СИСТЕМНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВУЗОВСКИХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ ПЯТИГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В АСПЕКТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
© Геворгян А.А.* *, Буров А.А.*
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
Самоутверждение молодежи сегодня активизировалось во всех сферах жизни, в том числе в системе современных средств массовой информации. Этим определяется актуальность функционирования в образовательных организациях вузовских и собственно студенческих медиасредств как инкубаторов «взрослых» СМИ гражданского общества.
Вузовские молодежные издания являются неотъемлемой частью эффективного развития медиапространства вуза, реализации молодежной политики, качественной медиакоммуникации на региональном уровне.
В связи с этим авторами проводится полный анализ вузовских и студенческих печатных изданий ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», по результатам которого сформулированы выводы об эффективности данных медиасредств в аспекте решения обозначенных задач.
Ключевые слова: системно-типологический анализ СМИ, печатные СМИ, молодежное медиапространство, вузовские и студенческие СМИ, молодежная политика, региональная медиакоммуникация.
Самоутверждение молодежи сегодня активизировалось во всех сферах жизни, в том числе в системе современных средств массовой информации, когда реальность все чаще предстает в своей информационной и виртуально-коммуникативной ипостаси. Этим определяется актуальность функционирования в образовательных организациях вузовских и собственно студенческих медиасредств как инкубаторов «взрослых» СМИ гражданского общества. Как показывают современные исследования, данный вопрос представляется весьма актуальным и недостаточно изученным [2, 4, 7].
Проблема вузовских печатных медиасредств как элемента системы молодежных СМИ достаточно широко развернута в работе Я. Мендельбаума «Факультетские издания как элемент системы СМИ вуза», а также в статье И. Новиковой «Вузовская пресса: проблема типологии». Данные статьи
* Преподаватель кафедры Европейских языков Института международных отношений.
* Профессор кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики, доктор филологических наук, профессор.
70
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
опубликованы в сборнике трудов молодых ученых под редакцией Н.В. Жи-ляковой «Актуальные проблемы журналистики». Данная тема так же раскрыта в статьях Н.В. Костенко «Молодежная печать: интересы и ценности» и С. Ждановой «Трансформация региональной молодежной прессы» [3, 5].
Вузовские молодежные издания являются неотъемлемой частью эффективного развития медиапространства вуза, реализации молодежной политики, качественной медиакоммуникации в образовательной и социальной среде университета, а также формирования и презентации имиджа вуза как внутри него, так и за его пределами. В связи с этим нами поставлена цель провести полный анализ вузовских и студенческих печатных изданий ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» (ПГЛУ), по результатам которого можно сформулировать выводы об эффективности данных медиасредств в аспекте решения обозначенных задач.
Для достижения поставленной цели были определены единые типообразующие критерии: периодичность, тираж, количество полос, цели и задачи, внутренняя структура, дизайн, авторский коллектив, жанровая определенность, согласно которым осуществлялся анализ вузовских и студенческих изданий вуза [1]. Ниже приведены результаты исследования.
На данный момент на базе университета действует четырнадцать печатных изданий. Двенадцать из них русскоязычные, два выпускаются полностью на иностранном языке (французском и английском соответственно). Семь из них созданы и функционируют в Институтах и Высших школах (структурных подразделениях вуза): Институт международного сервиса, туризма и иностранных языков - «ФАРватер»; Институт международных отношений - «Modus Operandi», «Journalistic Mirror и «BonJournaliste»; Институт переводоведения и многоязычия - «Переводческие»; Высшая школа словесности европейских и восточных языков - «Филомания»; Институт человековедения - «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» и «Пси-фактор»; Институт лингвистики коммуникационного менеджмента и информационных технологий - «EleFANt»; Институт романо-германских языков и гуманитарных технологий - «The Challenge»).
Два структурных подразделений вуза (Юридический институт и Высшая школа политического управления и инновационного менеджмента) не выпускают собственных изданий, при этом имеют студенческие СМИ других направлений.
Кроме того, два издания выпускаются студенческими организациями вуза: Совет студентов и аспирантов ПГЛУ - «Актив&Я»; Первичная профсоюзная организация студентов и аспирантов ПГЛУ - «Оо!». Одно издание относится к Профсоюзной организации преподавателей и сотрудников ФГБОУ ВПО «ПГЛУ» («Профком.т»), еще два являются общеуниверситетскими: Научно-художественное и литературно-публицистическое издание Пятигорского государственного лингвистического университета «Журнал,
Информационно-коммуникационные технологии в региональном развитии
71
открывающий мир»; Газета коллектива Пятигорского государственного лингвистического университета «Наш университет» (с 1957 г. по 2006 г. «Учитель»).
Периодичность. Сравнение по критерию периодичности данных изданий демонстрирует, что каждое из представленных средств массовых информаций самостоятельно определяет свои временные критерии и не всегда придерживается установленного плана.
Так, газета «ФАРватер» заявляет периодичность 6 раз в год, но при этом издает 5 выпусков. «Modus Operandi» ставит перед собой задачу ежемесячного выпуска, но на практике журнал выходит раз в 4 месяца. Примером добросовестного исполнения заявленной периодичности выступает журнал «The Challenge», который, за исключением январского выпуска, объединенного с февральским, выпускается ежемесячно.
Издания студенческих организаций «Оо!» и «Актив&Я» не регламентируют в своей деятельности четкую периодичность и, в связи с этим, выходят нерегулярно в хаотичном порядке, что негативно отражается на их имидже. Негативный пример в своей деятельности представляет также газета «Профком.ги», редакция которой формирует свои выпуски в зависимости от изменений в правовых отношениях, касающихся профсоюзной стороны организации. Плавающая периодичность резко снижает эффективность средства массовой информации не только как источника информации ввиду утраты актуальности и, соответственно, интереса новости для потребителя, но и как передатчика корпоративной культуры, так как несвоевременная подача материала приводит к итоговому отрицательному результату.
Напротив, официальные общеуниверситетские издания «Наш университет» и «Журнал, открывающий мир» выходят точно в срок каждый месяц и ежеквартально соответственно.
Следующим критерием, влияющим на эффективность вузовских СМИ, выступает тираж. Данный показатель позволяет оценить охват целевой аудитории.
Согласно анализу данного критерия максимальный тираж заявлен у издания «Журнал, открывающий мир», выпускающегося тиражом 1 000 экземпляров, а минимальный у газеты «Филомания» с 20 экземплярами соответственно.
Издания институтов и высших школ, как правило, не превышают тираж в 150 экземпляров, в то время как издания студенческих организаций «Актив&Я», «Оо!» и «Наш университет» заявляют тираж 500 экземпляров. Необходимо учитывать и тот факт, что на сегодняшний день «Актив&Я» и «Оо!» трансформировались в электронный формат и печатной версии своих выпусков не издают. Похожая ситуация и у Англоязычного практико-ориентированного журнала «Journalistic Mirror».
72
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Большой тираж является залогом успешного осуществления молодежной политики вуза и эффективной медиакоммуникации в регионе. Однако помимо простого увеличения количества тиража, необходимо создать условия, при которых каждый потребитель внутри вуза может приобрести данное СМИ, затратив при этом минимум усилий.
В случае если издание в большей степени рассчитано на внешнюю аудиторию, целесообразней выкладывать электронный вариант на сайте вуза и официальных социальных группах университета.
Количество полос. При сравнении количества полос возникает вопрос и о форматах изданий.
Так, «Modus Operandi» представляет собой стенгазету в 4 полосы в единственном экземпляре, что осложняет процесс ознакомления с ней, с учетом того, что дополнительных копий данной газеты в свободном доступе нет. Газета «ФАРватер» также размещается на информационном стенде института, но кроме того, шестиполосное издание находится в свободном доступе в рамках указанного подразделения. Количество полос журнала «The Challenge» варьируется от 12 до 16. Газеты «Филомания» и «Переводческие» имеют 12 полос соответственно, а журнал «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» выпускается на 20 полосах. Выпуски печатных версий изданий студенческих организаций количество полос варьировалось от 20 до 30. Газета «Наш университет» в основном выходит в формате от 10 до 14 полос. Студенческий практико-ориентированный журнал «Journalistic Mirror», несмотря на узкую профессиональную специализацию (журналистика), имеет от 40 до 60 полос. Безусловно, самым крупным изданием является «Журнал, открывающий мир» с выпусками в 90 полос.
Цели и задачи издания. Следующим критерием являются цели и задачи издания. Так, издание «Филомания» определило свою задачу в оказании помощи во всестороннем развитии каждого студента и создании условий для раскрытия индивидуальных способностей и творческих возможностей каждой личности; развитие инициативы, самодеятельности и журналистских умений.
Журнал «The Challenge» определил свою направленность следующим способом - проинформировать студентов своего структурного подразделения об интересных событиях университета, пробудить их интерес к общественной жизни ПГЛУ актуальным вопросам из жизни молодежи, а также выполнять развлекательную функцию, представляя интересные рубрики и новости.
Журнал «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» видит свою задачу в описании последних событий молодежной среды и просвещения аудитории в области психологии.
Издание «ФАРватер» определяет свою задачу в освещении главных новостей и событий своего структурного подразделения; создании площадки для реализации молодежных творческих идей, журналистских и литературных талантов студентов; формировании положительного имиджа института и университета, привлечении абитуриентов и информирование молодежных
Информационно-коммуникационные технологии в региональном развитии
73
масс за пределами вуза через распространение печатных экземпляров в ходе рекламных акций и Дня открытых дверей и страницу с архивом всех номеров на сайте ПГЛУ
Редакция «Журнала, открывающего мир» ставит перед собой корпоративные задачи и имеет целью выйти на широкую аудиторию в регионе: ознакомление студентов и преподавателей с событиями, происходящими в университете; обогащение духовной пищей и вдохновение читателей; анонсирование предстоящих мероприятий в СКФО. На наш взгляд, направленность издания на внешнюю аудиторию не может становиться препятствием в освещении вопросов молодежной политики, а, напротив, должна способствовать более детальному отражению жизни студенческой молодежи.
Остальные издания видят свою первоочередную миссию в предоставлении студентам возможности для самореализации. Так, например журнал «Journalistic Mirror» представляет собой практико-ориентированную площадку для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Международная журналистка».
Авторский коллектив. Помимо уже перечисленных критериев в ходе исследования были рассмотрены также авторские коллективы анализируемых изданий. Как показал анализ, в большей части коллективов изданий наблюдается высокий уровень текучести кадров, а сами коллективы состоят преимущественно из студентов.
Однако в журнале «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» главным редактором выступает старший преподаватель Марьям Мустафаевна Эрке-нова, а соответственную должность в газете «Филомания» занимает заместитель декана по воспитательной работе Ирина Борисовна Федотова. Главным редактором газеты «Наш университет» является Александр Алексеевич Мосиенко, редакционную коллегию составляют преподаватели и работники вуза, а студенты в данном издании выступают в роли корреспондентов или героев материалов. Главным редактором англоязычного профессиональноориентированного журнала «Journalistic Mirror» является преподаватель кафедры европейских языков Аревик Ашотовна Геворгян, а коллектив составляют студенты выпускных курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Международная журналистка».
Несмотря на тот факт, что «Журнал, открывающий мир» заявляет среди своих авторов студентов вуза, в некоторых номерах статей со студенческим авторством обнаружено не было, при этом к работе над журналом главный редактор Вадим Панков привлекает различных деятелей искусств. Такие издания как «Актив&Я» и «Оо!» привлекают в свою деятельность студентов из различных Институтов и Высших школ, преимущественно относящие к активу одной из студенческих организаций.
Тем не менее, представляется наиболее эффективной деятельность издания, в редакционной коллегии которой присутствует тандем преподаватель-студент, поскольку обе социальные группы могут производить взаим-
74
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
ный обмен информации, социальных установок и т.д. При этом стоит отметить, что позицию главного редактор может занимать не только преподаватель. Безусловно, студентов надо направлять, корректировать их повестку номера, следить за соблюдением правовых и этических норм, но не выступать жестким цензором.
Внутренняя структура издания. Под внутренней структурой подразумевается система рубрикации, используемая изданием. В данном аспекте издания разделились на два типа: с наличием постоянных и непостоянных рубрик и с отсутствием системы рубрикации, что в свою очередь осложняет внутреннюю навигацию по изданию.
К первой группе изданий были отнесены газета «Наш университет», «Журнал, открывающий мир», «EleFANt», «Modus Operandi», «Оо!», «Филомания». Во вторую группу вошли остальные издания. Исключение в данном критерии составляет газета «ФАРватер», в которой существуют постоянные рубрики «Спроси у декана», «Новости студсовета», «Уголок СПО», «PROF - обзор», но при этом для остальных материалов рубрикация отсутствует. Кроме того, четкая структурированность присутствует не во всех изданиях. Например, несмотря на отсутствие рубрикации в журнале «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» в структуре издания четко отслеживается путь от «коллектива» к «человеку». В газете «Наш университет» все материалы расположены в следующем логическом порядке - от информационного к развлекательному.
Дизайн издания. Анализ данного критерия включил в себя качество макета, эстетичность расположения материалов и качество фотоиллюстраций. В ходе исследования были сделаны следующие выводы. Издание «The Chal-lenge» удобно читается, но не имеет единого стиля и не выдержано в одном направлении. Обложка также не оформлена должным образом, что сказывается на возможности его реализации среди потенциальной аудитории. Присутствует ряд небольших технологических недочетов: висячие строки, не-выровненность фотографий с текстом и др., однако при этом присутствуют интересные решения размещения материалов. Иллюстрации выполнены хорошо и обработаны на этапе препресса. Основной недостаток по иллюстративному ряду заключается в том, что в большинстве случаев используются фотографии из Интернета, что также ухудшает качество печати.
Журнал «PSYCHOLOGY OPENS UP THE WORLD» отличает единообразие в подаче материалов, однако отсутствует сбалансированность, что усложните процесс восприятия всего журнала в целом. Кроме того, издание неаккуратно подготовлено на стадии верстки: есть «висящие» строчки, не соблюдается единство шрифта, разрывы, не выровненные элементы и т.д. Общее предложение по изданию - пересмотреть дизайн-макет с точки зрения логики, удобочитаемости, практичности и удобства навигации. Издание такого типа не требует сложных «глянцевых» дизайнерских приемов - достаточно разработать макет и заложить стили для рубрик.
Информационно-коммуникационные технологии в региональном развитии
75
Газета «Наш университет» является хорошим образцом эстетичного издания. Издание выполнено очень в простом едином стиле, удобно читается и выдержано в одном направлении. Фотоматериалы в издании выполнены профессионально и качественно подготовлены на стадии препресса. В то же время качество фотографий «Журнала, открывающего мир» хуже, несмотря на то, что издание отпечатывается на бумаге более высшего качества и предназначено для внешней аудитории. Фотографии, расположенные на страницах издания, могут быть размытыми.
Жанровая определенность. В данном критерии первоначально выделяется «Журнал, открывающий мир», позиционирующий себя как научнохудожественное и литературно-публицистическое издание. Все представленные жанры присутствуют в каждом номере издания. В остальных изданиях разнообразие жанров встретить сложно: наиболее часто в них расположены репортажи, заметки, обезличенные интервью. На общем фоне выделяется газета «Наш университет», которой присущ лирический характер. В издании часто печатаются публицистические жанры, а встретить где-либо аналитические материалы не представляется возможным. Говоря о жанровой определенности, необходимо упомянуть, что не во всех изданиях ощущается корректорская и редакторская читка, в то время как грамматические и орфографические ошибки портят впечатление не только о качестве издания, но и в целом об университете.
В заключение исследования был сделан вывод, что каждое издание специфично. К примеру, «Филомания» полностью соответствует фирменному стилю своего структурного подразделения, подчеркивая любовь к филологии грамотными, красиво написанными текстами, более того, оформление газеты выполнено с присущими специфике высшей школы элементами. Журнал «The Challenge» представляет собой молодежное издание в рамках вуза: яркое, хаотичное, написанное доступным языком, отражающее синтез трех подразделений в один институт.
Проведенный анализ печатных СМИ вуза предоставляет объективную оценку деятельности изданий. В связи с образовавшейся нишей в информационном пространстве ПГЛУ в аспекте реализации молодежной политики, представляется необходимым создание молодежного журнала, способного объединить профессорско-преподавательский состав и студентов вуза с выходом на внешнюю медиакоммуникацию в регионе.
В настоящее время происходит усиление значения университетских коммуникаций, так как формируется характеристика современного университета как субъекта информационного, образовательного, научного и культурного взаимодействия в условиях построения молодежного информационного общества в вузе. Сложившаяся молодежная медиакоммуникативная база также говорит о потенциале Пятигорского государственного лингвистического университета в использовании коммуникационных инноваций в реализации молодежной политики на региональном уровне.
76
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Список литературы:
1. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов). - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1985. -96 с.
2. Колесник Е.В., Филиппов Д.Е. Вузовская газета как фактор социализации // Актуальные проблемы вузовских, студенческих СМИ. Пути их решения. Перспективы СМИ. Материалы I Межрегиональной конференции. Доклады и сообщения. Новосиб. гос. техн. ун -т. - Новосибирск, 2001. -С. 12-14.
3. Мендельбаум Я. Факультетские издания как элемент системы СМИ вуза. Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Вып. VIII / Отв. ред. Н.В. Жилякова, Е.А. Войтик. - Томск: Издательство НТЛ, 2013. - 164 с.
4. Муравьева Н. Вузовские медийные ресурсы // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 99.
5. Новикова И. Вузовская пресса: проблема типологии // Актуальные проблемы журналистики: Сборник трудов молодых ученых. Вып. VIII / Отв. ред. Н.В. Жилякова, Е.А. Войтик. - Томск: Издательство НТЛ, 2013. - 164 с.
6. Носова Ю.А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типологический аспект: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. - Ростов н/Д, 2007. - 26 с.
7. Шкондин М.В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. - 2003. - № 2. - С. 12-32.
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ВЗАИМООТНОШЕНИЯМИ С КЛИЕНТАМИ
© Горелова В.И.*, Меркулова М.С.
Южно-Российский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Ростов-на-Дону
Статья посвящена проблемам развития российского рынка CRM-систем. Проведен анализ результатов внедрения CRM-систем в отечественные корпорации. Исследовано распределение CRM-проектов по отраслям.
Ключевые слова: CRM-системы, импортозамещение, повышение мобильности, дешевое «облако», автоматизация работы с клиентами, интеграция CRM с другими сервисами.
Студент.