Научная статья на тему 'Конституционное регулирование охраны исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана'

Конституционное регулирование охраны исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция / конституционный долг / история / духовная ценность / культурное наследие / мировая цивилизация / памятники литературы / хадисы / Навруз / Катта ашула / Шашмаком / аския / традиция. / Constitution / constitutional debt / history / spiritual value / cultural heritage / world civilization / monuments of literature / hadith / Navruz / katta ashula / Shashmakom / askiya / tradition.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаммади Усмонов

В статье рассматриваются вопросы конституционного регулирования отношений по охране исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана, а также разрабатываются предложения по дальнейшему их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional regulation of the protection of the historical, spiritual and cultural heritage of the people of Uzbekistan

The article deals with the issues of constitutional regulation of relations on the protection of the historical, spiritual and cultural, heritage of the people of Uzbekistan and proposals are being developed for the irfur the rimprovement.

Текст научной работы на тему «Конституционное регулирование охраны исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана»

Жамият ва инновациялар -Общество и инновации -Society and innovations

Journal home page: https://inscience.uz/index.php/socinov/index

Constitutional regulation of the protection of the historical, spiritual and cultural heritage of the people of Uzbekistan

Muxammadi USMANOV1

University Public Security

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received July 2021 Received in revised form 20 July 2021

Accepted 15 August 2021 Available online 15 September 2021

Keywords:

Constitution,

constitutional debt,

history,

spiritual value,

cultural heritage,

world civilization,

monuments of literature,

hadith,

Navruz,

katta ashula,

Shashmakom,

askiya,

tradition.

The article deals with the issues of constitutional regulation of relations on the protection of the historical, spiritual and cultural, heritage of the people of Uzbekistan and proposals are being developed for the irfur the rimprovement.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Узбекистон халцининг тарихий, маънавий ва маданий меросини мухофаза цилишни конституциявий хуцуций тартибга солиш

_ АННОТАЦИЯ_

Калит сузлар:

Конституция, конституциявий бурч, тарих,

маънавий цадрият,

маданий мерос,

дунё тарацциёти,

адабиёт ёдгорликлари,

хадислар,

Навруз,

Катта ашула,

Шашмацом,

аския,

анъана.

Мацолада Узбекистон халцининг тарихий, маънавий ва маданий меросини мух,офаза цилиш буйича муносабат-ларни конституциявий хукуций тартибга солиш масала-лари тахлил этилган, шунингдек уларни янада такомил-лаштириш буйича таклифлар ишлаб чицилган.

1 Doctor of Sciences In Law, Professor of the University Public security, Tashkent, Uzbekistan.

Конституционное регулирование охраны исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана

_ АННОТАЦИЯ_

мировая цивилизация,

памятники литературы,

хадисы,

Навруз,

Катта ашула,

Шашмаком,

аския,

традиция.

Развитие каждой нации невозможно представить без ее истории, духовных ценностей и культурного наследия. В этой связи, в Конституции Республики Узбекистана [1] нормы, посвященные регулированию отношений в сфере охраны исторического, духовного и культурного наследия народа, закреплены в качестве основных положений, им придан конституционный статус.

Узбекистан - страна с глубокими историческими корнями, духовным и культурным наследием. Наши предки внесли достойный вклад в культурный и духовный прогресс мировой цивилизации. Международное сообщество признает огромное историческое значение таких памятников литературы, как «Авеста», Уложения Темура, Бабурнама, хадисы Аль Бухари и т.п.

Сегодня опора на богатое историческое, духовное и культурное наследие народа в деле построения в нашей стране демократического правового государства и свободного гражданского общества, воспитание молодого поколения, входит в ряд актуальнейших задач государства. Именно поэтому, с первых дней обретения независимости Республики Узбекистан, вопрос восстановления исторического, духовного и культурного наследия нашего народа, эффективного использования его в духовном обновлении общества, вышел на уровень государственной политики.

За годы независимости, проведена огромная по масштабам работа по восстановлению имен многих наших выдающихся ученых, деятелей культуры, исторических памятников, возрождению традиций священной религии наших предков - ислама. Следует особо отметить важность решений Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева, направленных на обеспечение возрождения духовного и культурного наследия нашего народа: благоустройство святых мест Абу Муин Насафия в Кашкадарье, Абу Исо Мухамммад ат-Термизия в Шеробадском районе, Бахоуддина Накшбанда в Бухаре, мечети Имом Термизия и мавзолея Сузукота в Ташкенте и др.

Ярким примером особого внимания со стороны Главы государства вопросам сохранения исторического, культурного и духовного наследия народа Узбекистана, является принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по

Ключевые слова:

Конституция, конституционный долг, история,

духовная ценность, культурное наследие,

В статье рассматриваются вопросы конституционного регулирования отношений по охране исторического, духовного и культурного наследия народа Узбекистана, а также разрабатываются предложения по дальнейшему их совершенствованию.

дальнейшему совершенствованию системы управления в области культуры и спорта» [2] от 15 августа 2017 года, Постановлений «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы хранения, исследования и пропаганды древних письменных источников» [3] от 24 мая 2017 года, «Об учреждении центра исследований культурных ценностей Узбекистана, находящихся за рубежом при Кабинете Министров Республики Узбекистан» [4] от 20 июня 2017 года, «Об организации деятельности Общественного совета по новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан» [5]от 30 июня 2017 года. Эти и другие акты Главы государства, имеют важное значение в организации работы по восстановлению многовековой истории и богатой культуры нашего народа, всестороннему глубокому изучению и пропаганде научного и духовного наследие наших великих предков, благоустройству священных мест и др.

Кроме того, по инициативе и поручению Главы государства, Кабинетом Министров Республики Узбекистан приняты Постановления «О создании мемориального комплекса имени знаменитого просветителя Исхокхона Ибрата в Туракурганском районе Наманганской области» [6] от 13 апреля 2017 года, «О дополнительных мерах по совершенствованию и развитию деятельности Хорезмской академии Маъмуна» [7] от 14 апреля 2017 года, «О мерах по упорядочению организации работы и совершенствованию контроля в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, имеющих особо важное социальное, культурное и историческое значение» [8] от 15 июня 2017 года. Эти и ряд других актов законодательства создали важные правовые условия для охраны и эффективного использования объектов культурного наследия.

Культурные памятники и объекты нематериального наследия Узбекистана признаны мировым сообществом в качестве всеобщего культурного наследия. В списке всеобщего культурного наследия человечества - четыре исторических города Республики Узбекистан - Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз [9]. В соответствующий перечень ЮНЕСКО вошли также уникальные рукописи, находящиеся в Центре восточных рукописей им. Абу Райхана Беруни при Ташкентском государственном институте востоковедения Республики Узбекистан, праздник Навруз, Катта ашула, «Шашмаком», Аския и традиции, связанные с узбекским пловом.

Сегодня, в книжных фондах Узбекистана хранятся более 100 тысяч рукописных произведений. Рукописи ученых и мыслителей Востока, творивших в средние века, составляют «золотой фонд» библиотек стран Европы и Азии, в частности, Великобритании, Германии, Испании, России, Франции, Египта, Индии, Ирана и других стран.

В Узбекистане проводится последовательная работа по охране, сохранению, изучению, регистрации, реконструкции более 7,5 тысячи объектов материального культурного наследия, из них 6387- археологические объекты, 694 - ансамбли, представляющие собой культурную ценность, 395 - достопримечательностей [10].

Нормативно-правовая база, правоприменительная практика, направленные на реализацию положений статьи 49 Конституции Республики Узбекистан, развиваются с учетом требований и стандартов, содержащихся в важнейших международных актах, принятых в этой сфере. Узбекистан присоединился (подписал) к более 10 международным актам в области сохранения культурного

наследия. Среди этих актов: Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954 год, Гаага), Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 год, Париж), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год, Париж), Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год, Париж) и другие.

Последовательное развитие в национальном законодательстве получили нормы части второй статьи 49, устанавливающей, что памятники культуры охраняются государством. На основе этой нормы создана целостная система правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных мер в области охраны и использования объектов культурного наследия, как общенационального достояния народа Узбекистана. Среди них меры, предусматривающие:

- государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, и ведение Государственного кадастра объектов материального культурного наследия и Списка объектов нематериального культурного наследия;

- развитие научных и научно-технических исследований объектов культурного наследия;

- проведение историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;

- разработку проектов зон охраны объектов материального культурного наследия;

- выдачу разрешений на проведение работ по сохранению объектов материального культурного наследия, а также на проведение научных и научно-технических исследований на объектах материального культурного наследия.

Важной составляющей государственной охраны является также установление границ объектов градостроительной деятельности, подлежащих особому регулированию и связанных с охраной объектов материального культурного наследия, установка охранных знаков на объектах материального культурного наследия, осуществление мониторинга состояния объектов культурного наследия и др.

Кроме того, в нашей стране большое внимание уделяется популяризации среди населения бесценного исторического, духовного и культурного наследия народа, их бережной охране. В качестве примера решения этой задачи можно указать принятие государственной программы «Мерос», широкое празднование 660-летия Амира Темура, 1225-летия Имама ал-Бухари, 1200-летия Ахмад ал-Фаргони, 1130-летия Имама Абу Мансур ал-Мотуриди, 910-летия Бурхониддина ал-Маргинони, 560-летия Алишера Навои, 900-летия Абдулхолика Гиждувони, 2500-летнего юбилея городов Хива и Бухара, 2500-летия города Термез, 2700-летия города Карши, 2750-летия города Самарканд, 2200-летия города Ташкент, 2000-летия города Маргилан.

Благодаря принятым мерам в стране были отреставрированы и сохранены для будущих поколений такие практически развалившиеся, разрушенные прежде памятники архитектуры, как известные всему миру памятники Самарканда 14-15 веков (мавзолей Амира Темура, ансамбль Регистан, мечеть Бибихоним);

памятники Бухары 10-12 веков (минарет Самани, мечеть Калон, медресе Мир Араб, стена Арка), памятники в Шахрисабзе 14-15 веков (арк Оксарой, комплекс Дорус-Саодат), памятники Хивы 14-17 веков (мавзолей Пахлавон Махмуд, Тош ховли) и др.

Наряду с этим, были воздвигнуты архитектурные комплексы Имама ал-Бухари, Имама ал-Мотуриди в Самарканде, Ахмада ал-Фаргони в Фергане и Куве, Хазрата Имама в Ташкенте, памятники Амира Темура в Ташкенте, Самарканде, Шахрисабзе, Жалолиддина Мангуберди в Ургенче, Алпамыша в Термезе, Бабура в Андижане, мавзолей Буханиддина аль-Маргинони в Маргилане и другие памятники. На эти цели ежегодно направляются значительные финансовые средства из государственного бюджета. Так, в 2016 году на эти цели было выделено средств в 10 раз больше чем в 2006 году.

В деле правовой охраны объектов исторического, духовного и культурного наследия огромное значение имеют Законы Республики Узбекистан «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[11], «Об охране и использовании объектов культурного наследия» [12], «Об охране и использовании объектов археологического наследия» [13]. Согласно действующему законодательству, объекты материального культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, разгосударствлению и приватизации не подлежат, объекты исторического, духовного и культурного наследия не могут быть вывезены за рубеж, они должны храниться в государственных музеях, архивах, библиотеках.

Исходя из норм, определенных в части второй статьи 49 Конституции Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об охране и использовании объектов культурного наследия» [14] от 30 августа 2001 года, на лиц, являющихся собственниками объектов материального культурного наследия, возлагается обязанность по сохранению внешнего и внутреннего облика объекта материального культурного наследия в соответствии с данными, включенными в паспорт объекта материального культурного наследия. Собственники данных объектов обязаны также обеспечивать режим содержания особо охраняемых историко-культурных территорий; доступность объекта материального культурного наследия на условиях, устанавливаемых им самим (статья 24).

Законодательством установлена административная и уголовная ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов исторического, духовного и культурного наследия. Так, согласно ст. 64 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан [15], нарушение гражданами правил охраны и использования памятников истории или культуры влечет наложение штрафа. Согласно статье 132 Уголовного Кодекса [16] в качестве наказания за умышленное уничтожение, разрушение, порча памятников истории или культуры, взятых под охрану государства, совершенные после применения административного взыскания, могут быть предусмотрены исправительные работы до трех лет. За совершение подобных действий, причинивших крупный ущерб, может быть предусмотрено наказание в виде ограничения свободы от одного года до трех лет либо лишения свободы до трех лет.

Объекты исторического, духовного и культурного наследия - это бесценная сокровищница и богатство народа Узбекистана. Это богатство принадлежит не только нынешнему, но и является достоянием будущих поколений. Поэтому, их бережное содержание в целости и сохранности является конституционным долгом всех граждан Республики Узбекистан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Конституция Республики Узбекистан. - Т.: Узбекистан, 2019.

2. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995, № 3, ст. 6.

3. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995, № 1, ст. 3.

4. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001, № 9-10, ст. 180.

5. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2017, № 26, ст. 583.

6. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2017, № 15, ст. 258.

7. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2017, № 16, ст. 275.

8. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2017, № 24, ст. 503.

9. Ьйр.//шЬс.ипе5ко.о^/еп/^.

10. Справка Главного управления по охране и использование объектов культурного наследия. - Т., 2017 г.

11. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998, № 9, ст.178.

12. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001, № 9-10, ст.180.

13. Сборник законодательных актов Республики Узбекистан, 2009, № 42, ст. 448.

14. Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001, № 9-10, ст.180.

15. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995, № 3, ст.6.

16. Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995, № 1, ст.3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.