Научная статья на тему 'Управление внутренней и внешней средой в сфере туризма: обзор исследований по проблеме'

Управление внутренней и внешней средой в сфере туризма: обзор исследований по проблеме Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ / ВНЕШНЯЯ / СРЕДА / ФАКТОРЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ТУРИЗМ / СФЕРА ТУРИЗМА / ОТРАСЛЬ / КОМПАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падерин Алексей Владимирович

В статье рассматриваются понятия внутренней и внешней среды с позиции инструмента, призванного повысить эффективность функционирования сферы туризма. Представлен обзор точек зрения различных ученых на содержание этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление внутренней и внешней средой в сфере туризма: обзор исследований по проблеме»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х

Реализация данного механизма позволила субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет краткосрочных бюджетных кредитов не допускать возникновение кассовых разрывов, а также учитывая льготную процентную ставку (0,1 %), сократить уровень долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты в части замещения коммерческих кредитов на бюджетные кредиты.

Механизм доведения и контроля предельных объемов финансирования позволяет минимизировать риски кассового разрыва на едином казначейском счете и обеспечить исполнение расходной части федерального бюджета в условиях, как неравномерности, так и некоторого снижения поступлений в доходную часть федерального бюджета.

Системный подход к управлению финансовыми ресурсами, предполагающий планирование и прогнозирование кассовых поступлений и выплат, подлежащих учету на едином казначейском счете, основанный на мониторинге обязательств сектора государственного управления и системе оценки ликвидности единого казначейского счета, позволит существенно повысить уровень исполнения бюджетов, обеспечить сбалансированность бюджетной системы.

Список использованной литературы:

1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N° 145-ФЗ (действующая редакция от 03.07.2016).

2. Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 777 «О порядке осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО» (вместе с «Правилами осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам РЕПО»).

3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 № 1121 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах» (вместе с «Правилами размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах»).

4. Постановление Правительства РФ от 17.09.2013 № 816 «Об осуществлении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) иностранной валюты».

5. Прокофьев С.Е. Операции РЕПО со средствами единого казначейского счета Федерального казначейства // Финансы. - 2015. - №10.

6. Официальный сайт Федерального казначейства. - Режим доступа: http://www.roskazna.ru/.

© Омшанова Э.А., 2016

УДК 338.48

Падерин Алексей Владимирович

канд.экон. наук, старший преподаватель кафедры «Экономика», АНО«ООВО» «Университет экономики и управления»,

г. Симферополь, РФ E-mail: ueu_nauka@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ

Аннотация

В статье рассматриваются понятия внутренней и внешней среды с позиции инструмента, призванного повысить эффективность функционирования сферы туризма. Представлен обзор точек зрения различных ученых на содержание этих понятий.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Внутренняя, внешняя, среда, факторы, управление, туризм, сфера туризма, отрасль, компания, организация, туристическая отрасль.

По данным ВТО туристическая отрасль вносит существенный вклад в мировой ВВП - 10 % [13]. Причем этот показатель растет ежегодно. Поэтому во всех странах, где есть условия для развития туризма, туристическая отрасль становится бюджетообразующей. Однако, важным остается и вопрос повышения эффективности функционирования сферы туризма. Управление внутренней и внешней средой как раз и выступает направлением повышения эффективности работы туристической отрасли [8].

Проблема внутренней и внешней среды рассматривается в работах П.Ф. Друкера [4], М. Мескона [7], Р.А. Фатхутдинова [12], А.Г. Поршнева [10], А.Т. Зуба [6], Г.Я. Гольдштейна [2], Д.И. Долгова [3], А.Н. Дятлова [5], А.Н. Головкова [1].

Друкер П.Ф. говорит о важной роли, которую играет для организации ее внутренняя и внешняя среда: "Менеджмент ограничен внутренней средой организации... Поле деятельности менеджмента - внутренняя среда организации" [4, с. 120]. Внешняя среда для ученого связана с предпринимательской деятельностью, которой любая компания должна обязательна заниматься: "Если предприятие ... не участвует в предпринимательской деятельности, оно долго не протянет" [4, с. 120]. "Предпринимательская деятельность инициируется внешней средой и направлена во внешнюю среду" [4, с. 121].

Мескон М. выделяет во внутренней среде переменные, которые организация должна принимать во внимание: "Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации . Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди" [7, с. 44]. Не меньшее значение придает Мескон М. и внешней среде организации: "Однако ее успех решающим образом зависит также от сил, внешних по отношению к организации и действующих в глобальном внешнем окружении" [7, с. 61].

Фатхутдинов Р.А. уделяет внимание внешней среде менеджмента, к которой он относит "компоненты макросреды, инфраструктуры региона и микросреды фирмы, оказывающие прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы" [12, с. 409]. При этом макросреда фирмы

- это "совокупность компонентов, оказывающих прямое или косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы. К этим сферам относятся следующие: международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная" [12, с. 418]. Микросреда фирмы - это "совокупность субъектов, оказывающих косвенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность фирмы" [12, с. 420].

Для Поршнева А.Г. внутренняя и внешняя среда организации выступают в качестве внутреннего и внешнего мотиваторов экономического поведения: "Внутренние мотиваторы: творчество; потребности; установки; интересы; ценностные ориентации; мотивы; цели. Внешние мотиваторы: социально-политические условия; финансовая и налоговая политика; законодательно-правовые условия; производственная среда; жилищно-бытовые и семейные условия; духовная среда; природно-географическая среда" [10, с. 214].

Зуб А.Т. называет внешнюю среду средой существования и выделяет в ней "ближнее" и "дальнее" окружение: "Среда существования организации делится на две части. Первая часть - "ближнее" окружение

- непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Вторая часть - "дальнее" окружение - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности" [6, с. 13]. "Если внешняя среда характеризуется отношениями с поставщиками, заказчиками и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-1/2016 ISSN 2410-700Х_

конкурентами, - т. e. в конечном итоге возможностями и угрозами, то внутренняя среда - сильными и слабыми сторонами самой организации, важнейшими будут: ресурсы и организация корпорации; рынки и сбыт; финансирование; производство, операции и технические аспекты; персонал" [6, с. 46].

Гольдштейн Г.Я. вместо понятий "внутренняя и внешняя среда" вводит термин "информация для анализа": "Информация для анализа окружающей среды: природная окружающая среда, технологическая окружающая среда, экономическая окружающая среда, социально-демографическая окружающая среда, политическая и правовая окружающая среда" [2, с. 64]. Для Долгова Д. И. " внутренняя среда фирмы является ... реакцией на внешнюю среду", а "внешняя среда фирмы выступает как нечто заданное" [3]. Ученый считает, что внешняя среда - это "многоплановый контекст бизнеса, прямо или косвенно оказывающий на него влияние" [5].

Головков А. Н. дает следующие определения понятиям внутренняя и внешняя среда: "Внутренняя среда - это среда функционирования экономического субъекта, находящаяся в его пределах и присущая ему. Внешняя среда - среда функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него" [1, с. 47].

Таким образом, авторы рассматривают эту среду всего лишь в качестве информации, которую должна проанализировать компания и которая может ей помочь в деятельности. Однако, остается открытым вопрос, приведет ли такая информация к повышению эффективности функционирования организации, и как такая информация может повысить эффективность работы организации [19; 11]. Определение подхода, повышающего эффективность функционирования туристической сферы, основываясь на управлении внутренней и внешней средой, требует дальнейшей более глубокой разработки. Список использованной литературы:

1. Головков А.Н. Теория внутренней и внешней среды в управлении процессами интеграции бизнеса / А.Н. Головков // Российское предпринимательство. 2011. № 12. С. 46 - 51.

2. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог : ТРТУ, 2004. - 267 с.

3. Долгов Д.И. Место и роль организации, ее внутренняя и внешняя среда [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - Январь, 2013. Режим доступа: http: //ekonomika.snauka.ru/2013/01/1364.

4. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / П. Друкер. М.: Вильямс, 2004. - 422 с.

5. Дятлов. А.Н. Внешняя среда бизнеса [Электронный ресурс] // Экономика. Социология. Менеджмент.-Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/19185255/

6. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика / А.Т. Зуб. М.: Аспект-Пресс, 2002. - 261 с.

7. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон. - М.: Дело, 1999. - 800 с.

8. Михуринская Е.А., Пироженко О.Ю. Оценка особенностей пространственной структуры АР Крым // Сталий розвиток економши. 2013. № 3 (20). С. 131-136.

9. Падерин А.В. Эффективность функционирования организации в условиях агрессивного внешнего воздействия // Ученые записки Таврического национального университета им В. И. Вернадского. 2009. № 2. С.264 - 273.

10. Слива-Щерба Ю.В. Венчурный бизнес в туризме как инвестирование инноваций Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 13-2. С. 45 - 47.

11. Тищенко А.Н., Узунов В.Н., Розгон И.В. Экономическая диагностика регионов как способ управления конкурентоспособностью / Проблемы экономики (Харьков). 2013. № 1. С. 151 - 158.

12. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. М.: Дело, 2005. - 448 с.

13. World Economic Impact Report [Электронный ресурс] // Economic Impact Research. - Режим доступа: http://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic%20 impact%20research/regional%202015/world2015.pdf.

© Падерин А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.