Научная статья на тему 'Надгробные надписи святыни Мир-и Джанди Ата (Гузарский район Кашкадарьинской области Республики Узбекистан)'

Надгробные надписи святыни Мир-и Джанди Ата (Гузарский район Кашкадарьинской области Республики Узбекистан) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
197
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДГРОБНЫЕ НАДПИСИ / ЮГА УЗБЕКИСТАНА / ГУЗАР / МИР ДЖАНДИ АТА / ТИМУРИДЫ / ШАЙБАНИДЫ / XVIII / XIX ВВ. / ДУХОВНЫЕ ЛИЦА / МАВЕРАННАХР / GRAVESTONE INSCRIPTIONS / SOUTHERN UZBEKISTAN / GUZAR / MIR JANDI ATA / TIMURIDS / SHAIBANIDS / 18TH / 19TH CENTURIES / CLERGY / MAVERANNAHR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аминов Бобур Бомурадович

С целью проведения системных и комплексных исследований памятников эпиграфики юга Узбекистана было обследовано намогильные плиты святыни Гузара Мир-и Джанди Ата. Единственная в святыне мраморная плита тумбообразной формы принадлежит великому амиру эпохи Тимуридов Султану ‘Али Курчи б. амир Мухаммад Илчи Буга (ум.912/1506 г.) который умер в эпоху Шайбанидов. Остальные надгробия имеющие продолговатой формы принадлежат более позднего времени (XVIII-XIX) и в основном поставлены преподавателям и религиозным деятелям. Среди них персоны с титулом бек, местные потомственные духовные лица с высшими титулами духовенства (муллы, ахунды, садры). Вся информация полученная из материалов погребальной эпиграфики свидетельствует о том что, святыня в поздние времена стало местом упокоения главным образом духовных лиц Мавераннахра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAVESTONE INSCRIPTIONS OF THE MIR-I JANDI ATA SHRINE (GUZAR DISTRICT IN THE KASHQADARYO REGION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN)

In order to conduct systematic and complex studies of the epigraphic monuments located in the southern part of Uzbekistan, the researchers inspected the gravestones of the Guzar shrine Mir-i Jandi Ata. The only bollardshaped marble slab in the sanctuary belongs to the great amir of the Timurid epoch Sultan Ali Curci bin amir Muhammad Ilchi Buga (died 912/1506) whose life ended during the Shaibanid period. The remaining oblong gravestones correspond to a later period (18th-19th centuries) and were primarily erected in honour of teachers and religious figures. They include persons with the title of a bek, and local hereditary clerics with the highest clergy titles (mullahs, akhunds, sadry). All information obtained on the basis of funerary epigraphy materials indicates that in the latest period the shrine was used as a burial ground for Maverannahr clergy.

Текст научной работы на тему «Надгробные надписи святыни Мир-и Джанди Ата (Гузарский район Кашкадарьинской области Республики Узбекистан)»

УДК 930.27(091)

НАДГРОБНЫЕ НАДПИСИ СВЯТЫНИ МИР-И ДЖАНДИ АТА (ГУЗАРСКИЙ РАЙОН КАШКАДАРЬИНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН)

Б.Б. Аминов

GRAVESTONE INSCRIPTIONS OF THE MIR-I JANDI ATA SHRINE (GUZAR DISTRICT IN THE KASHQADARYO REGION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN)

Академия наук Республики Узбекистан

С целью проведения системных и комплексных исследований памятников эпиграфики юга Узбекистана было обследовано намогильные плиты святыни Гузара — Мир-и Джанди Ата. Единственная в святыне мраморная плита тумбообразной формы принадлежит великому амиру эпохи Тимуридов — Султану 'Али Курчи б. амир Мухаммад Илчи Буга (ум.912/1506 г.) который умер в эпоху Шайбанидов. Остальные надгробия имеющие продолговатой формы принадлежат более позднего времени (XVIII—XIX) и в основном поставлены преподавателям и религиозным деятелям. Среди них персоны с титулом бек, местные потомственные духовные лица с высшими титулами духовенства (муллы, ахунды, садры). Вся информация полученная из материалов погребальной эпиграфики свидетельствует о том что, святыня в поздние времена стало местом упокоения главным образом духовных лиц Мавераннахра.

Ключевые слова: Надгробные надписи, Юга Узбекистана, Гузар, Мир Джанди Ата, Тимуриды, Шайбаниды, XVIII—XIX вв., духовные лица, Мавераннахр.

In order to conduct systematic and complex studies of the epigraphic monuments located in the southern part of Uzbekistan, the researchers inspected the gravestones of the Guzar shrine Mir-i Jandi Ata. The only bollard-shaped marble slab in the sanctuary belongs to the great amir of the Timurid epoch Sultan Ali Curci bin amir Muhammad Ilchi Buga (died 912/1506) whose life ended during the Shaibanid period. The remaining oblong gravestones correspond to a later period (18,h-19,h centuries) and were primarily erected in honour of teachers and religious figures. They include persons with the title of a bek, and local hereditary clerics with the highest clergy titles (mullahs, akhunds, sadry). All information obtained on the basis of funerary epigraphy materials indicates that in the latest period the shrine was used as a burial ground for Maverannahr clergy.

Keywords: Gravestone inscriptions, Southern Uzbekistan, Guzar, Mir Jandi Ata, Timurids, Shaibanids, centuries, clergy, Maverannahr.

Известно, что долина Кашкадарьи исторически разделена на два сельскохозяйственных района - Карши и Кеша. Условная граница двух областей проходит по Гузару. Как один из агроклиматических районов Кашкадарьинской области, Гузар вместе с Карши представляет собой Карши-Гузарскую равнинную поверхность, переходящую в предгорья - Гузарские адыри (Лунина, 1984).

Гузар расположен в долине Гузардарьи в принципиально важном пункте, где в прошлом шли торговые караваны, связывавшие Согдиану и Тохаристан. Гузар вошло в арабо-персидские источники под названием «Хузар». В книге «Худуд ал-олам» упомянут расположенный недалеко от Гузара городок Сунах (Субах, Сунадж), входивший в состав Нахшаба (Худуд ул-олам...2008). По сведениям Ибна Хаукаля Гузар считался одной из областей Кеша (Бартольд, 1963). Как пишет В. Бартольд средневековые Субах, Наукад-Курайш и Искифагн принадлежали Гузарскому туману (Бартольд, 1963).

В результате исследований последних лет определены два маузе под названием Наукад на периферии Карши, один из которых находился на дороге от Насафа в Гузар (Жуманазар, 2007).

На террритории Гузара расположено курган Мардтепа, хронологически относящийся к I в. до н.э. до VIII века н.э. Эта была резиденция храбрых и справедливых местных правителей - мардов. Предполагается, что в кургане жил вышеупомянутый правитель из числа тюрков - Сабукра (Камолиддинов, 1996). В VIII веке оно как отдельное владение правителя Сабукры. Существует версия о том, что основателем Гузара является тюркский правитель Афрасияб.

Курган Гузартепа расположено на левом берегу Гузардарьи и его население переселилось сюда из разрушенного арабами домусульманского центра Хузара. Ас-Сам'ани пишет о селение Сурхакат в XII веке в составе рустака Хузар (Камолиддинов, 1996).

Возможно, на территории Гузара находились античный город Габаза, и средневековые города такие как Субах ва Искифагн. Из них Субах считался важным центром на торговом пути Самарканд-Термез (Мавлонов, 2008).

Медресе в центре Гузара было основано сто лет назад представителями мангитской династии. Инициатором ее строительства был тюре Гузара Саййид Акрамхан, по приказу которого строили местные мастера1.

На территории Гузара существуют археологические и эпиграфические памятники. Памятники эпиграфики обнаружены на мазаре Мир-и Жанди Ата в центре города Гузара и на кладбище Мусафир ата ота, расположенного приблизительно в 4-5 км от Мири-Джанди Ата недалеко от магистральной дороги Карши-Термиз и Шахрисабз-Термиз. Погребальная эпиграфика этих объектов представляют новые данные о прошлом Гузара.

Мири Джанди Ата. Под именем Мири Джанди Ата, прежде всего, подразумевается ас-Сухраварди (1145-1234 йй.). На этой территории расположен его символический мавзолей. Он был известным представителем тариката сухравардиййа. Его настоящее имя Шихобиддин (Шахобиддин) Абу Хафс ас-Сухраварди. Основателем тариката является его дядя Зийуддин Абу Нажиб ас-Сухраварди (1097-1168 йй.) (Тримингем, 1989). Его деятельность проходила в таких городах как Багдад, Дамашк, Халаб. Среди представителей тариката Сухравардийа упомянут также Са'ид бин Абдуллах ал-Фаргани (ум. в 1300 й.) (Тримингем, 1989).

Мавзолей Мир-и Жанди Ата в виде землянки расположено на северо-западной части культового объекта. В настоящее время мавзолей отремонтирован. В землянке-мавзолее установлена символическая гробница шейха. Надгробная плита с надписью отсутствует. Фрагмент стелы маленьких размеров на гробнице перенесена из другой части кладбища. На право от главной дороги в макбарат - дахма и на ней несколько сагана отстроенный из жженого кирпича. Среди них надгробие сундук и несколько плит продолговатой формы, перенесенные из разных точек территории кладбища. В культовом центре находится также мазар святого Гулама Накшбанда.

МЯ-1. (165Х37Х40) Плита надгробная сундукообразной формы, изготовленная из светлосерого мрамора. Верхние части боковых поверхностей украшены сталактитой. На верхней плоскости выполнено фестончатое михрабообразное начертание. Края плиты вмяты и выветрены. Надписи граней верхней плоскости утеряны. Трещины на краях и углах плиты. Отбит и выветрен низ юго-западного угла. Эпитафия на южном торце. Почерк насх с элементами сульс. На полосе верхней части боковыз плоскостей марсия (рис. 1).

Текст южного торца.

^лЬ! ¿АЛА ¿¿I (Ь .Г

З&лямй J (51 »^ЛА ( .Г

1. Эта усыпальница великого амира помилованного [Аллахом]

2. амира Султана 'Али Курчи сына амира Мухаммада Илчи

3. Буга, [умер] в месяце мухаррам девятьсоть двенадцатого года (912/1506)

МЯ-2. (149Х14-17Х17). Плита надгробная продолговатой формы трапециевидного сечения. Надписи помещены в декоративную раму. Текст:

1 Информация записана 12 ноября 1993 г. от 90 летнего старца Ахмадова Салама.

1. Было тысяча девятый год [когда] Мулла Рахматуллах

2. сын 'Абд ул-Захир бая, скончавшийся удалялся под землю. (1309/1890)

MR-3.(134X15X15). Плита надгробная продолговатой формы трапециевидного сечения, изготовленная из темно-серого мрамора. Надписи помещены в один ряд (рис. 2).

ЧГЧ Т 4iui ^U Jjljjl JJj ¿A^J

Рахмон валади Узак Бай, 1312/1893

MR-J.(112Х18Х14). Плита надгробная продолговатой формы трапециевидного сечения, изготовленная из темно-серого мрамора. На верхней плоскости высечена «Калима-и таухид». Фраза «Басмалла» выполнена в стиле сульс на высоком художественном уровне.

Ja^n ^JI Ыл ¿y' JU jla Ул

Владелец [надгробия] Мулла Му 'мин Джан Бай ибн Мулла Эш (Иш) Мухаммад MR-P. (135Х14Х20) Плита надгробная продолговатой формы трапециевидного сечения, изготовленная из темно-серого мрамора. На камне высечены святые фразы и эпитафия (рис. 3).

AAIJÁ jl^JjJÁI yAuiaJI CuaJl IJA jjJÁI jJj J^VI yiMjjuiI jJ^ IAAJÍJ^ jjj jJ^ AAIJÁ elM Jdui JIJA yi JAI j UAjifrj ¿JAAI AJI j Ja^n 4JÜÁ JJÁ yJc ^^ j

1.Этот покойник именуемый Ахунд Джан Хаджа

2.Садр Усрушони ал-асли2 [он] сын Ахунда

3.Саййида Шаха Хаджа Садра, да озарит [Аллах] могилы их обоих

4. Да простит [Аллах] их обоих и всех мусульман [которые находятся] в соседстве [ Аллахом]

5. и наилучшие благословения народу Мухаммада, его семьи и всем

MR-S. Два фрагмента одной стелы, находящейся в усыпальнице. Плита изготовлена из темно-серого мрамора. Размеры первого фрагмента стелы: высота 34, ширина 29, тольщина 6 см. Размеры другого фрагмента: 13Х11Х6. Надписи помещены в картуши. На полосе края каменной плиты высечена марсийа (рис. 4).

^JAjn JÜjn I JA. Ч

jjj ye j^a.r m* y (CAij)

1. Эта усыпальница помилованного [Аллахом]

2. Хидр Бика 'Али сына

3. Глубокоуважаемого (О'ли микдара) 'Али бика Мухаммада

4. умер в 1199/1785 г.

Заканчивая, следует сказать, что приводимые выше материалы погребальной эпиграфики интересны с разных точек зрения. Они дают представления о неизвестных в исторических сочинениях исторических лиц занимавших государственные и религиозные должности в разные столетия. Надгробные надписи проливают свет на историю местности, уровень грамотности интеллектуальной среды.

2 По происхождению из Усрушаны.

Иллюстрации

Рис. 1

Рис. 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Бартольд В.В. Сочинения в 9 т. Т. 1. М.: Наука, 1963. С. 189.

2. Жуманазар Абдусаттор. Насаф. Ташкент: Изд. Национальной библиотеки Узбекистана им. Али-шера Наваи, 2007. С. 34.

3. Камолиддинов Ш. Историческая география Южного Согда и Тохаристана по арабоязычным источникам IX — начала XIII вв. Т.: Узбекистон, 1996. С. 27.

4. Лунина С.Б. Города Южного Согда в VIII—XII вв. Ташкент: Фан, 1984. С. 9.

5. Мавлонов У. Марказий Осиёнинг цадимги йуллари: шаклланиши ва ривожланиш босцичлари. Монография. Ташкент: Академия, 2008. 284 с.

6. Тримингем Дж. С.Суфийские ордена в исламе / Пер. с англ. под ред. и с предисл. О.Ф. Акимушкина. М.: Наука, 1989. С. 25, 41.

7. Худуд ул-олам (Мовароунна^р тавсифи) / Пер. с перс. на узбекск., предисл., коммент. и указ. геогр. назв. Амануллы Буриева,: O'ZBEKISTON. 2008. С. 13.

Информация об авторе:

Аминов Бобур Бомурадович, кандидат исторических наук, заведующий отделом координационно-методического центра по вопросам новейшей истории Узбекистана при Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан); sitmihr@yahoo.com

About the Author:

Aminov Bobur B., Candidate of Historical Sciences, Head of Department of the Coordination and Methodological Centre on the Issues of the Modern History of Uzbekistan, Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan (Tashkent, Uzbekistan); sitmihr@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.