УДК 398.3
Л. В. Дёмина
д-р культурологии, канд. искусствоведения, Тюменский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ЛИРИЧЕСКАЯ ПРОТЯЖНАЯ ПЕСНЯ КАК ЦЕНТР ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫ ЗАПАДНОСИБИРСКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ
Проанализировано состояние традиционной песенной культуры русского населения ЗападноСибирского Зауралья. Структурно-типологический метод позволил рассмотреть песенные жанры западносибирской традиции, а научно-фольклористический анализ - выявить классификацию песенной системы жанров на исследуемой территории. В сфере неприуроченных жанров русской песенной традиции Западно-Сибирского Зауралья стержневое положение занимает лирическая протяжная песня (в народной терминологии «проголосная»), представляющая самую ее обширную и многообразную сферу. Лирическая проголосная песня не закреплена за ритуальной и игровой сферами народной культуры. Метод систематизации, типологизации и фольклорного анализа позволил рассмотреть жанр лирической песни в исторической трансформации и помог объективно оценить тенденции ее сохранения, возрождения и трансляции в современное общество. Именно лирическая протяжная песня влияет на всю местную жанровую систему западносибирской песенной традиции. На основе системного подхода в научный оборот введен достаточно обширный пласт жанра лирической песни исследуемой территории. По сюжетно-тематическому составу и музыкально-поэтическому стилю выделяются две группы лирических «проголосных» песен в западносибирской песенной традиции. Важным критерием лирики является жизненное содержание поэтических текстов («жительские»), напевы же обозначаются исполнителями как «тяжелые» и демонстрируют артикуляционный эталон коллективного ансамблевого пения старожилов и новопоселенцев ЗападноСибирского Зауралья. Наличие особой исполнительской терминологии отличает жанр лирики. Систематизированные фольклорные образцы лирики включены в учебно-педагогическую деятельность как учебный региональный материал. Хотя традиция исполнения лирической проголосной песни в современном быту утрачена, она остается в репертуаре творческих коллективов региона. Новые фольклорно-этнографические источники, а также теоретические выводы значимы для дальнейшего исследования жанра лирической песни русской народной культуры Сибири в целом.
Ключевые слова: западносибирская песенная традиция, лирическая протяжная песня, проголосная песня, региональный материал
Для цитирования: Дёмина, Л. В. Лирическая протяжная песня как центр жанровой системы западносибирской песенной традиции / Л. В. Дёмина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2016. - № 3 (47). - С. 66-70.
Для научных исследований сегодня представляют интерес фольклорные традиции позднего формирования, к которым относится региональная культура Западно-Сибирского Зауралья. Традиционный научно-фольклористический анализ позволяет выявить классификацию песенной системы жанров на исследуемой территории, а также ядро региональной песенной традиции русских старожилов и переселенцев XIX - XX вв. из европейской части России, Белоруссии и Украины [3, с. 240].
Наиболее обширный и стилистически цельный пласт западносибирского фольклора, играющего роль центрального элемента местной жанровой системы в сфере неприурочен-ных жанров, не закрепленных за ритуальным либо игровым контекстом, занимает лирическая протяжная песня. Отсутствие обязательной прикрепленности протяжных песен к определенному обрядовому или бытовому моменту, возможность выбора песни, характера ее исполнения применительно к опреде-
66
ленному случаю, огромный диапазон поэтических образов и настроений, а также высокая степень эстетической значимости ставят ее в центр народной западносибирской песенной культуры [6, с. 183].
О времени возникновения лирических протяжных песен исполнители говорят: «ранешна» песня, «допотопная», «стародавняя». В западносибирской традиции лирические протяжные песни народные исполнители называют «проголосными», «долгими», «жалобными» (грустными). Можно услышать: «Долги песни поют» (длинные); балладные песни («жестокая» баллада) - «житейские». Относятся они к неприуро-ченным жанрам и бытуют как лирические проголосные песни раннего и позднего стилевого слоя (женской и мужской тематики) [10].
Важным критерием лирических проголосных песен является «жизненное» содержание их поэтических текстов («жительные», «тревожные»). Напевы в данной разновидности песен обозначаются исполнителями как «тяжелые»: «Надо петь сильно врастяг, тяжело вытянуть» [6, с. 81].
Для лирических проголосных песен Западно-Сибирского Зауралья характерен артикуляционный эталон коллективного необрядового пения. По сюжетно-тематическому составу, музыкально-поэтическому стилю, формам исполнительской реализации можно выделить две группы лирических проголосных песен как у русских старожилов, так и у новопоселенцев: песни, восходящие к крестьянскому песне-творчеству, чаще представляющие женскую лирику (любовную, семейную); песни, отделившиеся от крестьянской общины, соответствующие мужской (тюремные, разбойничьи, рекрутские, солдатские и казачьи, песни ссылки и каторги) лирике [2].
Основная масса лирических проголосных песен (женских и мужских) бытует сегодня в женской среде, что сказывается на исполнительском стиле и структурной организации мужских песен. В манере артикуляции происходит сглаживание различий между двумя разновидностями лирической песни, так как исполняются они взрослыми женщинами в низ-
ком регистре (малой октаве) и часто совпадают по диапазону с мужскими голосами [4, с. 1, 6].
В поселениях русских старожилов до сегодняшнего времени сохранилось коллективное ансамблевое пение лирических песен и особая манера их исполнения, отличающаяся яркостью, громкостью, большим напряжением звука, с многочисленными огласовками. Отличительной особенностью лирических проголосных песен старожильческой традиции остается их ритмическая организация, где на основе разнообразных цезурированных и сегментированных поэтических текстов образуются вторичные ритмические структуры посредством координации напевов со стихами расширенного строения и с помощью выделенных запевов, включенных в мелострофы [5, с. 28, 30].
В основном для проголосных песен старожилов и новопоселенцев характерен «слоговый ритмический строй» с незначительным распева-нием отдельных слогов. Сольные запевы в песнях делятся на два вида: речитативный с произношением текста в свободном ритме в диапазоне от кварты до септимы; распевный с рельефом волны в том же диапазоне [10, с. 13-15].
Характерны кадансовые мелообороты в конце строф: спуск к главной опоре (обязательно унисону) во всех мелодических линиях поступательным движением либо квартовым скачком вверх; завершение напева октавой или последовательностью двух параллельных октав и наличием восходящего скачка на кварту либо квинту в верхней мелодической линии [8, с. 55-57; 9, с. 11-13].
Для звуковысотной организации лирических проголосных песен характерны семиступенные диатонические лады (ионийский, миксолидийский, дорийский, эолийский, реже - фригийский); часто встречается варьирование высоты III, VI ступеней в рамках одной мелоячейки, что приводит к смене звукорядов на гранях единиц мелодической формы; происходит изменение высоты ладовой опоры на кварту, секунду с последующим возвращением назад либо с закреплением новой опоры. Основной формой многоголосия остается невыдержанное трехголосие с ос-
67
новным средним голосом [5, с. 39-41]. Каждый голос в ансамбле выполняет свою функцию: средний голос - запевала, бас и высокий голос - подголосок.
Вторая группа лирических песен относится к поздним песням, объединяющим городской и крестьянский романсы (в народной терминологии «жестокий»), городскую бытовую песню, позднюю историческую песню, жестокую балладу. В них признаки крестьянской песенной лирики соседствуют с элементами городского песнетворчества, и характе-ризируются они следующими признаками: поэтические тексты любовного содержания с лексическими оборотами, не свойственными традиционной лирике («изменщик коварный»); ритмическая организация опирается на стопные силлабо-тонические стихи, чаще рифмованные; преобладают стихотворные тексты с формулами 8+8, 7+7, 7+6, 8+7 слогов в сочетании с четырехсложной стопой с ударным третьим слогом [5, с. 46-52]; звуковысотная организация выстраивается на вертикальном компоненте лада (мелодия движется по звукам созвучий терцовой структуры, часто с опева-нием звуков) и гармонической функциональности [8, с. 61]; фактуру составляет «ленточная» гетерофония с эпизодическим нарушением терцового параллелизма и двухголосие с «подводкой»; в первой мелострофе нередко выделяется форма зачина, но в последующих строфах он пропевается всем ансамблем и не выделяется фактурно и синтаксически.
В последние десятилетия бытование лирических песен на территории ЗападноСибирского Зауралья существенно трансформировалось: изменились жанровый состав песен, формы бытования и их исполнение [4]. Собранные материалы фольклорных экспедиций на исследуемой территории свидетельствуют об активном бытовании в настоящее время балладных песен социально-бытовой, любовной и семейной тематики, исполняющихся с эмоциональным напряжением, сочувствием героям. От песенниц зафиксированы варианты песен различного содержания: а) балладные песни, рассказывающие о судьбе
женщины в чужой семье, под разными названиями: «Ванька-ключник, злой разлучник», «В саду ягода, да малина под прикрытием росла», «Что ты, ягода-малина»; б) многочисленные варианты балладной песни «Как на кладбище Митрофановском отец дочку зарезал свою»; в) варианты «Где-то в городе близ Саратова», представляющие рассказ об убийстве отцом своего ребенка по требованию мачехи (с подробным изображением случившегося); г) балладные песни любовного содержания «Катюша», «Суд» («Я прихожу домой одна, а на столе лежит повестка явиться мне в народный суд по делу моего убийства»), «Ах, васильки, васильки» (с темой трагической судьбы покинутой девушки, ее месть, смерть), «Друзья, пред вами сознаюся, сестру родную полюбил».
Отличительными свойствами лирической проголосной песни у русских старожилов и новопоселенцев остаются эмоциональная сдержанность как проявление их сибирского характера, сосредоточенность и глубина чувств, искренность и поэтическое отношение к миру [7]. При исполнении лирической протяжной песни голоса подразделяются на нижний «толстый», «главный», верхний «тонкий», «второй», причем каждый голос, как правило, создается несколькими певцами вместе.
Анализ жанровой системы песенной традиции русского населения Западно-Сибирского Зауралья показал, что центром местной жанровой системы выступает лирическая проголосная песня благодаря сохранности в памяти певцов-исполнителей, а также своему значительному удельному весу в общем корпусе традиционной песенной культуры на исследуемой территории. «Новому поколению людей нелегко составить себе представление обо всех жизненных обстоятельствах, которые обусловили длительное существование в быту народа песнопений» [1]. Традиция исполнения лирической песни постепенно утрачивается, оставаясь в современных условиях в основном в репертуаре профессиональных и любительских ансамблей, народных хоров.
68
1. Аникин, В. П. Календарная и свадебная поэзии / В. П. Аникин. - Москва: МГУ, 1970. - 121 с.
2. Дёмина, Л. В. История собирания фольклора сибирских переселенцев и проблемы источников / Л. В. Дёмина // Культура и образование как фактор развития региона: материалы междунар. науч.-практ. конф. (8 февр. 2008 г.): в 3 ч. / отв. ред. В. М. Кашлач. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2008. -Ч. 1. - С. 45-50.
3. Дёмина, Л. В. Календарные обряды старожилов и поздних переселенцев (Тюменская область) / Л. В. Дёмина // Язык, литература и культура в региональном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (3-7 окт. 2007 г.). - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2007. - С. 239-248.
4. Дёмина, Л. В. Креативный потенциал региональной традиционной культуры (на примере ЗападноСибирского Зауралья) / Л. В. Дёмина // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. - 2011. - № 4. - Шифр Информрегистра: 0421100093\0068. - Режим доступа: http//teoria-practica.ru/-4-2011/filosofiya/kuzemina-pashkova.pdf.
5. Дёмина, Л. В. Песенная жемчужина Исетского района / Л. В. Дёмина. - Тюмень: Культура, 1996. - 102 с.
6. Дёмина, Л. В. Песенная культура русского населения юга Тюменской области: моногр. / Л. В. Дёмина. -Тюмень: Титул, 2013. - 284 с.
7. Дёмина, Л. В. Свадебный обряд славян Тюменской области / Л. В. Дёмина. - Тюмень: Экспресс, 2005. - 242 с.
8. Дёмина, Л. В. Россияночка: песни д. Ермаки Викуловского района Тюменской области / Л. В. Дёмина. -Тюмень: ООАТ, 1995. - 83 с.
9. Дёмина, Л. В. Русские народные песни Тюменской области / Л. В. Дёмина. - Тюмень: Культура, 1991. - 53 с. 10. Дёмина, Л. В. Фольклор юга Тюменской области: старожилы, новопоселенцы: сб. (материалы по региональному фольклору) / Л. В. Дёмина. - Тюмень: Титул, 2014. - 240 с.
Получено 10.06.2016
L. Demina
Doctor of Culturology, Candidate of Ait Criticism Tyumen State Institute of Culture E-mail: [email protected]
LYRICAL MELODIOUS SONG AS CENTRE OF THE WEST-SIBERIAN TRADITION GENRE SYSTEM
Abstract. The article contains analysis of the Russian population of the West-Siberian Trans-Ural Territory traditional song culture state. Structural-typological method has allowed studying West-Siberian tradition song genres and scientific-folkloric analysis has allowed classifying song system genres within the territory under study. Lyrical melodious song (or pro-voiced in folklore) occupies the central position in the sphere of the Russian song tradition non-timed genres representing its widest and most varied sphere. Lyrical pro-voiced song hasn't been determined as the one of either ritual or game sphere of folk culture. The systematization, typology and folklore analysis method allowed considering the lyrical song genre in historical transformation and promoted evaluating its tendencies of preservation, revival and translation into modern society objectively. Just lyrical melodious song influences all local genre system of the West-Siberian song tradition. The system approach has introduced quite vast layer of lyrical song genre of the territory under consideration into the scientific sphere. According to subject-topical composition and musical-poetical style lyrical "pro-voiced" songs of the West-Siberian song tradition can be divided into two groups. Important criteria of the lyric poetry are vital content of poetic texts ("residential"), while tunes are marked by different performers as "heavy" and point out articulation standard of the West-Siberian Trans-Ural Territory old-residents and new settlers collective ensemble singing. Lyric poetry genre is notable for special performing vocabulary. Specialized folklore lyric poetry standards are included into educational activities as regional teaching materials. Though at present the performing tradition of lyrical pro-voiced song has
69
been eliminated it is still included in the repertoire of many regional creative musical groups. Both new folklore-ethnographic sources and theoretical conclusions are important for further studies of lyrical song genre of the Russian folk culture in Siberia in tote.
Keywords: West-Siberian song tradition, lyrical melodious song, pro-voiced song, regional materials For citing: Demina L. 2016. Lyrical melodious song as centre of the West-Siberian tradition genre system. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (47): 66-70.
References
1. Anikin V. 1970. Kalendarnaya i svadebnaya poeziya [Calendar and wedding poetry]. Moscow: Moscow State University. (In Russ.).
2. Demina L. 2008. History of collecting folklore of Siberian immigrants and the problems of the source. Kul'tura i obrazovanie kak faktor razvitiya regiona [Culture and education as a factor of regional development]. Ishim: Publishing house of the Ishim P. P. Ershov State Pedagogic Institute. P. 45-50. (In Russ.).
3. Demina L. 2007. Calendar rites of the old citizens and recent immigrants (Tyumen region). Yazyk, literatura i kul'tura v regional'nom prostranstve [Language, literature and culture in the regional space]. Barnaul: Publishing house of the Altai State University Press. P. 239-248. (In Russ.).
4. Demina L. 2011. The creative potential of regional traditional culture (the example of the West Siberian Urals). Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of the social development] [Electronic resource]. No 4. Code of Informregistr: 0421100093\0068. Available from: http //teoria-practica.ru/-4-2011/filosofiya/kuzemina-pashkova.pdf. (In Russ.).
5. Demina L. 1996. Pesennaya zhemchuzhina Isetskogo rayona [Singing of a pearl Isetsky district]. Tyumen: Culture. 102 p. (In Russ.).
6. Demina L. 2013. Pesennaya kul'tura russkogo naseleniya yuga Tyumenskoy oblasti [Cultural singing of the South population of the Tyumen region]. Tyumen: Titul. 284 p. (In Russ.).
7. Demina L. 2005. Svadebnyy obryad slavyan Tyumenskoy oblasti [The wedding ceremony of the Russian population of the Tyumen region]. Tyumen: Ekspress. 242 p. (In Russ.).
8. Demina L. 1995. Rossiyanochka: pesni d. Ermaki Vikulovskogo rayona Tyumenskoy oblasti [Rossiyanochka: songs of country "Ermaky" of the Vikulovsky District of the Tyumen region]. Tyumen: OOAT. 83 p. (In Russ.).
9. Demina L. 1991. Russkie narodnye pesni Tyumenskoy oblasti [Russian folk songs of the Tyumen Region]. Tyumen: Culture. 53 p. (In Russ.).
10. Demina L. 2014. Fol'klor yuga Tyumenskoy oblasti: starozhily, novoposelentsy [Folklore of the south of the Tyumen region: the old-timers, new settlers]. Tyumen: Titul. 240 p. (In Russ.).
Received 10.06.2016
70