Научная статья на тему 'КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БЮРОКРАТИЗМА'

КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БЮРОКРАТИЗМА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИЧЕСКИЙ РУССКИЙ БАЛЕТ / ИСТОРИЯ / ЭВОЛЮЦИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / БЮРОКРАТИЯ / CLASSICAL RUSSIAN BALLET / HISTORY / EVOLUTION / MODERNITY / BUREAUCRACY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Савельева О.В., Капустина С.А.

В данной статье нами был осуществлен анализ развития классического балета в Российской Федерации. Затронув историю данного вида искусства, мы разобрались с тем, какие события повлияли на его становление в истории нашей страны, что повлияло на его изменение, а также, почему реорганизация в руководстве и приход к власти бюрократов так отрицательно повлияли на классический русский балет. В итоге, мы приходим к выводу, что «менеджеров» в балете стоит заменить людьми, недалекими от искусства и знающими, что нужно сделать для того, чтобы русский балет не потерял своих истоков, продолжал процветать, восхищать и радовать людей по всему миру.In this article, we analyzed the development of classical ballet in the Russian Federation. Having touched upon the history of this type of art, we figured out what events influenced its formation in the history of our country, what influenced its change, and also why the reorganization in leadership and the rise to power of bureaucrats had such a negative effect on classical Russian ballet. As a result, we conclude that the “managers” in ballet should be replaced by people who are not far from art and know what needs to be done so that Russian ballet does not lose its origins, continues to flourish, delight and delight people around the world.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БЮРОКРАТИЗМА»

КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БЮРОКРАТИЗМА

О.В. Савельева, старший преподаватель С.А. Капустина, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10546

Аннотация. В данной статье нами был осуществлен анализ развития классического балета в Российской Федерации. Затронув историю данного вида искусства, мы разобрались с тем, какие события повлияли на его становление в истории нашей страны, что повлияло на его изменение, а также, почему реорганизация в руководстве и приход к власти бюрократов так отрицательно повлияли на классический русский балет. В итоге, мы приходим к выводу, что «менеджеров» в балете стоит заменить людьми, недалекими от искусства и знающими, что нужно сделать для того, чтобы русский балет не потерял своих истоков, продолжал процветать, восхищать и радовать людей по всему миру.

Ключевые слова: классический русский балет, история, эволюция, современность, бюрократия.

Балет - колыбель русского искусства, а также то, что в скором времени может уйти из нашей жизни в том виде, в котором его знали еще 3 столетия назад. Изменения в русском балете волнуют не только просвещенных и знающих людей, но также и тех, кто целенаправленно пошел в театр еще 30 лет назад, а сегодня по чистой случайности попал на тот же спектакль, сравнил постановки и ужаснулся. Именно поэтому проводимый нами анализ в данной статье как никогда актуален.

Целью данной работы является выяснение причин деградации русского балета, а также попытка понять, какую роль во всем этом играет бюрократия.

В данной статье мы затронем историю, которую прошел русский балет, то, как он менялся с течением времени и в каком состоянии он находится сейчас.

Искусство - то, чем каждый из нас привык восхищаться, а в некоторых случаях и откровенно не понимать. Все зависит от той точки зрения и от того угла, с которого мы смотрим на тот или иной вид «прекрасного». Это можно сказать и о живописи, и о музыке, и о архитектуре, но в особенности о балете. Каждый от мала до велика хоть раз слышал о таком виде искусства. Кто-то считает, что это просто танцы и взмахи ногами, кто-то видит в этом кра-

соту и плавность натренированного человеческого тела, но лишь единицы знают, что в каждом «па», в каждой рифме скрывается свой смысл, «разговор» между героями и их чувства, которые выражают своим танцем артисты балета.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Классический балет пришел в русское искусство из школ Италии и Франции, которые уже на тот момент имели свою известность и признание. Русский балет с присущей ему самобытностью и «русской душой» начал формироваться в начале XIX века благодаря деятельности балетмейстера Шарля-Луи Дидло [1].

В Россию Дидло приехал уже опытным танцовщиком, поставившим свои балетные спектакли и танцы для опер, за что получил большие полномочия и свободу в творчестве. Он произвел переворот в хореографии, а также провел различные реформы: ввел обтягивающие трико и легкие костюмы без кафтанов и тяжелых башмаков с пряжками, что помогло танцорам совершенствовать свои навыки и технику за счет облегчения веса. Дидло усовершенствовал кордебалет и дал больше возможно-

стей для артистов, выступающих в нем, утвердил приоритет женского танца [2].

В России работали и другие известные иностранные танцовщики и балетмейстеры, которые помогли развитию русского классического балета: Жан-Батист Ланде, Антонио Ринальди (Фоссарно), Леопольд Парадиз и другие.

В 1738 году открывается Петербургская балетная школа, руководителем и создателем которой является Жан-Батист Ланде. Ныне эта школа называется Академией русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой. В ней учатся талантливейшие дети со всего мира и выпускаются танцоры, работающие в самом «сердце» классического балета - Большом театре в Москве, Мариинском театре в Санкт-Петербурге и Гранд-опере в Париже.

На рубеже XVIII-XIX вв. начинают «сиять» и русские балетмейстеры, композиторы, исполнители - В.М. Михайлова, А.С. Сергеева, Т.С. Бубликов, Г.И. Райков, Н.П. Берилова, А.Н. Титов и многие другие [3]. Настоящий переворот в классической балетной музыке совершает Пётр Ильич Чайковский, внёсший в нее свое неповторимое звучание, глубокое содержание и выразительность. Его «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» навсегда вошли в историю классического русского балета и до сих пор в самых различных постановках продолжают радовать и восхищать зрителя.

Классический русский балет также включает в себя следующие названия: «Пахита», «Жизель», «Дон Кихот», «Корсар», «Сильфида», «Эсмеральда», «Баядерка» и «Раймонда». Всех их можно увидеть на сцене театров и сейчас.

Русский балет в значительной степени стал главенствовать над европейским и пока что, несмотря на значительные изменения, продолжает сохранять свое лидирующее положение, но, наблюдая, за тем, как эволюционирует балет, не составит труда увидеть отрицательные тенденции в его развитии.

Начало XX века ознаменовалось стремлением ко всему новаторскому и не стереотипному, уничтожению старого и того самого что ни на есть классического рус-

ского балета. Значительное влияние на русский балет оказала Революция 1917 года, когда в эмиграцию уехала почти вся петербургская труппа, балетмейстером которой являлся Мариус Петипа, поставивший многие спектакли и оставивший огромный след в развитии классического балета. После Революции с текстами Петипа делали все, что хотели: переставляли местами номера, изменяли, вставляли свое, выкидывали «ненужное» [4]. Именно поэтому сегодня не удастся посмотреть настоящий классический русский балет. Это будет не он в своем первозданном виде, а лишь советская редакция подлинника.

В «верхушку» русского балета все больше приходят люди, далекие от искусства и непонимающие самой составляющей постановки и танца - типичные бюрократы, подчиняющиеся аппарату, стоящему над обществом. Балет все больше приближается к спорту, теряя свое драматургическое значение и изящную красоту. Техника начинает перевешивать само содержание и мысль, которую когда-то пытались донести балетмейстеры до зрителя.

Искусство, а в особенности балет становится еще одним источником заработка денег, из-за чего вся уникальность постановок теряется, тем самым знающий зритель наблюдает деградацию русского классического балета.

Бывший премьер Большого театра, а ныне ректор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе не раз говорил о том, что «менеджеры» в искусстве - то, что всегда будет мешать развитию самого этого искусства. Менеджеры умело используют творческих людей для того, чтобы продвигать свои идеи, идущие вразрез с самим понятием «русского классического балета». Многие, теряя голову от возможностей, перекраивают постановки, меняют номера, уничтожают то, что было создано великими балетмейстерами и людьми искусства.

Попытка урвать больше, но сделать меньше и попроще, приводят к тому, что балет начинает терять свою популярность и значение. Все меньше мы слышим об артистах балета, прославившихся своей индивидуальностью и талантом, а не уме-

нием оказаться в нужное время в нужном месте.

При всем желании попасть в театр на балет, это будет сделать практически нереально, ибо цены на билеты на такие спектакли достигают всех мыслимых и немыслимых высот. Балет становится не тем, что несет какое-то эстетическое наслаждение или важность для истории и искусства, а тем, что хорошо и дорого продается.

Для того, чтобы изменить данную ситуацию и вернуться к тому, с чего балет начинался и какой смысл он в себе нес, важно отдать как можно больше возможностей и свободы творческим людям, лю-

лет от различных посягательств окружающего мира, не понимающего всей ценности русского классического балета.

Анализируя все вышеперечисленное, мы можем сделать вывод о том, что вмешательство в искусство со стороны людей - менеджеров может привести к непоправимым и ужасающим последствиям, а также к частичному уничтожению того, что построили еще столетия назад. Важно помнить истоки, хранить и защищать то, что нам передали наши предки, а также делать все для того, чтобы русский классический балет сохранил то, за что он стал так популярен, важен и любим всем миром.

бящим и всем сердцем защищающим ба-

Библиографический список

1. Плещеев А.А. Наш балет. 1673 - 1899. Балет в России до начала XIX столетия и балет в Санкт-Петербурге до 1899 года - СПб.: Лань, Планета музыки, 2009.

2. Слонимский Ю.И. Дидло. Вехи творческой биографии. - Л.-М: Искусство, 1958.

3. Штелин Я.Я. Музыка и балет в России XVIII века - Л.: Тритон, 1935.

4. Федорченко О.А. Балетмейстер Мариус Петипа: статьи, исследования, размышления - Владимир: Фолиант, 2006

CLASSIC BALLET IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER CONDITIONS OF

MODERN BUREAUCRACY

O.V. Savelyeva, Senior Lecturer S.A. Kapustina, Student Samara State Economic University (Russia, Samara)

Abstract. In this article, we analyzed the development of classical ballet in the Russian Federation. Having touched upon the history of this type of art, we figured out what events influenced its formation in the history of our country, what influenced its change, and also why the reorganization in leadership and the rise to power of bureaucrats had such a negative effect on classical Russian ballet. As a result, we conclude that the "managers" in ballet should be replaced by people who are not far from art and know what needs to be done so that Russian ballet does not lose its origins, continues to flourish, delight and delight people around the world.

Keywords: classical Russian ballet, history, evolution, modernity, bureaucracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.