REFERENCES
1. Vasilkovskaya, Yu.A., Tomilin, K.G., Malygina, L.V., Tumasyan, Yu.A. and Maksimenko, V.G. (2020), "Human vitality: techniques that increase the physical fitness of those involved (the complex "Ready for labor and defense")", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 49-56.
2. Zuev, V.N. and Smirnov, P.G. (2016), "On the conversion of the legal vector into the GTO complex for the synergistic effect of the branch state ideology of 1931-2015", Theory and practice of physical culture, No. 5, pp. 46-49.
3. Lubysheva L.I. (2019), "All-Russian physical culture and sports complex GTO: modern development trends", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 95.
4. Regulations on the All-Russian physical culture and sports complex of the TRP, available at: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/ (accessed: 26/12/2019).
5. Tomilin, K.G., Mikhailova, T.V. and Kuznetsova, M.M. (2020), Sailing: A Yearly Training Cycle for Qualified Racers: A Study Guide, Lan, St. Petersburg.
6. Tomilin K.G. (2010), "Features of operator activity of highly qualified yachtsmen-racers", Bulletin of sports science, No. 6, pp. 7-9.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.11.2020
УДК 796.015.68
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВУЗА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Александр Сергеевич Вербицкий, тренер-преподаватель, Пермский национальный политехнический университет; Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный политехнический университет, Пермский государственный институт культуры
Аннотация
Введение. Ограниченным образом происходит применение технических инноваций, в современном учебном процессе физической культуры и спорта вузов. Целью нашего исследования было внедрение в учебный процесс ФК и С Пермского национального политехнического университета технического устройства для тестирования у студентов упражнения "подъем туловища из положения лежа". Исходя из классификации методов исследования, применялись: наблюдение, анализ научной литературы, опрос, синтез, моделирование, педагогический эксперимент. Результаты исследования и их обсуждение: - разработан макет и создан прототип технического устройства для тестирования и отработки силовой выносливости мышц брюшного пресса ("Автоматизированный комплекс для тестирования упражнения подъем туловища из положения лежа"); - апробирован автоматизированный комплекс в учебно-тренировочном процессе ФКиС; - на основе полученных экспериментальных данных разработаны рекомендации по внедрению автоматизированного комплекса в учебно-тренировочный процесс ФКиС, прикладной физической культуры студентов вуза. Выводы - техническое устройство, внедрённое в учебный процесс ФКиС, позволило простимулировать психологическую и функциональную подготовку студентов, тем самым увеличить их мотивацию к спортивной деятельности.
Ключевые слова: техническое устройство, тренажёры, студенты, физическая культура и спорт, ГТО.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p73-76
DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AUTOMATED SYSTEMS FOR
MONITORING THE PERFORMANCE OF TEST EXERCISES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY
Alexander Sergeevich Verbitsky, the trainer-teacher, Perm National Polytechnic University; Anatoly Aleksandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm
National Polytechnic University, Perm State Institute of culture
Abstract
Introduction: technical innovations are applied in a limited way in the modern educational process of physical culture and sports of higher education institutions. The purpose of our research was to introduce the technical device for testing the exercise "lifting the torso from lying position" in the educational process of physical culture and sport in Perm National Polytechnic University. Methodology and organization of the research-used: the observation, analysis of scientific literature, survey, pedagogical experiment, modeling, construction. Research results and discussion - a mock-up was developed and a prototype of a technical device was created for testing and testing the strength endurance of abdominal muscles ("Automated complex for testing the exercise lifting the trunk from a lying position"); - the automated complex was tested in the training process of the physical culture and sport; - based on the experimental data obtained, recommendations were developed for the implementation of the automated complex in the training process of the physical culture and sport, applied physical culture of University students. Conclusions: the technical device implemented in the educational process of physical culture and sport allowed to stimulate the psychological and functional training of students, thereby increasing their motivation for sports activities.
Keywords: technical device, student, physical culture, RLD.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач современного образования является перевод вузов на научно-исследовательскую деятельность. Что предполагает стимулировать научно-исследовательские кафедры, вести поиск новых форм и методик работы путем эмпирических и теоретических исследований не исключая кафедру физической культуры и спорта [1, 2, 3]. Повсеместное внедрение в современном обществе разнообразных гаджетов, смартфонов и др. технических устройств ставит перед педагогами физического воспитания в вузе ряд задач. Применение в учебном процессе физвоспитания в вузе технических устройств с использованием компьютерных программ на сегодняшний день не находит широкого применения. Такое положение вещей может быть объяснимо: сложность самого технического устройства, требующая определенной квалификации от пользователя; дорогостоящие устройства; узкая направленность и специфичность устройства. Действительность сегодняшнего дня говорит о том, что провести учебно-тренировочное занятие в физической культуре и спорте невозможно без использования тренажеров, тренировочных устройств и технических средств, которые предназначены для обучения студентов [3].
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения студентов физической культуре и спорту в вузе.
Предмет исследования: введение в учебно-соревновательную деятельность студентов вуза технического устройства для тестирования упражнения "подъем туловища из положения лежа".
Цель исследования: 1. Создание и апробирование технического устройства с использованием компьютерных технологий. 2. Получение объективных данных при помощи технического устройства с обратной связью и срочной информацией.
Задачи исследования:
1. Разработка макета и создание прототипа технического устройства для отработки силовой выносливости мышц брюшного пресса ("Автоматизированный комплекс для тестирования упражнения подъем туловища из положения лежа").
2. Апробирование автоматизированного комплекса в учебно-тренировочном процессе ФКиС. На основе полученных экспериментальных данных разработать рекомендации по внедрению автоматизированного комплекса в учебно-тренировочный процесс ФКиС, прикладной физической культуры студентов вуза.
3 Статистическая обработка полученных данных и написание рекомендаций.
Исходя из классификации методов исследования, применялись: наблюдение, анализ научной литературы, опрос, синтез, моделирование, педагогический эксперимент.
За основу наших разработок было принято одно из упражнений комплекса ГТО -"подъем туловища из положения лежа". Именно для этого упражнения создавалось техническое устройство "Автоматизированный комплекс" по тестированию данного упражнения. Согласно исследования ученых, по назначению можно выделить тренажеры различных видов направленности, развивающих: физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную подготовку спортсменов. Тренажеры, по своей структуре подразделяются - с обратной связью, так и без обратной связи. [1, 3]. Название "тренажер" в контексте нашего технического устройства может быть применимо. Основными характеристиками устройства являются следующие: простота, доступность, наличие обратной связи, присутствие срочной информации. Тренажер с обратной связью указывает на погрешность, неточность в выполнении в момент выполнения упражнения [3]. Представленное нами устройство может быть использовано при сдаче нормативов современного Комплекса ГТО. Одним из упражнений Комплекса является "поднимание туловища из положения лежа". Судейство данного упражнения - достаточно сложный процесс. Судья должен учитывать множество критериев таких, как время выполнения, счет повторений, технику повторений и т.д. Также в исполнении своих обязанностей судья должен быть объективен. При массовой сдаче нормативов Комплекса ГТО особенно трудно исключить разногласия между судьей и испытуемым.
У судьи накапливается физическая усталость. Снижается скорость реагирования, концентрация внимания и, как следствие, падает объективность оценивания выполнения упражнения. Использование в судействе данного устройства обеспечит процесс контроля более широкими возможностями и позволит судье более качественно выполнять свои обязанности. Преимуществом данного устройства является отсутствие элементов, сковывающих движения испытуемого - ремней, креплений, педалей, кнопок и т.д. В ходе выполнения упражнения испытуемому не требуется касаться каких-либо механизмов, фиксирование выполненного повторения осуществляется бесконтактно, с помощью электронных датчиков. Это означает, что при правильном выполнении упражнения срабатывают датчики, и их срабатывание сопровождается звуковым и световым сигналом. При истечении времени на выполнение упражнения датчики перестают срабатывать, а результат количества повторений виден на дисплее. При неправильном выполнении, например, не сработал один из датчиков, ведение счета повторений не будет осуществлено.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты апробации технического устройства. Экспериментальное апробирование нашего технического устройства происходило на занятиях по прикладной ФК среди студентов горно-нефтяного факультета ПНИПУ и студентов ПГИК с 04.02.20 по 13.03.20. количество студентов, принявших участие в апробировании — 1120 человек. Студенты были поделены на контрольную (КГ) 560 человек и экспериментальную (ЭГ) 560 человек группы. В результате апробации определилось следующее:
1) Среди испытуемых студентов проявился активный интерес к техническому устройству у 89% ЭГ.
2) В результате опроса, испытуемые студенты отмечают повышение объективности судейства при контроле выполнении упражнения 96%.
3) Экспериментальное апробирование технического устройства позволило большему количеству испытуемых студентов ЭГ за меньшее время сдать контрольное упраж-
Рисунок 1 - Техническое устройство для тестирования упражнения "подъем туловища из положения лежа"
нение в сравнении с КГ в среднем 1,5 раза.
4) Преподаватели, осуществлявшие судейство контрольного упражнения при помощи технического устройства, более качественно, быстро и объективно выполняли свои обязанности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение тренажёрного устройства позволило целенаправленно решать вопросы в управлении учебно-тренировочного процесса студентами, эффективно и более качественно проводить обучение технике, повысить способность мотивировать процесс приобретения знаний одновременно развивать физические качества. После проведённого апробирования работы технического устройства на занятиях со студентами по ФКиС позволило активизировать их самоконтроль, стимуляцию проявления сознательной оценки результатов своей деятельности. Для достижения максимального эффекта, во избежание ошибок. Техническая сторона устройства проста и надежна, потенциально способна работать при тестировании большого количества испытуемых, например, при массовой сдаче комплекса ГТО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий, А.С. Статистический анализ отношения преподавателей физической культуры к использованию в учебном процессе ИК технологий / А.С. Вербицкий, А.А. Оплетин, Г.А. Гавронина // Международная научно-практическая конференция "Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса". -Набережные Челны, 2015. - С. 60-62.
2. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К. Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 36-41.
3. Патент № 163369. Тренажер для отработки навыков оказания первой медицинской помощи : № 2015152172/14 : заявл. 12.04.2015. : опубл. 20.07.2016 / А.А. Оплетин, Н.П. Оплетина, В.Д. Паначев, З.М. Кузнецова. - Электронная копия доступна на сайте Федерального института промышленной собственности // ФИПС : [сайт]. - URL: https://patents.s3.yandex.net/RU163369U1_20160720.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
REFERENCES
1. Verbitsky, A.S., Opletin, A.A., Gavronina, G.A. (2015), "Statistical analysis of the attitude of physical culture teachers to the use of IR technologies in the educational process", International scientific and practical conference "Modern problems and prospects for the development of physical culture, sports, tourism and socio-cultural service", Naberezhnye Chelny, pp. 60-62.
2. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A., Kil, K.D. (2011), "Competence approach to designing individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (71), pp.36-41.
3. Opletin, A.A., Opletina, N.P., Panachev, V.D., Kuznetsova Z.M. (2015), "Simulator for practicing first aid skills", The patent for useful model No. 163369 from 04.12.2015, available at: https://patents.s3.yandex.net/RU163369U1_20160720.pdf (data accessed: 01.10.2020).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2020
УДК 372.363
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Надежда Алексеевна Винокурова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Ивановна Сентизова, кандидат педагогических наук, доцент, Институт физической куль-