Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗАНГИ ATA'

ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗАНГИ ATA Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
185
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / Амир Тимур / мавзолей / Хаджи Ахмад Яссави / Занги ата / паломническое место / святой / государство / Central Asia / Amir Timur / mausoleum / Haji Ahmad Yassavi / Zangi ata / pilgrimage site / sacred / state

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жумаева Шоира Бердияровна

В статье описывается история паломнического места Занги ата Ташкентской области, построенного по указанию Амира Тимура. Занги ата был последователем суфийского учения Ходжи Ахмада Яссави и учеником Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата). Мемориальный комплекс Занги aтa в течение последующих шести веков является ярким примером уникальной школы архитектурного строительства в Ташкентском оазисе. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций узбекского народа, неразрывно связанного с сущностью исламского вероучения. Хорошо известно, что ислам в Центральной Азии в советский период был подавлен большевистским лозунгом «Религия – это опиум для людей». Поэтому большевизм, следуя марксистским доктринам и опираясь на государственный механизм террора 1920–1930-х годов, развязал широкомасштабную войну против ислама. В результате этой войны многие религиозные лидеры, суфийские шейхи, теологи и простые верующие были репрессированы, тысячи мечетей были разрушены, мусульманские духовные школы (медресе) и т.д. были закрыты. В результате, священные места, которые веками ценились узбекским народом, утратили свой исторический облик и были заброшены, а некоторые места паломничества разрушены. После обретения Республикой Узбекистан в 1991 г. независимости, была восстановлена религиозная свобода народа. В масштабах страны была проведена работа по восстановлению духовного и религиозного наследия народа, возрождены места паломничества и святыни. На сегодняшний день более 7476 архитектурных памятников, более 2700 монументальных произведений искусства взяты под охрану государства. В частности, святые места реконструированы в восточном стиле, созданы все необходимые условия для паломников. Известные святые места нашего народа, такие как Исмаил Самани, Чар Бакр, Чашмаи Аюб, Шахизинда, Рукабад, Имам аль-Бухари, Бахауддин Накшбанд, Гури Амир, Ходжа Ахрор, Пахлаван Махмуд, Хазрати Имам, Султан Саодат, Хаким ат-Термизи, считаются священными не только для народов Центральной Азии, но и для мусульман всего мира. Один из них является исторический, архитектурный комплекс Занги ата. Это подтверждает то, что историко-архитектурный комплекс ежедневно посещают 5 тысяч паломников и туристов, большинство которых из разных стран мира. Автор описывает историю святыни от основания до наших дней. При исследовании темы использовались методы сравнения, систематического анализа, описательного, исторического, историко-сравнительного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF ZANGA ATA MEMORIAL COMPLEX

The article describes the history of the Zangi ata pilgrimage site in the Tashkent region built by order of Amir Timur. Zangi ata was a follower of the Sufi teaching of Haji Ahmad Yassavi and a disciple of Suleiman Bakyrgani (Hakim-ata). For almost six centuries, the Zangi ata historical architectural complex has been serving as a prominent example of the unique school of architecture in the Tashkent oasis. Visiting sacred sites is one of the most important and respected traditions among the Uzbeks inextricably linked to the essence of the Islamic faith. It is well known that in the Soviet times Islam in Central Asia was suppressed by the Bolshevik slogan «Religion is the opium of the people.» Therefore, Bolshevism started a large-scale struggle against Islam following from the Marx's doctrine and relying on state mechanism of the terror in 1920–1930s. As a result, many religious leaders, sheikhs and theologists and others were repressed, thousands of mosques were destroyed, and Muslim religious schools (madrassah) were closed. Since the independence of the Republic of Uzbekistan in 1991, people’s freedom of religion has been restored. Great efforts were made at the national level to restore the spiritual and religious heritage of the people and renew pilgrimage sites and shrines. By now, more than 7000 architectural monuments have been restored and more than 2700 monumental works of art have been taken under protection of the state. In particular, pilgrimage sites have been reconstructed in the oriental style with all necessary facilities for pilgrims. Famous shrines in Uzbekistan, such as Ismail Samani, Char Bakir, Chashmai Ayub, Shahizinda, Rukabad, Imam al Bukhari, Guri Amir, Khodja Ahror, Pahlavan Mahmud, Khazrati Imam, Sultan Saodat, and Khakim at Termizi are sacred not only among the peoples of Central Asia, but also among Muslims all over the world. One of them is the historical architectural complex of Zangi ata. This is confirmed by the fact that the historical architectural complex is visited by five thousand pilgrims and tourists each day. Most of them are from various countries throughout the world. The author describes the history of this sacred place since the establishment until now. In studying the subject the author used the methods of comparative, systematic, descriptive, historical and comparative historical analysis.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗАНГИ ATA»

Archives of the Perm Krai]. Fond 12, opis 1, delo 95. (in Russ.).

8. Asfandiyarov, A.Z. Istoriya bashkirskikh sel i dereven Permskoy i Sverdlovskoy oblastey [History of Bashkir villages in the Perm and Sverdlovsk regions]. Book 8. Ufa:

Kitap, 1999. 253 p. (in Russ.).

9. Kulbakhtin, N.M. Iz istorii gayninskikh bashkir [From the history of the Gayna Bashkirs]. Ufa, 1996. 61 p. (in Russ.).

DOI 10.24411/2223-0564-2021-10110 Ш.Б. Жумаева УДК 297 (091)(584.4)

ИСТОРИЯ МЕМОРИАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ЗАНГИ ATA

Аннотация

В статье описывается история паломнического места Занги ата Ташкентской области, построенного по указанию Амира Тимура. Занги ата был последователем суфийского учения Ходжи Ахмада Яссави и учеником Сулеймана Бакыргани (Хаким-ата). Мемориальный комплекс Занги ата в течение последующих шести веков является ярким примером уникальной школы архитектурного строительства в Ташкентском оазисе.

Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций узбекского народа, неразрывно связанного с сущностью исламского вероучения. Хорошо известно, что ислам в Центральной Азии в советский период был подавлен большевистским лозунгом «Религия - это опиум для людей». Поэтому большевизм, следуя марксистским доктринам и опираясь на государственный механизм террора 1920-1930-х годов, развязал широкомасштабную войну против ислама. В результате этой войны многие религиозные лидеры, суфийские шейхи, теологи и простые верующие были репрессированы, тысячи мечетей были разрушены, мусульманские духовные школы (медресе) и т.д. были закрыты. В результате, священные места, которые веками ценились узбекским народом, утратили свой исторический облик и были заброшены, а некоторые места паломничества разрушены. После обретения Республикой Узбекистан в 1991 г. независимости, была восстановлена религиозная свобода народа. В масштабах страны была проведена работа по восстановлению духовного и религиозного наследия народа, возрождены места паломничества и святыни. На сегодняшний день более 7476 архитектурных памятников, более 2700 монументальных произведений искусства взяты под охрану государства. В частности, святые места реконструированы в восточном стиле, созданы все необходимые условия для паломников. Известные святые места нашего народа, такие как Исмаил Самани, Чар Бакр, Чашмаи Аюб, Шахизинда, Рукабад, Имам аль-Бухари, Бахауддин Накшбанд, Гури Амир, Ходжа Ахрор, Пахлаван Махмуд, Хазрати Имам, Султан Саодат, Хаким ат-Термизи, считаются священными не только для народов Центральной Азии, но и для мусульман всего мира. Один из них является исторический, архитектурный комплекс Занги ата. Это подтверждает то, что историко-архитектурный комплекс ежедневно посещают 5 тысяч паломников и туристов, большинство которых из разных стран мира.

Автор описывает историю святыни от основания до наших дней. При исследовании темы использовались методы сравнения, систематического анализа, описательного, исторического, историко-сравнительного анализа.

Ключевые слова: Центральная Азия, Амир Тимур, мавзолей, Хаджи Ахмад Яссави, Занги ата, паломническое место, святой, государство

Shoira B. Jumaeva

HISTORY OF ZANGA ATA MEMORIAL COMPLEX

Жумаева Шоира Бердияровна, докторант Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской области (Чирчик), e-mail: shairajumayeva@mail.ru

Shoira B. Jumaeva, doctoral candidate of the Chirchik State Pedagogical Institute, Tashkent region (Chirchik), e-mail: shairajumayeva@mail.ru

© Жумаева Ш.Б., 2021

Abstract

The article describes the history of the Zangi ata pilgrimage site in the Tashkent region built by order of Amir Timur. Zangi ata was a follower of the Sufi teaching of Haji Ahmad Yassavi and a disciple of Suleiman Bakyrgani (Hakim-ata). For almost six centuries, the Zangi ata historical architectural complex has been serving as a prominent example of the unique school of architecture in the Tashkent oasis.

Visiting sacred sites is one of the most important and respected traditions among the Uzbeks inextricably linked to the essence of the Islamic faith. It is well known that in the Soviet times Islam in Central Asia was suppressed by the Bolshevik slogan «Religion is the opium of the people.» Therefore, Bolshevism started a large-scale struggle against Islam following from the Marx's doctrine and relying on state mechanism of the terror in 1920-1930s. As a result, many religious leaders, sheikhs and theologists and others were repressed, thousands of mosques were destroyed, and Muslim religious schools (madrassah) were closed. Since the independence of the Republic of Uzbekistan in 1991, people's freedom of religion has been restored. Great efforts were made at the national level to restore the spiritual and religious heritage of the people and renew pilgrimage sites and shrines. By now, more than 7000 architectural monuments have been restored and more than 2700 monumental works of art have been taken under protection of the state. In particular, pilgrimage sites have been reconstructed in the oriental style with all necessary facilities for pilgrims. Famous shrines in Uzbekistan, such as Ismail Samani, Char Bakir, Chashmai Ayub, Shahizinda, Rukabad, Imam al Bukhari, Guri Amir, Khodja Ahror, Pahlavan Mahmud, Khazrati Imam, Sultan Saodat, and Khakim at Termizi are sacred not only among the peoples of Central Asia, but also among Muslims all over the world. One of them is the historical architectural complex of Zangi ata. This is confirmed by the fact that the historical architectural complex is visited by five thousand pilgrims and tourists each day. Most of them are from various countries throughout the world.

The author describes the history of this sacred place since the establishment until now. In studying the subject the author used the methods of comparative, systematic, descriptive, historical and comparative

historical analysis.

Key words: Central Asia, Amir Timur, mausoleum, Haji Ahmad Yassavi, Zangi ata, pilgrimage site, sacred, state

Можно с уверенностью сказать, что Республика Узбекистан славится не только в Центральной Азии, но и во всем мире своей богатой историей, уникальными архитектурными и историческими памятниками и святынями. На сегодняшний день в стране находится под защитой 7476 объектов материального культурного наследия, из которых 4308 - памятники археологии, 2079 - памятники архитектуры, 694 - памятники монументального искусства, 395 - достопримечательности. Один из таких знаменитых святынь - Зангиатинский комплекс в Ташкентской области. Уникальная особенность места паломничества заключается в том, что строительство этого историко-архитектурного памятника связано с именем великого полководца и государственного деятеля Амира Тимура. Объединение Средней Азии в централизованное государство Амиром Тимуром и установление мира привело к экономическому и культурному развитию страны.

По словам венгерского учёного Германа Вам-бери, «Тимур был полон решимости праздновать каждый успех, каждое счастливое событие,

создавая архитектурный шедевр. С этой целью он привёл сотни опытных каменщиков из Индии, знаменитых мастеров Шираза, Исфахана и Дамаска в Мавераннахр, где они построили прекрасные здания. Художники, архитекторы и другие деятели искусства создавали работы на этом континенте, которые поражали нас своими работами во времена правления Тимура. В сердце великого Джахангира любовь к красоте и величию была настолько сильна, что об этом свидетельствуют произведения искусства и архитектуры, созданные в его время» [1, с. 52].

В 1404-1406 гг. побывавший в Мавераннах-ре посол Испании Гонсалес де Клавихо подробно рассказал в своих дневниках о том, что Амир Тимур привёл из разных стран около ста тысяч учёных, ремесленников, архитекторов и деятелей искусства [2, с. 136, 245, 282-283]. Исторические памятники, построенные под покровительством Амира Тимура - мечеть Биби Ханум, мавзолей Гури Амира, мавзолей Ахмада Яссави и Занги аты, мемориальные шедевры Аксарая и Шахи Зинды и десятки прекрасных дворцовых

садов, как Дилькушо, Чинара, Баги Баланд, Баги Шамол, являются символом высокого духовного мира наших великих предков.

История строительства знаменитого мавзолея Занги ата трактуется воедино со строительством мемориального комплекса Ходжа Ахмада Яссави.

Мавзолей Занги ата расположен в центре одноименного селения на правом берегу р. Чир-чик, в 16 км к западу от центра Ташкента. История научных исследований святыни связана с именами известных российских ученых. Например, в 1875 г. она отмечена Ю. Казбековым, в 1876 г. -А.П. Хорошхиным, в 1927 г. описан В.А. Шишкиным. Также надгробие исследовано Я.Г. Гуля-мовым [3, с. 54].

В результате распада СССР и изменения отношения к святыням были проведены исследования с точки зрения нового национального духа и традиционных ценностей. В частности, "Мусульманские святыни Узбекистана" (Л. Рдвеладзе, Э. Рдвеладзе), "Занги ата" (Т. Файзиев, О. Усманов, С. Сайфуллах), "Отрывки из истории Хазрата Занги ата и святыни" (С.М. Нуротаий, С. Мура-дов), "Зангиата" (А.А. Зияев), "Места паломничества и святыни Узбекистана" (Б. Эралиев, И. Астанакулов, Н. Абдулахатов) [4-7].

Занги ата был одним из самых известных святых в исламском мире, его настоящее имя Айходжа бин Таджхаджа. Он является потомком Арсланбаба, который был наставником Ходжи Ахмада Яссави. Есть некоторые предположения, что родословная отца Айходжи (XI век) связана с пророком Мухаммедом. О его жизни известно немногое, в основном в форме легенд и мифов. Айходжа провёл свою юность в Бинкенте (ныне Ташкент), административном центре Шаша. После того, как Бинкент был завоеван и разрушен монголами в 1220 г., он вместе со своей семьёй переехал в замок Хисартепа, который далее был преобразован в деревню Занги Ата. Айходжа был последователем суфийского учения Ходжи Ахмада Яссави и учеником Сулеймана Бакиргани (Хаким-ата). Определенный этап жизни Айходжи был связан с поэтом-мистиком Сулейманом Хаки-мом Бакиргани. Оба они были мюридами Ходжа Ахмада Яссави, а младший, Айходжа продолжил обучение богословию у Бакиргани. После кончины Бакиргани остались ученики, число которых, вероятно, исчислялось единицами. Айходжа, возможно, был его самым одаренным и любимым

учеником. Этим можно объяснить скрепление родственной линии Бакиргани и Айходжи: после смерти первого, его супруга, Амбар-она, стала женой Айходжи.

Он был широко известен под именем Занги бобо, Занги ата. Псевдоним Занги ата был дан Ай-ходжа из-за цвета кожи. Слово "занги" в переводе с арабского означает "тёмный". Занги ата был известным миссионером ислама, отшельником, исцелителем больных, также он считался покровителем (пир) пастухов, так как, несмотря на свою известность, зарабатывал себе на жизнь, работая пастухом [8, с. 2395]. После смерти Занги аты его могила было превращена в место паломничества. История комплекса Занги ата связана с историей строительства мавзолея Ходжа Ахмада Яссави.

Согласно легенде, строительство мавзолея на священных гробницах Ходжи Ахмада Яссави лично контролировалось Амиром Тимуром, а строительные кирпичи были привезены из Самарканда. Фундамент построенного мавзолея был снесен ночью. Эта ситуация повторялась в течение нескольких дней. Согласно приказу Сахибкирана, ночью охраняли фундамент мавзолея. В полночь со стороны пустыни вышел бык с двумя рогами и разрушил фундамент. Амир Тимур, узнав об этом, был удивлён и пришел к выводу, что всё это связано со сверхъестественными силами. Рано утром Сахибкирану приснился сон о том, что старейшина в белой одежде с белой бородой сказал, что в первую очередь мавзолей должен быть построен в честь Занги аты. Потому что, Яссави увидев новорождённого Занги ату сказал: «Этот ребёнок будет великим, как я и будет построен первым ему мавзолей, а после него мне» [9, с. 325].

В 90-х гг. XIV в. Амир Тимур построил архитектурный комплекс Занги ата. Его внук Улугбек в 1420 г. сделал крышу храма, завершил отделочные работы, а также построил халимханы и помещения для паломников. Из-за своего интереса к астрономии Мирзо Улугбек использовал небесные тела. Например, для украшения крыш были использованы 5-ти, 10-ти и многоугольные звезды. Такие украшения можно увидеть также у входа в медресе Мирзо Улугбека и комплекс Шахи Зинда в Самарканде и мечети Кукгумбаз в Шахрисабзе.

Сформированный в Х^-Х1Х вв. комплекс Занги ата состоит из 3-х зон:

1. Большой сад с бассейном и террасами;

2. Трапециобразный внутренний двор, включая Мавзолей Занги аты и основные сооружения,

возведенные вокруг него; мечеть и ворота. Нет сведений о строительных

3. Старое кладбище, которое включает в себя работах, проводившихся в мавзолее в более позд-

мавзолей Айхаджи ибн Таджхаджи и его жены ние периоды, в том числе, во время Кокандского

Анварбиби, а также хильханы членов семьи. ханства. В результате землетрясения 1868 г. па-

Во времена правления династии Шейбанидов мятники святыни были повреждены. в XVI в. в комплексе Занги ата были построены

Рис. 1. Ансамбль Занги-ата. Фото 1925 г 1.

Место паломничества всегда было заполнено паломниками, но под влиянием идеологии советской власти комплекс Занги ата был закрыт в 1930 г., а религиозные деятели были репрессированы [10, с. 159]. В историческом архитектурном комплексе были созданы производственные мастерские, а помещение медресе было выделено в качестве жилья для рабочих. Уникальная архитектура в результате деятельности производственных цехов постепенно начала разрушаться. В связи с тем, что необходимые реставрационные работы вообще не проводились, надписи на стенах мавзолея Занги ата и мечети Намазгах стали непоправимыми. Хотя мечеть была официально открыта в 1945 г., но в 1946 г. она была снова закрыта и превращена в атеистический музей. В 1989 г. по просьбе мусульман мечеть и святыня были вновь открыты.

За годы независимости территория комплекса Занги ата была радикально улучшена, некоторые сооружения были отремонтированы. В течение 2014-2015 гг. комплекс подвергся обширным строительно-ремонтным работам. Общая пло-

щадь была расширена до 8 га и превращена в один из беспрецедентных ландшафтов. По проекту предполагалось добавление к территории парка, прилегающего участка, где ранее располагались барачные дома и здания бытового обслуживания. Здесь возведены автостоянки, объекты торговли и т.д.

Крупной реконструкции подверглась мечеть Намазгах, построенная в XVI в. Учитывая историческую ценность старого здания Намаз-гах, было решено оставить его без изменений и пристроить к нему с юго-запада новый объем. В старой мечети Намазгах осуществлена реконструкция интерьеров, перестроен летний айван, с заменой устаревших деревянных конструкций балок и колонн.

Коренная реконструкция осуществлена в медресе комплекса Занги ата. В результате перестройки была возвращена П-образная планировочная структура, существовавшая в XVI в. Для этого были снесены худжры с северо-западной стороны, сооруженные в 1930-1940-х гг.

Фото из архивных материалов Государственного музея истории Узбекистана..

В результате сноса минарета (постройка 1915 г.) и северо-западных худжр, сохранившаяся часть медресе с мавзолеем приняла первоначальный, исторически достоверный вид и стала обозреваемым уже с расстояния входных ворот (дарвазахоны).

В проект расширения комплекса Занги ата входило строительство нескольких крупных зданий - новая мечеть с минаретом, объект для администрации, питания и бытового обслуживания. Все они возведены в юго-восточной и юго-западной части парковой зоны. В результате осуществления этих работ были значительно увеличены зеленые массивы, организованы мес та для отдыха паломников и туристов, созданы пешеходные аллеи, система прудов, крытые беседки. Два святых захоронения в мемориальном комплексе Занги ата почитаемы не только мусульманами Узбекистана, но и зарубежных стран. Посетить эти места стремятся многие иностранные туристы [11, с. 57].

Сегодня комплекс является одной из крупнейших святынь не только в Ташкентской области, но и в Центральной Азии. Архитектурное строение главного комплекса Занги ата уникально [12, с. 291]. Исторические и архитектурные памятники, построенные во времена правления Амира Тимура и в течение последующих шести веков, являются ярким примером уникальной школы архитектурного строительства в Ташкентском оазисе.

В заключении статьи нужно отметить, что святыня Занги ата имеет важное значение в истории узбекского народа и на протяжении веков почитается как священное место поклонения. В настоящее время мавзолей приобрёл свой изначальный смысл, став объектом поклонения и познания. Следовательно, религиозные ценности -это часть культурного наследия и объект туризма. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма.

Вклад ученых нашей страны в развитие исламской цивилизации, их научное и духовное наследие, богатая история и гостеприимство нашего народа являются основой для развития паломнического туризма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вамбери Г. История Бухары или Мавараун-нахра. Ташкент, 1990. 91 с.

2. Рюи Гонзалес де Клавихо. Жизнь и деяния велкого Тамирлана. Дневник путешествия по двору Темура в Самарканде в 1403-1406 гг. М.: Наука, 1990. 211 с.

3. БуряковЮ.Ф., КасымовМ.Р., Ростовцев О.М. Археологические памятники Ташкентской области. Ташкент: "Фан", 1982. 113 с.

4. Ртвеладзе Л., Ртвеладзе Э. Мусульманские святыни Узбекистана. Ташкент: Главная редакция Энциклопедий, 1996. 102 с.

5. Файзиев Т., Усманов О., Сайфуллах С. Занги ата. История. Биография. Легенды. Ташкент: "Мова-роуннахр", 2001. 63 с.

6. Нуротаий С.М., Мурадов С. Отрывки из истории Хазрата Занги ата и святыни. Ташкент: "Muharrir nashriyoti", 2018. 143 с.

7. Эралиев Б., Астанакулов И., Абдулахатов Н. Места паломничества и святыни Узбекистана: Ташкентская область и город Ташкент. Ташкент: «Туран Замин Зиё», 2015. 348 с.

8. Abdurakhmanova J.,Jumaeva Sh., Ismailov U. The Importance of Shrines in The Spiritual Life and Mentality of Uzbek People [Роль святынь в духовной жизни и менталитете узбекского народа] // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. Vol. 24. Issue 9. 2020. 5217 р.

9. Ташкандий С. Тимурнаме. Ташкент: "Чул-пан", 1991. 352 с.

10. Jumaeva Sh. Women's pilgrimage rites and rituals (as an example of Tashkent oasis) [Обряды и ритуалы женского паломничества (на примере Ташкентского оазиса)] // EPRA International Journal of Multidisciplinaiy Research (IJMR). Vol. 6. Issue 7. 2020. 472 p.

11. Зияев. А. Занги ата. Ташкент: "Арт", 2015. 60с.

12. Эралиев Б., Останакулов И., Абдулахатов Н. Места паломничества и святыни Узбекистана: Ташкентская область и город Ташкент. Ташкент: "Туран Замин Зиё", 2015. 348 с.

REFERENCES

1. Vamberi, G. Istoriya Bukhary ili Mavaraunnakhra [History of Bukhara or Maverannahr]. Tashkent, 1990. 91 p. (in Uzbek).

2. Ruy Gonzales de Clavijo. Zhizn i deyaniya velikogo Tamirlana. Dnevnik puteshestviya ko dvoru Temura v Samarkande v 1403-1406 gg. [Life and deeds

of Tamerlane the Great. The travel diary to Temur's court in Samarkand, 1403-1406]. Moscow, 1990. 211 p. (in Russ.).

3. Buryakov, Yu.F., Kasimov, M.R., Rostovtsev, O.M. Arkheologicheskie pamyatniki Tashkentskoy oblasti [Archaeological monuments of the Tashkent region]. Tashkent: Fan, 1982. 113 p. (in Uzbek).

4. Rtveladze, L., Rtveladze, E. Musulmanskie svyatyni Uzbekistana [Muslim shrines of Uzbekistan]. Tashkent: Glavnaya redaktsiya entsiklopediy, 1996. 102 p. (in Russ.).

5. Fayziev, T., Usmanov, O., Sayfullah, S. Zangi ata. Istoriya. Biografiya. Legendy [Zangi ata. History. Biography. Legends]. Tashkent: Movarounnahr, 2001. 63 p. (in Uzbek).

6. Nurotaiy, S.M., Muradov, S. Otryvki iz istorii Hazrata Zangi ata i svyatyni [Excerpts from the history of Hazrat Zangi ata and the shrine]. Tashkent: Muharrir nashriyoti, 2018. 143 p. (in Uzbek);

7. Eraliev, B., Astanakulov, I., Abdulakhatov, N. Mesta palomnichestva i svyatyni Uzbekistana: Tashkentskaya

oblast i gorod Tashkent [Places of pilgrimage and shrines in Uzbekistan: Tashkent region and the city of Tashkent]. Tashkent: Turan Zamin Zie, 2015. 348 p. (in Uzbek).

8. Abdurakhmanova, J., Jumaeva, Sh., Ismailov, U. The importance of shrines in the spiritual life and mentality of the Uzbek people. International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020, vol. 24, issue 9. 5217 p. (in English).

9. Tashkandiy, S. Timurname [Timur-name]. Tashkent: Chulpan, 1991. 352 p. (in Uzbek).

10. Jumaeva, Sh. Women's pilgrimage rites and rituals (as an example of Tashkent oasis). EPRA International Journal of Multidisciplinary Research (IJMR), 2020, vol. 6, issue 7. 472 p. (in English).

11. Ziyaev, A. Zangi ata [Zangi ata]. Tashkent: Art, 2015. 60 p. (in Russ.).

12. Eraliev, B., Astanakulov, I., Abdulakhatov, N. Mesta palomnichestva i svyatyni Uzbekistana: Tashkentskaya oblast i gorod Tashkent [Places of pilgrimage and shrines in Uzbekistan: Tashkent region and the city of Tashkent]. Tashkent, 2015. 348 p. (in Uzbek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.