Научная статья на тему 'Классификация факторов, влияющих на функционирование рынка'

Классификация факторов, влияющих на функционирование рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1449
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Христова Е. Ю., Колбасова М. Д.

В статье рассмотрены различные подходы к понимаю факторов, влия­ющих на функционирование рынка, с точки зрения маркетинга и менеджмента и выделены их особенности и отличительные черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация факторов, влияющих на функционирование рынка»

сегодня одной из наиболее актуальных, сложных проблем, стоящих перед экономической теорией.

Список литературы:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., 2011. - Серия: Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова.

2. Емяков А.Д. К понятию информации: учебное пособие. - М., 2012.

3. Микроэкономика: учебное пособие / Б. Корнейчук. - 2-е издание. -М., 2012.

4. Ситник Н.П. Влияние информации на человека. - М., 2012.

5. www.vevivi.ru.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА

© Христова Е.Ю.*, Колбасова М.Д.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье рассмотрены различные подходы к понимаю факторов, влияющих на функционирование рынка, с точки зрения маркетинга и менеджмента и выделены их особенности и отличительные черты.

Ключевые слова: рынок, факторы внешней среды, факторы внутренней среды.

Рынок как экономическая категория постоянно изменяется под воздействием условий, обусловленных влиянием политической, экономической, демографической, природной и прочей среды. При исследовании рыночной среды определяется ряд важных факторов, а также степень их влияния на изучаемое явление.

Группировка факторов по тем или иным признакам называется классификацией факторов. Она позволяет выяснить причины исследуемых явлений, точнее оценить место и роль каждого фактора [23, с. 30-35].

Компании, ориентированные на увеличение прибыли, внимательно изучают факторы, которые так или иначе влияют на деятельность фирмы, для того, чтобы максимально использовать открывающиеся им возможности и свести к минимуму потенциальные угрозы.

Савицкая Г.В., Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. предлагают следующую классификацию факторов (табл. 1) [17, с. 85; 24, с. 43-47; 23, с. 33].

* Ассистент кафедры Маркетинга, коммерции и логистики ШЭМ ДВФУ.

* Студент.

Таблица 1

Классификация факторов

Классификационный признак Виды факторов Значение исследования

По своей природе Природно-климатические Оказывают влияние на результаты деятельности в промышленности, лесной отрасли и т.д. Учет влияния этих факторов позволяет точнее оценить результаты субъектов изучаемого рынка

Социально-экономические Данные факторы способствуют более полному использованию производственных ресурсов

Производственно-экономические Определяют полноту и эффективность использования производственных ресурсов, а также повышают эффективность работы субъектов рынка

По степени воздействия на результаты Основные; Второстепенные Точность в определении степени воздействия факторов на результат, обеспечивает правильность выводов по результатам анализа

По зависимости от человека Объективные; Субъективные Позволяет оценить степень достоверности

По степени распространенности Общие; Специфические Деление факторов по степени распространенности позволяет учесть особенности отдельных предприятий, сделать более точную оценку их деятельности

По местам возник-новения(центрам ответственности) Внутренние; Внешние Разделяя факторы на внутренние и внешние, фирма должна понимать, что на внутренние она в состоянии воздействовать, а изучение внешних неконтролируемых факторов позволяет определить степень их воздействия на фирму

По времени действия Постоянные; Переменные Постоянные факторы оказывают влияние на протяжении всего времени, переменные же факторы воздействуют периодически

По характеру действия Интенсивные; Экстенсивные Интенсивные факторы связаны с количественным приростом показателя, а экстенсивные характеризуют степень усилия в процессе производства

По свойствам отражаемых явлений Количественные; Качественные Количественные факторы выражают количественную определенность явлений (количество рабочих, оборудования, сырья). Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов (производительность труда, качество продукции)

По своему составу Простые; Сложные Большинство факторов являются сложными, поскольку состоят из нескольких элементов

По возможности измерения влияния Измеримые; Неизмеримые Воздействие отдельных факторов на результативный показатель может быть определено количественно. Вместе с тем имеется целый ряд факторов, влияние которых на результаты деятельности предприятий не поддается непосредственному измерению

По иерархии Первого порядка; Второго порядка Факторы первого порядка непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня

Источник: составлено по [17, с. 85; 24, с. 43; 23, с. 33].

Рассмотрим классификацию факторов рыночной среды в маркетинге. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Соловьев Б.А., Бронникова Т.С., Чернявский А.Г., Джоббер Д. рассматривают маркетинговую среду фирмы, состоящую из микросреды и макросреды (табл. 2).

Таблица 2

Факторы маркетинговой среды предприятия

Маркетинговая среда предприятия

Микросреда Макросреда

Факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и определяющие его возможность по обслуживанию клиентуры Факторы социального характера, оказывающие влияние на микросреду предприятия и влияющие на его маркетинговые решения

Клиенты; конкуренты; маркетинговые посредники; контактные аудитории; поставщики демографические; экономические; природные; технологические; социокультурные; политические; международные

Источник: составлено по [12, с. 29; 19, с. 31-33; 2; 6, с. 113].

Данченок Л.А. рассматривает маркетинговую среду фирмы, состоящую из трех подсистем (табл. 3) [10, с. 71-78].

Таблица 3

Факторы маркетинговой среды фирмы

Маркетинговая среда фирмы

Микросреда Макросреда

Внутренняя Внешняя

Среда, абсолютно контролируемая с точки зрения функций и возможно -стей маркетинговой службой Среда, частично контролируемая маркетингом компании Факторы, постоянно влияющие на деятельность компании, действие которых может быть как положительным или отрицательным, при этом компания на них воздействовать не может, а может лишь приспосабливаться к сложившейся ситуации

Финансовая служба, производство, снабжение, сбыт, НИОКР Поставщики, по -средники, клиентура, контактные аудитории, конкуренты Факторы: демографические (структура населения, миграции и т.д.), природные (невозобновляемость природных ресурсов и т.д.), экономические, технические, политические (законодательство по регулированию деятельности в различных отраслях), культурные (степень ценности для общества таких понятий, как семья, брак, доверие к государству)

По мнению У Руделиуса, внешние факторы включают в себя социальные, экономические, технологические, регулирующие. Но автор также добавляет и конкурентные факторы, которые обычно относят к микросреде фирмы (рис. 1).

Таким образом, авторы в области маркетинга считают целесообразным разделить среду на микро и макроокружение в зависимости от степени ее воздействия на деятельность фирмы.

Поставщики

Организация отдел маркетинга; сотрудники; прочие отделы;

Поставщики

Внешние факторы

Социальные Экономические Технологические Конкурентные Регулирующие

Демографические сдвиги: Изменения в культурной среде Макроэкономические условия; Уровень доходов потребителей Изменения в технологии; Влияние технологии на потребительную стоимость Альтернативные формы конкуренции; Составляющие конкуренции; Новые корпоративные тенденции Законы, регулирующие конкуренцию; Законы, затрагивающие деятельность по комплексу маркетинга; Законы о защите прав потребителей; Консьюмер изм

Рис. 1. Факторы маркетинговой среды фирмы [16, с. 78-80]

Годин А.М. и Голубков Е.П. считают, что внешняя среда маркетинга подразделяется на макро и микросреду. Внешняя среда маркетинга характеризует факторы и силы внешние по отношению к маркетингу, которые влияют на возможности организации устанавливать и поддерживать успешное сотрудничество с потребителями [5, с. 18]. Голубков Е.П. различает микровнешнюю и макровнешнюю среду маркетинга.

Годин А.М. разделяет факторы внутренней и внешней среды предприятия, внешние факторы разделяет на факторы косвенного воздействия (состояние экономики, факторы международного окружения, социально -культурные факторы, географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс) и факторы прямого воздействия (конкуренты, потребители, инвесторы, законы и государственные органы, собственники, поставщики [4, с. 31].

К факторам макроокружения относятся: общественно-политическое устройство и право; уровень и структура народного хозяйства; культура, образование, обычаи; уровень научно-технического прогресса в обществе; экономические и социальные условия; демографические факторы; К факторам микроокружения относятся: уровень конкуренции с предприятиями аналогичных отраслей; конъюнктура рынка: структура конкретного рынка и требования покупателей, реклама фирм-конкурентов и т.д. [4, с. 83].

Рассмотрим классификацию факторов рыночной среды с точки зрения менеджмента. В теории управления объектами рассмотрения различных школ в основном являются внутренние факторы. Каждая школа акцентировала внимание на тех аспектах, на которые, по ее мнению, должно было бы влиять руководство организации в целях ее успешного функционирования. Исследователи данных школ уделяли недостаточно внимания факторам,

находящимся вне организации [14, с. 113]. Мескон М. выделяет факторы внешней среды, которые оказывают влияние на предприятие на микро- и макроуровне, различая, таким образом, микросреду и макросреду воздействия. Мескон М. выделяет во внешнем окружении компании среду прямого и косвенного воздействия [14, с. 116-120]. Согласно М. Мескону, среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе их прямое воздействие. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного влияния на операции, но тем не менее сказываются на них [14, с. 116-120].

Модель, предложенная К. Боумэом представляет собой развитие концепции пяти конкурентных сил Портера. Клифф Боумэн разделяет среду на макро и микроуровень [1, с. 43-47].

Дэниэлс Д., Радеба Ли выделяют факторы внешней рыночной среды: географические, исторические, политические, правовые (юридические), экономические и антропологические [7, с. 12].

На рис. 2 представлены ключевые факторы, влияющие на выбор стратегии компании, которые выделяют А. Томсон и А. Стрикленд [20, с. 89].

Внешние факторы

Социальные, политические, гражданские нормы Привлекательность отрасли и уровень конкуренции Возможности компании и угрозы

Стратегическое положение компании

Внутренние факторы

Сила и слабость компании, конкурентные возможности Личные устремления, философия бизнеса, этические принципы руководителей Общие ценности и корпоративная культура

Рис. 2. Факторы, влияющие на выбор стратегии компании

По мнению Ю.Н. Лапыгина внешняя среда разделяется на дальнее и ближнее окружение. Ближнее окружение оказывает непосредственное воздействие на системы, а дальнее - опосредованное [9, с. 99-101]. Волкогоно-ва О.Д., Зуб А.Т. разделяют точку зрения Лапыгина Ю.Н., но выделяют не ближнюю / дальнюю подсистему, а ближнее / дальнее окружение, но факторы идентичны, разница только лишь в названии (табл. 4). Авторы разделяют рыночную среду на две части. «Ближнее окружение» - непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Ближнее окружение включает в себя: клиентов, поставщиков и т.д.

Таблица 4

Факторы рыночной среды организации [3, с. 15-16; 8, с. 21-25]

Рыночная среда - среда существования организации

«Ближнее» окружение «Дальнее окружение»

Влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей Включает факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию не прямое, а опосредованное

Составляющие: клиенты, поставщики, конкуренты, государственное регулирование, требование муниципальных властей, профсоюзы, торговые организации Составляющие: требования законодательства, изменения в государственной политике, социальные и культурные особенности

Организации тесно взаимодействуют с этой частью рыночной среды, менеджеры пытаются управлять ближним окружением с целью изменения влияния в благоприятное направление Воздействие факторов определить трудно, но нельзя игнорировать, так как они зачастую определяют тенденции, которые со временем могут повлиять на «ближнее окружение»

Баумгартен Л.В., Маркова В.Д., Кузнецова С.А. разделяют внешнюю среду на макро и микро (табл. 5) [22, с. 162].

Таблица 5

Факторы внешнего окружения фирмы

Внешнее окружение

Макросреда (отдаленное окружение) Микросреда (ближнее окружение)

Правительство, состояние экономики, научно-технический прогресс, социально-демографические и природные факторы Потребители, поставщики, конкуренты, кредиторы, акционеры, профсоюзы

Источник: составлено по [22, с. 162; 11, с. 40-43].

Фатхутдинов Р.А., Разумова С.В. рассматривают внешнюю среду менеджмента как совокупность компонентов макросреды, инфраструктуры региона (мезосреды) и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы. Внешняя среда, по их мнению, состоит из микро и макросреды [21, с. 409; 15, с. 86-97].

Ланкина В.Е. выделяет только внутренние и внешние факторы, при этом не разделяет внешние факторы на микро и макро [13]. Среда фирмы, по мнению В.Е. Ланкиной, состоит из внешних факторов (социальные, политические, общественные условия и законодательство; привлекательность отрасли, конкурентные условия; возможности и опасности для компании) и внутренних факторов (сильные и слабые стороны компании, конкурентная рыночная позиция; персональные амбиции, философия бизнеса, этические принципы; стоимость акций и культура компании и др.) [13].

Основное отличие в предложенных факторах, рассмотренных выше авторов, отразим в табл. 6.

Таблица 6

Разделение рыночной среды на внутреннюю и внешнюю в менеджменте и маркетинге

Уровень возможности контроля фирмой рыночной среды Фирма полностью контролирует среду Фирма частично контролирует среду Фирма не контролирует среду, приспосабливается к ней

Среда с позиции маркетинга Внутренняя среда Внешняя среда

Микросреда Макросреда Внешняя среда

Факторы Персонал фирмы, логистика, сбыт, производство и т.д. Поставщики, посредники, клиентура, контактные аудитории, конкуренты Демографические; состояние экономики; природные; технологические; социокультурные; политические; международные

Среда с позиции менеджмента Внутренняя среда Внешняя среда

Внутренняя среда Микроокружение Макроокружение

Факторы Персонал фирмы, логистика, сбыт, производство и т.д. Поставщики, посредники, клиентура, контактные аудитории, конкуренты Демографические; состояние экономики; природные; технологические; социокультурные; политические; международные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы проанализировали классификации, предложенные различными авторами. Мы определили, что практически все специалисты в области экономики, маркетинга, менеджмента дают свой набор факторов. Под факторами микросреды мы предлагаем понимать такие факторы прямого воздействия, как клиенты, поставщики, конкуренты, посредники. Под факторами макросреды - факторы косвенного воздействия, на которые не могут повлиять субъекты рынка - демографические, политические, экономические, социальные, культурные, географические, технологические, природные факторы, а также глобализациия, которая имеет место практически на всех рынках в современной рыночной экономике. При помощи анализа этих факторов субъекты рынка могут создать перечень опасностей и возможностей, с которыми сталкивается в этой среде, а также выделить факторы прямого воздействия, которые могут частично контролировать и изменять степень воздействия на процессы, происходящие в рыночной среде.

Список литературы:

1. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1997. - 175 с.

2. Бронникова, Т.С. маркетинг: учеб. пособ. / Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999. - 254 с.

3. Волкогонова О.Д. Стратегический менеджмент: учебник / О.Д. Вол-когонова, А.Т. Зуб. - М.: ИД «Форум»: Инфра-М, 2008. - 256 с.

4. Годин А.М. Маркетинг: учебно-методическое пособие / А.М. Годин. -М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001. - 212 с.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебник. - М.: Издательство «Финпресс», 2003. - 496 с.

6. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Д. Джоббер. - М.: Вильямс, 2000. - 688 с.

7. Дэниелс Джон Д. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции / Джон Д. Дэниелс, Радеба Ли Х. - М.: «Дело Лтд», 1994. - 784 с.

8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 415 с.

9. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учеб. пособ. / Ю.Н. Ла-пыгин, Д.Ю. Лапыгин. - М.: Эксмо, 2010. - 432 с.

10. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: учебник / Под. ред. Л.А. Данченок. - М.: Маркет ДС, 2006. - 758 с.

11. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: Инфра-М, 2001. - 288 с.

12. Маслова Т.Д. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. -СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

13. Менеджмент организации: учебное пособие / Под. ред. В.Е. Ланки-на. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 776 с.

14. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хе-доури. - М.: Дело, 1998. - 704 с.

15. Разумова С.В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С.В. Разу-мова. - Минск: БГЭУ 2008. - 375 с.

16. Руделиус У Маркетинг / У Руделиус. - С.: ДеНово, 2001. - 706 с.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Г.В. Савицкая. - Мн.: ООО «Новое знание», 1999. -688 с.

18. Соболев Ю.В. Стратегия предприятия и стратегический менеджмент: учеб. пособие / Ю.В. Соболев, В.Л. Дикань, А.Г. Дейнека, Л.А. Позднякова. - Харьков: ООО «Олант», 2002. - 416 с.

19. Соловьев Б.А. Маркетинг / Б.А. Соловьев. - М.: Инфра-М, 2006. -383 с.

20. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб. для вузов / А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. -М.: Банки и биржи, Юнити, 1998. - 576 с.

21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: учебник / Р.А. Фатхут-динов. - СПб.: Питер, 2003. - 347 с.

22. Фишер С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М.: «Дело ЛТД», 1993. - 864 с.

23. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л.Н. Чечевицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 379 с.

24. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для вузов / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - М.: Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.