_Раздел I. Инновационная экономика
лые парки (25-160 га), средние парки (400-700 га) и парки-«гиганты» (1000-2000 га). При этом средний размер действующих парков равен 454 га.
Этот вывод подтверждается статистикой размещения индустриальных парков по субъектам федерации. Из 44 проектируемых парков только 14 (менее трети) являются первыми в своих регионах, остальные приходятся на субъекты федерации, где индустриальные парки уже существуют. Соотношение «освоенных» и «новых» регионов - 21 к 12.
Сопоставление размеров проектируемых парков и действующих по обоим типам проектов говорит о тенденции к уменьшению общей площади проектов и стремлению к минимизации инвестиционных рисков со стороны проектоустроителей. Это следствие актуальных отраслевых проблем, отражающихся на эффективности реализуемых проектов: административные барьеры, привлечение резидентов, общее качество разработки и управления проектом, институциональная среда.
Библиографический список
1. Государственная программа РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» от 15 марта 2014
2. Батрин Ю.Д., Фомин П.А. Особенности управления финансовыми ресурсами промышленных предприятий. Монография / Ю.Д Батрин., П.А. Фомин. - М.: Высшая школа, 2002.- 261 с.
3. Добровольский Е.Ю., Карабанов Б.М., Боровков П.С., Глухов Е.В., Бреслав Е.П. Бюджетирование: шаг за шагом. — М.: Питер, 2009.- 448 с.
4. За гранью бюджетирования / 2-я редакция , Хоуп Джереми, Фрейзер Робин, под общей редакцией Рябых Д.А. — Изд-во «Вершина», серия «Рекомендовано «Альт-Инвест», 2007.
5. Зубаревич Н. Как кризис влияет на привлекательность регионов России. //«Генеральный директор». — № 7. — 2009. - 168 с.
6. Панов М. М. Постановка системы бюджетного управления или три координаты бизнеса: БДР, БДДС, ББЛ. — М.: Инфра-М, 2014. — 304 с.
7. Портер М. Конкуренция, - М.: Издательский дом "Вильямс", 2000. - 608 с.
8. Росс С, Вестрефилд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов. — М.: "Лаборатория базовых знаний", 2000. - 704 с.
9. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия) / Сергеев И.В., Веретенникова И.И . — 2005. - 550 с.
10. Ассоциация Индустриальных парков России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.indparks.ru (дата обращения: 10.05.2014)
УДК 334.012
Д.А. Лютиков КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация: Проблема классификации инновационных предприятий является весьма актуальной на сегодняшний день. Это обусловлено общими тенденциями экономического развития российской промышленности, ключевой особенностью которой является создание, модернизация и расширение предприятий, в основе которых лежит инновационная деятельность. Попытки перестроить существующую отрасль НИОКР имеют определенные успехи, однако для достижения цели в виде создания инновационной экономики требуется создавать компании, основу которых составляет инновация или же инновационная деятельность. Прежде чем представлять классификацию инновационных предприятий, следует дать определения инновации и инновационной деятельности, для чего реко-
© Лютиков Д.А., 2014
Вестник Университета № 14, 2014_
мендуется обратиться к открытым источникам, таким как Федеральный Закон № 254. Следующим этапом будет представление непосредственно классификации инновационных организаций, которая будет опираться на место, занимаемое инновацией или инновационной деятельностью в ее повседневной хозяйственной деятельности. В конце статьи будут сделаны выводы об эффективности и необходимости классифицирования инновационных компаний с представленной точки зрения. На основании представленных выводов и заключений возможно сформировать дальнейшее направление разработки темы, охватывающей классификацию инновационных предприятий, что позволит привнести ощутимый вклад в развитие науки об инновациях и инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, классификация, организация, признак, капитализация, конкурентное преимущество, франчайзинг.
Denis Lyutikov THE CLASSIFICATION OF INNOVATIVE COMPANIES
Abstract: The problem of classification of innovative enterprises is very relevant today. This is due to the general economic development trends of Russian industry, a key feature of which is the creation, modernization and expansion of enterprises, which are based on innovation. Attempts to rebuild the existing R & D sector have some success, but to achieve goals in the form of creating an innovation economy requires to create companies, which are based on innovation or innovative activity. Before the presentation classification of innovative enterprises, we should provide definitions of innovation and innovative activities, which is recommended to refer to publicly available sources, such as the Federal Law № 254. The next step will be to present directly classification of innovative organizations, which will be based on the space occupied by innovation or innovative activities in its daily business operations. Finally, we will draw conclusions about the effectiveness and necessity of classifying innovative companies submitted standpoint. Based upon the findings and conclusions is possible to form the future direction of development of the topic, covering classification of innovative enterprises, which will bring a significant contribution to the development of the science of innovation and innovative activity.
Keywords: innovation, innovative activity, classification, organization, sign, capitalization, competitive advantage, franchising.
Для понимания необходимости типизации компаний, занимающихся инновационной деятельностью, целесообразным представляется дать определение понятиям «инновация» и «инновационная деятельность». Согласно ФЗ № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» от 21 июля 2011 года, инновация представляет собой «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Инновационная деятельность трактуется законом как «деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности». Таким образом, инновация представляет собой некий новый продукт или услугу. Однако в данном случае определение представляется неполным, поскольку подобным образом можно трактовать и понятие «новшество». Основное отличие инноваций от других новаторских продуктов — возможность ее коммерциализации с последующей продажей или построением бизнеса на ее основе. Аналогично отличие инновацион-
_Раздел I. Инновационная экономика
ной деятельности и от других типов новаторских исследований. Таким образом, инновации и инновационная деятельность могут являться объектом продажи на рынке и основой для нового бизнеса.
Дав определение ключевым понятиям данной статьи, следует перейти непосредственно к классификации инновационных предприятий. Стоит заметить, что в периодических изданиях и учебных пособиях имеются попытки классифицировать инновационные предприятия. В основе подобных классификаций лежат следующие признаки:
1) по направлениям деятельности: маркетинговые организации, финансовые, научно-инновационные, проектно-конструкторские, строительно-монтажные, сервисные, ремонтные;
2) по отраслевой принадлежности: горнодобывающие и перерабатывающие, литейные, машиностроительные;
3) по территориальному признаку: отраслевые, межотраслевые, региональные, в рамках предприятия (фирмы).
Подобные классификации представляются с целью систематизации инновационных предприятий для их последующего анализа. Такая типизация позволяет выделить место и роль предприятия в занимаемой ею отрасли и определять степень «наукоемкости» ее деятельности. Однако подобные попытки систематизации предприятий не определяют ту роль, которую играют инновации и инновационная деятельность в процессе функционирования и развития организации. В связи с этим целесообразной представляется попытка типизации компаний с точки зрения занимаемых в них позиций инноваций и инновационной деятельности.
Далее представлена классификация организаций, исходя из роли инновации в деятельности предприятия. Первый тип представляет собой организация, созданная на основе одной или нескольких инноваций или же направлений инновационной деятельности, задача которой — достижение максимальной капитализации. Подобные компании создаются с целью получения максимальной прибыли от созданной инновации, а затем продаются другой компании. Подобные компании представляют интерес для венчурных капиталистов, поскольку дают максимальную денежную отдачу в краткосрочной и реже — в среднесрочной перспективе, после чего в результате достижения максимального уровня капитализации такие предприятия закрываются или перепродаются. Подобные компании не ставят целью продвигать собственную инновацию в больших масштабах или же получать определенную нишу. Их задача — получить максимально возможный доход. В качестве примеров можно привести «стартапы» начинающих предпринимателей с высокой степенью риска, создающиеся с целью реализации результатов инновационной деятельности.
Следующим типом выделяется организация, основу которой составляют инновации или инновационная деятельность, однако ее цель — создать новый рынок или же занять определенную нишу на уже существующем рынке. Подобные компании ставят перед собой амбициозную задачу по созданию целой империи или рынка на основе собственных инновационных продуктов или услуг. Прибыль и уровень капитализации в данном случае важны, но они представляют собой скорее индикаторы успеха или неудачи продвижения инновации. Такие компании ориентированы на долгосрочную деятельность и представляют интерес для инвесторов, которые вкладывают средства в перспективные и долгосрочные проекты. Ярким примером являются организации, занимающиеся продвижением и реализацией технологических и информационных «ноу-хау». Выводя на рынок подобные изобретения, компании создают соответствующий рынок или же формируют собственную конъюнктуру на уже существующем.
Организация, задача которой — генерировать инновации, а также формировать и улучшать направления инновационной деятельности представляет собой третий тип классифицируемых предприятий. Основа таких компаний «неинновационная» — создание нового продукта, услуги, бизнеса, консультирование. Однако они способны создавать инновации «с нуля» и продавать собственные решения, что и составляет для них основной источник дохода. Для подобных компаний важны специалисты как в области теории, так и в области практики инновационной деятельности. Такие «организации-генераторы» представляют собой
Вестник Университета № 14, 2014_
фундамент сервисной составляющей инновационной экономики. Консалтинг или франчайзинг — основные инструменты получения прибыли подобных компаний. В качестве примеров можно выделить франчайзинговые компании, предлагающие услуги по созданию «бизнеса под ключ», а также консалтинговые фирмы, деятельность которых основана на консультировании клиентов по вопросам развития инновационных предприятий.
Наконец, четвертый тип объединяет организации, занимающиеся «неинновационной» деятельностью, но использующие инновации для улучшения собственных экономических показателей. Данный вид организаций можно считать самым многочисленным. Это утверждение основано на том факте, что современная экономика не может существовать без традиционных отраслей. Деятельность компаний в подобных отраслях носит «неинновационный» характер, однако для достижения и сохранения конкурентного преимущества им необходимо использование инноваций. В подобных предприятиях инновационные продукты и услуги применяются в качестве дополнений и улучшений к текущей деятельности. В результате, инновация в данном случае воспринимается не как основа деятельности, а как инструмент для улучшения экономических результатов. Примеров подобных предприятий множество, поскольку в настоящее время сложно представить организацию, которая не ищет путей совершенствования собственного бизнеса.
Практическая польза представленной классификации представлена в двух аспектах: выделение нового классификационного признака в виде инновации как основы предприятия, а также формирование предпосылки для последующего создания механизма классификации инновационных предприятий. Представленная типизация позволяет не только взглянуть с новой стороны на существующие инновационные предприятия, но и определить степень важности инноваций в деятельности таких компаний.
В результате, приведенная классификация организаций несет в себе следующие преимущества:
1) создание нового подхода к типизации инновационных предприятий;
2) определение места и роли инноваций или инновационной деятельности в функционировании организаций;
3) возможность более четкого анализа организационно-экономических механизмов функционирования предприятий с учетом целей инновационной деятельности.
Однако, в виду недостаточной проработанности данной классификации, существует целый ряд и ее недостатков:
1) отсутствие привязки к отраслям компаний при классификации;
2) отсутствие разработанных количественных и качественных показателей, позволяющих отнести организацию к определенному типу;
3) не учтен жизненный цикл инновации при классификации компании.
Подводя итог, можно говорить о том, что существующие недостатки представляют собой возможности для последующей разработки рассматриваемого вопроса. Устранение данных недостатков в перспективе способствует доработке представленной классификации и созданию нового, объективного механизма классификации инновационных предприятий.
Библиографический список
1. ФЗ № 254 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 21.07.2011.
2. Акмаева Р.И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: Учебное пособие / Р.И. Акмаева. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 541 с.
3. Андрейчиков, А. В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: системный анализ и принятие решений / А.В. Андрейчиков, О.Н. Андрейчикова. — М. : Вуз. учебник : ИНФРА-М, 2013. — 394 с.
4. Гершман М.А. Инновационный менеджмент / М.А. Гершман. — М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. — 482 с.
5. Дабагов, А. Инновационный бизнес в России: недекларируемая реальность / А. Дабагов // Российское предпринимательство. — 2012. — № 2. — с. 88-91.
_Раздел I. Инновационная экономика
6. Котлер Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования / Ф. Котлер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 193 с.
7. Разработка и принятие решения в управлении инновациями / И. Л. Туккель. — СПб.: БХВ-
Петербург, 2011. — 342 с.
8. Реймер В. Инновационная система России: проблемы управления и перспективы /
B. Реймер, А. Бреусов // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2013. — № 2. —
C. 3-6.
9. Рогова, Е. М. Венчурный менеджмент / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Э.А. Фияксель. — М.:
Высш. шк. экономики, 2011. — 438 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /
Р.А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с.
УДК 338.4
Н.П. Масленникова ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассматриваются признаки инновационной организации:
1. Критерием эффективности инновационной организации является скорость изменений под влиянием внешней среды в результате инновационной активности.
2. Инновационная организация использует любые факторы изменения внутренней и внешней среды к своей выгоде в результате инновационной восприимчивости.
3. Инновационная организация обладает организационной гибкостью на основе формирования организационных характеристик, отвечающих критерию «Быстрота реакции на изменение внешней среды».
4. Инновационная организация имеет инновационную политику направленную на повышение инновационной активности и инновационной восприимчивости. Инновационная политика включает следующие направления деятельности: планирование инновационной деятельности; организацию плановой ликвидации старых технологий и изделий; плановое совершенствование и плановое улучшение изделий, технологий и самой организации; инициирование инновационной деятельности: планирование финансов для осуществления инновационной деятельности и бюджетной политики; разработка системы постоянного поощрения работников - новаторов (системы компенсаций, вознаграждений, благодарностей); использование новых информационных технологий для адекватного информирования персонала о переменах в организации и о внедрении инноваций.
5. Инновационная организация использует различные формы инноваций и инновационной активности.
6. Инновационная организация имеет собственную систему экспертизы для оценки выбора инноваций.
Ключевые слова: инновации, организация, факторы, признаки, критерии, политика, организационные характеристики, экспертиза.
Nadezda THE SYMPTOMS OT THE INNOVATIVE ORGANIZATION
Maslennikova Abstract: In the article the following symptoms of the innovative
organization are considered:
© Масленникова Н.П., 2014