Научная статья на тему 'АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАЗРАТИ ИМАМ (ХАСТИМОМ) - ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ'

АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАЗРАТИ ИМАМ (ХАСТИМОМ) - ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
РЕСТАВРАЦИЯ / РЕКОНСТРУКЦИЯ / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЧЕТ / МЕДРЕСЕ / МАВЗОЛЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жонузаков Абдувахоб Эсиргапович, Холиков Синдоркул Равшанович

В статье освещена история, реставрация и реконструкция многовековых архитектурных памятников, расположенных в старогородской части города Ташкента в архитектурном комплексе Хазрати Имам(мавзолей Каффол Шоши, медресе Барак Хан и Муйи Мубарак, мечети Тилла Шейх и Намазгах), а также работы по его возрождению в годы независимости. Рассмотрены архитектурные решения комплекса Хазрати Имам (Хастимом) и его памятников, а также влияние на эстетическое воспитание подрастающего поколения при изучении исторических памятников комплекса и богатого наследия, оставленного нашими предками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАЗРАТИ ИМАМ (ХАСТИМОМ) - ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ»

АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ХАЗРАТИ ИМАМ (ХАСТИМОМ) - ПРИМЕР СОХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В УЗБЕКИСТАНЕ

1 2 Жонузаков А.Э. , Холиков С.Р.

1Жонузаков Абдувахоб Эсиргапович - преподаватель;

2Холиков Синдоркул Равшанович - преподаватель, кафедра архитектурного проектирования, Джизакский политехнический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещена история, реставрация и реконструкция многовековых архитектурных памятников, расположенных в старогородской части города Ташкента в архитектурном комплексе Хазрати Имам(мавзолей Каффол Шоши, медресе Барак Хан и Муйи Мубарак, мечети Тилла Шейх и Намазгах), а также работы по его возрождению в годы независимости. Рассмотрены архитектурные решения комплекса Хазрати Имам (Хастимом) и его памятников, а также влияние на эстетическое воспитание подрастающего поколения при изучении исторических памятников комплекса и богатого наследия, оставленного нашими предками.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, архитектурный комплекс, мечет, медресе, мавзолей.

ЕЮ1: 10.24411/2412-8236-2020-11103

Хорошо известно, что каждые архитектурные памятники своевременно были использованы по назначению, которые впоследствии были сохранены, если повреждены, то реставрированы, а иногда и восстановлены.

Закон Республики Узбекистан «О сохранении и использовании культурного наследия» (от 30 августа 2001 г.) создал правовую базу, соответствующую международным стандартам в области охраны и использования памятников истории и архитектуры.

Провозглашение Ташкента «Столицей исламской культуры» Исламской организацией образования, науки и культуры ИСЕСКО (ISESCO) в 2007 году приветствовалось в нашей стране.

К сожалению, с 20-30-х годов XX-го века, в результате «политики» уничтожения и развития культурного наследия нашего народа, наши архитектурные памятники были превращены в сараи и заброшенные тюрьмы. Все мы являемся свидетелями разрушения сотен мечетей, медресе и мавзолеев. Эта печальная истина была раскрыта с первых лет независимости, и принцип творчества является одним из основных направлений в нашей стране.

Многочисленные исторические памятники и архитектурные памятники в нашей стране были реставрированы и восстановлены за годы независимости. Это создает основу для дальнейшего развития как внутреннего, так и зарубежного туризма.

Принята Указы Президента Республики Узбекистан № 587 от 20 февраля 2007 года «О поддержке общественного фонда Хазрати Имам (Хастимом)» и № 592 от 23 февраля 2007 года «О мерах по реализации работ по восстановлению и благоустройству в архитектурном комплексе Хазрати Имам (Хастимом) в городе Ташкенте».

В Указе №587 говорится: «Архитектурный комплекс Хазрати Имам (Хастимом), являющийся неотъемлемой частью духовного наследия нашего народа, расположен в столице Ташкенте. Исторические памятники в комплексе, такие как мавзолей Каффол Шоши, медресе Барак Хан и Муйи Мубарак, мечети Тилла Шейх и Намазгах веками сохранялись нашим народом.

Этот памятник служит крупным научным и образовательным центром для распространения священной религии и философии ислама и его гуманитарных идей в нашей стране. Следует отметить, что хранится в библиотеке Управления мусульман Узбекистана одного из старейших наиболее почитаемых экземпляров Корана -особенно знаменитого Османского Корана и другие многотысячные рукописи привлекают внимание мировой общественности».

Из истории известно, что один из самых развитых городов, древний Ташкент, получил дальнейшее развитие в XVI веке. Завершено строительство мавзолеев шейха Хованди Тохура и Юнусхана. Возведены медресе Баракхан и мавзолей шейха Абубакра Мухаммада Каффол Шоши, медресе Кокалдош. Эти памятники были отреставрированы в годы независимости. В настоящее время в медресе Баракхан размещается Управление мусульман Узбекистана. Это один из красивейших памятников Ташкента. За годы независимости Ташкент привлекает внимание мира не только своим современным градостроительством и архитектурой, но и уникальными историческими памятниками.

Строители Ташкентского акционерного общества «Реставрация исторических памятников» активно участвовали в реставрации медресе Баракхан. Мы рады, что сохранились старинные узоры и куфические надписи на входной портале в медресе. Реставрирован купола, расположенный с левой стороны главного портала. Согласно историческим источникам, медресе восстановлен первоначальный вид. Справа и слева от портала возвели рельефные синие купола, характерные для XVI века. Эти купола диаметром шесть метров покрыты майоликой. Бывший рухнувший купол, так называемый «Голубой купол», диаметром десять метров, заменен новым.

Реконструкция, реставрация и благоустройство архитектурного комплекса Хазрати Имам (Хастимом) обогатили наше культурное наследие и добавили великолепия нашему городу. Решение этого архитектурного памятника, идея которого неразрывно связана с национальными традициями, отражает уникальный художественный образ.

В частности, красоту нашего города добавила реставрация двух больших башен. Несомненно, восстановление архитектурного комплекса Хазрат Имам (Хастимом) и его памятников очень помогает подрастающему поколению изучать богатое наследие и исторические памятники, оставленные нашими предками.

Город Ташкент играл важную роль в Шошском регионе в XIV-XV веках. Историки XV века пишут: «Шош был одним из крупнейших укреплений на границе с турками. Это был один из крупнейших городов, богатых различными благами ». За пределами города в этот период городской жизни были построены мечеть шейха Хованди Тохур Джума и медресе.

Рис. 1. Архитектурний вид комплекса Хазрати Имам (Хастимом) после восстановления

Главным памятником комплекса Хазрати Имама является мавзолей X-го века Абубакира Мухаммада Каффола. (Каффол - означает мастера замка, но неизвестно, занимался ли он или его дед этой профессией.) Добавление к его имени прозвища Шоши является знаком того, что он из этого оазиса. Место, где он жил, было большим торговым и ремесленным очагом. Об этом свидетельствует большое количество материалов, обнаруженных вокруг мавзолея в результате археологических раскопок. К ним относятся гипс и железный камень, стеклянная и керамическая посуда, остатки различных инструментов и гончарная утварь.

Мавзолей Каффол Шоши - один из монументальных архитектурных памятников XVI века. Абу Бакр Мухаммад Каффаль Шоши был одним из религиозных лидеров, который умер в 976 году и похоронен в своем родном селе (северная часть современного Ташкента). В X веке его могила стала местом паломничества поклонников. В этот период был построен мавзолей, который позже стал первым фундаментом комплекса дахма и религиозных построек, ныне известного как Хазрат Имам. Мавзолей был построен на его могиле почти через пятьсот лет после смерти Каффол Шоши, во время правления династии Шайбани. В этот период город Ташкент процветал, ремесла и торговля развивались, и он стал одним из культурных центров Маворанахра.

Мавзолей Каффол Шоши примечателен еще и тем, что все его фасады построены по-разному. В то время как северный и южный фасады симметричны, восточный и западный фасады ассимметричны. Мавзолей, возможно, был установлен в середине двора.

Нынешнее здание мавзолея Каффол Шоши было построено почти через пятьсот лет после смерти этого священника, в XVI веке, во время правления династии Шайбани, когда Ташкент процветал. В конце 16 века рядом с мавзолеем Каффол Шоши был построен мавзолей Бобходжа (умер в 1519 г.). В результате появился двойной мавзолей, который широко использовался в архитектуре Центральной Азии.

Интересно, что при строительстве здания мавзолея Каффола Шоши не соблюдался композиционный стиль классических архитектурных традиций. Здание построено на основе двух взаимно перпендикулярных осей. Один из них - помещение под куполом -был построен по оси запад-восток, а другой - с севера на юг. Согласно традициям городского строительства X-XI веков, главный вход в мавзолей производился с севера. Однако главный вход в другие памятники, построенные в этот период (медресе и мавзолей Баракхана), и центральная ось традиционно обращены на запад-восток.

Купол мавзолея находится не на обычном круглом основании, а на конической форме конуса, который является единственным примером архитектуры в Центральной Азии. Стороны мавзолея покрыты куполом. Главное здание имеет двойные купола. В то же время, архитектурные примеры Тимура и Тимуридов были соблюдены.

Мавзолей Хазрат Имама расположено на большой территории, хорошо снабжается водой из ручья Калковуз и напоминает ухоженный сад. В этом районе расположены элементы ансамбля. В XIX веке ансамбль значительно расширился и были построены новые здания: медресе Мой Муборак, мечеть Джума, мечети Тилля Шейх, Намазгох, Чиллахона. Все эти здания красиво расположены рядом с бассейном среди зеленых деревьев.

Как и медресе Баракхан и Кукалдоша, мавзолей Каффол Шоши дает возможность осмыслить художественную ценность памятников в Ташкенте. Эти памятники не уступают знаменитым памятникам Самарканда.

Уцелевшие части пяти памятников в комплексе Хазрати Имам были реставрированы, а все поврежденные части восстановлены. Сохранившиеся фотографии и письменные источники используются при ремонте и реставрации памятников. В ремонтно-восстановительных работах принимали участие опытные ремонтники из Ташкента, Самарканда, Бухары и Шахрисабза.

Список литературы

1. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивост среды. Санкт-2. Петербург, 2002 г.

2. Sagatov B.U. About transfer of effort through cracks in ferro-concrete elements // European science review, 2016. № 7-8. С. 220-221.

3. Ожегов С.С., Уролов А.С., Рахимов К.Ж. Ландшафт архитектураси ва дизайни. Самарканд, 2003.

4. Сагатов Б. У. Исследование усилий и деформаций сдвига в наклонных трещинах железобетонных балок // European science, 2020. № 6 (55). С. 59-62.

5. Испандиярова У.Э. Усиление мостовых железобетонных балок высокопрочными композиционными материалами // European science, 2020. № 6 (55). С. 63-67.

ГОРОДСКИЕ ПАРКИ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЛАНДШАФТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА Жонузаков А.Э.1, Миразимова Г.У.2

Жонузаков Абдувахоб Эсиргапович - преподаватель,

кафедра архитектурного проектирования, 2Миразимова Гулбахор Уктамовна - преподаватель, кафедра строительства зданий и сооружений, Джизакский политехнический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье освещена экологическая роль озелененных пространств для отдыха, рассматриваются влияние садово-паркового ландшафта на климат городской среды, экологию, на примере города Джизака, способы организации общегородских парков, зеленых насаждений, функционального зонирования территорий парков культуры и отдыха, вопросы учета архитектурных требований при их проектировании. Приведены рекомендуемые площади территорий зон парков культуры и отдыха, а также видов саженцев для украшения улиц, площадей и скверов.

Ключевые слова: парки, сады, ландшафтная архитектура, экология, зеленные начаждения, функциональное зонирование.

ЕЮ1: 10.24411/2412-8236-2020-11104

Зарубежный и отечественный опыт создания и деятельности городских парков и садов указывает на развитие ряда новых тенденций. Они связаны с осознанием огромной экологической роли озелененных пространств для отдыха. Появляются все новые и новые разновидности объектов садово-паркового искусства, отражающие растущие культурные запросы населения, интересы различных социальных групп, вкусы и предпочтения разных людей. Продолжается поиск средств оригинальной выразительности объектов ландшафтной архитектуры.

Однако к XXI веку ситуация в ландшафтном строительстве изменилась еще более коренным образом. Садово-парковое искусство приобрело иную направленность, из более декоративного приобрело экологические черты, стало нести более глобальные принципы в масштабах планеты. Подобное объясняется ухудшением экологической ситуации, сокращением площади естественных угодий, ростом городов и многими прочими причинами. Задачи ландшафтного искусства стали более серьезными: в первую очередь восстановление биосферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.