Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИНЕЙНОГО ИГРОКА В ГАНДБОЛЕ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИНЕЙНОГО ИГРОКА В ГАНДБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛ / ЛИНЕЙНЫЙ ИГРОК / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ СИТУАЦИЙ / ИГРОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анненко Инна Юрьевна, Макаров Юрий Михайлович

Введение. Проблема эффективного обучения взаимодействиям с линейным игроком не может быть решена в рамках традиционного подхода, не учитывающего ситуационной изменчивости игры. Необходимо рассмотрение содержания игровой деятельности с учетом игровых ситуаций. Цель исследования заключается в систематизации содержания игровой деятельности гандболистов на основе классификации игровых ситуаций с участием линейного игрока. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели проведен видеоанализ соревновательной деятельности мужских команд на Чемпионате Мира 2019 года. Результаты исследования и их обсуждение. Выделение классов ситуаций с участием линейного игрока проведено по сложному основанию, включающему 5 инвариантных признаков, определяющих расположение позиционеров. Выявлено, что признаки игровых ситуаций отражают особенности позиционной борьбы защитников и нападающих и служат ориентирами для выбора индивидуальных тактических действий (подцелей деятельности). Анализ частоты выбора подцелей в различных игровых ситуациях, позволил проследить операционно-указательное значение отдельных признаков. За счет обобщения ситуаций по одному или нескольким признакам выявлены типизированные подклассы, в которых выбор того или иного игрового приема является предпочтительным. Выводы. Признаки классов демонстрируют зависимость выбранного игроками действия от структуры ситуации. Полученные в ходе исследования знания об операционно-указательном значении признаков и особенностях структуры ситуаций отдельных классов позволяют разрабатывать для них типовые модели поведения (решения). Применение типовых ситуаций и типовых решений в процессе обучения снижает исходную неопределенность игровых условий с которой сталкивается спортсмен и форсирует становление ситуационной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анненко Инна Юрьевна, Макаров Юрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF THE GAME SITUATIONS INVOLVING THE PIVOT PLAYER IN HANDBALL

Introduction. The traditional training program of pivot’s player interactions is ineffective. It requires training that takes into account the variability of game circumstances. The purpose of the study is to classify the game situations with the pivot player. The research methods. We have used video analysis of the matches of 2019 Handball World Championship for men. Research results and discussion. The classes of situations were determined on the complex basis, which included 5 indicators. The situation indicators reflect the positional struggle of defenders and attackers. They serve as а guidelines for the players to choose the tactical actions. The connection of each indicator of the situation with its meaning in the game allows the sportsman to study the purpose of game techniques and to apply them successfully during the competitions. Conclusions. It has been established, that the choice of the game action depends on the structure of the game situation. The information on significance of the game indicators and structure of situations obtained during the study allows us to develop the typical game decision models. Applying these models in training improves performance in competitions.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИНЕЙНОГО ИГРОКА В ГАНДБОЛЕ»

контрольной группе произошли минимальные изменения.

ВЫВОДЫ

Следует констатировать, что современные ученые не в полной мере раскрывают возможности применения в школьных условиях более глубокое изучение отдельных видов спортивных игр, в нашем случае - баскетбола, имеющего специфические технико-тактические характеристики с воздействием на двигательные функции и эмоциональную сферу. В нашем случае, на основании полученных показателей по окончанию педагогического исследования, доказана эффективность предложенного варианта методики, которая внедрена в учебный процесс общеобразовательной организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В.В. Сравнительный анализ показателей развития скоростно-силовых способностей девочек 10-11 лет с задержкой психического развития, занимающихся волейболом и их сверстниц, не имеющих отклонений / В.В. Андреев, И.Е. Коновалов, А.И. Морозов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 31-36.

2. Берговина М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения: учебное пособие / М.Л. Берго-вина. - Сыктывкар : ИПО СыктГУ, 2011. - 111 с.

3. Медведев И.А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / И.А. Медведев. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.

4. Немцева Н.А. Особенности прыжковой деятельности в баскетболе / Н.А. Немцева // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2007 . - № 2. - С. 86-94.

5. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Д.И. Нестеровский. - 6-е изд., перераб. - Москва : Академия, 2014. - 352 с.

REFERENCES

1. Andreev, V.V., Konovalov, I.E. and Morozov, A.I. (2021) "Comparative analysis of indicators of the development of speed and strength abilities of girls aged 10-11 years with mental retardation, engaged in volleyball and their peers who do not have deviations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 60-65.

2. Bergovina, M.L. (2011), Basketball: means and methods of teaching: textbook, Syktyvkar.

3. Medvedev, I.A. (2000), Management of optimal motor activity of students during the day and physical training at physical culture lessons: an educational and methodological manual, Krasnoyarsk.

4. Nemtseva N.A. (2007), "Features of jumping activity in basketball", Pedagogy, psychology and biomedical problems ofphysical education and sports, No. 2, pp. 86-94.

5. Nesterovsky, D.I. (2014), Theory and methodology of basketball: textbook, Academy, Moscow

Контактная информация: andreev2010-62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2022

УДК 796.322

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ С УЧАСТИЕМ ЛИНЕЙНОГО

ИГРОКА В ГАНДБОЛЕ

Инна Юрьевна Анненко, старший преподаватель, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Проблема эффективного обучения взаимодействиям с линейным игроком не может быть решена в рамках традиционного подхода, не учитывающего ситуационной изменчивости

игры. Необходимо рассмотрение содержания игровой деятельности с учетом игровых ситуаций. Цель исследования заключается в систематизации содержания игровой деятельности гандболистов на основе классификации игровых ситуаций с участием линейного игрока. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели проведен видеоанализ соревновательной деятельности мужских команд на Чемпионате Мира 2019 года. Результаты исследования и их обсуждение. Выделение классов ситуаций с участием линейного игрока проведено по сложному основанию, включающему 5 инвариантных признаков, определяющих расположение позиционеров. Выявлено, что признаки игровых ситуаций отражают особенности позиционной борьбы защитников и нападающих и служат ориентирами для выбора индивидуальных тактических действий (подцелей деятельности). Анализ частоты выбора подцелей в различных игровых ситуациях, позволил проследить операционно-указательное значение отдельных признаков. За счет обобщения ситуаций по одному или нескольким признакам выявлены типизированные подклассы, в которых выбор того или иного игрового приема является предпочтительным. Выводы. Признаки классов демонстрируют зависимость выбранного игроками действия от структуры ситуации. Полученные в ходе исследования знания об операционно-указательном значении признаков и особенностях структуры ситуаций отдельных классов позволяют разрабатывать для них типовые модели поведения (решения). Применение типовых ситуаций и типовых решений в процессе обучения снижает исходную неопределенность игровых условий с которой сталкивается спортсмен и форсирует становление ситуационной техники.

Ключевые слова: гандбол, линейный игрок, игровые ситуации, классификация ситуаций, игровые взаимодействия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p19-24

CLASSIFICATION OF THE GAME SITUATIONS INVOLVING THE PIVOT

PLAYER IN HANDBALL Inna Yuryevna Annenko, the senior teacher, Yuri Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport

and Health, Saint-Petersburg

Abstract

Introduction. The traditional training program of pivot's player interactions is ineffective. It requires training that takes into account the variability of game circumstances. The purpose of the study is to classify the game situations with the pivot player. The research methods. We have used video analysis of the matches of 2019 Handball World Championship for men. Research results and discussion. The classes of situations were determined on the complex basis, which included 5 indicators. The situation indicators reflect the positional struggle of defenders and attackers. They serve as а guidelines for the players to choose the tactical actions. The connection of each indicator of the situation with its meaning in the game allows the sportsman to study the purpose of game techniques and to apply them successfully during the competitions. Conclusions. It has been established, that the choice of the game action depends on the structure of the game situation. The information on significance of the game indicators and structure of situations obtained during the study allows us to develop the typical game decision models. Applying these models in training improves performance in competitions.

Keywords: handball, pivot player, classification of the situations, game situations, player interactions.

ВВЕДЕНИЕ

Регистрация и анализ соревновательной деятельности показали, что взаимодействия двух - трех игроков второй линии нападения с последующим переводом мяча в зону ближних бросков являются доминирующей формой организации позиционной атаки [1]. Такой «перевод», или передача, отличается наибольшей сложностью исполнения, поскольку мяч посылается в зону атаки линейного игрока, которая характеризуется наивысшей оборонительной плотностью. Необходимость поддерживать стабильную результативность передачи в указанных экстремальных, вариативных условиях выдвигает требования не только к уровню мастерства нападающих, но и к процессу подготовки. Од-

нако проблема эффективного обучения и совершенствования передачи мяча линейному игроку не может быть решена в рамках традиционной дидактической парадигмы, постулирующей дифференцированный подход к систематизации учебного материала в виде разделов техники и тактики. Такой подход не учитывает ситуационной изменчивости игры и исключает два уровня содержания игровой деятельности: игровых ситуаций и условий игровой деятельности. Принципиально иное понимание вопроса, выраженное в идее о «...комплексности тактико-технического научения спортсмена-игровика» [2], и выделении ситуационной техники как предпосылки союза тактики и техники [3] находит все больше поддержки среди передовых специалистов. По сути, речь идет о систематизации содержания игровой деятельности на основе классификации игровых ситуаций. Отображая существенные общие признаки игровых фрагментов, классификация представляет в удобном для обозрения и распознавания виде все ситуационное многообразие. Полученные классы определяют подцели деятельности и позволяют создавать модели поведения адекватные игровым условиям, что необходимо для построения эффективного обучения. Учитывая вышеизложенное, предполагается, что классификация игровых ситуаций с участием линейного игрока, позволит выделить предметные связи между подцелью и условиями игровой деятельности и будет служить основой для выбора поведения, соответствующего категории, к которой отнесена ситуация.

Цель исследования заключается в систематизации содержания игровой деятельности гандболистов на основе классификации игровых ситуаций с участием линейного игрока. Для достижения поставленной цели был проведен видеоанализ соревновательной деятельности мужских команд на Чемпионате Мира 2019 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

Классификация предполагает организацию множества игровых ситуаций в систему классов, выделенных на основе сходства по группе существенных признаков, инварианту. Значение инварианта отождествляется с базовым значением класса, его константой, в то время как другие свойства рассматриваются как переменные. Анализ литературы [3] позволил выделить требования к выбору инвариантных признаков, к которым предписано относить положение играющих и позицию мяча. Поскольку позиция мяча определяется расположением нападающего, который им владеет, в качестве оснований для деления выступили пространственные признаки, описывающие расстановку только позиционеров. Признаки учитывали: (А) положение игрока относительно ворот (дистанция); (Б) положение относительно других участников. В итоге, выделение классов проведено по сложному основанию, включающему 5 признаков, представленных в таблице.

Таблица - Частота выбора подцелей нападения в зависимости от признака игровой ситуации 2 на 2 (п=2678)_

Признаки (позиция участников) Варианты Код Частота выбора подцелей нападения

Бросок Финт Передача 2-й линии Передача 1-й линии

Нападающий с мячом относительно ворот (зона) ближняя 1**** 35% 18% 32% 16%

дальняя 2**** 6% 21% 64% 8%

Защитник относительно нападающего спереди * 1 *** 7% 30% 54% 9%

сбоку *2*** 48% 21% 11% 19%

Защитники относительно ворот (зона) оба ближняя **1** 14% 29% 47% 11%

оба дальняя **2** 6% 19% 66% 9%

в разных зонах **3** 7% 12% 71% 10%

Линейный относительно защитника за *** 1 * 11% 15% 67% 8%

перед ***2* 7% 21% 47% 25%

Линейный относительно нападающего с мячом лицом ****1 12% 22% 54% 12%

спиной ****2 5% 18% 72% 6%

В результате комбинаций вариантов указанных признаков получено 46 классов ситуаций. Для удобства дифференциации, каждому классу ситуаций присвоен пятизначный

код (согласно пяти признакам для деления).

В ходе оценки десяти матчей было проанализировано 2678 игровых ситуаций. Результаты исследования свидетельствуют, что из выделенных 46 классов в играх команд высокой квалификации встречаются 24. Именно они определяют логическое пространство игры в обобщаемых условиях.

Ситуация 2 на 2 характеризуется игровым противоборством. Находясь в конфликтных отношениях, соперники преследуют диаметрально противоположные цели. Действия одной стороны служат объективным основанием для принятия решения о применении конкретного игрового приема второй. В результате возникают связи, которые носят характер обусловленности: проигранная оборонительная позиция служит основанием для реализации острых атакующих действий и наоборот. Таким образом, признаки классов, описывая положение игроков относительно друг друга и относительно ворот в дискретный момент игры, отражают ход позиционного противоборства. Например, если защитнику удается сохранить позицию на линии между игроком с мячом и воротами и оттеснить его в зону дальних бросков (ситуации с кодом 21***), то нападающий перестает представлять угрозу, т.к. для него становится затруднительным выполнение броска и острое взаимодействие с партнерами. И, наоборот, расположение защитника сбоку от игрока с мячом (ситуации с кодом *2***) свидетельствует о проигранной оборонительной борьбе. Такая позиция является благоприятной для нападающего, так как отсутствует сопротивление его действиям на пути к воротам.

Игровая ситуация, являясь механизмом декомпозиции общих игровых целей, содержит присущие каждому классу комбинации инвариантных признаков. Отражая позиционную борьбу, эти признаки являются ориентирами для выбора подцели деятельности, к которым для игрока с мячом относятся индивидуальные тактико-технические действия: применение броска, передачи, финта. Анализ частоты выбора подцелей в различных игровых ситуациях (таблица), позволяет проследить операционно-указательное значение отдельных признаков. Так, применение броска является преимущественной подцелью при расположении игрока с мячом в ближней от ворот зоне (ситуации с кодом 1****) и вне опеки защитника (ситуации с кодом *2***). Частота выбора данного двигательного действия составляет в первом случае - 35%, во втором - 48%. Напротив, ситуации, описываемые признаком «защитник перед игроком с мячом» (код *1***), свидетельствуют об активной оборонительной позиции и предполагают применение передачи (частота выбора 63%), либо финта (частота выбора 30%) для выхода на свободное оперативное пространство.

Несложно заметить, что индивидуальные тактико-технические действия, в целом, отличаются по частоте применения. Так, поскольку организация атаки представлена взаимодействиями полусредних и разыгрывающих игроков, передача мяча игроку 2-й линии нападения является предпочитаемой подцелью в подавляющем большинстве игровых ситуаций. Передача линейному игроку осуществляется значительно реже. Это «голевая» передача, которая в связи со сложностью реализации выполняется не в каждой атаке. Согласно данным, представленным в таблице, частота применения этого двигательного действия наивысшая в игровых ситуациях, характеризуемых выигрышным расположением обоих нападающих. Такая позиция для игрока с мячом представлена в ситуациях с кодом *2*** и описана признаком «защитник сбоку от нападающего». Частота применения передачи линейному игроку в таких случаях равна 19%. Для линейного игрока благоприятная для передачи позиция представлена признаком «расположен перед защитником» (код ***2*). в таких ситуациях он получает мяч в 25% случаев.

В процессе игры гандболист отслеживает ход развития наблюдаемой реальности, формируя ее мысленные модели (ситуации), направленные на предпочитаемые подцели. Поскольку ориентировочная деятельность протекает по принципу опережающего отражения, ситуации формируются с учетом тенденций динамики игры, с помощью суще-

ствующих в памяти перцептивных схем - образов ожидания различного уровня. Иерархичность системы образов связана с иерархичностью содержания игровой деятельности, а ориентировка представляет собой движение мысли в иерархической структуре объекта: анализ связей по блокам и цепь задач опознания различного уровня. Опознание крупного блока продолжается выяснением его систем связей, детерминирующих более простые действия. Классификация облегчает описанное выше движение мысли по структуре объекта: спортсмен ориентируется не на все многообразие его содержания, а лишь на существенные стороны (признаки класса), определяя дальнейший ареал поиска и постепенно конкретизируя цель. Например: анализируя признаки класса «21321» (рисунок), спортсмен определился с генеральной подцелью - применение передачи линейному игроку. Однако, учета этих признаков недостаточно для того, чтобы сформировать четкую структуру будущего действия и определиться со способом передачи.

Необходимо выделить дополнительные ориентиры и обозначить границы нового поиска: 1) признаки ситуации ***21 говорят о выигранной позиционной борьбе линейного, следовательно, действия опекающего его защитника можно не учитывать; 2) признак **3** свидетельствует о расположении защитников на разных линиях, значит, место для передачи - за спиной выходящего защитника; 3) признак *1*** указывает на активное противоборство опекающего защитника. Значит, весь фокус внимания должен быть смещен на анализ характера его противодействия. Учет расстояния, положения рук и т. д. и будет определять способ передачи. Таким образом, классификация определяет вектор дальнейшего поиска, достраивая модель ситуации и уточняя условия. В конечном итоге, трактовка ситуации через совокупность дополнительных условий должна перевести подцель в категорию задач. Например: «осуществить кистевую передачу с отскоком за спину выходящему защитнику».

По мере обучения ситуационная предназначенность классификационных признаков интериоризуется, процесс опознания классов ситуаций сворачивается в одну точку единомоментной категоризации, освобождая и направляя внимание на поиск вспомогательных ориентиров, определяющих биомеханические модификации игрового приема. Усвоение классификации игровых ситуаций следует рассматривать как формирование фундаментального образа системы классов, служащего основой для построения частных образов заданного класса, зависящих от учета дополнительных условий.

ВЫВОДЫ

Выделение классов ситуаций с участием линейного игрока проведено по сложному основанию, включающему 5 признаков, определяющих расположение позиционеров. В результате комбинаций вариантов указанных признаков получено 46 классов ситуаций. В игре команд высокой квалификации встречаются 24 из них.

Отражая позиционную борьбу, признаки классов являются ориентирами для выбора подцели деятельности. Применение броска является преимущественной подцелью при расположении игрока с мячом в ближней от ворот зоне (ситуации с кодом 1****) и вне опеки защитника (ситуации с кодом *2***). Ситуации, описываемые признаком «защитник перед игроком с мячом» (код *1***), свидетельствуют об активной оборонительной позиции и предполагают применение передачи, либо финта. Применение передачи мяча линейному игроку является предпочтительной подцелью в игровых ситуациях с выиг-

21321

Рисунок - Ситуация, описываемая кодом 21321

рышным расположением обоих нападающих. Это классы ситуаций, описываемые признаками «защитник сбоку от нападающего с мячом» (код *2***) и «линейный расположен перед защитником» (код ***2*).

Таким образом, инвариантные признаки классов, раскрывают зависимость выбранного действия от структуры ситуации. Последовательное соотнесение каждого ориентировочного средства с его значением позволяет изучить ситуационную предназначенность игровых приемов и успешно применять их в соревновательной деятельности.

Обобщение ситуаций по одному или нескольким признакам позволяет создавать типизированные подклассы, в которых выбор той или иной подцели является предпочтительным. Изучение дополнительных атрибутивных признаков полученных типовых ситуаций и увязка их с биомеханическими параметрами (звеньями) двигательных действий является следующим шагом дидактической обработки содержания игровой соревновательной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анненко, И.Ю. Изучение структуры атакующих действий гандболистов высокой квалификации / И.Ю. Анненко, Ю.М. Макаров // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2019 г. - Санкт-Петербург, 2020. — С. 44-47.

2. Портных Ю.И. Дидактика игр в школе : учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, С.Л. Фетисова. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -317 с.

3. Теоретическое обоснование введения в научно-методический обиход спортивных игр понятия «ситуационная техника» / Е.Р. Яхонтов, Б.Е. Лосин, С.Н. Елевич [и др.] // Научно-педагогические школы Университета. - 2016. - № 4. - С. 26-36.

REFERENCES

1. Annenko, I.Yu. and Makarov, Yu.M. (2020), "The study of the attack structure of highly qualified handball players", Materials of the final scientific and practical conference of the Lesgaft National State University, St Petersburg, teaching staff for 2019. -St. Petersburg, pp. 44-47.

2. Portnyh, Yu.I. and Fetisova, S.L. (2003), Game didactics in school: study guide, publishing house of Herzen University, St. Petersburg.

3. Yahontov, E.R., Losin, B.E, Elevich, S.N. (2016), "Theoretical substantiation of the introduction of the concept of "situational technique" into the scientific and methodological vocabulary of sports games", Scientific and pedagogical schools of the university: scientific works: yearbook -2016, pp. 26-36.

Контактная информация: i.annenko@lesgaft.spb.ru

Статья поступила в редакцию 21.10.2022

УДК 796.42

КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МЕТАТЕЛЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ЛЕТНЕМУ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМУ СЕЗОНУ

Михаил Константинович Белов, магистрант, Заслуженный тренер России, Александра Сергеевна Белякова, кандидат педагогических наук, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск

Аннотация

В данной статье приведены результаты исследования влияния специально подобранных упражнений на развитие координационных способностей у спортсменов с нарушением слуха высокой квалификации. Исследование длилось на протяжении 16 недель. В исследовании принимали участие спортсмены, занимающиеся легкой атлетикой (метания). Известно, что у спортсменов с поражением слуха спортивная подготовка должна строиться на основе сопряженного развития кон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.