Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА'

КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / культурные / исторические / природные достопримечательности / объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО / tourism / cultural / historical / natural attractions / UNESCO World Heritage Sites

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ашурова Ш. А.

В данной статье рассмотрены историко-культурные наследия Узбекистана, которые представляют собой важные объекты для сохранения и изучения. Страна, обладающая богатым историческим прошлым и культурным разнообразием, известна своими уникальными архитектурными памятниками, древними городами и многовековыми традициями. Особое внимание уделено ключевым культурным объектам, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В статье также обсуждаются вопросы сохранения и популяризации культурного наследия в условиях современной урбанизации и развития туризма, а также роль цифровых технологий в продвижении исторических ценностей на международной арене. С незапамятных времен Узбекистан привлекает иностранных туристов своей прекрасной природой, спокойными местами, зелеными лесами, культурой и национальными ценностями, а также уникальными традициями и обычаями нашего народа. Старые и древние памятники, антиквариат, святые места, исторические и культурные памятники и прекрасная природа нашей страны с незапамятных времен очаровывают и удивляют приезжих туристов. В последние годы по инициативе Президента нашей страны Ш. Мирзиёева эти традиции получили дальнейшее развитие, и благодаря большим усилиям и вниманию нашего правительства индустрия и инфраструктура паломнического туризма в нашей стране обретают особый смысл и суть с новым обликом. С незапамятных времен Узбекистан привлекает иностранных туристов своей прекрасной природой, спокойными местами, зелеными лесами, культурой и национальными ценностями, а также уникальными традициями и обычаями нашего народа. В частности, формирование в республике пропагандистской группы, состоящей из опытных учённых и исследателей, с целью изучения богатого научного наследия великих ученых, таких как имам Мотуриди, имам Бухари, имам Насафи, Накшбанди, Яссави, ат-Термизи, и их продвижения в мировом масштабе, развивает сферу туризма в нашей стране. Это стало важным событием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND ANALYSIS OF THE TOURISM INDUSTRY IN UZBEKISTAN

This article discusses the historical and cultural heritage of Uzbekistan, which are important objects for preservation and study. The country, with a rich historical past and cultural diversity, is known for its unique architectural monuments, ancient cities and centuries-old traditions. Particular attention is paid to key cultural sites that are included in the UNESCO World Heritage List. The article also discusses the issues of preserving and popularizing cultural heritage in the context of modern urbanization and tourism development, as well as the role of digital technologies in promoting historical values in the international arena. Since time immemorial, Uzbekistan has attracted foreign tourists with its beautiful nature, peaceful places, green forests, culture and national values, as well as unique traditions and customs of our people. Old and ancient monuments, antiques, holy places, historical and cultural monuments and beautiful nature of our country have enchanted and surprised visiting tourists since time immemorial. In recent years, on the initiative of the President of our country Sh. Mirziyoyev, these traditions have been further developed, and thanks to the great efforts and attention of our government, the industry and infrastructure of pilgrimage tourism in our country are acquiring a special meaning and essence with a new look. Since time immemorial, Uzbekistan has attracted foreign tourists with its beautiful nature, peaceful places, green forests, culture and national values, as well as unique traditions and customs of our people. In particular, the formation of a propaganda group in the republic, consisting of experienced scientists and researchers, with the aim of studying the rich scientific heritage of great scientists such as Imam Moturidi, Imam Bukhari, Imam Nasafi, Naqshbandi, Yassawi, at-Tirmidhi, and their promotion on a global scale, develops the tourism sector in our country. This has become an important event.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ УЗБЕКИСТАНА»

Ашурова Ш.А., PhD, доцент доцент кафедры «Иностранные языки и деловая коммуникация» Высшая школа бизнеса и предпринимательства при кабинете

Министров Республики Узбекистан Ташкент, Узбекистан

КЛАССИФИКАЦИЯ И АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: В данной статье рассмотрены историко-культурные наследия Узбекистана, которые представляют собой важные объекты для сохранения и изучения. Страна, обладающая богатым историческим прошлым и культурным разнообразием, известна своими уникальными архитектурными памятниками, древними городами и многовековыми традициями. Особое внимание уделено ключевым культурным объектам, которые включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В статье также обсуждаются вопросы сохранения и популяризации культурного наследия в условиях современной урбанизации и развития туризма, а также роль цифровых технологий в продвижении исторических ценностей на международной арене. С незапамятных времен Узбекистан привлекает иностранных туристов своей прекрасной природой, спокойными местами, зелеными лесами, культурой и национальными ценностями, а также уникальными традициями и обычаями нашего народа. Старые и древние памятники, антиквариат, святые места, исторические и культурные памятники и прекрасная природа нашей страны с незапамятных времен очаровывают и удивляют приезжих туристов. В последние годы по инициативе Президента нашей страны Ш. Мирзиёева эти традиции получили дальнейшее развитие, и благодаря большим усилиям и вниманию нашего правительства индустрия и инфраструктура паломнического туризма в нашей стране обретают особый смысл и суть с новым обликом. С незапамятных времен Узбекистан привлекает иностранных туристов своей прекрасной природой, спокойными местами, зелеными лесами, культурой и национальными ценностями, а также уникальными традициями и обычаями нашего народа. В частности, формирование в республике пропагандистской группы, состоящей из опытных учённых и исследателей, с целью изучения богатого научного наследия великих ученых, таких как имам Мотуриди, имам Бухари, имам Насафи, Накшбанди, Яссави, ат-Термизи, и их продвижения в мировом масштабе, развивает сферу туризма в нашей стране. Это стало важным событием.

Ключевые слова: туризм, культурные, исторические, природные достопримечательности, объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

Ashurova Sh.A., PhD, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Business Communication, Higher School of Business and Entrepreneurship under the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan

Tashkent, Uzbekistan

CLASSIFICATION AND ANALYSIS OF THE TOURISM INDUSTRY IN

UZBEKISTAN

Abstract: This article discusses the historical and cultural heritage of Uzbekistan, which are important objects for preservation and study. The country, with a rich historical past and cultural diversity, is known for its unique architectural monuments, ancient cities and centuries-old traditions. Particular attention is paid to key cultural sites that are included in the UNESCO World Heritage List. The article also discusses the issues of preserving and popularizing cultural heritage in the context of modern urbanization and tourism development, as well as the role of digital technologies in promoting historical values in the international arena. Since time immemorial, Uzbekistan has attracted foreign tourists with its beautiful nature, peaceful places, green forests, culture and national values, as well as unique traditions and customs of our people. Old and ancient monuments, antiques, holy places, historical and cultural monuments and beautiful nature of our country have enchanted and surprised visiting tourists since time immemorial. In recent years, on the initiative of the President of our country Sh. Mirziyoyev, these traditions have been further developed, and thanks to the great efforts and attention of our government, the industry and infrastructure of pilgrimage tourism in our country are acquiring a special meaning and essence with a new look. Since time immemorial, Uzbekistan has attracted foreign tourists with its beautiful nature, peaceful places, green forests, culture and national values, as well as unique traditions and customs of our people. In particular, the formation of a propaganda group in the republic, consisting of experienced scientists and researchers, with the aim of studying the rich scientific heritage of great scientists such as Imam Moturidi, Imam Bukhari, Imam Nasafi, Naqshbandi, Yassawi, at-Tirmidhi, and their promotion on a global scale, develops the tourism sector in our country. This has become an important event.

Key words: tourism, cultural, historical, natural attractions, UNESCO World Heritage Sites

ВВЕДЕНИЕ (INTRODUCTION)

В этой теме мы рассмотрим следующие аспекты:

1. Классификация туристической отрасли Узбекистана:

- Обсуждение различных сегментов и компонентов туристического сектора Узбекистана. Сюда будут входить виды туризма (например,

культурный, исторический, экотуризм), основные направления, инфраструктура (гостиницы, транспорт) и общее экономическое значение. И так же мы можем рассмотреть Древний Термез который включает в себя множество разнообразных археологических и архитектурных памятников, расположенных на площади 500 гектаров возле реки Амударья в Узбекистане, исторический центр Коканда, расположенный в западной части Ферганской долины недалеко от реки Сох, является культурным центром древнего происхождения. Его исторический центр характеризуется такими выдающимися достопримечательностями, как медресе Комол-Кози, Дахман Шахон, медресе Мадарихон, медресе Норбутабий, мечеть Гиштлик и традиционные жилые дома. Исторические записи относят Коканд ко II веку до нашей эры, и китайский путешественник Чжан Цзян описал его как процветающий город. Арабские историки и географы Х-Х11 веков также подчеркивали значение Коканда. Историческая ткань города сочетает в себе старые и новые части, демонстрируя архитектурное разнообразие: от много дворового дизайна Урды, дворца правителей Кокандского ханства, до скромного медресе Комол-Кози и богато украшенного медресе Мийон Хазрат. Влияние Бухары очевидно в таких сооружениях, как медресе Норбута-бия, а европейский квартал, построенный в конце 19 - начале 20 веков, знаменует собой важный этап в архитектуре Центральной Азии. Мечеть Гиштлик в Коканде с деревянными колоннами и декоративными потолками является примером богатого культурного наследия города. Андижан, крупнейший исторический и культурный центр Центральной Азии, занимает важнейшее положение на Великом Шелковом пути. Этот древний город играл решающую роль в экономическом и культурном взаимодействии Бактрии, Согда, Шоша и Китая (Южного Туркестана) [1]. Разделенный на «Старую» и «Новую» части, Андижан был непрерывно заселен и застроен уже более 2500 лет. Цитадель и древнее поселение занимают площадь 109 гектаров, в средневековой цитадели находится квартал «Аркичи». Исторические записи и китайские рукописи указывают на выдающееся положение Андижана среди более чем 70 городов Ферганской долины в I и II веках до нашей эры. Культурные слои города раскрывают события в Чордоне, Коштепе, Аркичах и Шахристоне, документально подтвержденные упоминаниями с 10 века нашей эры. Андижан служил столицей Ферганы в начале 13 века и был известен своей монументальной архитектурой, включая мечети и ремесленные кварталы, такие как «Хунармандчилик» (ремесленный центр). Сегодня район старого города Андижана напоминает музей под открытым небом, в котором сохранилось более 100 исторических памятников и культурных объектов. Подлинность исторической и архитектурной целостности Андижана подтверждается продолжающимися археологическими раскопками и усилиями по консервации. Его значение как компонента Шелкового пути заключается в

хорошо сохранившемся культурном наследии и неизменной социально -экономической значимости на протяжении тысячелетий. Сравнение составляющих объектов Шелкового пути: Сопоставимые объекты в Узбекистане включают Афросиаб в Самарканде, Эркурган-Насаф в Карши и древнюю Хорезмскую Топрак-Калу. Хазарасп, однако, отличается своим неизменным состоянием и обширными археологическими слоями, относящимися к его основанию в середине I тысячелетия до нашей эры. К VIII веку Хазарасп зарекомендовал себя среди крупнейших и наиболее укрепленных городов Хорезма, олицетворяя структурированный городской дизайн, олицетворяющий древние принципы городского планирования на Великом шелковом пути [4].

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОД (LITERATURE REVIEW AND

METHODOLOGY)

Туристический сектор Узбекистана разнообразен и богат, предлагая сочетание культурных, исторических и природных

достопримечательностей. Вот полный обзор его различных сегментов и компонентов: Виды туризма Культурный туризм:

- Узбекистан известен своим богатым культурным наследием, особенно городами Шелкового пути Самаркандом, Бухарой и Хивой, которые являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Туристы приезжают, чтобы изучить древнюю архитектуру, мавзолеи, мечети и медресе, которые отражают исламскую историю и влияние страны.

Культурный туризм в Узбекистане вращается вокруг его глубокого исторического и архитектурного наследия, особенно в городах вдоль древнего Шелкового пути. Вот подробное исследование культурного туризма в Узбекистане: Города Шелкового пути

1. Самарканд:

- Площадь Регистан: объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с тремя величественными медресе, украшенными замысловатой плиткой и каллиграфией.

- Мавзолей Гур-э-Амир: место захоронения Тимура (Тамерлана) с величественными голубыми куполами и богато украшенной мозаикой.

- Шах-и-Зинда: некрополь мавзолеев и гробниц с потрясающей плиткой и архитектурным дизайном.

2. Бухара:

- Исторический центр: Бухара, внесенная в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, может похвастаться хорошо сохранившейся архитектурой разных периодов, включая мавзолей Саманидов и крепость Арк.

- Мечеть и минарет Калон: известна своим впечатляющим минаретом 12-го века и прилегающим комплексом мечетей.

3. Хива:

- Ичан-Кала: Ичан-Кала, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, представляет собой прекрасно сохранившийся средневековый город-крепость с многочисленными мечетями, медресе и дворцами.

- Минарет Кальта-Минор: культовый незавершенный минарет, известный своим характерным узором из синей плитки.

- Дворец Таш-Хаули: царская резиденция 19-го века, демонстрирующая традиционную хивинскую архитектуру и декоративное искусство [6].

Памятники Шелкового пути в Узбекистане

N0. Название Название города Площадь или регион (га) Географические (широта/долгота) Координаты приблизительной центральной точки

1 Древний Термез Сурхандарьинская область, Термезский район 500 га 67°11'34" N 37°15'52"Е

2 Исторический центр Коканд Ферганская долина 40°35'^; 71° Е

3 Канка Ташкентская область, Аккурганский район 220 га 41°12' N 68°59' Е

4 Шахрухия Шахрухия 400 га 41°14' N 68°52' Е

5 Ахсикет Наманганская область 25 га 40°88^; 71° 45' Е

6 Пап Наманганская область 9 га 40°50^; 71°02'Е

7 Андижан Андижанская область 100 га 40°45' N 72°15'Е

8 Пойкент Бухарская область 14га 39°30' N 63°50' Е

9 Варахша Бухарская область 5,1 га 39°52' N 64°03' Е

10 Вобкент Минарет Бухарская область 100 sq.m 40°04' N 64°30' Е

11 Мавзолей Чашма-Аюб Бухарская область 400 sq.m 40°15' N 64°30' Е

12 Чор Бакр Бухарская область 17га 38°40' N 63°10' Е

13 Комплекс Бахоутдин Бухарская область 25га 39°45' N; 64°15' Е

14 Работи Малик Навоийская область 42,3 га 40°21' N; 65°15' Е

15 Мавзолей Мир-Саида Бахрома Навоийская область 36°53' N; 67°15' Е

16 Косим Шейх Навоийская область, Кармана 36,3 га 40°15^; 65°20' Е

17 Шейх Мухтор-Вали Харезмская область 6 га 39°35^; 66°45' Е

18 Хазорасп Харезмская обл., Хазорасп 25 га 41°18^; 61°04' Е

Древний Термез включает в себя множество разнообразных археологических и архитектурных памятников, расположенных на площади 500 гектаров возле реки Амударья в Узбекистане. Объект включает в себя несколько важных компонентов, таких как Коратепа, Фаязтепа, Зурмальский раствор, Кырк-Киз, Хаким ат-Термизий, Султан-Саодат, Кокилдор Хонако, Джаркурганский минарет и Кампиртепа. Он возник как укрепленное поселение в 4-3 веках до нашей эры и процветал как крупный административный и культурный центр в кушанский период, а затем как известный торговый центр в 9-13 веках нашей эры, до его разрушения монголами в 1220 году.

Подлинность и целостность Древнего Термеза подчеркиваются его обширными культурными слоями, охватывающими от древнегреческих и римских времен через средневековые периоды до XIX века. Несмотря на то, что большая часть глинобитной архитектуры находится в руинах, оставшиеся памятники сохранили свою первоначальную структурную планировку и архитектурные особенности, что дает ценную информацию о долгой истории города.

Примечательно, что памятники Древнего Термеза, включая буддийские монастыри, дворцы, мечети и хозяйственные комплексы, активно изучаются, а некоторые из них подверглись реставрации для сохранения своей аутентичности. Эти усилия гарантируют, что объект сохранит свое историческое и архитектурное значение, способствуя включению его в число уникальных объектов культурного наследия. По сравнению с другими объектами, рассматриваемыми для признания в соответствии с критериями Всемирного наследия ЮНЕСКО, Древний Термез выделяется благодаря своему всестороннему представлению множества исторических периодов и культурных влияний, начиная от древних буддийских центров и заканчивая средневековой исламской архитектурой. Размер этого объекта, разнообразие памятников и постоянные усилия по сохранению делают его ключевым компонентом Шелкового пути, отражая его ключевую роль в региональной истории и торговле на протяжении тысячелетий.

Термез — это прекрасно сохранившийся объект, который на протяжении 27 веков служил ключевым центром культурного обмена и стратегически расположен на Великом Шелковом пути. Занимая площадь в 500 гектаров, он может похвастаться многочисленными материальными памятниками культуры, относящимися к греко-бактрийской, кушанской и

исламской цивилизациям. В Центральной Азии Древний Термез сыграл важную роль в распространении буддийской культуры и ранней исламской философии.

Фаязтепа, расположенный примерно в километре к юго-западу от Коратепы, является частью богатого буддийского наследия Узбекистана. Он выделяется своими инновационными методами строительства с использованием саманных материалов и богато украшенными архитектурными деталями, которые свидетельствуют о значительных достижениях в буддийской архитектуре.

Зурмальская ступа отличается своими монументальными размерами, примерно в десять раз больше современных ступ, найденных в Айритаме, Коратепе и Фаязтепе. Несмотря на природные проблемы, такие как землетрясения и влажность, Зурмальский раствор сохранил свою глинобитную конструкцию, что делает его замечательным примером архитектуры ступ кушанской эпохи в Узбекистане и соседних регионах.

Кырк-Киз, находящийся в основном в разрушенном состоянии, представляет собой редкий пример средневекового дворца-усадьбы (кжошк) в Термезе. Он имеет характерную двухъярусную глинобитную архитектуру, не имеющую аналогов в постройках эпохи Саманидов в других частях Центральной Азии. Были предприняты минимальные усилия по сохранению, сохранив его историческое и архитектурное значение [2].

Хаким ат-Термизий, родственный другим почитаемым исламским комплексам, таким как мавзолей Кусама ибн Аббаса в Самарканде и комплекс Пахлавона Махмуда в Хиве, сыграл ключевую роль в распространении ранней исламской культуры с IX по XII века. Архитектурный стиль и декоративные элементы комплекса повлияли на развитие последующих культовых сооружений по всему региону.

Султан-Саодат представляет собой ансамбль зданий, относящихся к более ранним периодам, сравнимый с такими сооружениями, как Шахи-Зинда в Самарканде и мавзолей Гури-Амира. Его архитектурный орнамент, особенно кирпичная кладка, проводит параллели с известными памятниками, такими как мавзолей Саманидов в Бухаре, отражая его влияние на архитектурную эволюцию средневекового Термеза.

Кокилдор Хонако типологически выделяется среди аналогичных построек в Узбекистане и связан с архитектурными традициями Балха, демонстрируя самобытный архитектурный стиль Тохаристана и Балха в регионе. Его оригинальная планировка и декоративные элементы делают его уникальным культурным достоянием.

Эти памятники в совокупности подчеркивают историческое значение Термеза как перекрестка цивилизаций и подчеркивают его богатое архитектурное и культурное наследие на Шелковом пути.

Джаркурганский минарет

Минарет Джаркурган имеет схожие архитектурные приемы с другими выдающимися сооружениями Термеза, такими как дворец губернаторов 11 -12 веков, мечеть в комплексе Хакима ат-Термизий, мавзолей Ок-Остона Бобо в Узунском районе Сурхандарьинской области. и мавзолей Зуль Кифла на острове Орол Пайгамбар на реке Амударья. Этот минарет претерпел минимальные консервационные работы и сохранил 95% своей первоначальной формы. Он представляет собой уникальное и образцовое представление культурных традиций, развивавшихся на протяжении веков, в частности демонстрируя особый архитектурный стиль Термезской школы.

Кампиртепа

Кампиртепа — единственный город в Центральной Азии, исторически действовавший как портовый и таможенный город, предположительно основанный Александром Македонским. Его отождествляют с древним городом Александрия Оксиана, что делает его не имеющим себе равных в регионе. Кампиртепа, занимающий третье место по значимости после Айритама и Древнего Термеза на Великом шелковом пути, сыграл решающую роль в содействии торговле, культурному обмену и духовным связям между Востоком и Западом в кушанский период. Планировка города и его конструкции положительно повлияли на последующее развитие градостроительства, архитектуры и монументального искусства в Средней Азии [3].

Исторический центр Коканда

Коканд, расположенный в западной части Ферганской долины недалеко от реки Сох, является культурным центром древнего происхождения. Его исторический центр характеризуется такими выдающимися достопримечательностями, как медресе Комол-Кози, Дахман Шахон, медресе Мадарихон, медресе Норбутабий, мечеть Гиштлик и традиционные жилые дома. Исторические записи относят Коканд ко II веку до нашей эры, и китайский путешественник Чжан Цзян описал его как процветающий город. Арабские историки и географы X-XП веков также подчеркивали значение Коканда. Историческая ткань города сочетает в себе старые и новые части, демонстрируя архитектурное разнообразие: от многодворового дизайна Урды, дворца правителей Кокандского ханства, до скромного медресе Комол-Кози и богато украшенного медресе Мийон Хазрат. Влияние Бухары очевидно в таких сооружениях, как медресе Норбута-бия, а европейский квартал, построенный в конце 19 - начале 20 веков, знаменует собой важный этап в архитектуре Центральной Азии. Мечеть Гиштлик в Коканде с деревянными колоннами и декоративными потолками является примером богатого культурного наследия города.

Канка

Канка, древнее поселение в 80 км к юго-востоку от Ташкента, входит в число крупнейших городских центров Ташкентского оазиса. Канка,

занимающая площадь 220 гектаров, возвышается над монументальной цитаделью высотой более 40 метров. Цитадель представляет собой крепость с четырьмя башнями, дворцом и бастионами с человеческими стенами вокруг храма. Разделенная на три части — цитадель, Шахристан (городской район) и Рабад (торговая окраина) — Канка может похвастаться значительными археологическими открытиями, датируемыми VI-XII веками. Среди примечательных сооружений цитадели — массивный замок, окруженный большим рвом и укрепленный слоями сырцовой глины. Шахристан I, окруженный крепостными стенами и широким рвом, сохраняет городские постройки XI-XII веков. Шахристаны II и III отражают динамику развития города, демонстрируя плотные жилые районы, мастерские и рыночные площади. Археологические раскопки обнаружили дворец и храм правителя внутри цитадели, монументальные городские храмы и артефакты, связанные с манихейскими религиозными практиками. Включение Канки в число десяти великих древних городов Центральной Азии подчеркивает ее подлинность как исторического и культурного памятника.

Шахрухия

Шахрухия, расположенная в 88 км к юго-западу от Ташкента на правом берегу реки Сырдарья, стала главным городом Ташкентского оазиса и ключевым узлом Великого шелкового пути. Первоначально известный как Бенакет, он был переименован Амиром Тимуром в 1392 году в Шахрухию. Занимая территорию в 400 гектаров, Шахрухия включает в себя цитадель, два городских района (Шахристан) и обширный торговый пригород (Рабад), окруженные крепостными стенами с башнями. Усилия Амира Тимура по реконструкции укрепили укрепления Шахрухии, в которых находятся археологические находки, относящиеся к периодам Тимуридов и Узбекского ханства. Открытия включают мастерские, рыночные площади и важную городскую инфраструктуру. Примечательными достопримечательностями являются монументальный комплекс «Шомир-кара овлия», а также остатки мемориальной мечети Абдуллахана I и мраморной гробницы. Шахрухия процветала с III по XVIII века нашей эры, служа жизненно важным экономическим и культурным центром при различных правителях, несмотря на частичное разрушение рекой Сырдарья. Его хорошо сохранившаяся архитектурная целостность дает бесценную информацию о городском развитии и культурном наследии региона.

Ахсикет

Ахсикет, расположенный в Наманганской области на правом рукаве реки Сырдарья, занимает площадь более 25 гектаров. Планировка города включает цитадель, Шахристан (центр города) и Рабад (пригород), окруженные мощными укреплениями. Известный своим производством высококачественной стали, Ахсикет был важной остановкой на Великом

шелковом пути, соединяющем Согд (Самарканд) и Шаш (Ташкент). В ходе археологических раскопок были обнаружены дворец губернатора, тюрьма (зиндан), оживленный городской рынок, величественная соборная мечеть и ремесленные мастерские, в том числе баня II века нашей эры. Разрушенный монгольскими войсками, Ахсикет позже был восстановлен в 5-6 км к западу от своего первоначального местоположения. Стратегическое положение и историческое значение города подчеркивают его роль в содействии культурному обмену и торговле на Великом шелковом пути.

Пап

Пап, также известный как Баландтепа или Мунчактепа, — древнее поселение и некрополь, расположенный на правом берегу реки Сырдарья. Пап, занимающий площадь более 9 гектаров, состоит из цитадели, внутреннего города и северного пригорода (рабада), где археологические материалы охватывают период с 1 по 8 века нашей эры. Цитадель, расположенная на возвышенности на юго-востоке, укреплена, а внутренний город окружает ее на более низкой высоте остатками древнего рва. Северный рабад, хотя и построен в основном в средневековье, содержит археологические находки, датируемые 9 веком. Примечательно, что некрополь Мунчактепа I и II, расположенный к западу от пригорода, имеет курганы и уникальные подземные склепы. Эти склепы, разделенные на малые (5 кв. м) и большие (6 кв. м и более) группы, состоят из входных площадок, коридоров (дромосов) и погребальных камер. Они сделали важные открытия, такие как органические останки, ткани, музыкальные инструменты, деревянные сосуды и более 10 000 бус. Некрополь служит важным местом для понимания раннесредневековой культуры Ферганы, предлагая понимание погребальных обычаев и социальных практик. Стратегическое расположение Папа на Великом Шелковом пути способствовало экономическому и культурному обмену, о чем свидетельствуют сохранившиеся названия дорог и этнографические артефакты. Несмотря на то, что Пап был частично разрушен рекой Сырдарья, он остается ценным археологическим памятником, имеющим хорошо сохранившееся историческое и культурное значение.

Андижан

Андижан, крупнейший исторический и культурный центр Центральной Азии, занимает важнейшее положение на Великом Шелковом пути. Этот древний город играл решающую роль в экономическом и культурном взаимодействии Бактрии, Согда, Шоша и Китая (Южного Туркестана). Разделенный на «Старую» и «Новую» части, Андижан был непрерывно заселен и застроен уже более 2500 лет. Цитадель и древнее поселение занимают площадь 109 гектаров, в средневековой цитадели находится квартал «Аркичи». Исторические записи и китайские рукописи указывают на выдающееся положение Андижана среди более чем 70

городов Ферганской долины в I и II веках до нашей эры. Культурные слои города раскрывают события в Чордоне, Коштепе, Аркичах и Шахристоне, документально подтвержденные упоминаниями с 10 века нашей эры. Андижан служил столицей Ферганы в начале 13 века и был известен своей монументальной архитектурой, включая мечети и ремесленные кварталы, такие как «Хунармандчилик» (ремесленный центр) [5]. Сегодня район старого города Андижана напоминает музей под открытым небом, в котором сохранилось более 100 исторических памятников и культурных объектов. Подлинность исторической и архитектурной целостности Андижана подтверждается продолжающимися археологическими раскопками и усилиями по консервации. Его значение как компонента Шелкового пути заключается в хорошо сохранившемся культурном наследии и неизменной социально-экономической значимости на протяжении тысячелетий.

Пойкент

Пойкент, расположенный в нижнем течении реки Зарафшан, был выдающимся городом в Центральной Азии, известным своим стратегическим расположением на Великом шелковом пути. Первоначально основанный как небольшая деревня в 4 веке до нашей эры, Пойкент превратился в город-крепость и крупный торговый центр, соединяющий южные регионы, такие как Бактрия, Индия и Иран, с северными территориями, такими как Уральский фронт и побережье Волги. К 8 веку он процветал как жизненно важный военный и экономический центр на западных границах Согдианы. Исторические записи, в том числе китайские хроники, указывают на важность Пойкента в составе Бухарского царства «Ан» и как столицы ханства «Би». Примечательно, что Пойкент действовал как республика, управляемая советом торговцев в VI и VII веках нашей эры. Обширные археологические исследования, проведенные Институтом археологии Академии наук Узбекистана, выявили важные находки, в том числе зороастрийские храмы, дворец, мечеть, построенные в 9 веке, а также остатки оборонительных сооружений, дорог и жилых кварталов (махалли). За пределами рабадов экономическому процветанию Пойкента способствовали гончарные центры и караван-сараи. Несмотря на его окончательный упадок примерно в середине IX века из-за изменения русла реки Зарафшан, Пойкент остается замечательным археологическим памятником с хорошо сохранившимися монументальными остатками, которые свидетельствуют о его историческом и культурном значении.

Варахша

Варахша, расположенная в 45 км к западу от Бухары вдоль древнего ручья Рометонруд реки Зарафшан, была значимым городом в Средней Азии. Первоначально основанная как деревня в 1У-Ш веках до нашей эры, Варахша приобрела известность как укрепленный город и

административный центр для династии Бухарохудов, правителей Бухары. Историк Мухаммад Наршахий отметил древность Варахши еще до Бухары, назвав ее Раджфандуном. Город процветал как крупный торговый центр на маршруте Бухара-Хорезм, где раз в две недели проводились рынки и ежегодная двадцатидневная ярмарка. Его упадок начался с снижения уровня воды в реке Зарафшан и завершился разрушениями во время монгольских завоеваний. Раскопки под руководством В.А. Шишкин в середине 20-го века обнаружил значительные останки, в том числе дворец династии Бухарохудов, украшенный замысловатыми настенными росписями, изображающими всадников на слонах и мифических существ. Ганчевые панели на втором этаже дворца украшены уникальными художественными изображениями растений, людей, животных и мифических существ, которые дают представление о культурной и политической жизни города.

Чор-Бакр

Чор-Бакр — мемориальный комплекс, расположенный на месте захоронения Абу-Бакра-Саида, потомка пророка Мухаммеда, скончавшегося в 970-971 годах нашей эры. Первоначально он начинался как гробница Абу-Бакра-Саида, которая позже превратилась в некрополь с семейными гробницами, окруженный обнесенными стеной дворами. Значительное развитие комплекс получил в 1858 году при эмире Адуллахане II, который построил хонако (здание для суфийских собраний) и мечеть для Джуйбарских шейхов, связавших Бухару с Чор-Бакром. Со временем между хонако и мечетью были добавлены дополнительные худжры (клетки), создав новый центральный комплекс некрополя. К началу 20 века перед основными сооружениями был возведен небольшой минарет. Комплекс включает в себя как мемориал, так и старинное кладбище площадью 3 га.

Бахутдинский комплекс

Комплекс Бахутдина посвящен памяти шейха Бахутдина Накшбанда, почитаемого деятеля суфийского ордена Накшбандий, который умер в 1389 году. Расположенный в древнем поселении, известном как Касри Арифон, комплекс включает в себя несколько построек, построенных в разные периоды:

1. Дахма Бахутдина Накшбанда: Этот мавзолей облицован мраморными блоками и покрыт сложной ажурной мраморной решеткой. Сама гробница возвышается на платформе с мраморным надгробием и стелой, а севернее расположен небольшой хауз (бассейн).

2. Сахо-хона: четырехугольный павильон в форме ротонды, поддерживаемый четырехарочными башенками, увенчанными небольшими куполами.

3. Мечеть Хакима Кушбеги: характеризуется плоской трабеей, поддерживаемой двумя колоннами и украшенной шестью расписными

плафонами. Он соединен с айваном с пятью колоннами и расписными потолками, с аналогичным айваном, расположенным севернее.

4. Мечеть Музаффархан. Построена с кирпичными стенами, потолком с плоскими балками, поддерживаемым деревянными колоннами, и айваном с пятью расписными плафонами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Малый минарет: построен из обожженного кирпича с восьмиугольным фонарем и восемью арками.

6. Малое медресе: Учебное заведение, входящее в состав комплекса.

7. Абдул-Лазизхан Хонако: расположен в северо-западном дворе, построен в классической квадратной форме. Вход в комплекс осуществляется через двое ворот: Токи-мионка и Ходжа Дилявар, представляющие собой небольшие арочно-купольные конструкции. Некрополь Дахман-Шахон состоит из шести прямоугольных суф (захоронений) с мраморными стенами, двух колодцев и двух хаузов.

Работи Малик

Работи Малик включает в себя два значительных культурных сооружения: Караван-сарай и Сардоба. Караван-сарай был построен по заказу караханидского правителя Шамс-аль-Мулька Насра, сына Тамгачхана Ибрагима, который правил Самаркандом с 1068 по 1080 год. От первоначального обширного караван-сарая остался только монументальный портал. Этот портал, один из старейших в Центральной Азии, представляет собой пештак с центральной стрельчатой аркой и прямоугольным дверным проемом, украшенным сложной терракотовой резьбой в виде восьмиконечных звезд, соединенных переплетающимися лентами. Надписи на арабском языке украшают край арки. Под слоями ремонтной штукатурки на стенах различимы следы древней ганчевой штукатурки с растительными мотивами. Первоначальная планировка караван-сарая, построенного из сырцовых кирпичей и обложенных обожженным кирпичом, была частично реконструирована в результате археологических раскопок, в результате чего были обнаружены стены высотой в среднем от 0,4 до 0,7 метра. Караван-сарай занимает площадь 8277 квадратных метров.

Мавзолей Мир-Саида Бахрома

Мавзолей Мир-Саида Бахрома отличается центральной осевой планировкой, внешними размерами 6,06 х 6,1 метра и внутренними размерами 4,47 х 4,4 метра. Фасад мавзолея, построенный из обожженного кирпича, имеет заметный портал с широкой арочной нишей длиной 2,13 метра, в которой находится прямоугольный дверной проем и арочное окно наверху. Хотя арочные рамы несут значительные потери надписей, они окружены резными колоннами и сложной геометрической рамой II-образной формы. Внутри купол опирается на восьмигранное основание и украшен сложной резьбой по ганчу (гипсу). Отличительной особенностью

памятника остается оригинальное деревянное надгробие, позднее покрытое большими черными каменными плитами.

Косим Шейх

Комплекс Косим Шейха включает в себя три отдельных двора, построенных в разные периоды. На переднем плане стоит Дахма (мавзолей), расположенный перед зиёратоной (комнатой паломников), напоминающей мечеть-намазгох, с тремя купольными сооружениями и трехкупольной галереей на фасаде. В 16 веке Абдуллахан II расширил комплекс на запад, добавив монументальный хонако, вершину среднеазиатской архитектуры. К югу и западу расположены два дополнительных двора: западный двор, подобный древней хазире, представляет собой мечеть-айван, а южный двор соединяет все предыдущие постройки с худжрами (кельями) и оградками. Центральным элементом комплекса размером 92 на 87 метров является хонако Косим Шейх, отличающийся своей центральной композицией. Ядро квадратного здания занимает крестообразный зал, увенчанный двойным куполом на исключительно высоком барабане. Глубокие портальные ниши подчеркивают фасады, причем южный портал заметно больше. Уникальный дизайн потолка кхонако включает в себя четыре пересекающиеся арки и восьмищитовидные подвески, поддерживающие двенадцатигранное основание двойного купола.

Шейх Мухтор Вали

Комплекс Шейха Мухтора Вали, расположенный в Остане Хивинской области, занимает обширное кладбище, окружающее почитаемый мавзолей. Легенды приписывают основателю Останы шейху Мухтору Вали, современнику знаменитого поэта и борца Пахлавона Махмуда из Хивы. Архитектурные и археологические исследования датируют строительство комплекса началом 14 века. Его асимметричная пространственная планировка включает в себя большой зал мавзолея и расположенную за ним мечеть меньшего размера. Ансамбль известен своими разнообразными архитектурными элементами, сочетающими сводчатые арки и куполообразные потолки в логически структурированном плане этажа. Преобладает зал мечети, характеризующийся восьмиугольным куполом, украшенным оригинальными сталактитовыми украшениями в угловых подвесках и восьмигранным фонарем.

Хазарасп

Хазарасп является одним из старейших городов Центральной Азии, упомянутым такими древними учеными, как Ат-Таббари, Аль-Истахри, Бейхаки и Джувени. Возникнув еще в древности, он стоит рядом с Мемфисом, Римом, Афинами, Мервом, Самаркандом и Бухарой. Будучи главным форпостом Хорезма на Великом шелковом пути, он процветал как крупный торговый центр и город-крепость. Сегодня посетители восхищаются его руинами, окруженными крепостными стенами,

перемежающимися двенадцатью сохранившимися башнями, включая башню-цитадель Дев-Солган, возвышающуюся в юго-восточном углу. Высота стен варьируется от 10 до 12 метров, они построены из пахсы (сырной стены) и сырцового кирпича, что демонстрирует тщательно спланированный город, а не стихийно возникшую структуру [1].

ОБСУЖДЕНИЕ (DISCUSSION)

Археологические находки Пойкента хорошо сохранились, что дает ценную информацию о его городском планировании, социально-политической организации и экономической деятельности в период его расцвета как города Шелкового пути. Так же мы можем рассмотреть археологические находки Варахши, частично сохранившиеся, дают представление о художественных и архитектурных достижениях периода раннего средневековья в Центральной Азии. В том числе Чор-Бакр сохраняет значительную аутентичность, несмотря на незначительные реставрационные работы и потери архитектурного декора. Усилия по консервации обеспечили его сохранность примерно на 80%, сохранив историческую и духовную целостность. Комплекс Бахутдина является свидетельством исторической преемственности, демонстрируя разнообразный архитектурный ансамбль, развивавшийся в разные периоды. Сардоба, водохранилище, было построено в 14 веке как важный водопой на Великом шелковом пути. Он служит неотъемлемой частью комплекса Работи Малик, представляя собой традиционное цилиндрическое основание, увенчанное сферическим куполом, уходящим под землю на шесть метров. В приподнятой части купола расположены четыре арочных окна, освещающих внутреннее пространство и ориентированных по сторонам света. Дверная арка под северным окном ведет внутрь, куда можно попасть по наклонному коридору с поверхности. Входной портал имеет прямоугольную форму, что подчеркивает монументальность сооружения. Сардоба имеет внутренний диаметр 12,3 метра, толщину стен у основания 1 метр и общую высоту 11 метров. Мавзолей Мир-Саида Бахрома представляет собой замечательный пример среднеазиатской мемориальной архитектуры, демонстрирующий уникальные строительные технологии и декоративные элементы. Была необходима минимальная консервация, за исключением айвана, которого больше не существует. Сохранились фрагменты оснований мраморных колонн.

Сопоставимые объекты в Узбекистане включают Афросиаб в Самарканде, Эркурган-Насаф в Карши и древнюю Хорезмскую Топрак-Калу. Хазарасп, однако, отличается своим неизменным состоянием и обширными археологическими слоями, относящимися к его основанию в середине I тысячелетия до нашей эры. К VIII веку Хазарасп

зарекомендовал себя среди крупнейших и наиболее укрепленных городов Хорезма, олицетворяя структурированный городской дизайн, олицетворяющий древние принципы городского планирования на Великом шелковом пути.

Караван-сарай Работи Малик выделяется своими огромными размерами и четким применением строительных технологий, типичных для Центральной Азии XI и XIII веков. Его фасад, напоминающий древние крепости с ребристыми чертами, и монументальный портал с минаретами по бокам отличают его от типичных построек, встречающихся на Великом шелковом пути. В отличие от других водоемов в Узбекистане, например, в Касби, Джизаке и Бухаре, Сардоба в Работи-Малике отличается своей архитектурной интеграцией в более крупный караван-сарай и своей ключевой ролью исторического пункта водоснабжения.

Каждый из них воплощает в себе уникальные культурные и архитектурные атрибуты. Комплекс Шейха Мухтора Вали выделяется своей ролью ключевого участка Шелкового пути на пороге Хорезма, символизируя оазисное значение города на торговых путях.

В Узбекистане сохранились сопоставимые комплексы, подобные комплексам в Бухаре (Бохутдин Накшбандий, Чор-Бакр), Самарканде (Ходжа Ахрор Вали) и Хиве (Пахлавон Махмуд). Каждый из них отражает различные архитектурные традиции и исторические повествования. Комплекс Косим Шейха выделяется своим универсальным значением, воплощая в себе миротворческое наследие Касима Шейха, выдающегося религиозного деятеля, повлиявшего на политический ландшафт Мавераннаха в 16 веке. Его архитектурная планировка иллюстрирует оригинальные методы строительства и идеи, которые можно увидеть в ханках вдоль оживленных караванных и торговых путей, развиваясь на основе концепций, заложенных еще в 11 веке во время развития суфизма в исламе.

Мавзолей Мир-Сайида Бахрома имеет архитектурное сходство с мавзолеем Саманидов в Бухаре, мавзолеем Араб-Ата в Самаркандской области и мавзолеем Ок Остона Бобо в Сурхандарьинской области, что подтверждает его значимость среди выдающихся памятников мировой архитектуры на протяжении Великого шелкового пути. Несмотря на свои скромные размеры, мавзолей, построенный в конце 10-го века, представил новаторские архитектурные концепции, которые повлияли на последующие проекты мавзолеев в Центральной Азии.

РЕЗУЛЬТАТЫ (RESULTS)

По вышеуказанным исследуемым историческим и археологическим объектам можно обнаружить то, что Пойкент выделяется как один из крупнейших и старейших городов Центральной Азии, превратившийся из

небольшой деревни в укрепленный городской центр. Его уникальное республиканское управление в средневековый период отличает его от других подобных мест, подчеркивая его роль как ключевого компонента Шелкового пути, соединяющего торговые пути между севером и югом. Чор-Бакр сравним с мемориальным комплексом Бахуддина Накшбанди, поскольку оба служат некрополями для выдающихся священнослужителей и правителей Бухары. Его своеобразная архитектура и пространственная планировка иллюстрируют решающий этап в развитии духовной и культурной истории Центральной Азии. Комплекс может похвастаться 25 постройками, включая хонако, мечеть, айван (веранда), дарвазахана (ворота), минарет и 20 небольших дворов с куполообразными гробницами, каждый из которых украшен полихромной плиткой и мраморными надгробиями с эпиграфическими и декоративными мотивами. Статус Варахши как центра ремесла и культуры, подтвержденный Наршахием, отличает ее как культурный и экономический центр на Шелковом пути. Его уникальные архитектурные особенности и историческое значение подчеркивают его выбор в качестве ключевого компонента Шелкового пути. Архитектурная целостность комплекса Косим Шейх была тщательно сохранена. Усилия по сохранению были сосредоточены на структурном усилении, частичной замене купола и восстановлении недостающих участков кирпичной кладки. Расположенный на Великом шелковом пути в пределах средневекового города Кармана (Беркуттепа), памятник сохраняет свое историческое и архитектурное значение.

Археологические исследования тщательно исследовали Караван-сарай и выявили остатки его первоначальной планировки. Хотя портал был частично восстановлен, большая часть его объемной целостности осталась нетронутой. Сардоба олицетворяет свое историческое и функциональное значение, служа спасательным кругом для бесчисленных путешественников и местных сообществ на Великом Шелковом пути. Памятник сохранил более 80% своей первоначальной структуры, при этом недавние усилия были сосредоточены на восстановлении верхней части обрушившегося купола и усилении фундамента. В отличие от других подобных объектов, таких как мавзолей Шейбанидов в Самарканде или Комплекс Ходжи Ахрора Вали в Навои, комплекс Бахутдина однозначно отражает влияние ордена Накшбандий и его основателя шейха Бахутдина Накшбанда. Его непреходящее духовное и архитектурное значение ежегодно привлекает сотни тысяч посетителей, укрепляя его статус почитаемого места исламского паломничества в Узбекистане и за его пределами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (CONCLUSION)

Археологические и архитектурные памятники, описанные в статье, представляют собой ключевые элементы исторического наследия

Узбекистана, связанные с Великим шелковым путем. Каждый объект раскрывает важные аспекты культурного, социального и экономического развития региона в различные исторические периоды. Хорошо сохранившиеся города, такие как Пойкент и Хазарасп, предоставляют ценную информацию о городской планировке и организации жизни, тогда как комплексы Чор-Бакр, Бахутдина и Сардоба иллюстрируют уникальные архитектурные и инженерные достижения. Мавзолей Мир-Саида Бахрома и другие аналогичные сооружения демонстрируют эволюцию мемориальной архитектуры и религиозного наследия Центральной Азии. В совокупности эти памятники олицетворяют богатство культурного и духовного наследия Узбекистана, продолжающее оказывать влияние на современное понимание истории региона и его значимости на Великом шелковом пути.

Данная статья представляет собой обзор нескольких значимых археологических и архитектурных памятников Узбекистана, связанных с историей Великого шелкового пути. Основное внимание уделяется следующим аспектам:

1. Археологические находки Пойкента и Варахши: Пойкент хорошо сохранился и предоставляет ценные сведения о городском планировании, политической структуре и экономике, характерных для городов Шелкового пути. Варахша, несмотря на частичное сохранение, позволяет изучать достижения в области искусства и архитектуры раннего средневековья в Центральной Азии.

2. Архитектурные комплексы и мавзолеи: Чор-Бакр и комплекс Бахутдина представляют собой важные объекты, сохранившие значительную историческую и духовную ценность. Мавзолей Мир-Саида Бахрома демонстрирует уникальные архитектурные особенности и высокую степень сохранности, несмотря на утрату некоторых элементов.

3. Водные сооружения: Сардоба в Работи-Малике иллюстрирует передовые инженерные решения своего времени, используемые для хранения и распределения воды. Это важное сооружение интегрировано в караван-сарай и выполняло жизненно важную функцию на торговых путях.

4. Города и укрепления: Хазарасп, с его сохранившимися археологическими слоями, представляет собой пример крупного укрепленного города, который развивался в соответствии с древними принципами городского планирования на Шелковом пути.

5. Роль памятников в историческом и культурном контексте: Статья подчеркивает, что каждый из объектов олицетворяет культурные и архитектурные особенности своей эпохи. В частности, памятники отражают влияние суфизма, исламской архитектуры и городского планирования, которые развивались на протяжении веков вдоль торговых путей Центральной Азии.

В заключение, все упомянутые памятники являются свидетельствами сложного исторического и культурного наследия, оказавшего значительное влияние на развитие архитектуры и урбанистики в регионе.

Использованные источники:

1. Bahtiyor Eraliyev. O'zbekiston qadamjolari va ziyоratgoЫari. - Т. "Turon Zamin Ziyo", 2017.

2. Sh.A.Ashurova. The features of the development of pilgrimage tourism in the world economy TJE - Thematic journal of Education ISSN 2249-9822 Vol-7-Issue Q3- 2022 http://thematicsjournals.in/index.php/tjed DOI https://doi.org/10.5281/zenodo.6674372 UIF 2020= 7.528 IFS 2020= 7.433 2022 sjifactor 4.549 pp. 190-196.

3. Р. Кучкоров, Ш. Пардаев, Ф.Шарипов, З.Алмарданова. Сурхандарё -буюк утмишдан ёркин келажак сари. - Т. "Маънавият", 2018. - 320 б.

4. Рустам Мирзаев. Великий шёлковый путь: реалии XXI века. - Москва. Институт актуальных международных проблем. Дипломатической академии МИД Росии; "Научная книга", 2005. - 248 стр.

5. У. Хасанбаев. Диний-маърифий ва ижтимоий-маънавий соха таргиботчилари учун айрим атама ва тушунчаларнинг изохли лугати. - Т. "Шамсуддинхон Бобохонов", 2020. - 608 б.

6. Ш.А.Ашурова. Влияние цифровизации туризма Узбекистана на экономику. Образование и наука в XXI веке. ISNN: 2782-4365. Российская федерация, город Кемерово. 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.