Научная статья на тему 'Классификация инструментария ударной установки'

Классификация инструментария ударной установки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
509
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / PERCUSSION INSTRUMENTS / БАРАБАНЫ / DRUMS / УДАРНАЯ УСТАНОВКА / DRUM SET (TRAP SET) / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / МЕМБРАНОФОНЫ / ИДИОФОНЫ / MEMBRANOFONS / IDIOFONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколов Г. В.

Задача данной статьи состоит в создании частной классификации инструментов ударной установки. Во вступительном разделе проводится анализ представлений о классификации ударных инструментов. В основном разделе, опираясь на эти работы, выявляются признаки, по которым будет строиться частная классификация инструментов ударной установки. В качестве вывода приводится классификационная таблица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of given article will consist in creation of individual classification of percussion instruments of drum set. In introductory section the analysis of representations about classification of percussion instruments is carried spent. In the basic section, basing for these works, attributes on which individual classification of percussion instruments of drum set will be under construction come to light. As a conclusion the classification table is resulted.

Текст научной работы на тему «Классификация инструментария ударной установки»

конфигурацию для активизации конкретного отдела вокального аппарата, не просто «лепить из бездушной глины», но стараться при показе наполнять руки, изображающие модель, проходящей по ним энергией. Тогда визуализация может оказаться весьма результативной в практической деятельности педагога-вокалиста.

Раскрытая через метод «как будто», визуализация в состоянии обеспечить вокальной педагогике необходимый уровень эффективности, расширив технологические возможности обучения вокалу. Она позволяет обучаемому не только более быстро освоить «технические коды» процесса звукообразования, но и перевести «наглядность» обучения в плоскость теоретического понимания работы фонационного аппарата. Целесообразность данного метода, развивающего образную систему мышления, видится в возможности отхода от привычной системы «натаскивания» и встать на путь самостоятельного поиска. Ведь визуальные возможности данного концентрированного метода передачи технологической информации бесконечно разнообразны.

Примечания

1. Ефимова Н. И. Музыкальное образование сегодня: стратегия трансформации / Н. И. Ефимова // Музыкально-теоретическое образование в свете Болонских соглашений: сб. науч. ст. - М.: МГУКИ, 2007.

2. Морозов В. П. Искусство резонансного пения / В. П. Морозов. - М., 2002.

3. Станиславский К. С. Работа актера над собой / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954. - Ч. 2.

4. Труды ГИМНа: сборник докладов, прочитанных на 1-й Всероссийской конференции вокальных ученых и педагогов. Вокально-методологическая секция. - М., 1926.

Г. В. Соколов

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УДАРНОЙ УСТАНОВКИ

Задача данной статьи состоит в создании частной классификации инструментов ударной установки. Во вступительном разделе проводится анализ представлений о классификации ударных инструментов. В основном разделе, опираясь на эти работы, выявляются признаки, по которым будет строиться частная классификация инструментов ударной установки. В качестве вывода приводится классификационная таблица. Ключевые слова: музыкальное образование, ударные инструменты, барабаны, ударная установка, классификация, мембранофоны, идиофоны.

The problem of given article will consist in creation of individual classification of percussion instruments of drum set. In introductory section the analysis of representations about classification of percussion instruments is carried spent. In the basic section, basing for these works, attributes on which individual classification of percussion instruments of drum set will be under construction come to light. As a conclusion the classification table is resulted. Keywords: musical education, percussion instruments, drums, drum set (trap set), classification, membranofons, idiofons.

Задача данной статьи состоит в том, чтобы, основываясь на разработках разных авторов, попытаться создать частную классификацию инструментария, входящего в состав ударной установки, воспринимая её как систему ударных инструментов, и понять, сообразуясь с какими классификационными признаками она будет строиться.

По сложившейся до недавнего времени традиции ударные делятся на три больших семейства: мембранофонов, идиофонов металлических и идиофонов деревянных.

Приоритет в создании такой классификации, а также и в терминологии принадлежит К. Заксу (4). Этот же принцип используют и другие исследователи, например польские музыковеды И. Павловский (5) и В. Котоньский (3). Такая классификация представляется на сегодняшний момент не совсем полной по нескольким причинам.

Во-первых, исходя из неё, группа мембранофонов предстаёт однородной и неделимой. Такое понимание не совсем верно, поскольку при систематизации этой группы необходимо также помнить о материалах, из которых изготовлен корпус мембранофона и мембраны, о способах звукоизвлечения, об этнических особенностях инструментов, о функциональной нагрузке при создании ритмических формул и, наконец, о темброво-акустических характеристиках инструментов.

Во-вторых, в ней не находится места идиофонам выполненным из других материалов, помимо металла и дерева, - таких, как стекло, камень, современные полимерные материалы, твёрдая сушёная кожа, наждачная бумага и т.д.

В-третьих, в этом разделении по группам не нашлось места для ещё одного важного классификационного признака - разделения по чистоте воспроизводимого звука, то есть наличию или отсутствию в нем определённой высоты звучания (определённого, хорошо различимого количества герц).

Одной из работ, в которых подробно освещён именно вопрос систематизации ударных инструментов, является исследование А. Панаиотова (2). Во введении он даёт основную классификацию инструментария, а затем, опираясь на неё, осуществляет общий анализ всего существующего в мире академической музыки ударного инструментария. Автор предлагает классифицировать ударные инструменты следующим образом:

1. Мембранофоны — инструменты, в которых звучащими телами являются: мембрана, корпус самого инструмента и воздух, заключённый в корпусе.

2. Идиофоны — у этой группы звучащим телом является непосредственно сама масса инструмента и, при наличии полостей, ещё и воздух внутри него.

Такое разделение инструментов на две группы — одно из наиболее точных в современной классификации, но и в нём существуют исключения. Дело все в том, что одним из основных признаков мембранофона, помимо наличия, собственно, мембраны, является ещё и наличие воздуха внутри инструмента, который входит в комплекс его звучащих тел. Существует африканский ударный инструмент под названием «деревянный барабан», у которого мембрана как таковая отсутствует. Этот выдолбленный из цельного куска древесины барабан имеет цилиндрическую форму, а на месте мембраны находится плоскость, её заменяющая, на которой играют специальными колотушками. Несмотря на то, что в этом барабане отсутствует мембрана, понимаемая нами как натянутый на корпус инструмента некий эластичный материал, всё же второй признак мембранофонов в этом инструменте присутствует. Этим признаком является соотношение величины внутренней полости и толщины стенок инструмента — стенки по сравнению с величиной полости достаточно тонкие, что позволяет звучать воздуху, заключённому внутри. Этот инструмент можно отнести и к группе мембранофонов, с оговоркой, что мембрана у него деревянная, и к группе идиофонов, поскольку звучащим телом является сама масса инструмента. Ещё одним исключением является сравнительно новый перуанский ударный инструмент — кахон (еа;|'оп — исп. — ящик, короб). Он представляет собой деревянный короб со специальным резонирующим отверстием в задней стенке. В этом инструменте также есть мембрана, которая сделана из фанеры и имеет прямо-

угольную конфигурацию. Таким образом, кахон тоже можно отнести как к мембранофонам, так и к идиофонам. Ещё одним исключением из этого подразделения на две группы являются так называемые «бубнообразные», или «тамбуринообраз-ные», инструменты (такие инструменты, как бубен, тамбурин, пандейра, дойра и т.д.). Если деревянный барабан и кахон можно было отнести к обеим группам за счёт конструктивных особенностей и материалов, то сущность этой подгруппы состоит именно в соединении тембровых признаков идиофонов и мембранофонов; таким образом, инструментарий данного семейства не попадает ни в одну из предложенных в данной классификации групп, а является скорее всего дополнительной переходной группой между ними. Можно предположить, что данная подгруппа, соединяя признаки мембранофонов и идиофонов, является первой системой ударных, как бы прообразом ударной установки.

Следующим признаком, по которому происходит разделение инструментария в работе А. Панаиотова, является высота звука (2, с. 7-9). Сообразуясь с этим признаком, все ударные инструменты делятся на три группы: инструменты с определённой высотой звука (дающей возможность точного вычисления количества герц), инструменты без определённой высоты звука (то есть, по сути дела, воспроизводящие шум, треск, звон и т.д.), инструменты для специальных целей (так называемые инструменты «к случаю»).

Несколько другое видение этой проблемы можно наблюдать в статье В. Бибер-гана «К вопросу о классификации ударных» (1). Автор выявляет актуальность проблемы систематизации ударных инструментов, и в порядке постановки вопроса делает попытку общей классификации инструментария ударной группы. Основным принципом, сообразуясь с которым проводится систематизация в данной работе, является тембровый признак ударного инструментария. Причём классификация ударных по тембровому признаку в представлении автора является более цельной и единой по сравнению с классификациями по другим признакам. Он пишет о том, что в трудах по инструментовке делается упор на подробное описание черт различия. Черты различия между ударными, по мнению автора, выявлены достаточно полно, но так как современное состояние инструментария требует нового подхода и вносит поправки в существующие разработки, он предлагает выявить основной объединяющий классификационный признак. Таким признаком, по мнению В. Бибергана, является тембровое родство инструментов, сообразуясь с которым им и предложена своя классификация. Он предлагает систематизировать весь ударный инструментарий по четырём подгруппам, которым для упрощения терминологии даны следующие названия: мембранные, металлические, деревянные, стеклянные и каменные. Дополнительно он выделяет условную подгруппу инструментов «свистящих, гудящих, использующих ударную силу воздушной волны».

В каждой из первых трёх подгрупп выделено по три семейства однородных инструментов, в четвертой подгруппе их два.

Далее он пишет о том, что исторически сложились определённые связи между инструментами внутри семейств и подгрупп, что обусловлено тембровым родством инструментария, входящим в ту или другую подгруппу. Одной из таких «тембровых серий» является сочетание большого «педального» и малого (на подставке) барабанов в составе ударной установки. Данная связь очень показательна, ведь именно она и явилась, так сказать, фундаментальной основой для возникновения ударной установки.

Ещё одно предложение автора имеет под собой веские основания и должно быть принято на вооружение в классификационных разработках. В. Биберган отмечает, что термины «с определённой высотой звука» и «с неопределённой высотой звука»

довольно приблизительны и не отвечают возросшим требованиям музыкальной науки. По его мнению возможности интонирования инструментов, относящихся к указанным выше группам, во многом сблизились. Целый ряд ударных инструментов в результате своего технического усовершенствования постепенно переходит из разряда неопределённо звучащих в разряд инструментов с определённой высотой звука. У значительного количества ударных инструментов с неопределённой высотой звука оказалось возможным определить их звуковысотность относитель-н о друг друга. На основе этого принципа в современной музыке используются однородные инструменты с неопределённой высотой звука. В связи с этим он предлагает терминологически более точно определять эти две группы как инструменты абсолютного интонирования и инструменты относительного интонирования (разрядка В. Бибергана. - Г. С.).

Данное предложение очень осмысленно и своевременно, поскольку в современном инструментарии есть множество примеров подобного рода. Применительно к ударной установке этот тезис более чем правилен, поскольку именно в её составе присутствуют подобные серии инструментов, например наборы разновысоких том-томов или тарелок сплэш.

Анализируя труды по инструментоведению и инструментовке, можно прийти к выводу о том, что в отечественном музыкознании не существует единого понимания классификационных признаков ударных инструментов, а следовательно, общая классификация ударных у разных исследователей основывается на различных исходных данных, что, безусловно, не даёт возможности увидеть общую картину бытования ударных инструментов в современном музыкальном мире.

Для начала необходимо, условно - в порядке убывания значимости функциональной нагрузки, представить полную картину всего инструментария, составляющего современную ударную установку. Данное перечисление составлено на основе анализа современной исполнительской практики.

Вот эти инструменты: большой барабан, малый барабан, парные тарелки на специальной подставке, или хай-хет, том-том, подвесная тарелка райд, подвесная тарелка крэш, подвесная тарелка сплэш, подвесная тарелка чайна, тамбурин без мембраны, ков-белл, вуд-блок, бонго, конга, джембе, тимбалес, гонг-бас барабан, гонг, там-там, рото-том, октобан, чаймс, дополнительные электронные ударные инструменты.

Некоторые из перечисленных инструментов присутствуют в любой ударной установке, другие добавляются время от времени индивидуально некоторыми исполнителями. Существуют ударные, которые не приведены здесь, но очень редко, практически в единичных случаях включаются в ударную установку для выполнения строго определённых функций. Эти случаи настолько редки и не характерны, что такого рода инструментарий здесь рассматриваться не будет. Можно только перечислить эти инструменты: литавры, маримба, колокольчики, кротали и т.д.

Ещё одна группа инструментов - так называемые, инструменты «к случаю». Как сказано выше, такие инструменты тоже используются очень редко, поэтому и их и другие нехарактерные инструменты можно будет в этой классификации выделить в одну группу. Почти все эти инструменты представлены в рассмотренных выше классификациях. Итак, все инструменты ударной установки можно, по классификации А. Панайотова, условно отнести к категории инструментов с неопределённой высотой звука, или, как предлагает В. Биберган, к инструментам относительного интонирования.

Все перечисленные инструменты делятся на две группы: мембранофонов и иди-офонов.

Каждая из этих групп включает основные инструменты и дополнительные, которые ещё можно назвать перкуссионными. В данном случае термин «перкуссионный» означает принадлежность к группе этнических музыкальных инструментов, добавление которых в состав инструментария ударной установки происходит по желанию исполнителя. Эти инструменты призваны разнообразить темброво-коло-ристические функции ударной установки и дать возможность исполнителю раскрасить и расцветить музыкальную ткань.

Некоторые из перечисленных ударных сами являются основой для определённой инструментальной подгруппы. Это такие инструменты, как большой барабан, малый барабан, хай-хет, подвесные тарелки райд, крэш и сплэш. Другие инструменты объединяются в подгруппы согласно функциональности и материалу вибратора. Это перкуссионные мембранофоны и перкуссионные идиофоны.

Таким образом, частная классификация инструментария ударной установки будет выглядеть так:

Примечания

1. Биберган В. К вопросу о классификации ударных / В. К. Биберган // Вопросы оркестровки: сб. тр. ГМПИ. Вып. 47. - М., 1980.

2. Панаиотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах / А. Панайотов. - М., Сов. композитор, 1973.

3. Котоньский В. Ударш шструменти в сучасному оркестр! / В. Котоньский. - Кшв, 1971.

4. Sachs C. Vergleichende Musikwissenschaft / C. Sachs. - Breslau.

5. Pawlovski I. Podstawy instrumentaji / I. Pawlovski. - Cz.: PWM, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.