Научная статья на тему 'Бухара - город искусства'

Бухара - город искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУХАРА / ТОРГОВЛЯ / РЕМЕСЛО / ИСКУССТВО / РУКОПИСНЫЕ КНИГИ / ЗОЛОТОЕ ШИТЬЕ / СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эсанова Х. З.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и возрождением историко-культурного наследия древнейшего среднеазиатского города Бухары, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бухара - город искусства»

3. Ливанова Т. Критическая деятельность русских композиторов-классиков / Т. Ливанова. - М.; Л.: Государственное музыкальное изд-во, 1950. -101 с.

4. Чайковский П.И. Музыкально-критические статьи / П.И. Чайковский -М.: Музгиз, 1986. - 365 с.

5. Щербакова А.И. Музыкальное искусство в современном пространстве культуры / А.И. Щербакова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2012. - № 5. - С. 97-100.

БУХАРА - ГОРОД ИСКУССТВА

© Эсанова Х.З.*

Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Республика Узбекистан, г. Ташкент

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением и возрождением историко-культурного наследия древнейшего среднеазиатского города - Бухары, внесенного в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ключевые слова: Бухара, торговля, ремесло, искусство, рукописные книги, золотое шитье, сохранение историко-культурного наследия.

Городом-сказкой называют Бухару во всем мире. «Благородная», «Славная обитель» - под такими эпитетами Бухара была широко известна на мусульманском средневековом Востоке. Этот город - один из древнейших городов мира, областной центр независимой и суверенной Республики Узбекистан.

Прошлое города богато важными событиями. На протяжении двадцати пяти веков Бухара испытывала взлет, мировую славу, сказочные богатства, но и черные дни, нашествия врагов, полное разорение и смутные времена. Окружала ее армия Александра Македонского, осаждал арабский завоеватель Муслим ибн Кутейба, сжег город дотла и растоптал пепел копытами коней Чингизхан, беспрестанно терзали Бухару и междоусобицы местных ханов.

Различные эпохи и само время меняли облик древнего города, но умом и талантом его народа приумножались богатства края, создавались на века шедевры материальной культуры, оставленные в наследство грядущим поколениям. И вот перед нами - солнечный край с необозримыми пустынями и стадами каракулевых овец, зеленые оазисы с хлопковыми полями, цветущими садами, с перерезающими их многокилометровыми каналами, уникальные памятники седой старины и современные промышленные предприятия и стройки.

* Магистрант кафедры Истории Узбекистана.

А в Бухаре есть что сохранить для цивилизации - шедевры архитектуры: минарет Калян и мечеть Калян, мавзолей Исмаила Самани, ансамбль Ляби-хауз, десятки других ансамблей, медресе, мечетей, мавзолеев... Архитектурное наследие Бухары - мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.

Будучи одним из основных городов Великого шелкового пути, Бухара внесла заметный вклад в развитие мировой культуры и, как посредник между Востоком и Западом, способствовала взаимопроникновению и развитию взаимоотношений самых различных по своему уровню, стилю и, содержанию национальных культур. Для этого здесь была сильная база, самые благоприятные истоки, ведь Бухара дала миру величайших мыслителей, поэтов, зодчих - Аль Бухори, Рудаки, Дакики, Абу Али ион Силу, Фараби [7, с. 4].

Бухара - занимает достойное место среди древних городов Центральной Азии, таких как Балх, Герат, Мерв (Мары), Самарканд, Термез, Насаф (Карши), Чач - Шаш (Ташкент) и Хорезм (Хива).

В письменных источниках термин Бухара впервые упоминается китайским путешественником Сюань Цзанем (630 г. н.э.) Это же название, но в согдийской транскрипции зафиксировано на монетах сосанидского правителя Варахрана V Опираясь на сведения Джувайни (XII в.), ряд ученых считает, что оно восходит к санскритскому «УХИага» - «Буддийский монастырь», вместе с тем, существует другое предположение, согласно которому топоним «УХИага» - это согдийское слово «вихатак» - «счастливое место» [1, с. 11].

Вариации наименования города - Нуми, Наулум, Нумиджкат - встречающиеся в китайских и арабских письменных источниках, также восходят к согдийскому термину <^аттсЬ» - «знаменитый, «главный».

Дворец Варахши играл особую роль в придворной жизни бухарских правителей. Здесь бухар-худаты предпочитали проводить свой досуг, хотя правительственный дворец располагался в самой Бухаре. По словам мусульманских авторов, красота варахшского дворца была так велика, что вошла в поговорку. Археологические раскопки подтверждают справедливость этой оценки.

Дворец имел двор, обведенный галереями, разнообразные и обширные залы, в оформление которых входили живопись и резной штук. Особенно богато были оформлены Красный зал и Восточный зал. Вдоль стен их тянулись суфы, где восседали участники приемов и пиршеств. На стенах Красного зала (условно поименованного так потому, что в оформлении его господствует красный фон) развертываются сцены охоты: конные герои, восседающие на слонах, поражают вставших на дыбы хищников - львов, гепардов, грифонов. Это не бытовой сюжет, он навеян сказаниями о подвигах витязей, разящих чудовищ. Древняя идея борьбы светлого начала и жестоких сил зла воплощена здесь не в символах, но картиной героического боя, рожденной воображением древних художников. Вверху над главной сценой тянулся фриз с фигурами шествующих животных.

Живопись Восточного зала многосюжетна. На главной стене была представлена гигантская (до 6 м.) фигура царя в белой одежде с мечом, восседающего на троне, который поддерживает желтая (т.е. золотая) фигура крылатого верблюда. По правую руку от царя восседает на ковриках знатная семья, может быть также из Царского рода-мужчина, юноша (видимо, его старший сын) по обе стороны высокого жертвенника со священным огнем, за мужчиной супруга и двое детей. Все они в украшениях, богатых головных уборах и драгоценностях. Мужчина и юноша при оружии в золотых орнаментированных ножнах, в руках у женщины золотая узорная чаша.

На другой стене зала были представлены конные воины в шлемах и панцирных доспехах. На третьей сохранилось изображение камыша, очевидно, здесь была сцена охоты на кабанов или тигров. Все эти сюжеты связаны с придворным церемониалом, с почитанием культа огня, с военными походами, с излюбленной утехой дехканов - охотой. Они отражают реальные черты жизни ранней феодальной Бухары, но в то же время это и не жанровые, а героизированные сцены, почерпнутые, как в Красном зале, скорее всего из рыцарского эпоса, позднее вошедшего в поэтический свод «Шахнаме» Фирдоуси.

Живопись Варахши - это образец большой художественной школы, главным центром которой, очевидно, была в У-УП вв. сама Бухара. Лишь уверенная рука многоопытных мастеров могла так непринужденно без предварительной разметки нанести на обширной стене прорисовку всей композиции, а затем прописать ее красками. Краски ярки, но цветовая гамма сдержанна. Манера росписи без светотени и перспективы, изображение развертывается на плоскости. Но застылости нет. В сцене охоты, например, мастерски передано движение от стремительного броска хищника к мягким изгибам фигур охотников и мерному шагу слонов. В сценах же царского представительства, наоборот, подобающее придворному церемониалу достоинство поз и сдержанность жеста [8, с. 55].

К концу XIX - началу XX в. Бухара была крупнейшим в центральноази-атском регионе центром ремесленного производства - важнейшим фактором экономики эмирата. Местные ремесла не только удовлетворяли нужды населения, но и являлись предметом экспорта. В Бухаре насчитывалось около сотни отраслей. В различных кварталах Бухары работали мастера по ткачеству поясов, лощильщики, ювелиры, медники, кузнецы и слесари, подко-вочники, литейщики бронзы, чугунолитейщики, гончары, шорники, мастера по изготовлению цепных изделий, деревообработчики, седельники, каменщики, ремесленники по плетению циновок, шитью халатов, тулупов, плотники, сапожники, чернильщики обуви, золотошвеи, шапочники, босонные изделия, надкалывание фисташек.

В начале XX века Бухаре в караван-сарае около Тима Абдуллахана располагались лавки рукописных книг из Индии, Турции, Ирана и Казани.

В Бухару из индийского Бомбея привозили огромное количество учебных пособий, учебников, книг по истории, суфизму, медицине, поэтических

сборников. Бомбейские литографические издания были, в основном, на персидском и арабском языках, и отличались хорошим качеством.

Литографические издания Ирана и Ташкента встречались реже, т.к. они были дороже индийских. Их печатали на качественной фабричной российской бумаге, а книги, изданные в Индии, печатали на тонкой, желтоватой бумаге, которая на языки местного населения называлась «жайдари» (кустарный). Литографические и типографические издания снижали цену рукописных книг. Встречаются рукописи, которые вместо ранее известных видов качественной бумаги типа «ипак», «канаби», «хон балиги» переписывали на старой пожелтевшей бумаге. Рукописные книги создавали по заказу в единичных экземплярах [2, с. 10].

Во второй половине XIX в. Бухарском эмирате во всех населенных пунктах вблизи мечетей возводились бани. В Бухаре бытовало обязательное правило - каждый мусульманин перед пятничной молитвой должен был посетить баню [3].

Посетившие в XIX в. Бухару зарубежные путешественники (Александр Бернс, Мартинс Хонигбергер) в своих воспоминаниях отмечали 16 бань. Н.В.Ханыков называет бани - Бозори Хужа, хаммоми Нав, Мисгарон, Аб-дуллох хужа, Шиша хона хаммоми, Жуйбор хаммоми, хаммоми Тукум дузи, Гов кушон, Доббиён, Бозори нав, Саррафон, Чашмаи Аюб, Оби Оташ, Пойи остона, Гаргарон и Кунджак. По его сведениям, бани Бухары состояли из четырех отделений. Первое - раздевалка, где посетители оставляли верхнюю одежду и переходили в другое помещение. Здесь было теплее, на бедра надевали передник и переходили в третье помещение, гармхону - «горячую комнату». В четвертой, тоже обогреваемой комнате, желающим оказывали услуги - все виды массажа. После купания, переходили в третью, затем - во вторую комнату, одевались, отдыхали в первой комнате, пили горячий и холодный чай и покидали баню [4, с. 74].

Центральноазиатский регион с его исторической толерантностью, занимает особое место в деятельности ЮНЕСКО. В 1995 г. ЮНЕСКО провела техническое исследование в соответствии с финансируемым ООН проектом по комплексной консервации и развитию Бухары важнейшего города Шелкового пути - Бухары. Предложения включали изучение возможностей ремонта, строительного укрепления и приемлемого использования монументов, модернизации системы общественного водоснабжения и канализации, восстановления традиционных кварталов и предоставления условий для развития ремесел [5, с. 15-17]. В частности, ЮНЕСКО было выделено 90 тыс. долл. США на консервацию исторических памятников Чор - Минор в Бухаре и Тилля-Кари в Самарканде.

В 1997 году Бухара была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1997 году международной общественностью под эгидой ЮНЕСКО широко отмечался юбилей Бухары (2500 лет).

При содействии ЮНЕСКО центры развития ремесел: резьбы по дереву и камню, изготовлению изделий из железа, ткачества, керамики, вышивки, мозаичного производства, которые демонстрируют разнообразие культурных традиций региона, организованы сегодня в исторических местах Бухары.

В Бухаре под эгидой ЮНЕСКО в старинной мечети Эшони Пир открыт ковроткацкий цех, где при изготовлении красок и пряжи используются древние методы и рецепты. В близлежащих селах организован сбор и восстановление старинных ткацких станков [6].

10-летний масштабный проект, направленный на сбор и изучение материалов, касающихся истории культуры народов, живших в регионах по трассе Великого Шелкового пути, выполнил поставленную перед ним задачу. Теперь ЮНЕСКО реализует ряд более конкретных проектов, суть которых заключается в возрождении и поддержке отдельных направлений культуры той или иной местности. К ним можно отнести стартовавший в 2002 г. проект восстановления школ производства традиционной керамики в Бухаре. Он был рассчитан на два года и финансировался по гранту правительства Японии. К реализации проекта были привлечены известные историки, искусствоведы, знатоки народного творчества. Изучался состав глины, глазури древних изделий, по крупицам восстанавливалась техника их производства. Кроме того, важной составной частью проекта стала финансовая поддержка ряда школ мастеров, где бережно сохраняются традиционные методы создания керамических изделий.

Эксперты ЮНЕСКО уделяют внимание развитию ремесленных школ поддерживая их не типичность, уникальные особенности.

Насчитывающая два с половиной тысячелетия Бухара на протяжении многих веков была одним из выдающихся культурных центров Центральной Азии. Несомненно, что сохранение и возрождение традиционных культурных ценностей Бухары является важней задачей современного этапа.

Список литературы:

1. Султанов Х. Бухара - город на Великом Шелковом пути // Эхо истории. - Ташкент, 2013. - № 4.

2. Холназарова Л. Книжный рынок Бухары // Эхо истории. - Ташкент, 2012. - № 3.

3. Уролов А. Халк; хаммомлари. - Т.: «ФАН», 1987.

4. Алимов Х. Традиционные бани Бухары // Эхо истории. - Ташкент, 2011. - № 1-2.

5. UNESm General report. - Paris, 2004.

6. Кобзева О.П., Джалилов О.З. Страницы истории Великого Шелкового пути: шелк, специи и чай. - Ташкент, 2013.

7. Сааков В.Г. История Бухары. - Ташкент: «Шарк», 1996.

8. История Бухары. - Ташкент: «ФАН», 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.