Научная статья на тему 'Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов'

Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
инновации / инновационный потенциал / налоговая политика / инструменты налогового стимулирования / классификация инструментов налогового стимулирования / innovations / innovation potential / tax policy / tax incentive instruments / classification of tax incentive instruments

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денис Алексеевич Дубков

В статье предложена классификация инструментов налогового стимулирования инноваций. В результате исследования выделены 15 классификационных признаков и соответствующие им виды инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, представлены рекомендации по совершенствованию налоговых инструментов и дальнейшие направления исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денис Алексеевич Дубков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of tax incentive instruments for innovative potential of economic entities

The article proposes a classification of tax incentive instruments to activise innovations. Following the research, fifteen classification features and respective types of tax incentive instruments for innovative potential of economic entities were singled out. A number of recommendations for improving taxation tools are presented and further directions of research are outlined.

Текст научной работы на тему «Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов»

Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 114—123. Audit journal. 2024;(1):11 4—123.

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Научная статья УДК 336.228.3

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2024-1 -114-1 23 NIION: 201 7-0074-1 /24-01 5

EDN: https://elibrary.ru/AJCYBV MOSURED: 77/27-021-2024-01-215

Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов

Денис Алексеевич Дубков1, 2

1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия, denis_dubkov@list.ru

2 Псковский государственный университет, Псков, Россия

Аннотация. В статье предложена классификация инструментов налогового стимулирования инноваций. В результате исследования выделены 15 классификационных признаков и соответствующие им виды инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов, представлены рекомендации по совершенствованию налоговых инструментов и дальнейшие направления исследования.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, налоговая политика, инструменты налогового стимулирования, классификация инструментов налогового стимулирования

Для цитирования: Дубков Д.А. Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов // Аудиторские ведомости. 2024. № 1. С. 114—123. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-114-123. EDN: https://elibrary.ru/AJCYBV.

TAXES AND TAXATION

Original article

Classification of tax incentive instruments for innovative potential of economic entities

Denis A. Dubkov1, 2

1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, denis_dubkov@list.ru

2 Pskov State University, Pskov, Russia

Abstract. The article proposes a classification of tax incentive instruments to activise innovations. Following the research, fifteen classification features and respective types of tax incentive instruments for innovative potential of economic entities were singled out. A number of recommendations for improving taxation tools are presented and further directions of research are outlined.

Keywords: innovations; innovation potential; tax policy; tax incentive instruments; classification of tax incentive instruments.

For citation: Dubkov D.A. Classification of tax incentive instruments for innovative potential of economic entities // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2024;(1):114—123. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2024-1-114-123. EDN: https:// elibrary.ru/AJCYBV.

Введение. В настоящее время России в экономическом отношении, несмотря на устойчивость к внешнему давлению, необходимо оперативно трансформироваться в технологически развитую державу, в которой инновации станут движущим фактором развития, обеспечат технологический суверенитет государства, функционирование собственных производственных систем и производство собственной критически значимой

© Дубков Д.А., 2024

продукции. Необходимость технологического развития и технологического суверенитета государства обозначена Президентом РФ в Стратегии научно-технологического развития России [3], в национальных проектах России [2] и Правительством РФ в «Концепции технологического развития России до 2030 года» [4]. Инновации выступают важным драйвером технологического развития государства. Вместе с тем мировой опыт показывает, что государство имеет устойчивый темп инновационного развития, если налоговая система госу-

дарства предусматривает налоговое стимулирование инноваций.

Актуальность и цель исследования. Стоит отметить, что инструменты налогового стимулирования инноваций вводились в налоговую систему России поступательно, начиная с 1990-х годов. В течение 30 лет их внедрение осуществлялось с разной степенью интенсивности. Период высокой направленности стимулирования инновационной активности сменялся периодом уточнения и корректировки действующих налоговых инструментов, настройкой налоговой системы и изучением их востребованности на практике.

Несмотря на то, что налоговая система России включает богатый арсенал налоговых льгот (преференций) и прочих инструментов налогового стимулирования, совокупный уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов, по сравнению с другими странами, остается низким.

Согласно статистическому сборнику НИИ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности» в 2021 г. показатель инновационной активности организаций составил 11,9% [19], в то время как в других странах значение данного показателя значительно выше. Причем на протяжении 15 лет данный показатель в России остается практически неизменным и колеблется от 9,1% до 14,6%. В связи с этим вопрос стимулирования инновационного развития посредством налогообложения в настоящий момент остается актуальным. Цель работы состоит в рассмотрении сущности предметно-объектной области за счет систематизации и сравнения текущих инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов.

Обзор литературы. В основу написания данной статьи положен обзор научных работ отечественных экономистов, посвященных вопросам налогового стимулирования: Е.С. Выл-ковой, Н.Г. Викторовой, Л.И. Гончаренко, Л.Н. Лыковой, И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова, Н.П. Мельниковой, Н.Г. Вишневской, Ю.Ю. Ко-сенковой, Н.В. Покровской, а также работ зарубежных авторов О. Фалька, А. Керкхов, К. Пфаффль, И. Энглиша. В ходе работы над статьей использовались нормативные правовые документы и официальные информационно-аналитические материалы органов государственной власти.

Предметом исследования выступают инструменты налогового стимулирования, обеспе-

чивающие рост инновационной активности хозяйствующих субъектов, а вместе с тем и рост отраслей экономики, субъектов РФ и отечественной экономики в целом.

Объектом исследования выступает инновационный потенциал хозяйствующих субъектов, обеспечивающий технологическое развитие и технологический суверенитет государства.

Методы исследования. Исследование предполагало комплексное использование общенаучных и специальных методов научного познания, таких как: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, описание, а также применение методов классификации и анализа нормативных правовых документов.

Основная часть. В основе данной статьи лежит такой метод научного познания, как классификация. Классификация позволяет упорядочить (систематизировать) знания за счет организации некоторой совокупности изучаемого предмета в систему классов (категорий или групп) на основе выделения классификационного признака. Основная цель классификации заключается в группировке предмета исследования с целью упорядочения или анализа.

Альберт Эйнштейн отмечал: «Наука — это попытка привести хаотическое многообразие нашего чувственного опыта в соответствии с некоторой единой системой мышления». И. В. Понкин и А. И. Редькина указывают, что без обобщения и упорядочения исследуемых объектов, их сортировки по определенным признакам невозможно обойтись ни в одной научной отрасли, ни в одном научном междисциплинарном исследовании [17, ^ 251]. И.А. Майбуров отмечает, что к любой классификации налогов и сборов предъявляются два важных требования: классификационный признак и наличие практической или научной цели (задачи) классификации, имея в виду обязательное наличие востребованности классификации теорией и практикой налогообложения и невозможность иметь статус группировки налогов, не отвечающей этим двум требованиям [14, ^ 83].

В основу классификации инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов положены классификация инструментов налогового регулирования, предложенная И.А. Майбуровым и Ю.Б. Ивановым [15, с. 459] и классификация инструментов налогового стимулирования, разработанная Л. И. Гончаренко и Н.П. Мельниковой [9, с. 128] в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, Л.И. Гончаренко и Н.П. Мельникова отмечают, что грамотно выстроенный налоговый инструментарий позволяет формировать оптимальный набор мер налогового воздействия для каждого временного периода и применительно к решению конкретных поставленных задач [9, с. 127].

С одной стороны, цель данной классификации — систематизировать все меры поддержки инновационной активности, которые могут быть отнесены к категории «инструменты налогового стимулирования», предусмот-

другой — проанализировать текущий механизм налогового стимулирования с точки зрения необходимости дополнения и корректировки текущего инструментария. Выбор оптимального варианта сочетания разных инструментов позволит решить задачи в области формирования оптимального механизма налогового стимулирования инноваций в России. Проведенный анализ позволил выделить следующие классификационные признаки и соответствующие им виды налоговых инструментов (табл. 1).

ренные отечественной налоговой системой, с

Таблица 1. Классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала хозяйствующих субъектов

Классификационный признак Вид инструментов налогового стимулирования

По уровню установления Федеральные; региональные; местные

По цели применения Направленные на: снижение налоговой нагрузки; изменение срока уплаты налога; снижение административного давления

По субъектам налогового стимулирования Инструменты налогового стимулирования: физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП; юридических лиц; индивидуальных предпринимателей

По степени воздействия на инновационный процесс Прямого воздействия; косвенного воздействия

По стадиям инновационного процесса Стимулирующие: создание новшества (затратная стадия); их распространение (доходная стадия)

В зависимости от результата оценки эффективности Эффективные; неэффективные

По сроку применения Действующие на постоянной основе; предусмотренные на определенный срок

По виду оказываемого эффекта Обеспечивающие реальный денежный эффект; обеспечивающие отложенный эффект

По обязательности применения Обязательные; необязательные.

По механизму стимулирования Направленные на: освобождение от налогообложения отдельных налогоплательщиков; выведение из-под налогообложения отдельных объектов; уменьшение налоговой базы; уменьшение налоговой ставки; уменьшение окладной части; изменение срока уплаты налога

В зависимости от режима налогообложения Предусмотренные общей системой налогообложения; предусмотренные специальными режимами

По широте поддержки Комплексные; частные

По направлению применения Целевые; нецелевые

По платности использования инструментов Платные; бесплатные

По целям социально-экономического развития государства Стратегические; оперативные

Источник: составлено автором.

В результате анализа текущих нормативных правовых документов были выделены 15 классификационных признаков и соответствующие им виды инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала.

1. По уровню установления инструменты налогового стимулирования инновационного потенциала могут быть предусмотрены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ (налоговые льготы по налогу на прибыль организации, по налогу на имущество организации, по транспортному налогу, по упрощенной системе налогообложения) и муниципальных образований (по земельному налогу) в части предоставленных им полномочий. Однако, несмотря на наличие прав, предусмотренных налоговым и бюджетным законодательством, многие субъекты РФ и муниципальные образования к вопросу предоставления налоговых льгот относятся настороженно. Это обусловлено тем, что предоставление налоговой поддержки приводит к возникновению выпадающих доходов, требует оценки бюджетной эффективности и может быть учтено вышестоящими финансовыми органами при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

2. По цели применения инструменты налоговой поддержки инноваций можно подразделить: на инструменты, оказывающие влияние на налоговую нагрузку; инструменты, воздействующие на срок уплаты налога; инструменты, направленные на снижение административного давления. Большинство инструментов налогового стимулирования направлены на снижение налоговой нагрузки, при этом налоговая система России предусматривает перенос срока уплаты налоговых обязательств за счет отсрочки (рассрочки) и инвестиционного налогового кредита. Инструменты, направленные на снижение административного давления, действующая налоговая система практически не предусматривает. Так, Д. И. Ряховский отмечает, что существующие налоговые преференции подвергаются тотальному контролю за правомерностью применения, что зачастую полностью нивелирует экономический эффект от их применения [16, ^ 97]. В то же время исключение составляют аккредитованные ^-компании, в отношении которых в настоящий момент выездные налоговые проверки не проводятся. Ю.Ю. Косенкова отмечает, что налоговые преференции для СМСП в виде возможности

использования специальных налоговых режимов позволяют фирмам сокращать административные расходы (за счет возможности ведения упрощенного учета и предоставления отчетности) [11, ^ 155].

3. По субъектам налогового стимулирования налоговые инструменты могут быть разделены на инструменты налогового стимулирования физических лиц, занятых исследованиями и разработками, и инструменты налогового стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отечественном налоговом законодательстве поддержка физических лиц, занятых исследованиями и разработками не предусмотрена, в настоящий момент при исчислении НДФЛ физические лица могут воспользоваться профессиональным налоговым вычетом в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. В то же время современная налоговая система России содержит обширный набор налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование инновационной деятельности юридических лиц.

4. По степени воздействия на инновационный процесс меры налоговой поддержки можно сгруппировать в два блока: инструменты прямого и косвенного воздействия.

Инструменты прямого воздействия нацелены непосредственно на стимулирование инновационного развития хозяйствующих субъектов. Инструменты косвенного воздействия применимы как к субъектам, осуществляющим инновационную деятельность, так и к субъектам, осуществляющим инвестиционную и производственную деятельность, деятельность в области информационных технологий и т.д.

Например, освобождение уплаты от НДС участников проекта «Сколково» и инновационных научно-технических центров (ИНТЦ), включение расходов на НИОКР в налоговую базу с коэффициентом 1,5, исключение из налоговой базы доходов, полученных от фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности, возможность применения ускоренной амортизации, пониженная ставка налога резидентам технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ) и другие меры поддержки, прямо направленные на стимулирование инновационного потенциала. К инструментам косвенного воздействия на инновационный потенциал можно отнести: инвестиционный нало-

говый вычет, амортизационную премию, отсрочку (рассрочку) по уплате налога, инвестиционный налоговый кредит, инвестиционный налоговый вычет, налоговые льготы и преференции для участников (резидентов) региональных инвестиционных проектов, специальных преференциальных зон и территорий пространственного экономического развития.

5. По стадиям инновационного процесса может быть предложена следующая классификация инструментов: инструменты, стимулирующие создание новшества (затратная стадия), и инструменты, стимулирующие их распространение (доходная стадия). Необходимо отметить, что в России основной акцент в предоставлении налоговой поддержки приходится на стадию научных исследований исходя из фактически осуществленных расходов, в то время как результат коммерциализации полученных достижений налоговыми льготами не поддерживается [13, с. 22].

В качестве инструментов налогового стимулирования на стадии НИОКиТР в мировой практике применяются: налоговый кредит, ускоренная амортизация активов, применение повышающих коэффициентов при включении расходов в налоговую базу при исчислении корпоративного налога, налоговые каникулы. Причем налоговый кредит является основным инструментом налогового стимулирования инновационной деятельности за рубежом [5]. Вместе с тем в качестве инструмента налоговой поддержки результатов НИОКиТР за рубежом распространен налоговый режим «патент бокс» [6]. Е.С. Вылкова, Н.Г. Викторова и Н.В. Покровская отмечают, что, следуя принципу справедливости налогообложения, аналогичную меру поддержки (меру поддержки результатов НИОКиТР) следует предусмотреть для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения [7, с. 22].

6. В зависимости от результата оценки эффективности налоговые инструменты могут быть признаны эффективными и неэффективными. Инструменты налоговой поддержки, направленные на снижение налоговой нагрузки, приводят к выпадающим доходам бюджетной системы. С точки зрения бюджетного законодательства выпадающие доходы признаются налоговыми расходами. Термин «налоговые расходы» для отечественной экономики новый. Впервые в 1959 г. отчет о налоговых льготах начал формироваться в Гер-

мании, тем не менее термин «налоговые расходы» впервые применил американский финансист С. Сюррей в 1967 г. Со временем концепция оценки эффективности получила распространение во многих странах мира. В России впервые неофициальный доклад о налоговых расходах прозвучал в 2004 г., когда была обозначена необходимость инвентаризации налоговых льгот и оценки их эффективности. В 2014 г. Минфином России в основных направлениях налоговой и бюджетной политики государства был опубликован первый отчет о налоговых расходах. В настоящее время оценка эффективности налоговых расходов предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019—2024 годах». С 2019 г. оценка эффективности налоговых расходов стала обязательной на федеральном уровне и для субъектов РФ, а с 2020 г. — для муниципальных образований.

Повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, в том числе налоговых расходов, является важным направлением в методологическом подходе бюджетирования, ориентированного на результат. Кроме того, оценка эффективности налоговых расходов является важным компонентом формирования надлежащей бюджетной политики.

Согласно отчету Счетной палаты РФ о результатах внедрения концепции налоговых расходов в бюджетный процесс РФ объем налоговых расходов существенно увеличился: в 2019 г. — 5,12 трлн руб., в 2020 г. — 5,33 трлн руб., в 2021 г. — 7,25 трлн руб., в 2022 — 8,25 трлн руб. При этом объем нераспределенных налоговых расходов по госпрограммам и целям социально-экономического развития остается высоким, сохраняется значительная доля налоговых расходов, методика оценки эффективности которых не утверждена, критерий отнесения льгот к элементам налогообложения не позволяет однозначно определить льготы в качестве налоговых расходов, сохраняется низкий интерес кураторов к оценке эффективности налоговых расходов [21].

Действительно, оценка эффективности многих инструментов налогового стимулирования затруднительна как за счет отсутствия информационной базы для анализа, так и за счет отсутствия надлежащей методики оценки. С.П. Солянникова отмечает, что оценка

эффективности налоговых расходов требует наличия достоверной и достаточной статистической базы с количественно оцениваемыми значимыми корреляционными связями за период не менее десяти лет, которая в настоящее время не всегда существует, что обуславливает необходимость начать формирование информационной базы для проведения таких оценок [18, ^ 14]. С.Е. Демидова отмечает, что сегодня отсутствует возможность сопоставления эффективности налоговых расходов. Причина — в отсутствии системы автоматизированной оценки эффективности, содержательное наполнение информационной системы требует разработки единых форм отчетности, алгоритмов принятия решений по отмене или использованию налоговых льгот (преференций) [10, ^ 18].

Необходимо отметить, что предпосылки к систематизации норм права и трансформации действующих преференциальных режимов были предприняты Министерством экономического развития в 2019 г. [20]. Кроме того, Счетная палата РФ неоднократно отмечала, что необходимо установить порядок оценки эффективности преференциальных режимов, направленных на создание благоприятных условий для реализации проектов [21].

7. По сроку применения инструменты налогового стимулирования можно типизировать как инструменты, действующие на постоянной основе, и инструменты, предусмотренные с действием на определенный период. Например, большинство мер поддержки НДС носят постоянный характер. В то же время льготы, предусмотренные региональными инвестиционными проектами или особыми экономическими зонами, действуют, как правило, ограниченный период времени. К примеру, освобождение от уплаты налога на прибыль предоставляется участникам «Сколково» в течение десяти лет. Принимая во внимание концепцию эффективности предоставления налоговых льгот и преференций, действующее законодательство меняется и при установлении новых инструментов налогового стимулирования в настоящий момент учитывает срочность их предоставления. Так, например, для ГГ-отрасли при исчислении налога на прибыль ставка налога 0% предоставляется на срок с 2022 по 2024 г.

В мае 2023 г. организации освободили от уплаты налога на прибыль при проведении инвентаризации объектов интеллектуальной

собственности. Данная мера поддержки возобновлена сроком на три года, с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. включительно, а для субъектов СМП — на пять лет. Срочность предоставления пониженных ставок в определенных расчетных периодах и для определенных категорий характерна для страховых взносов.

8. По виду оказываемого эффекта инструменты налогового стимулирования можно разделить на инструменты, оказывающие реальный денежный эффект, и инструменты, оказывающие отложенный эффект. К примеру, Л.И. Гончаренко и Н.Г. Вишневская отмечают, что амортизационная премия, которая позволяет включать единовременно в состав текущих расходов затраты капитального характера в размере от 10 до 30%, в зависимости от амортизационной группы, не обеспечивает организации реального монетарного эффекта, но обеспечивает кэш-эффект [8, с. 127], в то время как признание расходов на НИОКР с повышающим коэффициентом 1,5 обеспечивает организации реальную экономию по налогу на прибыль (монетарный эффект) [8, с. 127].

9. По обязательности применения налоговые инструменты можно классифицировать как обязательные и необязательные. Основным инструментом налогового стимулирования являются налоговые льготы. Согласно ст. 56 НК РФ применение налоговых льгот — это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет возможность отказаться от применения налоговых льгот. Например, хозяйствующий субъект при расчете налога на прибыль организации вправе включать расходы на НИОКР с коэффициентом 1,5, применять ускоренную амортизацию, пониженную ставку и др. Помимо налоговых льгот добровольным является применение специального налогового режима, инвестиционного налогового кредита, отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

В то же время налогоплательщик, осуществляющий операции, предусмотренные п. 2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения от НДС [1]. Необходимо отметить, что данное налоговое правило неоднозначно воспринимается на практике, поскольку не все покупатели готовы приобретать (использовать) объект интеллектуальной собственности без входящего НДС.

10. По механизму стимулирования налоговые инструменты можно классифицировать следующим образом:

• направленные на освобождение от налогообложения отдельных налогоплательщиков. Например, освобождение от налогообложения организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», участников инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ) и др.;

• направленные на выведение из-под налогообложения отдельных объектов. К примеру, освобождение от налогообложения НДС реализации исключительных прав по договору коммерческой концессии или лицензионному договору, выполнение НИОКР за счет средств бюджетной системы, ввоз расходных материалов для НИОКР, аналогов которых не производится в РФ и т.д.;

• направленные на уменьшение налоговой базы. В частности, включение расходов на НИОКР в расчет налоговой базы при исчислении налога на прибыль, в том числе включение расходов с коэффициентом 1,5, исключение из налоговой базы доходов, полученных от фондов, ускоренная амортизация, амортизационная премия и др.;

• направленные на уменьшение налоговой ставки, а именно ст. 284 НК РФ, где предусмотрена пониженная ставка для резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны и участников ОЭЗ, участников региональных инвестиционных проектов (РИП), для участников специальных инвестиционных контрактов (СПИК), инновационного центра «Сколково» и др.;

• направленные на уменьшение окладной части. Например, инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, уменьшающий сумму налога, исчисленного по налогу на прибыль организации, налоговые вычеты, предусмотренные участниками соглашения о защите капитальных вложений (СЗПК) и др.;

• к инструментам, направленным на изменение сроков уплаты налога, можно отнести инвестиционный налоговый кредит, отсрочку (рассрочку) по уплате налогов.

11. В зависимости от режима налогообложения инструменты налогового стимулирова-

ния можно разделить на инструменты, предусмотренные общей системой налогообложения, и инструменты, предусмотренные специальными режимами налогообложения. В действующем налоговом законодательстве России большинство инструментов предусмотрены относительно налога на прибыль организации, а также НДС и налога на имущество организаций. Инструментарий налогового стимулирования инновационной деятельности на специальных режимах налогообложения незначителен. Из всех предусмотренных специальных режимов налогообложения хозяйствующие субъекты могут применять только упрощенную систему налогообложения (УСНО). Причем налоговые льготы предусмотрены только на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Согласно налоговому законодательству, расходы на НИОКР поименованы в ст. 346.16 НК РФ, кроме того, предусмотрена возможность включать расходы с коэффициентом 1,5.

12. По широте поддержки инструменты налогового стимулирования могут быть классифицированы как комплексные и локальные. Во-первых, комплексные инструменты поддержки предполагают набор мер налогового стимулирования для определенных отраслей или видов деятельности. Например, для ИТ-компаний на текущий момент в перечень налоговых льгот входят: нулевая ставка по налогу на прибыль; освобождение от НДС реализации отечественного программного обеспечения; пониженный тариф страховых взносов; мораторий на проведение проверок государственными органами [12, ^ 45]. Во-вторых, комплексные меры поддержки представлены для участников РИП, резидентов ОЭЗ, зон территориального развития (ЗТР), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), а также льготы и преференции для участников СПИК, участников СЗПК, инновационного центра «Сколково», государственным научным центрам (ГНЦ).

13. По направлению применения инструменты налогового стимулирования могут быть дифференцированы как целевые и нецелевые. Целевая составляющая налогового стимулирования предполагает, с одной стороны, соблюдение целей налогового стимулирования, например, создание основных средств, осуществление определенного объема капитало-

вложений, создание рабочих мест. С другой стороны, цель предполагает достижение определенных результатов, взаимоувязывание результатов налогового стимулирования с целевым использованием «высвободившихся» средств. В настоящий момент данный аспект в налоговой системе не реализован, и контроль целевого использования «высвободившихся» средств не предусмотрен.

14. По платности использования меры налоговой поддержки можно разделить на платные и бесплатные. Из всех предусмотренных инструментов налогового стимулирования инноваций большинство мер поддержки не предполагают платность для налогоплательщика, а напротив, направлены на снижение налогового бремени. Однако инструменты переноса срока уплаты налога могут предполагать уплату процентов.

15. По целям социально-экономического развития государства инструментарий налогового стимулирования может различать стратегические и оперативные инструменты. Причем к стратегическим целесообразно отнести меры поддержки, которые направлены на достижение цели социально-экономического развития, в то время как инструменты оперативного характера нацелены на создание условий для достижения стратегических целей [15, с. 461].

Результаты исследования и их практическая значимость. Классификация инструментов налогового стимулирования позволила выявить следующие проблемы.

Во-первых, текущая налоговая система России предусматривает инструменты налогового стимулирования в большей мере на стадии научных исследований, исходя из фактически осуществленных расходов, в то время как на стадии коммерциализации полученных результатов налоговая поддержка отсутствует.

Во-вторых, в настоящий момент отсутствует увязка между предоставленными инструментами налогового стимулирования с результатами инновационных проектов и целевым использованием «высвободившихся средств».

В-третьих, в отечественной налоговой системе налоговые льготы в части налога на доходы физических лиц, занимающихся исследованиями и разработками, не предусмотрены.

В-четвертых, в текущей налоговой системе РФ почти не предусмотрены инструменты,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

направленные на снижение административного давления.

В-пятых, инструменты налогового стимулирования, предусмотренные преференциальными режимами, требуют обобщения и систематизации в отдельной налоговой отчетности, что способствовало бы формированию информационной базы для оценки эффективности налоговых расходов.

Заключение. Совершенствование инструментов налогового стимулирования инноваций должно реализовываться с учетом развития обозначенных выше положений. Уточненная классификация инструментов налогового стимулирования инновационного потенциала представляет как теоретическую, так и практическую значимость в изучаемой предметно-объектной области, поскольку позволяет выявить прикладные проблемы, решение которых будет способствовать формированию оптимальной модели налогового стимулирования инноваций в России. Однако корректировать или внедрять новые инструменты налогового стимулирования инноваций необходимо с учетом оценки бюджетной эффективности и с формированием информационной базы за счет развития налогового учета и налоговой отчетности хозяйствующих субъектов, а также за счет создания ФНС России автоматизированной оценки эффективности налоговых расходов. Некоторые рассмотренные аспекты требуют более углубленного анализа, в частности, вопрос внедрения в налоговую систему режима «патент бокс», получившего широкое распространение за рубежом, а также вопрос развития инструментов налогового стимулирования совместной деятельности (консорциума) в инновационной деятельности, в том числе консорциума исследовательской инфраструктуры в рамках ЕАЭС, что обуславливает дальнейшее изучение данных вопросов.

Список источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 8165/ (дата обращения: 16.11.2023).

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // URL: http://www.

kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 16.11.2023).

3. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 16.11.2023).

4. Распоряжение Правительства РФ от 20 мая 2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года» // URL: https://www.consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_447895/ (дата обращения: 16.11.2023).

5. Falck O, Kerkhof APfaffl C. Steuern und Innovation // Ifo Forschungsberichte. 2021. № 123. S. 35.

6. Englisch, J. Steuer- und wirtschaftspolitische Bedeutung von Patentboxen im Post-BEPS-Zeitalter // Wirtschaftsdienst. 2017. № 97. S. 577-583.

7. Вылкова Е.С., Викторова Н.Г, Покровская Н.В. Актуализация методов стимулирования НИОКР при налогообложении прибыли организаций в России // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, № 5. С. 44-58.

8. Гончаренко Л.И., Вишневская Н.Г. Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта // Экономика. Налоги. Право. 2019. Т. 12, № 4. С. 121-131.

9. Гончаренко Л.И., Мельникова Н.П. О новых подходах к политике применения налоговых льгот и преференций в целях стимулирования развития экономики // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 2. С. 96-104.

10. Демидова С.Е. Оценка системы управления налоговыми расходами бюджетов субъектов Федерации // Вестник экономики, права и социологии. 2023. № 3. С. 16—19.

11. Косенкова Ю.Ю. Роль налоговых инструментов в обеспечении финансирования малого и среднего предпринимательства // Вопросы региональной экономики. 2023. № 2 (55). С. 151-159.

12. Косенкова Ю.Ю. Порядок и условия применения нулевой ставки налога на прибыль организаций ИТ-компаниями // Вестник бухгалтера Московского региона. 2023. № 3. С. 45-48.

13. Лыкова Л.Н. Налоговая поддержка инноваций в России // Общественные науки и современность. 2019. № 5. С. 17-29.

14. Энциклопедия теоретических основ налогообложения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 503 с.

15. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистров / под ред. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 519 с.

16. Мандрощенко О.В. и др. Налоговые инструменты в реализации инвестиционной политики регионов. М.: Дашков и К, 2021. 232 с.

17. Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. № 3. С. 249-259.

18. Солянникова С.П. Надлежащая бюджетная политика для меняющейся экономии-ки // Мир новой экономики. 2021. Т. 15, № 2. С. 6-15.

19. Индикаторы инновационной деятельности: 2023: стат. сб. / В.В. Власова, Л.М. Гох-берг, Г .А. Грачева и др. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 292 с.

20. URL: https://tass.ru/ekonomika/6826482 (дата обращения: 16.11.2023).

21. Счетная палата Российской Федерации // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ef7 /p7 hok6 uxhil03f1xxwrw4cgirv8w3nck.pdf (дата обращения: 16.11.2023).

References

1. The Tax Code of the Russian Federation (part two) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165 / (date of access: 11/16/2023).

2. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/ 43027 (date of access: 11/16/2023).

3. Decree of the President of the Russian Federation dated December 1, 2016 No. 642 "On the Strategy of Scientific and technological development of the Russian Federation" // URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (date of access: 11/16/2023).

4. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 20, 2023 No. 1315-r "On approval of the Concept of technological development for the period up to 2030" // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_447895 / (date of access: 11/16/2023).

5. Falck O, Kerkhof A, Pfaffl C. Management and Innovations // Ifo Research Reports. 2021 No. 123. P. 35.

6. Englisch, J. Tax and military-political activity in the field of patent rights according to the BEPS era // Military-political science. 2017. No. 97. P. 577-583.

7. Vylkova E.S, ViktorovaN.G., Pokrovskaya N.V. Actualization of methods of stimulating R&D in the taxation of profit of organizations in Russia // Bulletin of the Ural State University of Economics. 2018. Vol. 19, No. 5. pp. 44-58.

8. Goncharenko L.I., Vishnevskaya N.G. Tax incentives for innovative development of industrial production based on the analysis of advanced foreign experience // Economy. Taxes. Right. 2019. Vol. 12, No. 4. pp. 121-131.

9. Goncharenko L.I, Melnikova N.P. On new approaches to the policy of applying tax benefits and preferences in order to stimulate economic development // Economy. Taxes. Right. 2017. No. 2. pp. 96-104.

10. Demidova S.E. Assessment of the tax expenditure management system of the budgets of the subjects of the Federation // Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2023. No. 3. pp. 16—19.

11. Kosenkova Yu.Yu. The role of tax instruments in providing financing for small and medium-sized businesses // Regional economic issues. 2023. No. 2 (55). pp. 151-159.

12. Kosenkova Yu.Yu. The procedure and conditions for the application of the zero corporate income tax rate by IT companies // Bulletin of the

accountant of the Moscow region. 2023. No. 3. pp. 45-48.

13. Lykova L.N. Tax support for innovations in Russia // Social Sciences and modernity. 2019. No. 5. pp. 17-29.

14. Encyclopedia of theoretical foundations of taxation / edited by I.A. Maiburov, Yu.B. Ivanov. M.: UNITY-DANA, 2016. 503 p.

15. Tax policy. Theory and practice: a textbook for magicians / edited by I.A. Maiburov. M.: UNITY-DANA, 2017. 519 p.

16. Mandroshchenko O.V. et al. Tax instruments in the implementation of the investment policy of the regions. M.: Dashkov and K, 2021. 232 p.

17. Ponkin I.V., Redkina A.I. Classification as a method of scientific research, in particular in legal science // Bulletin of the Perm University. Legal sciences. 2017. No. 3. pp. 249—259.

18. Solyannikova S.P. Proper budgetary policy for a changing economy // The world of the new economy. 2021. Vol. 15, No. 2. pp. 6—15.

19. Indicators of innovation activity: 2023: statistical collection / V.V. Vlasova, L.M. Gok-hberg, G.A. Gracheva et al. M.: HSE, 2022. 292 p.

20. URL: https://tass.ru/ekonomika/6826482 (date of access: 11/16/2023).

21. Accounts Chamber of the Russian Federation // URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/ ef7/p7hok6uxhil03f1xxwrw4cgirv8w3nck.pdf (date of access: 11/16/2023).

Информация об авторе

Д.А. Дубков — аспирант Департамента налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, старший преподаватель кафедры экономики, финансов и финансового права Псковского государственного университета, член Палаты налоговых консультантов России, член Института профессиональных бухгалтеров России.

Information about author

D.A. Dubkov — Postgraduate Student of Department of Taxes and Tax Administration, Faculty of Taxes, Audit and Business Analysis of Financial University under the Government of the Russian Federation, Senior lecturer of Department of Economics, Finance and Financial Law of Pskov State University, member of Chamber of Tax Consultants of Russia, member of Russian Institute of Chartered Accountants.

Статья поступила в редакцию 15.12.2023; одобрена после рецензирования 15.01.2024; принята к публикации 1 5.02.2024.

The article was submitted 15.12.2023; approved after reviewing 15.01.2024; accepted for publication 15.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.