УДК 793.3
НЕУМИРАЮЩЕЕ ИСКУССТВО МАСТЕРА РУССКОГО БАЛЕТА (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.И. ПЕТИПА)
Клименко Н.А., Дробышева А.А., 2017 г.
Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, профессор кафедры хореографии, г. Тамбов, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, преподаватель кафедры хореографии, г. Тамбов.
Аннотация: данная статья посвящена 200-летию со дня рождения великого мастера русского балета Мариуса Ивановича Петипа. Она раскрывает отдельные этапы его творческой деятельности, останавливаясь на наиболее значимых шедеврах, которые утвердили русскую школу классического балета на мировой сцене. В данной работе частично освещены балетмейстерские приемы мастера, новые подходы и принципы работы, как с малыми формами, так и с кордебалетом, новые качества балетмейстерского мышления. Появление нового принципа балетного искусства - симфонизация танца, как результат содружества с великими русскими композиторами П.И. Чайковским и А.К. Глазуновым, утвердившимся в «Спящей красавице» и «Раймонде».
Ключевые слова: Петипа, балет, хореография, классический танец, характерный танец, симфонизация, спектакль, Спящая красавица, Щелкунчик, Баядерка.
THE UNDYING ART OF MASTERS OF THE RUSSIAN BALLET
(THE 200TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF M. I. PETIPA)
KlimenkoN.A., Drobysheva А.А., 2017 г. Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov, Professor Choreography Department, Tambov State Musical-Pedagogical Institute named after S.V. Rachmaninov,
Teacher Choreography Department,Tambov.
Abstract: the article is devoted to the 200 anniversary from the birthday of the great master of the Russian ballet Marius Ivanovich Petipa. It reveals the individual stages of his career, stopping at the most important masterpieces, which approved the Russian school of classical ballet on the world stage. In this work, partially illuminated choreography techniques master new approaches and principles with small forms, and with the corps de ballet, the ballet master of the new quality of thinking. The emergence of a new principle of the art of ballet - dance sinfonische as a result of the partnership with a great Russian composers P. I. Tchaikovsky and A. K. Glazunov, established in "Sleeping beauty" and "Raymonda".
Keywords: Petipa, ballet, choreography, classical dance, character dance, sinfonische, performance, Sleeping beauty, the Nutcracker, La Bayadere.
Русский балет! Сколько величия в этих словах! Он признан во всем мире как эталон искусства высочайшего уровня. Становление русского балета шло благодаря творчеству многих деятелей искусства прошлых столетий, однако одним из самых значимых мастеров, чье имя олицетворяет Золотой век русской хореографии, стал Мариус Петипа.
Родился Виктор Мариус Альфонс Петипа 11 марта1818 года в Марселе (Франция), в семье творческих людей - балетмейстера Жана Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Грассо.
В 1822 году семья Ж. Петипа переезжает в столицу Бельгии - Брюссель. Здесь Мариус учится в гимназии, совмещая получение общего образования с музыкальным в консерватории. Он изучал сольфеджио, игру на скрипке у, тогда еще совсем молодого юноши, Ф. Шуберта. Обучаться танцевальному искусству он начал уже с семи лет у своего отца Ж. А. Петипа, который, по воспоминаниям Мариуса Ивановича «переломал о его руки и ноги не один смычок».
В тринадцатилетнем возрасте состоялся его дебют как танцовщика в балете его отца «Танцемания». Можно сказать, что с 1831 года начинается его творческая жизнь. Здесь же в Брюсселе, спустя всего несколько лет Мариус получает в театре города Нант место первого танцовщика и
балетмейстера. В обязанности юногомастера входило сочинение танцев для опер, балетных номеров для дивертисментов, а также постановка авторских одноактных балетов собственного сочинения. Таким образом, начиная с 1832 года по 1843, Мариус Петипа работает и в качестве танцовщика и в качествебалетмейстера(иногда в содружестве с отцом - Ж. Петипа)во многих городах Франции -Марселе, Лионе, Бордо. В 1844 году Мариус Петипа приглашен в Мадрид, первоначально в качестве танцовщика Королевского «Театра-цирка», а уже в 1845 году в качестве постановщика. Здесь будущий великий мастер проработал до 1846 года.
Особой поездкой, изменившей творческую (и не только) жизнь М.И. Петипа становится приезд в мае 1847 годав Россию. По прибытию в Санкт-Петербург, заключается контракт Мариуса Петипа с дирекцией театра Его императорскогоВеличествана амплуа «танцора-мима». Уже в 1862 году Мариус Петипа становится штатным балетмейстером, а в 1869 главным балетмейстером петербургской балетной труппы, которую и возглавляет вплоть до 1903 года.
За свою долгую творческую жизнь Мариус Петипа поставил более 60 балетов - «Дочь фараона», «Царь Кандавл», «Млада», «Пробуждение Флоры», «Пахита», «Камарго», «Сон в летнюю ночь», «Корсар», «Баядерка», «Спящая красавица» и мн. др.
Будучи еще танцовщиком, молодой Петипа с интересом изучал танцы прошлых эпох и впоследствии, в своем творчестве их применял, талантливо вводяв структуру многоактных балетов. Примером этого может служить балет А.К. Глазунова «Раймонда», который появился на театральной сцене в 1897 году. Лексика балета - это академический классический танец XIX века, действие балета - ХШвек. Мастер движениями классического танца создает средневековую атмосферу эпизода, когда Раймонда играет на лютне, а две близкие подруги и два трубадура танцуют романеску. В копилке танцевальных миниатюр М. Петипа находится и «Романеска классическая». Она имеет и другое название «Романеска с прогулкой», построенная на движениях бытового (салонного) танца XVII века: pasmenus, paschasse, pasjete и др. Композиция создана в стиле рококо (в переводе с французского термин «rococo» означает буквально - «украшение в форме раковины») и напоминает фарфоровую статуэтку. Этот художественный стиль не терпел прямых линий, и все позы и позировки имеют плавные, изогнутые и причудливые формы, создавая впечатление лёгкости и изящности. Именно в такой манере и построена «Романеска классическая. Как отмечает Н.П. Ивановский: «Кроме М.И. Петипа ни один балетмейстер не брал романеску в качестве хореографического мотива для иллюстрации танцев XVI-XVII веков» [3,с. 44]. Равнозначное значение романескам составляет «Классический менуэт» из оперы В.А. Моцарта «Дон Жуан». «Характер ее заставляет предположить, что М. Петипа лишь отредактировал постановку, восходящую к началу XIX века» [3,с.66]. Все эти постановки, даже находясь в структуре балетного произведения, имеют свою художественную ценность и свою индивидуальную сценическую жизнь, исполняясь как самостоятельное творение.
Многие миниатюры, как сольные, так и дуэтные, он сочинял по просьбе артистов балета для своих бенефисов. Подтверждением этого служит обращение знаменитой балерины Матильды Ксешинской к мастеру, сохранившееся в его воспоминаниях в книге «Мариус Петипа»: «Очень дорогой и крайне любезный господин Петипа! <...> Я обращаюсь к Вам, дражайший г. Петипа с просьбой сочинить для меня очень, очень хорошенькое pasdedeux и обещаю, что Вам за меня не стыдно будет. <.> Примите заранее выражение благодарности очень Вам преданной
Матильды Ксешинской.»[4, с.61].
В творческой биографии М.И. Петипа одним из значимых периодов является его сотрудничество с великим русским композитором П.И. Чайковским. Результатом этого союза является создание таких шедевров балетного искусства, как «Лебединое озеро»,«Щелкунчик»(в соавторстве с Л.И. Ивановым) и «Спящая красавица».
Балет «Спящая красавица» это подлинный шедевр, который венчает не только творчество Петипа, но и становится живым воплощением стиля его эпохи, стиля спектаклей, так называемого «Гран-балет» или большой балет. Отечественные искусствоведы отмечают, что ничего лучше в этом роде уже никогда не было создано позже. Да и у П.И.Чайковского «Спящая красавица» - это самый совершенный и самый хореографический балет. Музыке спектакля свойственны необъяснимая теплота и мажорность, вводящая нас в необычайно сказочный мир. В «Спящей красавице» получил развитие новый принцип балетного искусства - симфонический танец:«. понятие, обозначающее
танец, который подобен симфонической музыке» [1, с.465]. Гениальная партитура П.И. Чайковского способствовала тому, что и балетмейстер-Петипа ощутил на себе ее (симфонической музыки), властно влияя на его творческую составляющую балета. В «Спящей красавице» образно-симфоническое содержание танцапроявилось как в массовых композициях, так и в сольных партиях :«Чайковский толкал балетмейстера на путь создания симфонизированного танца и музыкально-хореографических образов. Хореографическое разрешение спектакля еще раз показало необычайную одаренность Петипа и его неиссякаемую творческую фантазию. Исключительная стройность построения танцев и их строгая согласованность между собой усиливали впечатление от спектакля» [2, с.235].Спектакль был поставлен в 1890 году, когда Петипа был довольно в преклонном возрасте, ему было уже далеко за 70 лет. «Энциклопедией классического танца» называл Ю. Слонимский хореографию «Спящей красавицы». «Я бы даже сказал больше: энциклопедия всего балетного творчества. Всякий раз, когда предстоит ставить новый балет, надо снова и снова вникать в «Спящую красавицу», снова и снова советоваться с Петипа» [4, с.303].
В творческом наследии М. Петипа, помимо собственных постановок есть и гениальные редакции балетов предшественников. Одним из таких является балет А. Адана «Жизель». В 1884-м году гениальный балетмейстер сумел обновить и продлить сценическую жизнь спектакля, до этого существовавшего в постановках Ж. Перро и Ж. Коралли. М. Петипа бережно сохраняя стиль романтической эпохи, вдохнул новую жизнь в спектакль, изменив принципы построения кардебалетного танца, который он упорядочил строгими линиями, добавил легкости и полетности танцу сказочных виллис, благодаря введению в их лексику пальцевой техники, переработал сольные партии балета. Его редактура настолько гармонично и мастерски огранила весь балетный спектакль, что на сегодняшний день балетмейстер является полноправным третьим автором хореографии балета «Жизель». Литературная основа спектакля, созданная писателем-романтиком Т. Готье, отразила славянскую легенду о призрачных виллисах - умерших молодых прекрасных девушках, преданных своими возлюбленными и отныне призванных мстить за свою несчастную долю, убивая молодых мужчин.
В балете впервые используются белые тюники, воплощавшие облик неземных существ, с веночками на голове и крылышками за спиной. После спектакля «Жизель» белый цвет считается символом романтического балета. В первую очередь идеями романтизма проникнуто все музыкальное искусство XIX векаи, как следствие, балетное.Это стремление уйти от несовершенного, порой низменного мира, к высокому внутреннему миру человека. Характерными представителями романического стиля в музыке стали Ф. Шуберт, Р. Шуман (более ранний период), Ф. Шопен (наиболее яркий представитель), К. фон Вебер (более поздний период) и др. В ранний период романтического стиля в балетах это - Ж. Перро, Ж. Коралли, А. Бурнонвиль, Ф. Тальони, А. Сен-Леон. М. Петипав более поздний периодразвивает идеи романтизмав таких его балетах, как: «Жизель», «Баядерка», «Дон-Кихот» и мн.др.
Ярким творением хореографа является балет Л. Минкуса «Баядерка», где сказочным образом сочетались напряжённое драматическое действие балета, яркий характер главной героини и хореография. «Баядерка» стала воплощением принципа органичного единства музыки, танца и драмы, который впоследствии Петипа разовьет в других своих спектаклях. - От спектакля к спектаклю складывались и утверждались каноны «большого балета», где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. Балетмейстер был в постоянном творческом поиске танцевальной образности. Обобщённый образ рождался в развитии пластических тем - благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Балет «Баядерка» насыщен ансамблевыми композициями. В данном контексте нельзя не упомянуть об особенности работы балетмейстера над сочинением массовых сцен. Петипа пользовался миниатюрными фигурками, вырезанными из картона и изображавшими танцовщиков и танцовщиц. Отыскивая наиболее удачное разрешение того или иного массового танца, он расставлял эти фигурки на столе, добиваясь нужного ему танцевального рисунка. Остановившись на наиболее удовлетворявшей его композиции, Петипа немедленно записывал ее, отмечая танцовщиков крестиками, а танцовщиц кружочками. Запечатлев на бумаге узловые моменты кордебалетного танца, балетмейстер тут же отмечал стрелками перестроения и переходы от одной группы к другой [4, с.242].
М. Петипа в своем творчестве обращался к темам ранее воплощенными многими балетмейстерами. Одной некогда рассказанной на сцене историей балетмейстерами-предшественниками Ф. Хильфердингом, Ж.Ж. Новером, Ш.Л. Дидло, был балет «Дон Кихот». Мастер сам разработал его новую трактовку и создал либретто, основываясь на истории испанского цирюльника Базиля и его возлюбленной Китри. За написанием музыки хореограф обратился к композитору Л. Минкусу. Балет «Дон Кихот», поставленный в 1869 году, имел оглушительный успех. В нем балетмейстер в полной мере смог отразить свою любовь к характерным танцам, на чем и построил этот спектакль. Надо отметить, что в творчестве Мариуса Петипа он (характерный танец) занимал большое место. Возможно, это связанно с ранними периодами его деятельности, ведь артистические возможности Петипа как танцовщика, в большей степени проявились именно в характерном танце. Балетмейстер, на протяжении всей своей жизни с интересом изучал народную хореографию и создавал в структуре балетного спектакля яркие, колоритные характерные танцы. Практически во всех балетах М. Петипа присутствует характерный танец: испанский, польский, индусский, венгерский, китайский и др. Француз по происхождению - русский по призваниюМ. Петипа посвятил свою жизнь России, считая ее своей второй Родиной. И во многих произведениях присутствие русского танцастало обязательным.
М.И. Петипа за свою длинную (92 года) жизнь знал и продолжительные периоды оглушительной славы, и горькие времена забвения. Умер великий мастер в Крымув Гурзуфе в 1910 году, где он и был похоронен.
Сегодня имя Мариуса Петипа известно всему хореографическому миру. И его творчество является примером и вдохновителем для современных мастеров балетного искусства.
Список литературы
1. Балет: энциклопедия. / Гл. ред. Ю.Н. Григорович. - М.: Издательство «Советская энциклопедия»,1981. - 623 с.: ил.
2. Бахрушин Ю.А. История русского балета. 4-е изд, испр. - СПб.: Издательство «Лань»;«Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2009. - 336 с.: ил. (+ вклейка, 16 с). - (Мир культуры, истории и философии).
3. Ивановский Н.П. Бальный танец ХУ1-Х1Х вв. - Л.М.: Государственное издательство «Искусство», 1948. - 215 с.: ил.
4.Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. / Ред. коллегия: Ф. Блинов, В. Гиль, А. Гозенпуд и др. - Л.: Издательство «Искусство», 1971. - 446 с.: ил.