в 1930-е гг. были творческие поездки художников на заводы, фабрики, колхозы. В 1933 г. прошла первая областная художественная выставка «Художники Центрально-Черноземных областей за 15 лет», а через три года состоялась следующая областная выставка. В ней приняли участие 70 художников Воронежа, Курска, Орла; экспонировалось 260 произведений живописи, скульптуры и графики. Представленные на выставках произведения отмечены поисками новых тем, идеалов, отвечающих требованиям времени. С интересом были приняты зрителями новые работы А. Левшина и П. Дмитриева, сделанные ими на Тамбовском вагоноремонтном заводе, среди которых было много портретных зарисовок передовиков производства. Как рассказывал А. Левшин, во время их работы на заводе художникам оказывался самый теплый прием.

Творческая интеллигенция прилагала все усилия для пропаганды достижений индустриальной модернизации, и в этом значительную помощь оказывал кинематограф. Много фильмов было посвящено различным отраслям промышленности: «От руды к металлу», «От хлопка до ткани», «Постройка железнодорожного вагона», «Нефть», «Марга-

нец», «Производство станков», «Производство электроламп», «Производство шелка», «Как делается газета», «Лесозавод», «Консервные заводы», «Фабрика-кухня», «Стеклянный глаз» (производство фильмов), «Сорок сердец» (электрификация СССР).

Драматурги активно работали над сценариями к фильмам, посвященным наглядным примерам в области индустриальной модернизации советского общества в 1930-е гг. В самом раннем из художественных фильмов («Земля», 1930) трактор является символом смычки города и деревни. В «Трактористах» же (1939) трактор - это мирная ипостась танка, сражающегося на поле трудовой битвы. Таким образом, на протяжении 1930-х гг. техника из символа связи рабочего и крестьянина превращается в символ связи крестьянина и солдата.

Стахановское движение также находит свое отражение в кинематографе, что обеспечивает еще один путь к трудовой мобилизации народа в условиях индустриальной модернизации. Так, ударный стахановский труд позволяет крестьянам занять руководящие позиции в своем собственном колхозе. Эта возможность одинаково доступна мужчинам и женщинам. Карьерный рост выражался в общественном признании, транслируемом через средства массовой информации (заметка с фотографией в газете), в наградах и дарах (закреплявших за ударником высокий социальный статус, отмеченный и особым стилем и уровнем потребления), а также в форме делегирования на различные всесоюзные мероприятия, проходившие в Москве («Свинарка и пастух», реж. И. Пырьев, 1941).

Благодаря подобным литературным, кинематографическим произведениям воспитывалось поколение рабочих, чувствовавших свое единение с индустриальной модернизацией, проходившей в стране, ответственность за ее темпы. Это осознавали видные деятели культуры и искусства, но проблема состояла в том, что нужно было на высоком как профессиональном, так и идейном уровне донести идеи индустриальной модернизации до советских граждан. Эту мысль четко обозначил в своем выступлении А. Довженко на совещании киноработников в редакции «Правды» 23 ноября 1935 г. Для него наиболее важными являются две проблемы: «это вопрос колхозников и стахановцев и вопрос обороны» [5, с. 20]. Именно эти проблемы необходимо решать в том числе и творческой интеллигенции, поскольку в то время они являлись важнейшими для государства.

Правительство поддержало, а интеллигенция приняла активное участие еще в одной кампании, которая должна была направить энергию трудового народа не только на стройки страны, но и в самодеятельность.

Художественная самодеятельность справедливо рассматривается как мощное массовое движение в области искусства. Сущность и смысл этого движения состоит в непосредственном приобщении широких слоев населения к занятиям искусством, овладению навыками художественного творчества, во внедрении творчества в повседневный быт.

Благодаря желанию интеллигенции работать с населением не только в стенах государственных учреждений культуры, но и за их пределами, было организовано большое количество кружков, клубов. Само руководство пошло по пути создания благоприятных условий для культурного просвещения масс и семейного отдыха через создание домов и дворцов культуры, Дома Красной армии, домов народного творчества.

Вслед за дворцами в Воронеже, Курске, Тамбове, Борисоглебске, Ельце, Обояни, многих уездных городах и рабочих поселках региона открываются пролетарские клубы; в них также начали функционировать многообразные виды музыкально-художественной самодеятельности: духовые и народные оркестры, хоровые и танцевальные кружки, театрализованная живая газета «Синяя блуза», агитационно-пропагандистские концертные бригады. Несмотря на многие трудности, вызванные нехваткой материальных средств, музыкальных инструментов, нот, квалифицированных организаторов самодеятельного движения и музыкально-грамотных руководителей кружков и секций, в 1920-е гг. они успешно продолжали

втягивать в мир художественного творчества все большее число тружеников заводов, фабрик, перерабатывающей промышленности, строек, транспорта, коммунальной сферы.

Особенно результативной в этом отношении была деятельность воронежских Дома рабочей молодежи и клубов коммунистов и железнодорожников, курского Центрального пролетарского клуба, городских клубов металлистов, сахарников, строителей, кожевников, сотрудников коммунальной службы, тамбовских клубов завода «Ревтруд», железнодорожников. Рабочий класс края с заинтересованностью и энтузиазмом относился к деятельности своих очагов культуры, принимал живейшее участие в работе самодеятельных кружков, секций, коллективов. Об этом говорят, в частности, документы о деятельности тамбовского городского Пролетарского клуба, где сразу же по открытии «при огромном стечении желающих были созданы хоровой коллектив, духовой и великорусский оркестры, многочисленные музыкально-вокальные кружки» [6]. Из сохранившихся источников мы узнаем и о том, что, помимо регулярных концертных выступлений в своих помещениях, участники художественной самодеятельности губернских рабочих клубов нередко выезжали с содержательными музыкально-пропагандистскими программами в уездные центры и деревни региона.

В связи со значительным увеличением количества промышленных предприятий и сопутствующим ему естественным ростом рабочего класса, в конце 1920-х и особенно в 1930-е гг. музыкально-художественная самодеятельность получает широкий размах непосредственно на фабриках и заводах. Созданные и успешно функционирующие там оркестры, хоры, концертные бригады пользовались доброй славой и популярностью далеко за пределами своих трудовых коллективов; достойный пример являл собой, в частности, духовой оркестр воронежского паровозостроительного завода имени Дзержинского, которым руководил И.В. Петров (впоследствии видный советский военный дирижер, педагог и композитор) [7].

За любой культурно-просветительской работой стоял также прагматический интерес власти, для которой важно было заставить людей поверить в значимость индустриальной модернизации, в ее историческую необходимость, поэтому при организации изб-читален парторганы рекомендовали интеллигенции и комсомольскому активу к этому виду просвещения колхозников относится серьезно.

Бурному развитию социалистической культуры сел Черноземья хорошо послужили олимпиады колхозной музыкально-художественной самодеятельности. В феврале 1930 г. в Воронеже был создан Дом искусств (ДИСК), взявший на себя организацию всей работы, связанной с развитием художественной самодеятельности, заботу о приведении в единую систему многочисленных культпросветобществ. Именно тогда в начале 1930-х гг. прошлого века при ДИСКе начали работу передвижные инструктивные театры, разъезжавшие по деревням с показательными программами и заодно консультировавшие на местах работников изб-читален, библиотек, первых клубов, творческих кружков. 9 октября 1934 г. бюро Воронежского обкома ВКП (б) приняло решение «О проведении областной олимпиады самодеятельного искусства». По существу, это был первый широкий общественный смотр состояния народного творчества и массовых видов искусства в колхозах и совхозах Воронежской области; в нем приняло участие 250 колхозников и колхозниц из 23 районов области [8, с. 34]. Концерты олимпиады выявили примечательную особенность: в репертуаре солистов, вокальных и хоровых ансамблей, исполнителей на гармонике, жалейке, цимбалах наряду с народными песнями и наигрышами значительное место заняла музыка Глинки, Чайковского, Листа, Шуберта, Шопена и других классиков. Это было одним из ярких свидетельств воодушевляющего сдвига в музыкально-духовной жизни социалистической черноземной деревни.

Опыт воронежских олимпиад получает широкое распространение и в других областях края. К середине 1930-х гг. только в одном Валуйском районе Курской области работало 10 хоровых коллективов и 15 музыкальных кружков [9]. Именно здесь нашла заинтересованную поддержку мысль о здоровом соревновании колхозных музыкантов и певцов, о проведении в Курской области районных и областных сельских олимпиад самодеятельного искусства и народного творчества.

В целом, творческая интеллигенция справилась с поставленной перед ней задачей по агитации, пропаганде социалистических ценностей, нового образа жизни в условиях индустриальной модернизации благодаря активной организации самодеятельных коллективов, берущих свое начало от кружков, агитбригад и изб-читален. Совместная деятельность партийных и хозяйственных органов, работников культуры и искусства как в центре, так и на местах позволила добиться значительных достижений в области индустриальной модернизации областей и районов Центрального Черноземья.

Вклад творческой интеллигенции в индустриальную модернизацию страны заключался также в создании произведений, которые отразили те социально-экономические процессы, которые происходили в стране, при этом необходима была лакировка действительности с целью создания у населения впечатление праздника даже от самой тяжелой работы.

Одной из ведущих, узловых тем литературы, живописи, драматургии, кинематографии является тема коммунистического созидания, тема труда. Поэты, прозаики, драматурги стремились передать в художественных образах пафос напряженного творческого труда советских людей - строителей коммунизма. Драматурги активно работали над сценариями к фильмам, посвященным наглядным примерам в области индустриального развития советского государства в 1930-е гг.

Благодаря произведениям творческой интеллигенции удалось сформировать новый тип советского человека со своими социалистическими ценностями и идеалами, которые были направлены на целеустремленную, созидательную, бескорыстную, творческую, коллективную деятельность. Формирование новой советской личности явилось важным и эффективным условием проведения в жизнь индустриальной модернизации страны. Именно такой опыт воспитательной работы творческой интеллигенции с населением необходимо использовать в современных условиях, когда труд потерял свою ценность, а целеустремленность, творчество и созидательность заменили на амбициозность, креативность и карьеризм.

Несмотря на серьезные успехи, советские писатели, художники, драматурги не полно раскрыли современную им жизнь, со всеми трудностями и противоречиями, преодоление которых составляло основное содержание борьбы советских людей за подъем отечественной индустрии и сельского хозяйства. Во многом это объясняется жестким контролем над тематикой и содержанием литературных, музыкальных, драматургических произведений, связанным с упрощением сюжетных линий, демонстрацией отдельных явлений и черт характера, пафосностью трудового и военного подвига (хотя их значение никто не умаляет). Тем не менее творческая интеллигенция Центрального Черноземья смогла в своем творчестве отразить не накал внутрипартийной борьбы, не борьбу с врагом внешним и внутренним, а передать мысли, чувства, переживания людей, независимо от их социального статуса, социальной роли, по-человечески взглянуть на проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Удалось создать типичные образы, к которым мы обращаемся и которые мы находим в современной жизни, хотя социальнополитическая и экономическая обстановка изменилась. Благодаря некоторой лиричности произведений, их ненавязчивости, незамысловатости сюжетной линии, мы по прошествии

длительного периода времени вновь и вновь обращаемся с этим темам, находя в них что-то душевное, близкое сердцу каждого слушателя или читателя.

Ссылки:

1. Ачкасов В.А. Россия как разрушающееся традиционное общество // Полис. 2001. № 3.

2. Достоевский Ф.М. Мечты и грезы (Дневник писателя, 1873) // Полн. собр. соч. : в 30 т. Т. 21. Л., 1983.

3. Фейхтвангер Л. Москва 1937. М., 1937.

4. Государственный архив Воронежской области. Ф. 842. Оп. 3. Д. 18. Л. 90б-10.

5. Карпова В.М. Чувство времени : очерк творчества Б. Горбатова. М., 1970. 272 с.

6. Стенограмма совещания киноработников в редакции газеты «Правда» с участием А.П. Довженко // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 386. Оп. 1. Д. 62. Л. 1, 20, 29, 32. Машинописный текст.

7. Тамбовская правда. 1928. 17 апреля.

8. Лапчинский Г.И. Государственное музыкальное строительство в СССР в 1920-1930-е годы. На материалах областей Центрального Черноземья. Воронеж, 1990.

9. Тамбовская правда. 1935. 16 сентября.

References (transliterated):

1. Achkasov V.A. Rossiya kak razrushayushcheesya traditsionnoe obshchestvo // Polis. 2001. No. 3.

2. Dostoevskiy F.M. Mechty i grezy (Dnevnik pisatelya, 1873) // Poln. sobr. soch. : in 30 vols. Vol. 21. L., 1983.

3. Feykhtvanger L. Moskva 1937. M., 1937.

4. Gosudarstvenniy arkhiv Voronezhskoy oblasti. F. 842. Op. 3. D. 18. L. 90b-10.

5. Karpova V.M. Chuvstvo vremeni : ocherk tvor-chestva B. Gorbatova. M., 1970. 272 p.

6. Stenogramma soveshchaniya kinorabotnikov v redaktsii gazety “Pravda” s uchastiem A.P. Dovzhenko // Rossiyskiy gosudarstvenniy arkhiv sot-sial'no-politicheskoy istorii. F. 386. Op. 1. D. 62. L. 1, 20, 29, 32. Mashinopisniy tekst.

7. Tambovskaya pravda. 1928. April 17.

8. Lapchinskiy G.I. Gosudarstvennoe muzykal'noe stroitel'stvo v SSSR v 1920-1930-e gody. Na ma-terialakh oblastey Tsentral'nogo Chernozem'ya. Voronezh, 1990.

9. Tambovskaya pravda. 1935. September 16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.