Научная статья на тему 'Инструменты ударной установки и их частная классификация'

Инструменты ударной установки и их частная классификация Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2179
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / БАРАБАНЫ / УДАРНАЯ УСТАНОВКА / КЛАССИФИКАЦИЯ / МЕМБРАНОФОНЫ / ИДИОФОНЫ / PERCUSSION INSTRUMENTS / DRUMS / DRUM SET / CLASSIFICATION / MEMBRANOFONS / IDIOPHONES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Соколов Г. В.

Данная работа посвящена частной классификации ударных инструментов, составляющих ударную установку. Автор анализирует существующие классификационные разработки, и моделирует на их основе собственную частную классификацию ударного инструментария. В данной работе содержатся выводы относительно классификационного осмысления ударного инструментария, а также определяется классификационная основа и главные тенденции дальнейшего инструментального насыщения ударной установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF DRUM SET AND THEIR PARTICULAR CLASSIFICATION

The paper is devoted to private classification of drum instruments making drum set. The author analyzes existing classification workings out, and makes his own particular classification of percussion instruments on their basis. The author comes to the conclusions concerning classification judgement of drum set, and also the classification basis and the main tendencies of the further instrument saturation of drum set are defined.

Текст научной работы на тему «Инструменты ударной установки и их частная классификация»

УДК 78

ИНСТРУМЕНТЫ УДАРНОЙ УСТАНОВКИ И ИХ ЧАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

© 2010 Г.В.Соколов

Военный институт (военных дирижёров) Военного университета. Москва

Статья поступила в редакцию 26.11.2009

Данная работа посвящена частной классификации ударных инструментов, составляющих ударную установку. Автор анализирует существующие классификационные разработки, и моделирует на их основе собственную частную классификацию ударного инструментария. В данной работе содержатся выводы относительно классификационного осмысления ударного инструментария, а также определяется классификационная основа и главные тенденции дальнейшего инструментального насыщения ударной установки.

Ударные инструменты, барабаны, ударная установка, классификация, мембранофоны, идиофоны.

Задача данной работы состоит в том, чтобы, основываясь на разработках разных авторов, попытаться создать частную классификацию инструментария, входящего в состав ударной установки, воспринимая её как систему ударных инструментов, и понять, сообразуясь с какими классификационными признаками, она будет строиться. Такого рода частная классификация даст возможность более детально проанализировать группы, подгруппы и отдельные инструменты ударной установки, выявить их сходство и различие, уточнить функциональную нагрузку каждого, а также сделать прогноз направлений дальнейшего качественного и количественного развития и совершенствования инструментария, входящего в её состав.

В современной теории инструментального исполнительства и инструментоведения существует несколько подходов к изучению музыкальных инструментов вообще и ударных инструментов в частности. Это такие подходы как: 1) Описательный; 2) Инструментоведческий; 3) Науки об инструментовке; 4) Классификационный. Для более полного освещения направлений изучения музыкальных инструментов, необходимо детально рассмотреть каждый из этих подходов, выявить сходства и различия между ними, а также осознать их функциональную нагрузку в современной теории инструментального исполнительства.

Описательный подход предполагает полный анализ существующего инструментария, способов исполнения, рамок применения и функциональных особенностей каждого из инструментов. Такой подход помогает сформировать общее представление о количестве, технологических особенностях, внешнем виде и других признаках ударных инструментов.

Примечательно, что подобного рода исследования предполагают описание инструментария

Соколов Григорий Владимирович, адъюнкт очной адъюнктуры, майор кафедры инструментов военных оркестров. E-mail: shief [email protected]

либо с точки зрения его бытования в той или иной этнической культуре, либо применительно к использованию его в тех или иных музыкальных обстоятельствах. Иными словами исследователь, применяющий подобный подход к изучению ударных инструментов, дифференцирует их по этническим признакам или практически-обстоятельственным условиям исполнительства.

Примером такого подхода во взаимосвязи с этническими признаками может служить иллюстрированный очерк «Музыкальные инструменты Китая» в авторизированном переводе с китайского под редакцией и с дополнениями И.Алендера1. В этой работе можно увидеть все признаки описательного подхода: описание внешнего вида инструмента, выявление его конструктивных особенностей, определение рамок применения в музыкальной практике и др. Примером же описательного подхода во взаимосвязи с практически-обстоятельственными условиями исполнительства может послужить работа Е.Андреевой «Ударные инструменты современного симфонического оркестра»2. В ней автор ставит перед собой задачи чисто практического свойства: определить место и роль ударных инструментов в современном симфоническом оркестре, а также перечислить их и описать основные характерные черты каждого из них, давая рекомендации исполнителям и дирижёрам по практическому исполнительству. Сообразуясь с данным подходом, написана и работа Г.Дмитриева «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние»3. В этом исследовании разбираются вопросы современной трактовки ударной группы в симфоническом оркестре и анализируются некоторые проблемы, связанные

1 Музыкальные инструменты Китая / Пер. с китайского И.Алендер. - М.: 1958.

2 Андреева Е. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. - Киев: 1990.

3 Дмитриев Г. Ударные инструменты: трактовка и со-

временное состояние. - М.: 1991.

с процессом её образования. Необходимо отметить, что одним из основных признаков описательного подхода можно также считать справочную направленность исследований.

Инструментоведческий подход предполагает изучение ударных с точки зрения их генезиса в общемузыкальном и историческом контекстах, что позволяет осознать не только историческую перспективу возникновения и развития того или иного инструмента, но и выявить его этнические и функциональные особенности в соотнесении с общекультурным развитием цивилизации. Одним из самых ярких примеров этого подхода можно считать фундаментальный труд Д.Рогаль-Левицкого «Современный оркестр»4. Здесь можно увидеть полное и детальное исследование оркестрового инструментария. Автор проводит анализ исторической перспективы возникновения и развития отдельных инструментов, описывает их функциональную нагрузку в современном оркестре, разбирает случаи использования этих инструментов в различных формах оркестрового письма, выявляет некоторые классификационные признаки инструментария. Таким образом, в данном труде можно увидеть сочетание нескольких подходов к изучению ударных: инструментоведческого, подхода науки об инструментовке и классификационного.

Подход науки об инструментовке изучает ударные инструменты в их взаимосвязи с оркестровой фактурой и темброво-колористическими функциями. Иными словами, в науке об инструментовке ударные исследуются применительно к общим оркестровым принципам музыкального развития. Такой подход позволяет определить критерии использования инструментария в оркестровом исполнительстве, и дать практические рекомендации по его применению в оркестрах различных составов и направленности. Примером такого подхода могут служить труды таких исследователей как Г.Берлиоз, Ф.Геварт, Э.Ги-ро, Н.Римский-Корсаков, Д.Рогаль-Левицкий, Д.Браславский, и многих других. Обращаясь к этим работам, можно проследить не только развитие подхода науки об инструментовке к изучению ударных инструментов, как полноценных участников музыкально-оркестровой ткани, но и выявить исторические перспективы развития первых классификационных разработок в этой области.

Постепенно в работах этих авторов получали отражение качественные и количественные изменения ударного инструментария в свете его применимости в оркестре, что не могло не сказаться на появлении именно системности в этих работах, хотя по сравнению с исследованием функ-

4 Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. - В 4-х т. -М.: 1953 - 56.

циональной нагрузки ударных инструментов в оркестре академической традиции это и является несколько вторичным. К примеру, Г.Берлиоз в своём классическом «Большом трактате о современной инструментовке и оркестровке» делит все ударные инструменты на две основные группы только по принципу интонирования5. Несомненно, тембровая сторона инструментов и их применимость в оркестре европейской традиции находит своё отражение в этом фундаментальном труде, вопрос же классификации ударных инструментов разработан здесь недостаточно. Э.Ги-ро, в свою очередь, также не уделяет этим инструментам должного внимания в классификационном плане, выделяя в этой группе оркестра лишь литавры, колокольчики, ксилофон, тубо-фон и «ударные инструменты без определённого музыкального звука»6. В труде Ф.Геварта «Руководство к инструментовке», можно встретить ясные указания на определяющий характер материала акустического вибратора (т.е. звучащего тела) у ударных инструментов. Он подразделяет их на две подгруппы: инструменты с натянутыми кожами и металлические7. Все труды по инструментовке позапрошлого века отражают последовательность включения инструментов этой группы в оркестр, сообразуясь с тембральными принципами. Изучая их, легко увидеть историческую перспективу такой последовательности. Вначале в оркестре образовалось семейство мембранофонов, или «барабанной звучности», по выражению В.Бибергана8, затем к нему добавилось семейство металлических ударных инструментов, и в самую последнюю очередь стала формироваться подгруппа деревянных ударных. Причина, по мнению В.Бибергана, кроется в яркой тембральной противоположности этих подгрупп. Представители первой из них наиболее глухие по звучности, второй - наиболее звонкие. Инструменты же третьей группы находятся по тембрально-звуковым характеристикам как раз посередине между ними, т.е. их звучание заполняет среднечастотную часть звукового спектра, что и явилось причиной более позднего вхождения этих инструментов в состав симфонического оркестра европейской традиции.

Н.Римский-Корсаков, в свою очередь, в «Основах оркестровки», выделяет в оркестре шесть инструментальных групп. Две из них являются

5 Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. - М.: 1972.

6 Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки / Новая ред. и доп. Д.Рогаль-Левицкого. -М.: 1934. - С. 73 - 76.

7 Геварт Ф. Руководство к инструментовке // ПСС П.Чайковского. - Т. 3. - М.: 1961. - С.32

8 Биберган В. К вопросу о классификации ударных //

Вопросы оркестровки / Сб. тр. ГМПИ. - Вып. 47. -

М.: 1980. - С.25.

группами ударных инструментов. Он определяет их как «ударная и звенящая с определёнными звуками и ударная со звуками неопределённой высоты»9. В этом определении, а также в том, что из всех групп оркестра ударным отводится целых две, можно, наряду с подходом науки об инструментовке, увидеть начатки классификационного подхода, который будет рассмотрен ниже.

В фундаментальном труде Д.Рогаль-Ле-вицкого «Современный оркестр», наряду с подтверждением принципа деления по точности интонирования, можно увидеть также и принцип классификационного деления по материалу акустического вибратора10. Он пишет об инструментах «с кожей» или «перепончатых» и о «самозвучащих». Это ещё раз подтверждает разделение ударных на мембранофоны и идиофоны.

Классификационный подход предполагает структуризацию инструментария по различным классификационным признакам, таким, например, как материал, из которого изготовлен инструмент, способ формирования звуковых колебаний, форма и конструктивные особенности, способы звукоизвлечения и др. Это даёт возможность выявить типологические черты сгруппированных по этим признакам инструментов и сопоставить эти группы между собой. Подобный подход, конечно при наличии грамотно поставленных задач, коим и будут соответствовать классификационные признаки, способен дать исследователю шанс выявить общие тенденции дальнейшего развития инструментария в целом и ударного инструментария в частности. Бурное непрекращающееся развитие этой инструментальной группы, появление новых, подчас гибридных, видов инструментов, внедрение в музыкальную практику неизвестных ранее широкому кругу музыкантов этнических ударных инструментов, делает необходимым систематизацию классификационных признаков и обобщение опыта, накопленного в этой сфере музыковедческого знания.

Наряду с рассмотренными выше классификационными разработками столпов науки об инструментовке существуют также и труды, которые целиком посвящены только классификации ударных инструментов. Причём авторы этих трудов рассматривают ударные инструменты не в связи с бытованием в оркестре европейской традиции, а самих по себе, позиционируя их как отдельную обширную группу инструментов, самую многочисленную из всех известных на сегодняшний день. По сложившейся до недавнего времени традиции, ударные делятся на три

9 Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки // ПСС: Литературное наследие. - Т. III. - М.: 1959. - С. 31.

10 Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. - В 4-х т. - Т.Ш. - М.: 1953 - 56. - С.120.

больших семейства: мембранофонов, идиофонов металлических и идиофонов деревянных. Приоритет в создании такой классификации, а также и в терминологии принадлежит К.Заксу11. Этот же принцип используют и другие исследователи, например польские музыковеды И.Павловский12 и В.Котоньский13. Такая классификация представляется на сегодняшний момент не совсем полной.

Во-первых, исходя из неё, группа мембранофонов предстаёт однородной и неделимой. Такое понимание не совсем верно. Необходимо, при систематизации этой группы, также помнить и о материалах, из которых изготовлен корпус мембранофона и мембраны, и о способах звукоиз-влечения, и о и об этнических особенностях инструментов, и о функциональной нагрузке при создании ритмических формул, и, наконец, о темброво-акустических характеристиках инструментов. Иллюстрируя данную мысль, можно отметить, что в зарубежной, особенно американской практике принято выделять, например, такую подгруппу мембранофонов как «hand-percussion»14, т.е. инструменты на которых исполнитель извлекает звук посредством удара ладонями или пальцами рук.

Во-вторых, в ней не находится места идио-фонам выполненным из других материалов, помимо металла и дерева, таких как стекло, камень, современные полимерные материалы, твёрдая сушёная кожа, наждачная бумага и т.д.

В-третьих, в этом разделении по группам не нашлось места для ещё одного важного классификационного признака - разделению по чистоте воспроизводимого звука, т.е. наличию или отсутствию в нем определённой высоты звучания (определённого, хорошо различимого количества герц).

Одной из работ, в которых подробно освещён именно вопрос классификации ударных инструментов, является исследование А.Панаиотова15. Эта работа, позиционирующаяся как справочник, что в некотором роде позволяет отнести её к категории работ, в которых используется описательный подход, на самом деле гораздо глубже проникает в проблему систематизации ударных, чем кажется на первый взгляд. Автор в самом начале даёт основную классификацию инструментария, опираясь как на разработанные им самим, так и на систематизированные и синтезированные из других исследований (в основ-

11 Sachs C. Vergleichende Musikwissenschaft, - Breslau.

12 Котоньский В. Ударт iHCTpyMeHra в сучасному оркестрг - Ктв: 1971.

13 Pawlovski I. Podstawy instrumentaji. Cz. PWM. 1970.

14 англ. - ручная перкуссия.

15 Панайотов А. Ударные инструменты в современных

оркестрах. - М.: 1973.

ном из трудов по инструментовке) классификационные признаки инструментов. Затем, опираясь на уже сформированную классификацию, он осуществляет общий анализ всего существующего в мире академической музыки ударного инструментария, с полным описанием внешнего вида инструментов, их функциональной музыкальной нагрузки, а так же способов исполнения и рамок применения в практике, то есть в данном случае описательный подход дополняет классификационный.

А.Панаиотов предлагает классифицировать ударные инструменты следующим образом. Основное разделение инструментария происходит, как он пишет, в зависимости от материала акустического вибратора (т.е. звучащего тела), на основании этого среди ударных инструментов различаются: 1) Мембранофоны - инструменты, в которых звучащими телами являются: мембрана, корпус самого инструмента и воздух, заключённый в корпусе16; 2) Идиофоны - у этой группы звучащим телом является непосредственно сама масса инструмента и, при наличии полостей, ещё и воздух внутри него.

Это подразделение на две группы одно из наиболее точных и оправданных в современной классификации, но и в нём существуют исключения. Дело в том, что одним из основных признаков мембранофона, помимо наличия, собственно, мембраны, является ещё и наличие воздуха внутри инструмента, который входит в его комплекс звучащих тел. Существует африканский ударный инструмент под названием деревянный барабан, у которого мембрана как таковая отсутствует. Этот выдолбленный из цельного куска древесины барабан имеет цилиндрическую форму, а на месте мембраны находится некая плоскость её заменяющая, по которой играют специальными колотушками. Согласно исследованиям К.Закса17 подобный барабан, как он называет его - «корытообразный», появился в период палеолита, в то время, конечно же, человек ещё не умел ни обрабатывать должным образом кожу животных для натяжения на корпус инструмента. Однако, несмотря на то, что в этом барабане отсутствует мембрана, понимаемая как натянутый на корпус инструмента некий эластичный материал, всё же второй признак мембранофонов в этом инструменте присутствует. Этим признаком является соотношение величи-

16 А.Панаиотов считает, что именно перепонка или мембрана является в мембранофонах звучащим телом, что не совсем верно. Скорее всего, мембрана ещё выполняет и функции возбудителя воздушного столба, заключённого внутри ударного инструмента, сродни мундштучной части духовых инструментов, у которых она является таковым возбудителем.

17 Sachs C. Vergleichende...

ны внутренней полости и толщины стенок инструмента: стенки по сравнению с величиной полости достаточно тонкие, что позволяет звучать воздуху, заключённому внутри. Этот инструмент, посему можно отнести и к группе мембранофонов, с оговоркой, что мембрана у него деревянная, и к группе идиофонов, поскольку звучащим телом является сама масса инструмента.

Ещё одним исключением является перуанский инструмент - кахон18, представляющий собой деревянный, несколько модифицированный ящик. Возник этот инструмент в Перу во времена работорговли. Причиной его возникновения стал официальный запрет рабам-неграм использовать свои национальные ударные инструменты, поскольку считалось, что они могут передать призыв к восстанию на большие расстояния. Инструмент так органично вписался по тембру в стилистику фламенко, что постепенно модифицировался и переместился на концертную сцену. Так вот, в этом инструменте мембрана есть, но она сделана из фанеры (в современных кахонах при её изготовлении используются дорогие породы дерева, склеенные в три - пять слоёв) и имеет прямоугольную конфигурацию. Таким образом, кахон, как и «корытообразный» барабан, можно отнести к обеим основным группам ударных инструментов19.

Ещё одним исключением из этого подразделения на две группы являются так называемые «бубнообразные» или «тамбуринообразные» ин-струменты20. Если деревянный барабан и кахон можно было отнести к обеим группам за счёт конструктивных особенностей и материалов, то сущность этой группы, состоит именно в соединении тембровых признаков идиофонов и мембранофонов, таким образом, инструментарий данного семейства не попадает ни в одну из предложенных в данной классификации групп, а является, скорее, дополнительной, переходной группой между ними. Иными словами, и кахон и деревянный барабан можно отнести к обеим группам, а «бубнообразные» инструменты ни к одной из них. В свете данного исследования, можно предположить также, что данная группа, соединяя признаки и тех и других инструментов, является первой системой ударных инструментов, неким прообразом ударной установки.

Следующим признаком, по которому происходит разделение инструментария в работе

18 Cajon - исп. - ящик, короб.

19 На сегодняшний день уже известны кахон-бонго и кахон-конга, эти инструменты являются попыткой синтезировать тембры двух разнородных инструментов. Они также являются исключением из данной классификации и могут быть отнесены как к мембранофонам, так и к идиофонам.

20 Такие инструменты как: бубен, тамбурин, пандейра, дойра и т.д.

А.Панаиотова, является высота звука21. Сообразуясь с этим признаком, все ударные инструменты делятся на три группы: 1) Инструменты с определённой высотой звука (дающей возможность точного вычисления количества герц); 2) Инструменты без определённой высоты звука (т.е. по сути дела, воспроизводящие шум, треск, звон и т.д.); 3) Инструменты для специальных целей (так называемые инструменты «к случаю»).

Несколько другое видение этой проблемы можно наблюдать в статье В.Бибергана «К вопросу о классификации ударных»22. Автор выявляет актуальность проблемы систематизации ударных инструментов и в порядке постановки вопроса делает попытку общей классификации инструментария ударной группы. Основным принципом, сообразуясь с которым проводится систематизация в данной работе, является тембровый признак ударного инструментария. Причём классификация ударных по тембровому признаку, в представлении автора, является более цельной и единой по сравнению с классификациями по другим признакам. Он пишет о том, что в трудах по инструментовке делается упор на подробное описание черт различия. Черты различия между ударными, по мнению автора, выявлены достаточно полно, но поскольку современное состояние инструментария требует нового подхода и вносит поправки в существующие разработки, он предлагает выявить основные объединяющие классификационные признаки.

Таким признаком, по мнению В.Бибергана, является тембровое родство инструментов, сообразуясь с которым им и предложена своя классификация. Он предлагает систематизировать весь ударный инструментарий по четырём подгруппам, которым для упрощения терминологии даны следующие названия: 1) Мембранные; 2) Металлические; 3) Деревянные; 4) Стеклянные и каменные. Дополнительно он выделяет условную подгруппу: Инструменты свистящие, гудящие, использующие ударную силу воздушной волны.

В каждой из первых трёх подгрупп выделено по три семейства однородных инструментов, в четвертой подгруппе их два. Далее он пишет о том, что исторически сложились определённые связи между инструментами внутри семейств и подгрупп, согласно предложенной классификации. Автор делает вывод о том, что данные связи обусловлены тембровым родством инструментария, входящим в ту или другую подгруппу. Одной из таких «тембровых серий» является

21 Панайотов А. Ударные инструменты в современных оркестрах. - М.: 1973. - С. 7- 9.

22 Биберган В. К вопросу о классификации ударных // Вопросы оркестровки / Сб. тр. ГМПИ. Вып. 47. - М.: 1980.

сочетание большого «педального» и малого (на подставке) барабанов в составе ударной установки. Данная связь очень показательна, ведь именно она и явилась, так сказать, фундаментальной основой для возникновения ударной установки.

Ещё одно предложение автора имеет под собой веские основания, и должно быть принято на вооружение в классификационных разработках. В.Биберган отмечает, что термины «с определённой высотой звука» и «с неопределённой высотой звука» довольно приблизительны и не отвечают возросшим требованиям музыкальной науки. По его мнению, возможности интонирования инструментов, относящихся к указанным выше группам, во многом сблизились. Целый ряд ударных в результате своего технического усовершенствования постепенно переходит из разряда неопределённо звучащих в разряд инструментов с определённой высотой звука. У значительного количества ударных с неопределённой высотой звука оказалось возможным определить их звуковысотность относительно друг друга (разрядка В.Бибергана). На этого принципа в современной музыке используются однородных инструментов с неопределённой высотой звука. В связи со всем сказанным он предлагает терминологически более точно определять эти две группы как: 1) Инструменты абсолютного интонирования; 2) инструменты относительного интонирования.

Данное предложение очень осмысленно и своевременно, поскольку в современном инструментарии есть множество примеров подобного рода. Применительно к ударной установке этот тезис более чем правилен, поскольку именно в её составе присутствуют подобные серии инструментов, например наборы разновысоких том-томов, октобанов или тарелок сплэш.

Анализируя труды по инструментоведению и инструментовке, можно прийти к выводу о том что в отечественном музыкознании не существует единого понимания классификационных признаков ударных инструментов, а следовательно, общая классификация ударных у разных исследователей основывается на различных исходных данных, что безусловно не даёт возможности увидеть общую цельную картину бытования ударных инструментов в современном музыкальном мире.

Задачей данного исследования является классификационное осмысление инструментария, составляющего ударную установку, с последующим определением классификационной основы и основных тенденций её дальнейшего инструментального насыщения, производимого за счёт пополнения новыми инструментами и конструктивными изменениями в уже существующих.

Для её решения следует обратиться к описательному, инструментоведческому и классификационному подходам. Используя первый из них, можно будет провести полный анализ существующего инструментария, способов исполнения, рамок применения и особенностей каждого из инструментов ударной установки. Второй даст возможность выявить общие связи между инструментами, уточнить их технические характеристики и функциональную нагрузку. Третий же подход позволит систематизировать все инструменты ударной установки, основываясь на заранее выявленных классификационных признаках.

Для начала необходимо, условно в порядке убывания значимости функциональной нагрузки, представить полную картину всего инструмента-

рия современной ударной установки. Данное перечисление составлено на основе анализа современной исполнительской практики. Вот эти инструменты: 1) Большой барабан; 2) Малый барабан; 3) Парные тарелки на специальной подставке или хай-хет; 4) Том-том; 5) Подвесная тарелка райд; 6) Подвесная тарелка крэш; 7) Подвесная тарелка сплэш; 8) Подвесная тарелка чайна; 9) Тамбурин без мембраны; 10) Ков-белл; 11) Вуд-блок; 12) Бонго; 13) Конга; 14) Джем-бе; 15) Тимбалес; 16) Гонг-бас барабан; 17) Гонг; 18) Там-там; 19) Рото-том; 20) Октобан; 21) Чаймс; 22) Дополнительные электронные ударные инструменты.

Инструменты «к случаю» и электронные

ударные инструменты

том-томов

1. бонго

2. конга

3. джембе

4. тимбалес

5. гонг-бас барабан

6. рото-том

7. октобан

тарелок райд

1. Вуд-блок

2. Ков-белл

3. Тамбурин без мембраны

4. Чаймс

5. Там-там

6. Гонг

тарелок крэш

тарелок сплэш

Рис. 1. Классификация инструментария ударной установки

1. литавры

2. колокольчики

3. кротали

4. ксилофон

5. калимба

Ещё одна группа инструментов, которые не представлены в этом списке - так называемые, инструменты «к случаю». Как сказано в выше такие инструменты тоже используются очень редко, поэтому и их и другие нехарактерные инструменты можно будет в этой классификации выделить в одну группу. Почти все эти инструменты представлены в рассмотренных выше классификациях. Итак, все инструменты ударной установки можно, по классификации А.Панаиотова, условно отнести к категории инструментов с неопределённой высотой звука,

или, как предлагает В.Биберган, к инструментам относительного интонирования. Поскольку последнее определение наиболее точно характеризует инструментарий на его современном этапе развития, то оно и будет применяться далее.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все перечисленные инструменты делятся на две группы: мембранофонов и идиофонов. Каждая из этих групп включает основные инструменты и дополнительные, которые ещё можно назвать перкуссионными (В данном случае термин «перкуссионный» означает принадлежность к группе этнических музыкальных инструмен-

тов, добавление которых в состав инструментария ударной установки происходит по желанию исполнителя. Эти инструменты призваны разнообразить темброво-колористические функции ударной установки и дать возможность исполнителю раскрасить и расцветить музыкальную ткань). Некоторые из перечисленных ударных сами являются основой для определённой инст-

рументальной подгруппы. Это такие инструменты как: большой барабан, малый барабан, хай-хет, подвесные тарелки райд, крэш и сплэш. Другие инструменты объединяются в подгруппы согласно функциональной дифференциации и материалу вибратора. Это перкуссионные мембранофоны и перкуссионные идиофоны.

INSTRUMENTS OF DRUM SET AND THEIR PARTICULAR CLASSIFICATION

© 2010 G.V.Sokolov"

Institute of military conductors of Military University. Moscow

The paper is devoted to private classification of drum instruments making drum set. The author analyzes existing classification workings out, and makes his own particular classification of percussion instruments on their basis. The author comes to the conclusions concerning classification judgement of drum set, and also the classification basis and the main tendencies of the further instrument saturation of drum set are defined.

Percussion instruments, drums, drum set, classification, membranofons, idiophones.

o

Sokolov Gregory Vladimirovich, post-graduate in Institute of military conductors of Military University, major. E-mail: shief [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.