Научная статья на тему 'Музыкальные инструменты и их названия в историко-литературном суданском памятнике ибн дайфаллаха «Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.). Часть 2'

Музыкальные инструменты и их названия в историко-литературном суданском памятнике ибн дайфаллаха «Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.). Часть 2 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
445
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДАРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / СУДАН / ИБН ДАЙФАЛЛАХ / MUSICAL TERMS / SUDAN / IBN DAYFALLAH

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Игорь Валерьевич

Представленная статья посвящена традиционным музыкальным инструментам Судана, главным образом, ударным, упоминания о которых содержатся в памятнике XVIII в. Ибн Дайфаллаха «Kitāb al-Юabaqāt fī khuєūє al-Awliyā' wa'l-Єālihīn wa'l-'Ulamā' wa'l-Shu'arā' fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане»). Специально рассматриваются музыкальные термины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Герасимов Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music Instruments and their Names in Sudanese Literary Monument by Ibn Dayfallah “Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al-Sūdān” (“The Book of Stories about Islamic Men of Faith, holy men, scientists and Poets in Sudan”) (18th century)

The article is devoted to Sudanese traditional music instruments (mostly drums) which were mentioned in the text by Ibn Dayfallah book "Kitāb al-Юabaqāt fī khuєūє al-Awliyā' wa'l-Єālihīn wa'l-'Ulamā' wa'l-Shu'arā' fī al-Sūdān" (18thcentury). The article deals with the terms that are used to speak about these instruments in the Sudanese Arabic.

Текст научной работы на тему «Музыкальные инструменты и их названия в историко-литературном суданском памятнике ибн дайфаллаха «Kitāb al-Ţabaqāt fī khuşūş al-Awliyā’ wa’l-Şālihīn wa’l-‘Ulamā’ wa’l-Shu‘arā’ fī al-Sūdān» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.). Часть 2»

И. В. Герасимов

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИХ НАЗВАНИЯ В ИСТОРИКОЛИТЕРАТУРНОМ СУДАНСКОМ ПАМЯТНИКЕ ИБН ДАЙФАЛЛАХА «КМЬ al-Tabaqat 1'Г ^и§й§ al-Awliya’ wa’l-§alihm wa’l-‘Ulama’ wa’l-Shu‘ara’ й al-Sйdan» («Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане») (XVIII в.). Часть 2

Как уже отмечалось, особое место в суданской литературе принадлежит музыкальным инструментам.

Целесообразно рассмотреть некоторые виды суданских ударных инструментов — мембранофонов, бытующих в настоящее время в Судане.

Это тар (^\_1а), тамбал (^»]а), нухас (^1а^), нуба (^_^).

Тар является разновидностью тамбурина. Он обычно изготавливается следующим образом: на деревянную раму круглой формы, имеющую различные размеры, натягивают козлиную кожу1. Затем ее приближают к пламени и растягивают руками. По периметру кожа закрепляется клеящим веществом.

В среде суданцев считалось, что представители нубийской народности наиболее активно пользовались этим инструментом, и это нашло отражение в работе суданских авторов Али ад-Дау и Абдаллаха Мухаммада, посвященной традиционным инструментам. В ней говорилось: «Нубийцы распространили тар на всем севере Судана, аккомпанируя им во время пения и танца. Также представители суфийских братств играют на нем во время исполнения мадхов Пророка2 и зикров»3.

Тамбал представляет собой небольшой деревянный барабан, имеющий конусообразную форму, на верхнюю полую часть которого натягивается кожа козленка и прижимается кожаными ремнями к металлическому кольцу, расположенному в нижней части. По тамбалу удары наносятся короткой деревянной палочкой или специальным молоточком, который держат в правой руке. Левая рука используется для того, чтобы фиксировать положение барабана, висящего на левом плече. Этот барабан распространен в северной и центральной частях Судана и применяется шейхами ряда суфийских братств, таких как ал-кадирийа, ас-самманийа, ал-исмаилийа и другими, для аккомпанемента во время церемоний. В каждом братстве сложился свой, наиболее предпочтительный тип ритмического рисунка.

В южных районах Судана существуют и другие виды барабанов, такие как киранг (район Джабаль Нуба в Южном Кордофане), бул у шиллуков и нуэров. Барабан апек также используется и в племени шиллуков.

Когда арабы говорят о, может быть, самом популярном и распространенном во всем арабском мире барабане, имеется в виду, прежде всего, дарабукка, как его называют в Египте и Сирии. В Судане же он известен как даллука. Этот барабан оказался жизнестойким и привлекательным, отвечающим местным музыкальным вкусам и пристрастиям. Он активно используется разными племенными группами и, в частности, народностью

© И. В. Герасимов, 2009

берта, проживающей на Голубом Ниле недалеко от границы с Эфиопией. Еще в первой половине XIX в. российский исследователь Судана Е. П. Ковалевский писал о берта не как об арабской, а как об африканской. В то же время он отмечал, что эта народность «терпит и даже принимает к себе арабов, исключительно занимающихся мелкой торговлей.. ,»4.

В своем исследовании «Традиционная музыка в обществе народности берта» уже упоминавшийся исследователь музыкальной культуры Судана Али Ибрахим ад-Дау знакомит читателя с использованием этого инструмента у берта. По описанию, приведенному в указанной работе, молодежь народности берта по вечерам исполняет песни, которые тиражируются средствами массовой информации, под аккомпанемент даллуки. Эти вечеринки получили название «умсийат ад-даллука». При этом песни исполняются на арабском диалектном языке, а не на местном. Даллука, в сочетании с другими, в том числе с духовыми инструментами, создает аккомпанемент для танцев девушек и юношей5.

На севере Судана, в местах проживания арабского племени шаикийа, этот барабан также очень популярен. Там наиболее известна его разновидность — далаиб6.

Наблюдается некоторое сходство в характере использования барабанов нуктра1 и барабана, известного как нуба. Барабаны нуба производят из двух половинных частей металлической или деревянной бочки, обтянутых кожей, которая закреплена веревками или переплетенной тканью. На нем, как и на нуккара, играют в особо торжественных случаях, например, во время церемоний, в которых участвуют члены суфийских братств. Хотя в тексте Ибн Дайфаллаха нуба не был упомянут, современные исследователи фольклорных традиций отмечают его невероятную популярность.

Этот вид барабанов используется и при рецитации мадхов в честь пророка Мухаммада, и в кружках зикра. Играющий на нем человек встает в середину кружка, исполняющего зикр, а вместе с ним туда встают и те, кто играют на других ударных инструментах.

Интересно то, как современный суданский исследователь описывает отношение шейхов суфийских братств в районе расселения племени берта к музыкальным инструментам и суфийским церемониям.

«Шейх тарики (братства) имеет в деревне хижину — “катийа”, предназначенную специально для проведения “халакат аз-зикр” — кружков зикра, которую называют “аз-зауийа”. В ней хранятся барабаны “ан-нуба” и другие музыкальные инструменты. Только он один знает касыды, которые произносятся на “вечерах зикров”. Иногда его знания ограничиваются начальными текстами этих касыд... Встреченные нами рядовые шейхи суфийских братств выражали сожаление по поводу того, что они не умеют читать. Что касается последователей этих шейхов, то их число небольшое. Исполнение зикра устраивается ими только в честь приезда кого-нибудь из высших шейхов в их район или по поводу дня рождения Пророка...»8.

И. Р. Еолян в своем исследовании выделила следующие три типа музыки, утвердившихся в рамках исламских обрядов: «азан, речитация Корана и дикр — вид культовых песнопений (сопровождающихся ритмизованными телодвижениями).»9. Тот же автор отмечает, что музыкальные формы в зикрах значительно сложнее, чем в других жанрах культовой музыки арабов10. При этом в них нередко использование импровизации, нарастающего ритмического и орнаментального нагнетания, конечной целью которого должно стать соединение адептов с богом. Специальное вокальное исполнение прекрасно сочетается с использованием ударных инструментов.

Об исполнении зикра можно узнать из следующего отрывка произведения Ибн Дайфаллаха:

«Я зашел в хальву и увидел аш-Шейха Хамада, который сказал мне: О, путник, идущий в Арабаджи! Для твоих братьев-суфиев аш-Шейх забивает животное, они же издают невразумительный звук “а-а”, “а-а” в кружках ал-халака. Этим унижается вера, и нет к ним снисхождения Аллаха»11.

Во время исполнения зикра суфии многократно громко проговаривают слова «хайй», «кайум». При ускорении темпа произношения этих слов, имеющих сакральное значение, звуки сливаются в долгий звук «а-аа», а согласные становится сложно разобрать. Этим, видимо, можно объяснить недовольство, высказанное Шейхом Хамадом, так и не услышавшим того, что следует, и воспринявшего это как недопустимое поведение.

В зависимости от высоты голоса исполнителей зикра выделяют два типа: с высоким голосом — «ал-карир» — и с низким, которполучившим название «ар-разим».

Разговор о суданских ударных инструментах был бы неполным, если бы не были упомянуты барабаны нухас, которые воспринимались людьми в качестве «барабанов войны». С ними мы знакомы по многим материалам, посвященным прошлому и современности Судана. Интересное упоминание этого вида барабанов содержится в научной статье суданского исследователя Салаха ат-Тиджани Хаммуди, посвященной деятельности одного из сподвижников Махди эмира Мухаммада Османа Абу Караджи.

В ней он указал следующее: «Соблюдаемой традицией для проведения таких собраний было бить в барабаны нухас, то есть в барабаны войны. Но как только люди в местных племенах услышали звуки нухаса, они прибыли на место проведения собрания и вступили в столкновение с воинами, которые там уже находились. Это привело к тому, что некоторые погибли»12.

Свидетельства важности обладания барабаном «нухас» для социальной жизни Судана также содержатся в работе другого суданского автора ат-Тиджани Амира «Арабские суданские кланы на Белом Ниле». Он приводит описание того, как медный барабан с натянутой на него коровьей кожей13, в конце 1920-х гг. был специально доставлен в город ад-Дуэйм и конфискован в пользу колониальной администрации, поскольку, в силу арабских традиций, «в доме, где находится руководство, должен находиться барабан»14.

Наряду с этими ударными инструментами в Судане использовались в прошлом и существуют в наше время и другие ударные, струнные и духовые инструменты, которые, помимо уже рассмотренных мембранофонов, логично объединить в следующие группы: идиофоны, хордофоны, ареофоны.

Идиофоны считаются древнейшей группой инструментов, так как для извлечения звука не требуется использование мембран, струн и т. п. В условиях части Судана, населенной арабами, известны три вида наиболее популярных инструментов — кашкуш ат-тумбура, кас, мусаллас.

Кашкуш ат-тумбура ( ) чаще всего производят из тыквы шароо-

бразной формы, к корпусу которой могут прикрепляться держатели для рук. Внутри нее помещаются мелкие камушки или зерна. Этот инструмент используется для ведения аккомпанемента к барабанам или тумбуре, то есть арабской лире, а звуки, производимые этим инструментом, могут варьироваться в зависимости от размера, материала и помещенного в него содержимого. Простота изготовления делает его самым популярным и распространенным в стране. Это относится как к арабским, так и неарабским районам Судана. Отдельные разновидности этого инструмента имеют свои особые названия, в частности асесагу, более известный в районе Голубого Нила (в районе, часто именуемом Дар ал-Фонг — «Земля фонгов»).

Кас ( ) представляет собой относительно небольшие тарелки, сделанные из меди,

обычно круглой формы. В центре крепятся петли- держатели из ткани, кожи или резины, позволяющие фиксировать тарелки на руках. Кас используют во время исполнения традиционных исламских песнопений-гимнов, сопровождаемых игрой на барабанах нуба, треугольнике мусаллас и тамбурине, с тем, чтобы придать большую выразительность ритму.

Мусаллас (і*іТі<») — железный треугольник, при помощи которого извлекается звук, сопровождающий игру барабана нуба. Извлечение звука производится ударом одного треугольника о другой или нанесением удара железным прутом по треугольнику. Этот инструмент служит также для обогащения ритмического рисунка.

Хордофоны представлены в Судане рядом инструментов, среди которых особое место занимает умм кики ), известный также под старинным арабским названием

рабаб или рабаба ( ).

Этот музыкальный инструмент имеет только одну, сделанную из конского волоса или из бараньих жил, струну, которая натягивается параллельно деревянному грифу. Резонатор округлой формы изготавливается из тыквы, оклеенной кожей варана. Извлечение звука из этого инструмента производится смычком, выполненным из изогнутой в виде лука палки с натянутым на нее конским волосом. Музыкант — он же, как правило, является еще и певцом, которого на местном суданском арабском языке называют «ал-хаддай»15, — изменяет тон, скользя пальцами по грифу и прижимая струну в определенном месте.

Этот инструмент популярен у кочевников-скотоводов, принадлежащих племенам ал-хауазма, ар-ризейкат и ал-мисайрийа, которых иногда объединяют под общим названием «баккара». Популярность этого инструмента и восхищение мастерами игры на рабабе нашли отражение в именах, встречающихся в источниках. В тексте Ибн Дайфаллаха приводится биография подвижника, частью имени которого стало слово рабаба. Им был Исмаил Сахиб ар-Рабаба, сын аш-Шейха Макки ад-Даклаши16.

Совершенно очевидно, что включение рабаба в имя является заслуженным. Этот ученый суфий, как выясняется из текста Ибн Дайфаллаха, прекрасно владел этим инструментом. В тексте памятника Ибн Дайфаллаха сообщалось следующее: «И он задает на ар-рабабе ритм, каждому удару которого соответствует мелодия. От него приходит в неистовство безумец, и пробуждаются разумные. И животные от нее оживают, и минералы. Когда помещают рабабу на солнце, а голос Исмаила напевает что-либо, инструмент

11

сам задает ритм на его мелодию, хотя никто не касается его струн»1'.

Об использовании струнных инструментов при исполнении лирических и лирикоэпических поэм — маввалей — любят рассказывать современные арабы. Исполнение маввалей под музыку является древней традицией, берущей свое начало в раннем средневековье в период расцвета арабской государственности. Автор этих строк также имел возможность весной 1985 г. в конно-спортивном клубе недалеко от города Сувейды (Сирия) слушать исполнение поэмы конюхом-бедуином под аккомпанемент рабаба. Текст мавваля был настолько старинным и сложным для понимания, что сирийцам, сопровождавшим нас в поездке в этот регион, пришлось делать дополнительный комментарий. По сути, этот жанр объединяет в себе любовные песни, пересказы легенд, философские рассуждения в сочетании с поэтическими экспромтами. Музыка здесь выглядит как украшение и неотъемлемый элемент песенно-речевого изложения. Как пишет исследовательница традиционной ближневосточной музыки И. Р. Еолян, «Помимо связок-интермедий между

отдельными вокальными разделами музыкального повествования, маввали обрамляются инструментальным вступлением и заключением, придающим этим многочастным импровизационным формам структурную завершенность»18. Широта этого жанра позволяет заниматься им и профессионалам — поэтам и музыкантам, и любителям, являющимся представителями народных слоев. Он нашел широкое распространение в арабо-мусульманской части Судана.

К этой же группе инструментов относятся «лиры», имеющие в условиях полиэтнич-ности Судана разные названия и некоторые различия в форме. Обычно эти инструменты состоят из резонатора круглой или прямоугольной формы, крепящихся к нему двух грифов с поперечной планкой, к которой прикреплены струны. Струны различаются по плотности. Игра осуществляется медиатором (плектром) или пальцами правой руки, в то время как пальцы левой служат для того, чтобы приглушать струны, звучание которых в данный момент не нужно. Нубийцы на севере Судана обозначают местную лиру словом кисир. В ряде районов на Голубом Ниле, ближе к границе с Эфиопией, лира получила название джангар, а у народности берта — абангаранг. Племя шиллуков на Юге Судана называет свой инструмент тум.

В Судане также имеются инструменты группы «арф». Особенностью их является наличие изогнутого в виде лука грифа, к которому крепятся пять струн. Эти струны, в свою очередь, натягиваются и фиксируются прямо на небольшом резонаторе. В Дарфуре у племен скотоводов-кочевников баккара этот инструмент называют курби. На нем играют исполнители, которые часто одновременно являются поэтами и певцами. У южносуданских племен азанде имеется своя арфа, известная как гба дулео.

Среди струнных инструментов, активно используемых в современном Судане, необходимо упомянуть уд и тамбур. Исполнители, занимающиеся постоянным совершенствованием игры, достигли серьезных успехов. Здесь, как и в других районах Азии, Африки, Кавказа наблюдается множество терминов для обозначения инструментов.

О кавказских и азиатских разновидностях тамбура, например, интересные сведения приводятся в статье Н. Т. Антидзе «Восточный музыкальный инструмент танбур по “^^ >»1!” аль-Фараби»19.

Ареофоны, являясь одним из самых ранних инструментов, созданных человеком, нашли свое распространение в Судане.

Мизмар /мазамир ^^^3“®) — общее название для флейт, свирелей и дудок. Самые примитивные из них производятся из бамбука или других пород деревьев, имеют только одно отверстие и способны давать только одну ноту. Иногда эти флейты, имеющие разные размеры, соединяют вместе, что позволяет создавать более сложные мелодические композиции. На Юге Судана известны бало шуру, андинга и др.

В тексте Ибн Дайфаллаха только один раз упоминается флейта-мизмар, в сугубо религиозном контексте. Образ духового инструмента как предвестника конца ближайшей жизни известен в мусульманской эсхатологии, и употребление этого образа неслучайно. В памятнике Ибн Дайфаллаха этот мотив может восприниматься как заимствованный из древних мусульманских сакральных текстов. В «Книге разрядов...» говорилось: «Затем аш-Шейх Али, да будет доволен им Аллах, увидел Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во сне и спросил его: “Отчего умирает человек?”. Тот ответил: “То, как он жил, определяет то, как умрет”. “Зачем следует возрождение?” Он ответил: “Возрождается только тот, кто мертв”. И сказал ему Пророк: “Хочешь ли встретить Господа твоего флейтой-мизмар из огня?”.

Потом аш-Шейх Али сказал: “Позовите ал-Барри — ученика аш-Шейха Идриса». И его призвали к нему. Тогда он сказал ему: “Слова твоего шейха — истина, и высказывания — правда”»20.

Зумбара (^Ьл^ представляет собой разновидность флейты. Прежде ее изготавливали из ствола дерева, а в настоящее время могут производить и из меди. Способ изготовления следующий: у основного отверстия делаются два дополнительных отверстия, одно сверху и одно снизу, поэтому играющий на инструменте может использовать пальцы левой и правой руки, зажимая или отпуская отверстия, и создавать мелодии более сложного порядка. Этот инструмент широко используется в районе Белого Нила, в Северном Кордо-фане, Северном Дарфуре и в области Бутана. Игра на этой флейте позволяет кочевникам подавать необходимые сигналы и контролировать стада.

Свою лепту в музыкальную инструментальную жизнь Судана внесли представители и других африканских стран и народов. В частности, народы, говорящие на хауса и известные в Судане как феллата, принесли с собой такой вид флейты, как кейта.

Кейта вырезается из толстого стебля кукурузы или подобных растений. Та часть, которая подносится ко рту, является короткой трубкой с округлой насадкой из тыквы. На другой конец также помещается продолговатая часть тыквы. Игра на ней происходит под пение и удары барабанов. В «концертах» такого рода принимают участие и женщины. Ближайшим музыкальным родственником этого инструмента остается арабский мизмар.

В районах Юга Голубого Нила популярностью пользуются трубы под названием абуак ал-уаза ( ). Для производства данного вида инструмента используются

специально выращиваемые для этого тыквы конической формы, известные как аку. Набор труб для музыкальных праздников часто бывает очень многочисленным и составляет от пяти до двенадцати инструментов. На них играют только мужчины, а барабаны бал, представляющие собой «У-образный» кусок дерева, повешенный на правое плечо, сопровождают игру. Удары по этому ударному инструменту наносятся козьим рогом. На них запрещается играть в дождливый сезон. У каждого набора труб уаза есть свой хранитель — один на деревню.

В Джебель Нуба у племени даджу имеется также свой вид труб, известный как канга. Различные по длине трубы соединяются между собой, образуя единое целое. Количество труб варьируется от четырех до шести. Похожие духовые инструменты под названием аканга есть и у южносуданских племен лотуко. У народности бури в районе Бахр ал-Г азаль такие трубы называются канга.

Для передачи сигналов, а также в качестве музыкальных инструментов в Судане разными народами используются горны, сделанные из коровьих рогов. В Джебель Нуба среди народности катша и среди динка на Юге Судана звуками коровьих рогов поощряют и подбадривают борцов. У упомянутой народности нуба они называются тиндиве, а у племени динка — тонг. У народности берта козьи рога, используемые для исполнения народных песен и танцев, называют булунг, у шиллуков — адало. Шиллуки и азанде используют для передачи охотничьих сигналов рога антилопы. У азанде такие горны называют бангаре, а у шиллуков — кангдур.

Разнообразие представленных в Судане народностей и племенных групп определяет значительное многообразие музыкальных инструментов и их обозначений. Наблюдается заимствование инструментов и музыкальных приемов в представленных в Судане арабской и африканской культурах. Религиозные системы, сложившиеся в стране (ислам, анимизм, христианство), виды хозяйственной деятельности и социальные явления создают свои

поводы для использования музыкальных инструментов. При наличии общих видовых групп музыкальных инструментов в Судане они имеют различия в материалах, из которых произведены, названиях и ситуациях, при которых могут использоваться.

Исламское вероучение способствовало развитию на суданской почве своеобразного вокального жанра суфийских песнопений и гимнов, зикров. Кочевая арабская культура сохранила и перенесла на суданскую почву такие традиционные для Аравийского полуострова инструменты, как рабаб, барабаны, уд. Знание музыкальных инструментов, событий и ритуалов, во время которых они используются, позволяет с большей точностью понимать, а соответственно и переводить тексты как современные, так и старинные, посвященные литературе, культуре и истории Судана.

1 См. Еолян И. Р. Очерки арабской музыки. М., 1911. С. 140. В книге указано на квадратную форму инструмента, а среди египетских названий фигурируют рик, дуфф, хина, бандур.

2 Мадх представляет собой гимн в честь пророка Мухаммада.

3 .39 .оЛ

4 Ковалевский Е. Путешествие во внутреннюю Африку. СПб., 1849. Ч. 2. С. 84.

5 .46 .оЛ .1988ь ^у* ^

6 .248 .^ .1912 .

I Этот барабан фигурирует в широко распространенной пословице J:з31iC' 1-а (Тем, кто

обладает барабанами нуккара или нухас , то есть властью, не нужны мощные холки). Слово, обозначающее барабан, дается в диалектном варианте. См.: .24 .о* .1919 .^^.Я.п*ЛІІ ІіЗИвІ ¿л

8 .48 .о^ .^^ .JJ-2aЗ 1

9Еолян И. Р. Очерки арабской музыки. М., 1990. С. 80.

10Еолян И. Р. Очерки арабской музыки. М., 1990. С. 82.

II 161 1914 4 Ц ^ ^3 <£^а

. іЛіі і а^.и Ся

12 .159 . .^^ £а^а1І .Ад.^ ^ Лд-чл

13 Отсюда происходит, очевидно, и его название, поскольку «нухас» на арабском языке означает «медь».

14. .89 .О^ .1911 * . 4_и__)«Л

15 .50 . 4 ч.а* . _уи«аЗ! ^ІОбДа^а

16. .92 .О^ . ^_зЗИ ЛаЛ-0 4^1 4,

11 .93 . оЛ .щ}S^ •^Л^-в ^ ап>>

18Еолян И. Р. Традиционная музыка Арабского Востока. М., 1990. С. 46.

19 Антидзе Н. Т. Восточный музыкальный инструмент танбур по «^<Ц с_іІ2£» аль-

Фараби // Семитская филология. Вып. 1. Тбилиси, 1981. С. 255-263.

20 .55 . ОЛ -ІАА-в 4^1 <■ ^>>1 ¿х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.