Научная статья на тему 'Россия - Судан: из истории взаимоотношений (по материалам книги Е. П. Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку»)'

Россия - Судан: из истории взаимоотношений (по материалам книги Е. П. Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
282
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДАН / АРАБЫ / ГЕОГРАФИЯ / ПУТЕШЕСТВЕННИК / РУДНИКИ / Е.П. КОВАЛЕВСКИЙ / РОССИЙСКО-СУДАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / YE.P. KOVALEVSKY / SUDAN / ARABS / GEOGRAPHY / TRAVELER / RUSSIAN-SUDANESE RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Герасимов Игорь Вячеславович

В статье рассмотрены идеи российского путешественника Е.П. Ковалевского относительно общественной эволюции Судана. Он побывал там в конце 1840-х гг. Помимо этого, в изданном им произведении содержатся интересные сведения по истории российско-африканских отношений, а также по этнографии и географии этой арабо-африканской страны. В статье освещена позиция Е.П. Ковалевского относительно Судана, которая в целом отличается гуманистическим подходом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Герасимов Игорь Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia - Sudan: from the history of relationships (base on the book by Ye.P. Kovalevsky "Travel to Inner Africa")

The article presents the ideas of the Russian traveler Ye.P. Kovalevsky on social evolution of Sudan. He visited this country in the 1840-es and published his diary which contains interesting facts on the history of Russian-African relations, as well as ethnography and geography of that Arab-African country. Special attention is paid to the humanistic attitude of Ye.P. Kovalevsky to the Sudanese society.

Текст научной работы на тему «Россия - Судан: из истории взаимоотношений (по материалам книги Е. П. Ковалевского «Путешествие во внутреннюю Африку»)»

УДК 94

И.В. Герасимов

россия — судан:

из истории взаимоотношений

(по материалам книги е.п. ковалевского

«путешествие во внутреннюю африку»)

В современной и более ранней отечественной литературе Судану и отношениям России с этим крупнейшим арабо-африканским государством уделялось недостаточно внимания. Вместе с тем, на протяжении XIX в. туда направлялись путешественники и исследователи из России, среди которых уместно будет назвать О.И. Сенковского, А.С. Норова, В.В. Юнкера и Е.П. Ковалевского.

Будучи совсем еще молодым человеком, О.И. Сенковский побывал в Судане после завоевания страны турецко-египетской армией в 1821 г. и изложил свои впечатления в «Отрывках из путешествий по Египту, Нубии и Верхней Эфиопии».

Из-под пера государственного деятеля и публициста А.С. Норова, посетившего Египет и Судан в 1834-1835 гг., вышли четыре тома путевых описаний Ближнего Востока с привлечением богатого материала из древнегреческой и древнеегипетской истории и представлением крайне интересных сведений о различных сторонах жизни египетского и палестинского общества. Помимо этого, несколько страниц автор посвятил описанию северного суданского населенного пункта Вади Хальфа на Ниле. Однако этим, тогда совсем небольшим поселком, и заканчиваются излагаемые им сведения о Судане.

Иначе сложилась судьба другого представителя России — В.В. Юнкера. Этот пытливый путешественник, неутомимо шедший к своей цели, провел в Судане несколько лет. Его первоначальные устремления — посетить одну из провинций страны Дарфур — не увенчались успехом в силу целого ряда причин, из которых определяющими явились политические. В итоге, в период 1876-1878 гг. и 1879-1886 гг. он оказался на юге Судана и, находясь там, проводил этнографические, антропологические и географические изыскания. Описания его наблюдений были изданы в Австрии, а часть собранного этнографического материала вошла в коллекцию, принадлежащую в настоящее время Музею этнографии и антропологии им. Петра I (Кунсткамера) в Санкт-Петербурге. Путешествия В.В. Юнкера и его коллекция исследованы в очень обстоятельной и интересной монографии З.Л. Пугач «Культура народов верховьев Нила» [4]. Свой собственный труд В.В. Юнкер озаглавил «Dr. Wilh. Junkers Reisen in Afrika 1875-1886. Nach seinen Tagebüchern bearbeitet und herausgegeben von dem Reisenden» («Путешествия доктора Вильг. Юнкера в Африку. 1875-1886. Обработаны и изданы путешественником по его дневникам»). Полностью он так и не был издан в России.

Егор Петрович Ковалевский оставил очень интересный и, к сожалению, так и не переизданный впоследствии труд, посвященный Судану, под названием «Путешест-

© И. В. Герасимов, 2009

вие во Внутреннюю Африку» [4]. Это сочинение, написанное в жанре путевых зарисовок, открывает исследователю сразу несколько интересных аспектов. Во-первых, в нем приводятся ценнейшие сведения от непосредственного очевидца исторических событий, происходивших в Судане вскоре после завоевания страны турецко-египетскими войсками и фактического присоединения ее к Египту. Перу нашего соотечественника принадлежат описания различных сторон жизни суданского общества первой половины XIX в., среди которых имеются весьма интересные и, практически, неизвестные. С учетом того, что исторический период с XVI по XVIII вв. является малоизученным, когда практически не составлялись рукописные своды с фиксацией дат и имен, за исключением, пожалуй, объемного агиографического труда Ибн Дайфаллаха «Табакат» [6], Е.П. Ковалевский своим произведением предоставил возможность дополнить и расширить представления о развитии Судана благодаря сведениям почерпнутым им из бесед с рядовыми суданцами-торговцами, погонщиками животных, а также с представителями власти и религиозных кругов.

Известные арабские путешественники, которые находились в Судане в указанный период, оставили фрагментарные сведения об этой стране. Число западноевропейских исследователей африканского континента, излагавших в своих публикациях информацию о жизни, нравах, географии и политике Судана в эту эпоху, было невелико. Наиболее известными среди европейцев, которые писали о Судане, были Джеймс Брюс (17301794) — автор работы «Travels into Abyssinia» [1], Иоганн-Людвиг Буркхардт (1784-1817), посетивший в 1814 г. Нубию и оставивший о ней свои путевые заметки, а также Калью, посвятивший свой труд Судану [2] и др.

Во-вторых, автор текста включил в него интересные, хотя и фрагментарные, сведения о русских, которые оказались среди членов направленной в Судан на поиски золотоносных рудников миссии. Кроме того, Е.П. Ковалевский явился создателем географической карты, содержавшей впервые введенные им в научный и географический оборот топонимы. Это позволило говорить о некоторых географических открытиях, сделанных в ходе деятельности экспедиции и имело важное значение для дальнейшего освоения и изучения африканского континента. Кроме того, экспедиция подтвердила неоднократно высказывавшуюся в мировой науке гипотезу относительно «южного» расположения истоков Нила и окончательно опровергла версию возможных его истоков в районе современной провинции Дарфур.

И, наконец, Е.П. Ковалевский был, видимо, первым в России, кто оставил сведения на русском языке государстве фонгов, вокруг происхождения и истории которого не прекращаются споры в научных кругах.

Российский путешественник, основываясь на личных наблюдениях и бытовавших, очевидно, среди местных жителей легендах относительно происхождения фонгов, сообщал следующее: «Если верить преданию, которое мы спешим сохранить для истории Судана, и немногим темным указаниям древних, Сеннар составлял Макробею времен Камбиза. После него владели Сеннаром десять цариц и двенадцать царей. Потом появились арабы из Хиджаза. Наконец фунги, с берегов Белого Нила; это было уже в 890 году хиджры, или в 1484 [году] нашей эры. После решительной победы у Арбагой, они овладели всем полуостровом, образуемым Белым и Голубым Нилом, и основали новое, огромное царство. Фунги, по очерку лица и языку, кажется, несомненно, принадлежат к племени негров-шиллуков, живущих по Белому Нилу. Фунги значит завоеватели, и, вероятно, приняли это название по завоевании Судана или части королевства Бурум,

куда проникли еще прежде того. Они владели до самой Уади-Гальфы на севере; на юге, как и нынче, границы восточного Судана исчезают в землях более или менее покоренных негров. Первый владетель из племени фунги был Амара-ду, который царствовал 42 года; за ним следовали двадцать девять других, ознаменовавших себя большей частью одними битвами с различными племенами. Последний был Бади, сын Табли; при нем Измаил-паша покорил Сеннар» [4. Т. 1. С. 146].

Несомненный интерес представляет информация относительно происхождения современной столицы Судана города Хартум. Первые упоминания о нем как о населенном пункте содержатся в памятнике Ибн Дайфаллаха «Табакат» [6]. Однако Е.П. Ковалевский дополняет его рассказом о том, какие городки и поселки рассматривались центрами страны в период, последовавший за захватом Судана египтянами турками, и также о том, кто способствовал возвышению Хартума. Он писал в этой связи: «Главное правление Мухаммада Али сначала кочевало из города в город, смотря по вкусу генерал-губернатора. Оно было в Сеннаре, столице фунгов, в Уад-Мадани, основанной Измаилом-пашой, в Кордофане, и, наконец, лет пятнадцать тому назад, Хошруд-паша выстроил Хартум и перенес туда главное управление» [4. Т. 1. С. 146].

Наш соотечественник был знаком с трудами своих предшественников — европейских путешественников, оставивших свои описания Судана и суданских городов. В частности, описывая город Сеннар, он делает ссылку на Калью и отмечает следующее: «Город Сеннар был прежде велик. При фунгах в нем, говорят, было до 25000 жителей; еще после завоевания Измаила-паши оставалось до 9000, как свидетельствует Калью; но с тех пор, как турки перенесли главное управление в Хартум, Сеннар опустел; в нем теперь едва ли 5000 жителей, не исключая и солдат; торговля с Абиссинией упала, народ обеднел» [4. Т. 1. С. 154].

Во время обратного путешествия в Каир, неутомимый исследователь, несмотря на болезнь, продолжал интересоваться окружавшей его жизнью. Он, в частности, успел обратить внимание на правителей Сеннара, являвшихся преемниками власти фонгов и сохранивших ранее заложенные традиции управления. В связи с этим он писал: «Прежде чем оставим Сеннар, скажем хоть несколько слов о гостеприимной принцессе бывшего Сеннарского царства [...] Наср, так зовут ее, некогда была хороша, что доставило ей покровительство зверообразного дефтердара; теперь она старуха. Ее муж и первый министр Арбаб, был моим постоянным спутником и заботился обо мне, как только мог. [...] Наср приняла меня, как желанного гостя. За ужином, который был довольно приличен, явилась водка и ром; хозяйка, было, оскорбилась тем, что я ничего не пил, но спутники мои успокоили ее и очень охотно и часто прикладывались к бутылкам, уверяя всякий раз, что пьют за меня, желая сделать угодное хозяйке, которую бы, в противном случае, совсем обидели. Наср также иногда отведывала запрещенного напитка.» [4. Т. 2. С. 122].

Крайне интересны и сведения об арабах, населявших Судан, а также тех, кто, и это доподлинно известно, содействовал уже тогда установлению отношений и взаимопониманию между арабами и Россией. В путевых записках Е.П. Ковалевского приводится рассказ о двух молодых египтянах, с которыми он познакомился во время посещения ими Уральских гор и теперь по воле судьбы вновь встретился в Судане. Стремясь попасть к истокам реки Тумата, наш соотечественник старался заручиться поддержкой турецко-египетской администрации и для организации своего предприятия пользовался помощью своих арабских друзей. Он писал об этом следующее: «Мне помогали

во всех приготовлениях Дашури и Мухаммад Али. Но я по сие время забыл сказать о них: это молодые арабы, воспитывавшиеся в Германии, в Гарце, где они, конечно, и в глаза не видали золотых россыпей, и потом объехавшие со мною Урал. Не думал я тогда встретиться с ними в Кассане!... Этим-то людям, разумеется под непосредственным начальством генерал-губернатора, поручил Мухаммад-Али открытие золота и устройство фабрики. В поисках золота они еще имели какой-то успех, руководствуясь указаниями негров, а главное, угрожаемые гневом вице-короля, который начинал уже терять терпение, и когда добился от них, можно сказать насильно, благоприятных донесений, велел немедленно приступить к постройке фабрики для 2000 человек на первый раз. Можно себе вообразить в каком положении были молодые люди! Не имея достаточных практических сведений для дела, стесняемые во всем генерал-губернатором, который твердо веровал, что способ промывки негров, есть самый лучший способ, хотя, в сущности, хуже его, как увидите, и придумать нельзя, понуждаемые беспрестанно Мухаммадом-Али, они были в отчаянии, и приезд мой, снимавший с них страшную ответственность, был для них истинным счастьем. Не говорю уже о том, что они были от души преданы мне» [4. T. 2. C. 11].

Чрезвычайно важным, как кажется, является то, что наш соотечественник смог на какое-то время дальше всех других исследователей описать земли на Юге Судана и собственно Эфиопии, куда добралась сопровождавшая его экспедиция, и дать отдельным географическим объектам, не отмеченным на картах предшественников, русские названия. Так на свет появились «Страна Николаевская» и даже река «Невка» [4. T. 2. C. 164-165].

Еще одним важным достижением Е.П. Ковалевского было то, что, благодаря опубликованному им произведению о Судане, в России вырос интерес к этой стране и туда стали стремиться другие исследователи и путешественники, в частности И.И. Пузанов [3].

Литература

1. Bruce J. Travels to discover the Source of the Nile in the years 1768, 1769, 1770, 1771, 1772 and 1773. London, 1813. 513 p.

2. Vayage á Méroé, au fleuve blanc, etc. Par Frédéric Caillaud, de Nantes. 1826-1827. Paris. Vol. 4.

3. Дмитревский Ю.Д. Исследователь природы Африки Иван Иванович Пузанов // Вестник восточного института. № 2 (10). Т. 5. 1999. С. 55-62.

4. Ковалевский Е.П. Путешествие во внутреннюю Африку. СПб., 1849. Т. 1; Т. 2. 359 с.

5. Пугач З.Л. Культура народов верховьев Нила (по материалам путешествий В.В. Юнкера). М., 1985. 178 с.

б 1974 J pLolxilj j J ~y ^ l—llj£ .jjjil -lea-a nj 1 ^

Kitâb al-Tabaqât fi khuçûç al-Awliyâ’ wa’l-§âlihin wa’l-‘Ulamâ’ wa’l-Shu‘arâ’ fi al-Sûdân

(Книга разрядов о исламских подвижниках, праведниках, ученых и поэтах в Судане).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.