Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ'

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникации / общение / барьеры / критика / я-высказывание / communications / talking / barriers / criticism / self-statement

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — О.Ю. Муллер

Современный мир актуализировал проблему взаимодействия людей, групп, общностей, регионов, человечества как целостного субъекта, их отношение друг к другу, взаимопонимание. Общение является одним из важнейших факторов человеческой жизнедеятельности и представляет собой сложный и многогранный процесс. В статье автор рассматривает коммуникацию как процесс – способ деятельности, как смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникация есть процесс обмена информацией с помощью различных средств в целях установления общего смысла и воздействия на поведение людей. В науке коммуникация исследуется в различных аспектах, благодаря которым раскрывается ее сущность и разнообразие форм. Цель исследования – выявление сущности понятия «коммуникация» и ее видов. Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение. Особое внимание автор уделяет вопросу анализа барьеров коммуникации, а также их преодолению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — О.Ю. Муллер

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION IN THE STRUCTURE OF COMMUNICATION

The modern world has actualized a problem of interaction between people, groups, communities, regions, humanity as an integral entity, their relationship to each other, mutual understanding. Communication is one of the most important factors in human life and is a complex and multifaceted process. In the article, the author considers communication as a process: a method of activity, as a semantic aspect of social interaction. Communication is the process of exchanging information through various means in order to establish common meaning and influence people’s behavior. In science, communication is studied in various aspects, thanks to which its essence and variety of forms are revealed. The purpose of the study is to identify the essence of the concept of “communication” and its types. The research methods used in writing this article include literature review, synthesis, analysis, and comparison. The author pays special attention to the issue of analyzing communication barriers, as well as overcoming them.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ»

лить всю систему образования. На это уйдёт много усилий, времени и ресурсов, но в будущем эти затраты окупятся полноценной, качественной подготовкой кадров. Цифровизация образования требует больших государственных инвестиций и поддержки со стороны бизнеса для разработки современных образовательных платформ и развития взаимовыгодных отношений между секторами экономики.

Персонализированное образование представляет собой современный тренд развития всей образовательной системы, вызванный быстрыми изменениями требований к профессиональной подготовке кадров. На наших глазах формируется новая реальность цифрового пространства, результатом которой является цифровизация всех направлений социальной сферы, в том числе и образования. Для педагогов вузов важно получить поддержку от государственных

Библиографический список

органов и возможности для саморазвития и разработки новых методологических подходов. Только деятельность может выявить главные черты личности: осознанный выбор своего будущего, упорство в достижении поставленных целей, развитие своего профессионального потенциала, стремление к самоорганизации и желание обучаться на протяжении всей своей жизни. К сожалению, наша отечественная система высшего профессионального образования пока недостаточно готова к успешной реализации методов, направленных на свободу и самостоятельность студентов в выборе своего вектора обучения. Преподаватели с большим опытом работы в другом образовательном окружении не могут быстро перестроиться и обучать будущих профессионалов ответственности за правильный выбор. Персонализация и цифровизация образования требуют изменения принципов и стандартов обучения в высшей школе.

1. Бордовский ГА. Проблемы и задачи высшего педагогического образования на современном этапе развития страны. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 6: 15.

2. Савина Н.В. Методологические основы персонализированного образования. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 2020; Т. 14, № 4: 82-90.

3. Кириленко Г.Г, Шевцов Е.В. Философский словарь. Справочник студента. Москва: Филологическое общество «СЛОВО», ООО «Издательство АСТ», 2002.

4. Кузнецов И.С. Доверие студентов и их образовательная траектория после окончания вуза. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 1: 117.

5. Абдалина Л.В. Персонализация как ведущий образовательный тренд современности. Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. 2022; № 2: 10-12.

6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Теоретико-прикладные основания персонализированного образования: перспективы развития. Педагогическое образование в России. 2021; № 1: 20.

7. Путин В.В. Послание Федеральному собранию от 21 февраля 2023 г. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

8. Алешковский И.А. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России. 2023; Т. 32, № 4: 152.

9. Кондратьев А.Ю., Курдов А.В. Содержательный компонент модели индивидуализации обучения в вузе. Высшее образование сегодня. 2023; № 1: 40-42. References

1. Bordovskij G.A. Problemy i zadachi vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya na sovremennom 'etape razvitiya strany. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 6: 15.

2. Savina N.V. Metodologicheskie osnovy personalizirovannogo obrazovaniya. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya, 2020; T. 14, № 4: 82-90.

3. Kirilenko G.G., Shevcov E.V. Filosofskijslovar'. Spravochnik studenta. Moskva: Filologicheskoe obschestvo «SLOVO», OOO «Izdatel'stvo AST», 2002.

4. Kuznecov I.S. Doverie studentov i ih obrazovatel'naya traektoriya posle okonchaniya vuza. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 1: 117.

5. Abdalina L.V. Personalizaciya kak veduschij obrazovatel'nyj trend sovremennosti. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2022; № 2: 10-12.

6. Zeer 'E.F., Symanyuk 'E.'E. Teoretiko-prikladnye osnovaniya personalizirovannogo obrazovaniya: perspektivy razvitiya. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 1: 20.

7. Putin V.V. Poslanie Federal'nomu sobraniyu ot 21 fevralya 2023 g. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/49010

8. Aleshkovskij I.A. Osobennosti formirovaniya obrazovatel'nyh traektorij rossijskih studentov: ocenka i vozmozhnosti. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2023; T. 32, № 4: 152.

9. Kondrat'ev A.Yu., Kurdov A.V. Soderzhatel'nyj komponent modeli individualizacii obucheniya v vuze. Vysshee obrazovanie segodnya. 2023; № 1: 40-42.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 378.1

Muller O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Professional and Further Education Pedagogy, Surgut State University (Surgut, Russia),

E-mail: muller_ou@surgu.ru

CLASSIFICATION AND CHARACTERISTICS OF COMMUNICATION IN THE STRUCTURE OF COMMUNICATION. The modern world has actualized a problem of interaction between people, groups, communities, regions, humanity as an integral entity, their relationship to each other, mutual understanding. Communication is one of the most important factors in human life and is a complex and multifaceted process. In the article, the author considers communication as a process: a method of activity, as a semantic aspect of social interaction. Communication is the process of exchanging information through various means in order to establish common meaning and influence people's behavior. In science, communication is studied in various aspects, thanks to which its essence and variety of forms are revealed. The purpose of the study is to identify the essence of the concept of "communication" and its types. The research methods used in writing this article include literature review, synthesis, analysis, and comparison. The author pays special attention to the issue of analyzing communication barriers, as well as overcoming them.

Key words: communications, talking, barriers, criticism, self-statement

О.Ю. Муллер, канд. пед. наук, доц., Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: muller_ou@surgu.ru

КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ ОБЩЕНИЯ

Современный мир актуализировал проблему взаимодействия людей, групп, общностей, регионов, человечества как целостного субъекта, их отношение друг к другу, взаимопонимание. Общение является одним из важнейших факторов человеческой жизнедеятельности и представляет собой сложный и многогранный процесс. В статье автор рассматривает коммуникацию как процесс - способ деятельности, как смысловой аспект социального взаимодействия. Коммуникация есть процесс обмена информацией с помощью различных средств в целях установления общего смысла и воздействия на поведение людей. В науке коммуникация исследуется в различных аспектах, благодаря которым раскрывается ее сущность и разнообразие форм. Цель исследования - выявление сущности понятия «коммуникация» и ее видов. Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение. Особое внимание автор уделяет вопросу анализа барьеров коммуникации, а также их преодолению.

Ключевые слова: коммуникации, общение, барьеры, критика, я-высказывание

Коммуникация как объект научного исследования привлекает внимание ученых с XIX века, когда гуманитарные науки выделились в особую область знаний - в направлении ораторского мастерства, в обучении письменным жанрам родной речи, для обучения говорению на иностранном языке. В современной науке коммуникация исследуется в различных аспектах: в социологическом, лингвистическом, психологическом, семиотическом и культурологическом, риторическом, когнитивном, техническом и др. Все эти направления исследования коммуникации как сложно организованный процесс дополняют друг друга, глубже раскрывают ее сущность и разнообразие ее форм.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования - выявление сущности понятия «коммуникация» и ее видов.

Поставленной цели соответствуют задачи:

- рассмотреть сущность понятия «коммуникация»;

- изучить виды коммуникации;

- проанализировать виды коммуникативных барьеров и способы их преодоления.

Методы исследования, использовавшиеся при написании настоящей статьи, включают литературный обзор, обобщение, анализ, сравнение.

Научная новизна исследования состоит в разработке модели коммуникации. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты обогащают теорию и методику профессионального образования в области развития коммуникации в структуре общения. Практическая значимость иссле-

дования состоит в том, что проведено исследование сущности и структуры понятия «коммуникация», которое показало его определенные преимущества.

Общениев н ауке сточки зрениятеории коммуникации рассматриваетсякак достаточно сложное понятие. Неслучайно, что этимологически понятия «обще-ние»е«оНщентен»виусскаяяаыкеявлоютсе родсттеноыми.Средпяножктеле-но, оба объединены своим происхождением словом «общий», значение которого на Руси связывалось с общиной, селением и обществом как таковым. Данную »мои руссматеиваюнаислепепаеере, утазывающта,иео оОщтнтвкпуереновляет собой не столько совокупность индивидов, сколько связи и отношения, в которых итоиндитиды воса«он[1 ;2].Даеныо тя»ис1^1ее«у^^?^е к нототТ^р^и^и идаблемьI, к месту коммуникации в структуре общества. Одним из достижений гуманитарной науки прошлого столетия было установление тесной взаимосвязи между языком, мышлением н тециaльеымкпpрреcвеые. Юн нуте сощиостапоеятса «зоммуи«-кация» может значительно отличаться в зависимости от направления научного иссинтоиа н ияаоик конвектеи[3].

С теоретической точки зрения понятие «коммуникация» рассматривается через компонентный анализ, проясняющий содержание с учетом его отдельных сес-ювия ющих(рис. 1).

-\

Общение

Рис. 1. Структура понятия «общение»

Учитывая тесную связь между понятиями «коммуникация», «общение» и «общество», а также их огромное влияние на педагогику, целесообразно сосре-доеиеттсае н а нираоло гисекко м аутеетпасволаеиеЯр атиеь

внимание на определения коммуникации, указывающие на его место в общении как в социальном, так и в педагогическом процессах (рис. 2).

Рис. 2. Сущность коммуникации

На основании рассмотренного выше можно говорить о том, что коммуникация занимает в общении важное место и не ограничивается лишь передачей информа ции. В частности, А.Б. Зверинцев и А.П. Панфилова полагают, что коммуникация связана с обменом информацией эмоционального содержания; у двух другихрвторов подчеркнута роль коммуникации в общении, касающаяся обеспечения определенной полезной связи между индивидами, участвующими в общении, что обеспечивает существование и развитие их отношений (или общества) [5].Отой же точки зрения придерживается А.В. Мудрик, определяющий общение как обмен духовными и эмоциональными ценностями [6].

В современной науке известно достаточное множество видов коммуникаций. Рассмотрим некоторые, касающиеся социального и педагогического аспектов взаимодействия индивидов в ходе образовательного процесса [7].

Наи более очевидный в данном случае пример - межличностная коммуникация. В такой коммуникации обычно выделяются два активных участника нДщнгия. Не следует забывать о том, что это общение возможно лишь при взаимопонимании как при условии, обеспечивающем правильную интерпретацию передающихся сообщений, в том числе эмоционального содержания. Поэтому число участников в такой коммуникации всегда невелико, т. к. в ином случае обратная связь затрудняется. Одна из ключевых особенностей межличностной коммуникаций состоит в том, что она ориентирована на личность, рассчитана на встречное внимание и взаимопонимание, предполагает доверие и взаимоуважение.

По мнению автора А.А. Чивилева, когда процесс межличностной коммуникации налажен и отрегулирован, он может представляться как существенный фактор повышения эффективности образовательного процесса [8]. Учитывая, что в практической деятельности именно межличностная коммуникация рассматривается как наиболее доступная для управления, можно считать, что этот вид коммуникации обладает большим потенциалом в образовании.

Массовая коммуникация может определяться как противоположность межличностной коммуникации, поскольку в ее случае обратная связь необязательна, в общении участвует огромное, практически неограниченное число индивидов, а активным коммуникатором является лишь один - тот, кто формирует и передает сообщение «массе». Поэтому ее потенциал в педагогическом процессе обычно считается невысоким. С другой стороны, в современных условиях, когда активно развиваются высокие технологии, данная коммуникация приобретает специфическую ценность, так как только массовые коммуникации способны предоставлять потенциально интересную и важную информацию сразу огромному числу участников образовательного процесса.

При всем этом выделяется два подхода воздействия средств массовой коммуникации на индивида. Человекоориентированный подход предполагает, что человек сам приспосабливает эти средства к своим образовательным интересам и потребностям, выбирая из огромного объема информации только нужную и отсеивая ненужную. Медиа-ориентированный подход по своему характеру прямо противоположный, предполагает пассивность индивида как участника массовой коммуникации, когда он критически не склонен осмысливать всю информацию, поступающую в ходе данной коммуникации. Учитывая это, наибольший потенциал в педагогике связывается с первым подходом, принимая во внимание, что во втором подходе участники образовательного процесса часто не могут взять под урнтатрчный контроль весь процесс коммуникации, т. к. активным коммуникантом (адресантом) часто выступают не педагоги [9].

Групповая коммуникация - это коммуникация, осуществляемая между членами одной группы. В данном случае этот вид можно считать нечто средним между межличностной и массовой коммуникациями. С одной стороны, в нем активными коммуникантами являются более двух индивидов, с другой стороны, их число заведомо ограничено, и в общении они находятся примерно в равном положении, имея в целом одинаковые возможности влиять на ход и результат коммуникации. Поэтому потенциал этого вида коммуникации в современной педагогике примерно такой же высокий, как и в отношении межличностной коммуникации. Именно этот вид коммуникации задействуется в проектном методе, игровом методе и в некоторых кейс-заданиях, изначально рассчитанных на развитие навыков и умений через взаимодействие.

Как известно, от качества коммуникаций практически напрямую зависит качество общения и его результат. Если качество общения и его результат можно охарактеризовать как низкие, то обычно имеется в виду неэффективное общение. Сам факт его установления так или иначе говорит о наличии в общении неких проблем или коммуникативных барьеров.

Под коммуникативными барьерами в теории коммуникаций подразумеваются любые препятствия, с которыми сталкиваются участники об-

по Т. Шибугани

' Механизм, посредством

которого обеспечивается сущ. и развитие I чел. отношений )

Обмен, обеспечивающий взаимопомощь, делающий возможной координацию I сложных действий

щения в процессе коммуникации. В зависимости от факторов, вызывающих их появление, различаются виды коммуникативных барьеров. Рассмотрим самые распространенные из них, учитываемые во многих научных источниках.

Логический барьер проявляет себя тогда, когда имеет место неточность высказывания, «скачки мысли», логическое противоречие в утверждении и т. п., в общем, нечто, нарушающее нормальное восприятие реципиентом передаваемой информации. С этим барьером тесно связаны:

- семантические барьеры (возникающие при неправильном понимании значения слов);

- фонетические барьеры (возникающие при наличии у автора дефектов речи, при неправильном или плохом произношении);

- невербальные барьеры (возникающие при столкновении смысла слова и жестикуляции при произношении);

- стилистические барьеры (возникающие, когда стиль речи не соответствует ситуации, например, при употреблении слов-паразитов).

Физические барьеры - это такие барьеры, которые возникают непосредственно в материальной среде, в том числе независимо от действий участников коммуникаций. Например, это может быть шум оборудования, звуки, идущие с улицы, разговоры других людей и пр. С ними схожи пространственные и временные барьеры, которые, как правило, связаны с неудачным выбором места и времени общения.

Языковые барьеры появляются как следствие языковых различий между участниками коммуникаций [10]. Немецкие методисты К. Маас и И. Ринк утверждают, что языковые барьеры имеют место тогда, когда хотя бы у одного из участников коммуникаций язык, на котором она происходит, не является родным [11]. В определенном смысле они также не зависят от участников общения, т. к. заранее неизвестно, как будет проходить общение между носителями разных языков. По характеру к ним близки культурные барьеры, возникающие аналогично - вследствие культурных различий участников коммуникаций.

Барьеры характера и темперамента принципиально схожи между собой. С чисто научной точки зрения первые проявляются в результате несоответствия типов характеров, участвующих в коммуникации, а вторые - в результате несоответствия типов темпераментов. Барьер манеры общения по такой же логике возникает при несоответствии типов субъектов общения (доминантный, недоминантный, ригидный, экстравертированный, интровертный).

Барьер самооценки, как следует из его названия, вызван несоответствием между самооценкой и оценкой окружающих.

Барьер отрицательных эмоций проявляется тогда, когда коммуникацию нарушает появление отрицательных эмоций - гнева, горя, презрения, страха, отвращения и др.

Идеологические барьеры связаны с различным мировоззрением участников коммуникаций, с разными ценностными ориентациями, социальными установками и позициями и т. п.

Физиологические барьеры связаны с плохим самочувствием одного или нескольких участников общения, в том числе со стрессом, депрессией, болезнью и пр.

Коммуникативные перегрузки также считаются барьером, т. к. избыток информации, получаемой одним из участников общения, может превышать возможности ее обработки и объективную потребность в некой информации.

В целом в современной научной литературе выделяется достаточно много коммуникативных барьеров. Как видно из приведенного перечня, все они имеют самый разный характер, причину появления и последствия проявления. С учетом этого выбираются способы их преодоления.

Авторы Е.И. Маркова и И.Д. Маркова утверждают, что преодолеть логический барьер можно лишь одним способом - учитывать особенности партнера, пытаясь понять, как он строил свои умозаключения, а также в чем состоят расхождения [12]. Эта позиция объясняется тем, что такой барьер возникает только тогда, когда участники обладают разным видом мышления, изменение которого с целью устранения логического барьера, как правило, невозможно или попросту нецелесообразно.

Устранение физических барьеров возможно только за счет обеспечения достаточной организованности при подготовке к коммуникациям. Это предполагает поиск наилучшего из возможных мест для общения, выбор удобного для всех участников общения времени, отключение мобильной связи во время общения и т. п. меры.

Для преодоления языкового барьера (в процессе обучения) традиционно используются такие технологии, как ролевые игры, сценарный подход, круглые

столы, дискуссии и т. п. Авторы Л.М. Царева и С.Б. Марченко также обращают внимание на то, чтобы увеличивать удельный вес просмотра и прослушивания аутентичных видео- и аудиоматериалов профессиональной тематики с заданиями на понимание прослушанной информации [13]. Преодолению фонетического барьера, по мнению указанных авторов, может служить проговаривание текста вслед за диктором с той же скоростью и интонацией. Однако самым лучшим способом они называют общение с носителем иностранного языка.

В отношении остальных рассматриваемых барьеров, практически все из которых можно условно считать психологическими, принято использовать психологические способы. Как правило, на практике может быть достаточно сложно найти нужный способ, например, когда требуется выбрать правильный подход к общению в ситуации, на которую влияет барьер отрицательных эмоций.

«Я-высказывание» - это форма высказывания, при которой субъект высказывается о своих намерениях, своем видении, своем состоянии и своих чувствах, стараясь не задевать и не обвинять окружающих. В современной психологии «Я-высказывание» обычно считается эффективным приемом, предупреждающим развитие конфликтов. Так, по мнению Ю. Гиппенрейтер, «Я-высказывание» передает другому человеку безоценочное отношение к чему-либо [14]. Важно и то, что «Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений - «Я», «Мне», «Меня». При этом предполагается приблизительно следующий алгоритм его применения (рис. 3).

1.Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы

Рис.3. Алгоритм при «Я-высказывании»

«Я-высказывание» предполагает очень осторожную критику, и потому может быть описано как «искусство критики». В современной теории предполагается, что при технике «Я-высказывание» снижается внутреннее напряжение, регулируется собственное эмоциональноесостояние,а вместе с тем ретируется «общее» эмоциональное напряжение в процессе коммуникации. За счет этого же обеспечиваупсямезняжоая квитскобемтожелаяелтныхпоследстяюйдляен-дущего общения.

ТтеимоЯоаео м, пвоцесскемьуникацняе Оольшинятвааеторов поюнматясе не только как передача информации, но и как процесс, имеющий эмоциональную и эмяпсессюеннюяеоронудотонуютамжеочень мажнтуоитяшать. Ь процееме коммуникации между реципиентами могут возникать различные барьеры коммуникации. Но, понимая природу определенных барьеров коммуникации, мы должны ста|натястнхнземжатяво в^мявашнйпрофоссяонеммнейкоммубикяциьс собеседником.

Библиографический список

1. Рабкин В.С. Развитие коммуникационных процессов в современных условиях информационного общества. Поколение будущего: сборник избранных статей Международной студенческой научной конференции. Санкт-Петербург, 2020.

2. Рубаева В.П., Делиева Л.М., Тедтов И.Э. О проблемах формирования коммуникативной компетентности студентов вузов. Sciences ofEurope. 2018; № 28-4 (28): 50-52.

3. Корнеенко Т.О. Структура коммуникативной компетентности учителя. Мир педагогики и психологии. 2022; № 5 (70): 23-28.

4. Гусева Д.И. «Коммуникация» и «общение»: соотношение понятий. Вестник науки и образования.2019;№20-2 (74):84-87.

5. Панфилова А.П. Психология общения. Москва: Издательский центр «Академия», 2020.

6. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Москва: Педагогическое общество России, 2001.

7. Коростелева Н.А., Галынская Ю.С. Педагогическое общение как вид делового общения и форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Актуальные проблемы современности. 2022; № 3 (37): 99-103.

8. Чивилев А.А. Межличностная коммуникация как объект исследования культурологии. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015; № 3 (43): 46-51.

9. Ксенофонтова А.Н. Основы профессиональной коммуникации педагога. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 69-4: 141-145.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шевченко О.Н. Языковые барьеры: причины их возникновения и способы преодоления. Лингвистические и психологические особенности преподавания иностранных языков: сборник материалов межвузовской научно-методической конференции. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2018.

11. Maaß Ch., Rink I. Handbuch Barrierefreie Kommunikation Berlin: Frank & Timme GmbH Verlag für wissenschaftliche Literatur. 2020.

12. Маркова Е.И., Маркова И.Д. Коммуникативные барьеры в деловом общении и способы их преодоления. Наука и современность. 2012; № 16-2: 54-59.

13. Царева Л.М., Марченко С.Б. К вопросу о языковом барьере и путях его преодоления. Современные проблемы науки и образования. 2022; № 3: 58.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? Москва: АСТ. Астрель; ВКТ, 2011.

References

1. Rabkin V.S. Razvitie kommunikacionnyh processov v sovremennyh usloviyah informacionnogo obschestva. Pokolenie buduschego: sbornik izbrannyh statej Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2020.

2. Rubaeva V.P., Delieva L.M., Tedtov I.'E. O problemah formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti studentov vuzov. Sciences of Europe. 2018; № 28-4 (28): 50-52.

3. Korneenko T.O. Struktura kommunikativnoj kompetentnosti uchitelya. Mirpedagogiki ipsihologii. 2022; № 5 (70): 23-28.

4. Guseva D.I. «Kommunikaciya» i «obschenie»: sootnoshenie ponyatij. Vestniknaukiiobrazovaniya. 2019; № 20-2 (74): 84-87.

5. Panfilova A.P. Psihologiya obscheniya. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2020.

6. Mudrik A.V. Obschenie v processe vospitaniya. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2001.

7. Korosteleva N.A., Galynskaya Yu.S. Pedagogicheskoe obschenie kak vid delovogo obscheniya i forma vzaimodejstviya sub'ektov obrazovatel'nogo processa. Aktual'nyeproblemy sovremennosti. 2022; № 3 (37): 99-103.

8. Chivilev A.A. Mezhlichnostnaya kommunikaciya kak ob'ekt issledovaniya kul'turologii. Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kultury i iskusstv. 2015; № 3 (43): 46-51.

9. Ksenofontova A.N. Osnovy professional'noj kommunikacii pedagoga. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-4: 141-145.

10. Shevchenko O.N. Yazykovye bar'ery: prichiny ih vozniknoveniya i sposoby preodoleniya. Lingvisticheskie ipsihologicheskie osobennosti prepodavaniya inostrannyh yazykov: sbornik materialov mezhvuzovskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Rostov-na-Donu: Rostovskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2018.

11. Maaß Ch., Rink I. Handbuch Barrierefreie Kommunikation Berlin: Frank & Timme GmbH Verlag für wissenschaftliche Literatur. 2020.

12. Markova E.I., Markova I.D. Kommunikativnye bar'ery v delovom obschenii i sposoby ih preodoleniya. Nauka isovremennost'. 2012; № 16-2: 54-59.

13. Careva L.M., Marchenko S.B. K voprosu o yazykovom bar'ere i putyah ego preodoleniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2022; № 3: 58.

14. Gippenrejter Yu.B. Obschat'sya s rebenkom. Kak? Moskva: AST. Astrel'; VKT, 2011.

Статья поступила в редакцию 26.12.23

УДК 372.851

Almazova Т.А., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kaluga State University n.a. K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russia), E-mail: rector@kspu.kaluga.ru Zenkina I.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University (Kaluga, Russia), E-mail: bauman.kf@bmstu.ru

Nikanorkina N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kaluga Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation (Kaluga, Russia), E-mail: fa-kaluga@fa.ru

THE TOPIC "VECTORS" IN THE UNIFIED STATE EXAM-2024 IN MATHEMATICS OF THE PROFILE LEVEL: METHODOLOGICAL ASPECT. The structure of the unified state examination in mathematics of the profile level periodically undergoes some changes. The need for such changes is justified by an increase in the level of requirements for the quality of mathematical training of schoolchildren. The introduced changes must be taken into account when studying the relevant topics of the school mathematics course and preparing secondary school students for the final state certification. The article analyzes the content of a new assignment on the topic "Vectors" included in the structure of the Unified State Exam-2024 in mathematics of the profile level. Based on this analysis, the types of tasks are identified, the features of each type are formulated, the content components necessary for their solution are listed, and the ways of solving these tasks are described. In addition, the content component of the school mathematics course on the topic under consideration is correlated with the built-up typing. The results of the conducted research allow to conclude that methodically competently structured work on solving the types of tasks will contribute to the successful mastering of the topic material by students, which in turn will allow schoolchildren to apply this material to solving geometric, physical and other problems. Key words: unified state exam, vectors in school mathematics course, teaching mathematics, profile level

Т.А. Алмазова, канд. пед. наук, доц., Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского», г. Калуга, E-mail: rector@kspu.kaluga.ru И.А. Зенкина, канд. физ.-мат. наук, доц., Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (национального исследовательского университета), г. Калуга, E-mail: bauman.kf@bmstu.ru

Н.В. Никаноркина, канд. пед. наук, доц., Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Калуга, E-mail: fa-kaluga@fa.ru

ТЕМА «ВЕКТОРЫ» В ЕГЭ-2024 ПО МАТЕМАТИКЕ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В структуре единого государственного экзамена по математике на профильном уровне периодически происходят некоторые изменения. Необходимость таких изменений обосновывается повышением уровня требований к качеству математической подготовки школьников. Вводимые изменения необходимо учитывать при изучении соответствующих тем школьного курса математики и подготовки учащихся средней школы к итоговой государственной аттестации. В статье проведён анализ содержания нового задания по теме «Векторы», включенного в структуру ЕГЭ-2024 по математике профильного уровня. На основе этого анализа выделены типы задач, сформулированы особенности каждого типа, перечислены компоненты содержания, необходимые для их решения, и описаны способы решения этих задач. Кроме того, соотнесен содержательный компонент школьного курса математики по рассматриваемой теме с выстроенной типизацией. Результаты проведенного исследования позволили авторам сделать вывод о том, что методически грамотно организованная работа по решению выделенных типов задач будет способствовать успешному освоению учащимися материала темы, что, в свою очередь, позволит школьникам применять этот материал к решению геометрических, физических и других задач.

Ключевые слова: единый государственный экзамен, векторы в школьном курсе математики, обучение математике, профильный уровень

В 2023-2024 учебном году задания единого государственного экзамена по математике (профильный уровень) претерпели определённые изменения: первая часть (задания с кратким ответом) была дополнена задачей по теме «Векторы». В связи с этим изменилась последовательность и нумерация заданий, и задача по этой теме стала задачей № 2 в системе заданий с краткой записью ответа.

Выступая на ежегодном вебинаре, посвященном анализу структуры ЕГЭ-2024 по математике, И.В. Ященко, директор Московского центра непрерывного математического образования и руководитель комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по математике [1], отмечал ряд факторов,

обосновывающих целесообразность включения темы «Векторы» в задания итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ. К таким факторам он отнёс следующие:

- расширение возможностей решения геометрических задач за счёт применения векторного метода;

- установление межпредметных связей, в частности, связь математики с физикой;

- обеспечение преемственности обучения в высших учебных заведениях, так как программа по высшей математике для многих направлений подготовки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.