литература
1. Ясин Е., снеговая м. Институциональные проблемы России в мировом контексте // Вопросы экономики. 2010. № 1. С. 114-128.
2. Радыгин А., Этнов Р. В поисках институциональных характеристик экономического роста (новые подходы на рубеже XX-XXI вв.) // Вопросы экономики. 2008. № 8. С. 4-27.
3. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции Полтерович // Вопросы экономики. 2008. № 4. С. 4-24.
4. Фрейнкман Л., Дашкеев В. Россия в 2007 году: риски замедления экономического роста на фоне сохраняющейся институциональной стагнации // Вопросы экономики. 2008. № 4. С.75-93.
5. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. Экономический рост 2000-2007 гг. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2008. 1328 с.
6. North D. C. The Role of Institutions in Economic Development // UNECE [Электронный ресурс]. Geneva, cop. 2011. Режим доступа: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/oes/ disc_papers/ECE_DP_2003-2.pdf. (Дата обращения: 10.10.2011).
7. Ясин е. Г. Сценарии развития России на долгосрочную перспективу. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2011. 48 с.
8. Фрейнкман Л. м., Дашкеев В. В., муфтяхетдинова м. Р. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой. М.: ИЭПП, 2009. 252 с.: ил. (Научные труды / Ин-т экономики переходного периода; № 126).
УДК 378:070
Е. Н. Туголукова классификация и проблематика вузовских Сми
E. N. Tugolukova. Classification and problems of the university media
В настоящее время большое значение в информационном пространстве в молодежной среде имеет вузовская многотиражка. Классификация вузовской прессы опирается на авторский коллектив, контент и способ производства. Одной из серьезных проблем вузовских СМИ в последние 5 лет остается противостояние официальных вузовских изданий и вновь появляющихся студенческих «самодельных» СМИ. Руководство вузов принимает активное участие в создании студенческих газет и журналов, что является также своеобразной рекламой учебного заведения.
ключевые слова: вузовская пресса, многотиражка, студенческие СМИ, специфика вузовских СМИ, факультетские, институтские, отраслевые газеты, журналы, интернет-вер-
Екатерина Николаевна Туголукова — ного университета технологии и дизайна. © Е. Н. Туголукова, 2012
At present-day the university house journal has a high importance in informational space of young people. The classification of university press is based on author's group, content and mode of production. One of the challenges of college and university media in the past 5 years has been an opposition to the official university publications and emerging student "homemade" media. Manual high schools is actively involved in the creation of student newspapers and magazines, which is also a kind of advertising the institution.
Keywords: college and university presses, house journal, factory newspaper, student media, specific of Media University, faculty, institute, industry newspapers and maga-
аспирант Санкт-Петербургского государствен-
сия, электронное СМИ, печатное молодежное СМИ
контактные данные: 191186, Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 18
zines, Internet version, the electronic media, youth print media
Contacts: Bol'shaya Morskaya Str. 18, St. Petersburg, 191186, Russian Federation
В настоящее время большое значение в информационном пространстве в молодежной среде имеет вузовская многотиражка.
Вузовская пресса, начавшая свою историю со стенгазеты, переросла в многотиражку (печатная газета предприятия, учреждения со значительным тиражом, в отличие от стенгазеты, изготовляющейся в одном экземпляре). Сегодня вузовская пресса представлена тремя видами СМИ: газета, журнал и интернет-версия.
Можно вывести обобщающее определение прессы высших учебных заведений (вуз) в наши дни: это периодические издания, выпускаемые в вузах и рассчитанные в первую очередь на учащихся этих вузов. Редакционный и авторский коллектив таких изданий — студенты вуза.
Классификация вузовской прессы опирается на авторский коллектив, контент и способ производства. Можно выделить следующие виды таких изданий.
Факультетские студенческие газеты. Чаще всего такие газеты позиционируют себя как печатный орган факультета. Для факультетских газет свойственна близость к читателю и весьма ограниченная целевая аудитория. В них содержится информация о локальных событиях, интервью с преподавателями факультета, хорошо представлена рубрика писем и поздравлений (например, газета факультета журналистики санкт-петербургского филиала Института бизнеса и политики «Со-ообщение»).
Вузовские студенческие газеты. Речь идет о студенческих газетах, которые распространяются в пределах одного вуза. Чаще всего такие газеты выходят параллельно с официальным печатным изданием высшего учебного заведения. Это действительно студенческие газеты — в них пишут студенты о том, что им интересно (например, студенческий журнал «Банк'а» Международного банковского института). Одной из разновидностей вузовской студенческой газеты можно считать и приложение к официальному изданию вуза.
межвузовские студенческие газеты. Межвузовские газеты отличаются от вузовских тем, что распространяются не в одном, а сразу в нескольких вузах. Эти газеты по своей информативности гораздо шире предыдущей группы изданий. Полоса новостей в них обязательно содержит известия из тех вузов, куда газету привозят. Как правило, уже в межвузовской прессе проявляется стремление вырваться за рамки вузовской тематики, журналисты стараются освещать и общегородские события (например, «Студенческий формат» — республиканская межвузовская газета, выходящая в Казани).
Городские студенческие газеты. Городские газеты распространяются, как правило, в вузах и местах скопления молодежи: кафе, клубах, кинотеатрах. В городских газетах обычно хорошо организована рекламная служба. Это позволяет вводить в издание новые рубрики, в которых рекламодатель может выступать в качестве партнера или спонсора. В них рассказывается не только о новых тенденциях, но также о конкретных делах определенного производителя. Например, студенческие газеты «Gaudeamus» и «Пара», выходящие в нашем городе, содержат рубрики «Мода» и «Кино».
Новым веянием в данном типе студенческой периодики стало возникновение специализированных городских изданий, инициируемых деловыми или общественно-политическими газетами. Например, студенческая вкладка «Next»
в газете «Деловой Петербург» (Санкт-Петербург). Эта тенденция является наиболее перспективной.
Республиканские, областные, краевые студенческие газеты. Они имеют солидный тираж и отлаженную систему распространения, выходящую за пределы города и обеспечивающую изданием читателей всего субъекта федерации (например, объединенная студенческая газета Чувашской республики «Мы — студенты»).
общероссийские студенческие издания. Для такого рода изданий характерно распространение по территории всей страны. На данный момент общероссийских студенческих газет нет.
Существуют два издания, которые условно можно назвать таковыми, однако они распространяются только в крупных городах России [1, с. 24-25]. Тираж бесплатной газеты «@кция», учрежденной собственной редакцией в Москве, вырос с 999 экз. в апреле 2001 г. до 300 тыс. экз. на сегодняшний день. Раз в две недели по пятницам ее можно найти в крупнейших студенческих городах России. Вначале газета позиционировала себя как «издание для думающих студентов», а одно из последних «самоопределений» — издание «общего содержания». Это указывает на то, что оно постепенно теряет свою специфику — ориентацию именно на студенческую аудиторию и становится массовой молодежной газетой. Так, например, газета «Ие:акция», выпускаемая с февраля 2005 г. некоммерческой организацией «Новая периодика» тиражом 100 тыс. экз., доступна молодым читателям 27 городов России. У обеих газет есть электронная версия, сайты постоянно обновляются. Более продуманным и удобным для пользователей является сайт «Ие:акции», на котором хорошо представлены все виды обратной связи, есть даже собственный «живой журнал».
Скорее всего, в ближайшее время будут предприняты попытки создания новых газет. Например, санкт-петербургская газета «Gaudeamus» ведет переговоры с представителями студенческих СМИ в регионах о создании всероссийского издания под собственным названием.
Возможно более дробное деление газет, например, на курсовые, выходящие на отдельном курсе, и групповые, издающиеся в отдельной группе издания. Однако в данном исследовании нас будут интересовать именно вузовские периодические печатные издания, создаваемые студентами и для студентов.
Интересные исследования аудиторно-целевых разновидностей студенческой прессы были проведены саратовским государственным университетом на филологическом факультете. очень подробное деление студенческой прессы в зависимости от потенциальных читателей позволяет выявить те особенности создаваемого материала, которые будут формировать его концепцию [2].
Другим принципом классификации, который мы выделили, может служить степень официальности публикуемой информации. Исходя из него, выделяют официальные вузовские и собственно студенческие газеты или журналы.
Первые содержат официальные сообщения ректората, ученого совета, профессорско-преподавательского состава (ППС), факты и события вузовской жизни. Информация этих изданий отражает мнение высшего руководства и ППС, но эти газеты и журналы получают дополнительные преимущества — финансовую и организационную поддержку. Издателем или учредителем в данном случае выступает, как правило, ректорат. Это самый распространенный в России тип печати для студенческой молодежи. В Санкт-Петербурге, например, он представлен изданиями «За кадры верфям» (Государственный Морской технический университет), «Марата, 27» (ИНЖЭКОН).
Вторую группу СМИ отличает специфическая лексика, молодежный взгляд на события, происходящие в вузе, отсюда и соответствующие «кричащие» рубрики и др.
Указанное выше разделение изданий не всегда возможно осуществить на практике вследствие того, что иногда в одной газете могут сочетаться разные виды информации.
Довольно часто появляются студенческие газеты, выпускаемые с разрешения администрации вуза. Яркий пример такого сотрудничества — журнал Института бизнеса и права «81ер2виссев8». Он содержит в основном сведения о студенческой жизни, успехах и необычных событиях, представленные в свободном стиле, с использованием разговорных «словечек». Но у этого журнала есть жюри, которое состоит из представителей ППС. Оно оценивает опубликованные материалы и присуждает премии лучшим авторам.
Особенностью вузовских СМИ за последние 5 лет является наметившаяся состязательность подачи информации в официальных изданиях и вновь появившихся студенческих «самодельных» СМИ. Они зачастую выражают различные мнения по одним и тем же вопросам. Дело в том, что студенчество стремится «проявлять свои таланты», лучшие качества, обучаясь в вузе. Этим объясняется появление студенческих кружков, советов, клубов и, конечно, газет. Они становятся своего рода форумом для дискуссий на актуальные темы. Но качество изданий, к сожалению, не всегда соответствует даже минимальным требованиям. Обычно это «самиздат», не финансируемый и не поддерживаемый администрацией вуза. Студенты объединяются, создают юридические лица и регистрируют издания. Иными словами, начинают от имени вуза вести коммерческую деятельность, привлекая в бюджет издания денежные средства посредством публикации рекламной информации.
Часто, описывая фрагменты из студенческой жизни, молодые люди открывают дискуссии, связанные с оценкой деятельности ППС и ректората вуза. Такой оппозиционный подход можно объяснить стремлением молодых людей к самовыражению, обратить на себя внимание (СПГУ, СМА им. Павлова, ПГУПС). Появление стремлений к конфронтации нередко объясняют также необъективностью и посредственностью контента официальных изданий.
Редакторы таких изданий часто не прислушиваются к просьбам о предоставлении полосы под студенческие материалы, не уделяют должного внимания проблемам самих студентов. При создании периодических изданий важно учитывать интересы всех возрастных категорий. Определенное количество изданий не работает на пользу имиджа вуза, а наоборот, является деструктивным элементом благоприятного отношения и доверия городской общественности.
Естественно, что студенческая периодика является составной частью общей системы периодических изданий. Однако студенческие газеты и журналы имеют особые характеристики, свойственные именно данному типу изданий. Главным образом они обусловлены сутью своей читательской аудитории. Рассмотрим более подробно специфику функционирования студенческой периодики.
Наличие собственного периодического издания является важным фактором воспитательной работы в вузе, развития творческого студенческого потенциала, формирования творческой личности. К тому же это один из критериев получения вузом лицензии и статуса государственного учебного учреждения. Необходимость создания студенческих изданий обусловлена таким образом тремя обстоятельствами: рекламой для вуза; образовательной деятельностью и проведением мастер-классов; воспитательной работой со студентами.
Реклама работает на РИ, пропагандируя и информируя об особенностях «жизни» конкретного вуза, тем самым привлекая абитуриентов и потенциальных работодателей. Хорошим примером саморекламы могут являться статьи, посвященные успешным студентам, окончившим вуз, которые смогли сделать карьеру, и т. д.
Руководство вузов принимает активное участие в создании студенческих газет и журналов, что является также своеобразной рекламой учебного заведения.
образовательная функция СМИ вузов заключается в том, что через редак-ционно-издательскую группу проходит большое число студентов разных профессий и специальностей. Это дает им возможность получения дополнительных знаний. Практически указанную выше работу можно рассматривать как проведение мастер-классов. Студенты участвуют в творческом процессе создания издания, приобретая дополнительные навыки, связанные с издательской деятельностью. Подобные мастер-классы проводятся в учебный и каникулярный период. В каникулярный период есть возможность проводить выездные учебы — в загородные базы, лагеря и за границу. Мастер-классы могут проходить по разным направлениям: основы журналистики, фотомастерство, графический дизайн, работа с ллюстрациями и редакционно-издательская деятельность.
В рамках журнала могут проходить различные студенческие конкурсы. Так, например, в студенческом журнале СПГУТД такие конкурсы проводятся систематически. Они вызывают неизменный интерес к состязаниям на лучший фоторепортаж, лучшую заметку на определенную тему и т. д. Такие конкурсы становятся открытыми, привлекают студентов других вузов, школ и молодых специалистов. Примером также может служить конкурс студенческих статей по итогам Слетов молодых журналистов, который ежегодно организует Городской студенческий пресс-центр.
Существуют и другие специальные конкурсы, проводимые различными организациями. В частности, Общероссийская общественная организация работников СМИ «МедиаСоюз» и Министерство образования и науки Российской Федерации при содействии коммуникационного агентства АГТ проводят ежегодный творческий конкурс «Медиа-Поколение» среди средств массовой информации, целевой аудиторией которых являются студенты российских вузов. Основной задачей конкурса является создание условий для формирования единого информационного пространства молодежи, включение студенчества посредством СМИ в модернизацию и развитие образования, совершенствование экономических и социальных коммуникаций. Конкурсы такого масштаба являются еще большей мотивацией для создания и развития студенческого журнала или газеты. Соответственно, у учащихся появляется больше возможностей для реализации своих творческих задумок.
Воспитательная функция вузовских СМИ призвана формировать самостоятельную, креативную личность, ее духовный стержень. Работа в команде, ответственность за свою работу, понимание того, что твоя часть создаваемого журнала, будь то статья, фотографии или создание рисунков, важна для редакции, все это — первые шаги во взрослую жизнь. Воспитательная функция проявляется также в создании полноценного информационного поля для студентов, в формировании у студентов гражданской позиции, сохранении и преумножении нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранении и возрождении традиций вуза.
Не менее важным фактором является необходимость создания студенческой информационной площадки для развития творческих и профессиональных навыков. У большинства представителей студенчества на разных этапах и уровнях
возникают различные вопросы, проблемы и потребности. Личность — это целый мир идей и возможностей. Каждый хочет быть услышанным, иметь возможность излагать и реализовывать свои мысли, идеи и проекты.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание студенческого периодического издания — важная и необходимая часть жизни вуза, если его руководство стремится участвовать в общегородской общественной жизни, привлекать новых абитуриентов, хочет создать в вузе открытое информационное общество. Редакция газеты или журнала может стать началом будущей карьеры студента, его пропуском в жизнь, так как, участвуя в создании СМИ, работая в коллективе, молодой специалист получает и профессиональные навыки, и умения выстраивать отношения с людьми, быть частью социума.
Для создания печатного периодического издания в рамках вуза необходимо понимание целей и задач такого рода издания, необходимо изучить традиции и опыт предшествующих поколений. Ведь студенческая пресса имеет долгую историю и неразрывно связана с жизнью учащихся разного рода учебных заведений. Молодым людям всегда хотелось рассказать о себе, опубликовать творческие работы, быть в курсе происходящих событий.
Появление студенческих газет, естественно, связано с формированием учебной системы в России и осознанием учащимися, что они являются важнейшим звеном образовательного процесса каждого конкретного вуза.
литература
1. носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологиче-ский аспект: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2007.
2. Типология студенческой прессы России начала XXI века / СГУ. Режим доступа: http:// poliz.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=159:-xxi-&catid=39:2010-04-26-12-44-57&Itemid=52. (Дата обращения: 02.04.2011).
УДК 338.47
Е. В. Дударенко
тенденции формирования рынка подвижной связи и основные направления инновационной деятельности
операторов
E. V. Dudarenko. Trends of shaping the mobile market and the main directions
of innovative operators activity
После кризиса 1998 г. произошел массовый отток абонентов с рынка сотовой связи, и в борьбе за клиентов сотовые операторы вынуждены были осуществить резкое снижение цен на свои услуги. В результате
Елена Викторовна Дударенко равления и экономики.
© Е. В. Дударенко, 2012
After the crisis of the 1998 there was a mass outflow of subscribers to the mobile market and in the fight for customers mobile operators were forced to make a sharp decline in prices for their services. As a result the
— аспирант Санкт-Петербургского университета уп-