Научная статья на тему 'Классификация чеченских народных лирических песен'

Классификация чеченских народных лирических песен Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1141
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЖАНР / ЖАНРОВЫЕ ВИДЫ / ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ЧЕЧЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ / ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ / НЕОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Джамбеков Овхад Алихаджиевич

В статье исследуются известные классификации лирических песен Н.П. Колпаковой, В.Я. Проппа, В.И. Ерёминой, на основе которых автором статьи создается классификация чеченских народных лирических песен, собранных и записанных в ходе этнографических экспедиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация чеченских народных лирических песен»

УДК 801.6 : 7.031

ББК 82.3 (2=Чеч)

Д 40

О. А. Джамбеков

Классификация чеченских народных лирических песен

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье исследуются известные классификации лирических песен Н.П. Колпаковой, В.Я. Проппа, В.И. Ерёминой, на основе которых автором статьи создается классификация чеченских народных лирических песен, собранных и записанных в ходе этнографических экспедиций.

Ключевые слова:

Фольклор, классификация, жанр, жанровые виды, лирические песни, чеченские народные лирические песни, обрядовые песни, необрядовые песни.

В песенном наследии чеченцев значительное место занимают народные лирические песни. В определении этого жанра мы придерживаемся точки зрения Н.П. Колпаковой: «.. .это песни, связанные с трудовым и семейным укладом внутри крестьянской общины... свободно исполняемые в любых условиях крестьянского быта, не связанные ни с игрой, ни с каким- либо обрядовым действием» [1: 8-9].

Проблема исследования тематики, художественного метода и поэтики лирической песни неизбежно ведет к необходимости анализа жанровых форм. Не имея четкого представления о составе, природе и исторической жизни каждого вида жанра народной лирики, трудно говорить о ее бытовой и идейно-художественной специфике. И те, и другие вопросы, на наш взгляд, невозможно решить без установления жанрового состава народной лирической песни, без изучения существующих классификаций. Для этого мы обращаемся к классификации Н.П. Колпаковой и В.Я. Проппа. Критически осмысливая существующие классификации, ученые предложили, в сущности, разные методы распределения песенного материала, которые в определенной мере дополняли созданные ими классификации. Произведя анализ огромного количества лирических песен, Н.П. Колпакова выявила общественную функцию всех русских традиционных крестьянских бытовых песен, которая сводится к следующему: 1) песня заклинает природу, судьбу, предметы видимого или невидимого мира; 2) песня переосмысливает явление трудовой действительности и служит для игры; 3) песня величает человека-труженика за его трудовые и личные качества; 4) песня служит для выражения эмоционального отношения человека к окружающему миру, т.е. передает чувства радости, горя, гнева, обиды, негодования, шутливый или сатирический взгляд на отдельные явления действительности. Таким образом, традиционный крестьянский песенный репертуар распадается в своей основе на четыре жанра: а) песни заклинальные, б) игровые, в) величальные, г) лирические.

Классификация Н.П. Колпаковой при всех ее достоинствах не лишена недостатков. Не всегда оправдано объединение песен в рамки одного жанрового вида. На это указали Т.И. Акимова [2: 12-14] и В.И. Еремина [3: 111-113]. В.Я. Пропп высказывает несогласие с Н.П. Колпаковой в разделении песен на «игровые» и «лирические»: «Лирика есть понятие широкое, в которое входят самые различные виды народных поэтических песен. Данное же распределение исходит из узкого понимания «лирики» как выражения глубоко личных интимных чувств. «Игровые» песни - одна из частых форм исполнения песен; противопоставлять понятие «лирических» и «игровых» песен и утверждать их несовместимость так же неправильно, как говорить о несовместимости понятий дерева и березы» [4: 67].

Первостепенную задачу фольклористов В.Я. Пропп видел в установлении жанрового состава национального фольклора. «Когда будет решена эта первая, основная задача, - писал В.Я. Пропп, - окажется необходимым, с одной стороны, установить те более общие и широкие категории, к которым жанр восходит, с другой - разбить жанр на более мелкие и дробные категории, на которые он распадается, т.е. включить его в систему классификации в целом» [5: 150].

Считая жанр понятием чисто условным, В.Я. Пропп, вместе с тем, признавал удобным его применение. Песенный жанр характеризуется несколькими устойчивыми признаками: поэтикой, бытовым применением и формой исполнения. «Ни один признак в отдельности, как правило, еще не характеризует жанр, он определяется их совокупностью» [6: 149]. Эти признаки, считает В.Я. Пропп, существенны, постоянны и исключают возможность различного толкования.

Важнейшим признаком песни, по мысли учёного, является признак социальной принадлежности. Опираясь на него, он делит всю фольклорную лирику на два основных вида: «песни крестьян» и «песни рабочих». Крестьянская лирическая песня разделена им на два основных раздела: лирику обрядовую и необрядовую. Обрядовая лирика включает в себя свадебные песни и похоронные причитания. Необрядовая лирика может быть изучаема по своему содержанию и по формам своего исполнения.

Общие теоретические положения В.Я. Проппа, связанные с проблемой жанра народной лирики и ее классификации, приемлемы, они проясняют многие проблемы, с которыми сталкиваются фольклористы. Однако принцип социальной принадлежности, положенный им в основу деления народных лирических песен, на наш взгляд, несколько уязвим: он не охватывает весь песенный материал. По справедливому замечанию В.И. Ереминой, у Проппа выпал из общей системы такой громадный слой народной песенной культуры, каким являются романс и городская песня, в раздел семейно-обрядовых песен не попали крестильные и окликальные песни, в разделе внеобрядовых песен отсутствуют трудовые песни и припевки. Кроме этого, мы видим, что социальный признак классификации дает одновременно и более общее, и более частное деление, такие как вид и жанр, что противоречит теории самого В.Я. Проппа.

В. И. Еремина, учитывая все лучшее, ценное, что есть в научных классификациях

Н.П. Колпаковой и В.Я. Проппа, предложила новую концепцию деления песенного материала. Основой ее стала форма бытования и исполнения этих песен. Все внеобрядовые песни исследовательница делит на два основных раздела: 1) песни, связанные в момент своего исполнения с движением и 2) песни, исполнение которых не сопровождается движением. «Первый раздел охватывает два основных вида песен: крестьянские протяжные песни и песни литературного происхождения. Оба эти вида народных песен представляют собой разножанровые явления. Протяжная крестьянская песня может быть разделена на два основных типа песен, как это и было предложено Н.П. Колпаковой, - сюжетные песни повествовательного типа и бессюжетные песни типа раздумий. Сюжетные песни - явление многоплановое. Сюда входят разные в жанровом отношении песни, такие, как семейно-бытовые (с выделением в данном жанре группы сатирических протяжных песен - антикрепостнических по содержанию), рекрутские, солдатские, разбойничьи и тюремные» [3: 113].

Второй раздел объединяет несколько жанров. В.И. Еремина включает в него жанры игровых и хороводно-игровых песен. Кроме этого, раздел песен, сопровождающихся движением, «объединяет в себе еще два жанра - это жанр трудовых песен (с выделением групп бойких, гребных, лямочных, тягловых и прочих припевок) и жанр походных или маршевых (по музыкальному строю) песен, внутри которого могут быть выделены группы шаговых и бравых песен, а также походных припевок» [3: 113].

Таким образом, выделение групп внутри каждого песенного жанра, затем сюжетнотематическое распределение текстов внутри песенной группы, далее последовательный подбор вариантов того или иного сюжета позволит нам не только найти то самое

единственное место для каждой песни, но и определить предмет изучения, что «очень часто означает правильно отнести его к определенному классу, виду, разновидности» [6: 10].

Схема классификации, предложенная В.И. Ереминой, на первый взгляд выглядит сложной, многоступенчатой, но преимущества ее перед предыдущими классификациями неоспоримы, хотя бы потому, что каждая песня получила определенную приписку: к роду лирической поэзии, области народной поэзии, виду, типу, жанру, группе, сюжету, варианту.

Произведенный текстологический анализ примерно шести тысяч чеченских народных лирических песен показал, что наиболее приемлемой основой деления песенного материала является форма бытования и исполнения этих песен. Согласно этой форме все чеченские народные лирические песни делятся на два основных раздела: 1) обрядовые и 2) необрядовые. Так как нас интересуют необрядовые песни, то мы считаем необходимым предложить только классификацию этого типа песен. Они также разделяются на две группы: 1) песни, исполнение которых не сопровождается движением и 2) песни, связанные в момент своего исполнения с движением. К песням первой группы относятся: 1) песни социально-политического содержания, 2) семейно-бытовые, 3) любовные, 4) сатирические, 5) юмористические и 6) лирические причитания; ко второй группе следует отнести танцевальные песни.

В рамках подобного деления каждый жанр чеченской народной необрядовой лирики «находит» свое место, другими словами, ни одна из песен не оказывается «за бортом», вне учета. Словом, достигается цель, которую мы ставили перед собой, поднимая проблему классификации чеченских народных лирических песен.

Работа эта имеет практическую значимость. В нескольких фольклорных сборниках [7], изданных в республике в 50-70 гг., лирические песни публиковались произвольно. Предложенная нами классификация помогла, наконец, упорядочить весь материал народной лирики [8: 454-501].

Примечания:

1. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. М., 1962.

2. Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. Саратов, 1966.

3. Еремина В.И. Классификация народной лирической песни в советской фольклористике // Русский фольклор. Т. 17. М., 1977.

4. Пропп В.Я. О русской народной лирической песне // Народные лирические песни. Л., 1961.

5. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора // Русская литература. 1964. № 4.

6. Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этнография. 1964. № 4.

7. Чеченские илли и лирические песни. Т. I / сост. З. Джамалханов и С. Эльмурзаев. Грозный, 1959; Песни вайнахов / сост. и прим. М. Дикаева. Грозный, 1972; Сто мелодий. Илли и лирические песни / сост. Я. Хасбулатов. Грозный, 1977.

8. Чеченский фольклор / сост., предисл. и научн. коммент. О.А. Джамбекова. Грозный, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.