Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
340
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КРИТЕРИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО БАЗАМ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Глазкова Галина Борисовна, Парфенова Лариса Анатольевна, Медведкова Наталия Ивановна

В физической культуре и спорте (ФКиС) неотъемлемой частью образовательного процесса, соревновательной и научной деятельности является база данных. С теоретической точки зрения классификация систематизирует информационное пространство по физической культуре и спорту, обогащает знаниями о сути и разновидностям баз данных, их целевому назначению, указывает компьютерные программы для создания таких баз. Практическое значение информационных баз данных заключается в размещении и хранении в их структуре данных (информации): текстовой, графической, видеоклипов, спортивных результатов и функциональной диагностики, презентаций, видеолекций, а также баз данных электронных библиотек, электронных изданий. Специалисту по ФКиС для свободной ориентации в информационных потоках необходимо уметь получать, обрабатывать, использовать, хранить, структурировать и систематизировать информацию. Для этого нами создана классификация баз данных, включающая пять групп данных: 1) спортивные базы данных; 2) базы данных для создания учебно-методических комплексов; 3) библиографические библиометрические базы данных и электронные библиотеки; 4) база данных для сбора, хранения информации и организации учебного процесса; 5) база данных по ГТО для всех возрастных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шутова Татьяна Николаевна, Глазкова Галина Борисовна, Парфенова Лариса Анатольевна, Медведкова Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF DATABASES IN THE FIELD OFPHYSICAL CULTURE AND SPORTS

In physical culture and sports, the integral part of the educational process, the competitive and scientific activity is a database. From the theoretical point of view, the classification systematizes the information space on physical culture and sports, enriches with knowledge about the essence and types of databases, their intended purpose, indicates computer programs for creating such databases. The practical significance of information databases is the placement and storage of data (information) in their structure: text, graphic, video clips, sports results and functional diagnostics, presentations, video lectures, as well as databases of electronic libraries, electronic publications. The specialist in physical education and sports for free orientation in information flows must be able to receive, process, use, store, structure and systematize information. To do this, we have created the database classification that includes five data groups: 1) sports databases; 2) databases for creating educational and methodological complexes; 3) bibliographic bibliometric databases and electronic libraries; 4) a database for collecting, storing information and organizing the educational process; 5) a database project to improve physical fitness for all age groups.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

тов к труду и обороне" (ГТО) для инвалидов. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (30 октября 2020 года). - Санкт-Петербург, 2020. - С. 190-195.

REFERENCES

1. State Duma (2012), "On ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities", Federal Law No. 46-FZ of May 3, 2012, available at: http://ivo.garant.rU/#/document/70170066/paragraph/1:0 (accessed: 10.07.2021).

2. State Statistics Service (2021), Situation of persons with disabilities, available at: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (accessed: 10.07.2021 ).

3. Shelekhov, A.A. and Evseeva O.E. (2020), "Determination of the number of persons with disabilities of working age who took part in the implementation of the standards of the VFSK TRP complex for the disabled", All-Russian physical culture and sports complex "Ready for labor and defense" for the disabled. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, pp. 190-195.

Контактная информация: a.shelehov@lesgaft.spb.ru.

Статья поступила в редакцию 02.09.2021

УДК 796/799:004.65

КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА

Татьяна Николаевна Шутова, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Борисовна Глазкова, кандидат педагогических наук, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва; Лариса Анатольевна Парфенова, кандидат педагогических наук, доцент, Поволжский университет физической культуры, спорта и туризма», Казань; Наталия Ивановна Медведкова, доктор педагогических наук, профессор Гжельский государственный университет, Чайковская государственная академия физической

культуры и спорта

Аннотация

В физической культуре и спорте (ФКиС) неотъемлемой частью образовательного процесса, соревновательной и научной деятельности является база данных. С теоретической точки зрения классификация систематизирует информационное пространство по физической культуре и спорту, обогащает знаниями о сути и разновидностям баз данных, их целевому назначению, указывает компьютерные программы для создания таких баз. Практическое значение информационных баз данных заключается в размещении и хранении в их структуре данных (информации): текстовой, графической, видеоклипов, спортивных результатов и функциональной диагностики, презентаций, видео-лекций, а также баз данных электронных библиотек, электронных изданий. Специалисту по ФКиС для свободной ориентации в информационных потоках необходимо уметь получать, обрабатывать, использовать, хранить, структурировать и систематизировать информацию. Для этого нами создана классификация баз данных, включающая пять групп данных: 1) спортивные базы данных; 2) базы данных для создания учебно-методических комплексов; 3) библиографические библиомет-рические базы данных и электронные библиотеки; 4) база данных для сбора, хранения информации и организации учебного процесса; 5) база данных по ГТО для всех возрастных групп.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, классификация, классификационные критерии, цифровизация, систематизация знаний по базам данных.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p335-339

CLASSIFICATION OF DATABASES IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Tatyana Nikolaevna Shutova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Galina Borisovna Glazkova, the candidate of pedagogical sciences, Plekhanov Russian University of economics, Moscow; Larisa Anatolyevna Parfenova, the candidate of pedagogical sciences,

senior lecturer, Volga Region University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan; Natalia Ivanovna Medvedkova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Gzhel State University, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports

Abstract

In physical culture and sports, the integral part of the educational process, the competitive and scientific activity is a database. From the theoretical point of view, the classification systematizes the information space on physical culture and sports, enriches with knowledge about the essence and types of databases, their intended purpose, indicates computer programs for creating such databases. The practical significance of information databases is the placement and storage of data (information) in their structure: text, graphic, video clips, sports results and functional diagnostics, presentations, video lectures, as well as databases of electronic libraries, electronic publications. The specialist in physical education and sports for free orientation in information flows must be able to receive, process, use, store, structure and systematize information. To do this, we have created the database classification that includes five data groups: 1) sports databases; 2) databases for creating educational and methodological complexes; 3) bibliographic bibliometric databases and electronic libraries; 4) a database for collecting, storing information and organizing the educational process; 5) a database project to improve physical fitness for all age groups.

Keywords: physical culture and sport, classification, classification criteria, digitalization, systema-tization of knowledge by databases.

Актуальность. Современному специалисту в сфере физической культуры и спорта для свободной ориентации в информационных потоках необходимо уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютера, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Применение интеллектуальных обучающих систем предполагает использование баз данных, баз знаний, экспертно-обучающих систем, систем искусственного интеллекта. Специалист должен уметь выбирать эффективные и разрабатывать технологии и модели для решения социально-педагогических проблем, анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт. Ведущей категорией баз данных является категория «информация», включающая в себя массив сведений (данных, результатов соревнований и контрольных упражнений), находящихся в постоянном движении, преобразовании, дополнении. Классификация баз данных в сфере физической культуры и спорта будет иметь высокое как теоретическое, так и практическое значение для образовательных и спортивных организаций, учреждений в качестве основы целостного понимания, сути баз данных по ФКиС, их критериальных признаков и целевого предназначения.

Под спортивной базой данных подразумевается такая информационная система, в которой собраны разнообразные сведения о тренерах, судьях, руководителях, спортсменах, соревнованиях, стадионах, сборных командах, учреждениях подготовки, местах тренировочных процессов и др. Также следует отметить, что в нашей стране создан Всероссийский реестр объектов спорта, насчитывающий свыше 1600 объектов [2]. Благодаря наличию такой базы данных о спортивных сооружениях можно оценить категории объектов, их оснащенность и площади, рассчитать возможность проведения физкультурно-массовых мероприятий для населения, возможности использования объектов спорта для программ активного долголетия, фестивалей ГТО. Также, например, существует база данных «Sportdiscus» для публикации исследований в области спорта и спортивной медицины.

В образовательном процессе базы данных применяются для создания учебно-методических комплексов по дисциплинам, для осуществления программ повышения квалификации, диагностических мероприятий по физической подготовленности и функциональному состоянию обучающихся. Приведем примеры баз данных, реализованных на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»: 1. «Концептуальные основы управления пространством физической культуры и спорта вуза». 2. Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки

инструкторов по спорту «Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с населением». 3. «Оздоровительная аэробика в системе физического воспитания». 4. «Основа цифровизации ФКиС в вузе».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Базы данных представляют собой именованную совокупность, отражающую статус объектов и их отношений [1]. Управление базами данных представляет собой совокупность языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения и совместного использования базы данных многими пользователями. Обычно различают три класса (модели) организации базы данных: иерархические, сетевые и реляционные.

Иерархическая модель схематически изображается в виде графа, в котором каждый узел является вершиной. Эта модель представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих граф - дерево с иерархической структурой. Сетевая модель использует ту же терминологию, что и иерархическая модель: «узел», «уровень» и «связь». Единственное отличие между иерархической и сетевой моделями данных заключается в том, что в последней каждый элемент данных (узел) может быть связан с любым другим элементом (узлом). Реляционный тип баз данных отличается построением в виде таблиц. Следовательно, реляционная база строится из строк и столбцов. Информация в строках включает в себя записи, а в столбцах - структуру записи. В построении таких типов баз данных выделяют так называемый «первичный» и «внешний» ключи [1].

Концептуальная задача информационных баз данных заключается в размещении и хранении в их структуре данных (информации): текстовой, графической, видеоклипов, спортивных результатов, презентаций, видеолекций. Системы «Microsoft Office Access», «Microsoft Visual Studio» и «Microsoft SQL Server Compact» позволяют быстро создавать графический интерфейс будущей базы данных, изучать и добавлять информацию (данные). Базы данных, сформированные в обозначенных компьютерных программах, отличаются высоким запасом прочности, так как могут хранить сведения о нескольких миллионах обследований (результатов контрольных испытаний, функциональной диагностики и др.).

При тестировании создаваемой информационной базы данных осуществляется проверка на отказоустойчивость с помощью соответствующих современных методов. Тестируется работа всех блоков базы данных, входящих в содержание программы: например, блоки «Физическая подготовленность», «Функциональная диагностика», «Теоретические знания». Также тестируются точность и наглядность построения графиков, правильность расчетов, осуществляются мероприятия по достижению оптимального применения и использования на практике пользователем.

Наше исследование включало в себя изучение баз данных (25 единиц) и формирование их классификации. Зарегистрированные Роспатентом базы данных: 1) современные технологии в организации и проведении соревнований; 2) компьютерные технологии в науке, образовании в сфере физической культуры и спорта; 3) цифровой контент электронного обучения по силовым видам спорта; 4) показатели сферы физической культуры и спорта на основе форм федерального статистического наблюдения; 5) программа определения предрасположенности к видам спорта; 6) мультимедийная лекция на тему «Здоровое питание»; 7) база данных учебного материала «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [5]; 8) электронный курс «Физическая культура и спорт» и другие.

Созданная нами классификация содержит пять групп баз данных: 1) спортивные базы данных; 2) базы данных для создания учебно-методических комплексов; 3) библиографические библиометрические базы данных и электронные библиотеки; 4) база данных для сбора, хранения информации и организации учебного процесса; 5) база данных по

ГТО для всех возрастных групп.

Первая группа классификации по спортивной базе содержит информацию о тренерах, спортсменах, судьях, руководителях, сборных командах. Также планируется создание цифрового профиля представителей спорта высших достижений, цифрового дневника спортсмена. Спортивная база данных также раскрывает сведения о соревнованиях, стадионах, учреждениях подготовки и о физкультурных вузах. Следующая подгруппа спортивной информации содержит релевантную информацию по реестрам: например, реестр объектов спорта [2], реестр цифровых сервисов и инструментов по физической культуре и спорту, предоставляющий информацию по видам спорта, сервисам по здоровому образу жизни. Далее - подгруппа по результатам диагностических мероприятий и контрольных испытаний. Также следует отметить подгруппу по автоматизированным системам управления - например, система по присвоению спортивных разрядов.

Вторая группа классификации направлена на создание учебно-методических комплексов: во-первых, это программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в сфере физической культуры и спорта; во-вторых, это учебно-методические комплексы по дисциплинам; в-третьих, подгруппа, раскрывающая организационно-управленческие, технологические механизмы преобразования деятельности спортивной организации, учебного заведения, фитнес-центра, спортивного сооружения.

Третья классификационная группа - это библиографические библиометрические базы данных и электронных библиотек, которые предоставляют научную информацию (Scopus, Web of Science), открывают доступ к российским, международным изданиям (например, онлайн-журнал «Journal of Human Sport and Exercise», издаваемый в Испании); электронным изданиям (например, «Journal of Physical Education and Sport», Scopus); электронным библиотекам. Они позволяют проанализировать публикационную активность авторов - например, в системе «eLIBRARY» и Google «Академии». В качестве примера данной подгруппы отметим базу данных «Gale» по спортивной медицине, ФКиС, по спортивному образованию, спортивной психологии (82 журнала и видеоконтент).

Четвертая подгруппа классификации ориентирована на сбор, преобразование и хранение информации, организацию учебного (тренировочного) процесса, создание интерактивного доступа - например, к посещаемости занятий, результатам контрольных испытаний обучающихся [3]. Информация может быть размещена в репозитории, файловом хранилище, локальной системе «Directum», а также в «облачном» хранилище, служащем для формирования, хранения, открытого доступа к видеоурокам, видеолекциям, презентациям, тестам, «цифровой» литературе, методическим рекомендациям по здоровому образу жизни [4].

Пятая группа классификации - база данных по ГТО для всех возрастных категорий, база данных, частично представленная на официальном сайте Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». База данных характеризует уровень физической подготовленности населения страны, раскрывает результаты сдачи контрольных испытаний по регионам, данные по «золотым» значкам среди всех возрастных групп населения, содержит не только статистическую информацию, но и методику подготовки к сдаче норм ГТО.

На официальном сайте ГТО можно найти онлайн-консультанта по ГТО, видео по выполнению контрольных упражнений, а также нормативные документы, новости и др. В качестве примера рассмотрим зарегистрированную базу данных учебного материала по ГТО, созданную авторами О.А. Снимщиковой и Т.А. Леоновой (свидетельство о регистрации базы данных от 8 июня 2020 г. № 2020620938). Учебный материал сформирован для ознакомления студентов со структурой ГТО, а именно с историей, контрольными испытаниями, возрастными категориями участников, мероприятиями по ГТО и системой подготовки.

ВЫВОДЫ

Классификация систематизирует информационное пространство по физической культуре и спорту, обогащает знаниями по разновидностям баз данных и их целевому назначению, указывает компьютерные программы для создания баз данных. Классификация совершенствует теоретическое поле проблемы цифрового сопровождения сферы физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П. Н. Биленко, В. И. Блинов, М. В. Дулинов, Е. Ю. Есенина, А. М. Кондаков, И. С. Сергеев. - Москва : Перо, 2019. - 98 с.

2. Всероссийский реестр объектов спорта // Министерство спорта Российской Федерации : [официальный сайт]. - URL: https://minsport.gov.ru/activities/vros/ (дата обращения: 12.04.2020).

3. Магомедов, М.Ш. Физическая активность студентов в российских и зарубежных исследованиях / М.Ш. Магомедов, Н.М. Нуцалов, А.А. Стеблев // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -Москва, 2021. - С. 335-340.

4. Рыбакова Е.О. Значение фитнеса в рекреационной подготовке будущих бакалавров физической культуры / Е.О. Рыбакова Е.О., Т.Н. Шутова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 93-101.

REFERENCES

1. Bilenko, P.N., Blinov V.I., Dulinov M.V., Yesenina E.Y., Kondakov A.M. and Sergeev I.S. (2019), Didactic concept of digital professional education and training, Moscow.

2. Ministry of sport of Russian Federation (2011), All-Russian Register of sports facilities, available at https://minsport.gov.ru/activities/vros/.

3. Magomedov, M.S., Nutsalov, N.M. and Steblev, A.A. (2021), "Physical activity of students in Russian and foreign studies", Current problems, current trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects, materials of the III All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, pp. 335-340.

4. Rybakova, E.O. and Shutova, T.N. (2017), "The importance of fitness in the recreational training of future bachelors of physical culture", Bulletin of the Tula State University. Physical education. Sport, No. 2, pp. 93-101.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.09.2021

УДК 372.879.6

ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ ГТО ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Дмитрий Владимирович Яковенко, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Геннадьевна Чистякова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович

Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Аннотация

В связи с увеличением интенсивности учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, значительно происходит снижение физической активности, что приводит к гиподинамии детей и является негативным фактором, который приводит не только к снижению физических показателей, но и к различным отклонениям в состоянии здоровья. Цель исследования - подготовить детей 5-6 лет к выполнению испытаний комплекса ГТО с помощью применения элементов игровых технологий на занятиях физической культурой в дошкольных образовательных учрежде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.