Научная статья на тему 'История формирования якутских музыкальных инструментов'

История формирования якутских музыкальных инструментов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1694
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ФОНОИНСТРУМЕНТ / ФОЛЬКЛОР / ИДИОФОН / МЕМБРАНОФОН / ХОРДОФОН / АЭРОФОН / INSTRUMENT / MUSICAL INSTRUMENT / MUSICAL INSTRUMENTS / PHONOINSTRUMENT / FOLKLORE / IDIOPHONE / MEMBRANOPHONE / CHORDOPHONE / AEROPHONE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шамаева Мариам Ивановна

В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов, описываются стадии работы по усовершенствованию музыкального инструментария. Представлены музыкальные инструменты в порядке классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, приведены краткие описания конструкций инструментов и их акустические характеристики. В ходе исследования обосновываются формы раннего бытования музыкальных инструментов и процессы их реконструкции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF YAKUT MUSICAL INSTRUMENTS FORMATION

The article discusses the history of Yakut musical instruments formation, describes the stages of work on the improvement of the musical instruments. The paper presents musical instruments in the order of Hornbostel Sachs classification, gives brief descriptions of instruments constructions and their acoustic characteristics. The study substantiates the forms of early existence of musical instruments and processes of their reconstruction.

Текст научной работы на тему «История формирования якутских музыкальных инструментов»

Шамаева Мариам Ивановна

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов, описываются стадии работы по усовершенствованию музыкального инструментария. Представлены музыкальные инструменты в порядке классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, приведены краткие описания конструкций инструментов и их акустические характеристики. В ходе исследования обосновываются формы раннего бытования музыкальных инструментов и процессы их реконструкции. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-1755.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 194-198. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 781.7.022(=512.157) Искусствоведение

В статье рассматривается история формирования якутских музыкальных инструментов, описываются стадии работы по усовершенствованию музыкального инструментария. Представлены музыкальные инструменты в порядке классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса, приведены краткие описания конструкций инструментов и их акустические характеристики. В ходе исследования обосновываются формы раннего бытования музыкальных инструментов и процессы их реконструкции.

Ключевые слова и фразы: инструмент; музыкальный инструмент; музыкальный инструментарий; фоноинстру-мент; фольклор; идиофон; мембранофон; хордофон; аэрофон.

Шамаева Мариам Ивановна

Арктический государственный институт культуры и искусств Якутский педагогический колледж имени С. Ф. Гоголева агтвУ1а@таИ. ги

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЯКУТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В духовной культуре большинства народов мира народная инструментальная музыка занимает значительное место. Будучи специфической формой отражения быта, истории, мировоззрения, художественных импульсов народа, она усилиями многих поколений на протяжении веков сформировалась в самобытное эстетическое явление.

На формировании стилевой специфики инструментальной музыки значительным образом сказалась тенденция отразить в наигрыше тембры и ритмы окружающей человека природы: пение птиц, крики и топот животных, шум ветра, раскаты грома и т.д. В этом окружающем его реальном, равно как в созданном его воображением, но неотделимом от реальности, мире человек ищет друзей и учится говорить с ними на их языке. И враждебную силу, ему кажется, легче умилостивить, обратившись к ней на ее наречии. Развитию имитационных свойств инструментальных наигрышей немало способствовало практически-прикладное использование музыкальных орудий, охотничья и пастушеская практика (различные манки и т.д.). Иными словами, инструментальная музыка в течение длительного процесса своего становления складывалась, в отличие от песни, в большей степени не как явление непосредственного (пусть даже в художественной форме) высказывания, но как искусство отражения, преломления окружающего мира и собственного «я» через призму своих знаний, чувств и представлений об этом мире и о самом себе. В итоге длительного исторического развития инструментальная музыка выработала присущие ей специфические признаки на самых различных уровнях структуры.

Музыкальные инструменты рассматриваются в разных ракурсах: как явления материальной культуры, как определенные исторические, социальные, национальные атрибуции, как акустические системы [10, с. 354-381].

После Октябрьской социалистической революции началась масштабная работа по усовершенствованию народных инструментов. Существовавшие ранее формы музицирования в виде одноголосного исполнительства или игры ансамблями в составе двух-трех музыкантов не отвечали уже новым требованиям. Поэтому во всех республиках и автономных областях стали организовывать крупные ансамбли и оркестры, а вскоре начались опыты и по изготовлению инструментов усовершенствованных систем.

Созданию новых образцов предшествовали попытки ввести частичное улучшение в бытующие инструменты, а также заменить одни другими.

Работы по усовершенствованию музыкального инструментария во многих республиках прошли через ряд стадий. Первоначально конструкторская мысль была сосредоточена на улучшении звуковых качеств инструмента (главным образом усилении звучности), при этом звукоряд, а также некоторые привычные конструктивные особенности, такие как, например, расположение струн, навязные лады и т.д., сохранялись в полной неприкосновенности. В некоторых республиках стали создавать и оркестровые семейства инструментов. Однако первые опыты по усовершенствованию народного инструментария часто носили случайный характер: инструменты строились без точных расчетов, иногда им придавалась ничем не оправданная, нарочито своеобразная форма; были попытки и ухода в архаику [4, с. 12].

Первым в истории музыкальной культуры Якутии на проблему реконструкции якутских национальных музыкальных инструментов обратил внимание композитор М. Н. Жирков. Его первоочередной задачей была реконструкция, обогащение якутского музыкального инструментария за счет родственных инструментов братских народов и организация оркестра якутских народных музыкальных инструментов. Композитор видел в этом мероприятии их техническое совершенствование и расширение выразительных возможностей. «Этого требуют неуклонное, интенсивное развитие народного исполнительства, творческие соревнования лучших якутских инструменталистов и певцов» [7, с. 82].

В Якутии разъединение профессиональной и самодеятельной ветвей началось с середины 30-х годов. Профессиональная музыкальная культура и музыкальная самодеятельность формируют собственные системы,

развиваются по своим законам, выполняют свои социокультурные задачи. В этих условиях традиционное искусство, приспосабливаясь к современным условиям, входит в сферу самодеятельности.

В результате коллективизации, перехода к оседлости коренным образом изменилась жизнь сельского населения. Это повлекло за собой перемены культурного уклада жизни населения [6, с. 91]. С укрупнением населенных пунктов традиционное импровизационное исполнительство постепенно стало угасать.

Крупнейшим событием в культурной жизни Якутии явилась Первая республиканская олимпиада художественной самодеятельности, проходившая в связи с празднованием 15-летия Якутской АССР в июле 1937 года. С этого времени районные и республиканские олимпиады, смотры художественной самодеятельности становятся традицией.

Рост самодеятельного движения способствовал усилению интереса к творчеству олонхосутов и народных певцов-импровизаторов, часто недооценивавшемуся в 20-х годах. Народные певцы и сказители принимали деятельное участие в олимпиадах и смотрах самодеятельного искусства.

Свое искусство демонстрировали исполнители на народных музыкальных инструментах - якутской самодеятельной скрипке (кырымпе) и хомусе [8, с. 271-274].

Таким образом, внедрение норм европейского музыкального мышления в якутскую культуру отразилось как на вокально-интонационной сфере, так и на изготовлении традиционных музыкальных инструментов, диктуя необходимость их переделки. Например, появились струнные смычковые инструменты европеизированной формы, стали применяться металлические струны, а расширение диапазона мелодики повлекло за собой и смену манеры игры.

Якутские музыкальные инструменты

Все инструменты представлены в порядке классификации, предложенной в 1914 году Э. Хорнбостелем и К. Заксом: идиофоны, мембранофоны, хордофоны и аэрофоны.

1. Идиофоны

Идиофон - инструмент, при игре на котором источником звука является сам материал, из которого сделан инструмент или его часть.

1) Хомус (варган) - по классификации Хорнбостеля - Закса определяется как гетероглотический варган с индексом 121.22.

История варгана - музыкального инструмента, существовавшего практически на всех континентах, -уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук, появившийся в доисторические времена, в эпоху мезолита, приблизительно 9-12 тысяч лет назад.

В Якутии хомус считается самым распространенным и популярным фольклорным музыкальным инструментом. На данный момент якутский хомус занимает в мировом варганом искусстве центральное место. В г. Якутске расположен Международный центр хомуса.

2) Джага (погремушка). В системе классификации Хорнбостеля - Закса джага входит в класс идиофо-нов ряда подвесок-погремушек с индексом 112.121.

Фольклорное название инструмента - иирэр джага. М. Н. Жирков в книге «Якутская народная музыка» приводит описание двух видов иирэр джага. В целом это ударяющиеся друг о друга деревянные детали, где в первом виде они представлены как свободно висячие, во втором виде - привязанные к вращаемой палке. Джага применялся на празднествах как шумовой эффект, дополняющий звуки мембранофонов.

Джага представляет собой полый цилиндрический сосуд из дерева с рукоятями и навешанными деревянными деталями. При встряхивании или ударе о землю тела, укрепленные на цилиндре, ударяются об него. Тонкая стенка деревянного цилиндра и деревянные детали яйцеобразной формы при ударе издают звук, близкий по тембру к звуку кастаньет.

2. Мембранофоны

Мембранофон - инструмент, при игре на котором источником звука является туго натянутая мембрана.

Среди якутских музыкальных инструментов мембранофоны занимают особое место и играют особую роль.

Существует три основных вида мембранофонов:

1) Табык - древний ритуальный инструмент. Он считался священным и имел культовое значение. Табык изготовлялся из одной или нескольких бычьих кож, которые после прохождения специальной обработки натягивались между двумя коновязями. Табык подобен громогласному вечевому колоколу, собирающему людей в исключительных случаях.

2) Кюпсюр - цилиндрический барабан. В свою очередь, он делится на два подвида: односторонний кю-псюр, опирающийся на три ножки открытый цилиндрический барабан с индексом 211.211.1., и двухсторонний подвесной кюпсюр с индексом 211.212.

Мембраны из выделанной обработанной шкуры издают более глубокий приглушенный звук. А мембрана, натянутая из сырой шкуры, при ударе издает более звонкий и резкий звук. Звук извлекается посредством удара палочки, выполненной в виде ковша. Ударяющая часть палочки чаще бывает обтянута мехом.

3) Дюнгюр - шаманский бубен. По классификации Хорнбостеля - Закса бубен - односторонний рамный барабан с индексом 211.311. Исследователи относят бубен к наиболее ранним типам музыкального инструментария: «Ударные инструменты имеют древнейшую историю - вероятно, это старейшие музыкальные инструменты после человеческого голоса» [1, с. 342].

Бубен имеет яйцевидную или овальную форму, средние размеры - до 60 см в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственничной доски. На ее внешней стороне имелся ряд резонаторов (бугорков), обычно

семь или девять. Основой этих бугорков являлись деревянные столбики различной формы, очень детально разработанные. В этом якутские бубны были сходны с эвенкийскими. На резонаторные столбики натягивали жильные нити. В обечайке вырезали резонаторные щели. Внутренняя сторона обечайки имела большую нагрузку - несколько фигурных или простых железных скобок с железными подвесками (изображениями птиц, рыб, животных). Обечайку обтягивали коровьей или козлиной кожей. Кожу выделывали, мочили и пришивали к обечайке близко от края. Высыхая, кожа плотно натягивалась на обечайку.

Колотушку (булайах, былайах) делали из сердцевины лиственницы, из рога лося или оленя. Обшивали ее с одной из сторон шкурой олененка, двухгодовалого оленя или камусом оленя. На другую (вогнутую) сторону прикрепляли несколько металлических колечек. На ручке иногда изображали головы волка или медведя.

4) Дьарыкта - бубен шаманок. Обрядовый инструмент. В системной классификации этот инструмент входит в класс мембранофонов ряда щипковых барабанов с индексом 22.

Источником для реконструкции дьарыкта явился рассказ фольклориста С. А. Зверева о находке подобного инструмента. Этимология слова дьарыкта восходит к дьарыктанар, что в переводе с якутского языка означает «заниматься». Объясняется происхождение названия инструмента тем, что шаманки достигали своего мастерства долгими регулярными занятиями.

Конструкция этого инструмента немногим отличается от конструкции шаманского бубна. В отличие от него, дьарыкта имеет круглую форму диаметром 25 см, высоту обечайки 5-6 см и предполагает наличие пяти струн.

3. Хордофоны

Хордофон - инструмент, наиболее значимый для формирования тоновой организации, и при игре на нем источником звука являются одна или несколько струн.

1) Кырымпа - якутский струнный смычковый инструмент.

В музыкальном инструментарии якутов кырымпа занимает центральное место. Мастера-изготовители старинных инструментов опровергают мысль, что кырымпа - инструмент, заимствованный из русской культуры. В этом отношении интерес представляет версия Антонина Модра: «Их происхождение (смычковых инструментов), несмотря на все исследования, до сих пор полностью не выяснено. Вероятно, они происходят из Азии, так же, как и большинство музыкальных инструментов вообще. Из Азии смычковые инструменты попали в Европу в восьмом столетии нашей эры, при посредничестве мавров, которые вместе с другими культурными достижениями той эпохи переняли их от персов при упадке империи последних (в VII веке), или еще раньше от малоазиатских греков Византии» [11, с. 15].

Якутский струнный смычковый инструмент кырымпа имеет большое количество вариантов. Мастера изготавливали его по своему внутреннему восприятию и подстраивали под собственный аппарат. Создаются они единичными экземплярами, в основном для личного пользования. Таким образом, в течение 50 и более лет мастерами проведено много экспериментальной поисковой работы, касающейся реконструкции кырымпы. Работа по возрождению и реконструкции кырымпы в республике проходила поэтапно. Первый этап возрождения якутских музыкальных инструментов прошел в 1960-1970-е гг. Он был ознаменован учреждением республиканских фестивалей художественной самодеятельности. Следующий этап начался в 1990-е гг. В этот период в Якутии возрождается интерес к национальной традиционной культуре в целом. Стали вновь востребованы фольклор и фольклоризм, в том числе ансамблевая и оркестровая игра на национальных музыкальных инструментах. По республике были организованы оркестры и ансамбли национальных инструментов, центральное место среди которых занимает оркестр народных инструментов Национального театра танца им. С. А. Зверева - Кыыл Уола. На этом этапе вопросы бытования народных музыкальных инструментов стали предметом особого внимания. Их изготовление представляет уже более широкий подход. В условиях небольших мастерских изготовители начинают создавать определенного параметра щипковые и смычковые струнные инструменты (с. Бердигестях Горного района, г. Вилюйск Республики Саха (Якутия)).

Поиски эталонирующего варианта струнного смычкового инструмента и щипковых инструментов ведутся по сей день. Как и прежде, проводятся эксперименты над существующими инструментами. Эксперименты в первую очередь касаются внешних конструктивных данных, но есть также стремление к улучшению качественных параметров их звучания, продиктованное современными условиями концертной деятельности. По систематике Хорнбостеля - Закса кырымпы относятся к шейковым лютням, где шейка-рукоятка посажена или врезана в резонаторный корпус (индекс 321.32).

2) Тангсыр - струнный щипковый инструмент, аналог домры.

3) Кылысах - струнный щипковый инструмент, аналог балалайки. Инструменты тангсыр и кылысах появились в культурной жизни Якутии в 1970-е гг., когда в республике стал вопрос о создании оркестров и ансамблей национальных инструментов. По классификации Хорнбостеля - Закса тангсыр и кылысах относятся к коробчато-шейковым лютням с индексом 321.322.

4. Аэрофоны

Аэрофон - инструмент, при игре на котором источником звука является столб воздуха.

1) Айаан - сигнальный фоноинструмент, применявшийся во время охоты. Название инструмента происходит от слова айаатыыр, что в переводе с якутского означает «горланит, ревет».

В старину якуты во время осеннего гона изюбрей привлекали зверя, имитируя его рев с помощью полой деревянной трубы, которую назвали айаан.

Конструкция инструмента представляет собой коническую деревянную трубу длиной от 70 до 100 см, сложенную из двух половин. Окружность круга в конечной части составляет 20-24 см. Головная часть имеет маленькое отверстие размером 0,2-0,3 см.

Принцип звукообразования у айаана своеобразный, в отличие от других аэрофонов. Если принять во внимание, что у аэрофонов источником звука служат колебания воздушного столба, то здесь возникает некоторое несоответствие. При игре сначала держат инструмент раструбом вниз. Кончик держат у правого уголка рта, образуя маленькую щель, и постепенно начинают вдыхать воздух. В это время, не разнимая от уголка рта, инструмент плавно поднимают раструбом вверх, а в конце дыхания, проделав круговое движение, возвращают в исходное положение. В результате смены положения кончика при движении снизу вверх постепенно возникает горланящий звук. Так как инструмент сделан из дерева, звук у него не столь звонкий, гнусавый и гулкий. При одном вдыхании извлекают три различных рева: звучный, протяжный и короткий низкий. Звуки приблизительно дают «ре» I октавы, «ля» II октавы. Таким образом, струя воздуха попадает не во внешнюю среду, а в обратном направлении - из внешней среды в легкие исполнителя, т.е. генерация происходит в обратном направлении. Вибратором служат губы исполнителя, приводимые в колебание при вдохе, в результате происходит периодическое увеличение или уменьшение ее площади и модуляция воздушной струи. Такой способ звукоизвлечения приближает к принципу амбушюрных инструментов. С другой стороны, вибрирующие губы можно отнести к соударяющимся язычкам (412.11). Также инструмент может быть соотнесен к трубо-сосудным мирлитонам (242). В целом, вся конструкция инструмента представляет собой лишь резонатор, и по внешним качествам его можно соотнести к нише продольных труб без мундштука с индексом 423.121.11. Сила и продолжительность звучания зависит от объема грудной клетки исполнителя. 2) Ойдуо - сигнальный фоноиструмент.

Инструментом пользовались во время сенокосной страды, где косарей созывали на перерыв звуком ойдуо. По форме ойдуо тонкое и продолговатое, без боковых отверстий. К одному концу постепенно расширяется по типу горна. Раструб получают, стыкуя четыре деревянных элемента. Длина инструмента составляет 120 см. Инструмент предполагает наличие ремня для закидывания на плечо. Ойдуо имеет протяжный густой звук. Принцип звукообразования айана и ойдуо один.

Усовершенствование якутских традиционных инструментов и адаптация их к новым сценическим условиям начались в эпоху, когда происходила переориентация культуры, когда был осуществлен переход от устной традиции к письменной, менялись условия бытования музыкальных инструментов и исполнительский репертуар. Мастера стремились воссоздать инструменты как можно правдивее, сохраняя национальный колорит.

Список литературы

1. Алдошина И., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник. СПб.: Композитор, 2006. 720 с.

2. Алексеева Г. Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик» Респ. Саха (Якутия), 1994. 158 с.

3. Алексеев Э. Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект / ВНИИ искусствознания. М.: Советский композитор, 1986. 238 с.

4. Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. М., 1963. 275 с.

5. Головнева Н. И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920-1985) / Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки; Гос. театр оперы и балета Респ. Саха (Якутия). Новосибирск, 1994. 383 с.

6. Головнева Н. И., Кириллина З. И. Якутская музыкальная литература: учебное пособие для муз. учеб. заведений. Якутск, 1991. 400 с.

7. Жирков М. Н. Якутская народная музыка / сост. Г. Г. Алексеева. Якутск: Книжное издательство, 1981. 120 с.

8. История музыки народов СССР: в 5-ти т. / отв. ред. Ю. В. Келдыш; Институт истории искусств Министерства культуры СССР. М.: Советский композитор, 1970. Т. 2. 1932-1941. 523 с.

9. Маак Р. Вилюйский округ Якутской области. Изд-е 2-е. СПб., 1887. 368 с.

10. Мациевский И. В. Музыкальные инструменты. Инструментальная музыка // Народное музыкальное творчество: учебник / отв. ред. О. А. Пашина. СПб.: Композитор, 2005. С. 354-381.

11. Модр А. Музыкальные инструменты. М., 1959. 267 с.

12. Музыкальные инструменты мира / пер. с англ. Т. В. Лихач. Мн.: ООО «Попурри», 2001. 320 с.

13. Сузукей В. Ю. Бурдонно-обертоновая основа традиционного инструментального музицирования тувинцев. Кызыл, 1993. 95 с.

14. Хорнбостель Э., Закс К. Систематика музыкальных инструментов // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сборник статей и материалов: в 2-х ч. М.: Советский композитор, 1987. Ч. I. С. 229-261.

15. Чахов А. И. Старинные якутские музыкальные инструменты: технология изготовления / отв. ред. и пер. с якут. М. И. Шамаевой. Якутск: Алаас, 2012. 80 с.

16. Шамаева М. И. О некоторых проблемах унификации национальных музыкальных инструментов Саха // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования: материалы научно-творческой конференции с международным участием (г. Якутск, 22 марта 2014 г.) / редкол.: С. С. Игнатьева и др. Якутск: АГИИК, 2014. С. 126-129.

17. Шамаева М. И. Проблема реконструкции струнных инструментов Саха // Художественное образование в культурном пространстве Арктики (Art Education in Cultural Space of the Arctic): материалы II Международной научно-практической конференции (г. Якутск, 1-3 ноября 2012 г.) / редкол.: С. С. Игнатьева и др. Якутск: АГИИК, 2012. С. 141-142.

HISTORY OF YAKUT MUSICAL INSTRUMENTS FORMATION

Shamaeva Mariam Ivanovna

Arctic State Institute of Art and Culture Yakut Pedagogical College named after S. F. Golovlev armovia@mail. ru

The article discusses the history of Yakut musical instruments formation, describes the stages of work on the improvement of the musical instruments. The paper presents musical instruments in the order of Hornbostel - Sachs classification, gives brief descriptions of instruments constructions and their acoustic characteristics. The study substantiates the forms of early existence of musical instruments and processes of their reconstruction.

Key words and phrases: instrument; musical instrument; musical instruments; phonoinstrument; folklore; idiophone; membrano-phone; chordophone; aerophone.

УДК 101.1:14 Философские науки

Если время и пространство заполнены безликим, бесконечным, однородным рядом событий, то для социума событийный ряд искусственно создается, и именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые выделяют событие из бесконечной цепочки, наделяя его статусом медийного события. Развитие Интернета стало началом взрывной трансгрессии масс-медиа. Вовлеченность в процесс креатирования и трансляции событийного ряда огромной части человечества создает новую социальную среду, где тема события и его фиксации становится архиактуальной.

Ключевые слова и фразы: инфокоммуникационные технологии; цифровое пространство; онтология; событие; СМИ; трансгрессия; масс-медиа.

Шестакова Ирина Григорьевна, к. филос. н., доцент

Санкт-Петербургский горный университет Irina_Shestakova@inbox. т

ОНТОЛОГИЯ СОБЫТИЯ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАНСГРЕССИЯ МАСС-МЕДИА

Жизнь и бытие в целом представляют собой некоторую непрерывную и, соответственно, бесконечную череду событий, разворачивающуюся как во времени, так и в пространстве. Течение времени наполнено событиями, а оно само есть интервалы между событиями. Однако все эти события с точки зрения физики времени и пространства вполне однородны, эквивалентны и равноценны. Время и пространство безразличны к тому, что в них происходит, поэтому внутри них события представляются в виде равномерного потока, они никак не выделены. С физической точки зрения они тем не менее являются событиями, поскольку любое действие, любое движение есть событие.

Однако в социальном понимании - это не событие, до тех пор пока его не определили как таковое: «Случилось то-то и то-то». Это должно быть сказано. И именно здесь в игру вступают масс-медиа, которые из этого бесконечного, безликого, однородного ряда событий выхватывают что-то, представляющее социальный интерес. То есть роль масс-медиа заключается в том, что они находят и определяют событие как событие, наделяя его статусом события в социальном смысле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всё остальное так и течет равномерным потоком, проходя мимо социального сознания. Лишь если масс-медиа осветят этот факт, он станет событием, и это событие закрепится в вечности, поскольку окажется вырвано из потока времени. Оно может быть найдено спустя какое-то время, когда историк будет изучать эпоху. Время уже более не властно над ним, в том смысле, что во времени всё течет и проходит, ведь одно из его свойств -его необратимость - «Нельзя дважды вступить в одну и ту же реку», тогда как медийное событие способно бесконечно повторяться и интерпретироваться заново, став достоянием какой-нибудь социальной группы.

Недаром так счастлив был чеховский гимназист, на которого наехала лошадь [8]. Он попал в историю! Но в историю он попал не потому, что попал под лошадь, а потому что про это написали в газете. В этом видится абсурдность ситуации, абсурдность вырывания некоторых, зачастую бессмысленных событий из бесконечного потока событийного ряда.

То есть нечто, происходящее в пространстве и времени, для воплощения в событийной форме нуждается в статусности. И это находится в руках масс-медиа. Ведь события обретают свой статус, только когда они становятся известными, и чем более они известны, тем в большей степени это становится событием. Следовательно, чем ярче освещение этого события в масс-медиа, тем значительнее это медийное событие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.