Научная статья на тему 'Признаки инновационной организации'

Признаки инновационной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2667
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ / ПРИЗНАКИ / КРИТЕРИИ / ПОЛИТИКА / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленникова Надежда Павловна

В статье рассматриваются признаки инновационной организации: 1. Критерием эффективности инновационной организации является скорость изменений под влиянием внешней среды в результате инновационной активности. 2. Инновационная организация использует любые факторы изменения внутренней и внешней среды к своей выгоде в результате инновационной восприимчивости. 3. Инновационная организация обладает организационной гибкостью на основе формирования организационных характеристик, отвечающих критерию «Быстрота реакции на изменение внешней среды». 4. Инновационная организация имеет инновационную политику направленную на повышение инновационной активности и инновационной восприимчивости. Инновационная политика включает следующие направления деятельности: планирование инновационной деятельности; организацию плановой ликвидации старых технологий и изделий; плановое совершенствование и плановое улучшение изделий, технологий и самой организации; инициирование инновационной деятельности: планирование финансов для осуществления инновационной деятельности и бюджетной политики; разработка системы постоянного поощрения работников новаторов (системы компенсаций, вознаграждений, благодарностей); использование новых информационных технологий для адекватного информирования персонала о переменах в организации и о внедрении инноваций. 5. Инновационная организация использует различные формы инноваций и инновационной активности. 6. Инновационная организация имеет собственную систему экспертизы для оценки выбора инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMPTOMS OT THE INNOVATIVE ORGANIZATION

In the article the following symptoms of the innovative organization are considered: 1. The criteria of the efficiency that means the pace of changing influenced by the external organization environment as a result of the innovative activity 2. Innovative organization uses any factors of changing of the internal and external environment to get benefit as a result of innovative susceptibility. 3. Innovative organization should have organizational flexibility based on the formation organizational characteristics meet the criteria “Quick response to changing of external environment” 4. Innovative organization has innovation policy aimed at improving innovative activity and innovative susceptibility. Innovation policy includes the following activities: planning innovation; organizing of the planned liquidation old technologies and products; planned improvement and enhancement of the products, technologies and organization itself; initialization of the innovation: finance planning for performing innovation and budget policy; development of system of the constant encouraging of the innovative personal (systems of compensation, remuneration, gratitude); using of the new information technologies in order to adequately inform personal about organization changes and implemented innovations 5. Innovative organization uses different forms of innovation and innovative activity. 6. Innovative organization uses has its own system of expertise to estimate and select innovation

Текст научной работы на тему «Признаки инновационной организации»

_Раздел I. Инновационная экономика

6. Котлер Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования / Ф. Котлер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. — 193 с.

7. Разработка и принятие решения в управлении инновациями / И. Л. Туккель. — СПб.: БХВ-

Петербург, 2011. — 342 с.

8. Реймер В. Инновационная система России: проблемы управления и перспективы /

B. Реймер, А. Бреусов // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2013. — № 2. —

C. 3-6.

9. Рогова, Е. М. Венчурный менеджмент / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Э.А. Фияксель. — М.:

Высш. шк. экономики, 2011. — 438 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов /

Р.А. Фатхутдинов. — СПб.: Питер, 2013. — 448 с.

УДК 338.4

Н.П. Масленникова ПРИЗНАКИ ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: В статье рассматриваются признаки инновационной организации:

1. Критерием эффективности инновационной организации является скорость изменений под влиянием внешней среды в результате инновационной активности.

2. Инновационная организация использует любые факторы изменения внутренней и внешней среды к своей выгоде в результате инновационной восприимчивости.

3. Инновационная организация обладает организационной гибкостью на основе формирования организационных характеристик, отвечающих критерию «Быстрота реакции на изменение внешней среды».

4. Инновационная организация имеет инновационную политику направленную на повышение инновационной активности и инновационной восприимчивости. Инновационная политика включает следующие направления деятельности: планирование инновационной деятельности; организацию плановой ликвидации старых технологий и изделий; плановое совершенствование и плановое улучшение изделий, технологий и самой организации; инициирование инновационной деятельности: планирование финансов для осуществления инновационной деятельности и бюджетной политики; разработка системы постоянного поощрения работников - новаторов (системы компенсаций, вознаграждений, благодарностей); использование новых информационных технологий для адекватного информирования персонала о переменах в организации и о внедрении инноваций.

5. Инновационная организация использует различные формы инноваций и инновационной активности.

6. Инновационная организация имеет собственную систему экспертизы для оценки выбора инноваций.

Ключевые слова: инновации, организация, факторы, признаки, критерии, политика, организационные характеристики, экспертиза.

Nadezda THE SYMPTOMS OT THE INNOVATIVE ORGANIZATION

Maslennikova Abstract: In the article the following symptoms of the innovative

organization are considered:

© Масленникова Н.П., 2014

Вестник Университета № 14, 2014_

1. The criteria of the efficiency that means the pace of changing influenced by the external organization environment as a result of the innovative activity

2. Innovative organization uses any factors of changing of the internal and external environment to get benefit as a result of innovative susceptibility.

3. Innovative organization should have organizational flexibility based on the formation organizational characteristics meet the criteria "Quick response to changing of external environment"

4. Innovative organization has innovation policy aimed at improving innovative activity and innovative susceptibility. Innovation policy includes the following activities: planning innovation; organizing of the planned liquidation old technologies and products; planned improvement and enhancement of the products, technologies and organization itself; initialization of the innovation: finance planning for performing innovation and budget policy; development of system of the constant encouraging of the innovative personal (systems of compensation, remuneration, gratitude); using of the new information technologies in order to adequately inform personal about organization changes and implemented innovations

5. Innovative organization uses different forms of innovation and innovative activity.

6. Innovative organization uses has its own system of expertise to estimate and select innovation

Keywords: innovation, organization, factors, symptoms, criteria, policy, organizational characteristics, expertise.

По мнению авторов современной школы менеджмента, все организации живут и работают в двух временных периодах, сегодняшнем и завтрашнем. Завтра делается сегодня, и, в большинстве случаев, оно не может быть изменено. Менеджеры должны управлять сегодняшним днем, думая о будущем. Завтра не является простым продолжением сегодняшнего дня, поэтому они должны управлять нововведениями. Инновации становятся основным фактором конкуренции.

В связи с этим существование организаций, в рамках которых происходят инновационные процессы, становится объективной реальностью. Следовательно, возникает задача выделить признаки инновационной организации с целью управлять данным типом организаций и адаптировать современные методы управления применительно к измененному объекту управления.

Анализ публикаций по данной тематике позволил выделить следующие признаки инновационной организации:

1. Наличие критерия эффективности, дополняющего классические критерии эффективности функционирования организации - инновационная активность.

В общем виде, с позиций классиков менеджмента, в частности Г. Эмерсона, эффективность определяется как соизмерение результатов с затратами. Достижение результата с меньшими затратами представляет собой основу понимания эффективности организации [11].

Вместе с тем существуют и другие критерии эффективности, дополняющие классический показатель [10]:

— критерий точной реализации цели организации. Эффективной считается та организация, которая способна достичь ранее намеченные цели;

— критерий наличия внутреннего единства в организации, например, отсутствие конфликтов при распределении ресурсов, гармония в иерархических отношениях, наличие пра-

60

_Раздел I. Инновационная экономика

вил взаимодействия работников, обеспечивающих единство и целостность организации. Эффективность определяется способностью обеспечить внутреннее единство и гарантировать выживание в изменяющейся внешней среде;

— критерий стратегических составляющих. К стратегическим составляющим относят внутренние компоненты организации (служащие, менеджеры, акционеры) и внешние компоненты (национальное и местное правительство, группы по интересам). Эффективность определяется обеспечением максимального уровня удовлетворения для составляющих ее частей, мотивы деятельности и цели которых различны;

— критерии достижения успеха организации, представляющие комбинацию критериев [8]:

а) удовлетворение подгруппы участников (качество организации труда, возможности продвижения по службе, снижение уровня конфликтов);

б) расширение организации (увеличение доли на освоенном рынке или освоение новых рынков, способность предоставить новые услуги). Конечный критерий эффективности предполагает воздействие организации на свое окружение: эффективная организация изменяет внешнюю среду к своей выгоде. В отличие от рационалистической концепции менеджмента, согласно которой успех организации достигается ростом производительности труда и снижением издержек, в концепции инновационного менеджмента успех определяется быстротой реагирования на изменения внешней среды.

Следовательно, с позиций инновационного менеджмента [1] критерием эффективности инновационной организации следует считать быстроту изменений (скорость изменений) под влиянием изменений внешней среды в результате инновационной активности.

2. Использует любые факторы изменения внутренней и внешней среды к своей выгоде в результате инновационной восприимчивости.

В связи с тем, что внешняя среда создает условия, которые могут быть благоприятными или неблагоприятными для организации, можно сформулировать основной признак инновационной организации — наличие инновационной восприимчивости.

Это определение созвучно выводам П.Ф. Друкера [4, с.119], которые заключаются в том, что центральная задача менеджмента в 21 веке — рассматривать каждое изменение как новую благоприятную возможность. Следует добавить, что благоприятная возможность возникает при наличии ответной реакции через инновации. Для этого требуется систематическое изучение изменений, которые могут обернуться новыми возможностями, в областях, которые П.Ф. Друкер называет «окнами возможностей».

Можно выделить следующие факторы или «окна возможностей» для инициации инновационной восприимчивости:

1. Со стороны внутренней среды организации:

— неожиданные успехи или неудачи организации;

— изменения в процессах распространения товаров;

— нужды производственного процесса;

— изменения в смысле и восприятии товара;

— изменение целей в связи с получением информации от собственников;

— изменение социальных индикаторов (личное благосостояние, показатели здоровья, образования).

2. Со стороны внешней среды:

— неожиданные успехи или неудачи конкурентов;

— изменения в поведении потребителей;

— изменения в структуре отрасли и рынка;

— демографические изменения;

— новые области знаний;

— изменение отношений с другими организациями и институциональным окружением;

— изменения в налоговой системе;

— процессы концентрации на рынке (стратегия объединений, правила раздела рынка).

Вестник Университета № 14, 2014_

Изменения факторов внутренней и внешней среды ставят перед организацией проблему выбора и инициации инноваций: позволяет ли данное изменение внедрить какие-либо инновации, например, разработать новый товар, услугу, процесс, возможность выйти на новые рынки, привлечь новых потребителей, увеличить их лояльность, приверженность, внедрить новые или усовершенствованные технологии, в целом использовать изменения как возможность изменения внешней среды к своей выгоде.

3. Наличие организационной гибкости на основе формирования организационных характеристик, отвечающих критерию «Быстрота реакции на изменение внешней среды».

Следовательно, инновационную организацию можно определить как организацию, осуществляющую специфическую процедуру координации для осуществления взаимосвязи двух форм — рынка и организации при наличии динамизма организационных характеристик.

Данный вывод согласуется с теорией жизненного цикла организаций, описанный в работе [8, с.136]. Теория жизненного цикла позволяет выделить составляющие организации, благоприятствующие изменениям и способности к адаптации. Критерий организационной гибкости является основным критерием существования. Динамизм организации приводит к структурным изменениям внутри организации: усложнение систем информации, увеличение числа иерархических уровней, удорожание процедур контроля, увеличение центров принятия решений.

В этом случае организация порождает факторы своего упадка, что выражается в росте организационных издержек на содержание информации, систем контроля, структуры управления и в увеличении степени жесткости процедур принятия решений (увеличение числа формальных правил и, следовательно, замедление реакции на изменение внешней среды).

Изменения внешней среды, заключающиеся в технологических изменениях, изменениях квалификации рабочей силы, эволюция предпочтений клиентов, изменения условий конкуренции в совокупности превращаются в наказание организации, неспособной изменить свою внутреннюю структуру и свои взаимоотношения с внешней средой. Как следствие этого процесса, организация, приблизившись к пределу своего существования, возрождается посредством трансформации своих структур, технологии, замены или пополнения кадров, изменения своей стратегии, т.е. благодаря инновациям.

С точки зрения эволюционных теорий организации Й. Шумпетера, Г. Саймона и др. [10]: успех или неудача организаций объясняется процессом «естественного отбора» как результата непрерывного взаимодействия организации и окружающей среды. В частности, отбор функционирует посредством соединения двух процедур «рутины» и поиска, причем первая стремится одержать верх над второй из-за желания организации сохранить свое воспроизводство и свой рост, исходя из тенденций прошлого. «Рутина» (структура поведения, которая поддается предсказанию и ведет к повторяющимся схемам деятельности) играет ключевую роль в объяснении эволюции организации.

Рутинные процедуры позволяют хранить информацию и доставляют средства для распознавания ситуации и принятия решений, испытанных временем. Они воплощаются в правилах координации отношений, дают средства адаптации и направления, которых необходимо придерживаться при согласовании внутренних конфликтов, при принятии решений, обусловленных изменениями во внешней среде, доступных для понимания членами организации. Отбор рутинных процедур происходит как внутри организации (отношения между участниками организации под воздействием сочетания власти и иерархии), так и под влиянием случайных, вероятностных компонентов внешней среды (ввести одни рутинные процедуры и отказаться от других). К. Менар [8, с.138] отмечает, что самые динамичные организации характеризуются поиском наиболее приспособленных и эффективных рутинных операций. Это определяется следующими факторами:

— мотивация участников организации, отсюда - не вполне детерминированный характер ее внутреннего построения;

_Раздел I. Инновационная экономика

— важность стохастических компонентов во внешней среде, которые побуждают организацию изменять свои прогнозы относительно положения дел в мире и моделировать вследствие этого свои схемы;

— сами рутинные процедуры предоставляют возможность установить аномалии, которые вводят в действие механизмы приспособления.

Важный вывод из эволюционных теорий состоит в том, что взаимоотношения со средой превращают рутинные процедуры в фактор инноваций, побуждая к новым комбинациям имеющихся видов рутины, производя новые рутинные процедуры посредством устранения недостатков в старых процедурах.

Таким образом, следуя теории жизненного цикла, увеличить предел существования организации можно в результате систематической инновационной деятельности, рассматривая инновационную организацию как систему управления, обладающую организационной гибкостью, осуществляющую координацию отношений между внутренней и внешней средой и использующую изменения для своей выгоды как фактор новых возможностей в результате инновационной деятельности.

В связи с этим, инновационная организация осуществляет координацию взаимной восприимчивости организации и окружения, обладает способностью обнаруживать аномалии, приводящие в действие механизмы приспособления, и превращать рутинные процедуры в фактор инноваций. Это определяются системой мотивации и организационной культурой инновационной организации, способствующей развитию инновационной восприимчивости.

4. Наличие инновационной политики, направленной на повышение инновационной активности и инновационной восприимчивости.

Основные задачи, реализующие инновационную политику, можно сформулировать следующим образом, используя принципы политики перемен, сформулированные П.Ф. Друкером [4, с.104 - 130]:

1) Планирование инновационной деятельности, создающей будущее организации:

— высвобождение ресурсов, расходуемых на поддержание тех направлений деятельности, которые уже не способствуют повышению производительности и эффективности;

— высвободить время наиболее опытных и высококвалифицированных специалистов для работы над созданием будущего, завтрашнего дня.

2) Плановая организованная ликвидация:

— проверка на жизнеспособность каждого товара, услуги, процесса, рынка, канала распределения, потребителя, форму конечного использования;

— плановая ликвидация активов, которые ничего не дают, кроме издержек. Ликвидация старого (услуги, рынка, процесса, товара), ради сохранения нового и перспективного, которое остается без ресурсов;

— систематически задавать вопросы что ликвидировать и как ликвидировать на основе заранее составленного расписания.

3) Плановое совершенствование или плановое, организованное улучшение:

— решение вопроса, что означает «эффективность» производства для производителя, а что понимает под эффективностью потребитель;

— непрерывное и систематическое совершенствование товаров и услуг, производственных процессов, маркетинга, обслуживания, технологии, подготовки и обучения кадров, использования информации);

— совершенствование должно проводиться в соответствии с запланированным годовым процентным показателем в большинстве направлений деятельности, например, в японском опыте реальным и оптимальным является ежегодное улучшение на 3 %.

4) Использование собственных достижений и превращение их в фундамент последующей деятельности:

— определить новые перспективные возможности организации, например, в ежемесячных отчетах представлять результаты, которые оказались лучше запланированных по показателям объемов продаж, доходов, прибыли, количеству;

Вестник Университета № 14, 2014_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— выделить сотрудников для реализации возможностей. Самых надежных, компетентных сотрудников назначить руководителем проекта по реализации наиболее многообещающих возможностей.

5) Инициирование инновационной деятельности:

— организовать инновационную деятельность как функцию каждого подразделения и каждого уровня управления;

— проведение систематизированной инновационной деятельности: изучение изменений, которые могут обернуться новыми возможностями;

— проверка инновационных возможностей на соответствие принципам ключевых реалий: стратегии, принятому понятию «эффективность», наличию новой ценности для организации, плановой организованной ликвидации.

6) Организация подготовки к изменениям:

— все усовершенствования и нововведения должны быть проверены в небольшом масштабе в форме предварительных испытаний;

— найти заинтересованных лиц во внедрении инновации (активного защитника новой идеи из состава организации или потребителя, заинтересованного в нововведении и участвующего в сотрудничестве с производителем).

7) Планирование финансовой деятельности и бюджетной политики. Предполагается составление двух бюджетов:

— смета текущих расходов на поддержание деятельности организации на существующем уровне (80-90 % всех расходов организации);

— бюджет расходов будущего перспективного развития (10-12 % общих затрат организации), т.е. бюджет, знаменующий собой приверженность идее создания будущего и отражающий перемены.

8) Уравновешивание изменений стабильностью фундаментальных аспектов деятельности:

— стабильными и неизменными должны быть фундаментальные аспекты деятельности: миссия организации, система ценностей организации, определение производительности и результатов;

— сделать партнерство в изменениях фундаментом стабильных отношений. Преобразовать трудовые отношения в длительное сотрудничество в процессе (и с целью) изменений;

— использование новых информационных технологий для адекватного информирования всех и каждого служащего о переменах с целью создания равновесия между переменами и стабильностью;

— организация личного общения с целью увеличения доверия друг к другу, возможности лучше узнать и понять друг друга;

— включение ведущих новаторов организации в менеджмент среднего, а еще лучше, высшего звена;

— разработка системы постоянного поощрения работников-новаторов (системы компенсаций, вознаграждений, благодарностей). Работники, которые регулярно вносят рационализаторские предложения и совершенствуют производство и систему управления, заслуживают признания наравне с изобретателями;

Можно сделать вывод, что инновационная организация готова к переменам, строит свою инновационную политику, предполагая, что бесполезно игнорировать перемены и считать, что завтра будут лучше, чем вчера.

5. Использование различных форм инноваций в организации.

Инновации внутри организации не случайны, они тесно связаны с прошлым и настоящим организации и могут иметь три формы [10, с.318]:

— запрограммированная инновация: планируется путем научных исследований и разработок продукта или услуги;

— незапрограммированная инновация: происходит в случае наличия в организации «резерва», что означает, что ресурсов больше чем нужно в данный момент, тогда эти ресурсы используют для осуществления инноваций;

_Раздел I. Инновационная экономика

— вызванные необходимостью инновации: наличием и осознанием кризиса и поиск путей выхода из него через инновации. Кроме того, инновации могут развиваться внутри организации, а могут быть вызваны силами окружающей среды.

6. Наличие собственной системы экспертизы и выбора инноваций.

При оценке принятия инноваций имеют существенное значение характеристики самих инноваций, причем экспертизу инноваций следует проводить исходя из специфики организации. Примером могут факторы принятия или неприятия инноваций, указанные в работе [10, с.319-321]:

— затраты экономические: начальная стоимость новой программы и постоянные затраты на поддержание ее в действии;

— затраты социальные: изменение соглашений о статусе внутри организации по мере того, как индивиды и группы приобретают или теряют власть в связи с новыми разработками;

— норма прибыли на инвестицию. Очевидно, выберут те инновации, которые дадут высокую норму прибыли на инвестиции;

— эффективность: более эффективную инновацию предпочтут менее эффективной для существующей ситуации или альтернативной инновации;

— риск и неопределенность: чем меньше риск и неопределенность, тем больше вероятность принятия инновации;

— коммуникационная наглядность. Вероятность инновации зависит от ясности результатов;

— совместимость: чем более инновация совместима с существующей системой, тем более вероятность ее принятия. Это означает, что организации должны быть консервативны в своих инновациях, поскольку то, что совместимо, не может быть радикально;

— сложность: чем сложнее инновация, тем меньше вероятность ее принятия, существует консерватизм;

— научный статус. Если инновация воспринимается как уже признанная в научном мире, вероятность ее принятия выше;

— относительное преимущество: осознание относительного преимущества ускорит принятие инновации;

— место происхождения: если инновация родилась внутри организации, у нее больше шансов быть принятой. Это основано на доверии к источнику информации;

— сроки: в некоторых случаях инновация имеет смысл лишь в конкретное время или в конкретной последовательности;

— предыдущий статус-кво: это означает, является ли решение об инновации обратимым, можно ли будет вернуться в предшествующее состояние организации, можно ли испытать ее за короткое время, нужно ли принимать весь пакет новых решений;

— обязательство: определяет поведение и отношение к инновации. Участие в принятии решения об инновации повышает ответственность членов организации за ее осуществление. При более высоком уровне ответственности инновация проходит успешнее;

— межличностные отношения: если инновация грозит разрушить межличностные отношения, у нее меньше шансов быть принятой;

— публичность против конфиденциальности: если инновация касается большей части общественности, она обычно принимается более крупным органом, чем инновация, касающаяся узкого круга людей. Более крупный орган имеет тенденцию к торможению ее принятия;

— число инстанций принятия инновации: чем больше число инстанций, через которые должна пройти инновация, тем больше вероятность того, что инновация будет отклонена;

— возможность последующей модификации: если саму инновацию можно модифицировать в соответствии с технологическими изменениями или с другими условиями, то она будет скорее принята. Это связано с обратимостью, поскольку организация не «зажата» в рамки, а может отклониться от первоначальной цели;

Вестник Университета № 14, 2014_

— емкость инновации: принятие одной инновации или разработка инновационной политики вовлечет, по всей вероятности, организацию в дополнительные действия;

— дополнительные действия: некоторые организационные инновации, даже небольшое изменение организационной структуры, проложат путь дополнительным инновациям.

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно признаков инновационной организации:

— критерий эффективности инновационной организации — быстрота реагирования на изменения внешней среды на основе инновационной активности;

— превосходство инновационной организации над рынком, институтами и организациями заключается в способности превращать любые изменения в новые возможности в результате инновационной восприимчивости и систематической инновационной деятельности;

— основное свойство инновационной организации --гибкость, способность изменять внутренние правила игры в предельно сжатые сроки, использовать все возможные механизмы приспособления и возможности менять свои организационные характеристики под влиянием внешней среды;

— инновационная организация реализует инновационную политику и имеет организационные характеристики, направленные на решение задач, составляющих инновационную политику;

— использование различных форм инноваций в организации: запрограммированных, незапланированных и вызванных необходимостью реакции на изменения внешней среды;

— наличие собственной системы экспертизы и выбора инноваций. Для принятия инноваций существенное значение имеют индивидуальные характеристики инновации, но решающую роль приобретают организационные характеристики, поэтому важно их определить, развивать и создавать с целью приближения организации к идеальной организации — инновационной.

Библиографический список

1. Баранчеев В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев., Н.П Масленникова., В.М. Мишин. — М.: Юрайт, 2009. — 711с.

2. Борисов В.Н., Буданов И.А., Моисеев А.К., Панфилов В.С. Необходимые условия модернизации российской обрабатывающей промышленности на примере тяжелого машиностроения // Проблемы прогнозирования. — № 1. — 2012.

3. Голиченко О.Г. Новый проект основ политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу: путь в шестой уклад? // Инновации. — 2011. — № 9. — с.43-50.

4. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке: учеб. пособие. / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 272 с.

5. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Проект. Минэкономразвития России, 2010. — 105 с.

6. Масленникова Н.П., Румянцев В.С. Как обеспечить кадрами предприятия машиностроения? - Генеральный директор. Серия: «Управление промышленным предприятием. — М.: ИД «Панорама». — № 6. — 2007. — с.64 - 69.

7. Материалы, представленные информационной системой «Консультант-плюс».

8. Менар К. Экономика организаций. / Пер. с франц./ Под ред. А.Г.Худокормова. — М.: ИН-ФРА-М, 1996. — 160 с.

9. Реус Н.И. Мировая практика государственного управления структурными преобразованиями на современном этапе // Вестник МГТУ, том 13. — № 1. — 2010. — с. 31-36.

10. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2001. — 512 с.

11. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1972. — 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.